Влияние игр с правилами на межличностные отношения младших школьников во внеурочное время

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Специфика межличностных отношений

в коллективе детей младшего школьного возраста

1.1 Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе……………………………………………………………………………..7

1.2 Особенности внеурочной деятельности младших школьников…………11

1.3 Игра с правилами во внеурочной деятельности как средство развития дружеских отношений между учащимися……………………………………..15

Выводы по первой главе……………………………………………………………………..18

2 Опытно-практическая работа по изучению влияния игр с развитие личности, Формирование и развитие морали">правилами на развитие межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………..19

2.1Описание и результаты исследования………………………………………………19

2.2 Система коррекционно-развивающих занятий……………………………24

2.3.Результаты исследования…………………………………………………30

Выводы по второй главе……………………………………………………..31

Заключение ……………………………………………………………………..32

Список использованной литературы ……………………………………….35

Приложения

В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемам изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности младших классов и межличностных отношений в них, влияние младших классов на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.

Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей — так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.[20]

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... производится в определенной временной перспективе развития человека («ориентация на развитие»); во втором -на основе сравнения результата по отношению к результатам других людей, причем ...

Несмотря на то, что школьной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.

Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г. А. Роков, В. П. Вахтеров, А. А. Реан, Я. Л. Коломенский, И. В. Дубровина, В.С. Мухина, М.В. Гамезо, Б. С. Волков.

Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что общение влияет на социальное и личностное развитие детей.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. Но именно у младших школьников потребность в общении выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает школе. Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношений детей друг с другом может оказать игра, которая является для ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей.[1]

В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения для школьника чрезвычайно ценные и привлекательные. Участием в группе они дорожат. [12]

Г.С. Абрамова утверждает, что от того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученные и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.[1, с.40]

То, что система личных взаимоотношений долгое время, по существу, ускользала из поля зрения многих исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом исследования, обусловлено было, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во — первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования — та социально – психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во- вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

Методологическими основаниями исследуемой проблемы составили универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития.

Принцип детерминизма утверждает, что любое психическое явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий.

4 стр., 1743 слов

Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение.Исследование ...

... на практике программу исследования нейропсихологичесакой диагностики детей в возрасте 7 лет; - проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы. Предметом исследования являются основополагающие принципы ... в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возмож­ным развитие высших форм психической деятельности без существен­ных ...

Принцип развития предполагает, что любое психическое явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, межличностное взаимодействие в малой группе развивается и подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.

Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.[1]

Для изучения особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста были использованы следующие методы изучения отношений: социометрия и проектный метод. В качестве проектного метода была использована методика: «Методика выбора друга».

Цель исследования: выявление влияния использования игр с правилами на развитие межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: игра с правилами, влияющая на развитие межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

2.Разработать систему коррекционно — развивающих занятий с применением игр с правилами.

3.Проанализировать и оценить эффективность использования игр с правилами, в системе коррекционно – развивающих занятий для развития межличностных отношений в коллективе младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования:

-Анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

-Организация целенаправленной опытной работы;

-Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдение, беседы, анкетирование, социометрический метод.

База исследования: МОУ СОШ №2 г. Карасук 3 «В» класс. Классный руководитель Еланская Татьяна Николаевна.

Структура работы: общий объём работы составляет 35 страниц; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 30 источников, приложений.

………….

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 1997. 453 c.

2.Абрамова Г.С. Практическая психология.– М.: Академия, 1997. 352 с.

3 Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. 165 с.

4.Андреева Г.М.Психология социального познания. М.: Академия, 2001-237с.

5.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1983. 261 с.

6.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология.– М.: Владос – Пресс, 2002. 362 с.

25 стр., 12410 слов

Этика и психология деловых отношений

... психологии деловых отношений, место данной дисциплины в системе наук; основные закономерности межличностных… – роль этики и психологии в деловых и межличностных отношениях; взаимосвязь… – методы управления этическими нормами межличностных отношений ... закономерности межличностных отношений и приоритетные проблемы в этой области; – роль этики и психологии в деловых и межличностных отношениях; ...

7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 1996. 187 с.

8.Белкин А.И. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение,1991, 194 с.

9.Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. 203 с.

10.Бодалев А.А.Общение и формирование личности школьника-М.:Педагогика,1987-324с.

11.Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра – М. 2000. 278 с.

12.Васильев В.В. Психологические эффекты в практике педагогов: – М.: АРКТИ, 2004. 207 с.

13. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1995. 283 с.

14.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Вектор, 1991.149 с.

15. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей – М.: Владос, 2002. 293 с.

16. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991. 94 с.

17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. 74 с.

18. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Ярославль, Академия развития,1996.- 287с.

19.Костюк Г.С. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Геликон, 1969.-С.160.

20.Митина Ю.С. Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений мальчиков и девочек в начальной школе: Автореферат диссертации. Калининград, 2000.-18 с.

21.Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Просвещение, 1995. 287 с.

22. Новикова Л.И.Педагогика детского коллектива.М.:Педагогика,1996- 122с.

23. Орлова Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М.: Просвещение, 1987. 166 с.

24. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника. – М.: Просвещение, 1994. 148 с.

25. Психология воспитания. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Аспект – Пресс, 1995. 283 с.

26. Психология личности. Тесты, опросники, методики. Авторы – составители Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. 305 с.

27.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.– Ростов на Дону: «Феникс», 2000. 328 с.

28.Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. – М.: Дубль – Восход, 1994. 182 с.

29. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., Пресса, 2004 г. 138 с.

30.Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск: Принтер, 1993. 233 с.