Развитие внимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу

Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова

Кафедра Физической культуры

Курсовая работа

Развитие внимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу

Выполнил: Очир-Горяев А.С.

Группа: ФК-51

Проверила: Харченова И.С.

кпсхн, доцент кафедры ТиМФК

Абакан 2010

Оглавление

Введение

Глава1. Теоретические основы развития внимания у спортсменов на тренировках помини-футболу

1.1 Вниманиекак научная проблема в современной психологии

1.2 Характеристикатренировки по мини-футболу

1.3 Особенностивнимания у спортсменов в процессе тренировки по мини-футболу

1.4 Комплексупражнений и игр, направленных на развитие внимания у спортсменов натренировках по мини-футболу

Глава2. Экспериментальные исследования развития внимания у спортсменов, занимающихсямини-футболом

2.1Организация и методы исследования

2.2Анализ результатов исследования

Вывод

Библиографическийсписок

Приложение

Введение

Опопулярности футбола в России сказано очень много. После сложного периода вначале и середине 90-х годов, развитие спорта № 1 в нашей стране продолжаетсядостаточно плодотворно практически во всех регионах. Наряду с «большим"футболом, активно развиваются и разновидность футбола: мини-футбол. Большое значение в нашейстране сейчас придается развитию детского и массового футбола и егоразновидностей. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола Россиипродолжает реализацию проекта «Мини-футбол — в школу». В настоящее время в этуработу вовлечены представители 80% субъектов федерации России, в том числеРеспублика Хакасия.

Актуальность исследованияобусловлена популярностью мини-футбола в России и Республике Хакасия. Какизвестно мини-футбольный сезон проходит ежегодно при совместном участииМинспорттуризма РХ и региональной общественной организации «Федерация футболареспублики Хакасия».

Теория и практика футболамногогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальнойфизической подготовленности футболистов посвящены труды С.Н. Андреева, Э.Г.Алиева, Ю.В. Верхошанского, Л.П. Матвеева и других.

13 стр., 6276 слов

Развитие внимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу 2

... спортсменов на тренировках по мини-футболу. Объект: Процесс развития внимания. Предмет: занятия мини-футболом, как средство развития внимания. Гипотеза исследования: мы предполагаем, чтозанятия по мини-футболу являются эффективным средством развития ... Республика Хакасия. Актуальность исследования обусловлена популярностью мини-футбола в России и Республике Хакасия. Как известно мини-футбольный сезон ...

Как показал анализ литературы, на тренировках больше всего времени уделяется развитию тактических способностей детей.

В свою очередь развитиетактической деятельности напрямую зависит от развития свойств внимания успортсменов. Исходя из этого, мы определили цель исследования.

Цель: Изучение развитиявнимания у спортсменов на тренировках по мини-футболу.

Объект: Процесс развитиявнимания.

Предмет: занятиямини-футболом, как средство развития внимания.

Гипотеза исследования: мыпредполагаем, чтозанятия по мини-футболу являются эффективным средствомразвития внимания у спортсменов, если на них систематически используютсяупражнения и игры, направленные на развития внимания.

В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в ходе выполнения данной работырешались следующие задачи:

1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

2. Определить уровень устойчивости, переключения, распределения внимания спортсменов, занимающихся мини-футболом.

3. Составить комплекс упражнений иигр, способствующих развитию внимания у спортсменов на тренировках помини-футболу.

Для решения поставленных задач использовалисьследующие методы исследования:

Теоретический: анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: использованиеметодик для определения уровня развития отдельных свойств внимания у спортсменов"Кольца Ландольта", «Таблицы Шульте».

Интерпретационный: количественныйи качественный анализ эмпирических данных.

Теоретико-методологическуюоснову нашего исследования составляет положение А.Н. Леонтьева о внимании, как направленностии сосредоточенности сознания на каком-либо предмете, явлении, действии, а такженад данной проблемой работали ряд других ученых П.Я. Гальперин, А.А.Ухтомский, Н.Н. Ланге и др.

11 стр., 5252 слов

Исследование индивидуальных особенностей развития военнослужащего

... изучить индивидуальные особенности военнослужащего Объект исследования: Индивидуальные особенности развития военнослужащего Предмет исследования: личностные особенности выявленные опросником Айзенка ... подобраны необходимые методики, 3) проведено экспериментальное психологическое исследование индивидуальных особенностей развития военнослужащих, 4) выявлены определённые зависимости, сформулированы ...

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённоеисследование позволяет выявить возможности тренировок по мини-футболу каксредво развития внимания спортсменов.

Практическая значимость исследования заключается в возможностииспользования полученных нами результатов в дальнейшей работе по развитиювнимания на тренировках по мини-футболу.

Структура работы состоит из введения, двух глав, вывода, библиографическогосписка и приложения.

Апробация прошла в МОУ СОШ № 20 г. Абакана.

Глава1. Теоретические основы развития внимания у спортсменов на тренировках помини-футболу

1.1 Вниманиекак научная проблема в современной психологии

Интересные и противоречивыесвойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разномуобъясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основныеподходы к проблеме внимания [5,24]:

1. Внимание как результатдвигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание содного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результатограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под «объемомсознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что болееинтенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные [7,36].

3. Внимание как результатэмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Мильуказывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же» [9,12].

4. Внимание как результатапперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особаяактивная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичнуюи активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усилениенервного раздражителя — внимание обусловлено увеличением местнойраздражительности центральной нервной системы.

5 стр., 2125 слов

Чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие

... скорректирован повторяющимися неудачами.   Постулат ценности Чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это ... функционализм. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене широко понимаемыми социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому ...

7. Теория нервного подавленияобъясняет основной факт внимания — преобладание одного представления над другим- тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживаетили подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений идвижений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественныхпсихологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания [12, 89].Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним измоментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собойпсихологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другогофеномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

2) по своей функции вниманиепредставляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека естьориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представленавниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, иливнимание, не имеет отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания — ипроизвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новыхумственных действий.

Все эти теории опираются нареальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют всеостальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь всовокупности всех его свойств.

Внимание — этонаправленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии [30, 4]. Главная особенность внимания состоит в том, что оно несуществует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют какпроцесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... деятельности не менее важна и долговременная память, способность быстро воспроизвести и привлечь для наиболее рационального выполнения работы информацию из всего накопленного человеком объема ... Устойчивость внимания - продолжительность непрерывного сосредоточения на одном объекте: при высокой степени концентрации ... реакция организма на раздражители со стороны внешней или внутренней среды, происходящая ...

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходнымявляется непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так, какнавязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта итребует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованнойсоциально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и посвоему происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развитияоперационно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией ипереходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например: сдвиг мотива на цель) возможно появление постпроизвольноговнимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельностисознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальныхумственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсоворганизма [35, 89].

Если в целенаправленнойдеятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сампроцесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольномсосредоточении, то есть основание говорить о постпроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуетсязаметных волевых усилий для поддержания внимания.

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что качества внимания зависят от свойств нервнойсистемы человека [30, 56]. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системойдополнительные раздражители мешают сосредоточиться. А с сильной — даже повышаютконцентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного итого же человека, нов различное время и в разных условиях отличаются некоторыми особенностями илисвойствами.

К основным свойствам вниманияотносятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость заключается в способностиопределенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Подконцентрацией внимания подразумевается степень или интенсивностьсосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана сособенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, онсчитал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очагепри одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... этом, наряду с условным характером игровой деятельности, которая осуществляется в воображаемой обстановке, многие действия в игре осуществляются реально, связаны с необходимостью волевого ... к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается ...

Под распределениемвнимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживатьв центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именноэта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их вполе внимания.

Внимание означает связьсознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенностиэтой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания [13,67].

Устойчивость — это временнаяхарактеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому жеобъекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральнымифакторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическимнепроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2−3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытатьсясосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Инойхарактер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременното одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект даетизображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некотороговремени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такиемалые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщейзакономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическимиколебаниями, в других — значительно большей устойчивостью. В настоящее времядоказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания являетсявозможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны исвязи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либопредмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях ивзаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Втех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности длядальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобывнимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно бытьдинамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать переднами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственнойдеятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяетзакономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения кнему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

8 стр., 3671 слов

Игры и упражнения на развитие памяти

... ;участников игры, определяет сначала команду – победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей памятью. «Цвета» Участники игры располагаются в ... на ощупь. Цепочка действий Попросите ребенка выполнить определенный набор действий: например, открой дверь, ... удовольствие. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскадслов" Попросите ...

Концентрация внимания — этостепень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель еговыраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательнаядеятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностямифункционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозг [6,85]. Вчастности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге приодновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением вниманияпонимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центревнимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно этаспособность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в полевнимания. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить толькоодин вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущениеодновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательномупереключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не можетсосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однакоиногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самомделе, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностьюавтоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключениевнимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одногообъекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстроориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключениявнимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это преждевсего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношениесубъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на неепереключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошотренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, чточеловек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразныеработы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию начасти, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образомчеловек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно восприниматьнесколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически неподдается регулированию при обучении и тренировке.

Понятие «объем внимания"близко к понятию «объем восприятия». Понятия — «поле ясного внимания» и «поленеясного о внимания» очень близки к понятиям центра и периферии зрительноговосприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанныхмежду собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть многобольше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачиваетсявнимание, и от умения осмысленно связывать и структуировать материал.

1.2 Характеристикатренировки по мини-футболу

Успешность тактическойдеятельности футболистов в значительной степени определяется высоким уровнемразвития у них основных свойств внимания. В своих работах по тактике футбольнойигры Б. А. Аркадьев и Г. Д. Качалин отмечают важнейшее значение внимания длявсех игроков — вратаря, защитников, полузащитников, нападающих.

Г. И. Федотов, отличавшийсявысоким тактическим мастерством, писал в своей книге «Записки футболиста»:"… внимательно следя за игрой, предугадывая ее ход, футболист действительноможет всегда заранее наметить для себя место на поле, на котором ему следуетоказаться, и примерный план своих действий" [35, 18].

Футбольное состязание требуетот игроков не только большой интенсивности внимания, позволяющей в каждыйданный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и сохранения этойинтенсивности на высоком уровне в течение всего времени игры. Отсутствиеустойчивого внимания, падение его интенсивности в середине или конце игры почтивсегда сопровождается поражением в спортивной борьбе.

Изучение тактических действийи вариантов должно происходить в двух направлениях:

а) индивидуальная тактическаяподготовленность;

б) групповая и команднаятактическая подготовленность.

На основе индивидуальнойтактической подготовленности создаются прочные и твердые групповые и командныевзаимодействия; из навыков тактической подготовленности отдельных игроковсоздаются как защитные, так и наступательные командные взаимодействия. Иначеговоря, сама по себе тактика означает одновременные взаимодействия несколькихигроков, которые направлены на успешное решение той или иной задачи. Когдарешается задача индивидуально-тактической подготовленности, то речь должна идтибольше о тактическом развитии индивидуума, той личности (игрока), котораясумеет в нужное время использовать свои индивидуальные тактические знания иумения и гармонически взаимодействовать с коллективом [16, 34].

В процессе обучения итренировки тактической подготовленности совершенствуются как защитные, так инаступательные варианты. Большое внимание должно быть уделено воспитанию умениябыстро переключаться от одного движения к другому, от технического приеманападения к техническому приему защиты, от одних тактических действий к другим. Тренер должен обучать игроков тем или иным тактическим действиям и вариантам пообщеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. При этом не надо, конечно, стремиться лишь к механическому усвоению тактических действий и ихвариантов. Это может задержать проявление творческой мысли игроков и команды. Тактическая подготовка сама по себе творческий процесс. Имея необходимоетактическое мышление, игрок должен всегда уметь приспособиться к создавшимсяусловиям [6, 35]

Следует углублять познанияигроков в тактике игры. Изучение теории должно предшествовать практическимзанятиям по тактике. Действенным средством в овладении тактикой являютсяустановки на игру и разборы прошедших игр, которые развивают способность канализу своей игры и игры партнеров, открывают путь к творческому подходу врешении тактических задач, как общекомандных, так и индивидуальных.

Проводимые разборы игрыявляются своеобразной школой, где не только разбираются недостатки идостоинства игры, но, главное, намечаются пути, методы и средства к устранениюошибок. Практические занятия, проводимые после разборов, должны бытьметодическими, ставящими цель — устранение ошибок и недостатков, закреплениеположительных действий, внесение нового для дальнейшего развития исовершенствования, уже известного.

На этом этапе футболисты ужезнакомятся с системами игры. Тренеру следует подробно и доходчиво рассказатьзанимающимся о распределении обязанностей и функций игроков. Объяснение надостроить на будущих действиях игроков. Это и является первым шагом к егоспециализации. Известно, что футболисты, играющие на одном месте, лучшепонимают поставленные перед ними задачи и лучше с ними справляются. Однако, иногда следует переставлять игроков, чтобы, играя на новых местах, они ширепонимали игру, знакомились и овладевали бы функциями игроков других мест вкоманде. Это способствует лучшему пониманию взаимных действий, помогаетанализировать игру каждого игрока в команде, вырабатывает умение предвидетьзамыслы соперника и принимать более правильные решения в интересах всегоколлектива

Как известно, футбольная играведется непрерывно. Поэтому следует специально рассмотреть отдельные игровыесостояния. Назовем их условно тактическими фазами (фаза атаки и фаза обороны).

Что же представляет атака? Для фазы атаки характерны три стадии: начало, развитие и завершение. Началоатаки — это момент, когда команда овладела мячом. Развитие атаки — подготовка квзятию ворот. Завершение атаки — взятие ворот.

Методы атаки могут бытьразличными. Они определяются тренером и творчески дополняются игроками с учетомсил, игровых ситуаций и возможностей играющих команд [5, 18]. При разборе планаатак тренер, в основном, учитывает сильные стороны игроков своей команды ииспользует слабые стороны в игре соперника Если команда располагает быстрыми, высокотехничными нападающими, опытными в индивидуальных и коллективныхдействиях., а соперник атакует большими силами, то выгоднее всего применитьметод скоростных, малоходовых комбинаций. Если же он держит в обороне большоеколичество игроков, то малыми силами результата не достичь. В этом случае атакиготовятся с подтягиванием сил из тыла. Применяется широкий маневр, смена местигроками. Средние передачи перемежаются с короткими, но в том и другом случаеони должны быть очень точными и, конечно, своевременными. Завершающая стадияатаки проводится молниеносно, без дополнительных обработок мяча.

Говоря о тактике обороны, прежде всего, следует определить, на чем она базируется и чему подчинена. Общеизвестно, что игроки оборонных линий на современном этапе развития футболадолжны уметь не только разрушать, но также организовывать атаки и даже ихзавершать. Однако главная задача защитников состоит все-таки в том, чтобыбдительно и умело охранять свои ворота от наступающего противника. В связи сэтим методика подготовки игроков защитных линий имеет свои особенности, связанные со спецификой их игры.

Защитники должны уметьпредвидеть развивающие события; определять наиболее важные направления вразвитии атаки соперника, отличать ложные ходы от истинных, приниматьтравильные решения, в плане как индивидуальных действий, так и коллективных[32, 55].

На этом этапе используютсяуже знакомые футболистам средства тактической подготовки, но скорость исложность их выполнения повышаются.

Применение тактическихкомбинаций, игровых упражнений, учебных и контрольных игр имеет более строгийхарактер. Здесь ставится задача не только четко выполнять задания, но и вноситьэлементы творчества в игру. Вводится ряд игровых упражнений.

Эти упражнения способствуютвоспитанию физических качеств, совершенствованию технических приемов итактических действий, которыми должны обладать современные футболисты.

Очень важными моментами вигре является сокращение времени на перестроение команды в переходах из обороныв атаку и организацию обороны после потери мяча.

Разучивая отдельныетактические комбинации надо добиваться от партнеров единого понимания игровыхситуаций. Это определяет канву, по которой будет развиваться творчествофутболистов.

Но разучивание игровыхкомбинаций не должно сковывать их. В тренировке следует отводить значительноеместо изучению, совершенствованию и применению тактических комбинаций пристандартных положениях (ввод меча в игру от ворот, из-за боковой линии, штрафные и свободные удары).

Таким образом, тактическаяподготовка, по своему характеру, является одним из сложных этапов спортивнойтренировки и требует серьезного, повседневного, творческого, последовательнотруда.

1.3 Особенностивнимания у спортсменов в процессе тренировки по мини-футболу

Успешность игровых действийфутболистов, по данным Г. М. Гагаевой, В.В.Медведева и др., в значительнойстепени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, какобъем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.

В процессе игровых действийфутболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов илиих элементов (6−8), что и определяет объем его внимания. Причем он воспринимаетв этих объектах малейшие детали, например отдельные элементы движениясоперника, его взгляд и т. д., что позволяет ему быстро и правильно организоватьи выполнить свои ответные действия.

Внимание вовремя игры имеетпроизвольный характер, игрок сознательно сосредоточивается на процессе игры, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей. Важнейшая особенность вниманияфутболиста — его высокая интенсивность, доходящая в наиболее ответственныемоменты игры до предельной напряженности. Так как современный футбол отличаютбыстрые и внезапные действия, игрок при необходимости должен уметь мгновенноповышать интенсивность своего внимания. Чем интенсивнее внимание, тем большенервной энергии затрачивает футболист.

Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют также высокой устойчивости внимания, сохранения способности к эффективной мобилизации его на протяжении всегопоединка, что, в конечном счете, сказывается на эффективности игры. Рядомисследований установлено, что устойчивость внимания футболистов во второйполовине игры под влиянием утомления и других факторов нередко снижается, что, естественно, влечет за собой увеличение количества всевозможных ошибок.

Современный футболхарактеризуется высокой скоростью полета мяча, футболист должен в то же времяанализировать обстановку, решать тактические задачи и выполнять сложныедействия. Принимая мяч, футболист одновременно распределяет внимание междумногими моментами: определяет расстояние до мяча и до игроков, следит заперемещениями игроков своей команды и команды соперника, выбирает способобработки мяча и т. п. Количество таких одновременно или последовательнопроисходящих эпизодов может быть различным, так же, как и степень ихотчетливого восприятия. Все это характеризует распределение внимания.

Особое значение всоревновательной деятельности футболиста в зависимости отхода игры имеетбыстрота переключения внимания, с одних двигательных действий на другие, нередкосовершенно иные по структуре и характеру. По данным наблюдений, футболиствыполняет за игру свыше 600 отдельных действий, а в течение секунды вниманиеигрока переключается поочередно на 3−5 объектов.

Как было отмечено выше, всеперечисленные качества внимания значительно изменяются в зависимости отсостояния тренированности.

На основании всех трех этаповтактической подготовки можно составить схему последовательности: развитиянавыков ее и подводящие упражнения, совершенствующие тактическое мастерство каждогоигрока и команды в целом.

— Быстрое нападение;

— Зонная защита;

— Постепенное нападение;

— Персональная защита;

— Комбинированная зашита [18, 22].

В процессе тактической подготовки футболистов, тренердолжен уделять большой объем работы воспитанию и совершенствованию еепрактических навыков и умений. Так как теоретическая часть подготовки вроде быпроста, занимающиеся легко и быстро усваивают и понимают все, что объясняет итребует тренер, а на занятиях на игровой площадке у футболистов возникают сложностиво многих игровых упражнениях. Если индивидуальные тактические действияформируются довольно быстро, так как игрок легко запоминает свои игровыефункции и обязанности, то с групповыми и командными действиями дело обстоитсложнее: они требуют высокого понимания и согласованности.

1.4Комплекс упражнений и игр, направленных на развитие внимания у спортсменов натренировках по мини-футболу

Упражнение 1: игра черезволейбольную сетку. Удары по мячу выполняются головой и ногами. Игра начинаетсяс подачи ногой. Это упражнение можно варьировать в зависимости от подготовкиигроков команды и конкретной цели данного упражнения. Варианты упражнения: а) содним касанием мяча пола или земли; б) игра на три или более передач; в) опуская или поднимая сетку [13, 67].

Упражнение 2: теннисбол: а) только ногами; б) только внутренней стороной стопы; в) ногами и головой; г) скасанием и без касания мяча пола, земли; д) с ограничением и без ограничениякасаний мяча и другие варианты

Упражнение 3: а) игры наменьшем по размеру поле с большим числом игроков, с ограничением и безограничения касаний мяча с обводкой и без обводки соперника; б) игры в двоеворот с ограничением касания мяча в середине поля и обводкой соперника в ихштрафной площадке.

Упражнения на развитиесвойства внимания [18, 56]:

1. На участке поля три игрока (А, Б, В), которые выполняют функции нападающих, а три функции защитников. Тренер передает мяч одному из атакующих. Задача защитников — опередитьпротивника и вернуть мяч тренеру, который меняет свое местонахождение.

2. Игроки групп, А и Бразмещаются в 30 — 40 м один напротив другого (рис. 6).

Игрок группы, А ведя мяч"вызывает" одного из игроков группы Б, который делает ускорениевперед. Игрок группы, А отдает ему мяч и бежит на свободное место в группе Б. Игроки группы Б, получив пас, быстро отрабатывают мяч, «вызывая"игрока группы, адресуют ему мяч и делают рывок на свободное место в группе, А ит.д.

3. Передача 3 — 4 мячей (поочередно) с исходного положения. Игрок Е начинает упражнение. Игроки Б, Г, В, Д, А принимая мяч, направляют его партнеру, как показано на рисунке и ждутследующего мяча.

4. На участке поля 6 — 8игроков ведут мяч в каком — либо направлении одновременно следя за тренером, который постоянно перемещается по полю. Через некоторый интервал времени тренерпоказывает игрокам несколько пальцев, игроки вслух называют соответствующиецифры.

5. Две группы (по 6- 8 чел.)игроков выполняют ведение мяча в любом направлении в зоне штрафной площадки, которая делится наполовину (одна группа работает на одной половине, вторая — навторой) и одновременно следят за тренером. По сигналу тренера группы должныпоменяться местами.

Глава 2. Экспериментальныеисследования развития внимания у спортсменов, занимающихся мини-футболом

2.1 Организация и методы исследования

Экспериментальноеисследование проводилось на базе школы № 20 г. Абакана. в исследовании принялиучастие учащиеся 10-х классов в количестве 20 человек, которые мы разделили на двегруппы по 10 человек. Группа из 10 человек, где использовался комплекс игр иупражнений, направленный на развитие внимания (в дальнейшем именуемаяэкспериментальной группой) и группа учащихся из 10 человек, где данные занятия непроводились (в дальнейшем именуемая контрольной группой).

Возраст испытуемых -16 лет.

Для изучения внимания быливыбраны следующие методики:

1. «Кольца Ландольта».

2. «Таблицы Шульте».

Методика «Таблицы Шульте».

Цель: Определение устойчивостивнимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лицразных возрастов.

Описание: Испытуемомупоочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядкерасположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называетчисла в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемомупредъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не попорядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа попорядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок».Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включаютсекундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всякихинструкций.

Обработка и интерпретациярезультатов теста

Основной показатель — времявыполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. Порезультатам выполнения каждой таблицы может быть построена «криваяистощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания иработоспособность в динамике.

Эффективностьработы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 +Т3 + Т4 + Т5) / 5, где

Тi — время работы сi-той таблицей.

Степеньврабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 -показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данныйпоказатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическаяустойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данныйпоказатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Методика «Кольца Ландольта"является универсальным средством, которое можно применять для изучения вниманиялюдей разного возраста.

Оценка распределения внимания

Инструкция: «Будьтевнимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которыхимеется разрыв, расположенный слева, и такие, у которых разрыв расположенсверху и зачеркивать их. При этом первое кольцо следует зачеркивать справаналево, а второе — сверху вниз. По команде „Черта!“ поставьтевертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда ипродолжайте работу».

Обработка

Объем зрительнойинформации (V, бит) рассчитывают по формуле:

V=0.5936∙N, где

N — общееколичество просмотренных знаков, 0.5936 — средний объеминформации, приходящийся на один знак (бит).

Скорость переработкизрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивостивнимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:

/>, где

t — времявыполнения задания (с); Р — количество пропущенныхзнаков; О — количество ошибочно или неправильно зачеркнутыхзнаков; V — объем зрительной информации (бит) завремя t (с); 2.807 бита — потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.

В процессе обработкирезультатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалывремени, так и за все время работы. По полученным результатам строитсяграфик выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и вкорректурной пробе Бурдона-Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно такжесудить по динамике скорости переработки информации (Q).

Интерпретация. Средниезначения показателей объема зрительной информации (V) и скорости еепереработки (Q)

Показатель Q можнооценить и в баллах. Для взрослых нормой скорости переработки информациисчитается Q=1.6±0.16.

Оценка переключения внимания

Инструкция: «В течениепервой минуты Вы должны будете находить и зачеркивать справа налево кольца, разорванные слева, а в течение следующей минуты слева направо — кольца, разорванные сверху, и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

Обработка и интерпретациярезультатов те же самые, что и в предыдущем варианте.

2.2 Анализ результатов исследования

При использовании первойметодики «Таблицы Шульте», направленной на определение устойчивости внимания мыполучили следующие данные:

Таблица 1. Результатыисследования по устойчивости внимания по методике «Таблицы Шульте» вконтрольной и экспериментальной группе на начальном этапе исследования (%)

Группа Уровень низкий средний высокий Контрольная 40 50 10 Экспериментальная 20 50 30

/>

Рис. 1. Сравнительные данныеустойчивости внимания спортсменов

На основании вышеприведенныхданных можно сделать вывод, что для обеих групп характерны средние показателиустойчивости внимания — по 50% спортсменов в обеих группах показали такиерезультаты. Однако в экспериментальной группе 3 человека имеют высокий уровеньустойчивости внимания — 30%, а в контрольной только 1 человек — 10%, то естьвысокий уровень устойчивости внимания на 20% больше в экспериментальной группе. Обратная картина относительно низкого уровня устойчивости внимания: успортсменов контрольной группы — 40% против 20% в экспериментальной, то есть вэкспериментальной группе на 20% меньше людей с низким уровнем устойчивости внимания.

При использовании второйметодики «Кольца Ландольта», направленной на оценку уровня распределения вниманиямы получили следующие данные.

Таблица 2. Результатыисследования распределения внимания по методике «Кольца Ландольта» вконтрольной и экспериментальной группе на начальном этапе исследования (%)

Группа Уровень низкий средний высокий Контрольная 40 50 10 Экспериментальная 20 50 30

/>

Рис. 2. Сравнительные данныераспределения внимания спортсменов

Из данных таблицы видим, чтодля обеих групп характерны средние показатели распределения внимания — по 50%спортсменов показали такие результаты. Однако в экспериментальной группе 3человека имеют высокий уровень распределения внимания — 30%, а в контрольнойтолько 1 человек — 10%, то есть в контрольной группе на 20% меньше людей свысоким уровнем распределения внимания, чем в экспериментальной.

Вдвое большее количестволюдей с низким уровнем распределения внимания у спортсменов контрольной группы- 40% против 20% в экспериментальной. То есть в экспериментальной группе на 20%меньше людей с низким уровнем распределения внимания, чем в контрольной.

При использовании методики"Кольца Ландольта", направленной на определение уровня переключения внимания мыполучили следующие данные:

Таблица 3. Результатыисследования переключения внимания по методике «Кольца Ландольта» в контрольнойи экспериментальной группе на начальном этапе исследования (%)

Группа Уровень низкий средний высокий Контрольная 40 50 10 Экспериментальная 20 50 30

/>

Рис. 3. Сравнительные данные переключениявнимания спортсменов

Из данных таблицы видим, чтодля обеих групп характерны средние показатели уровня переключения внимания. В экспериментальнойгруппе 3 человека имеют высокий уровень переключения внимания — 30%, вконтрольной только 1 человек — 10%. Вдвое большее количество людей с низкимуровнем переключения внимания у спортсменов контрольной группы — 40% против 20%в экспериментальной.

Таким образом, на основаниипроведенных методик можно сделать вывод о том, что занятия по мини-футболуявляются эффективным средством развития внимания у спортсменов, если на нихсистематически используются упражнения и игры, направленные на развитиявнимания.

Вывод

Механизмы соревновательной деятельности в футболепредусматривают одновременное протекание процессов восприятия, мышления имоторной деятельности. Результаты данной деятельности выражаются в конкретныхтехнико-тактических действиях, избираемых футболистом с учетом всех условийконкретной ситуации. Посредством этих действий и решаются стоящие перед нимтактические задачи, в основе которых лежат:

— восприятие, наблюдение, внимание как психическиепроцессы, обеспечивающие ориентировку футболистов в сложных условиях игровыхситуаций;

— мышление, память, представления и воображение какпроцессы, посредством которых на основе сигналов, полученных от органов чувствиз внешней среды, осуществляется выбор решения в данной ситуации;

— быстрота двигательных реакций как важнейшаявременная характеристика действий и нервных процессов, управляющих этимидействиями.

Библиографическийсписок

1. Андреев С. Н. Играй в мини-футбол.- М.: Сов. спорт, 1989. — 47 с.

2. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. — М.: Советский спорт, 2006. — 224 с.:

3. Андреев С.Н., Алиев Э.Г., ЛевинВ.С. МИНИ-ФУТБОЛ (футзал).

Примерная программа спортивной подготовки дляДЮСШ и СДЮШОР. — М.: Советский спорт, 2010.

4. Бруннер Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики ипсихокоррекции: Психология внимания; Оценочные тесты; Развивающие игровыеупражнения. Серия: Психологический практикум.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.—317 с.

5. ВерхошанскийЮ.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: ФиС, 1988. — 331 с.

6. ВерхошанскийЮ.В. Программирование и организация тренировочного процесса.- М.: ФиС, 1985, с.26−83.

7. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И.Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.

8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: ФиС, 1980. — 136 с.

9. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательнойдеятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореф. канд. дис.СПб., 2002. — 24 с.

10. Дьячков В.М. Методысовершенствования физической подготовки. — М.: Физкультура и спорт, 1973.-160с.

11. Дьячков В.М. Проблемы спортивнойтренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1961.-168с.

12. Запорожанов В.А., СахновскийК.П., Кузьмин А.И. Система оценки перспективности спортсменов вусловиях центра отбора // Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 4.-с.27−29.

13. Запорожанов В.А., КузьминА.И., Х. Созаньски. Комплексная система оценки перспективныхвозможностей юных спортсменов // Наука в олимпийском спорте. — 1994.- с. 30 — 36

14. Ильин Е.П. Психология спорта. -СПб.: Питер, 2008.

15. Конуров Д.М. Связь физической итактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореф. дис…канд.пед. наук. — М., 2002.-24с.

16. Кряж В.Н. Круговая тренировка вфизическом воспитании студентов. — Минск: Высшая школа, 1982.-214с.

17. Лисенчук Г. А., Догадайло В., КолотовВ. и др. Отбор и прогнозирование достижений как инструмент управлениясоревновательной деятельностью в футболе // Наука в олимпийскомспорте. — 1997.-№ 1. — с.57 — 63

18. Матвеев Л.П. Основы общейтеории спорта и системы подготовки спортсменов. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 320с.

19. Матвеев Л.П.Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.

20. МатвеевЛ. П. Основы спортивной тренировки. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 172с.

21. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебн. для ВУЗов. — М.: Физкультура и спорт, 1997.-304с.

22. Матвеев Л.П. Теория физическоговоспитания: Учебн. Для ИФК/ Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. — М.: Физкультура испорт, 1970.-285с.

23. Методика"Таблицы Шульте" / Альманах психологических тестов. -М., 1995. -С.112−116.

24. Мини-футбол: Новые технологии вподготовке команд/ под редакцией А.А. Полозова www.rusfutsal.ru/publ/raznoe/knigi/48−1-0−695

25. Мутко В.Л., Андреев С.Н., АлиевЭ.Г.

26. Мини-футбол — игра для всех.[Текст] / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. — М.: Советский спорт, 2007. -264 с.: ил.

27. НабатниковаМ.Я. Развитие научных основ юношеского спорта //Теор. и практ. физ. культ., 1983, № 11, с. 45−47.

28. Озолин Н.Г. Современная система спортивнойтренировки. — М.: ФиС, 1970. — 479 с.

29. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. — Киев: Здоровье, 1978. — 96 с.

30. Платонов В.М. Подготовкаквалифицированных спортсменов. — М.: ФиС, 1986. — 286 с.

31. Психологиявнимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. — М., 2000.

32. Психология физической культуры испорта. Учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. А.В. Родионова.- М.: Academia 2010.- 368 с.

33. РодионовА.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М.,"Физкультура и спорт", 1983.

34. Соломонко В.В., Лисенчук Г. А., СоломонкоО.В. Футбол. — К.: Олимпийская литература, 1997.-286с.

35. Спортивные игры: совершенствованиеспортивного мастерства. Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-еизд., стер/ Под ред. Ю.Д. Железняка.- М.: Академия, 2010. — 400с.

36. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для ин-тов физ. культ./Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т. I — М.: ФиС, 2006. — 304 с.

37. Физиология человека: Учебн. дляИФК. 5-е изд. /Под ред. Н.В. Зимкина. — М.: ФиС, 2006. — 496 с.

Приложение

Приложение 1

Результаты исследованияустойчивости внимания по методике «Таблицы Шульте» в экспериментальной группе

№ Имя, фамилия Уровень низкий средний высокий 1 Гобун А. + 2 Васильев Ю. + 3 Дорошин К. + 4 Ийодис Р + 5 Карамашев О. + 6 Петров В. + 7 Пушкин П. + 8 Сокольский Л + 9 Шмыгало Е. + 10 Якушкин Б. +

Результаты исследованияустойчивости внимания по методике «Таблицы Шульте» в контрольной группе

№ Имя, фамилия Уровень низкий средний высокий 1 Бородкин А. + 2 Дмитриев И. + 3 Карпов М. + 4 Лыркин П + 5 Морозов К + 6 Нигматуллин Р. + 7 Несторов З. + 8 Окунев В. + 9 Осокин Д. + 10 Парамонов К. +

Приложение 2

Результаты исследованияраспределения внимания по методике «Кольца Ландольта» в экспериментальнойгруппе

№ Имя, фамилия Уровень низкий средний высокий 1 Гобун А. + 2 Васильев Ю. + 3 Дорошин К. + 4 Ийодис Р + 5 Карамашев О. + 6 Петров В. + 7 Пушкин П. + 8 Сокольский Л + 9 Шмыгало Е. + 10 Якушкин Б. +

Результаты исследованияраспределения внимания по методике «Кольца Ландольта» в контрольной группе

№ Имя, фамилия Уровень низкий средний высокий 1 Бородкин А. + 2 Дмитриев И. + 3 Карпов М. + 4 Лыркин П + 5 Морозов К + 6 Нигматуллин Р. + 7 Несторов З. + 8 Окунев В. + 9 Осокин Д. + 10 Парамонов К. +

Приложение 3

Результаты исследованияпереключения внимания по методике «Кольца Ландольта» в экспериментальной группе

№ Имя, фамилия Уровень низкий средний высокий 1 Гобун А. + 2 Васильев Ю. + 3 Дорошин К. + 4 Ийодис Р + 5 Карамашев О. + 6 Петров В. + 7 Пушкин П. + 8 Сокольский Л + 9 Шмыгало Е. + 10 Якушкин Б. +

Результаты исследованияпереключения внимания по методике «Кольца Ландольта» в контрольной группе

№ Имя, фамилия Уровень низкий средний высокий 1 Бородкин А. + 2 Дмитриев И. + 3 Карпов М. + 4 Лыркин П + 5 Морозов К + 6 Нигматуллин Р. + 7 Несторов З. + 8 Окунев В. + 9 Осокин Д. + 10 Парамонов К. +

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector