Современные теории личности

Содержание

1. Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

1.1 Теория черт личности

1.2 Фрейдизм

1.3 Гуманистические теории личности

1.4 Теория социального научения

2. Психология малой группы. Классификация малых групп. Направления исследований малых групп.

2.1 Психология малой группы

2.2 Классификация малых групп

2.3 Основные направления исследования малых групп

Список использованной литературы

1. Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

1.1 Теория черт личности

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно иное направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

Он считает, что теория личности должна учитывать:

1. многочисленные черты, составляющие индивидуальность;

2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;

3. взаимодействие факторов наследственности и среды между собой.

По Кеттелу личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Формула Кетелла для предсказания поведения

R= f (S, P) — уравнение спецификации

4 стр., 1762 слов

Типичные убеждения, связанные с каждым из расстройств личности, ...

... 100 баллов.   Типичные убеждения, связанные с каждым из расстройств личности, они помогут психотерапевту наметить основные убеждения для психотерапевтического вмешательства 1. Я социально непригоден и нежелателен ... 14. Я имею все основания надеяться на большое будущее. VII. Гистрионное расстройство личности 1. Я интересный, привлекательный человек. 2. Чтобы чувствовать себя счастливым, я должен ...

Суть её: то, что человек делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

Чтобы точно предсказать поведение человека нужно рассматривать черты личности (1) + другие переменные (настроение в данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией).

Черта — то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Структурные принципы: категории черт личности

В результате проведения многократных процедур факторного анализа при исследовании тысячи субъектов и полученного обширного эмпирического материала, Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттел классифицировал все личностные черты. В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии:

1. поверхностные черты — исходные черты

Исходные черты — это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

Поверхностные — совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты — продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту — невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

2. конституциональные черты — черты, сформированные окружающей средой.

Исходные черты он делит на:

1. конституциональные — развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю — может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.

2. черты, сформированные средой — обусловлены влиянием социального и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном городке.

3. Способность, темперамент и динамические черты.

Исходные черты можно также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

Черты, которые отражают способности человека — определяют умения человека и его эффективность в достижении цели (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация).

Черты темперамента относятся к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует на стресс спокойно-истерично.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки ... ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно ... и правила, очевидно заданы как начальное исходное условие игры. Что же касается правил ... и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - ...

Самым важным вкладом Кетелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий индивида и только после этого возможно исследование личностные мотивы поведения человека. Он полагал, что любому исследователю необходимо выявить черты личности. Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также статистическое руководство — многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты. Он полагал, что личность на треть определяется генетикой, на две трети — средой.

Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа.

Фактор А — отзывчивость-отчужденность

Фактор В — интеллект

С — эмоциональная устойчивость-неустойчивость

Е — доминантность-подчиненность

F — рассудительность беспечность

G — сознательность-безответственность

H — смелость-робость

I — жесткость-мягкость

L — доверчивость подозрительность

M — мечтательность практичность

N — дипломатичность-прямолинейность

О — склонность к опасениям-спокойствие

Q1 — радикализм-консерватизм

Q2 — самодостаточность-комформизм

Q3 — недисциплинируемость- контролируемость

Q4 — расслабленность-напряженоость

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае. Если она имеет высокие нагрузки в большом количестве образцов поведения (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности).

Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и ещё меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость. И так далее по всему списку.

Итак, мы уже указали, что личность по Кеттелу — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты образует реальное единство, понимаемое нами как личность.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

1.2 Фрейдизм

Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939).

На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.

Термин психоанализ имеет три значения:

¦ теория личности и психопатологии;

¦ метод терапии личностных расстройств;

¦ метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Теория Фрейда о структуре психики

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:

¦ сознание;

¦ предсознание;

¦ бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики — бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.

Оно — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого — величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, — главная цель в жизни человека.

Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) — сознания — находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

7 стр., 3134 слов

Человек как субъект, индивидуальность, личность

….… 8 3. Теории развития личности ……………………………………….………… 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 16 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………17 ВВЕДЕНИЕ «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял ...

Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.

Рис. 5.1 Связь структурной модели с уровнями сознания

Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.

Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.

Становление психики ребенка, особенно Сверх-Я, происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, одновременно желая ему смерти, и потому испытывает чувство виновности, страшится своего родителя. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 годам), и у него появляется Сверх-Я, совесть.

Сверх-Я, или Супер-Эго, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо и плохо, нравственно и безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и Эго-идеал. Первая означает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1. Вытеснение желаний. Это — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных в тех или иных ситуациях желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного, Оно. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная затрата психической энергии, в результате чего ее может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. В результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.).

Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания и находит свое болезненное выражение. Появляется демонстративное безразличие к реальности.

Выделяют полное подавление, когда болезненные переживания настолько за глушены, что человек их забывает и не помнит, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Также говорят и о вытеснении. Это — частичное подавление, когда человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, хотя полностью забыть их не может и они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.

2. Отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды»: «Этого не может быть». Человек совершенно безразличен к логике, не замечает противоречий в своих суждениях.

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

... 29. Чем отличаются истерические личности от других? 1а демонстративностью,театральностью Б) спокойным поведением В) Особо не отличаются ... болезнями? 1а Это группа личностных расстройств у людей после стрессов, у которых не было раньше ... длительную угрозу потери жизни Б) группа людей,уже имеющих прежде психастенические расстройства 39.Как дифференцируются личности после психического заболевания? ...

3. Рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для того, чтобы объяснить и оправдать неприемлемые формы поведения, мыслей, поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не осознаваться.

4. Инверсия, или противодействие. Это — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребенок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противоположное желание — досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.

5. Проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимается в себе, но человек не признает такого факта и не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, он утверждает: «Некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это означает другое: «Я порой обманываю». Таким образом, проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь иного. Ею же объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для того, чтобы приписать другому свои негативные личностные свойства.

6. Замещение. Проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку. Сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или самоосуждение.

7. Изоляция. Это — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к раздвоению личности, к неполному Я.

8. Регрессия. Возвращение на более ранний, примитивный, способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. Он не развивается психически, и иногда возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.).

В трудных случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, «спускаясь» на более ранний и безопасный период — например, в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних жизненных этапах. «Мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство. Они проявляются в том, что человек, надувшись, не разговаривает с другими, противодействует авторитетам, становится по-детски упрямым или ездит на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

11 стр., 5141 слов

Тема 3.2 Взаимодействие людей в малых группах

... за счет других групп;  коллектив – группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений. Для психологии малых групп имеют значение: * композиция группы (или ее состав); ...

1.3 Гуманистические теории личности

Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.).

Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Но даже если в данный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он негодяй или полное ничтожество, это не значит, что таким он останется навсегда. Все равно остается вероятность того, что высшие духовные качества проявятся, поскольку они заложены в каждом как потенциал. Гуманистическая психология с оптимизмом воспринимает каждого человека и верит в его хорошие наклонности.

Гуманистический подход Э. Фромма

Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом (1900-1980).

Он показал, что у человека есть высшие экзистенциальные потребности:

¦ установить связи с другими людьми (стремление о ком-то заботиться; если такая потребность не удовлетворяется, человек начинает отстаивает эгоистические интересы и не доверяет другим);

¦ преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к де-структивности);

¦ потребность «в корнях», в стабильности, безопасности;

¦ потребность в идентичности, в осознании своей непохожести, уникальности;

¦ потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей;

¦ потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни.

Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют также типы и структуру личности — «социальные типы характера».

Личность — результат динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Под влиянием последних человек делает не то, что хочет или что ему нужно. У него возникают псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе. Человека раздирают противоречия, и у него появляется мучительное чувство одиночества. Выходом из этой ситуации является рационализация.

Человек объясняет себе, что подчинение нормам — это не рабство, а проявление собственной воли, поскольку он выполняет социальные нормы не потому, что от него этого требует общество, а потому, что это нужно ему самому. Единственным средством, устраняющим чувство одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через того — со всем остальным миром.

Однако в процессе воспитания человек утрачивает способность к любви, отказывается от равноправия в любви, предпочитая отношения симбиоза, неравенства, садомазохистские, что приводит к невротическим расстройствам. Любовь Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.

Он выделяет материнскую любовь, отцовскую любовь, любовь к себе, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... за собой, как правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно ...

Материнская любовь, которую ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему радость и уверенность в жизни. Отцовская, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Базовая любовь человека к себе — необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не любит, он не способен любить и другого. Любовь к людям позволяет жить в мире с другими. Если в детстве ребенок недополучает необходимой ему любви, он оказывается неприспособленным к жизни, не может радоваться ей, ладить с окружающими, не в состоянии обрести и эротическую любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству.

Для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в реализации своих потенциальных возможностей. В современном западном обществе люди получили значительную свободу от жестких социальных, экономических, религиозных ограничений, но это привело к одиночеству, изоляции, отчуждению, к потере чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Возникает противоречие: человек борется за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает его отчуждение от природы и общества, от людей. Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность.

«Бегство от свободы» проявляется как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их).

Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность (человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других).

Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, — конформность автомата.

Возможно и достижение позитивной свободы, когда человек чувствует себя частью мира, единым с людьми и обществом, но при этом не зависит от него, оставаясь автономным и уникальным, спонтанно активным в жизни в соответствии со своей внутренней природой. Любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности, когда люди объединяются с другими, не теряя при этом своей целостности и уникальности.

Согласно Фромму, восстановление чувства любви — вот одна из основных за-дач психотерапии. В процессе лечения человек восполняет недостаток материнской и отцовской любви и научается любить сам.

1.4 Теория социального научения

В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

Как полагает Дж. Роттер, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

8 стр., 3610 слов

Общие проблемы малой группы в социальной психологии

... ранней американской социальной психологии. Чтоже касается интереса социальной психологии к малым груп­пам, то он настольковелик, что в каком-то смысле всю традици­онную социальную психологию можно рассматриватькак соци­альную психологию малых групп. Существует ...

1. Поведенческий потенциал: каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.

2. На поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление произойдет после того или иного поведения в определенной ситуации (в случае высокой вероятности его получения он быстрее усваивает необходимое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению).

3. На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то — похвалу, уважение со стороны других, кто-то — деньги, кто-то более чувствителен к наказанию и т. п.).

4. На поведение человека влияет тип его личности, его локус контроля, он либо экстернал, либо интервал — т. е. чувствует ли он себя «пешкой» или считает, что достижение целей зависит от собственных усилий. Экстерналы приписывают ответственность за все происходящие с ними события другим людям и внешним обстоятельствам.

Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события своей жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.

Поведенческий потенциал, как утверждает Роттер, включает пять основных блоков реакций, «техник существования»:

1. Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания.

2. Поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.

3. Защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).

4. Техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.

5. Агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.

Теория социального научения показывает, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Этого возможно добиться благодаря имитации, подражанию, идентификации, которая представляет собой важнейшую форму научения. Идентификация — это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повторяет эти действия — таково научение через наблюдение или пример (А, Бандура).

2. Психология малой группы. Классификация малых групп. Направления исследований малых групп.

2.1 Психология малой группы

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 — 3 до 20 — 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. «Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды можно было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах». Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи).

Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

2.2 Классификация малых групп

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более.

Условные, или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название — официальные и неофициальные).

Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу).

Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными.

Референтная — это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и группы с низким уровнем развития. Малые группы с низким уровнем развития характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Малыми группами с низким уровнем развития являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

2.3 Основные направления исследования малых групп.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли:

1) социометрическое,

2) социологическое,

3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в исследовании малых групп связано с именем Дж. Морено. Идея Морено заключалась в том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру — «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности и микроструктуру- структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.

«Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей». Из этого следует, что необходимо перестроить макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

При всей наивности представленной схемы, ее методическое приложение оказалось достаточно популярным. На основании применения этой методики возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях. При этом в ограниченные рамки попадала научная перспектива исследования малых групп.

Сужался до минимума фокус исследований малых групп в рамках данного направления: предполагалось исследование лишь структуры психологических, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми. В такой программе эмоциональные контакты абсолютизированы, потеснив все остальные возможные «сечения» отношений в группе. Хотя методика дает определенные возможности для изучения психологических отношений в малых группах, она не может обеспечить полный анализ малых групп.

Из выше сказанного следует, что социометрический метод как направление изучения малых групп оказался односторонним и уязвимым по своим теоретическим предпосылкам. Социометрический метод не может претендовать на роль общего метода в изучении малых групп.

Социологическое направление в изучении малых групп было заложено в экспериментах Э. Мэйо. В компании Вестерн Электрик стала понижаться производительность труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. В 1928 г. был приглашен Мэйо, который поставил эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г.

В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда. В экспериментальной группе освещенность увеличивалась, и обозначался рост производительности труда. В контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неизменной освещенности — производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.

Столкнувшись с такими неожиданными результатами, Мэйо модифицировал эксперимент и добавил еще несколько исследований: изменялся значительно более широкий круг условий труда (улучшение системы оплаты труда, помещение шести работниц в отдельную комнату, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.).

Изменение этих условий труда привело к повышению производительности труда, затем, когда нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на более высоком уровне, чем первоначальный.

Эти результаты натолкнули Мэйо на предположение о том, что в эксперименте проявляется еще одна переменная- сам факт участия работницв эксперименте. Осознание важности происходящего, участие в эксперименте, внимание к себе привели к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор).

Исследования в этом центре опирались на созданную Левиным «теорию поля». «Центральная идея теории поля состоит в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих». Она была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп явилось важнейшим методом анализа психологического поля. Совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». В исследованиях основными изучаемыми вопросами были следующие: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. «Групповая динамика» изучая вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот перечень можно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

«Групповая динамика» оказала большое влияние на дальнейшее развитие социально-психологической мысли. «Нет сомнения в том, что в рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор.»

Однако теоретический контекст — конструкции теории поля — является довольно устаревшим. В большей степени, чем в других областях социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они «работают» и в других теоретических рамках. Степень их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы ещё не определена, чего требует уважение к имени Левина и к его заслугам в психологии вообще и в социальной психологии в частности.

Так же представляется интересным выделить несколько крупных подходов, в той или иной мере определивших развитие групповой психологии.

Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Интеракционистская концепция предполагает, что все аспекты группового поведения могут быть описаны, исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами. Выполненные в рамках данного направления работы в основном посвящены исследованию структурных аспектов группы.

Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных, в частности, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кэттелл, предложившего одну из теорий группового поведения.

Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии — принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них, прежде всего, следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского, наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности. Идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60-70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и, прежде всего, Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

Таким образом, преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных рамок, в разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на широкие, общегрупповые обобщения, но скорее призванных объяснить довольно узкий круг эмпирических фактов, относящихся, к тому или иному отдельному групповому феномену, реже — к нескольким из них.

Итак: прослеживая историю становления в нашей стране психологии малых групп и коллективов и отмечая достигнутый в последние десятилетия прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, необходимо отметить, что проблематика группового развития нуждается в дальнейшей разработке, в особенности тот ее раздел, который относится к характеристикам высшего уровня жизнедеятельности группы — коллектива. Другим «узким» местом в изучении группы является рассмотрение ее как совокупного субъекта совместной деятельности с присущими емуспецифическими атрибутами. Так же к числу слабо разработанных вопросов групповой психологии относится эмпирическое изучение малой группы как элемента более крупной социальной общности (например, социальной организации), испытывающего ее влияния и в свою очередь способного оказывать влияние на макросоциум.

личность психика темперамент малый группа

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. «Практическая психология. » Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 368 с.

2. Андреева Г.М. «Социальная психология.» М., 2000

3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М, 1981

4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. — Социальная психология: Хрестоматия М:, 2003;

5. Бэрон Р.С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия, 2003

6. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987

7. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

8. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

10. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985.

11. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.

12. Психологические тесты (для деловых людей), Москва, 1994.

13. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент — 2005

14. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.Просвещение, 1991, с.161.

15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995.

16. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.

Размещено на