Рефернтные группы современной молодежи

Содержание Введение стр. 2 Глава 1 Основные социально-психологические понятия: молодежь, субкультура, референтная группа и референтность стр. 1.1 Молодежь: концептуализация понятия стр.1.2 Особенности молодежной субкультуры в России стр.1.3 Понятия «референтная группа» и «референтность». Структура и динамика отношений в малой группе стр. 12 Глава 2 Референтные группы современной молодежи стр.21 2.1 Зависимые группы (наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость) стр. 2.2 Противоправные стр.2.3 Фанаты (спортивные, музыкальные) стр.2.4 Интеллектуалы стр.39 Заключение стр.42 Список литературы стр.46 Введение Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали и (оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации.

Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие.

Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и «челноков», новых русских и новых бедных.

Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей.

Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. «Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества.

5 стр., 2389 слов

Волонтёрское движение и адаптация молодёжи из группы риска

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ волонтёрское движение и адаптация молодёжи из группы риска Шуваева Александра Евгеньевна Проверил ...

Знание специфики — одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики". Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества.

Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. «Однако справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю. Р Шапко В. Т усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют: — возрастные границы и социально-психологические особенности. — специфику социального статуса, социально-культурное поведение. — процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации". Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего». Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

13 стр., 6051 слов

1.1. Положение молодежи в обществе

... которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России ... Введение…………………………………………………………………… 2 Основные направления социальной работы с молодежью. 1.1. Положение молодежи в обществе……………………………………………………..….. 4 1.2. Государственная молодежная политика………………….. 6 ...

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности — ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.

Причина — возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. «По данным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. Еще в 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек.

Причина — нерешенность социально-экономических и бытовых проблем". Во-вторых — в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. «В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45−50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения». В-третьих — в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи.

Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности — профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. В-пятых — в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. «Большая зарплата» — этот мотив оказался решающим при выборе места работы. Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать.

4 стр., 1756 слов

Молодежь в современном обществе

... быть отнесены к понятию "молодежь". В современных социологических исследованиях молодежь определяется не просто как возрастная группа, а как специфическое социально-демографическое образование, характеризующееся, с ... социальному самоопределению молодого человека. Однако, не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по ...

Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений.

Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как специфики групповых отношений, молодежная субкультура, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества весьма актуальны. Цель курсовой работы Я не ставлю своей целью детальный анализ деятельности каждой референтной группы — такой анализ должен быть предметом специальных исследований учреждений, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать.

Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега: можно увидеть их очертания, общее количество, положение по отношению друг к другу, определить вероятные направления движения в ближайшем будущем — и не больше.

Рассматривая референтные группы, я попытаюсь составить их «социальный портрет»: дам характеристику каждой группе, определю их нормы и ценностные ориентации, рассмотрю особенности поведения членов группы и причину, которая объединяет членов этих групп. Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач: 1) рассмотреть, что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений; 2) определить особенности молодежной субкультуры в России; 3) дать понятия «референтная группа» и «референтность» в психологии, и изучить структуру и динамику отношений в малой группе; 4) описать разновидности референтных групп современной молодежи и их влияние на человека.

29 стр., 14442 слов

Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

... этому типу объединениям. Среди просоциальных групп особо следует выделить самодеятельные неформальные группы молодежи, которые несут социально значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют ... различную ведомственную подчиненность, включая учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественные и благотворительные организации. Такая межведомственная разобщенность ...

Курсовая работа логически состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. Первая — это введение основных понятий и определений, с которыми оперирует психология, социология при определении молодежь, субкультура, референтная группа и референтность.

Вторая часть посвящена описанию разновидностей референтных групп современной молодежи. Глава 1 Основные социально-психологические понятия: молодежь, субкультура, референтная группа и референтность 1. 1. Молодежь: концептуализация понятия Объективные, фундаментальные общественные отношения касаются молодежи практически во всем. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

3 стр., 1269 слов

Социально-психологические характеристики неформальных групп

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………..2 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП…………………………………………………….5 1.1. Понятие неформальных групп в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………..………………5 1.2.Классификация неформальных групп……………………………………10 1.3. Социально-психологические ...

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации". В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. 1.2. Особенности молодёжной субкультуры в России «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием". Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам.

3 стр., 1393 слов

Понятие, социально-психологическая характеристика группы

Социально-психологический климат группы В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»: 1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач; 2. моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе; 3. психологический климат, то есть неофициальная сфера, которая складывается ...

На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях.

Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и их роль в формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры. 1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. «Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры. 2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супер герои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: худо.