Понятие смысла жизни и его составляющие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра

Социальной психологии

Курсовая работа на тему:

«Понятие смысла жизни и его составляющие»

Выполнила:

Студентка 4 курса

Очного отделения

Факультета психологии

Специализация:

социальная психология

Бурмистрова Е.В.

Научный руководитель:

Плахотникова И.В.

МОСКВА 2010

Содержание:

Введение 3

15 стр., 7045 слов

Методические указания для студентов 4 курса заочного отделения ...

... изучаемым студентами в рамках специальности 020400 «Психология» в 7 семестре 4 курса заочного отделения факультета с сокращенными сроками обучения. Методические указания рассмотрены ... и одобрены на заседании методической комиссии психологического факультета Института экономики, ...

Глава 1. Рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии

  1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе 4

1.2 Оптимальность смысла жизни как одна из основных его характеристик 9

Глава 2. Составляющие смысла жизни

2.1 Ценностно-смысловая сфера личности 19

2.2 Смысложизненные ориентации личности 28

Заключение 34

Список литературы 36

Введение:

Актуальность проблемы:

Проблема смысла жизни человека, которая во все времена была чрезвычайно значимой, в XX в. приобрела особую актуальность: она все больше перерастает в проблему смысла жизни человечества. Вопрос о смысле жизни является не просто предметом научных споров философов, эстетиков, психологов — он неразрывно связан с практикой жизни каждого человека в отдельности и человечества в целом.

Цель исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии и её составляющих.

Объект исследования: понятие смысла жизни

Предмет исследования: составляющие смысла жизни

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть различные точки зрения о понятии смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе
  2. Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека
  3. Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни
  4. Рассмотреть смысложизненные ориентации личности как составляющую смысла жизни.

Глава 1. Рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

... -ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и функции). ... в урбанизированной среде. / А.А. Литвинова // Архитектурные тетради. Вып. 2. Современные проблемы архитектуры и стратегия архитектурного образования. Минск, 2006. С. 273-278 Лапшина Е.А. ...

1.1 Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.

В настоящее время существует множество различных подходов к проблеме смысла жизни. Ниже мы ознакомимся с некоторыми из них. Но для начала следует рассмотреть наиболее общее определение понятия «смысл жизни». Для этого мы обратились к психологическому словарю, где смысл жизни определяется как особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Смысл жизни — «механизм», работа которого имеет «судьбоносное» значение для человека (10).

Смыслу жизни посвящен ряд совершенно противоположных по своей сути философских течений. Одной из наиболее древних считается концепция Экклезиаста. В ней говорится о ничтожности и суетности человеческой жизни. Жизнь человека, считал Экклезиаст, это вздор, бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагал, что составляющие жизни – власть, труд, богатство, любовь — бессмысленны, так же «как погоня за ветром». В общем, он отрицал наличие у человека смысла жизни (8).

В монографии «Три круга Достоевского», российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул новое течение, его главная идея сводится к тому, что человек сам наполняет жизнь своим личным смыслом. На первый план тут выдвигается желание целостности, чтобы «этот смысл каждый видел в «высоком» (позитивные качества личности), а не в «низком» (смысл своего существования — наличие женщин, денег и власти).

Среди русских мыслителей достаточно полно раскрыл данную проблему Ф.М. Достоевский, разгадывающий «тайны и загадки» человека во все периоды своей жизни. «Человек должен быть личностью. Каждый человек обязан оставить в обществе небольшой след своей личности». Суть смысла жизни — человеку важно быть нравственным.

Итак, мыслители и философы вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: кто-то считает, что смысла жизни нет, кто-то вкладывает в него все негативное, («страдание); третьи предполагают нечто «положительное» («счастье») и т.д. (18).

В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности (2).

10 стр., 4691 слов

Стресс в жизни и деятельности человека

... выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основе своего исследования они составили шкалу («Шкала жизненных перемен, вызывающих ... вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком ...

Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интернациональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» (2), «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» (4).

Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».

Фрейд считал, что смысл человеческой жизни, — быть счастливым, получать разнообразные наслаждения и удовольствия. Необходимо не допускать болезней, несчастий. Фрейд считает, что человек испытывает огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным.

Э. Фромм, ученик Фрейда, писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к всему позитивному (счастью, любви, верности)».

Понимание смысла своей жизни, пишет К. Обуховский, — это необходимое условие нормального функционирования.

В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [5]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.

Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни).

Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий (2).

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... тенденций поведения человека, динамики его развития как духовного и социального существа. Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, представляющем систему ее побуждений к деятельности и жизни. В основном ...

В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного(4).

Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.

Чудновский считает, что проблема смысла жизни — это проблема осознания человеком своих возможностей, постановка реальных целей.

В литературе по проблеме смысла жизни обычно подчеркивается позитивное значение этого феномена в жизни человека. Однако факты показывают, что смысл жизни может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в формировании личности. В этой связи весьма актуальной является проблема адекватности смысла жизни. Это — проблема условий, при которых смысл жизни как психологическое образование может выполнить свою основную функцию — дать человеку почувствовать удовлетворение жизнью, а в высших своих проявлениях достичь ощущения счастья (11).

Мы считаем важным отметить в нашей работе основные характеристики адекватности смысла жизни по Чудновскому:

1. Реалистичность смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизненаличным объективным условиям, необходимым для его осуществления и индивидуальным возможностям человека.

2. Конструктивность смысла жизни (позитивное влияние на личность).

Чудновский выделяет два возраста, когда подобные вопросы о смысле жизни человек задает себе особенно часто: старость, когда они звучат как «отчет» о прожитой жизни; и молодость, когда все впереди, и человек строит свои планы на будущее, впрочем, эти вопросы могут возникать перед человеком постоянно, в самые различные периоды его жизни (11).

Известно, что жизнь людей имеет позитивную сторону: жизнь хороша и интересна — в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами, окончание вуза. Мы предпочитаем теории, которые признают смысл жизни человека.

В. Франкл дал очень подробную характеристику потребности человека в поиске смысла жизни. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека — это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация — феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния — свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим (2;5).

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии ... учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориен­тированность личности на укрепление и развитие личного и обще ... стве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать ...

Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь (3).

Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека (1).

1.2 Определение оптимального смысла жизни как одной из основных его характеристик.

Рассматривая смысл жизни именно как психологический феномен, следует подчеркнуть, что одна из основных его характеристик – многозначность: «двоящаяся диалектика» жизни присуща и этому феномену – обретение смысла жизни еще не гарантирует позитивного становления личности. Парадоксальный факт: потеряв смысл существования, человек может лишить себя жизни, но вместе с тем он жертвует жизнью ради реализации определенного смысла жизни. Очень многое зависит от содержательной характеристики этого феномена, его адекватности. По-видимому, следует выделить различные уровни смысла жизни по степени его позитивного или негативного влияния на жизнь человека, становление его личности. В плане этой логики мы и рассмотрим проблему оптимального смысла жизни.

Дело в том, что в понятии «адекватность смысла жизни», соединяющем в себе его «реалистичность» и «конструктивность», главным является признак соответствия смысла жизни внешним и внутренним факторам. Но человек нередко выходит за рамки обычного «соответствия» — он максимально реализует свои возможности, достигая высоких результатов как в конкретной деятельности, так и в раскрытии собственной индивидуальности. Оптимальный смысл жизни можно охарактеризовать как гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею. Рассмотрим некоторые аспекты данного феномена.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

«Ситуационный» аспект оптимального смысла жизни. Оптимальный смысл жизни, будучи динамической структурной иерархией, может существенно изменяться под влиянием ситуации, тех или иных условий. В годы Великой Отечественной войны рассказывали о лейтенанте, который в ужасных условиях окопной жизни носил на гимнастерке белый воротничок. И это было не капризом франта, оригинальничанием, стремлением выделиться. Белый воротничок был одним из «инструментов», помогающих сохранить свое достоинство, самоуважение, держать себя в постоянной мобилизационной готовности – и в какой-то мере это был вызов судьбе: нечеловечески трудная ситуация, постоянный, ежедневный и ежеминутный поединок со смертью не заставит меня сломаться… Я такой же, каким был вчера и каким буду завтра. Феномен «белого воротничка» был проявлением оптимального смысла жизни…

Социальные катаклизмы, резкое изменение привычных стереотипов могут существенно сказаться на характере смысложизненных ориентации человека.

Оптимальный смысл жизни – такой уровень сформированных смысложизненных ориентаций, при котором человек приобретает способность в ходе реализации своей «главной линии жизни» учитывать реалии сегодняшнего дня и одновременно становиться над ситуацией, преобразовывать обстоятельства и собственное поведение.

Возрастной аспект оптимального смысла жизни. Каждый возрастной период вносит своеобразный «вклад» в процесс поиска и становления оптимального смысла жизни. Разумеется, детство не является временем его активного поиска, тем не менее, это период интенсивной подготовки «психологической почвы», на которой затем происходит его становление.

Подростковый возраст — время, когда происходит как бы «отмена» прежних ценностей и стремлений и «разравнивается площадка» для будущего «смыслостроительства»; время, когда сосуществуют парадоксально противоположные смыслы, время «конгломерата» смыслов, которые еще не стали устойчивой иерархией и, вместе с тем, существенно обусловливают характер дальнейшего «смыслостроительства».

Юность — период активного поиска именно оптимального смысла жизни, который осложняется одним парадоксальным обстоятельством: выбор главной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе и вузе мало готовит молодого человека к ответственейшему шагу — выбору «главной линии» своей жизни.

12 стр., 5879 слов

Сущность биоритмов, их роль и функции в жизни человека

... четко представлять сущность биоритмов, их роль и функции в жизни человека. Цель данной работы разобраться в том, что же такое ... уникален, для него будет характерен соответствующий только ему оптимальный образ жизни: время сна и бодрствования, режим и состав питания, ... к тому же ночью организм охлаждается, а большинство ферментов оптимально активны при температуре 37-38°C. Понижение температуры тела ...

Зрелость — период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и, вместе с тем, сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Однако характер такой стабилизации существенно обусловлен своеобразием формирования смысложизненных ориентации на предыдущих возрастных этапах. В ряде случаев период зрелости может быть временем «ломки» смысложизненных ориентаций и поиска нового жизненного смысла.

Старость. Прежде всего, это период, когда процессы инволюции становятся ярко выраженными и начинают преобладать в жизни и деятельности человека.

С этим связаны существенные изменения в психической жизни человека, в частности, изменения в его самооценке, преимущественно в сторону ее снижения. В отличие от всех других возрастов, для которых характерна тенденция развития, когда человек больше приобретает, чем теряет, в старости преобладающими становятся потери. Человек фиксирует в своем сознании, что сегодня он уже не может сделать то, что делал вчера, и резонно полагает, что завтра эта тенденция продолжит свою разрушительную работу.

С возрастом мысль о конечности человеческой жизни все более оформляется. Подкрепляясь множеством жизненных впечатлений, она проходит красной нитью через все возрастные этапы. В старости мысль о конечности жизни как бы встает во весь рост, становится актуальнейшим вопросом «текущей» повестки дня. Для человека важен не только факт наличия смерти, но и ожидание ее, осознание ее неотвратимости, неизбежности приближающегося конца. Это побуждает человека подвести итог собственной жизни. С этой точки зрения в данном возрастном периоде возникает наиболее благоприятная психологическая почва для проявления такого качества смысложизненных ориентации, как осмысленность жизни.

Если говорить об оптимальном смысле жизни в этот период, то он может быть выражен краткой формулой: «Отступать медленно, организованно, с боями». Оптимальный смысл жизни — разумно организовать сопротивление негативным обстоятельствам, не только отстаивать «каждую пядь земли», но и время от времени переходить в контратаки. Нужна «перегруппировка сил», психологическая перестройка, выработка нового отношения к окружающему и к собственной личности.

Такая перестройка включает в себя не только учет негативных факторов, присущих данному периоду, но и «настройку» на его позитивные возможности:

— возможность «целостного» отношения к собственной жизни с высоты накопленного опыта и знаний и вследствие этого восприятие конкретных обстоятельств, успехов и неудач в свете такого целостного отношения к жизни; качественные изменения в переживании успехов, которые все в большей мере становятся результатом победы над собой, а значит, результатом самосозидания;

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

— возможности по-новому воспринимать жизнь именно потому, что приближается ее финал.

Психологической перестройке в этом возрасте может способствовать и качественное изменение жизненной перспективы. Жизнь человека в будущем все больше замещается тем, что связано с ним, но уже не является им самим -дети, внуки, правнуки, ученики, последователи, дело, которое, возможно, будет продолжаться. Это его опора. Сюда постепенно «перетекает» смысл жизни.

В каждом возрастном периоде имеет место своеобразное соотношение особенностей возраста и становления смысложизненных ориентаций. Вместе с тем, существуют, по-видимому, различия в характере этой возрастной динамики у разных людей – она может быть либо более «целеустремленной», в разном возрасте сохраняющей «главную линию жизни», либо более «привязанной» к особенностям возраста. Можно выделить две возрастные ступени, для которых характерно наибольшее влияние возрастных особенностей на становление смысложизненных ориентаций: юность, когда интенсивное развитие физических и психических сил сказывается на широте и масштабности поставленных жизненных целей (при недостаточном учете реальности их осуществления), и старость – время, когда «смыслостроительство» существенно обусловливается инволюционными процессами.

Оптимальный смысл жизни и проблема инвалидности. Как ясно из сказанного, каждый возрастной период характеризуется не только особыми возможностями, но и «ограничительными рамками», которые в той или иной мере накладывают свой отпечаток на ход «смыслостроительства» и обусловливают своеобразие становления оптимального смысла жизни. Еще более отчетливо этот факт выступает в проблеме инвалидности. Выступает проблема соотношения двух феноменов дефекта и личности, соотношения сложного и неоднозначного. В работах, которые описывают пациентов, страдающих логоневрозом (13), хорошо показана негативная сторона взаимовлияния дефекта и личности: нарушена речь при логоневрозе – это лишь «верхушка айсберга». Тяжесть дефекта не только, а во многих случаях — не столько в нем самом, сколько в том, что он своими корнями «прорастает» в личность, изменяя, деформируя ее. Дефект и деформированная им личность «соединенными усилиями» усугубляют картину болезни и обусловливают трудности ее лечения.

В указанных работах фактически была создана модель личностного подхода к проблеме социореабилитации и устранения дефекта. Суть этого подхода в том, чтобы разрушить «негативный тандем», компоненты которого усиливают друг друга, отягощая картину болезни, и заменить его «позитивным тандемом», в котором личность становится союзником психотерапевта, во многом определяя эффективность процесса социореабилитации.

Тактика создания такой модели включала в себя три этапа:

1) отказ от «портрета болезни», который возникает у пациента и представляет собой навязчивую рефлексию по поводу дефекта;

2) замена «портрета болезни» «портретом неповторимости», то есть создание представления о своеобразии и богатстве индивидуальности каждого пациента, его безусловной самоценности. Таким образом, создаются условия для раскрытия его индивидуальности;

3) возникновение на этой основе «портрета здоровья», который становится личностно принятой целью процесса лечения и способствует превращению его в сотворчество пациента и психотерапевта. Таким образом, создаются условия для переосмысления пациентом своих личностных проблем и подготовки «психологической почвы» для нового смысла жизни. Фактически главная особенность данного подхода — в максимальном раскрытии индивидуальности человека и ориентации его не просто на новый смысл, а на становление именно оптимально возможного в данных условиях смысла жизни.

Показательна цель, которую ставит психотерапевт перед пациентом: «Ты можешь и должен стать оратором». Заметим: не просто устранить дефект, не просто приобрести нормальную, свободную речь, но максимально реализовать свои возможности и выйти на уровень, существенно превосходящий «норму».

Личностный подход к дефекту является ключом к решению проблемы инвалидности, а концентрированным выражением такого подхода является построение оптимального в данных условиях смысла жизни.

Оптимальный смысл жизни и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность — одна из наиболее значимых ценностей человека — является существенным компонентом структуры его смысложизненных ориентации. Достаточно упомянуть о том, что окончание профессиональной деятельности и уход на пенсию во многих случаях переживаются как личная трагедия, связанная с потерей смысла жизни, что имеет далеко идущие последствия: есть целый ряд данных о том, что окончание профессиональной деятельности человека приближает конец и его физического существования. Вместе с тем, как показывают экспериментальные исследования (7), профессиональная деятельность может занимать разное место в структуре смысложизненных ориентации. Она может быть ее ведущим компонентом и составлять главный смысл существования; в других случаях профессиональная деятельность, не являясь главным смыслом жизни, вместе с тем может быть достаточно «весомым» компонентом его структурной иерархии; наконец, профессиональная деятельность может быть «периферическим» ее компонентом. В упомянутом исследовании было показано, что существует связь между указанной градацией и особенностями проявления индивидуальности человека. В тех случаях, когда профессиональная деятельность занимает значимое место в структуре смысложизненных ориентации, происходит как бы сближение, соединение требований профессии и проявлений индивидуальности. Последняя «раскрывается» навстречу профессии и ее требованиям; с другой стороны, профессиональная деятельность, вбирая в себя неповторимые индивидуальные черты профессионала, выходит на более высокий уровень мастерства. Профессия и индивидуальность как бы сливаются в одно целое. По-видимому, эта взаимообусловленность, взаимодополнение профессиональной деятельности и индивидуальности — значимый фактор становления оптимального смысла жизни.

Если профессиональная деятельность занимает периферическое место в структуре смысложизненных ориентации, нередко возникает диссонанс между требованиями профессии и проявлениями индивидуальности. Последняя не справляется с требованиями профессии, либо их реализация сопровождается чрезмерным напряжением сил и так называемым эмоциональным выгоранием. Следует отметить наличие связи между оптимальным смыслом жизни и творческим отношением к профессиональной деятельности.

Сущность оптимального смысла жизни — в органическом сочетании удовлетворяющей человека жизненной цели и удовлетворения, получаемого от самого процесса ее реализации, от «сегодняшних ее результатов». Сиюминутные результаты профессиональной деятельности работают на жизненную перспективу, а последняя освещает светом особого смысла непосредственные дела сегодняшних дней.

Следует отметить особую роль «экстремальных» профессий в становлении оптимального смысла жизни. Были получены данные о том, что «экстремальность» профессии (изучались особенности смысложизненных ориентации у работников ГИБДД) может способствовать формированию философского отношения к жизни, более глубокому пониманию жизненных ценностей, стремлению к самосовершенствованию (6).

Рамки, ограничения, накладываемые профессиональной деятельностью, ее сложность и напряженность, порой связанная с риском для жизни, могут быть фактором становления оптимального смысла жизни.

Таким образом, существуют сложные соотношения между характером смысложизненных ориентаций и профессиональной деятельностью, которые следует учитывать в процессе подготовки будущего профессионала.

Оптимальный смысл жизни и проблема активно-преобразуюшего поведения. Естественно, смысложизненные ориентации должны быть адекватны тем ситуациям, тем реальностям и обстоятельствам, в которых живет человек. Однако часть обстоятельств, и очень значительную часть, составляют те обстоятельства, которые созданы им самим, или являются результатом его деятельности. Здесь возникает проблема устойчивости личности, проблема устойчивости человека перед лицом неблагоприятных обстоятельств, его способности противостоять им и преобразовывать их. Устойчивость личности не есть пассивная, статичная устойчивость, она не результат пассивного приспособления к обстоятельствам, но следствие их активного преобразования (9), результат способности человека самому создавать благоприятные условия для реализации своей главной жизненной цели.

Резкое изменение социальной ситуации в последние 15 лет принесло с собой не только гласность, свободу мнений и убеждений, но и свободу предприимчивости, предпринимательства. Мы оказались внутренне неподготовленными к этим переменам. Это проявилось, в частности, в односторонней направленности предпринимательской деятельности, которая в основном имеет своей целью изменение внешних условий и достижение материального благополучия, а не изменение «внутренних» условий, не изменение себя, не самосозидание. Стал увеличиваться диссонанс между свободой и нравственностью.

Оптимальный смысл жизни и проблема нравственности. Известен парадоксальный факт: устойчивость не есть полная независимость от обстоятельств. Наоборот, она связана с укреплением зависимости, но от «более отдаленных факторов». Применительно к устойчивости личности это означает укрепление зависимости от факторов, выходящих за пределы личности, ее непосредственных узколичных интересов и потребностей (9).

Здесь прежде всего имеется в виду зависимость от нравственных ориентиров. В годы «застоя» за нравственностью следили партийная, комсомольская, профсоюзная организации. Нарушение нравственных норм было чревато соответствующим наказанием. Такое положение вещей мало стимулировало воспитание «внутренней», то есть подлинной нравственности.

Не нужно доказывать, что опора на «нравственные инварианты» имеет непосредственное отношение к проблеме смысла жизни, в том числе — оптимального смысла жизни. При этом следует подчеркнуть значение именно общечеловеческой нравственности, которая кристаллизует в себе конденсаты многовековой исторической памяти (12).

Именно общечеловеческая нравственность, ориентированная на «наиболее отдаленные факторы» и проявляющаяся в способности человека «выйти за пределы» не только собственной личности, но и группы, класса и т.д., к которым он принадлежит, — создает «первооснову» оптимального смысла жизни. Проблема общечеловеческой нравственности стала особенно острой в связи с распространением такого явления, как терроризм, который создает угрозу для самого существования человечества. Как ни парадоксально это может казаться на первый взгляд, психология террориста основана на некоторых нравственных инвариантах: террорист служит определенной идее, которая становится для него смыслом жизни, а террористический акт — способом его реализации; он выходит «за пределы» собственной личности и отдает свою жизнь, реализуя (как ему представляется) интересы «единоверцев»; наконец, он не сомневается, что совершает богоугодный, а следовательно, нравственный поступок.

Нужна нравственность, ориентированная на «наиболее отдаленные факторы», нужны общечеловеческие нравственные законы. Нужны нравственные законы Земли, стоящие над партиями, идеологиями, нациями и вероисповеданиями. И нужна система, которая обеспечит реализацию таких законов, которая будет воспитывать «антитеррориста» с грудного возраста, а не тогда, когда сформировались и укоренились личностные установки, впитанные с молоком матери. Создание такой воспитательной системы более необходимо, чем развитие оборонной промышленности, сельского хозяйства и даже информации и информационных технологий. В противном случае некого будет защищать, некого кормить и не с кем общаться. Несомненно, что непосредственное участие в создании, отработке и функционировании такой системы — одна из главных составляющих оптимального смысла жизни.

Глава 2. Составляющие смысла жизни

2.1 Ценностно-смысловая сфера личности

Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента — ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит (14).

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения).

В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки – отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность (15).

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый (23).

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий  характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности».

Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. Так, по его мнению, М.Рокича, ценности личности характеризуются следующими признаками:

— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

—  все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

—   ценности организованы в системы(16).

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

По словам Н.Ф.Наумовой, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого (16), тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

Понятие «личностный смысл», также как и ценностные ориентации, чрезвычайно объёмное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Это понятие можно встретить в философии, эстетике, социологии, а так же в лингвистике и других связанных с ней дисциплинах.

В психологии понятие «смысл» неразрывно связанно с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы» (22).

Выделяется ряд составляющих смысловых систем, побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы: реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей – производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

Таким образом, смысл – это выражение отношения субъекта  к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности (20).

В теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки» (15).

Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить» (14).

Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.

По словам А.Н. Леонтьева, «личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «индивидуального», своего «не психического» существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создаёт пристрастность человеческого сознания» (22).

То есть, личностные смыслы всегда носят субъективный характер.

Личностный опыт, по мнению А.Н. Леонтьева, — это всегда смысл чего-то. Воплощение смысла в значениях – это отнюдь не автоматически и одноместно происходящий процесс, а психологически содержательный, глубоко интимный процесс. И когда в отдельных жизненных обстоятельствах индивид вынужден выбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются.

Постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов не может исчезнуть, потому как они несут в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Под интенциональностью в данном случае понимается первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений (17).

Внутреннее движение развитой системы индивидуального сознания, по мнению А.Н. Леонтьева, создаётся смыслами. По его словам, за понятием личностный смысл скрывается одна из важнейших проблем – проблема системного психологического исследования личности.

Смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход был осуществлён именно в отечественной психологии. Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром (15).

Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объектные отношения между её компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создаётся в результате отражения субъектом отношений, существующим между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель).

Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, подчёркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности самооценка значениями, выражаясь через последние.

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей (17).

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

2.2 Смысложизненные ориентации личности

Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. В понятие «смысл жизни» входят многие составляющие, в том числе смысложизненные ориентации. Смысложизненная ориентация представляет собой частный случай смысложизненной концепции личности. Т.В. Столина даёт следующее определение смысложизненной концепции – «это индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни». В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности.

Следовательно, смысложизненная ориентация представляет собой «динамическую проекцию смысложизненной концепции личности на конкретные условия её повседневной жизни».

Смысложизненными ориентациями могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией. Эти три категории можно соотнести с будущим (цель), настоящим (процесс) и прошлым (результат).

Человек может находить смысл своей жизни в каждой из этих составляющих.

Смысложизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, так как это наиболее сензитивный период для формирования глубинных личностных образований. Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» (24).

Смысложизненные ориентации выражаются в отношении к элементам действительности, представленным в структурах сознания, а для того чтобы такое отношение осуществилось, необходим, прежде всего субъект этого отношения. Поскольку сознание присуще только человеку, то смысл как феномен сознания, отражая его человеческую при­роду, и делает человека субъектом отношения. Смысложизненные ориента­ции отражают системное свойство личности и имеют транссубъективную природу. У человека есть «чувство смысла», «инстинкт смысла» – врожден­ное стремление к смыслу, и только неблагоприятные обстоятельства жизни и воспитания заглушают и сводят на нет это стремление. Но с другой стороны, мы знаем немало фактов, свидетельствующих о том, что неблагоприятные обстоятельства могут быть «катализатором» поиска смысла жизни. Именно в тот момент, когда сгущаются тучи, когда следующие один за другим удары судьбы уводят почву из – под ног, когда кажется, что продолжать жизнь бес­смысленно – именно в этот момент обостряется «задача на смысл».

Феномен смысла жизни – наиболее адекватное, наиболее концентриро­ванное проявление личности, его смысложизненных ориентаций. Процесс поиска и обретения смысла жизни невозможен без установления определен­ного отношения человека к самому себе. Именно на этой основе возможно удовлетворение потребностей человека в самореализации – потребности «дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осущест­вить, выполнить себя» (25).

На основе этой потребности возникает стрем­ление к поиску и обретению смысла жизни, который задает пути и спо­собы самореализации. Система смысложизненных ориентаций не останавли­вается в своем развитии. Начиная с юношеского возраста и на протяжении дальнейшей жизни задачи развития и эффективного функционирования пе­ред человеком ставит сама жизнь. На стадии ранней взрослости большинство людей имеют дело с выбором профессии, карьеры и супруга, намечают жиз­ненные цели и начинают их осуществлять. В процессе профессиональной деятельности и реализации новых ролей (супружеской, родительской, граж­данской и др.) происходит дальнейшее развитие смысловой сферы личности. Одним из факторов изменения системы смысложизненных ориентаций явля­ются социально-исторические условия, на фоне которых происходит разви­тие и функционирование личности. Социально-экономические, политиче­ские, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения сис­темы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закре­пленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального про­цесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением.

Ценности и смыслы непостоянны, они изменяются во времени в ре­зультате деятельности людей, также как изменяются и сами люди. Вследст­вие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот (наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте) (26).

В каждый момент своего существования человек совершает ценност­ный выбор, принимает нравственное решение, разрешает моральный кон­фликт, модифицирует нормы культуры, подвергает изменениям собственные принципы, устанавливая на какое-то время непротиворечивую систему смы­словых универсалий. Таким образом, он осознанно, ответственно и сво­бодно формирует значимое для себя – сейчас, на­полняет смыслом бытие.

Можно выделить различные типы изменений смысложизненных ориентаций на протяжении жизни человека:

— эволюционные, постепенные изменения, частично затрагивающие структуру смысложизненной иерархии, но не нарушающие ее основы, главного компонента иерархии. При этом видоизменяется, но не исчезает «главная линия» жизни;

— эволюционные изменения, постепенно приводящие к качественному преобразованию структурной иерархии смысла жизни;

— революционные изменения, крутые повороты в жизни человека, приводящие к «ломке» прежней структурной иерархии, что имеет два следствия:

а) создание иерархической структуры нового типа и появление новой «главной линии» жизни;

б) разрушение иерархической структуры смысла жизни, замена ее «конгломератом» смыслов (6).

Смысложизненные ориентации как способ отношения к миру реализу­ются личностью во всех сферах жизни посредством ценностей, идеалов, убе­ждений. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится и свое отношение к политическим реалиям, социально-экономиче­ским преобразованиям, культуре, профессии, карьере и т.д.

«…Проблема смысла бытия включает в себя взаимосвязанные вопросы о смысле человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Комплекс этих вопросов со­ставляет проблему смысла жизни в ее широком значении, поскольку без от­вета на них ее решение невозможно. То есть смысл жизни человека является не только частью, но и основной формой смысла бытия». В ходе жизнедея­тельности смысловые системы формируют опыт человека, организуют ког­нитивную и эмоциональную сферы индивида, служат источником поведения. Человек, находящийся в развитии, непрерывно дифференцирует себя из об­щей массы и в то же время понимает свою интеграцию с более широким ми­ром. Этот процесс становится возможным благодаря тому, что на каждой стадии развития старое становится частью нового. По мере взросления смы­словая система становится уникальной, сохраняя общность со смысловыми системами других людей.

Переоценка ценностей, рефлексия и переориентировка жизненных смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом и заключается основной момент личностного развития в старшем и зрелом возрасте. Следует отметить, что процесс развития в эти периоды жизни носит индивидуальный «вневозрастной» характер, поскольку он обусловлен имеющимся жизненным опытом и сложившейся индивиду­альной системой отношений человека к себе и к действительности.

Таким образом, смысложизненные ориентации личности не останав­ливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни.

Выводы:

Мы рассмотрели как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Определили, что смысл жизни это более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. Существует понятие адекватности смысла жизни и его характеристиками являются реалистичность и конструктивность смысла жизни. А также рассмотрели понятие оптимального смысла жизни, которым является гармоническая структура смысложизненных ориентаций, которые обусловливают высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею. Рассмотрели аспекты оптимального смысла жизни: ситуационный, возрастной, инвалидность, профессиональную деятельность, нравственность. Все эти аспекты по своему влияют на осознание человеком своего смысла жизни.

Мы определили, что на определение человеком своего смысла жизни влияют две составляющие: ценностно-смысловая сфера и смысложизненные ориентации. Ценностно-смысловая сфера включает в себя два компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Ценностные ориентации выполняют две функции: 1) выступают в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, 2) выступают в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является наиболее важным и обладает личностным смыслом. Таким образом, ценностные ориентации – это особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Личностный смысл- это выражение отношения субъекта к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое «как значение для меня», отношение к изменениям окружающего мира, собственной деятельности, поступкам других. Осознание ценностей порождает ценностные представления. А на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Еще одной составляющей смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которыми могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией. Они реализуются личностью во всех сферах жизни посредством ценностей, идеалов, убеждений. Таким образом, смысложизненные ориентации каждого человека- это набор свойственных только данной личности ценностей и целей. Которые она выбрала как основополагающую своего существования.

Заключение:

С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте. Проблема смысла жизни изучалась В.Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру. Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Признавая смысл жизни, нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. По нашему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира.

Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни.

Список литературы:

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль,1988.
  2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст// Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.:ПИРАО,1997.
  3. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни,2004.
  4. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М.:Наука,1974.
  5. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М,1986.
  6. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб.,1994.
  7. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта// психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.- М.,1997.
  8. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа// психологический журнал.-1993.
  9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.,1987.
  10. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации.- Новосибирск,1992
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла.- М.: Смысл,2003.
  12. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности// Мир психологии.-2001.-№2.
  13. Моральные ценности и личность. /Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева.- М.,1994.
  14. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М.,1988.
  15. Некрасова Ю.Б. Особенности в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации.//Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.,1997.
  16. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.,1998.
  17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика,1973.
  18. Серый А.В. Система личностных смыслов. Кемерово,2004.
  19. Франкл В. Человек в поисках смысла.- СПб.:Ювента,1997.
  20. Ценностный мир современного студенчества( социальный портрет явления)/ А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, Сикевич И.В.-М.,1992.
  21. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни// Мир психологии.-1999-№2.
  22. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни// Вопросы психологии.-№3.
  23. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М.:ПИРАО,1997.
  24. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.тр.М.,Воронеж.2006.