Теории личности и представления о структуре личности

Проблема описания структуры личности. Принципы психологического анализа «по элементам» и «по единицам» (Л.С. Выготский), значение этих принципов для определения структуры личности. Взаимосвязь представлений о структуре и развитии личности.

«Элементы» и «единицы» анализа строения личности в зарубежной психологии.

Представление о структуре личности в классической психологии сознания. Три компонента эмпирического «Я» (У. Джемс): физическое, социальное, духовное.

Динамические представления о структуре личности в психоанализе З. Фрейда.

Структура личности в индивидуальной психологии А. Адлера. Развитие представлений о личности в современном психоанализе. Теория личности К. Хорни. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, проблема истинности бытия. Представление о личности в гуманистической психологии. Черта как элемент анализа структуры личности (Г. Олпорт).

Факторный подход к изучению черт личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).

Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер).

Основные подходы к анализу структуры личности в отечественной психологии. Отношение как «единица» анализа структуры личности в концепциях В.А. Мясищева, В.С. Мерлина. Деятельность как «молярная единица» анализа строения личности в теории А.Н. Леонтьева. Представление о структуре личности в теории Б.Г. Ананьева и концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова.

 

Самосознание личности

Понятие о самосознании личности и его функциях. Проблема возникновения самосознания. Самосознание и «образ Я». Структура «образа Я»: эмоциональный, когнитивный аспекты. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Когнитивная сложность самосознания. Феноменология самосознания: представление о себе, внутренний диалог, личностная рефлексия.

Самооценка в структуре самосознания. Виды самооценки. Психологические механизмы и условия формирования адекватной самооценки. Методы исследования самооценки.

Потребность в самоуважении как мотив сохранения и изменения «Я-концепции». Механизмы психологической защиты «Я-образа». Виды защит в классическом психоанализе: вытеснение, проекция, рационализация, регрессия и др. Характеристика защит в гештальттерапии: проекция, интроекция, ретрофлексия. Проблема защит в отечественной психологии.

Развитие самосознания в онтогенезе.

 

Бессознательное в структуре личности. Основные понятия и направления психоанализа

6 стр., 2854 слов

Психологический анализ самосознания личности

... самосознание личности Предмет исследования: самосознание личности студентов? А что Вы еще в самосознание изучаете, укажите! Цель: Провести сравнительный анализ самосознания личности ... Самосознание - это сложная психологическая структура, ... личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии ...

Классический психоанализ З. Фрейда. Методы выявления бессознательных аффективных комплексов. Учение Фрейда о бессознательном. Трактовки бессознательного, его содержания и функций А. Адлером и К.Г. Юнгом. Направления развития психоанализа в работах К.Г. Юнга и А. Адлера. Влияние индивидуальной психологии на развитие неофрейдизма. Развитие идей психоанализа в работах К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона. Идея «бегства от свободы» Э. Фромма. Эпигенетический принцип развития личности Э. Эриксона.

 

Категория деятельности, деятельностный подход в психологии

Многомерность категории «деятельность». Деятельность как производство. Деятельность как труд. Деятельность как изменение обстоятельств жизни и самоизменение человека. Деятельность как способ отношения к условиям своей жизни – практика.

Социальность, предметность и сознательность как характеристики человеческой деятельности. Предметность – конституирующая характеристика деятельности.

Деятельностный подход в психологии: деятельность как предмет исследования, деятельность как объяснительный принцип. Понятие деятельности. Виды деятельности. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Характеристики деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Структура деятельности. Потребность как источник активности. Мотив, его функции. Цели и мотивы. Значение и личностный смысл. Предметное действие как единица анализа деятельности в теории А.Н. Леонтьева. Развитие деятельности. Механизмы развития: сдвиг мотива на цель и др. Деятельностный подход в общей, возрастной и педагогической психологии. Освоение деятельности. Навыки, умения и привычки. Внешняя и внутренняя деятельность.

Общение в системе отношений человека. Психологическая характеристика межличностного общения

Межличностные отношения как реальность общественных отношений. Основные подходы к пониманию общения и его места в системе отношений человека. Общая характеристика межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению в сравнении с философским, социологическим, общепсихологическим и психофизиологическим.

Значение общения для развития индивида и для развития общества. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Профессиональное общение педагога и психолога.

Связь общения и профессиональной (игровой, учебной) деятельности. деятельности. Структура общения. Социально- психологические функции общения. Содержание, формы и механизмы общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная; их связь с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению. Основные профессиональные умения психолога и педагога, формирующиеся в процессе реализации каждого из компонентов общения.

 

Коммуникативная сторона общения: общение как обмен информацией

Понятие общения как коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в процессе коммуникации; активная позиция партнеров в коммуникативной ситуации; специфика воздействия участника коммуникативного процесса при передаче смысла информации. Значение данных семантики, теории информации, семиотики и лингвистики для социально-психологического анализа коммуникативного процесса.

5 стр., 2170 слов

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного ...

... мин)   Психотехническое упражнение «Давление». Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин) Инструкция: встаньте друг против ... стоящего товарища». Игра «Тренировка интонации». Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены ...

Структура коммуникативной ситуации и разные подходы при ее описании. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Виды коммуникации.

Вербальная коммуникация. Значение коммуникативных свойств человеческой речи. Вербальная и невербальная коммуникация в практике психолога.

Основные виды невербальной коммуникации: оптико-кинетический, паралингвистический и экстралингвистический, пространственно-временной. Значение визуального контакта в коммуникативном процессе.

Проблема кодирования и декодирования как условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Обратная связь в межличностном общении. Связь коммуникативной стороны с деятельностью общения. Характеристика процессов говорения и слушания. Виды активного слушания. Монологическое и диалогическое говорение, выделение параметров их различия. Уровни диалога. Активное слушание и говорение как профессиональные умения психолога.

 

Интерактивная сторона общения: общение как обмен действиями

Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальной психологии. Соотношение интеракции и коммуникации. Возможность построения моделей взаимодействия. Теории взаимодействия: обмена, управления впечатлениями. Теории диадического взаимодействия. Решение проблемы взаимодействия в “символическом интеракционизме”.

Структура и функции взаимодействия. Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конкуренции в социальной психологии. Конфликтное взаимодействие, основные стратегии конфликтного взаимодействия. Профессиональная конфронтация в практической работе психолога и ее роль в решении производственных проблем.

Личностный и содержательный план взаимодействия. Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками. Изучение интерактивной стороны общения в реальных социальных группах. Применение полученных результатов в практике работы с людьми. Использование обратной связи как средства регулирования взаимодействия. Возможности освоения психологами конструктивных видов суждений обратной связи.

 

Перцептивная сторона общения: общение как взаимопознание и взаимопонимание людей

Понятие социальной перцепции. Значение социальной перцепции в психолого-педагогической работе с людьми. Характеристика перцептивных процессов в социальной психологии. Место межличностного восприятия в системе человеческого общения. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними.

Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны». Социально-перцептивные явления: установка, каузальная атрибуция, стереотипизация, предубеждение. Явление межличностной аттракции и ее причины. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Основные направления исследования аттракции и их практическое значение в практике социальной и психологической работы с людьми. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, эмпатия, децентрация.

8 стр., 3725 слов

Взаимодействие как социальный обмен

... проводят во взаимодействии с другими людь­ми. Он попытался объяснить социальное поведение на основе психологических принципов: «Позиция (Хоманса) предполагает, что общие положения психологии, служащие постулатами, ... из учебников «История социологии в Западной Европе и США» Осипова Г.В. и «Современные социологические теории» Дж. Ритцера, которые обширно раскрывают содержание теории социального обмена, ...

Соотношение процессов межличностного восприятия и атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Основные направления экспериментальных исследований межличностного восприятия.

Проблема точности межличностного восприятия в психологической и социальной работе с людьми. Использование социально-психологического тренинга в повышении точности межличностного восприятия и обучении приемам подачи конструктивной обратной связи.

 

Методика преподавания психологии

Сущность и специфика педагогической задачи в психологическом образовании. Типы педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные; дидактические, воспитательные, развивающие. Педагогическая задача как синтез содержательной, мотивационной и процессуальной сторон деятельности педагога и обучающегося. Этапы конструирования педагогического процесса: аналитический, прогностический, проектировочный.

Конструирование учебного материала. Классификация учебных задач. Конструирование задач, реализующих личностную направленность образования. Определение степени трудности восприятия обучающимся единиц содержания психологического знания.

Выбор и конструирование материальных и материализованных средств, используемых в психологическом образовании. Использование технических средств в обучении психологии. Виды и способы реализации наглядности в психологическом образовании. Подготовка наглядных материалов.

Тематическое планирование занятий по учебной дисциплине. Распределение учебного времени для решения различных дидактических задач. Распределение содержания психологического образования между формами обучения.

Типы и структура урока. Планирование и разработка сценария урока психологии.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — М.: «МГУ», 1983. — 144 с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 376 с.

4. Асмолов А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. – М.: МГУ, 1977. – С. 143-163

5. Асмолов А.Г. Об иерархической структуре установки. — М., 1975. — №1. — С. 10-24

6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: «Смысл», 2002. — 480 с.

7. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения Этнические стереотипы поведения. — 1985. — № 2. — С. 7-21

8. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка. – М.: НПО «МОДЭК», 2000. – 203 с.

9. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник / Галина Васильевна Бороздина. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 293, [1] с. — (Высшее образование).

7 стр., 3393 слов

Психология социального познания

... реального «Я» с идеальным «Я»; - сравнение реального «Я» с социальным «Я». Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следова­тельно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции». ... требованиями морали и культуры общества и данной социальной группы, в частности. Изучением проблемы социального познания, формирования социального опыта человека на разных возрастных ступенях ...

10. Волков Б., Волкова Н. Практические вопросы детской психологии. – СПб., 2010.

11. Горьковая И. А. Реализация модуля «технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситауциях» / И. А. Горьковая, А. А. Баканова // Вопросы психологии. – 2011. — № 2. – С. 59-68.

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: «Питер», 2011. — 320 с.
  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. -СПб., Питер. -2002.-1024 с
  3. Клиническая психология: Учебник для вузов. Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2010.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2011.

17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Издательство МГУ, 1981. — 548 с.

18. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник / Валентина Михайловна Маслова. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 488 с.

  1. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. – СПб., 2011.

20. Нуркова В. В. Психология: учебник / Вероника Валерьевна Нуркова, Наталия Борисовна Березанская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 575 с. — (Основы наук).

21. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.

22. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.

23. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – СПб.: «Речь», 2002. – 519 с.

24. Почебут Л.Г., Чикер В.А.Организационная и социальная психология. – СПб., 2011г.

25. Прангишвили А.С. Исследование по психологии установки. – Тбилиси: Мецниереба, 1967. – 203 с.

26. Психология труда: учебник / под ред. А. В. Карпова. — 2-е изд. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 350 с. — (Основы наук).

27. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2011. — 463 с. — (Учебник для вузов).

28. Романов В. В. Юридическая психология: учебник / Владимир Владимирович Романов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 525 с. : ил. — (Основы наук).

29. Семенов А.В. Социальные представления как способ познания. — Актуальные проблемы психологии и педагогики: межвузовский сборник научных работ. — М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. — С.139-151

30. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности. – М.: «Смысл», 2008. – 172 с.

31. Сонин В.А., Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2004 г. – 408 с.

32. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 270 с.

33. Узнадзе Д.Н. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004. — 413 с.

34. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности: психосемантический подход. – Ставрополь, 1999. – 386 с.

35. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 1999. – 448 с.

36. Шнейдер Л. Б. Экспериментальная психология: учеб. пособие для вузов / Лидия Бернгардовна Шнейдер. — М.: Акад. Проект, 2007. — 298 с. — (Gaudeamus).

24 стр., 11986 слов

Спец психология учебник

... Таким образом, значение специальной психологии определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные ... обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихологию), глухих (сурдопсихологию), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей ...

37. Юнг К.Символическая жизнь. – СПб., 2011.

38. Юнда А. В. Профессиональная коммуникация психолога-эксперта: учеб.-метод. пособие / Анастасия Васильевна Юнда; М-во образования и науки РФ ; ФГОУ ВПО «Волгогр. акад. гос. службы». — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. — 147 с.

 

Дополнительная литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М., 1990.
  2. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — 271 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  4. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М.Г.Ярошевский. — М., 1987.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. – М., 1995.
  6. Берн Э. Трансактный анализ в группе: Пер. с англ. – М., 1994.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. — М., 1986.
  8. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
  9. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 1994.
  10. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.,1998.
  11. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.
  12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1998.
  13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  14. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону, 1996.
  15. Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека: В 4-х томах. – М., 2001.
  16. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Пер. с англ. – СПб., 2001.
  17. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М. 1984.
  18. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.
  19. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М., 1998.
  20. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. — СПб., 2000.
  21. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — Самара, 2000.
  22. Иванников В. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.
  23. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М., 2003.
  24. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб., 2008.
  25. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. . – СПб., 2010.
  26. Ильин Е. П.. Пол и гендер. – СПб., 2010.
  27. Клиническая психология: Учебник для вузов. Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2010.
  28. Кон И.С. Социологическая психология. – М., 1999.
  29. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982.
  30. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб., 2002.
  31. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. — М., 1997.
  32. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с франц. – М., 1996.
  33. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с франц. — М., 1998.
  34. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е мзд. -М., 2000.
  35. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е.Семенова – М., 1983.
  36. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М., 1984.
  37. Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды / Пер. с англ. – М., 2002.
  38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
  39. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.
  40. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. — М., 1979.
  41. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2011. — 463 с. — (Учебник для вузов).
  42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
  43. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. — М., 1988.
  44. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. – Л., 1979.
  45. Свенцицкий А. Социальная психология управления.- Л., 1986.
  46. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. – Л., 1988.
  47. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. — М., 1994.
  48. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
  49. Социальная психология : История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л., 1979.
  50. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Л.Свенцицкий. – СПб., 2000.
  51. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. — М., 1999.
  52. Социальная психология: Саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. – М., 1995.
  53. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб., 2010 г., 320 стр.
  54. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.
  55. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. 2-е изд. – М., 2001.
  56. Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб., 1999.
  57. Чхартишвили, Ш.Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971. – 273 с.
  58. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск.. — М., 1996.
  59. Щербатых Ю., Туровский Я. . Анатомия центральной нервной системы для психологов: Учебное пособие. – СПб., 2010 г.
  60. Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб., 2001.
  61. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара, 1995.

 

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... ситуации, но и как это можно сделать наилучшим образом. Педагогика исследует следующие проблемы: - изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности; - определение целей воспитания, ... методов воспитания и обучения. Ценностная и культурологическая основа педагогики. Следует заметить, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о ...