Современная теория сновидений

Курсовая работа

На тему: «Современная теория сновидений»

Содержание

Введение 3

1. Классическая модель толкования сновидений по З. Фрейду 5

2. Современные техники анализа сновидений 10

3. Теория сновидений в контексте эго-психологии 22

4. Анализ роли сновидений в современной теории психоанализа 28

Заключение 33

Литература 35

Введение

Еще в глубокой древности сновидениям придавали особое значение, что отразилось в многочисленных историях, мифах и сказках. Уже в XIX веке появились первые крупные исследования проблемы сновидений. Так, например, в 1814 г. была опубликована работа Шуберта «Символизм сновидений», а в 1861 г. монография Шернера «Работа сновидений». Изучение сновидений с научной точки зрения началось лишь в XX в. В физиологических концепциях отмечалось, что все особенности сновидений вытекают из хаотической деятельности мозга, погруженного в сон и реагирующего в этом нейродинамическом состоянии на различные внешние и внутренние раздражители. Психологические теории объясняли сновидения как продолжение дневной психической деятельности во время сна вплоть до трактовки сновидений как освобождения души от оков чувственного мира, из-под гнета внешней природы.

Однако особое значение в изучении сновидений приобрела известная книга З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), в которой впервые была изложена целостная научная теория возникновения сновидений, описана их биологическая, психологическая и социальная сущность. З. Фрейд раскрыл адаптивный смысл биологической функции сна для человека как способа восстановления психического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Для З. Фрейда сновидение – это «царская» дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и все здоровым людям.

Данная теория основателя психоанализа стала отправной точкой на множество последующих работ ученых – психоаналитиков. В тоже время анализ современных тенденций в развитии психоанализа позволяет говорить о том, что проблеме сновидения в последнее время уделяется недостаточно внимания, что и обусловливает социальную значимость данной работы.

11 стр., 5140 слов

Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда

... идеологическое звучание. Проблема религии занимает особое место в социальной философии психоанализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях обще ... заключениями и непроверенными гипотезами. Фрейд не раз называл психоанализ своим детищем. Поэтому, рассматривая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теории психоанализа, нельзя не коснуться тех ...

Проблемой использования сновидений в психоаналитической практике занимались многие исследователи (Ч. Бреннер, Р. Гринсон, М.Кан, Ж.-Б. Понталис, Х. Сегал, Г. Стюард, Дж. Спаньярд, С. Фландерс, З. Фрейд и многие другие).

Работы данных авторов носят разносторонний взгляд на теорию сновидений. Обобщение различных концепций и предопределяет научную значимость данного исследования.

Практические все работы зарубежных аналитиков, рассмотренные нами, являются малоизвестными в среде отечественных специалистов в области анализа. Анализ и характеристика современных теорий сновидений, существующих в зарубежной практике, может помочь в работе российских специалистов (психоаналитиков, психотерапевтов и т.д.).

Это определяет практическую значимость данной курсовой работы.

Цель исследования: изучение современных теорий сновидений.

Объект исследования: развитие психоаналитической практики на современном этапе.

Предмет исследования: развитие современных теорий сновидений.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику теории сновидений З. Фрейда.

2. Рассмотреть основные направления в развитии теории сновидения на современном этапе.

3. Проанализировать роль сновидений в анализе в современной психоаналитической практике.

1. Классическая модель толкования сновидений по З. Фрейду

После открытия метода свободных ассоциаций проблемы лечения все больше отходят для Фрейда на второй план по сравнению с интересом к исследованию бессознательного. Арсенал методов исследования постепенно пополняется. Толкование сновидений Фрейд называет «королевской дорогой» к бессознательному, «областью, в которой всякий психоаналитик должен получить свое образование» [28]…………..

Заключение

Анализ современных теорий показал разнородность психоаналитических взглядов на роль сновидений в анализе. Многие исследователи, занимающиеся проблемой использования сновидений в анализе, представляют различные психоаналитические направления, сформированные разными традициями и интеллектуальными настроениями, но все они уходят своими корнями в работы Фрейда.

В фокусе анализа сегодня не сновидение, а сновидец. Анализ должен способствовать эмоциональному росту, пониманию природы трансферентных отношений. Выражаясь более классически, психоаналитический процесс способствует развитию и разрешению невроза переноса, и именно это служит основной заботой аналитика.

Следует отметить, что для многих исследователей сновидение потеряло свое центральное положение в аналитической работе, в тоже время все же большинство аналитиков уделяют особое внимание пересказу снов в своих монографиях и статьях, отдавая дань, таким образом, классическому психоанализу З. Фрейда.

В том, что касается классического мнения Фрейда о необходимости ассоциаций, положение дел изменилось, хотя его аргументы по-прежнему убедительны. Проанализированные в данной работе статьи показывают сновидение, раскрывающее природу объектных отношений аналитика и пациента. Сновидение в психоаналитическом контексте обозначает сильные и слабые места в способности пациента переносить тяжесть эмоциональной жизни, принимать границы обособленной идентичности, символизировать, использовать аналитическую обстановку, регрес-сировать на пользу эго (Крис, 1950, 1956).

13 стр., 6001 слов

Психоанализ и психоаналитическая терапия

... исследования психики и как психотерапевтический метод. В рамках настоящей монографии мы рассмотрим в первую очередь клинические аспекты психоанализа. Ядром разработанной Фрейдом классической психоаналитической ... детерминантами. Особое значение придается при этом анализу сновидений пациента (Фрейд, 1913). Понятие бессознательного Фрейд применял по отношению к тем психическим структурам ...

В развитии представлений о сновидении в США было больше разночтений, несмотря на главенствующую позицию Левина как первопроходца, проходившего подготовку в Берлине в 1920-х годах. Его интерес к связи между психологией сновидения и возможностями психоаналитической ситуации переместился обратно в Старый Свет и более глубоко сосредоточился на разработанном там синтезе (см. работу Кана в данном сборнике).

На развитие американской школы наибольшее влияние оказала эго-психология, получившая расцвет в 1950-х и 1960-х годах, именно результат этого развития обсуждает Гринсон в своих статьях, написанных в 70-е гг. прошлого столетия. В споре между Бреннером и Гринсоном отражен антагонизм взглядов на сновидение как продукт исключительно инстинктной, связанной с влечениями жизни или результат функционирования эго. Гринсон консервативен по отношению к богатству психоаналитической традиции и особому месту сновидения в психоанализе.

Точка зрения эго-психологии, фиксированная на объединяющей функции эго и его адаптивном отношении к реальности, объясняет интерес к манифестному содержанию сновидения, проповедуемый Эриксоном. Эту тему развивают в своих работах Спаньярд, Гринберг и Перлман. Проведенные этими учеными лабораторные исследования с регистрацией БДГ свидетельствуют о пользе адаптивной функции эго в сновидении, раскрывающейся в манифестном материале. Классическая традиция, по-прежнему сильная в Америке, постоянно указывает на опасность чрезмерного внимания к манифестному содержанию в ущерб латентным аспектам (Блум, 1976).

В заключение данной работы можно сказать, что, несмотря на разносторонность взглядов, на проблему использования сновидений в аналитической работе, интерес к этой теме не только не угасает, но в еще большей степени становится предметом многочисленных наблюдений практикующих психоаналитиков.

Литература

1. Александер Ф. , Селесник Ш. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности до наших дней. — М., 1995.

2. Берн Э. Введение в психоанализ и психиатрию для непосвященных. — СПб., 1991.

3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: Рефл-бук, 1997.

4. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия. – К., 2003.

5. Вердильоне А. Десять лет скандала ради истины. Свидетельство психоаналитика. — СПб., 1993.

6. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа. — Л., Эго, 1991.

7. Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. — М., 1997.

8. Дадун Р. Фрейд. — М., 1994.

9. Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках истины. — М., 1997.

10. Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. — СПб., 1996.

11. Кемпинский А. Познание больного. — Минск, 1998.

12. Коул М. Культурно-историческая психология. — М., 1997.

4 стр., 1627 слов

Теория сновидений Зигмунда Фрейда – "Толкование сновидений"

... "теорию сновидений Зигмунда Фрейда - толкование сновидений" и понять природу сновидений согласно этой теории. Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в ...

13. Куттер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.

14. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.

15. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977.

16. Лейбин В. Русскость Фрейда. — М., 1994.

17. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990.

18. Паттернс С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. – М., 1997.

19. Ракрофт Ч. Критический словарь психоанализа.- СПб., 1995.

20. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. — М., Искусство, 1996.

21. Ролло Мэй. Любовь и воля. – М.: Рефл-бук, 1997.

22. Романов И. Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. — М., Интерпракс, 1994

23. Современная теория сновидений/ Под ред. С. Фландерс. – М.: АСТ, 1999.

24. Соколов Э. В. Культурология. — М., Интерпракс, 1994.

25. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. – М., 2001.

26. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., Наука, 1989.

27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М., Прогресс, 1992.

28. Фрейд З. Толкование сновидений. — Ереван., 1991.

29. Фрейджер Р., Фейдиен Дж. Теории личности и личностный рост. – М., 2002.

30. Цвейг С. Фрейд. Врачевание и психика. — Л., 1990.