Социальная адаптация младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших школьников

1.1 Сущность, содержание и факторы социальной адаптации младших школьников

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование процесса социальной адаптации младших школьников

2.1 Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников

2.2 Формы, средства и методы исследования процесса социальной адаптации младших школьников

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, философии, социологии и др. наук. Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала.

Поэтому целью курсовой работы является: изучение социальной адаптации младших школьников.

Объект исследования: процесс социальной адаптации младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников.

Гипотеза: социальная адаптация младшего школьника будет эффективна, если:

— между педагогом и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения;

— Учитываются индивидуальные особенности младших школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Определить состояние социальной адаптации младших школьников в условиях современной школы;

Выявить психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников;

Разработать методику проведения эмпирического исследования.

Методы исследования: беседа, наблюдение, опрос, диагностический эксперимент.

5 стр., 2473 слов

Коррекция ситуативной тревожности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7 1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Возрастные особенности проявления ситуативной тревожности младших школьников 19 1.3. Теоретическое обоснование модели коррекции ситуативной тревожности младших школьников 27 ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ...

Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших школьников

1.1 Сущность, содержание и факторы социальной адаптации младших школьников

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному-«развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»[12, с.10].

До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.).С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, педагоги представители других наук [13,с.41].Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах[12,с.9]. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить[13,с.40].

2 стр., 852 слов

«Семья как фактор социализации личности старшего дошкольника»

Глава 1. Проблемы социализации дошкольника в психолого-педагогической науке. 1.1. Сущность и своеобразие социализации личности………..………8 1.2. Факторы социализации ребенка в семье…………………………..31 Выводы по главе………………………………………………………….50 Глава 2. Педагогические условия социализации личности старшего дошкольника. 2.1. Диагностика уровня социализации дошкольника…………………51 2.2. Результаты опытно- ...

Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация может рассматриваться и как составная часть социализации, и как её механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально — психологическую — находящиеся во взаимосвязи. Социально — психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально — психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления — добровольной и принудительной [10,с342]. Психологический словарь определяет социальную адаптацию как двусоставное понятие: и как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и как интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

— адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

— адекватная система отношений и общения с окружающими.

Таким образом, социальная адаптация переплетается с понятием социализации, социальная адаптация — это конкретный процесс социализации[15,с. 44].

Понятие социализации трактуется как:

1) процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни [13,с.40].

2) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии челове- ка со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [12,с.9].

3) аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит[15,с.44].

4) приспособление ребенка к конкретным социальным условиям жизни, исполнению в ней определенных социальных ролей, освоению наиболее значимых для общества социальных норм, навыков, ценностей[9, с. 9.].

5) процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта[11, с.171].

Адаптация — механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. В современном психоанализе выделяются две разновидности адаптивных реакции личности:

12 стр., 5833 слов

Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде

Название документа: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде . Министерство Образования Республики Беларусь Учреждение Образования Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина Социально-педагогический факультет Кафедра социально-медицинских дисциплин Курсовая работа Тема: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде Брест 2009 Введение ...

Аллопластическая адаптация осуществляется за счет изменений во внешнем мире, совершая которые человек приводит внешний мир в соответствие со своими потребностями;

Аутопластическая адаптация: приспособительные изменения внутри самой личности.

Г. Гартманн считает, что необходимо говорить о существовании еще одной разновидности социальной адаптации: поиск человеком такой социальной среды, которая является наиболее благоприятной для его жизнедеятельности[10,с.342]. Важный вклад в проблему понятия психической адаптации вообще и социальной адаптации в частности был внесен Ж. Пиаже. Адаптация рассматривается им как единство двух противоположно направленных процессов — аккомодации и ассимиляции. Ассимиляция-приспособление за счет изменений среды, аккомодация — за счет изменений самой личности. Полноценная адаптация обеспечивается в случае равновесия между процессами ассимиляции и аккомодации на социальном и личностном уровнях. Преобладание на уровне социальной адаптации процессов аккомодации приводит к появлению зависимости, преобладание процессов ассимиляции- к агрессивным проявлениям, негативизму. На личностном уровне доминирование аккомодации провоцирует низкую самооценку, тревожность, неприятие себя; доминирование ассимиляционных процессов проявляется в завышенной самооценке, некритичности[12,с.11].

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах[14,с.51]. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Человек — существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9-10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии[10,с.332].

10 стр., 4618 слов

Причины пониженной готовности детей с зпр к школьному обучению

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ По данным Министерства образования Российской Феде­рации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % обнару­живают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся началь ...

Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выде- ляют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л.Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя,выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3 стр., 1340 слов

6037 логопедия 1 глава. Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвива

6037 Д Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности ? Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях ДОУ 6 1.1 Проблема нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста в теории и практике ...

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет [3,с.43].

Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию[6,с.119].

Существует понятие школьной дезадаптации, под которой подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой,по ряду причин, становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корректирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении[7,с.194].

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

3 стр., 1370 слов

Активизация познавательной деятельности школьника,средствами игровых ситуаций по теме «Изонить»

ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение…… …………………………………………………….……….….3 1. Активизация познавательной деятельности школьников………...………5 1.1Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии 1.2.Познавательная функция игры………………………………….…….…….8 1.3. Психологические основы игры................................……………................11 1.4. Технология игры в процессе обучения ...

Первая- мегафакторы — космос, планета, мир которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая- макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья- мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут(регион, село, город, поселок);по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу- микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум[12,с.10].

В процессе адаптации ребенок выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. Здесь происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности[11,с. 328].Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются феральные люди. Феральные люди- это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, то есть не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных. Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли,например, усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на социальное обучение феральных детей, были получены некоторые результаты. Такие дети кое как могли общаться со своими сверстниками в интернатах для умственно отсталых.

Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому в последствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве (например, Робинзон Крузо),остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос[10, с.329].

социальная адаптация младший школьник

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка — начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

К 6 — 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 — 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо)[7,с.401].

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении).

Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей[11,с.533].

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия).

С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными[].

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях — социальной и психологической неполноценности[5,с.246].

Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.

Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Если учащиеся 1-2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то 3-4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения[20,с.191].

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями[17,с.120].

Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища.

При правильном развитии школьников две системы требований — к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, — не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок[14,с.349].

Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности[5,с.219].

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3-4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками[13,с.15].

Выводы по первой главе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет.

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторенне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.

Глава 2. Эмпирическое исследование процесса социальной адаптации младших школьников

2.1 Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников начальной школы

Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. Наиболее часто встречаются три типа трудностей.

Первый из них связан с особенностями школьного режима. Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их исполнение, принимали мер поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей. Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям, учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям, когда слабых он поощряет за трудолюбие, а сильных может пожурить за излишнюю самоуверенность. Это создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. Учитель поддерживает дружбу детей по общности интересов, по общим внешним условиям жизни. С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляются новые права и обязанности. Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью посещали школу, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя, сказывалась их общая готовность к овладению знаниями. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями. При первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и друзьями. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учебе. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. Знания, умения и навыки усваиваются в общении с родителями и сверстниками, в играх, при чтении книг и т.д. [2, с. 23-46]

Следует выделить факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей, положительный стиль отношения учителя к детям, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников. Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья [ 18,с.173 ].

2.2 Формы, средства и методы исследования процесса адаптации младших школьников

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные. При исследовании процесса социальной адаптации младших школьников можно использовать следующие методы:

1.Наблюдение;

2.Тестирование.

Метод наблюдения: метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование факторов в естественных условиях повседневной жизни. Тест: краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различиях. Тесты бывают в виде задания, опросника. Описание методик исследования:

1.Проективный рисунок — тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»

2.Социометрическая проба «День рождения»

3.Методика «Кружки».

4.Анкета для определения школьной мотивации.

1.Проективный рисунок — тест Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?»

Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.

Схема анализа и оценки рисунков:

1.Несоответствие теме указывает на:

-отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (машины, игрушки, узоры и т.д.);

-детский негативизм — отказ от заданной темы;

-неверное истолкование поставленной задачи, возможно ЗПР.

2.Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывают сюжет рисунка:

-учебные ситуации — высокая школьная мотивация, учебная активность ребенка (учитель с указкой, ученики за партами и т.д.);

-ситуации неучебного характера — положительное отношение к школе, но большая направленность на внешние школьные атрибуты (школьное здание, ученики с портфелями и т.д.);

-игровые ситуации — положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации (качели на школьном дворе, цветы на окне и т.д.).

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

2.Социометрическая проба «День рождения».

Данная методика позволяет выяснить положение школьника в межличностных отношениях, изучить структуру этих отношений.

Учащимся предлагают ответить на вопрос «Кого бы ты пригласил на день рождения?». Для получения более достоверных результатов выбор предлагается ограничить тремя фамилиями, расположив их по мере убывания предпочтения. Если ученик не может назвать больше одной фамилии, он должен написать «не знаю». Анкета обязательно подписывается. Для обработки анкет применяется матрица.

После первичной обработки анкет проводят анализ данных, выделяя:

1.Лидеры и звезды (5-6 выборов); предпочитаемые (3-4 выбора); пренебрегаемые (1-2 выбора); изолированные (0 выборов).

2.Микрогруппы (группы школьников, избравших друг друга).

Для определения микрогрупп составляется матрица на основе первой, по мере проведения анализа взаимных выборов.

2.Методика «Кружки».

Интегративным показателем личностной адаптации является самооценка. В целях её определения может применяться методика «Кружки».

Детям показывают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

1 2 3 4

«Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов. В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему? »

Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг(заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

К числу важнейших показателей адаптации к школе относят становление позиции школьника и ниже методик. Анкета для определения школьной мотивации(разработана Н.Г. Лускановой)

1

Тебе нравится в школе?

Да;

Нет;

Не очень

2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью;

Бывает по-разному;

Чаще хочется остаться дома

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

Пошёл бы в школу;

Не знаю;

Остался бы дома

4

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится;

Бывает по-разному

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы;

Не знаю;

Хотел бы

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет;

Не знаю;

Хотел бы

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто;

Редко;

Не рассказываю

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель;

Точно не знаю;

Хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

Много;

Мало;

Нет друзей

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся;

Не очень;

Не нравятся

Анализ результатов. За каждый первый ответ- 3 балла, за промежуточный -1 балл, последний-0 баллов.

Максимальная оценка- 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано(средняя норма мотивации).

15-19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами(внешняя мотивация).

10-14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано(низкий уровень мотивации).

Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ с. Бузат Стерлибашевского района. Нами было исследовано 16 учеников, список учащихся представлен в приложении. В результате изучения школьной мотивации были получены следующие данные:

У 9 учащихся — средний уровень социальной адаптации. У 7 учащихся — низкий уровень социальной адаптации. На основании данных анализа мы провели воспитательное мероприятие, направленное на формирование социальной адаптации младших школьников — моделирование ситуации и детский праздник-«Праздник осени».

Весьма действенным методическим приемом для успешной социальной адаптации младших школьников является моделирование реальных ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Моделирование реальной ситуации предполагает распределение ролей между ее участниками, которые вступают в определенные отношения между собой, что находит выражение в действиях и репликах. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт; это имеет большое значение для развития у них навыков общения, умений строить свои отношения с другими людьми[11,с.392].

Праздники в начальной школе играют огромную роль в адаптации детей младшего школьного возраста. Они способствуют приспособлению ребенка к новой системе социальных условий. Так как праздник способствует сплочению социума, повышению самооценки, закреплению общественно значимых положений индивида. Праздник является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников[8,с.96].

Этапы реализации программы:

1. Детям предлагается принять участие в подготовке предстоящего праздника.

1.1 Оформление зала. Беседа на тему украшения зала.На данном этапе детям предлагается принять активное участие в оформлении зала. Активная позиция ребенка на данном этапе заключается в том, что дети становятся ответственными за украшение зала в целом, и, в частности за сбор украшений: т.е. делается объявление о том, что нужно изготовить украшения для оформления зала.

2. Распределение и разучивание ролей (обсуждение роли, совместное разучивание ролей, репетиции).

3. Подготовка костюмов

4. Разучивание игр, танцев, песен.

5. Участие в празднике.

Выводы по второй главе

До проведения праздника у детей с низким уровнем социальной адаптации отмечается повышенный интерес к предложенной совместной деятельности. Например, совместная деятельность детей при изготовлении украшений: дети обсуждали, какими будут их листочки, совместно обсуждали цвет бумаги, из которой готовились листочки, какой цвет будет следующим. Выслушав друг друга, дети находили компромисс. Каждый день дети спрашивали у одноклассников, кто и что приготовил из украшений. Так же на переменах дети обсуждали предстоящее событие. После проведения праздника детей, с низким уровнем социальной адаптации, сверстники стали принимать в свои игры на переменах, стали больше с ними общаться.

Так же у младших школьников повысился интерес к урокам и школе в целом, дети стали активнее, нежели это было раньше.

Можно сделать вывод о том, что повысить социальный статус, а так же самооценку и школьную мотивацию ребенка в группе сверстников, можно посредством активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника, а также моделированием ситуации.

Заключение

Исследование было посвящено проблеме социальной адаптации младших школьников. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так, изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, было рассмотрено понятие социальной адаптации, особенности социальной адаптации младших школьников, возрастные особенности психического и физиологического развития, индивидуальные особенности развития младших школьников, которые влияют на процесс социальной адаптации.

Так же было выяснено, что праздники в начальной школе играют огромную роль в социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Они способствуют приспособлению младшего школьника к новой системе социальных условий. Так как, большинство праздников «работает» на сплочение социума, на повышение социального статуса, на закрепление общественно значимых положений индивида при переходе в новые социальные состояния. Хорошо организованные праздники создают благоприятную ситуацию для социальной адаптации младших школьников в школе.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М: Юрайт,2010-812с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под. Ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-264с.

3. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации //Психологический журнал.2010.-№1.-С.41-54.

4.Битянова М.Р. Социальная психология: учеб.пособие. 2-е изд., перераб.-СПб.:Питер,2008.-368с.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Изд-во «Речь»,2004.-440с.

6. Бордовская,Н.В.,Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.-СПб: Питер, 2008.-304с.

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-Спб.:Питер,2008-568с..

8. Истратова О.Н., Широкова Т.В.,Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога.-Феникс,2008.-568с.

9. Ишкильдина Р.Т., З.Ш.Касимова. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.-СГПА,2010.

10.Кумарина Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников//Народное образование.-2009.-№7.-С.163-168.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт — Издат, 2003.-607с.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Высшее образование,2009.-452с.

13. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации/ Э.А.Ахмадуллина, Г.Ш.Габдреева//ученые записки Казанского гос. Университета.-2008.-Т.150,сер. Гуманитарные науки, кН.3.-С.15-28.

14. Подласый И.П. Педагогика: учеб.- М.: высшее образование, 2008. — 540с.

15. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008.- 667 с.

16. Профилактика, коррекция, реабилитация детей и подростков с девиантным поведением, теория и методика/Авт.-сост.М.В. Абдрахманова, Ф.Р.Мавлеткулова, А.М. Анохин.- Стерлитамак. Гос. Пед. Акад. Им Зайнаб Биишевой.

17. Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины//Наука и школа.2010.-№3.-С.118-121.

18. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-240с.

19. Теория и методика воспитания: учебное пособие /Е.В.Головнева.-2-е изд..-М.: Высш.шк.,2009.-256с.

20. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми//Народное образование. 2009.-№7.-С.189-196.

Приложение

Внеклассное мероприятие «Праздник осени»

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года — осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. Итак, начинаем!

Дети поют песню «Ах, какая осень!».

ПЕСНЯ «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград —

Всё поспело для ребят.

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая…

Входит осень.

Осень:

— Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Звучит песня «осень золотая»

Осень:

— Спасибо вам, ребята! Очень много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями — осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к вам пришел?… (Сентябрь)

Осень:

— Сентябрь — младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем — проводами лета. Сентябрь — самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ведущий:

— Какая команда соберет больше грибов?

Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки

ЗАГАДКИ О ГРИБАХ

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора -… (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту — зовусь я -… (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все — в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются… (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок… (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья — шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы… (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички — золотистые… (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый… (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там — опята

Ну, а это на полянке ядовитые… (поганки)

Нет грибов дружней, чем эти, — знают взрослые и дети, —

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это -… (сыроежки)

Ведущий:

— Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают.

Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит.

Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!

Под фонограмму песни А.Укупника: «Осенний лист, постой не падай. Осенний лист, ты так лучист. Еще побудь со мною рядом, не улетай, осенний лист…» девочки исполняют танец с листьями.

Ведущий:

— Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.

Мы вырезали название нашего праздника из белой бумаги. Ваша задача — раскрасить их осенними красками. Каждый раскрасит фломастерами по одной букве, а затем из них мы составим название нашего праздника: «Золотая красавица — осень!».

Под музыку П.И. бЧайковского «Времена года. Октябрь» ребята и гости праздника раскрашивают буквы.

Из разноцветных букв складывается название праздника.

Ведущий: Вы хотите поиграть?… Будем листья собирать.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

или ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?»

На полу по кругу раскладывают листья (их количество — на один меньше, чем игроков).

Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.

Октябрь:

Всё мрачней лицо природы —

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Осень:

— Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени).

Хмурень — так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым — схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.

Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари…

Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ВКУСУ»

Ведущий выносит на тарелочке

разрезанные на маленькие кусочки овощи.

Дети с завязанными глазами пробуют овощи

и отгадывают их по вкусу.

А после игры и участники и гости праздника

с удовольствием съедают

заготовленные для игры овощи.

Ноябрь:

Поле черно-былым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Осень:

Ноябрь — последний месяц осени. Его древнегреческое название — грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Ведущий:

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета… Затерялось лето где-то.

Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»

Участвуют пять мальчиков и пять девочек.

На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки.

Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги.

Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее

и аккуратнее справится с этим заданием?

Ведущий:

Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима.

ПЕСНЯ «ВОТ И ОСЕНЬ НА ДВОРЕ»

Ведущий:

В народе было принято устраивать проводы осени.

И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай.

Давайте и мы с вами проводим осень — посидим за чашкой чая.

Праздничное чаепитие.

Моделирование ситуации

Примеры ситуаций разной степени сложности:

1) Наташа несет стопку книг в библиотеку, у двери класса она останавливается. Из-за стола встает Витя и открывает ей дверь. Наташа говорит ему: «Спасибо», Витя ей в ответ: «Пожалуйста».

2) Несколько ребят играют в настольные игры. Входит Саша, здоровается с ребятами, просит разрешения поиграть. Затем подходит к столу и хочет взять игру. Оказывается, что она уже находится у другого мальчика, который говорит, что игра занята, он уже играет. Поскольку в игре могут участвовать двое, Саша предлагает играть вместе.

Размещено на