Ценностные ориентации рабочей молодежи и основные средства их формирования

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Курсовая работа по дисциплине:

Методы комплексного исследования и оценки молодежи в обществе

На тему: «Выявление ценностных ориентации рабочей молодежи и основных средств их формирования»

Выполнил студент группы ОРМ-09

Павлено Татьяна Вячеславовна

Научный руководитель:

Ст. преподователь Камнева А.А.

Новосибирск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии

. Понятие «ценностные ориентации»

. Современные исследования ценностных ориентаций молодежи

Глава 2. Социологическое исследование ценностных ориентаций среди работников различных предприятий города Новосибирска

. Методики и процедура исследования

. Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций среди работающей молодежи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества.

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором, происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал.

9 стр., 4332 слов

Исследования РАО

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ на 2010 год Исследования Академии проводятся в рамках Тематического плана фундаментальных исследований Российской академии образования на 2010 год, в котором отражены основные направления фундаментальных научных исследований РАО на 2008-2012годы, ориентированных на получение новых знаний о развитии современного человека, закономерностях ...

От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

Актуальность исследований ценностей рабочей молодежи обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс.

Изменение ценностных ориентаций — это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность, соответствующих общественных институтов, с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение.

В частности знания степени сформированности ценностных ориентаций молодежи, их иерархии, может быть ключом для осуществления воспитания личности. Актуальность исследования ценностных ориентаций рабочей молодежи обусловлена тем, что в динамично меняющемся обществе изменение ценностных ориентаций происходит довольно быстро. Меняются ценности, значит будет меняться направление развития молодежи. Формирование ценностных ориентации является неотъемлемой частью развития личности человека.

В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых, можно судить об уровне сформированности личности.

Таким образом возникает проблема — каковы же в сегодняшнем меняющемся мире ценности молодежи города Новосибирска?

Как они формируются, как развиваются и что для современной рабочей молодежи является наиболее важным в жизни?

28 стр., 13537 слов

Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

... социализацию принадлежащей к нему молодежи. Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 3.1. Процедура проведения исследования Участники исследования группа подростков 14-15 лет ... для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие ...

Отсюда возникает цель данного исследования — «Выявление ценностных ориентации рабочей молодежи и основных средств их формирования»

Задачи исследования:

1. Изучить существующие исследования, литературу и другие материалы по тематике исследования;

. Выявить закономерности и особенности формирования ценностных ориентаций;

. Определить основные ценностные ориентации и способы их формирования у рабочей молодежи города Новосибирска.

Объект исследования:

Ценности как социальный феномен рабочей молодежи

Предмет исследования:

Формирование ценностных ориентаций рабочей молодежи.

Глава 1. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии

. Понятие «ценностные ориентации»

Ценностные ориентации общества всегда являлись основой, на которой строится вся жизнь, социальная политика и политика в целом. От того, сформированы или нет ценностные ориентации у молодежи и всех члеонов общества, зависит многое.

Исследования ценностей в той или иной степени всегда сопряжены с теоретическими и методологическими трудностями. «Ценность» является настолько же фундаментальным, насколько и крайне широким, многогранным понятием. В социологии под ценностью традиционно понимается значимость определённых объектов, явлений, процессов действительности и их свойств для индивидуальных и коллективных субъектов. Ценности, таким образом, воплощаются в различных понятиях, от абстрактных идей до конкретных материальных предметов, и выражают индивидуальные и социальные идеалы.

3 стр., 1427 слов

Влияние клубной индустрии на ценностные ориентации молодежи

... ценности и ценностной ориентации 5 1.2.Общие тенденции изменения ценностных ориентаций 14 Глава 2. Влияние клубной индустрии на ценностные ориентации молодежи 2.1.Молодежь и ценностные ориентации 17 2.2. Исследование влияние клубной индустрии на ценностные ориентации молодежи ...

Интерпретация понятия ценности всегда очень широка. В социологической теории используется множество различных типологий ценностей и ценностных ориентаций [13]. Различаются данные типологии в зависимости от критериев, положенных в их основу, а также от науки, в рамках которой осуществляется типологизация. Ценности разделяются на материальные и духовные, индивидуальные и социальные, субъектные (цель, оценка, установка) и предметные (результаты деятельности, объекты ценностного отношения).

Кроме этого выделяются локальные и универсальные, природные и культурные, абсолютные и относительные, конкретно-исторические, ситуационные, общечеловеческие («вечные»), моральные, нравственные, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические и национальные типы ценностей.

В данном исследовании под ценностными ориентациями понимается: направленность субъекта (личности, группы, сообщества) на цели, осознаваемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе (сообществе) образцами и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения.

Система ценностных ориентаций молодого поколения, являясь психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность человека к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, а также указывают на направленность ее поведения. Ценностные ориентации играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации [4].

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему.

6 стр., 2779 слов

Ценностные ориентации и представления, их формирование

2 СОДЕРЖАНИЕ Ценности человека…………………………………………………4 Источники ценностных представлений…………………………..6 Виды ценностей……………………………………………………8 Формирование ценностных ориентаций…………………………11 Список использованной литературы……………………………15 1. Ценности человека Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, ...

Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия, семья — это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный. Изменение ценностных ориентаций — это, бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность, соответствующих общественных институтов, с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение [5].

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, «хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы [3]. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений». Именно поэтому исследование ценностных ориентаций молодежи зачастую требует разделения на исследование ценностей разных социальных групп.

9 стр., 4163 слов

Ценностные ориентации современных подростков

... ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. - № 4. - С. 53-57. 4. Данилова Е.А. Социодинамика ценностей молодежи ... развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на ...

2. Современные исследования ценностных ориентаций молодежи

ценностный ориентация молодежь социологический

Исследование ценностных ориентаций ведется относительно недавно. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х — 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.

У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР [8]. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен — отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки «закрытых» списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых).

Однако использование «открытых» вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира).

Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.

12 стр., 5989 слов

Семейные ценности студенческой молодежи

Содержание Введение Глава 1. Семья и семейные ценности 1.1 Семья как социальный институт 1.2 Ценности, их виды 1.3 Семейные ценности: понятие, классификация Выводы по 1 главе Глава 2. Структура семейных ценностей студенческой молодежи 2.1 Определение компонентов семейных ценностей студенческой молодежи 2.2 Результаты анализа семейных ценностей студенческой молодежи, а также ее структуры и ...

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В. А. Ядова в начале 1970-х годов. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991 гг.) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений [6]. Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и «переосмысления ценностей» в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян. Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н. И. Лапина.

Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему. В этих выводах нашло отражение безвременье первых лет после распада СССР. В молодежной политике этого времени также заметно движение от жесткого регулирования к поддержке свободного самоопределения молодого человека, а в конечном счете — его опоры на собственные силы. Молодежь и молодежная политика оказались на периферии государственных интересов. Россия «ельцинского» периода была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, и молодежь оказалась предоставленной сама себе.

События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.

Специальная система ценностных ориентаций молодежи современный этап социализации подвергает значительной трансформации, причем прослеживается прямая связь между изменениями, происходящими в обществе и в системе ценностей.

Процесс трансформации ценностей происходит через осознанное принятие продиктованных реалиями жизни ценностных ориентаций, попытку руководствоваться ими в жизни и деятельности. Сохранение на уровне подсознания старых стереотипов вызывает определенные внутри-личностные конфликты и предопределяет вероятность вариативного прогноза относительно будущего.

Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости.

А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

А в обществах, которые трансформируются, эта традиционная система не срабатывает, поскольку в условиях существенных сдвигов в общественной системе ценностей для большинства людей настоятельной становится необходимость воспринять новые ориентиры и так или иначе перестроить личностную систему ценностей.

Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества России, происходящей в данный момент[11].

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и изменение прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ.

Поэтому следует обратить внимание на развитие ценностных ориентаций рабочей молодежи. Ведь именно она, можно сказать, своими руками создает наше будущее. Кто же есть «рабочая молодежь»?

Если говорить о городской рабочей молодёжи, то в городском социуме она выполняет следующие функции. Прежде всего, это инновационная функция. Молодые рабочие способны преобразовать социокультурное пространство города посредством особого стиля жизни и производства материальных благ. Далее — это созидательно-творческая функция: молодые рабочие не только производят качественную материальную продукцию, но и к формируют новые формы существования человека в трудовой сфере. Затем это экономическая функция: рабочая молодёжь продолжает оставаться самой многочисленной экономической группой. Ещё одна функция — функция культурного проводника.

Наконец, рабочая молодёжь как часть городской молодёжи поддерживает социокультурное пространство города в постоянном тонусе, задаёт векторы его культурного и социального развития.

На основе сказанного определим вышеуказанную социальную группу. Рабочая молодёжь — это экономически активная подгруппа молодёжного сообщества, социальная роль которой в основном связана с материальным производством на определённом предприятии, детерминирующим её социально-экономическое и социально-психологическое положение в городском пространстве. Изменение социальных ценностей происходит из поколения в поколение. С процессами изменения общества, меняются и ценности молодежи. Являясь движущей силой развития, молодежь очень чутко реагирует на малейшие изменения состояния общества. В ценностных ориентациях молодежи выражается их отношение к действительности, к происходящему в обществе и мире.

Так, в 50-х — начале 60-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья, на первые места выдвигала любимую работу, желание любить и быть любимым, уважение окружения. В 80-х годах среди основных в системе ценностных ориентаций были выделены «политическая культура как важная ценность в формировании личности нового образца», «общественно-политическая активность, как одна из важнейших ценностей советского человека», «искусство как средство ценностной ориентации личности», «труд как высшую ценность социалистического образа жизни».

К числу первых по важности жизненных ценностей, с точки зрения «советской молодежи», принадлежали: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого — материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам слава. Следовательно, центром всей системы ценностей, способом самоутверждения, совершенствование каждого человека была общественно-полезная работа.

Разрушение мотивации труда началось еще в период так зазываемого «застоя». Оно продолжалось в эпоху горбачевской перестройки с ее половинчатыми реформами, лишавшими молодежь всяких ориентиров в результатах труда. И окончательной девальвации нормы трудовой этики подверглись благодаря стараниям современных реформаторов. Ценность труда в начале 90-х гг. XX в. существенно снизилась и, несмотря на ее возрастание во второй половине 90-х годов, разрыв между иными ценностями и труда на предприятии не уменьшился. У московских рабочих труд занимал третье место в системе ценностей, причем 3/4 опрошенных на частных и около 2/3 на коллективных предприятиях вовсе не включили труд в систему своих жизненных ценностей. В иерархии ценностей повседневной жизни у рабочих Пскова и Брянска труд на предприятии занимал также третье место. У молодых московских рабочих, не зависимо от типа предприятия и половых различий труд на предприятии занимал одно из самых последних мест в структуре ценностных ориентаций, 88, 6% опрошенных на коллективных и 84, 5% на частных предприятиях вообще не отметили его как значимую ценность.

Мотивация труда рабочих в 90-е годы XX века претерпела определенные изменения [10]. Среди основных тенденций: гипертрофированный рост мотива заработка, возрастание материальных притязаний рабочих. Например, швеи на частном предприятии в 1993 г. полагали, что им надо платить в 3-4 раза больше, а в 1996 г. — в два раза больше, чем они получали. Московские рабочие хотели бы получать зарплату в три раза больше той, которую имели, 2/3 опрошенных оценивали свое материальное положение ниже среднего уровня. В 2000 г. только каждый третий опрошенный был удовлетворен размером заработной платы, даже на акционерном предприятии 1 из 4 респондентов полагал, что получает столько, сколько заслуживает. Следует отметить, что мотив заработка не может быть смыслообразующим в реальном производственном поведении, поскольку уровень его насыщения остается всегда низким.

Поведенческая мотивация современного молодого рабочего во многом обусловлена мотивами выбора профессии, которые, в свою очередь, специфическим образом связаны с социальными ориентациями молодежи. Прикладные исследования отечественных социологов показали, что наиболее однородно по составу ядро мотивов молодых людей, избравших профессии рабочих промышленных предприятий транспорта. У этой группы юношей и девушек четко обнаруживается направленность ценностных ориентаций личности: совокупность интровертных побуждений выражена сильнее («возможность самосовершенствоваться») — на 12 %, «иметь много свободного времени» — на 11 %, «желание заниматься любимым делом» — на 10 % и «стремление видеть результаты своего труда» — на 7 %), а сочетание экстравертированных мотивов — слабее («возможность общаться с людьми» — на 25 %, «желание добиться высокого положения в обществе» — на 24 %, «стремление продвинуться по службе» — на 16 %, «быть полезным обществу» — на 15 %), чем у всех опрошенных.

Пик падения показателей профессионального самоопределения молодежи в материальном производстве пришелся на 1997 г. И только в 1999 г. обозначилась положительная тенденция их роста. По сравнению с предыдущим периодом в 1999 году повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42 % в 1997 г. и 46 % в 1999 г.) и несколько ослабло инструментальное отношение к нему. Мастерство и профессионализм как факторы личного самоопределения в материальном производстве передвинулись с 6-го места на первое, трудолюбие с 9-го на 5-е место. Зато честность и принципиальность с 5-го места перекочевало на 8-ое, а деньги с 9-го на 3-е место. То есть явно обозначилась тенденция сближения трудовых ориентаций российской молодежи с современными, характерными для рыночных отношений, хотя и с отечественной спецификой.

Однако отмеченные позитивные процессы происходят на фоне продолжающегося разрушения морально-этических норм в труде и правового сознания молодых людей. Тем самым расширяется пространство для воспроизводства иррационального сознания. У одной части молодежи это проявляется в нежелании работать, даже если заставляет нужда: лучше ничего не делать, чем работать за копейки. У другой — в нежелании приобретать знания и квалификацию, даже поступив в учебное заведение: лучше купить диплом, чем «сушить мозги». У третьей — в нежелании отказывать себе в сиюминутных удовольствиях, занимаясь бизнесом: лучше деньги промотать, чем вложить в дело. Подобное сознание отражается и в целях труда, и в выборе средств их достижения, часто не имеющих ничего общего с цивилизованным рынком. Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них 14, 3% однозначно нее стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9, 4% не определились твердо в своем выборе. Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Отсюда можно сделать вывод, что существует довольно представительная социокультурная группа молодых людей, у которых труд не является способом жизненного самоопределения.

В последние годы большое влияние на процесс социализации российской молодежи оказали СМИ. Современное общество из «застывшего» трансформировалось в динамично развивающееся и характеризующееся изменчивостью, динамичностью и мобильностью общество. Вместе с тем культура новой России формируется в сложной социально-экономической и политической ситуации, способствующей не только успешному включению молодежи в современное информационное общество, но и делающей ее общение проблематичным.

Глава 2. Социологическое исследование ценностных ориентаций среди работников различных предприятий города Новосибирска

. Методики и процедура исследования

Исследование проводилось среди работников различных предприятий города Новосибирска, среди которых: водители грузовых автомобилей, инженеры, начальники цехов, диспетчеры, операторы станков, настройщики устройств, начальники смен, начальники технических отделов, технологи, рабочие и др. Всего продиагностировано 50 респондентов. Респонденты давали ответы по опроснику, заполняя бланки. В опросники были включены такие ценности как семья, здоровье, благоприятные условия труда, карьера, друзья. Вопросы были разбиты на три части. Первая часть анкеты включала вопросы на расставление рейтинга ценностей. Вторая часть анкеты отводилась по вопросы с выбором ответа. Респонденту предлагалось выделить более значимые для себя ценности и личностные качества людей. Третья часть анкеты включала открытые вопросы, отвечая на которые респондентам предлагалось высказать свое мнение о ценностях и качествах своих сверстников.

При обработке анкет определялось рейтинговое место перечисленных выше ценностей. Выделялись основные качества и ценности, которые обозначают респонденты. Опрошенные респонденты являются рабочими , т. е. теми , кто выполняет определенные заданные функции на производстве (операторы, водители, настройщики станков, приборов и т.п.).

Данная категория работников имеет либо среднее техническое образование, среднее общее образование, иногда высшее. Все работники, участвовавшие в исследовании являются представителями организаций, входящих в Координационный совет по вопросам работающей молодежи города Новосибирска. Координационный совет действует в Новосибирске уже почти 7 лет. Работа осуществляется совместно с МОУДО «Городской центр психолого-педагогической помощи молодежи «Родник». Вся деятельность осуществляется в соответствие с программой «Работающая молодежь — стратегия успеха», основной целью которой является реализация молодежной политики в отношении работающей молодежи, направленной на созданий правовых, информационных и организационных условий для самореализации личности молодого человека. Совместно «Родник» и Координационный совет проводят различные мероприятия, направленные на достижение этой цели. Стоит отметить, что план мероприятий насыщенный. Программам состоит из четырех направлений: «Актив», «Молодая семья», «Творчество, спорт, интеллект», «Здоровая нация». По каждому направлению осуществляется результативная работа. Мероприятия не только помогают создавать условия для самореализации молодых людей, но и способствуют развитию определенных качеств. Так, ставшая уже ежегодной, выездная молодежная спартакиада организаций города привлекает всё большее количество участников. Проведение спартакиады не только способствует общению молодых людей, развитию духа соперничества и поддержки друг друга, но и позволяет проявиться гордости за свое предприятие. Молодежь с интересом участвует в этом мероприятии, проявляет заинтересованность спортом, молодые люди охотно берут на себя ответственность за подготовку команд и их размещение. Нельзя сказать, что результаты действия этой программы видны сразу. Всё происходит постепенно. Но проявляя готовность нести ответственность, выбирая спорт и активный образ жизни молодые люди наглядно демонстрируют эффективность программы. Формирование ценностей происходит постепенно. Постепенно формируются новые привычки и складываются новые ценностные установки. Следует отметить, что рабочая молодежь, являясь особой социальной группой, вкладывает в некоторые понятия и ценности немного иной смысл. Так, для безопасности производства важна такая инструментальная ценность работника как ответственность, которая понимается как способность осознавать последствия своей деятельности, действий в различных производственных ситуациях, предвосхищение последствий своей активности, которые могут произойти, чувство осознания вины, которая ложится на плечи субъекта производственной деятельности, повлекшей за собой травмы и критические ситуации, способствует мотивации выработки необходимого алгоритма действий, обеспечивающих безопасность производственной деятельности. Анализируя иерархию терминальных ценностей работников, следует обратить внимание на ценности, связанные с осуществлением производственной деятельности, профессиональными обязанностями, то есть теми ценностями, которые определяют социальную значимость профессиональной деятельности специалиста, ее направленность на пользу общества и людей. Отсутствие ценности человеческой жизни и ее безопасности в системе приоритетных ценностей мировоззрения профессионала обрекает любую производственную деятельность на постоянно существующие риски возникновения критических ситуаций, влекущих за собой техногенные катастрофы. Пренебрежение техникой безопасности обусловлено прежде всего не внешними причинами (отсутствие материальных средств на выполнение всех требований и инструкций по технике безопасности и оснащение производственной деятельности всем необходимым для обеспечения безопасного производства), а отсутствием в ментальности работников производства установки на создание безопасного для здоровья и жизни пространства.

При анализе опросов было выявлено, что ведущие ранги в общей системе ценностей-целей в основном занимают такие ценности как семья, здоровье, образование, друзья. В нижней части иерархии, исследуемой социальной группы расположились патриотизм, материальные блага, работа.

Выделяя качества, наиболее значимые в окружающих людях, респонденты чаще всего отмечали честность, порядочность и ответственность. Если говорить качествах, которые не являются определяющими при общении с окружающими, то среди основных можно выделить материальную обеспеченность и предприимчивость.

Следует отметить, что принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой». Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. В работах современных отечественных авторов, в частности Е. Б. Фанталовой, С. Р. Пантилеева, Д. А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью.

Ценности не только регулируют, но и направляют действия человека. Тем самым система ценностных ориентации определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим внутренним его источником и механизмом.

Одновременно с этим система ценностных ориентации личности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Индивидуальные ценностные ориентации отдельных членов группы взаимодействуют и через межличностные взаимоотношения воздействуют на коллективные. Делая из этого вывод, следует сказать, что зачастую формирование патриотизма, ответственности и других качеств и ценностей у человека происходит именно под воздействием влияния той социальной группы, в которой он находится. Исходя из этого, мы можем сказать, что на появление и закрепление в системе ценностей таких качеств как ответственность и честность во многом повлияло и место работы и окружающие рабочих люди и ситуации. Ежедневно принимая на себя ответственность не только за оборудование, но и за жизнь коллег, молодые люди ставят перед собой иные цели, чем те, кто такой ответственности не несет.

Следует отметить, что не являясь ценностью материальные блага всё-таки имеют большое значение для молодых людей. Именно поэтому, при ответе на вопрос «Что нужно сделать, чтоб изменить Вашу жизнь к лучшему?» молодые люди в 89% случаев выбрали ответ «Повысить зарплату». Часть опрошенных отметила, что для повышения уровня их жизни необходимо «Создавать достойные условия труда для молодежи» и «Создавать условия для свободного предпринимательства».

Говоря о наличие жизненных целей, почти все респонденты отмечают что «людей, имеющих определенные жизненные ценности больше, чем тех, кто таковые не имеет». Анализ жизненный целей окружающих напрямую связан с наличием таковых у самих респондентов. Поэтому стоит отметить, что 77% ответивших, что определенные жизненные цели современная рабочая молодежь имеет, так или иначе подразумевали себя. Так же, отвечая на вопросы о ценности труда и его необходимости почти 96% опрошенных отметили, что «наличие работы и трудовой деятельности являются основой жизнедеятельности людей». Было отмечено, что 87% опрошенных считают необходимым работать всем трудоспособным гражданам страны.

2. Анализ результатов и выводов по социологическому исследованию ценностных ориентаций среди работающей молодежи

Отвечая на вопросы о необходимости целенаправленного формирования ценностей среди молодых людей 75% опрошенных ответили «Да, ценности необходимо формировать». Процент довольно высок, но так же стоит отметить то, что респонденты отметили и то, что ценности должны формироваться без какого-либо влияния извне. Молодежь настороженно относится к желанию страны и общества влиять на них, на ценности и качества, выделяемые молодыми людьми. Однако, полностью такой возможности не отрицает. Необходимость складывания единой системы ценностей понимают все. Молодые люди, относящиеся к рабочей молодежи росли в тяжелые времена, когда молодежь практически была предоставлена сама себе и набор ценностных ориентаций формировался хаотично и сумбурно. Несмотря на это, конечно, большая часть традиционных ценностей сохранилась, но ценность труда на данный момент не велика. Выбирая карьеру, как ценность большая часть молодых людей предполагает под этим понятием быстрое и удачное продвижение по службе с соответствующими привилегиями.

Если говорить о жизненных целях, то чаще всего молодые люди ставят перед собой цель создать семью и иметь высокий заработок. Так же, среди целей выделяются получение хорошего образования и покупка жилья. Это говорит о озабоченности молодежи о завтрашнем дне, о своем будущем. Однако, стоит отметить, что цели, связанные с благополучием других людей, с развитием общества, страны отсутствуют. Это говорит о проблемах в становлении патриотизма, как ценности. Направленность на себя является сейчас основной.

Таким образом, результаты диагностики ценностных ориентации работников, занятых в производственной сфере, говорят о недостаточной профессиональной подготовке в сфере нравственного развития специалистов их социального здоровья, в формировании социальных компетенций. Рекомендуется в процессе профессиональной подготовки рабочих кадров обращать внимание на формирование компетенций. В комплекс социальных компетенций входят такие способности как способность к ответственному выполнению профессиональных функций, способность к анализу ситуаций и разрешению межличностных производственных конфликтов, способность к самоконтролю и самооценке эффективной деятельности и др.

Заключение

В заключение стоит отметить, что важность социологического анализа социальных ориентаций молодежи приобретает все большее значение, так как сложившаяся в современном российском обществе ситуация дает возможность рассматривать на коротких временных интервалах существенные и значительные изменения и сдвиги макросоциального характера.

Формирование ценностных ориентаций работающей молодежи в условиях современного российского общества представляет собой сложный и противоречивый процесс, осуществляющийся под разнонаправленным воздействием многообразных факторов и источников.

Для выявления специфических особенностей ценностных ориентаций работающей молодежи большое значение приобретает исследование черт, присущих этой социальной группе, дающих представление о наиболее значимых реальных ценностях.

Особенностью рассмотрения работающей молодежи на различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные характеристики и определения ее индивидуальных и социальных доминант функционирования и развития. Однако трактовки работающей молодежи как особой социальной группы всегда зависели от конкретно-исторических условий. Историческое и социальное развитие общества оценивается молодыми специалистами опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений.

Положение молодых работников в социальном пространстве современного российского общества характеризует противоречивая двойственность: с одной стороны, работающая молодежь наиболее динамичная часть социальной структуры общества, молодые специалисты легче осваивают смежные профессии и менее болезненно переносят переход на параллельные, более востребованные специальности; с другой стороны, непродуманность, ошибки и трудности рыночных реформ больно ударили по положению работающей молодежи: лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к нынешним условиям.

Отсутствие уверенности в будущем, возможности профессиональной самореализации в процессе жизнедеятельности привели не только к размыванию ценностных ориентаций работающей молодежи, но и к формированию новых адаптационных механизмов поведения.

Несмотря на происходящие ценностные трансформации в современном российском обществе, в ценностных ориентациях работающей молодежи сохраняются гуманистические установки, универсальные, общечеловеческие и национальные ценности в качестве базовых.

Остались практически неизменными традиционные ценности, такие, как крепкая семья, здоровье, хорошие дети, работа. Любая новая система ценностей содержит традиционный слой общечеловеческих ценностей. Поэтому можно сделать прогноз о сохранении в сознании и поведении молодого поколения работников традиционных общечеловеческих ориентаций. В настоящее время в среде работающей молодежи сформировался солидный слой, оптимистически смотрящий в завтрашний день и уверенный в своих силах. Ценностные ориентации современной работающей молодежи представляют собой сложную, дифференцированную систему, складывающуюся в процессе адаптации к условиям жизни и сферы деятельности. В чьи руки, и главное — в какие руки будут отданы судьбы страны и ее граждан — это стратегический вопрос, ответ на который предстоит дать в ближайшие годы всему обществу. В сложившихся обстоятельствах особую роль приобретает государственная молодежная политика, которая должна помочь занять молодому поколению работников достойное место в современном российском обществе.

Список использованной литературы

1. Луков Вал.А. Тезаурусная концепция молодежи // II Всероссийский социологический конгресс, 2003, С. 71.

. Молодёжь / Социологический словарь // URL.: #»justify»>. Российский статистический ежегодник. М., 2010 // URL.: #»justify»>. Вал. А. Луков, В. А. Гневашева, Вл. А. Луков: Российская молодежь: Ценности и ценностные ориентации (социологический анализ)

. Д.А. Леонтьев «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании…», Психологическое обозрение #1, 1998. 6. Д.А. Леонтьев «Методика изучения ценностных ориентаций.

. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский. Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204с.

. Демографический ежегодник России, 2008. М., 2008.

. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация. М.: ЦСО РАН, 2000.

. Максимов Б. И. Рабочий класс, социология и статистика // Социол. исслед. 2003. N 1.

. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2001.

. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006.