Психология межличностных отношений подростков

1

МЕЖРИГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»

ШИФР ГРУППЫ С — 3 — 2003 — МПс ( 1.6 з ).

Специальность ПСИХОЛОГИЯ

КИЕВ 2003

ВСТУПЛЕНИЕ

Масштабные изменения в общественном развитии Нового века предъявляют особые требования к социологической науке. Происходящие изменения в социуме выдвигают все более высокие требования к способности современного человека адаптироваться к новым реалиям общественной жизни. Присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения природного и социального мира являются лишь фундаментом становления и социализации личности. Важную роль в ее формировании играют воспитание и образование, которые помогают осваивать и сохранять созданные предшественниками духовные богатства социального мира.

Возраст подростков — это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

В этот ответственный период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу; стабилизируются черты характера и основные формы МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Стремление личности подростка к самосовершенствованию ( САМОПОЗНАНИЕ, САМОВЫРАЖЕНИЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ), происходит через формирование и становление МЕЖЛИТНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

В условиях демократизации общества возрастает спрос на психологическую культуру, где вопрос о взаимодействии подростков и социума все еще недостаточно изучен. Наше исследование направлено на изучение дифференцированного отношения подростков к социальной среде.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — выявить психологические особенности формирования взаимоотношений подростков и социальной среды.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — психология межличностных отношений.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс формирования межличностных отношений у подростков.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

психологический анализ теоретических основ межличностных отношений у подростков;

16 стр., 7650 слов

Семейные отношения как объект исследования в психологии

... поднималось по ступеням развития. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить ...

изучить психологические особенности межличностных отношений у подростков;

определить основы формирования межличностных отношений подростков.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

1.1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

ХХ1 век — век раскрытия творческого потенциала человека. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Личность обладает тремя важнейшими психологическими характеристиками: во-первых, при всей пластичности психических проявлений все же отчетливо проступает устойчивость свойств личности; во-вторых, личность представляет собой единое целое, где каждая черта тесно взаимосвязана с другими; в-третьих, она проявляется в многообразной деятельности, направленной на всестороннее познание, а также преобразование как себя так и окружающего мира. Задачи современного общества создать условия для гармоничного развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала личности.

Что такое личность? Разные психологи отвечают по- разному; в разнообразии их ответов, в расхождении и совпадении мнений и кроется сложность самого ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ. Каждое определение личности, которое мы встречаем в литературе, заслуживает внимания и принятия в поисках глобального определения личности.

Чаще всего определение личности сводится к определению совокупности социальных и приобретенных качеств человека на своем пути развития. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «ЛИЧНОСТЬ» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его поступки.

Р.С. Немов так обобщил это понятие: «ЛИЧНОСТЬ — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека; имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

С понятием « ЛИЧНОСТЬ», «ЧЕЛОВЕК» в науке часто используются термины «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ». Эти понятия имеют как и общую сторону, так и различие.

Понятие «ЧЕЛОВЕК» включает в себя совокупность всех присущих человеку качеств, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Понятие «ИНДИВИД» характеризует конкретного человека, дополняя психологическими и биологическими свойствами, которые ему присущие. В понятие «ИНДИВИД» входят также качества, которые отличают этого человека от других и объединяют с другими людьми.

«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей» — так формулирует Р. С. Немов.

В структуру личности включаются такие качества: СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕР, ТЕМПЕРАМЕНТ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, МОТИВАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. С.Л. Рубинштейн так обобщил эти качества личности:

«Способности человека — это проявления, стороны его способности к обучению и труду. Воля в специфическом смысле этого слова, поднимающаяся над уровнем одних лишь природных органических влечений, предполагает существование общественной жизни, в которой поведение людей регламентируется нравственностью и правом. Становление воли — это становление субъекта, способного к самоопределению. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида, характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий».

12 стр., 5693 слов

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. ...

... эффективности осуществления процесса образования и развития группы всегда выступают психологическая сплоченность людей, составляющих группу, и социально-психологический климат. Психологическая сплоченность группы- характеристика системы ... группы для ее членов – она тем выше, чем большее число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тех, для кого субъективная ценность приобретаемых ...

Р.С.Немов характеризует качества личности так:

«Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных сферах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей».

Богатство и глубина личности предполагают богатство и глубину ее связей с миром, с социумом. Но личность — это не существо, которое растворилось в среде; личностью может быть только тот человек, который способен выделить себя из своего окружения, чтобы по — новому, сугубо «избирательно» (С. Л. Рубинштейн) связаться с ним. Личностью является человек, особым образом относящийся к окружающему, сознательно устанавливающий определенные отношения, выявляющий свою индивидуальность.

Личность своим отношением к жизни влияет на других, к ней не относятся окружающие безразлично, у такого человека есть и друзья и враги; его и любят и ненавидят, ним всегда движет активная, жизнеутверждающая позиция. Определяя свое отношение к людям, человек самоопределяется, это выражается в его самосознании. В реальном бытии, человек, осознавая себя как субъекта, определяет свое «Я». «Я» — это ЛИЧНОСТЬ во всей ее многогранности, в единстве всех сторон бытия, которые отражаются в ее самосознании.

Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. В понятии «ИНДИВИД» воплощена родовая принадлежность человека. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ осуществляется в многообразных общественных отношениях, в которые он включается своей духовностью.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... внимание и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе ... детям сделать вывод о том, что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус теплых продуктов, чем горячих. «Какое яблоко слаще?» Дидактическая задача: ...

Личность находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология — психология раба, господина или свободного человека.

Посредством идеологии формируется ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, в следствии чего формируется общность или противоположность взглядов и социальных установок.

Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер, в результате накопления знаний и опыта у личности формируется МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.

Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека.

Американский психолог начала ХХ в. С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества.

Э.Кречмер, представитель немецкой «конституционной психологии», разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая — то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовках личности З. Фрейдом, в его учении все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими инcтинктами или влечениями, и в первую очередь сексуальными.

В противоположность биогенетическому подходу, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми, где, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью, лишь благодаря воздействии социальных условий жизни.

Авторы теории научения Э. Торндайк, Б. Скиннер, считают, что жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний.

“Терия поля” предложенная американским психологом немецкого происхождения К.Левиным, основывается на концепции, где поведение индивида управляется психологическими силами (стремлениями, намерениями и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле “жизненного пространства»

Психологический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственных психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э.Эриксон и др.).

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... переживаний. Праздник играет определённую роль в процессе социализации человека, осознании им своей роли и отношения к ... из важнейших двигателей развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими ( Ж.Пиаже, ДЖ. Колли и др.).

Концепция, в центре внимания которой стоит развитие личности в целом, называется персонологической ( Э. Шпрангер, К. Бюлер, А.Маслоу и др.).

Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. Личность — это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Мера этого развития — воплощение в личности “надличностных”, общественно — исторических потребностей развития человечества.

Основу личности составляет ее СТРУКТУРА, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого образа”Я”.

Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется САМОСОЗНАНИЕМ, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный “ОБРАЗ Я “.

Самосознание — продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю всю жизнь у человека, образует основное содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его деятельности.

Существенной стороной самосознания является САМООЦЕНКА — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.

“САМОСОЗНАНИЕ — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процессе ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненый опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способнсть, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем — это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — МУДРОСТЬ” — писал С.Л.Рубинштейн еще более полвека назад, но оно и сегодня не потеряло своей актуальности.

5 стр., 2175 слов

Личность и деятельность музыканта

... человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность ... к этому особого расположения. Хрестоматийным образцом подобного отношения к труду является П.И.Чайковский, который в ... своими творениями. Недосягаемый идеал совершенства всю жизнь преследовал их, заставляя не останавливаться на ...

Теоретические направления психологии личности часто классифицируют в терминах трех основных категорий

ПЕРВАЯ — ПСИХОАНАЛИЗ, представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими институтами.

ВТОРАЯ — это направление в психологии личнсти — БИХЕВИОРИЗМ, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ТРЕТЬЕ и самое новое направление ПЕРСОНОЛОГИИ, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию.

Наиболее влиятельными направлениями исследования и понимания природы активности личности являются психоаналитические теории и взгляды представителей гуманистической психологии.

Социальная психология как пограничная область знаний осуществляет СИНТЕЗ социологического и общебиологического подходов в исследовании личности. Ее интересует процесс СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА как ЛИЧНОСТИ, — социализация которой начинается с первых минут жизни.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — исторически обусловловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать в условиях как воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда противоположно направленных факторов общественной жизни.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности, — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ. В сфере деятельности происходит постоянное расширение ее “каталога”, т.е. освоение человеком новых видов деятельности, выявление наиболее значительных ее аспектов, личностный выбор и на его основе — подчинение всех остальных видов деятельности основному, сосредоточение внимания на нем. В сфере общения происходят расширение и углубление связей человека, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа “Я” под влиянием включения человека в разные социальные группы.

Социализация — не одномоментный процесс, а длительный период становления человека как личности на протяжении всей жизни.

Социализация — это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращение из природного в общественное существо, из индивида в личность.

Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание мира, навыки коллективной работы и коммуникативных способностей.

Для каждого нового поколения открываются все более широкие возможности для СОЦИАЛИЗАЦИИ, но каждому следующему поколению приходится все труднее, так как количество информации постоянно возрастает и намного превышает возможности отдельно взятого индивида. Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ касается как процесса, так и результатов приобретения человеком жизненного опыта.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Особого внимания заслуживают механизмы СОЦИАЛИЗАЦИИ, т. е. способы приобретения опыта, накопленного предшественниками, приобщения к культуре. В качестве основных источников получения опыта могут быть общественные объединения, семья, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.

Теория социального научения, лежащая в основе современных механизмов социализации, утверждает, что поведение человека есть результат его общения, совместной деятельности, подражания и наблюдения за другими, обучения и воспитания, взаимоотношения с окружающим миром. Эта теория отрицает исключительную зависимость поведения человека от генотипа, биологии организма и его созревания и считает, что развитие не менее зависимо от социума.

Другим важным положением теории социльного научения является утверждение о том, что любые формы общестенного поведения, даже если в основе лежат генетические факторы, преобразуются с применением к человеку разнообразных социально — культурных поощрений и наказаний. Поощрения (похвала, награда, одобрение и т. п.) стимулируют, наказания — подавляют и препятствуют развитию.

Не менее важным механизмом социализации есть ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Дети по мере своего развития усваивают различные формы поведения, человеческих отношений идентифицируя себя с другими людьми, перенимая их взгляды и жизненный опыт; посредством идентифицируя различные виды социального и полоролевого поведения.

Социально — психологический аспект рассмотрения личности, на синтезе психологии и социологии, должен учитывать общепсихологические особенности личности, ее конкретно — социальную обусловленность, зависимость от социализации и непосредственных обстоятельствах деятельности.

Различные виды деятельности влияют на развитие человека: игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; учебная деятельность — это деятельность субъекта, направленная на овладение общественным опытом, зафиксированным в материальной и духовной культуре; трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлеторения и создания различных ценностей.

Именно во время трудовой деятельности и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал личности. Решение жизненных задач и задач собственного развития во многом зависит от способностей и возможностей каждой отдельной личности; четкой ориентации на будущее. Большое значение в жизни каждого человека имеет явление, которое можно назвать социально — психологическим реализмом — т. е. умение найти свое место в социальном пространстве, которое во многом зависит от построения межличностных отношений с окружающим миром.

1.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОТНОШЕНИЯ — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЛЮДЯМ, К СЕБЕ, К ПРЕДМЕТАМ ВНЕШНЕГО МИРА.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. ( Психология. Словарь, 1990).

7 стр., 3334 слов

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

... механизм межличностного общения, какмы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного. К основнымвидам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно ... 1. О ведущейроли биоэнергетического излучения в процессе коммуникационных отношений ивзаимодействий между людьми. 2. О тесной связибиоэнергетического излучения с содержанием  бессознательного. Цели ...

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, относятся следующие:

дистанция или степень психологической близости партнеров, — близкая, далекая;

оценка отношений — позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

позиция партнеров — доминирование, зависимость, равенство;

степень знакомства — отношения поверхностного знакомства, приятельские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности, где индивидуальные способности проявляются в стиле исполнения роли.

Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни, играют значительную роль в хорошем самочувствии любого человека.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ» ( от англ. Attract — привлекать, притягивать, пленять, прельщать).

АТТРАКЦИЯ — это прежде всего эмоция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком и является одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностных аттракций, можно выделить внешние по отношению к процессу взаимодействия (экологические), внутренние т. е. собственно межличностные детерминанты аттракции.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ АТТРАКЦИИ:

1.степень выраженности у человека потребности в аффилиации ( значимая личность);

2. эмоциональное состояние партнеров по общению;

3. пространственная близость.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ АТТРАКЦИИ:

физическая привлекательность партнера по общению;

демострируемый стиль общения;

фактор сходства партнеров по общению;

выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Важнейшей внутренней детерминантой межличностной аттракции является выражение личного отношения к партнеру в ходе общения. Еще Аристотель писал, что люди любят тех, кто делает им добро и заботиться о них. Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь — на отрицательные.

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней и во внешней среде.

ЭМОЦИИ — особый класс психических процессов и состояний с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания.

ЧУВСТВО — устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека (онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, и возникают как результат обобщения отдельных эмоций.

Эмоционально — чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от чувств и эмоций, вызванных какими — то событиями, предметами, явлениями природы, т. е. не связанных с людьми.

Отметим три важных момента этого отличия:

Эмоциональная реакция участников общения носит двусторонний характер, когда каждая сторона подходит к другой со своим пониманием и отношением.

Индивидуальные переживания в межличностном общении эмоции и чувства приобретают характер послания другому, т. е. становятся знаками, смысл которых нужно понять.

Формируясь в процессе социализации, эмоции и чувства подвергаются жесткому социальному контролю; в отношении несоциальных объектов чувства не подвергаются ограничениям.

Эмоционально — чувственная сфера жизнедеятельности людей подвергается строгому контролю со стороны сообщества, которому они принадлежат.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ — это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим.

Отношения между людьми предполагают четкие нормы выражения эмоций, которые приобретают характер специфического «языка», при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают о переживаниях. Вербализация эмоций — это сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий.

Эмоции, отношение к ним и способы их выражения — часть стиля общения любого человека. В ходе социализации человек учится осознавать, проявлять собственные эмоции, воспринимать и понимать эмоциональное состояние других людей. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой и проявлением.

Стабильные межличностные отношения — это длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров. Одним из факторов стабильных отношений является САМОРАСКРЫТИЕ, которое определяется как добровольное открытие другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн, намерений. Самораскрытие многомерно (описательное, оценочное, агрессивное), его можно рассмотреть по параметрам:

объем сообщений личного характера;

степень их интимности для субъекта;

продолжительность, темп и скорость раскрытия,

гибкость, способность личности регулировать свою откровенность в зависимости от реакции собеседника и ситуации общения;

его эмоциональная тональность.

К правилам самораскрытия можно отнести взаимность, уместность, своевременность.

Общее правило гласит, что откровенность и доверие требуют ответного отклика, тем самым углубляя уровень интимности, или коммуникации.

ОБЩЕНИЕ — это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия.

В. Н. Мясищев подчеркивал теснейшую связь отражения, общения и отношения, которая выражается через обращение к партнеру в ходе контакта. Он говорил: « Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с различной активностью, избирательностью, положительным и отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком».

Психологические отношения человека он видел как целостную систему индивидуальных, сознательных связей личности с объективной действительностью, отражающую историю жизненного пути человека, его личный опыт.

В. Н. Мясищев обосновал практическое значение теории отношений для организации педагогической работы по целенаправленному формированию отношений; неоднократно писал, что знание всей системы отношений человека с окружающей средой ( сохранность, гармоничность ее, либо нарушение, тревожащая дисгармония) позволяют установить причинно — следственные связи между возникновением неврозов нарушением отношений человека. Следует особо подчеркнуть его вклад в обоснование и анализ категории «психические отношения».

В своей работе «Личность и неврозы» В. Н. Мясищев доказывал, что понятие «ОТНОШЕНИЕ» является важнейшей категорией, объясняющей суть психического.

Основные признаки психического отношения он усматривал в избирательности, активности, целостно — личностном характере, сознательности.

Во многих работах психологов развиваются и уточняются основные понятия теории отношений. Я. Л. Коломинский рассматривает понятия «ОБЩЕНИЕ», «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ», «ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ», «ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» в группе сверстников и определяет общение как «такое информационное и предметное и т. д., взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения» В работах приводится разграничение собственно взаимоотношений и процесса общения.

Я. Л. Коломинсий утверждает, что «личное», индивидуальное отношение людей друг к другу, взаимное отношение в качестве индивидов есть особая социально — психологическая реальность, которая и является предметом специальных теоретических и экспериментальных исследований.

КАТЕГОРИИ ОТНОШЕНИЙ.

Понятие «АТТИТЮД» (социальная установка) — это психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

Понятие «ОЦЕНКА» определяет эмоциональное отношение к объекту.

«ИНТЕРЕС» — положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ОТНОШЕНИЙ:

ПСИХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — это целостная система индивидуальных, избирательных. Сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля).

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе взаимодействия и личного общения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества ( общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость ).

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это связь человека с человеком ка субъектом взаимодействия.

САМООТНОШЕНИЯ выражается в приятии или неприятии себя самого как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства, определяет характер взаимоотношений и взаимодействий.

Процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающей в форме восприятия и понимания одним человеком другого, называется СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИЕЙ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ — это процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;

условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;

закономерности формирования первого впечатления;

влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.

Социальной перцепции присущи возрастные особенности. Дети младшего школьного возраста во внешнем облике могут вычленить самые общие элементы, они совершенно не фиксируют внимание на мимике, жестах, речи. Социальная перцепция в этом возрасте сформирована недостаточно, поступающая информация слабо осознается.

Гораздо большее значение физическому облику придают подростки. Однако, в отличие от взрослого, подросток недооценивает экспрессивные черты (мимику, жестикуляцию, речь).

1.3 РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями; они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир, где строятся новые отношения в социуме, позволяющие занять свое место.

Подростничество — самый трудный и сложный возраст, представляющий собой период становления личности. Самый ответственный период, в который формируются основы нравственности, социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Формируется и совершенствуется процесс самосознания, который характеризуется особенным вниманием к своим недостаткам. Для подражания подростки выбирают как взрослых, так и сверстников.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростков, содержание их общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

Подростковый возраст — это становление подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении, в труде, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Это время обостренного стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

Важным этапом можно считать появление дифференцированного отношения к окружающим людям, формируются новые критерии оценок путем их сравнения друг с другом, но также рождаются трудности в неумении правильно оценивать ситуации с позиции взрослого человека. Эталоны межличностного восприятия через создание новых отношений становятся более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, а с идеалами, ценностями и нормами.

Происходит перестройка взаимоотношений с окружающими людьми, возникают формы протеста, сопротивления, расширение своих прав, непослушание и неподчинение, если взрослые не понимают и не принимают мнения и желания подростков, появляется «комплекс взрослости».

Выяснив причину, взрослый берет на себя инициативу перестройки отношений и она осуществляется бесконфликтно.

Изменяя отношения к подростку, считая его взрослым, означает передачу ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Установление доверительных, дружеских взаимоотношений благотворно способствует решению межличностных конфликтов.

В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений:

Одна — с взрослыми;

Другая — со сверстниками.

Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.

Со сверстниками возникают также две формы отношений — товарищеские и дружеские. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, возрастает стремление к отношениям в группе. В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства; дружбой с лидером дорожат все, кто не находится в центре внимания. Сходство в интересах и делах являются важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Позднее появляется потребность в близком друге, во взаимопонимании, откровенности, отзывчивости, чуткости, умении хранить тайны. Возникает интерес и к противоположному полу, стремление нравиться, больше внимания уделяется своей внешности. Такие межличностные отношения на разных уровнях создают основу для самовоспитания и самосовершенствования, к которому начинает стремиться подросток. Своеобразие подростка состоит в том, что у него появляется интерес к своему внутреннему миру; его поведение и деятельность начинают опосредоваться самосознанием.

Личность подростка на этом этапе развития ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, выполняющие социальную функцию и выступающие в качестве критериев регуляции внутригрупповых отношений.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ.

2.1 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много и они разноплановые. Существует достаточно валидных и надежных — таких, которые дают разностороннюю информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе, социально адаптированных. Некоторые методы характеризуют персональное отношение данного человека к другим людям, иные — положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых отношений, третьи — психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений в которую он включен.

В социальной психологии применяются ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. Личностные тесты применяются во всех общепсихологических исследованиях личности.

Социометрические тесты или «социальные измерения» — это метод, предназначенный для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Отечественные психологи, занимающиеся в разное время социометрическими исследованиями — Е.С.Кузьмин, Я.Л.Коломинский, В.А.Ядов, И.П.Волков.

С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально — психологической совместимости членов группы.

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально — волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на группы:

Многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности.

Анкетный опрос или анкетирование, который дает разнообразную и качественную социологическую информацию.

Проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы.

Тестовые методики, выделяющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные проявления и эмоциональные — личностные отношения и др.).

В настоящее время тестирование достаточно широко применяется в различных сферах общественной практики. Это обстоятельство хорошо отражает отчетливо обозначившуюся тенденцию признания ведущей роли человека в любых системах деятельности. Именно интеллектуальные. Эмоциональные и личностные особенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученные таким способом знания дают возможность понять многое из уже случившегося в судьбе индивида, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели. Практика психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов, как средству самопознания и изменения личности.

По уровню своего интеллектуального, эмоционального, психофизиологического развития подростки не намного уступают взрослым людям. Для изучения их формирования межличностных отношений можно использовать тесты для взрослых, с ограничениями, которые касаются только специальных, научных терминов и понятий. Тесты, исследующие личностные и межличностные отношения, следует применять с ограничениями (полудетская и полувзрослая формы тестирования).

Тесты должны быть в игровой форме, привлекать к себе внимание и вызывать интерес. Тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированное решение, но, учитывая стремление подростков к оригинальности и самостоятельности, следует ослабить поиски стандартного решения.

Повышенное внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для тестирования, позволяющего получать интересные и полезные сведения о себе.

Подростковый возраст — это начало формирования социально-поведенческой независимости в поведении, самоутверждения, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, социально — политических взглядах и поступках.

Сложный подростковый период — это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих жизненных противоречий: между нормами морали, между идеалами и реальностью, между способностями, возможностями и реальным признанием людей, между социальными ценностями и реальной прозой жизни.

В этом возрасте встает вопрос выбора жизненного пути, ответственности за свой выбор и одним из главных становится процесс познания себя, познание своих способностей, своих сильных и слабых сторон личности через осознание себя во взаимодействии с социумом.

Для исследования формирования межличностных отношений у подростков нами были использованы две методики:

1. АНКЕТНЫЙ ОПРОСНИК «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К …..»

2. Методика «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»

В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных факторах и социальной действительности.

Преимущества:

Анкетный опрос имеет историческую основу т. е. определенный опыт.

Отличатся относительной простотой и конкретностью.

Обладает определенной универсальностью.

Удобен при количественной обработке полученной информации.

Цель данного исследования — это изучить и сравнить отношение данных респондентов к окружающей социальной среде, с которой непосредственно постоянно общаются респонденты: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ, ДРУЗЬЯ и ОДНОКЛАСНИКИ.

В данном исследовании принимали участие 10 учеников в возрасте 15 лет. Из них 7 девочек и 3 мальчика. Вид анкетного опроса был ВЫБОРОЧНЫЙ

«АНКЕТНЫЙ ОПРОСНИК»

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ__________________

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ __________________

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОДНОКЛАССНИКАМ___________

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ____________________

МЕТОДИКА «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ».

При помощи этой методики определялось эмоционально — личностное отношение к одному из выбранных одноклассников, принадлежащего к той же самой социальной группе, в которую входили испытуемые.

Были представлены ПАРЫ противоположных эмоционально -оценочных прилагательных. Респонденты последовательно определяли свое эмоциональное отношение к своей однокласснице, которое отмечалось крестиком на бланке. Положительное отношение отмечалось знаком «+» справа, а отрицательное — знаком «-«, слева.

В том и другом случае сила отношения выражалась, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла «0» (слабое эмоциональное отношение) до «3» (самое сильное эмоциональное отношение).

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Оценки, данные по каждой шкале, переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части рисунка. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала, она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человека, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка тоже положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная.

— 3

— 2

— 1

0

+ 1

+ 2

+ 3

Плохой

Хороший

Неприятный

Приятный

Непривлекательный

Привлекательный

Ненужный

Нужный

Бесполезный

Полезный

Нежелательный

Желательный

Неважный

Важный

Незначимый

Значимый

Несущественный

Существенный

Грубый

Мягкий

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ « АНКЕТНОГО ОПРОСНИКА».

В исследовании принимали участие 10 респондентов — ученики школы, возраст — 15 лет. Результат проведенного исследования выглядит таким образом:

1. Отношение респондентов к своим РОДИТЕЛЯМ определили противоположными категориями — их отношение к ним выражает любовь, добро, но в то же время все написали, что они грубят, несдержанны, резкие в поведении.

2. К УЧИТЕЛЯМ отношение не такое однозначное: 3 участника считают, что их не понимают, чем вызывают раздражение, игнорирование, критику. 7 участников относятся «серьезно», хорошо, нормально.

3. Отношение к ОДНОКЛАССНИКАМ очень разнообразное, но только у одной девочки очень сложные отношения, у нее страх, что ее не примут и не поймут — она их избегает.

4. С друзьями у 9 респондентов отношения очень хорошие. 7 учеников предпочитают больше общество друзей, чем родителей.

Это исследование подтверждает сложности во взаимоотношениях подростков и взрослых, когда предпочтение в общении отдается сверстникам, особенно если они становятся еще и друзьями. Также можно сказать, что отношения между учителем и учеником влияют на результаты учебного процесса, даже на формирование характера подростка. В отношения с родителями прослеживается тенденция к сопротивлению и непониманию.

ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ».

В проведении этой методики участвовали 7 учеников: 3 мальчика и 4 девочки в возрасте 15 лет.

Цель исследования — это определить эмоционально — личностное отношение респондентов (6) к своей однокласснице. Эта ученица считала, что у нее прекрасные отношения со всеми одноклассниками, что они к ней очень хорошо относятся. Нам было интересно узнать как относятся к ней ее соученики.

У 5 респондентов в итоге был средний балл — 2,7, у 2 респондентов — 2, 3. Эти результаты показывают, что у всех респондентов сильное эмоциональное положительное отношение. Это отношение можно рассматривать как подтверждением положительного доброжелательного отношения одноклассников.

самооценка подросток социальный межличностный

ВЫВОДЫ

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ВСТУПАЕТ В НОВУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭРУ. Эпоха господства индустрии исчерпала свои возможности. Уровень развития экономики все более определяется не столько массой природных ресурсов, сколько наукоемкостью продукции, интеллектуальным потенциалом и взаимодействием людей друг с другом.

Предельная активность ЛИЧНОСТИ достигается на основе оптимального сочетания творческого потенциала с современной информационной технологией и человеческими ресурсами. Непременным условием жизни в современном обществе — это способность адаптироваться к новым изменяющимся условиям, постоянно пополняя знания путем систематического обучения и самообразования, развитии интеллекта и волевых способностей, коммуникативности и профессионализма. Одаренный, активный, творческий грамотный человек всегда займет достойное место в социуме.

Человек, в данном случае, подросток может занять по отношению к себе и своей жизни разные позиции и это определит саму его жизнь. В частности. С. Рубинштейн отмечал, что существуют два основных способа существования человека и соответственно два отношения к жизни. Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: отец, мать, затем учителя, друзья и…. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение это отношение к отдельным явлениям. А не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением рефлексии — важнейшего качества субъектности человека. Человек способен мысленно приостановить течение жизни, выйти за ее пределы, занять некоторую позицию вне ее. Это, говорит Рубинштейн, решающий поворотный момент: «Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, нравственному скептицизму, либо — путь к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе».

Формирование субъектности в подростке — это формирование его активной, творческой позиции в ОТНОШЕНИИ к жизни вообще и затем — ее частных ежедневных проявлений.

Формирование межличностных отношений с окружающими людьми и создает ту основу, ту платформу, на которой строится базис подрастающего поколения.

Как практическую сторону в работе с подростками можно рекомендовать «СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ». Это специально организованная форма общения эффективно решает вопросы развития ЛИЧНОСТИ и успешно формирует коммуникативные навыки, позволяет пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личностные проблемы.

Эта форма работы может проводиться как отдельно с подростками, так и совместно с их родителями.

В условиях демократизации нашего общества спрос на психологическую культуру будет возрастать. Именно молодым людям потребуется профессиональная помощь в выборе жизненного пути. И сегодня есть насущная необходимость в создании комплексных программ для молодежи, в которых бы раскрывались различные стороны ЛИЧНОСТИ, помогающие определять жизненную позицию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. «Питер», 2000.

2.В.Н.Дружинина. Психология. Учебник для экономических вузов. «Питер», 2000

3. Р.С.Немов. Психология. Книга 2. Москва, «Владос», 2000.

4. Грэйс Крайг. Психология развития. «Питер», 2000.

5. А. А. Карелин. Психологические тесты. Москва, «Владос», 2000.

6. Г.С.Абрамова. Возрастная психология. Москва, «Academia», 1999.

Размещено на Allbest.ur