Введение
Данная работа посвящена проблемам лидерства в группах осужденных отрицательной направленности.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время криминальные авторитеты, лидеры различных группировок как на свободе, так и в местах лишения свободы приобрели значительную силу и власть. Обладая могущественными покровителями на свободе, они активно ищут пути влияния на администрацию исправительного учреждения. Вследствие этого все больше исправительных учреждений становятся «черными», то есть с формальной властью администрации и сильной властью криминальных авторитетов. Для того, чтобы предотвратить этот процесс необходимо проведение комплексной работы с этой категорией осужденных, а это, в свою очередь, требует от сотрудников глубоких знаний о структуре лидерства, психологических особенностях лидеров отрицательных групп, а также методах эффективного воздействия на них.
Объектом исследования данной работы являются осужденные к лишению свободы, являющиеся лидерами групп отрицательной направленности.
Предмет исследования — понятие лидерства, его структура, а также типология и психологические особенности лидеров отрицательных групп и методы работы с ними.
Цель исследования — изучить психологические особенности лидеров групп отрицательной направленности и рассмотреть формы и методы работы с ними.
Задачи:
изучить имеющийся по данной теме материал;
систематизировать полученные знания;
сделать выводы относительно психологических особенностей работы с лидерами отрицательных группировок;
Научная и практическая значимость данной работы, по мнению автора, заключается в том, что она позволяет сформировать научное представление о психологических особенностях личности лидеров отрицательных группировок и методах работы с ними.
Глава 1. Понятие лидерства и отношения лидеров с администрацией ИУ. Понятие лидерства в малых группах осужденных к лишению свободы Лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей. Лидеры («авторитеты») не утверждают свою власть с помощью силы, кулака, а пользуются уважением молчаливого большинства. Осужденных привлекают в лидерах независимость, умение постоять за себя, смелость в отстаивании своих взглядов, отсутствие страха перед лишениями. В деятельности неформальных лидеров главным мотивом является самоутверждение. Например, в колониях строгого режима, где отбывают наказания неоднократно судимые и осужденные на длительные сроки лишения свободы, неформальные лидеры в среднем намного моложе представителей других групп осужденных. Лица, занимающие нейтральную позицию, старше их. Конечно, молодому легче решиться на рискованное дело, у него больше энергии. Но главное состоит в том, что в силу их возрастных особенностей молодым очень важно утвердиться среди себе подобных. Несмотря на некорыстные мотивы деятельности неформальных лидеров, не надо забывать, что любая деятельность требует компенсации.
Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего ...
... правило, в условиях спецучреждениях складываются группы с отрицательной направленностью, являющиеся, по существу ... несовершеннолетни осужденным в коллективе, его развитие как личности. Структурно курсовая работа состоит ... носит практически кастовый характер: неофициальные лидеры, приближенные к ним, промежуточный слой, ... лидерство или просто так называемый беспредел со стороны одного подростка или группы. ...
Лидеры сразу же обращают на себя внимание: они лучше других одеты, подтянуты, выказывают своеобразный тюремный шик, поскольку внешний вид является показателем статуса. У них имеются и другие льготы, например, они выполняют более легкие работы или вообще не работают. В настоящее время в связи со снижением трудовой активности осужденных они получают дивиденды с тех, кто трудится. Излишки взимаются в виде своеобразных налогов, которыми облагаются другие осужденные за выполнение общественных функций неформальными лидерами. Психологические исследования показали, что среди неформальных лидеров и их окружения доля подпадающих под понятие психологической нормы существенно больше, чем среди всех других осужденных. См.: Воронцов Б.С., Николаева Л.П. Дифференциация преступных групп. / Тр. ВНИИ МВД СССР. Вып. 27. — М., 1973. ? С. 51-61. Парадоксальность этого вывода заключается в том, что благодаря своей активной деятельности в сообществе они выходят на свободу психически активными, умеющими проявить самостоятельность, решимость, инициативу. Но некоторые из них вновь возвращаются в «свой» мир — в тюрьму. Не все авторитетные осужденные стремятся занять роль лидера-организатора. Они понимают, что находятся под постоянным вниманием администрации колонии и малейшая их активность может послужить предлогом для изоляции.
Кроме того, они отдают себе отчет в том, что в «зоне» имеются и другие авторитетные осужденные, поэтому открытая борьба за лидерство опасна. Но если прибывший осужденный — действительно признанная в преступном мире личность, то с ним всегда считаются, его информируют обо всех заслуживающих внимания событиях в колонии, с его открытого или молчаливого согласия совершаются противоправные действия. Таким образом, мы выяснили, что лидеры групп осужденных к лишению свободы — это активные и целеустремленные личности, способные существенно влиять на ситуацию в коллективе осужденных. Они являются как бы связующим, организующим звеном в функционировании малой группы осужденных. Наличие в колонии единоличного лидера может создавать видимость стабилизации оперативной обстановки, так как межличностные конфликты, борьба за власть между» отдельными группировками, что свойственно для первого и второго уровня консолидации, прекращаются. Администрацию исправительных учреждений нередко успокаивает то, что лидер, пообещав навести порядок в колонии, прекратить какие-то конфликты, «разборки», сдерживает слово. По этой причине они не обращают внимания на то, что лидер уклоняется от общественно полезного труда, что вокруг него группируются молодые осужденные, что в колонии насаждаются воровские (тюремные) законы.
Воспитательная работа по минимизации и нейтрализации влияния ...
... по нейтрализации влияния пенитенциарной субкультуры на осужденных, нежели административно-репресивные мероприятия. База исследования. Исправительная колония УФСИН России по Амурской области. .ПОНЯТИЕ ... ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ пенитенциарный субкультура осужденный Одним из наиболее характерных ...
Сосредоточение власти в руках неофициальных лидеров приводит к снижению влияния администрации. Встречается и другая тактика поведения администрации по отношению к лидеру: не предприняв активных действий по установлению с ним психологического контакта, она стремится изолировать его от основной массы осужденных или перевести в другое подразделение. Это ошибочная тактика, поскольку она исключает воздействие на лидера индивидуально-воспитательной работы, труда, образовательного обучения, профессиональной и физической подготовки из-за того, что за период отбывания наказания он меняет четырнадцать-пятнадцать колоний или полсрока находится в ШИЗО и ПКТ. У такого лидера формируется чувство своей значимости, установка на то, что администрация учреждения его боится. Подобное мнение создается и в среде осужденных, что еще больше повышает престиж лидера. В то же время при крайней необходимости целесообразно переводить авторитетных осужденных из одной колонии в другую и тем самым не «расписываться» в своей беспомощности. Психологически обоснованным является опыт Усольского УЛИТУ по переориентации «воров в законе» в 80-е годы. См.: Воры. Кто они? ? М., 1989. Изучение личных дел «авторитетов», оперативных материалов, их переписки с родственниками и знакомыми, наблюдение за их поведением и беседы с ними, интервью с сотрудниками показывают, что на особом и строгом видах режима в качестве лидеров чаще всего утверждаются осужденные, хорошо знающие и соблюдающие воровские традиции и обычаи, ничем не скомпрометировавшие себя в глазах правонарушителей.
Такие лица обладают особой притягательной силой для некоторой части молодых осужденных и вместе с тем вызывают тревогу у администрации. В научной литературе предпринимались попытки дать классификацию лидерства, однако его типология на разных видах режима пока не исследована. Как правило, администрация исправительных учреждений пытается изучить достоинства и слабости лидера, установить с ним психологический контакт, склонить к сотрудничеству, использовать его престиж для влияния на основную массу осужденных. Опыт показывает, что если такие осужденные и вступают в контакт с сотрудниками, то лишь с теми, кто занимает высокое должностное положение. Наиболее характерными качествами личности неофициального лидера являются: высокая организаторская способность, интеллектуальная развитость, широкий кругозор, инициативность, эмоциональная устойчивость, общительность, богатый криминальный опыт, находчивость, умение понять других, уверенность в себе, личная привлекательность, физическая сила и др. См.: Шмаров И. Воздействие на среду осужденных. // Воспитание и правопорядок. ? 1981. ? №7. В его деятельности всегда присутствует мотивационный, интеллектуальный (способы, методы достижения цели) и волевой (проведение их в жизнь) аспекты.
Из приведенного выше материала можно сделать вывод, что администрация исправительного учреждения должна очень серьезно и последовательно подходить к проблеме работы с лидерами отрицательной направленности. Ошибочные действия с ее стороны могут привести к еще большему укреплению авторитета лидера и к ухудшению общей оперативной обстановки в исправительном учреждении. Глава 2. Типология лидеров отрицательных групп и работа с ними 2.1 Типология лидеров групп отрицательной направленности В настоящее время в колониях и тюрьмах отбывают наказание разные типы лидеров: «старые» и «новые»: «старые» лидеры, придерживающиеся обычаев и традиций, бытовавших в 40-50-е годы, исходят из идеи о воровской справедливости, равенстве и чести, отрицательно относятся к мошенничеству, спекуляции, обману; «новые» лидеры 70-х годов — это не только молодые расхитители, спекулянты, «цеховики», но и лица, имеющие другие взгляды на способы преступной деятельности. Пребывание в ИУ они рассматривают как досадный эпизод; «новые» лидеры 90-х годов — это либо «смотрящие», либо организаторы преступных сообществ. Они имеют ярко выраженные антисоциальные установки. В 80-х годах в исправительно-трудовых учреждениях была разоблачена преступная организация «воров в законе» под названием «Союз истинных арестантов», состоявшая преимущественно из рецидивистов.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Она ставила своей целью активное противодействие администрации мест лишения свободы, бойкотирование закона об уголовной ответственности за злостное нарушение правил внутреннего распорядка и режима содержания осужденных. В организации имелась письменная программа скоординированных действий, включающая в себя создание общей денежной кассы, оказание помощи осужденным — профессиональным преступникам, ведение идеологической работы среди молодежи по вовлечению ее в группировки. Союз действовал в условиях жесточайшей конспирации. В местах лишения свободы структура малых групп имела различные модели, например: «Вор в законе» — единоличный лидер, имеющий в своем окружении осужденных с разными ролевыми функциями. Хранитель общей кассы, имеющий доверенных лиц и отвечающий за сбор «общака» в отрядах. 3. Телохранитель, обеспечивающий безопасность лидера. 4. Советник — лицо, хорошо ориентирующееся во внутренних вопросах колонии, помогающее «вору в законе» в решении спорных вопросов, с которыми к нему обращаются рядовые осужденные. В настоящее время в пенитенциарных учреждениях преобладают «новые» лидеры 70-х и 90-х годов. Они представляют специфическую криминальную прослойку в среде осужденных, поскольку являются суперлидерами антисоциальных общностей.
Эти лица хорошо приспособились к условиям мест лишения свободы, привыкли к ним, лучше ориентируются в обстановке. См.: Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. / Под ред. Ю.М. Антоняна. — М., 1989. ? С. 22-23. Нередко вокруг них создается некий ореол романтической справедливости, порядочности. Такое мнение зиждется на их склонности к риску, отсутствии страха перед наказаниями, активной установке на пропаганду тюремных обычаев и традиций. Главный принцип «новых» лидеров — можно идти на любой компромисс, чтобы прожить в тюрьме пристойно, поэтому «старые» и «новые» лидеры стараются держаться обособленно. Индивидуально-психологическими особенностями лидеров являются отгороженность от среды общения и тревожность, сочетание которых формирует психологическое своеобразие их личности и поведения. Эмоциональная холодность и отчужденность предопределяют жесткий характер взаимоотношений с другими осужденными. Хорошие организаторские способности и сильная воля в сочетании с большим криминальным и тюремным опытом дает им возможность управлять средой осужденных. Лидеры малых групп отрицательной направленности и преступных группировок менее подвержены эмоциональным срывам, сдержанны, расчетливы, проницательны, способны к аналитическому просчитыванию шансов на успех, склонны к интригам с другими лидерами, в случае лидерской конфронтации следуют за более сильным «авторитетом».
Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков
... и социально-педагогическую помощь, прежде всего, семьям, детям и подросткам группы риска. Наряду с открытием новых специализаций, важно проводить более углубленную ... социальных и психосоциальных работников. Цель исследования: анализ социально-психологических особенностей криминогенных групп подростков Задачи исследования: Описать социальные ориентации молодежи и проблема правонарушений ...
Они внимательно следят за деятельностью администрации, поведением сотрудников, используют в своих корыстных целях их ошибки и слабости, распространяют негативную информацию о них. Лидер выполняет следующие функции: организаторская, планирующая, функция представительства, информационная, функция контроля внутренних и внешних связей, исполнительская, поощрения и наказания, функция арбитра и посредника. Подфункции: принятия решения, нормативно-регулирующая, защиты осужденных. Если администрация пенитенциарного учреждения берет названные функции на себя, то в значительной мере лишает лидеров их реальной, хотя и неофициальной власти. Лидер имеет такие обязанности: контроль за соблюдением осужденными тюремного закона; организация каналов проникновения запрещенных предметов; — налаживание незаконных связей с сотрудниками пенитенциарного учреждения; организация сбора средств среди осужденных в «общак»; организация противоборства администрации; контроль над конфликтными ситуациями, их разрешение путем проведения «сходняков» и др. Его деятельность направлена на всемерное облегчение своего существования, в первую очередь, на получение возможности паразитировать за счет массы осужденных.
См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарева. — Рязань, 2002. — 554 с. ? С. 476-481. Эффективность деятельности любой организации независимо от ее целевого назначения во многом определяется поведенческими моделями, как отдельных индивидов, так и коллектива в целом. В условиях социальных ограничений психологическая атмосфера в коллективе осужденных во многом определяется тем, кто является его «лидером — авторитетом». См.: Васильев А.Д., Гавриков И.Е., Логак Б.М. Использование результатов деятельности психолого-педагогических служб ИТУ в индивидуально-воспитательной работе со спецконтингентом на основе тетради ИВР. ? Саратов., 1991. ? С. 8-11. Персонал пенитенциарных учреждений в зависимости от практических задач использует разные типологии классификации осужденных. Психологической лабораторией учреждения УШ-382 УИН УВД Саратовской области была разработана классификация осужденных по специфическим психологическим признакам. Шестую классификационную группу здесь составляют осужденные с отрицательными социальными установками, сильным типом личности, объективными задатками к лидерству и стремлением к нему. См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б.
Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарева. — Рязань, 2002. — 554 с. ? С. 371. Особенностью этой категории осужденных является то, что эти лица характеризуются озабоченностью проблемой собственного авторитета, крайним эгоцентризмом, устойчивой склонностью к нарушению существующих социальных норм, криминогенностью, повышенной возбудимостью, импульсивностью, низкой социальной отзывчивостью. Им свойственны стремление командовать другими, независимость суждений, решительность, активность, склонность к риску, высокий уровень мотивации, направленность на достижение цели. См.: В. Хомлюк. Поведенческая феноменологическая модель «лидеров-авторитетов» в условиях социальных ограничений. // Преступление и наказание — 1999. ? №2. ? С. 62. «Авторитеты» в колонии для несовершеннолетних («рог зоны», «бугор», «авторитет», «босс», «отрицал», «пахан», «батя») являются законодателями правил асоциальной субкультуры, верховными судьями в спорах и конфликтах. Основа их авторитета — знание правил асоциальной субкультуры, порядков в исправительном учреждении и умение безнаказанно их обходить, наличие тесных связей с представителями преступной среды. «Рог зоны», «босс», «отрицал», «пахан» могут распоряжаться имуществом всех членов группы, иметь лучшее спальное место, получать пищу в первую очередь и обязаны обеспечивать сплоченность членов группы на основе правил субкультуры, контролировать поведение членов группы, определять характер санкций к нарушителям норм. См.: Там же. ? С. 400-401. «Вор» («свояк») — лидер группы, активно поддерживает и проводит в жизнь воровские (тюремные) традиции среди осужденных. Он может санкционировать смертную казнь осужденного (исполнители — группа «фраеров»), решать вопросы распределения «общака». Его действия могут обсуждаться только такими же «ворами» («свояками»).
Лекция № 9. Психология групп. Личность в группе
... раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает, что ...
Кроме того, существуют лидеры более мелких неформальных групп, которые ориентируются на определенные формы незаконной деятельности. Лидер «фраеров» и его группа — это осужденные отрицательной направленности, бравирующие своим поведением и готовностью выполнить любое указание «вора» («свояка»).
Лидер картежников («игровых») со своей группой занимаются играми «под интерес». Лидер выдвигается за счет особого умения играть в карты. Определенная часть выигранного передается в «общак». Лица, попавшие в зависимость по различным причинам (проигравшие, не сумевшие своевременно уплатить долг, проспорившие и не умеющие за себя постоять и по этой причине обратившиеся за покровительством к «вору»), часто используются в качестве подставных лиц. Так, если у одного из «авторитетов» воровской группировки обнаружат хранившиеся запрещенные предметы, ответственность за это берут на себя попавшие в зависимость, так называемые «торпеды». В связи с этим администрация должна тщательно разбираться в ситуации, чтобы не были наказаны невиновные. Казначей «общака» имеет троих и более хранителей «общака», которые лично отвечают за сохранность находящегося в тайниках (чая, денег, сигарет, наркотиков и др.).
Им выделяется определенная доля «общака». Казначей «общака» подчиняется непосредственно «вору» («свояку»).
«Общак» используется для осужденных, которые переводятся в ПКТ, ШИЗО, на тюремный, особый режим. «Приближенный» подбирает лиц для перевозки выделенного «общака» из: числа направляемых на этап. В случае не сохранения «общака» или нарушения «инструкции «вора» они подвергаются физическому воздействию, унижению либо издевательству. Лидер «кустарей» со своей группой изготавливают запрещенные предметы, предназначенные для «общака»: ножи, тапочки, сувениры и т.п. Эти предметы могут оставаться в «общаке» или реализовываться по указанию «вора» («свояка»).
Часть изготовленного «кустари» используют для своих нужд. Лидер «спекулянтов» со своей группой занимаются перепродажей запрещенных предметов, которые попадают к ним через вольнонаемных сотрудников, а также путем переброса через основной забор учреждения. Часть этих предметов лидер «спекулянтов» передает в «общак», а остальные оставляет себе и членам своей группы для спекулятивных целей. Лидеры малых групп живут со своими подручными в отрядах, стараются законспирироваться и выполняют все указания, исходящие от «вора» («свояка»): не повиноваться администрации, отказываться от работы, приема пищи, воспитательных мероприятий, лечения. См.: Там же. ? С. 466-467. Таким образом можно сказать, что в настояний момент в структуре лидерства групп отрицательной направленности произошли серьезные изменения. Они характеризуются тем, что к преступной власти пришли представители нового молодого поколения, которые по иному относятся к старым воровским законам и стремятся переделать их под себя. Кроме того, следует отметить, что характерной чертой лидера является стремление обеспечить себе как можно более комфортную и легкую жизнь в стенах исправительного учреждения. При этом интересы других учитываются в последнюю очередь. 2.2 Особенности работы сотрудников психологической лаборатории с лидерами групп отрицательной направленности лидер осужденный психологический отрицательный Лидеров отрицательной направленности нецелесообразно совсем лишать официальной власти, иначе возможен переход их в статус неформального лидера. Необходимо поручать возглавлять разные группы в различных видах деятельности, но не на очень длительное время, попытаться заинтересовать лидера работой, изменить ценностные ориентации. Не развенчивать лидера на первых порах, а постараться установить контакт, поддержать его авторитет в общественно полезных делах. Если не удается это сделать, то необходимо искать подход к тем, кто составляет актив лидера, путем разрушения у них боязни, формирования чувства собственного достоинства. Постепенно теряя опору, лидер может оказаться несостоятельным, и тогда может появиться возможность приобщить его к общественно полезной деятельности под контролем начальника отряда. При проведений воспитательной работы нужно учитывать, что лидер отрицательной направленности, как правило, сам не совершает видимых нарушений режима содержания, а пытается все сделать чужими руками. Чтобы получить объективную и всестороннюю оценку личностных качеств лидера, надо проводить целенаправленное наблюдение за поведением этого осужденного, выяснять его мотивы, выявлять ближайшее социальное окружение лидера. Особенно ценную информацию об особенностях личности лидера можно получить, например, от осужденных, которые конфликтовали с ним. Рассмотрим психологический портрет осужденного С. По результатам психодиагностического обследования, осужденному С. свойственны эгоцентризм и эмоциональная тупость. Высокая криминогенность, импульсивность, склонность к риску, антисоциальные тенденции, аморальность, потворствование своим слабостям и прихотям в значительной степени отягощаются индивидуализмом, непрогнозируемостью поступков. Свою агрессивность оправдывает враждебным отношением окружающих. Безответственный, лживый, не имеет нравственных устоев, склонен к переоценке своих возможностей, некритичен к своим поступкам. Тип личности независимый, ярко выражены лидерские качества, мотивы поведения и высказываний отличаются своеобразием. См.: Там же. ? С. 372. Чтобы психологически правильно влиять на лидера, необходимо его изучить. Диагностика лидера включает в себя выявление его особенностей: индивидуально-личностных (хитрость, изворотливость, физическая сила, ум и т.п.); социально-групповых (возраст, социальная принадлежность); криминологических (категория и квалификация малой группы, стаж преступной деятельности, срок, соучастие в прошлых преступлениях); ролевых и функциональных; психолого-поведенческих (поведение в адаптивный период).
Социально-психологический анализ социальной ситуации развития лидера в группе
... ее членом, признается право принимать решение в значимых ситуациях. Такого члена группы называют лидером. Термин «лидер» происходит от английского «1еаоег», что означает ведущий, управляющий другими людьми, в ... для групповой деятельности. По его мнению, ценностные характеристики субъектов (значимые свойства личности, опыт, умения) в ходе деятельности и общения обмениваются на авторитет и признание ...
17.Лидеры в организации. Личность лидера и пути формирования ...
... организации, можно разделить на три категории:формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший ... лежит объективный процесс развития производительных сил общества и интересы развития личности, семейные мотивы. Территориальные перемещения происходят между экономическими районами, населенными пунктами ...
Диагностика проводится в процессе коррекции и контроля за влиянием воспитательных воздействий на лидера и малую группу, включает профилактические мероприятия (степень податливости к воспитательным мероприятиям, поведение членов группы и т.п.).
Ключевым моментом изучения лидера является установление психологического контакта и оптимальных взаимоотношений с ним. Сочетание справедливой требовательности к лидеру с уважением его личности позволяет установить доверительные отношения и, следовательно, добиться взаимопонимания, глубже проникнуть в психологию личности лидера, изучить его образ жизни, выяснить сильные и слабые стороны. Сотрудники должны уметь пользоваться методами визуальной психодиагностики, уметь читать по лицу о внутреннем психическом состоянии, темпераменте, характере осужденного. На повышенную возбудимость лидера указывают такие внешние проявления, как сильный тремор пальцев, ярко выраженная жестикуляция, изменения артикуляции речи (неадекватная интонация, повышенная тональность).
Один из способов изучения лидера — углубленная беседа. Чтобы она была эффективной, надо руководствоваться следующими положениями: не начинать беседу с вопросов, связанных с совершенным преступлением, нарушением режима, отказом от вступления в самодеятельную организацию. Лучше сначала спросить о семейном положении, имеющихся проблемах. Беседа должна проходить спокойно и серьезно, без нравоучений; подходить к оценке личности непредвзято, не пытаться сразу же переубедить. В индивидуальных контактах с сотрудниками лидеры осторожны, стараются держаться незаметно, поэтому необходимо: завоевать доверие лидера (стараться понять его таким, каков он есть); попытаться путем беседы убедить его изменить свое поведение; — воздействовать на лидера с помощью человека, мнением которого он дорожит; — предупредить лидера о последствиях его действий; разъяснить другим осужденным, к чему может привести нахождение в преступной группировке; сформировать чувство возмущения действиями лидера и его приближенных; — подготовить осужденных к критическому выступлению; — проводить индивидуальную работу с осужденными, находящимися в ШИЗО и ПКТ; — назначить нарушителю наказание; — сформулировать проект решения наказания. Следует подчеркнуть такую закономерность, что с увеличением числа водворений в ШИЗО, ПКТ, ЛПУ авторитет лидера возрастает, что свидетельствует о неэффективности воздействия. Основные элементы тактики борьбы по нейтрализации воровских и иных «авторитетов» могут быть как общие, так и специальные См.: Кузьмин СИ. Тактика борьбы с преступными группировками в местах лишения свободы. // Человек: преступление и наказание. Вести. Ряз. высш. шк. МВД России. ? 1994. ? №2. ? С. 25-29.: надежное оперативное прикрытие воровского «авторитета» и его окружения; сбор информации о личности воровского «авторитета» и его деятельности с целью уяснения слабых и сильных сторон, положения и взаимоотношений в воровском сообществе, а также поиска компрометирующих сведений, в том числе по месту жительства и в прежних местах отбывания наказания; целенаправленная оперативно-профилактическая и воспитательная работа по разоблачению несостоятельности воровской идеологии и ее вреда, закрепление полученных результатов в форме письменного отречения; 4) психологическая и физическая изоляция «авторитета». Максимальная изоляция достигается в ШИЗО и ПКТ и др. В. И. Монахов приводит одно из предложений бывшего «вора» С. «Первое, что важно предпринять в борьбе с уголовно-преступным элементом в местах заключения, — это радикально «дорезать» и выкорчевать среди воров их воровской преступный закон. Порвать их липкую непосредственную связь, которая окутала весь преступный мир и держит его под невидимой данью. Если мы освободим воров-рецидивистов от их мнимой лжезаконности, то мы раз и навсегда покончим с зарождением мастей в преступном мире. Освободим и избавим весь рабочий контингент мест заключения (то есть не принадлежащих к группировкам) от грабежей и физического насилия со стороны воров-рецидивистов» См.: Воры. Кто они? ? М., 1989.. В.М. Анисымков предлагает в качестве превентивной меры предотвращения вступления в сообщество «воров» брать у впервые поступающих в исправительные учреждения обязательство не нарушать требований режима, которое в дальнейшем будет выступать в качестве компрометирующего основания при попытке вступить в сообщество. Поскольку иного способа, чем дача подписки-обязательства для отхода от воровского сообщества, нет, то без этого изолированные в ЕПКТ и тюрьмы не могут возвратиться на прежний вид режима. Это исключает получение через нелегальные каналы связи директив, писем-инструкций, писем-информаций о движении «авторитетов», отчетов о положении дел в тюрьмах и ЕПКТ. В противном случае возникает эффект обратной связи, т.е. не порвавший с сообществом несет с собой воровские идеи, установки и приобретает ореол сильной личности, каким и должен быть настоящий «вор». См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарева. — Рязань, 2002. — 554 с. ? С. 481-484. В концепции реорганизации УИС на период до 2005 года записано: «Чтобы осужденные, предпочитающие придерживаться противоправной линии поведения, максимально изолировались от основной массы отбывающих наказание, в отношение к ним должно осуществляться ограничение в применении различных льгот. И, напротив, для тех осужденных, которые избрали правопослушную линию поведения, должен быть предусмотрен широкий спектр льгот и созданы соответствующие условия содержания». Начальник Усольского управления лесных колоний генерал-майор внутренней службы Василий Иванович Сныцерев — человек, в буквальном смысле знающий себе цену, поскольку состоявшаяся всесоюзная сходка «воров в законе» назначала специальную сумму за его голову. В уголовном мире В.Н. Сныцерев получил прозвище «Архитектор». В 1980 году по его проекту в Соликамске был построен профилактический центр, куда были этапированы наиболее авторитетные лидеры преступных группировок для проведения с ними работы по их отказу от криминального образа жизни. Этот центр получил название — «Белый лебедь». Попав сюда, многие «воры в законе», лица дерзкие и бескомпромиссные, письменно отказывались от своего звания, начинали работать, причем на самых «постыдных» для них работах, связанных с ремонтом и благоустройством охранных сооружений. Естественно, что отказывались после отчаянного сопротивления, спев, что называется, последнюю, «лебединую песню». См.: А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. / Учебн. пособие. Рязань, 2000. — 231 с. ? С. 72-73. В данном параграфе были рассмотрены разнообразные подходы к работе администрации исправительного учреждения с лидерами отрицательной направленности. Основными моментами при осуществлении данной деятельности является сбор полной и достоверной информации о данном осужденном, а также оказание влияния на него посредством проведения разнообразных техник и методик. Заключение В заключение хотелось бы сделать ряд выводов по изложенному выше материалу. Во-первых, существование лидерства в отрицательных группировках осужденных является неотъемлемым элементом существования микросоциальной среды лиц, осужденных к лишению свободы. Во-вторых, следует отметить, что структура и типология лидерства на протяжении времени претерпевает определенные изменения, постепенно меняются преступные законы и традиции и вслед за ними изменяется психологический портрет лидера. В настоящее время наблюдается тенденция к отмиранию старых воровских обычаев и традиций, и на смену прежнему поколению «воров в законе» приходят люди, которые ради достижения своих целей способны преступить все законы морали. И, наконец, в-третьих, необходимо сказать о том, что в психологическом плане существуют определенные особенности работы с лидерами отрицательных групп осужденных. Неверные действия со стороны администрации могут привести к обратным последствиям -возрастанию авторитета лидера и ухудшению оперативной обстановки. В связи с этим, необходимо проводить комплексную подготовку сотрудников психологической и других служб исправительного учреждения по повышению профессионального мастерства в работе с данной категорией осужденных. Список использованной литературы 1. Башкатов И.П. Малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних осужденных. — М., 1972. 2. Башкатов И.П. Малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних: Автореф. дис… к.п.н. — М., 1973. 3. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М., 1993. 4. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп осужденных в ВТК. — М., 1986. 5. Бодалев А.А. О предмете акмеологии. // Психол. журн. ? 1993. ? №5. 6. Булатов СМ., Глушко А.Н. и др. Методические рекомендации по профессиографии офицерских специальностей. — М.: ГВМУ МО РФ, 1993. 7. Васильев А.Д., Гавриков И.Е., Логак Б.М. Использование результатов деятельности психолого-педагогических служб ИТУ в индивидуально-воспитательной работе со спецконтингентом на основе тетради ИВР. — Саратов, 1991. 8. Водолазский Б.Ф., Бакутин Ю.А. Преступные группировки, их обычаи, традиции, «законы» (прошлое и настоящее).
Презентация на тему: Освобождение от наказания
... трудоустройства и сведения об избранном месте жительств Дополнительные наказания •При условно-досрочномосвобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, суды должны обсуждать вопрос о возможности освобождения ...
— Омск, 1979. 9. Воронцов Б.С., Николаева Л.П. Дифференциация преступных групп. / Тр. ВНИИ МВД СССР. Вып. 27. ? М., 1973. 10. Воры. Кто они? — М., 1989. 11. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный характер. Для руководителя — практика. / Пер. с англ. — М.: Дело, 1991. 12. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. — Саратов, 1992. 13. Глушко А.Н. Основы психометрии. — М.: ГВМУ МО РФ, 1994. 14. Дановский С.А., Петухов Я.В., Хохряков Г.Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы исследования. — М., 1982. 15. Дебольский М.Г. Межгрупповая дифференциация осужденных и ее влияние на степень оперативной обстановки в ИТУ. / Социально-психологические и правовые проблемы режима отбывания и исполнения наказания. — Рязань, 1986. 16. Деев В.Г., Ушатиков А.И., Ковалев О.Г., Казакова Е.Н. Психодиагностика осужденных. / Учеб. Пособие. — Рязань: Ряз. ин-т права и экономики Минюста России, 2000. 17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 2003. 18. Исправительно-трудовая психология. — Рязань, 1985. 19. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993. 20. Кузьмин С.И. Тактика борьбы с преступными группировками в местах лишения свободы. // Человек: преступление и наказание. Вести. Ряз. высш. шк. МВД России. ? 1994. ? №2. 21. Кузьмин СИ. Тактика борьбы с преступными группировками в местах лишения свободы. // Человек: преступление и наказание. Вести. Ряз. высш. шк. МВД России. ? 1994. ? №3. 22. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 2001. 23. О состоянии работы с лидерами и авторитетами уголовной среды в ИТУ ГУВД МВД СССР по итогам работы за 1990 г.: Обзор ГУВД МВД СССР от 19 марта 1991 г. 24. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. / В.В. Бажутин, З.З. Кирикова, Н.В. Крохина и др. — Екатеринбург, 1997. 25. Орлов А.Б. Склонность и профессия. — М.: Знание, 1981. 26. Основы общей акмеологии. / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. 27. Основы психологической коррекции в ИТУ. / Бюл. ГУИН МВД РФ. №30.4.1,2. ? М., 1996. 28. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. / Под ред. Ю.М. Антоняна. — М., 1989. 29. Петров В.П. Профессиографический опросник. — М., 1988. 30. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. — Тверь, 1994. 31. Пирожков В.Ф. Криминогенная субкультура учащихся подростков и юношей. — М., 1992. 32. Прикладная пенитенциарная психология. Учеб.-практ. Пособие для психологов пенитенциарных учреждений. — Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 1999. 33. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарева. — Рязань, 2002. 34. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. / Учебн. пособие. — Рязань, 2000. 35. Хомлюк В. Поведенческая феноменологическая модель «лидеров-авторитетов» в условиях социальных ограничений. // Преступление и наказание. — 1999. №2. 36. Шмаров И. Воздействие на среду осужденных. // Воспитание и правопорядок. ? 1981. ? №7.