Социализация человека

Курсовая работа по теме:

Социализация человека

ВВЕДЕНИЕ

Социальная психология как наука, изучающая личность в спектре своих возможностей, прежде всего, замечает, а затем выделяет и исследует так называемый процесс социализации личности.

Сам термин «социализация личности», как и большинство терминов этой науки, не имеет однозначного определения и, тем более, толкования. В разных словарях и в разных публикациях, в зависимости от специализации авторов, излагаются самые разные версии. В современной отечественной социальной психологии вместе с термином «социализация личности», нередко в качестве его синонима, выступают термины: «формирование личности, воспитание личности, становление личности «и другие. Иногда три последних термина действительно адекватно передают некоторые оттенки социализации человека, но только некоторые, и при этом захватывают (привносят) некое свое, собственное содержание, которое к обсуждаемому процессу имеет лишь косвенное отношение или, в лучшем случае, сопровождающее исследуемое явление. Например, понятие «формирование личности» представляется действительно более широким, чем социализация, которая характеризует лишь некоторые особенности формирования активно вступающего в жизнь субъекта деятельности.

Понятие «воспитание личности» — содержит, в основном, педагогически организованное воздействие на того же субъекта, в котором могут быть использованы и элементы социализации. И, наконец, «становление личности» характеризует, прежде всего, самоактивность личности, ее субъектную социализацию, формирование в себе определенных черт, а также процессы самовоспитания.

Как видим, ни один из трех последующих терминов не раскрывает его полностью и даже не уточняет некоторых составляющих элементов.

Г. М. Андреева, не критикуя употребление термина «социализация», интуицией улавливает, «что это ни что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей» и т. д. [3, С. 339].

Одновременно «социализация» — это не традиционная гоминизация Л.С. Выготского, — утверждает Г. М. Андреева, — который спорил с Жаном Пиаже против изображения ребенка как существа, которому предстоит пройти путь «гоминизации». Как известно, Л.С. Выготский считал, что, родившись, человек уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей и т. п.

2 стр., 889 слов

Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков

Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков О.А.Волкова В настоящее время понятие “социализация” широко используется в философских, психологических ... в процессе социального взаимодействия в различных социальных общностях ребёнок не только обогащается социальным опытом, но и реализует себя как личность. Личность как субъект социальных отношений ...

На взгляд Г. М. Андреевой, «социализация» ближе к развитию личности, чем к воспитанию.

Социализация — сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Глава 1. СУЩНОСТЬ, ПРОЦЕСС И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Понятие социализации человека

Сегодня отечественная педагогика активно использует понятие «социализация», заимствованное из социологии.

Под социализацией мы понимаем процесс, в результате которого происходит становление человека, его личности и его индивидуальности. Условием социализации является наличие соответствующей человеческой среды, то есть семьи, племени, рода, общины, социальной группы, общества — той социальной системы, в которой начинается жизнь человеческого детеныша и центром которой он становится.

Термин «социализация» появился в конце XIXв. В книге «Теория социализации» (1887) американский социолог Ф.Г. Гиддингс употребил его в значении, близком к современному — «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [3, 8]. В научной мысли России понятие «социализация» появилось на столетие позже — во второй половине ХХ века. В 60-е годы ХХ века в СССР некоторые философы, социологи и социальные психологи вводят его в научный оборот и дискутируют о его содержании (Н.В. Андреенкова, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и др.).

Понятием «социализация» выражается общественная сущность человека. Процесс антропогенеза показывает, что существо, рожденное в виде человеческого детеныша становится человеком в результате социализации, в ходе которой запускаются генетические программы, формируются мозг, мышление, психика человека, происходит становление неких парадигм деятельности, типических форм отношения к реальности, определяемых национальными канонами, национальной культурной картиной мира.

7 стр., 3057 слов

Глава 15 Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса

... следствием подобного рассогласо­вания социальных ориентиров в ходе социализации является ус­ложнение для человека ситуации социального выбора — «для обы­денного человека нестабильность общества воспринимается прежде ... уровни анализа В интересующем нас аспекте — анализе актуальных трансфор­маций процесса социального развития личности — определенный интерес представляет изучение его в ситуации ...

В педагогику Украины термин и понятие «социализация» пришли на рубеже тысячелетий (в конце 90-х годов ХХ века) через учебную педагогическую литературу. Однако из-за достаточно позднего обращения к категории социализации, ее место и роль в курсе педагогики, а также в структуре ее понятийно-терминологического аппарата до сих пор окончательно не определены.

Тема социализации практически во всех сегодняшних отечественных учебниках и пособиях по педагогике представлена текстами фактически из одного-единственного источника — учебника А.В. Мудрика «Социальная педагогика» [3].

Социализация человека — развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей его средой и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни общества, так и в относительно направляемом государством процессе влияния на те или иные категории людей, а также в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания"[4, 5].

В этом почти классическом определении содержится все необходимое как для уяснения сути социализации и его значения в жизни человека, так и для определения роли и места категории социализации в педагогике, его ведущей, доминирующей позиции по отношению к категории педагогическая деятельность и к базовым педагогическим понятиям — воспитание и образование.

11 стр., 5445 слов

Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе

... изученности кинопроизводственного процесса, как средства, способствующего социализации в обществе. Необходимости создания единой цепи фильмов (по возрастному принципу), направленных на формирование личности человека. Цель ... НАРОДОВ Факультет Филологический КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе» Москва 2015 Содержание Введение Глава 1. История ...

Рассмотрим определение более детально:

— первое, социализация есть процесс, в ходе которого человек формируется, становится существом общественным и постоянно развивается.

Процесс социализации человека непрерывен и заканчивается только с его смертью;

— второе, результат социализации — общественная сущность человека, человеческое в человеке, человек как единство биологического и социального, как существо разумное, Homo sapiens;

— третье, социализация осуществляется только в обществе, под влиянием и воздействием среды и, следовательно, колебания в социализации происходят вместе с колебаниями общества. Социализация направлена на формирование такого человека, который нужен именно этому обществу или который, по крайней мере, безопасен для социума;

— четвертое, содержание социализации конкретно, оно не дано раз и на всегда и оно определяется культурными ценностями и социальными нормами;

— пятое, социализация имеет две функции (или два вектора) — внешнюю, направленную на адаптацию человека к среде (культурным ценностям и социальным нормам) и внутреннюю, направленную на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет;

— шестое, социализация имеет двойной характер — стихийный и управляемый.

Итак, только в процессе социализации человек становится человеком; содержание социализации детерминируется культурными ценностями и социальными нормами; в ходе социализации человек адаптируется к среде и развивается в соответствии с требованиями этой среды; социализация осуществляется стихийно и целенаправленно.

Несмотря на то, что понятие «социализация» появилась в социологии, многие общественные науки (антропология, философия, психология, педагогика) используют его, выделяя свой ракурс изучения.

Что касается педагогики, то она на протяжении всей своей истории, изучая и обобщая закономерности процесса и результата социализации человека, вынуждена была выстраивать свой терминологический аппарат на базе имеющегося собственного понятия — воспитание. Поэтому вместо социализации используется термин «воспитание в широком смысле»; поэтому К.Д. Ушинский говорит о «непреднамеренном воспитании»; поэтому и до сего дня в некоторых учебниках по педагогике термин «воспитание» в широком значении употребляется вместо термина «социализация».

2 стр., 634 слов

Интуитивные процессы личности

... Интуитивные процессы личности Интуиция - одна из форм познания человеком окружающей действительности. Поэтому, понимание сущности ... целостности и гармоничности в развитии личности. Список литературы Плющева О.А. (МГСА) Интуитивные процессы личности. ... ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути личности. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через своё "Я ...

1.2 Процесс и стадии социализации человека

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом. На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев. Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

9 стр., 4264 слов

Соотношение ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

... процесс социализации отражает поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься». Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности ... постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить приобщение человека к жизни и производственной деятельности без продолжительного и специально осуществляемого обучения и ...

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества. По мнению Нейла Смелзора процесс социализации обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из общей массы, навязывают модели поведения другим. Смелзер выделяет три основных аспекта социализации: биологический, культурный и социокультурный. Автор считает, что уже при рождении в человеческом организме заложены определенные элементарные модели поведения и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки эти очень и очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка столь важно присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса социализации особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той или иной мере наказуемы.

Социологи выделяют несколько стадий социализации:

1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).

2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом; б) изменение себя (стать как все); в) внешнее соглашательство, адаптация.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние ... Праздник, это время особенно активной культурной инициации и социализации человека, которая именно в этот отрезок времени получает потенциал ... жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия. Праздничное торжество имеет смысл для человека ...

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса. Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем. В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей. В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т. д. И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя. Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т. д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер — с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14−15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость).

В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.

Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.

Проблемы социализации в современном украинском обществе связаны с тремя обстоятельствами:

1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;

3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами.

Глава 2. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Сферы и институты социализации человека

социализация личность общество

Как правило, в литературе выделяются три сферы жизни, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер может быть охарактеризована как область обретения, расширения и умножения социальных связей личности с ее внешним и внутренним миром. В каждой из них осуществляется одновременно и расширение, и усложнение многослойных и многозначных социальных связей.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность расширяет, по выражению А.Н. Леонтьева, «каталог» своих деятельностей. Осваивает новые и новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системе деятельностей, их связей. Происходит выбор (личностный) деятельности, и, вследствие этого, возникает второй процесс — определенное центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных видов деятельности.

Отсюда, — прикладное значение всех этих теоретических посылок для целей профориентации в широком смысле. (Принято считать, что, чем больше видов деятельностей освоит человек, тем безошибочнее выделит он центральную ось своей деятельности).

Но это, конечно, вопрос, может быть и все наоборот: концентрация внимания и усилий в раннем возрасте на одной деятельности — углубит и расширит возможности в других видах (при общей одаренности человека).

Общение (коммуникация, интеракция, взаимное восприятие и взаимооценка) — в контексте социализации получает некоторое расширительное толкование. Социализация связана с деятельностью и, априори, умножает связи общения. Более того, Личность в общении как сфере социализации приобретает новые черты: усваивает определенные конвенциальные нормы общения в деятельности и нормативы самой деятельности, ее социальных качеств (традиции, обычаи).

К сожалению, конкретных исследований в этом плане мало. Детально исследованы только некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возрасты. Другие возрастные стадии не изучались, и это связано с самим отсутствием стадий социализации в теории.

Самосознание. В наиболее общем виде социализация означает становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. «Я» и мое отношение ко всему, что вокруг моего «Я». Осознаю, что идея бога — это не от реальности, а от внутреннего личностного отношения.

Множество теорий, концепций рассматривают в психологических науках проблему самосознания.

Как известно из общей психологии, образ «Я» определяется (рассматривается) в зависимости от концепции личности, которую разделяет или провозглашает конкретный исследователь.

И, тем не менее, следует признать, что развитие самосознания в ходе социализации личности — это процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Процесс социализации — это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.

Еще в 1970 году известная отечественная «социологиня» Н.В. Андреенкова заявила о том, что социализация личности происходит в ходе трех стадий жизнедеятельности человека: дотрудовой, трудовой и послетрудовой [См. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М., 1970, вып. 3, а также статью Я.Л. Погиньского// Человек и общество. Л., 1971, вып. 9].

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. У нее свои два этапа: 1) ранняя — от рождения до поступления в школу; 2) стадия обучения, включающая весь период юности до окончания школы.

Далее в литературе — двоякое освещение. Студенчество — одна из важных социальных групп нашего общества и проблемы социализации этой группы крайне важны. (Сейчас много работ по адаптации студентов и становлении личности: Р.Л. Мугинов и В.В. Новиков (1991); В.В. Марченко (1996) и др.).

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека. Мы выдвигаем идею продолжения социализации до конца жизни, по крайней мере, именно трудовой деятельности. В самом деле, важнейший аспект социализации — воспроизведение социального опыта, его творческое преломление и применение (с расширением, нередко) происходит именно в этот период (Р.Л. Мугинов, Г. М. Мануйлов, А.Т. Ивашов и др.).

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

К сожалению, традиции теоретических исследований социализации в этот период практически отсутствуют. Но еще Б.Г. Ананьев, убежденно говорил о том, что развитие личности, а, следовательно, и социализация ее продолжаются всю жизнь… «Психологической окаменелости Клапареда нет и быть не может…». Эту мысль высказал и А.А. Бодалев в своей статье об акмеологии, которую мне удалось издать на русском и английском языках в книге «Психологический пульс современной России» [М.-Ярославль, 1997].

При таком утверждении открывается бездна возможностей для построения междисциплинарных исследований в содружестве с социологией, педагогикой, психологией труда и т. д.

Послетрудовая стадия представляет еще более дискуссионную проблему. Если вспомнить Б.Г. Ананьева то социализация должна идти до конца дней индивида. В современных условиях, когда пенсионеры не только адаптируются к новым условиям их жизни, социализируясь в новой своей роли, а безработные нередко и начинают новую социальную роль в качестве трудящегося: меняют профессию, расширяют рамки своих прежних возможностей. Широко известны пенсионеры — наставники молодежи, народные художники, писатели, артисты, «самодельщики-изобретатели» и т. д.

Социальная психология сейчас в долгу перед обществом, в том числе, и неразработанностью проблемы социализации личности в послетрудовой стадии жизни человека.

Однако раздаются голоса, протестующие против употребления термина социализация для этого периода, ибо исследователи не видят усвоения социального опыта и, тем более, его воспроизводства. Даже если такое и часто встречается, то, все равно, это лишь частный случай.

Крайняя точка зрения — «десоциализация», которая будто бы наступает за завершением процесса социализации. Ставится вопрос об изменении типа активности личности в этот период.

Для развития личности (а не только ее становления) небезразлично, через какие группы она входит в социальную среду. Высший уровень развития группы — коллектив — по-новому задает содержание тех процессов, которые составляют жизнедеятельность группы.

Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, безусловно, оказывает воздействие на личность на всех стадиях ее социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно, или через группу: это нормы, ценности и знаки. Не будем спорить о том, что нормы и ценности усваиваются при помощи знаков и знаковых систем.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей (они выступают трансляторами социального опыта), называются институтами социализации. Термин «институт» используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в ходе развития общества форма отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации — семья, дошкольные детские учреждения. В социальной психологии институт семьи все еще не получил достойного внимания, хотя в решении этой проблемы уже есть свои «классики»: С.И. Ерина, В.П. Левкович, В.В. Столин, Н.Н. Обозов, А.Л. Харчев и другие.

С «дошкольным институтом» — совсем плохо. Даже «Институт школы» (Я.Л. Коломинский, А.С. Чернышов и их ученики) все еще рассматривается в контексте возрастной, а не социальной психологии.

Да, пока все это рассматривается (изучается) в пределах возрастной психологии. И, к сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, где бы была показана зависимость социализации от конкретного института социализации, в который включен ребенок.

Даже школа тоже не стала еще подлинным объектом междисциплинарных исследований. Многие «ученые» вообще не считают возможным доверять исследованиям в школе: «Маленькие дети — большие актеры» и т. д.

Известно, какое влияние на социализацию оказывает трудовой коллектив в самом широком смысле и диапазоне профессий.

Но и этот институт в качестве субъекта социализации изучался, а, тем более, изучается сегодня, недостаточно. Конечно, проблемы стабилизации коллектива, изучение причин текучести кадров, отхода людей в группы асоциального поведения, — крайне актуальны, но не модны! Практически не рассматривается и роль референтной группы — как субъекта социализации.

Иногда употребляется в литературе термин «эффект социализации» [см. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. IХ. Л., 1971].

Под этим термином понимаются психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации. Сам Б.Г. Ананьев называл в качестве таковых образование социальных установок, сложных явлений мотивации деятельности, формирование определенных черт характера, в том числе социально-типичных и национально-типичных.

Вероятно, этот перечень можно расширять, но суть в том, что здесь выявляется очень важный аспект: включенность индивида в процесс социализации не только на уровне микросреды, но и больших социальных групп, в которых протекает жизнедеятельность личности.

При рассмотрении предмета социальной психологии говорилось о том, что в психологии социальной общности (когда общественная психология рассматривается как социальное явление) нет ничего, чего не было бы у отдельного человека. И наоборот.

Но вот мера (доля) представленности в индивидуальной психологии социально-типического до сих пор не определена, более того, вообще проблематична. А ведь она должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения.

2.2 Механизмы социализации личности

Рассматривая вопросы социализации личности, нельзя не сказать о том, что в зарубежной психологии этой проблеме издавна уделяется большое внимание. Она оказалась на стыке социальной психологии, психологии личности, психопатологии, педагогики, психогенетики и многих других наук. В частности, вопросы наследственности и приобретения каких-либо качеств в личности исследуются батареями тестов, с опорой на самые разные психологические школы: фрейдизм, бихевиоризм, гештальт, интеракционизм, символизм, конфликтологию, иррационализм и другие.

Каждый исследователь обязательно какому-то направлению симпатизирует, какие-то считает недостаточно серьезными, какие-то полностью отрицает. Каждый имеет собственное мнение.

М. Аргайлу отличается особой тщательностью анализа результатов, полученных им самим и другими экспериментаторами. Начиная с ранних психоаналитических достижений, Аргайл постепенно и последовательно рассматривает труды ученых разных направлений, публиковавших и публикующих свои работы в разные периоды их научной деятельности, исчисляемые нередко десятилетиями.

Как правило, Аргайл не соглашается с одной или несколькими точками зрения на процессы социализации, но считает, что в качестве гипотез любая из них правомочна, даже если выдвигаются положения, основанные на опытах с низшими животными. Например, он обстоятельно анализирует результаты работы бихевиористов с крысами, вырабатывавших у подопытных животных определенные навыки приема пищи и опорожнения кишечника методами награждения и наказания.

Названный опыт он пытается интерпретировать с позиций различных направлений психологической науки и находит наиболее, как ему кажется, адекватный и, главное, перспективный подход. Основная идея такого рассмотрения состоит в том, что нет одного универсального подхода и метода анализа, но в каждом конкретном случае любой из них может быть наиболее адекватным. Так в случае с крысами, действительно, не очень высоко социализированными животными, наиболее перспективным показался именно бихевиористский подход, соединяемый с психоанализом. Далее Аргайл соединил данный эксперимент с кормлением ребенка грудью матери и выработкой навыков опорожнения кишечника ребенка с помощью тех же методов поощрения и наказания [Аргайл М. Социальная психология. На английском языке. Лондон, 1985. С. 19].

Показывая механизмы овладения социальными нормами группы, М. Аргайл предупреждает, что, чаще всего, человек приспосабливается к нормам именно конкретных социальных групп. Оказываясь в одиночестве, такие люди ведут себя различно. Одни показывают нескрываемую податливость без внутреннего содержания, другие же, потому, что имеют собственное осмысление. Условия, при которых внутреннее содержание имеет место, могут быть образованы на основе идентификации, когда субъект берет другого индивида в качестве образца для подражания и чувствует, что обманывает ожидания, если не состоянии жить согласно этому образцу [Там же, С. 20]. Кстати, о подобных случаях писали еще А. Бандура и его соавторы в одном из сборников статей, обсуждаемых на симпозиуме по мотивации поведения (США, штат Небраска, 1962).

Доказано, что одна и та же личность ведет себя совершенно различным образом в, казалось бы, совершенно похожих ситуациях. Например, перед и после употребления обильной еды. Изменения в поведении будет определять степень голода.

На чисто психологическом уровне найдено, что кровяное давление человека, когда он голоден, отличается от того, когда его накормят.

Известно так же, что даже отношение человека к деньгам зависит от его материального положения, но на конкретных поступках, связанных с добыванием денег, это прямо не сказывается. Все зависит от мотивации и социальных норм, усвоенных конкретной личностью, степени их осознанности. Однако, некоторая мотивация может быть неосознаваемой, и тогда поведение называется немотивированным. На деле же, оно просто не осознано. Например. Субъекта гипнотизируют и внушают ему, что он должен открыть окно в определенный час. Перед пробуждением ему говорят, что открывать окно уже не надо. Когда приходит назначенное ранее время, субъект робко открывает окно. Его просят объяснить, почему он это сделал? Ответ отражает, что он не осознает подлинной мотивации, а просто выдумывает некоторую причину своих действий.

Безусловно, мотивация связана с потребностями человека как живого существа: прежде всего, с необходимыми для сохранения баланса воды, сахара и других биохимических составляющих жизни.

Некоторые человеческие поступки и почти все «животное» поведение «мотивируются» биологическими побуждениями — голодом, жаждой, полом. Они как бы автоматически саморегулируют жизнедеятельность своего организма, поддерживающего равновесие необходимых биохимических веществ. В цивилизованных условиях биологические потребности людей удовлетворяются, в основном, регулярно (за исключением половых для молодых и пожилых людей).

Но потребности человека (впрочем, как и животного) имеют свойство расти и видоизменяться. Соответственно, изменяется и мотивация их удовлетворения.

Кстати, одной из заслуг К. Маркса перед наукой в целом является открытие им «закона возвышения потребностей». Еще в 1848 году он писал: «…в законе развития человеческой природы заложено то, что едва лишь обеспечивается удовлетворение одного круга потребностей…, как высвобождаются, создаются новые потребности» [у Марченко В.В. 125. С. 10].

Сегодня среди ученых самых противоположных направлений нет спора о важнейшей роли потребностей в жизнедеятельности человека. Разночтения наблюдаются в деталях, ибо нередко этот главный движитель социализации и развития человека вообще скрыт от глаз наблюдателей, да и самих потребностей у хорошо социализированной цивилизованной личности немало.

Изучаются потребности уже давно и самыми разными науками. В социальной психологии этот термин очень часто заслоняется понятием и термином — мотивация. Было, к сожалению, время, когда в нашей отечественной социальной психологии потребности вообще не считались объектом этой науки и все, что их касалось, замещалось понятиями стимулов и мотивов.

Следует отметить, что очень большая заслуга в привлечении внимания исследователей к психологическим аспектам потребностей принадлежит американскому специалисту в области человеческих отношений и организации труда Абрахаму Маслоу (1908−1970) — одному из лидеров гуманистической психологии, столь популярной сегодня в мире. Будучи одним из многочисленных учеников и последователей Элтона Мэйо, он сделал, пожалуй, самый значительный вклад в творческое развитие наследия своего учителя и предшественника.

А. Маслоу предпринял попытку систематизировать потребности личности. Он классифицировал их как базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке…) и производные или мета-потребности (в справедливости, благополучии, красоте, порядке, единстве…).

По его мнению, базовые потребности — стабильно постоянные, производные же — постоянно меняются. Поэтому «мета-потребности», какими бы они ни были, в принципе, равнозначны и не имеют превосходства друг перед другом, то есть они не иерархичны.

Базисные потребности, напротив, располагаются достаточно строго по принципу иерархии: от «низших» материальных до «высших» — духовных.

В связи с тем, что в отечественной социальной психологии к теории Маслоу иногда подходили только строго критически, позволю себе изложить ее несколько подробнее, чем обычно, в опубликованных ранее работах.

Итак, базовые или базисные потребности человека от самых низших физиологических и сексуальных, тех, которые, по классификации социально-биологических инстинктов Ж. Герина, именуются глаголом «жить», то есть, пить, есть, дышать, двигаться, иметь кров, одежду, отдых, воспроизводить себе подобных и т. д., через экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, стабильности условий своей жизнедеятельности, в стремлении избегать несправедливости, различных ударов судьбы, а в сфере труда — гарантированной работы, страхования от несчастных случаев, социальных потрясений, до привязанности к ближайшему окружению дома и на работе, к коллективу единомышленников, а, следовательно, и до признания этим окружением своей важности, роли, статуса, возможностей их роста, наконец — удовлетворения потребностей в самовыражении через какое-либо творчество.

В одной из своих статей, опубликованной еще в 1943 году, Маслоу предложил ставший затем знаменитым «треугольник Маслоу». В основании этого треугольника лежат:

1) физиологические или витальные потребности (от лат. Vita — жизнь);

2) потребности в безопасности и гарантированной работе;

3) потребности в принадлежности к определенной социальной группе;

4) потребности в уважении себя как личности со стороны других;

5) потребности в самоутверждении.

В приведенной структуре потребностей каждая из названных групп как бы располагается на определенном этаже треугольной пирамиды в соответствии с обусловленной природой и обществом их иерархии (сравните с пятью социобиологическими инстинктами Ж. Герина: «жить», «развиваться», «обогащаться», «защищаться» и «взаимодействовать». И это дает основание серьезно относиться к подобным классификациям…).

По Маслоу, человек стремится сначала удовлетворить свои первичные потребности, а после их полного или частичного удовлетворения переключается на следующие группы. При этом, человеком движут не просто потребности, а неудовлетворенные потребности, среди которых самые действенные (пробуждающие мотивы овладения ими) и самые трудные для удовлетворения — потребности в самоутверждении. Согласно интерпретации американского исследователя, базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически (по мере взросления человека) и онтогенетически (по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия) почти последовательно возникают друг за другом у конкретного индивида. Первые два «этажа» потребностей являются врожденными, они, стало быть, первичны. Три остальные, — приобретенные или вторичные. При этом, сам процесс возвышения потребностей выглядит в виде замены первичных (низших) вторичными (высшими).

Полагаю, что, в конечном итоге, рациональное зерно в «треугольнике Маслоу», бесспорно, есть, хотя и трудно признать его абсолютизацию. Суть-то не в конкретном расположении потребностей, а в механизме (динамике) их движения, смены. Последовательность этой смены в каждом конкретном случае может варьироваться. Это же, в конце концов, не механические часы! Как тут снова не вспомнить «принцип Доминанты» А.А. `Ухтомского! В данном случае последовательность решает доминирующая потребность в каждый данный момент.

Сам А. Маслоу полагал, что удовлетворение потребности не является мотиватором поведения человека: голод движет индивидом пока он не удовлетворен. Более того, он считал: сила воздействия потребности, ее потенциал есть ни что иное как функция от степени удовлетворения данной потребности. Интенсивность же мотивации определяется местом потребности в общей иерархии.

Чисто физиологические потребности выступают доминантными до тех пор, пока они не удовлетворены, хотя бы, на минимальном уровне, необходимом для выживания индивида. Далее его поведение регулируется степенью социализированности, наличием и уровнем развития духовных потребностей, доминирующих в каждый конкретный момент. Многое в чередовании такой доминантности зависит от стадии развития индивида в биологическом и социальном смысле, его социализированности по отношению к окружению и т. п., активации одновременно нескольких потребностей, так называемой «борьбы мотивов» и т. д., и т. п.

Надо сказать, что, являясь теоретически ясной и привлекательной для объяснения поступков человека идеализированной моделью поведения, концепция А. Маслоу не имеет, да и, в принципе, не может иметь эмпирически проверенных следствий. Несмотря на то, что она нашла свое применение в ряде организационных инноваций в управленческой деятельности, например, в «проектах» обогащения труда, социального развития и т. п., на практике эта теория практически не реализована. Она остается, преимущественно, орудием объяснения, средством понимания. [Более подробно см. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М.: Наука, 1986. С. 198−200].

Действительно, вторичные потребности и рождаемые ими мотивы могут, во-первых, основываться на чрезвычайно сложной комбинации духовной опосредованности, во-вторых, и первичные, даже самые низшие потребности, можно научиться удовлетворять разными способами и в разной мере, многие же из них (например, потребность дышать) действуют автоматически, то есть инстинктивно и не влияют фактически даже на удовлетворенность или неудовлетворенность пищей. В принципе, вторичные потребности и мотивы могут и не иметь чисто биологической основы (хотя в этом еще предстоит тщательно разбираться науке!), некоторый подход к их удовлетворению демонстрируют те же биологические стимулы. Организм приучается удовлетворять их в разных условиях различными способами (путем научения).

Можно предположить, что вторичные потребности (или потребности более высокого порядка) являются ничем иным как новыми маршрутами удовлетворения тех же самых первичных (базовых) потребностей или побуждений.

Вместе с тем, вторичные стимулы и мотивы могут становиться сильнее первичных и определять поступки конкретного человека. Об этом свидетельствуют не только так называемые подвиги самопожертвования и мученичества, но и достижения в творчестве, науке, других видах человеческой деятельности, связанных с самоограничением, сублимацией и т. п.

Несколько иную иерархию потребностей и мотивов их реализации дают английские психологи М. Аргайл, Д. Макклелланд. Они считают, что в человеческом сообществе главенствующую (определяющую) роль играют потребности в: 1) достижении; 2) аффилиации и 3) власти. Если первая и третья потребности легко понимаемы, то вторая нуждается в более подробном пояснении. Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять, присоединиться) — это стремление не просто быть в обществе, общаться с другими, но и быть принятым, понятым, не одиноким, а для этого, конечно же, быть вполне социализированным. Аффилиация нужна человеку, чтобы быть поддержанным в сложных жизненных ситуациях, снизить тревожность, преодолеть страх и т. д. Блокирование аффилиации вызывает обычно чувство одиночества, отчуждения, порождает фрустрацию.

К сожалению, названные авторы занимались экспериментальным исследованием аффилиации, в основном, у детей и подростков, но их выводы и предложения они сами распространяли на взрослых, принадлежащих различным национальностям и разным расовым, культурным и религиозным общностям.

Так, Д. Макклелланд показал, что общества, которые оказывают большое давление на детей, формируя у них мотивацию достижения, быстрее и интенсивнее вовлекаются в экономическое и индустриальное развитие. Эту идею он вынес из рассказов детей, собранных им в конце 50-х годов в слаборазвитых странах, а потом в течение нескольких десятилетий он наблюдал истинный прогресс, сотворенный этими выросшими детьми.

Были найдены и различия в мотивации представителей разных вероисповеданий: например, протестанты и евреи имеют более сильные тенденции достижения, чем католики. Это объясняется тем, что католики не требуют ранних достижений от своих детей. Поэтому, считает Макклелланд и его соратники, индустриальный прогресс в католических странах, подобных Ирландии, Италии, Испании, идет медленнее. Это же объясняет, по его мнению, и низкое положение католиков в социально-классовой системе Великобритании и США.

Высокая аффилиативная мотивация — залог не только общественного прогресса, но и, одновременно, источник большого удовлетворения, обеспечивающего этим людям преуспевание в установлении социальных контактов. Она способствует хорошим отношениям со старыми, больными, людьми из непривилегированных групп. И все это, в конечном счете, сказывается на характере нации, на ее общественно-динамической и политической потенции. Не случайно. самые разные люди (с Востока и из Америки) называют англичан холодными и недружелюбными.

Исследований на этот счет опубликовано немало, и почти все они подтверждают названные житейские наблюдения. При этом, ученые считают, что подобные выводы отражают традиционно низкий уровень аффилиативной мотивации англичан (замечает Аргайл).

Поведение социализированной личности неминуемо окрашивается ее собственными особенностями. Например, темпераментом, экстравагантностью, говорливостью, прожорливостью, доминантными установками на первоочередное удовлетворение потребностей в достижении, аффилиации и власти, а также конкретными условиями, в которых происходит рассматриваемое поведение. Многими исследователями (М. Аргайл, Е. Баргутта, Р. Балес, К. Блок, В. Хаутхорн, Д. Макклелланд и другие) установлено, что люди, как правило, считаются с окружающими их представителями другого пола, со старшими по возрасту, социальному положению и т. п. Однако, на одних это действует сильнее, на других — слабее.

Имеются различия в поведении по отношению к равным, в реакциях на социальное поведение другого. Тут многое зависит от воспитанности, от религиозной или национальной принадлежности и т. п.

Короче говоря, социализируясь, конкретная личность, сохраняя многие собственные особенности, приспосабливается к требованиям ситуации и личностным характеристикам присутствующих других.

Индивидуумы, бесспорно, воздействуют на черты группы, к которой они принадлежат. Это влияние (индивидуума) может быть понято и оценено различиями в поведении группы с ним и без него. Находят, что хорошо социализированные экстравертированные и доброжелательные люди содействуют установлению дружеских отношений внутри группы, созданию благоприятной атмосферы. И, наоборот, озлобленные, агрессивные, тревожные или шизоидные люди продуцируют напряженную, неудобную атмосферу. А психопаты могут быстро расколоть всю группу, нагнетая напряженность и конфликты.

Между отдельным человеком, личностью, тем более, яркой индивидуальностью и социальной действительностью всегда существует противоречие. Оно существует потому, что социум никогда не удовлетворяет всех потребностей индивида, а индивид никогда не отвечает всем требованиям социума. [Субъект-символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995. С. 16]. Говоря о подготовке профессиональных социальных психологов, мы всегда должны иметь это ввиду: постоянно обращать студентов к анализу конкретных поступков конкретных индивидов, учить и тренировать их разбираться не только в книжных рассуждениях, но и в обыденных человеческих поступках.

Человек, у которого существуют неудовлетворенные потребности, замыкается на них и ни о чем другом думать и говорить не может. Психолог в это время должен говорить с ним о том, что его занимает, и на его же языке, а не на своем, непонятном объекту.

Человек как личность находится в многообразных социальных взаимоотношениях, он член семьи, круга друзей, учреждения, определенного социального класса, страны, определенной партии и т. д. В каждом из этих социальных объединений он занимает определенную ступень, выполняет определенную роль. В это время его деятельность приходит в соответствие с теми требованиями, которые предъявляет ему социальная Среда. В случае нарушения им общественных норм поведения, его социальная активность не соответствует ожиданиям, существующим в отношении его роли: при таких обстоятельствах между человеком и социальной средой имеют место неуравновешенные, конфликтные взаимоотношения. У человека возникает тенденция избежать это конфликтное, беспокоящее его состояние. В подобном случае у него возникает тенденция именно такого поведения, и он осуществляет такую социальную активность, которая обусловливает восстановление социального равновесия.

У сотрудника, опоздавшего на работу, возникает тенденция более интенсивной работы, так как этим путем он может снять то конфликтное состояние, которое возникло из-за нарушения им своей роли.

Анализируя активность человека, приходим к выводу, что его поведение нередко возникает на основе социальных стремлений. Объектами его социальных стремлений являются такие ценности, как социальная группа, Родина, деньги, знания, творчество и пр. Тенденции достижения этих ценностей, их создания, заботы о них являются внутренними факторами социального поведения человека.

Установление равновесия с социальной средой осуществляется на основе более сложных закономерностей, чем достижение равновесия с материальной средой, которое достигается посредством удовлетворения витальных, жизненных потребностей.

Часто при этом предполагается упорядочение взаимоотношений, существующими между этими сферами, что выявляется в виде конфликта между удовлетворяющим жизненные потребности окружением (реально складывающимся бытием) и социальным поведением личности. В это время личность, используя специфические механизмы, создает условия в пользу определенного приемлемого для нее поведения, которому отдает предпочтение на основе интеллектуальных процессов.

Для осуществления предпочитаемого поведения личность производит организацию внутренних и внешних факторов, следствием чего является возникновение установки соответствующего поведения.

Интересна идея В.С. Мерлина, согласно которой характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личностей, типичных для данного коллектива. Есть два довода в пользу того, почему непосредственная Среда деятельности личности — группа (или коллектив, в особенности) — действительно «наделяет» личность определенными свойствами.

Первый из доводов связан с тем, что через долю в общем объеме деятельности группы личность как бы сопрягается с другими членами коллектива, а, следовательно, оценивается ими. Но такая оценка предполагает некоторые нормативы, с помощью которых она осуществляется. Значит, существуют такие личностные качества, которые особо значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они, в определенном смысле, как бы «предписываются» членам группы. И.С. Кон выделяет четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание: 1) интериоризация (усвоение оценок со стороны других членов группы), 2) социальное сравнение (прежде всего, с другими членами группы, 3) самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемых на основе двух предшествующих процессов), 4) смысловая интерпретация жизненного переживания [7].

Второй ряд доводов заключается в том, что всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются также определенные качества личности, это особенно наглядно видно, например, в ситуациях конфликта. В зависимости от наличия тех или иных качеств, личность поразному проявляет себя, причем всегда либо через сравнение себя с другими, либо через утверждение себя через других. Но эти «другие» — тоже члены той же самой группы, следовательно, демонстрация личностью своих качеств в общении, в определенном смысле, «концентрируется» группой посредством приложения к этим качествам групповых критериев. Именно это также способствует «наделению» личности «нужными» коллективу качествами.

Понимание природы деятельности человека и ее закономерностей неразрывно связано с вопросом о формировании ценностных ориентаций личности. Анализ целостной системы социально-психологической активности человека показывает, что в ней, наряду с непременным психическим отражением действительности, необходимо присутствует определенное социально-психологическое отношение его к ней. В целом можно сказать, что сознательное отношение человека к действительности позволяет ему рассматривать среду не только как непосредственно и актуально данную ситуацию, но и как целостную систему возможностей, находящихся в единстве с ней. На активность обладающего сознанием субъекта реальное влияние оказывает ожидаемые и возможные события. Таким путем происходит расширение диапазона взаимоотношений человека с действительностью, и он становится существом, активно ориентированным на будущее. Социальное поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, в которой отражены социальные стремления, цели, требования и, конечно же, социальные ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности определенных социальных тенденций. У личности формируются положительные и отрицательные отношения к объектам, связанным с данной активностью.

Представленные в сознании личности ценностные ориентации и знания тесно связаны друг с другом. В знании отражены предметы и явления действительности, а в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений. Личностные ориентации создаются у человека под воздействием индивидуальных потребностей и нужд, а социальные ориентации обусловливаются требованиями других людей.

Под воздействием внутренних и внешних факторов у личности создается установка к определенному поведению. Направление и целесообразность ее поведения обусловлены конкретной деятельностью этой личности. Общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция относительно действительности — позиционность. В отношении различных объектов и ценностей у индивида может выработаться и зафиксироваться как положительная, так и отрицательная установка. В соответствующих ситуациях эти фиксированные ориентации возникают весьма легко и определяют направленность сознания и деятельности индивида. Такие фиксированные социальные ориентации относительно ситуаций, объектов и ценностей позволяют прогнозировать и корректировать реальное поведение конкретного индивида.

Как мы уже убедились, социализация личности начинается с детского возраста конкретного человека и продолжается всю жизнь. Однако, личность может деградировать или оказаться в противоречии с обществом, с его целями и интересами, стать асоциальной. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо в процессе социального функционирования постоянно поддерживать социальный статус личности в рамках, предписанных обществом. Кроме того, должно идти непрерывное расширение социального опыта, который личность переводит во внутренний план сознания (процесс интериоризации).

В подобных аспектах говорят о тренировке ролевого общения.

Понятие «ролевое общение» не является однозначным, ибо смысл его расширяется различными науками: социологией, социальной психологией, педагогикой, искусствоведением, этикой, эстетикой. Но, хотя в философской литературе постоянно поддерживается связь социологических понятий «личность», «роль» с понятиями из сферы искусства, — сущностная их общность не улавливается. В существующих классификациях нет сколько-нибудь четкого деления ролей. Чаще фигурирует термин просто «роль индивида» или имеет место разделения на «конвенциональные» и «межличностные» (Т. Шибутани), «предписанные» и «достигнутые» (Тибо и Келли), «активные» и «латентные» (Р. Линтон) и т. п. Используя социально-психологический подход к анализу ролевого поведения в различных сферах чело-веческой деятельности в игре, в социальном функционировании, в искусстве, мы различаем роли социальные (как схемы поведения в системе предметной деятельности) и роли межличностные (в системе межличностных отношений).

Но каким образом личность социализирует ролевое общение в различных его формах, каковы механизмы этого общения в жизни и в искусстве (особенно в его ролевых видах: театре, кино, телевидении)? Эти аспекты социализации изучены еще очень мало и отечественными, и зарубежными психологами. Отводя этому виду деятельности особое место на ранних этапах становления личности, исследователи, чаще всего, будто забывают и его значение во взрослом возрасте, перенося игровую функцию личности в сферу спорта и искусства. Но ведь основное значение игр в детском возрасте не в том, что это — основа своеобразных форм деятельности взрослых (спорта и искусства), а в том, что они готовят ребенка к взрослой жизни в целом, социализируют его для общества.

Ребенок проигрывает основные схемы, функции тех ролей, с которыми он сталкивается в жизни, причем усваивает даже те социальные роли взрослых, которые ему не пригодятся в дальнейшей взрослой жизни. Он как бы примеривает на себя ту или иную схему поведения. Процесс социализации в детстве идет как бы извне, то есть для ребенка необходимо «забыть» своеобразие своей личности, свои особые желания и стремления, а делать все так, как делают взрослые. Идет как бы «связывание» индивидуальности, заталкивание ее в стандартные рамки общественного поведения, его правил и норм. Чаще всего, такое «насилие» необходимо: ребенок в свернутом виде усваивает богатство будущих отношений. Став взрослым, сформированным человеком, он играет уже устоявшиеся, сложившиеся в его представлении социальные роли. Если же те или иные социальные роли не усвоены личностью из-за неопределенности их функций или из-за отсутствия их в конкретном социуме, то в дальнейшем личность претерпевает большие трудности в поиске своего места в обществе. Достаточно вспомнить, например, «непрактичных» людей, семейные и производственные конфликты, которые происходят, зачастую, из-за незнания или разного понимания своих функций-ролей. Но, кроме определенных действий, индивиду необходимо усвоить и столь же определенные механизмы психических реакций, чтобы адекватно отражать действительность, все богатство связей и отношений в ней существующих. Было бы примитивно считать, что ребенку, чтобы жить в обществе, достаточно только усвоить все роли, имеющиеся в социальном опыте. Такой взгляд приведет к признанию заданности личности, статичности и закостенелости общественных отношений. Ведь ребенок, играя, учится не только что-то делать как доктор, шофер, учитель и др., но и эмоционально реагировать, чувствовать как тот или иной герой его игр. Кроме того, ребенок постоянно играет и в вымышленных персонажей, постигая жизнь через вымышленные ситуации, нереальные предметы, но отражающие их определенным образом. Именно эта способность ребенка «сочинять поведение», формировать у себя психологические механизмы идентификации, подражания, заражения, перенесения, развивает его индивидуальность и позволяет ему в дальнейшем воспринимать и создавать искусство, особенно его ролевые виды: театр, кино, телевидение. Так как ребенок живет, играя, то его психические реакции в восприятии жизни и искусства практически не различаются. Вспомните, например, как дети включаются во вторичную реальность фильма, спектакля, забывая, что все это «понарошку». Поскольку у ребенка нет еще четкого деления на те или иные способы действий (он живет в игре), постольку он «путает» реальность и вымысел.

В дальнейшем процесс социализации как бы раздваивается. Для усвоения какой-то социальной роли, то есть для принятия функции поведения. важно усвоить знаковую сторону роли. Для усвоения же межличностных ролей, понимания природы искусства важна внеинформативная коммуникация на основе вышеназванных психологических механизмов. Искусство расширяет межличностные роли. Правда, есть существенное отличие в общении с искусством от межличностного общения. В искусстве человек общается не с реально существующей личностью. а с художественным персонажем, идет диалог с «квазисубъектом». Искусство тем самым, через межличностное общение, значительно расширяет сферу и социального общения индивида, так как предлагает индивиду те социальные и межличностные роли, которые данный индивид никогда не играл и не сыграет, но общение с ними помогает осваивать личности новые эмоциональные, чувственные роли, восполняя и устраняя тем самым эмоциональный «дефицит» личности.

Из вышесказанного следует вывод о том, что процесс социализации личности, начинаясь с игры в детстве, продолжается затем через систему социальных и межличностных ролей в реальной жизни, и далее через общение с искусством, так как именно оно дает возможность личности развивать свою индивидуальность, расширять сферу межличностного общения, переводя процесс социализации во внутренний план. Личность существует и реализует себя в общении с людьми, этому предше-ствует процесс социализации. В нем индивид приспосабливается к окружающей социальной среде, осваивает определенные роли и функции. Это происходит потому, что человеческое общество обладает историей. Можно утверждать, что для формирования полноценной личности необходимо социальное окружение, то есть люди — носители опыта общества. Ярким подтверждением высказанному является описанный Сен-Симоном в «Очерках науки о человеке» случай с мальчиком Виктором — ребенком, найденным в лесах на юге Франции.

Как же происходит формирование социализированной личности? Рассматривая этот вопрос, мы сталкиваемся с противоречивыми позициями: одни утверждают, что решающее влияние оказывает внутренний фактор и недооценивают влияние внешней Среды, другие настаивают на обратном, третьи считают, что формирование личности происходит за счет «надстраивания» социального опыта над биологическим (О. Конт, Т. Рибо).

Существует так же теория, предполагающая взаимное опосредование социального и биологического друг через друга. Представителем последней теории является С.Л. Рубинштейн, указывающий на то, что внешнее социальное воздействие на личность неоднократно преломляется через призму внутреннего мира человека, систему его установок, убеждений и нравственных ценностей. А так же все воспринимаемое человеком опосредуется воздействием социальной Среды.

Формирование личности социально обусловлено не только тем, что процесс этот происходит под воздействием внешней Среды, но и тем, что на поступки человека и мотивацию его деятельности влияют те внутренние компоненты его психики, которые одновременно являются элементами социального опыта.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие и формирование полноценной личности не ограничивается принятием социально-типичных функций и ролей. Как субъект истории человек олицетворяет в своей жизнедеятельности и связи единичные, случайные, которые обнаруживаются в его индивидуальности. Личность обладает огромным богатством индивидуальных проявлений. В этом смысле личность непосредственно представляет собой определенную неповторимость, уникальность, за которой скрыта ее общность с другими, ее социальность.

Социализация личности происходит на протяжении всей ее жизни, но начинается с формирования так называемых социальных установок или, по-западному, аттитюдов.

ВЫВОДЫ

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация — это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Воспитание (в его традиционном понимании) — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система восипитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере социализации и вопитания молодёжи:

1. Существования остаточных явлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство.

2. Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным.

Так в условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой.

3. Нарушение объективных законов общественного развития, нравственных, правовых и политических требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных отношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты.

Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явилось следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.

Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов В.С. Становление «Я — концепции» личности: теория и практика. — М., 1999. — 164 с.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов-на- Дону, 1998. — 448 с.

3. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 — 60 гг. XX века. (Тексты).

— М., 1986. — С. 131−140.

4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.// Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. — 1987. — № 2. — С. 60−72.

5. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родителъских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории. — М., 2000. — 143 с.

6. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. — М., 1996. — 304 с.

7. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. — М., 1990. — 169 с.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М., 1990. — 367 с.

9. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок — какой он есть. — М., 1999. — 429 с.

11. Берис Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание. М., Прогресс, 1986. — 422 с.

12. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. — Ставрополь, 2000. — 152 с.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1992. — 400 с.

14. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. — 1976. — № 6. — с. 45.

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, 1968. — 464 с.

16. Бондаренко ЕЛ. О психическом развитии ребенка. — Минск, 1974. — 144 с.

17. Брагина Т.Н. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте. — Новосибирск, 2000. — 159 с.

18. Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб., 2001. — 352 с.

19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997. — 134 с.

20. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. — М., 1983. — 265 с.

21. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. — М., 1982. — 280 с.

22. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000. — 240 с.

23. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии. — 1992. — № 1 — 2. — с. 22 — 33.

24. Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. — М., РАУ, 1993. — 156 с.

25. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. Вопросы психологии. — 1995.-№ 3. — с.24 -31.

26. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Диссертация канд. псих. наук. — М. а 1995. — 222 с.

27. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998. — 336 с.

28. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000. — 224 с.

29. 3емская М. Семья и личность. — М., 1986. — 224 с.

30. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. — М., 1999. — 188 с.

31. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector