Исследование ценностных ориентаций у старших подростков

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Исследование ценностных ориентаций старших подростков как психолого-педагогическая проблема 6

1.1 Состояние проблемы ценностных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях 6

1.2 Характеристика детей старшего подросткового возраста 14

1.3 Особенности ценностных ориентаций у старших подростков 22

ГЛАВА 2 Экспериментально-диагностическое исследование ценностных ориентаций у старших подростков 31

2.1 Этапы, методы и методики исследования 31

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЯ 51

ВВЕДЕНИЕ

Основные составляющие внутреннего мира индивида — это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Ценностная сфера человека представлена иерархией, соотношением различных ценностей и ценностных ориентаций. Она является системой, динамика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. В процессе онтогенеза ценности способствуют формированию индивидуального опыта человека и организации его когнитивной и эмоциональной сферы и служат источником его поведения. По мере взросления система мотивов и ценностей личности, сохраняя общность с такими же системами других людей, становится уникальной.

Важным этапом становления системы ценностных ориентаций лично-сти является старший подростковый возраст. В старшем подростковом и следующем за ним юношеском возрасте большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопределения и выбора — выбора профессии, карьеры, супруга, образа жизни и т. п. Они намечают жизненные цели и осуществляют их. В процессе профессиональной деятельности и освоения новых социальных ролей (профессиональной, гражданской, супружеской, родительской и др.) происходит дальнейшее развитие ценностной сферы личности.

Проблема ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и на-правлений (А. Адлер, К. Левин, С. Мадди, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Х. Хекхаузен).

В отечественной психологии различные аспекты проблемы ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др.

24 стр., 11771 слов

Глава 1. Теоретические подходы к определению понятия"ценностные ориентации личности"

... системе инструментальных ценностей (средств); 3)основным средством в изменении ценностных ориентаций личности подростка является творчество; 4)досуговая деятельность, позитивно влияя на личностный ... формирования системы ценностных ориентации личности определяются действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями социальной ...

Проблема ценностных ориентаций лиц старшего подросткового воз-раста активно изучалась в 70−80 гг. ХХ в. (А. Адыкулов, Б.С. Круглов, А.С. Шаров, В.А. Ядов и др.), потом интерес к ней несколько угас. Возрастные особенности системы ценностных ориентаций старших подростков и закономерности ее развития в этом возрасте, выявленные исследователями в последней трети прошлого века, не применимы по отношению к нынешнему поколению подростков, поскольку с того времени в российском обществе произошли значительные социальные и экономические изменения, которые не могли не отразиться на системе общественных ценностей человека, а особенно в подростковом возрасте, сензитивном для формирования мировоззрения. Современное поколение подростков находится в сложной ситуации: непрерывные преобразования в социально-экономической, политической и культурной сферах нашего общества сопровождаются кризисом ценностного сознания. Многие социальные ценности, которыми жили подростки советской эпохи, утратили значение для нынешнего поколения молодежи.

В этой связи исследование особенностей ценностной сферы у старших подростков является особенно значимым, поскольку именно этот период индивидуального развития связан с формированием ядра ценностных ориентаций, которое на последующих этапах онтогенеза обеспечит функционирование ценностей как целостной системы, оказывающей определяющее влияние на мировоззрение и направленность личности, ее социальную позицию.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью ценностных ориентаций, образующих «ядро» личности человека и выступающих источником его поведения, значением старшего подросткового возраста в становлении ценностной сферы личности и недостаточной изученностью проблемы особенностей ценностной сферы у старших подростков.

5 стр., 2001 слов

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние на выбор профориентации

... Цель исследования – изучение ценностных ориентаций личности студентов и их влияния на выбор профессии. Объект исследования: ценностные ориентации личности. Предмет исследования: ценностно-ориентационная сфера студентов. Задачи исследования: 1. ... грузинской психологической школы // Психологические исследования. — Тбилиси, 1973. —С.20-26. 33. Психология современного подростка /Под ред. Д.И. ...

Тема исследования: «Исследование ценностных ориентаций у старших подростков».

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у старших подростков.

Объект исследования: ценностная сфера лиц подросткового возраста.

Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций у стар-ших подростков.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации у старших подростков имеют специфические особенности.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы ценностных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях.

2. Изучить характеристику детей старшего подросткового возраста.

3. Изучить особенности ценностных ориентаций у старших подрост-ков.

Для достижения цели исследования использованы следующие методы:

— методы теоретического исследования — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические методы: тестирование с помощью психодиагностиче-ских методик: «Ценностный опросник» М. Шварца, «Методика изучения ценностных ориентаций» М. Рокича;

— методы математико-статистического анализа: критерий Манна-Уитни.

База исследования: МОУ СОШ «Средняя школа № 50 г. Челябинска».

Выборка: 25 старших подростков 14−14,5 лет из числа учащихся 7а класса и 25 старших подростков 15,5−16 лет из числа учащихся 9а класса МОУ СОШ «Средняя школа № 50 г. Челябинска».

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности ценностной сферы старших подро-стков могут быть использованы при решении практических задач психологического сопровождения старших подростков, в частности, при проведении психологического консультирования старших подростков, их родителей и педагогов.

19 стр., 9090 слов

Анализ феномена нравственных и смысложизненных ориентаций старших подростков

... ]. Объект исследования: старшие подростки, проживающие в условиях детского дома. Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации старших подростков, проживающих в условиях детского дома. Цель исследования: выявление особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций старших подростков, проживающих ...

ГЛАВА 1 Исследование ценностных ориентаций старших подростков как психолого-педагогическая проблема

1.1 Состояние проблемы ценностных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях

Под «ценностными ориентациями личности» в психологии понимают направленность личности на те или иные ценности [41], отражение в созна-нии индивида ценностей, принятых им в качестве мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей [26, C. 23]. Система ценностных ориентаций личности определяет содержательную сторону личностной направленности и составляет основу ее отношений к себе самой, к другим людям и к окружающему миру в целом. Выступая в качестве главного связующего звена между личностью, ее внутренним миром, и социальной средой, ценности представляют собой важный элемент внутренней структуры личности [14]. В ценности отражается значимость, привлекательность целевого объекта [44, C 207]. В то же время, ценность не является признаком объекта, она выступает как характеристика субъекта в его среде [21, C. 133].

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. Система ценностных ориентаций индивида составляет основу отношений к миру, к окружающим людям и к самому себе, основу мир…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2003. — 704 с.

16 стр., 7937 слов

Гуманистическая ориентация в психологии

... личность» и «культура» Раздел 4 Гуманистическая ориентация в психологии Введение Гуманистическая психология Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии ... аксиологическое утверждение, призванное определять ценностные установки деятелей (в том ... , принципиально настроенный против измерения ценностей человеческих жизней, будет лучше ... ­шерстности включенных в книгу текстов - она всё же ...

2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: АСТ, 2010. — 232 с.

3. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. — Горький, 2012. — С. 116−129.

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

5. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г. Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психоло-гии. — 1993. — т. 14. — № 5. — С. 99−105.

6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

7. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-ности [текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечест-венных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 256−269.

8. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи [текст] / А.М. Голуб // Социальная работа. — 2009. — № 4. — С. 53−57.

9. Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи [текст] / Е.А. Данилова // Социология. — 2008. — № 4. — С. 99−107.

10. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников [текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 118−122.

11. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. — М.: По-литиздат, 1978. — 272 с.

12. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков [текст] / С. Я Ермолич // Внешкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 23−27.

13. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. — М.: Институт РАН, 2004. — 226 с.

11 стр., 5009 слов

Ценностные ориентации рабочей молодежи и основные средства их формирования

... Леонтьев "Методика изучения ценностных ориентаций. . Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) [Текст] / В.Т ... десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени ... полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы [3]. ...

14. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 222 c.

15. Иконникова, С. Н. Социология о молодежи [текст] / С.Н. Иконникова. — Л.: Знание, 1985. — 231 с.

16. Илькевич, Б. В. Проблема профессионально-мотивирующего обучения [текст] / Б.В. Илькевич // Учитель. — 2009. — № 71. — С. 19−21.

17. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.В. Юпитов, А.А. Зотов // Социс. — 1997. — № 3. С. 84−92.

18. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции по-ведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. — М.: Просвещение, 1979. — 240 с.

19. Казарьянц, К. Э. Мотивация успешности учебной деятельности [Текст] / К.Э. Казарьянц // Университетские чтения. — СПб., 2009, № 9, С. 11−17.

20. Карандашев В.Н. Методика С. Шварца для изучения ценностей лично-сти: концепция и методическое руководство [текст] / В.Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004 — 70 с.

21. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. — 1993. — № 4. — С. 130−136.

22. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2004. — 940 с.

23. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. — М.: Педагогика, 1995. — 271 с.

24. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст]: 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. — М.: Речь, 2004. — 320 с.

25. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. — M.: Институт РАН, 1992. — 17 с.

26. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 13−25.

24 стр., 11851 слов

1. История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

... практической психологии в работе с кадрами (персоналом, личным составом). Профессиональная ориентация — ... саморегуляции; Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают ... среди относительно небольшой группы молодежи — детей сотрудников правоохранительных ... базовой схеме А. Леонтьева, любая деятельность имеет ... автора останутся неизменными. Атрибуция текста находит свое применение в ...

27. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения. — Вып. 1. — СПб., 2000.

28. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Педагогика, 1982. — С. 108−118.

29. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. — М.: Социосфера, 1994. — 176 с.

30. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

31. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш. А. Надира-швили. — Тбилиси: Мицниерба, 1987. — 361 с.

32. Нестерова, Н. Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности [Текст] / Н.Б. Нестерова. — М.: Просвещение, 1984. — 236 с.

33. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования, 1999. — № 6. — С. 96−99.

34. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. — Изд. 2-е. — М., 1976. — 416 с.

35. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. — Л.: ЛГУ, 1979. — 263 с.

36. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Сежантов. — М.: Социосфера, 1990. — 360 с.

37. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

38. Современная западная социология: словарь [текст] / Под ред. Ю.Н. Давидова, М.С. Ковалевой, А.Ф. Филиппова. — М.: Просвещение, 1990. — 432 с.

39. Социология молодежи [текст]: учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. — 576 с.

40. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Тол-стых. — М.: Знание, 1991. — 294 с.

41. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. — Л.: ЛГУ, 1968. — 124 с.

42. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. — М.: АСТ, 2008. — 352 с.

44. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. — Т.2 / Х. Хек-хаузен; под ред. Б.М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986. — 408 с.

45. Шамионов, Р. М. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [текст] / Р.М. Шамионов, А.Р. Тугушева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Акмеология образования. — 2006. — Т. 12. — С. 75−79.

46. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. — 1982. — т. 3. — № 5. — С. 135−145.

47. Широких, О. С. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций [текст] / О.С. Широких // Вопросы психологии. — 2007. — № 9. — С. 23−27.

48. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шо-стром. — Минск: Харвест, 1992. — 128 с.

49. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии: тексты. — Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М.: Просвещение, 1992. — 364 с.

50. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие [текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 92 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector