Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего возраста в воспитательной колонии

Курсовая работа

На тему: «Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего возраста в ВК»

Введение

Насилие в настоящее время является весьма серьезной проблемой для уголовно исполнительной системы, особенно это значимо в воспитательных колониях. Малая изученность данного вопроса, отсутствие конструктивных наработок по данной проблематике, определили актуальность курсовой работы.

Объектами курсовой работы являются несовершеннолетние осужденные, подвергшиеся насилию в воспитательной колонии, а также личность «обидчика».

Предметом курсовой работы являются факты насилия над несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии, а также мероприятия, направленные на профилактику и устранение данного явления.

Целью данной работы является исследование проблемы насилия в воспитательной колонии.

Задачи курсовой работы:

Изучить психологические аспекты пребывания несовершеннолетних в СИЗО и ВК;

Выяснить, кто является «притесняемым», а кто «обидчиком»;

Исследовать и разработать практические методы, направленные на профилактику и устранения данного, социально — негативного фактора.

Теоретической основой курсовой работы являются труды следующих ученых: А.Н. Сухова, который рассматривает криминологические, социально-психологические аспекты жизнедеятельности осужденных в исправительных учреждениях, в том числе и взаимоотношения в среде несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК; И.П. Башкатова, который изучает непосредственно взаимоотношения несовершеннолетних осужденных, их стратификационные особенности построения отношений, факторы влияющие на место занимаемое несовершеннолетни осужденным в коллективе, его развитие как личности.

Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех параграфов, заключения, списка используемой литературы.

1. Особенности пребывания несовершеннолетнего в ВК и СИЗО

Практически у всех подросток, впервые попавших в заключение, СИЗО, а потом ВК вызывает шоковое состояние. Особенно обостренно такая реакция появляется у подростков, у которых после суда окончательно нарушился контакт с родственниками. Сначала им вообще трудно поверить, что в таких условиях можно жить. Как свидетельствуют многие осужденные, взрослые в том числе, первые три — шесть месяцев пребывания в условиях СИЗО и ВК являются наиболее яркими и трудными. Многие говорят о том, что, если бы их освободили через два — три месяца после пребывания в СИЗО, они бы ни за что в жизни больше не совершили преступления, в первую очередь из — за страха перед тюрьмой. К сожалении, оптимально необходимый *для изменения в человеческом сознании период (6 месяцев) растягивается в России на годы и годы. А человек, как известно, привыкает ко всему. Привыкает он и к тюрьме, мало того начинает даже находить в тюремной жизни какие — то определенные положительные моменты. Через некоторое время, пребывания в условиях неволи уже не шокирует человека, а многие начинают воспринимать тюрьму «как дом родной».

3 стр., 1475 слов

Особенности психокоррекционной работы в СИЗО

... к рефлексии 5. Развитие навыков работы в коллективе, принятие решений, ответственности. Психокоррекционная работа в сизо проводилась в индивидуальной и ... находящиеся в адаптационном периоде (до 8 месяцев) пребывания в ИУ. Результаты измерений приведены в таблице 1. ... тяжести и привлекаемых к уголовной ответственности впервые. Целью данного проекта было: создание условий для успешной социально- ...

Таким образом, большая часть подростков все же через какое — то вре5мя свыкается со своим новым положением. Тем более что скоро начинаются расспросы и испытания сокамерников, камерные игры и прописка. Кстати говоря все эти подростковые игры в какой — то степени выполняют функцию отвлечения от погружения в подавленное состояние. Они кА бы призывают подростков готовиться к новой жизни.

Здесь подросток действительно имеет возможность испытать себя, осуществить то, что он не сделал на воле. Но, получая то, что он интуитивно желал, подросток обычно от этого в восторг не приходит. А многие и вовсе всего этого не выдерживают. Да и в целом выдержать условия тюремного заключения для среднего подростка довольно тяжело, поскольку ситуации подростковых испытаний часто не контролируются ни какими правилами и принципами. Хотя часто подростки имитируют тюремную субкультуру, на самом деле в камере могут происходить чисто подростковые, иногда очень жестокие игры, жестокие до такой степени, что иногда они заканчиваются трагически. Недаром, даже воры в законе в своих посланиях призывают не калечить друг друга ни физически, ни нравственно (обряд опускания).

И это им (ворам), надо честно признать, удается гораздо лучше, чем администрации.

В СИЗО многим подросткам тяжелее, чем на зоне. В СИЗО подростки предоставлены сами себе, здесь нет такого значительного влияния режима, как в зоне. А когда они остаются наедине с собой, то среди них могут происходить самые непредвиденные вещи, жесткая борьба за лидерство или просто так называемый беспредел со стороны одного подростка или группы. И тогда происходят страшные и непостижимые для нормального взрослого сознания , тогда в полную силу проявляется жестокость подростков, которые иногда теряют чувство всякой границы.

А в зоне этого нет. Здесь есть хоть какой — то, а порядок. И, пройдя СИЗО (особенно если не повезло с сокамерниками).

Для подростков вообще характерны конкурентные чувства, стремление доказать свое превосходство, самореализоваться в своей среде. В СИЗО эти чувства обостряются. Остаются в несколько менее обостренном виде они в колонии.

По словам самих осужденных подростков, в колонии работает закон, «выживает сильнейший» или «человек человеку волк». И результаты этой войны, подростковой борьбы за первенство зависят от работы администрации, от того, в какую колонию попали подростки. Ну и конечно, от того из какого СИЗО, из какой камеры они пришли в зону. И наконец, конечно, от самих подростков, от личности, от того, как, по их словам, он «показал себя».

5 стр., 2176 слов

ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .ИЗУЧЕНИЕ ...

... подростков группы риска». Цель исследования: теоретически обосновать проблему личностных особенностей подростков группы риска. Объект исследования: подростки группы риска. Предмет исследования: личностные особенности подростков группы риска. ... возрасте. Сложности переходного периода и нерешенные личностные проблемы подростков группы риска затрудняют их нормальное развитие. Значимую роль в ...

Другими словами, ситуация ни в СИЗО, ни в ВК до конца не контролируется. Не контролируется с воспитательной точки зрения. К сожалению, подросток не получает полноценных условий для развития, а многочисленные испытания могут привести к деградации личности или же в лучшем случае стать психотравмой на всю жизнь.

Попадая в колонию после СИЗО, подросток снова вступает в новую полосу испытания. Конечно, после пребывания в СИЗО многое определилось, он прошел самое важное испытания и уже больше знает о себе, свои возможности, свои преимущества, свое положение в криминальной иерархии, в значительной мере уже представляет себе свое место в колонии, на которое он может претендовать.

Несмотря на это, попадая в колонию, подросток ощущает, что здесь многое устроено по — другому, что необходимо вновь доказывать, кто ты есть. Он чувствует, что к нему присматриваются, за ним наблюдают, и стремится выдержать, если он внутренне готов, еще одно важное испытание.

В колонии подросток начинает понимать, что и здесь начинается борьба за место под солнцем, борьба за первенство среди прибывшего этапа. Эту же борьбу он может наблюдать и в отряде, в который он распределен после двухнедельного пребывания в карантин, и сам включается в нее.

Острота ситуации в режимных спецучреждениях закрытого типа объясняется, в

первую очередь, тем, что совместное содержание крупного контингента осужденных

предлагает безоговорочную альтернативу — или высоко развитую социальную

общность, или преступная группировка, где даже случайно «оступившийся человек

становится по психологии законченным преступником».

В тоже время, к сожалению, можно констатировать, что, как правило, в условиях спецучреждениях складываются группы с отрицательной направленностью, являющиеся, по существу примером сообщества корпоративного типа.

Согласно результатам специальных исследований, совпадающим с мнением практических работников спецучреждений для несовершеннолетних правонарушителей, характерной особенностью подобных сообществ является наличие многоуровневой жестко фиксированной внутригрупповой статусной иерархии, которая, определяя неформальное положение, права и обязанности воспитанников, носит практически кастовый характер: неофициальные лидеры, приближенные к ним, промежуточный слой, отверженные. Реальность такой стратификации подтверждаются и тем, что она отражена и в жаргоне несовершеннолетних правонарушителей. Каждый член группы отчетливо осознает в каждый данный момент свою отнесенность к одному из этих слоев. Несмотря на то, что связи между представителями различных уровней внутригрупповой иерархии официально не ограничены, они нося по преимуществу вынужденный характер, что, в конечном счете, ведет к дальнейшему обособлению одной категории воспитанников от другой в отряде и отделении. Более того, такое «общение» имеет целью, может быть, не всегда и не всеми до конца осознаваемой, именно такое обособление.

Рассматривая данную проблему нужно уделить внимание, непосредственно, стратификационным группам несовершеннолетних осужденных, так как причастность к той или иной страте, влияет на уровень насилия по отношению к ее представителю со стороны членов других групп.

11 стр., 5226 слов

Лишение свободы на определенный срок 2

... ущербе для личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночной камере. Лишение свободы как исключительная мера уголовного наказания несовершеннолетних преступников в России Цели ... вопрос об эффективности и целесообразности применения к несовершеннолетним преступникам уголовного наказания, связанного с лишением свободы. Истории известны диаметрально противоположные подходы к решению ...

Важнейшими особенностями групповой стратификации правонарушителей в условиях принудительной изоляции (в отличие от социально — психологической стратификации в любом другом обществе) являются следующие:

1. Жесткое деление людей на «своих» и «чужих», а также однозначное определение социальных статусов и ролей подростков в целом и в «своей» группе с однозначным обозначением прав и обязанностей: «кому что «положено» и не «положено».

Социальное клеймение: использование для обозначения принадлежности правонарушителей к высшим слоям группы благозвучных возвышающих терминов, для обозначения принадлежности к низшим иерархическим группам — неблагозвучных, а также оскорбительных терминов, унижающих человеческое достоинства его носителей.

Автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы, затрудненность или отсутствие непосредственных контактов между представителями из -за угрозы остракизма для представителей высшего слоя, «верхушки», вступавший в непосредственный контакт с представителями низшего слоя.

затруднение движения вверх при одновременной облегченности движения в низ. Это обозначает, что смена социальных ролей с «низших» на «высшие» затруднено, а дл ряда категорий вообще исключено. Смена же ролей с «высших» на «низшие» — облегчена. Любое не соблюдение «норм», «правил» и «предписаний» субкультуры влечет за собой понижения статуса члена группы.

Основанием повышения социального статуса является успешное прохождение «испытаний» а понижение статуса — поведение, не соответствующее социальным ожиданиям группы.

Строгая субординация в отношении «верхов» и «низов» превращается на практике в беспощадную эксплуатацию и угнетению «элитой» «низов». Способность общаться с представителями низших членов групп, как с рабами, является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической касте, «элите».

Устойчивость статуса при переводе в другое спецучреждение или при выходе на свободу. Ярлык и статус, полученных в группах, надолго сохраняются. Попытка избавится от них путем завышения своего статуса, жестоко наказывается, так же как попытки пользованиями «привилегии» не по статусу.

Чтобы завоевать авторитет и высокое положение в иерархии отношений, правонарушитель должен определить свое отношение к «фраерам» и к слабым, к тем, кто стоит на «низших» ступенях групповой иерархии. Общение с этими лицами, носящий дружеский характер, защита их, совместное принятие пищи могут подорвать позиции подростка и отбросить его самого на низшие ступени стратификационной клестницы. Приемлемым являются отношения к ним, характеризующиеся жестокостью, цинизмом, издевательствами. Чем непримиримее покажет себя несовершеннолетний, в отношениях с нижестоящими, тем выше, может быть, его позиция в криминогенном сообществе.

Возрастной особенностью несовершеннолетних правонарушителей является их стремление, во что бы то ни стало выделиться из окружающей среды, проявить свою оригинальность, исключительность и неповторимость. Как уже отмечалось, в этих целях используется прописка, татуировка, жаргон, клички.

Наряду с этим широко применяется и система «мелких исключений», предполагающей не только выделения себя из окружающей среды, но и своеобразный протест против ранжирования всех «под одну гребенку». К «мелким исключениям» чаще всего прибегают две категории несовершеннолетних: «вожаки» криминогенных групп и их «приближенных», а также некоторые активисты.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Система «мелких исключений» может заходить весьма далеко, усугубляя и обостряя межличностные отношения в среде осужденных. Там, где отсутствует надлежащий контроль за поведением несовершеннолетних, «вожаки» заставляют убирать свою постель, чистить свою обувь, стирать белье и носки других членов группы из категории «чушек». Такая система неизбежно порождает и формирует такие черты личности, как паразитизм, агрессивность, создает условия для процветания в группах вымогательства и поборов. Так, при поступлении в спецучреждения новой партии несовершеннолетних и получения ими новой одежды все они могут подвергаться поборам со стороны «сильных» личностей.

2. Особенности личности притесняемого и обидчика в воспитательной колонии

Если нам становится известным о притеснениях одних людей другими б обычной жизни, и зачастую эти явления предстают перед нами, как случайные, то притеснения одних осужденных другими в местах лишения свободы, где содержатся «уголовники», являются устойчивой закономерностью, т.к. имели место всегда.

Сейчас нет необходимости исследовать природу происхождения в человеке вообще начал, связанных с посягательствами одних на интересы других. Ясно одно, что эти явления для нашего времени далеко не новые, они уходят корнями в далекое историческое прошлое и связаны, прежде всего, с проблемой биологического существования человека. Нас же интересуют в большей степени проблемы психологии поведения притеснителей, притесняемых, поиск эффективных возможностей воздействия на них с целью недопущения построения в местах лишения свободы между осужденными’ отношений, связанных с притеснениями, так как считаем, что проблема биологического выживания в местах лишения свободы в настоящее время стоять не должна. Об этом свидетельствуют принимаемые Правительством РФ решения, связанные с улучшением материально-бытового обеспечения осужденных и в частности организации их питания, а также проведением исправительных мероприятий. Однако было бы неверно надеяться, что все проявления «животных» инстинктов в человеке уже исчезло. Иначе и явлений преступности, детерминированных этими причинами, не существовало бы. И поэтому, как ни печально об этом отмечать, но самая важная причина проявления притеснений между осужденными в местах лишения свободы пока остается та, которая связана с обеспечением социально-биологического существования. А если ее разделить, то мы увидим, что она включает в себя, прежде всего проблемы удовлетворения естественных потребностей и обеспечения безопасности. К проблемам удовлетворения естественных потребностей относятся проблемы получения питания и проблемы удовлетворен сексуальных потребностей. Среди известных других причин существования явлений притеснений в среде осужденных в местах лишения свободы можно отметить еще:

потребность в получении отдельными лицами удовольствия от страдания других людей, желание «куража» над заведомо слабыми людьми, теми, кто не сможет дать отпор притеснителям и обидчикам;

необходимость реализации свободного времени, а также форма организации и проведения «досуга» в камере.

глумление в полной уверенности безнаказанности в отместку за привлечение к уголовной ответственности над персоналом СИЗО, ИУ, как представителями правоохранительных структур, путем совершения хулигански действий с посягательствами не только «ударить им по нервам», но и на дезорганизацию деятельности этих учреждений, путем совершения циничны аморальных действий над слабыми, себе подобными, рядом находящимися людьми.

9 стр., 4378 слов

Езаконное лишение свободы или похищение человека

... стороны преступление может быть совершено в двух формах: 1) незаконное лишение свободы человека, 2) похищение человека. . Незаконным лишения свободы является во всех случаях, когда оно осуществляется не в соответствии ... может быть лишен свободы иначе, как в соответствии с процедурой, установленной законом, в частности в следующих случаях: а) законное содержание лица, осужденного компетентным судом б) ...

Следует отметить, что на проблему притеснений в местах лишения свободы можно бы было не обращать такого внимания, если бы в масштабе нашего государства она не перешла границу охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы и не перекинулась бы на систему отношений между людьми в обычном обществе.

Наблюдения практических работников показывают, что притеснения в среде заключенных-осужденных в местах лишения свободы начинаются, как правило, с момента, когда арестованный человек переступает порог камеры следственного изолятора. Здесь его зачастую ожидают «сюрпризы», подготовленные не персоналом,4 а оказавшимися в ней по времени чуть раньше, людьми, но по сути такими же, как он.

Какая категория людей в местах лишения свободы может заниматься притеснениями?

К такой категории относятся в основном лица (либо группы), которые в организации своей жизнедеятельности не признают никаких нравственных норм, либо они избрали такую линию своего поведения на период пребывания в местах лишения свободы. Однако мало кто поверит, что в этом случае одно можно отделить от другого.

Кроме того, эти лица, безусловно, должны обладать определенной физической силой, чтобы преодолевать сопротивление, либо противодействие, которое может оказать избранная ими жертва.

Также такие люди зачастую обладают сильными отрицательными волевыми качествами, агрессивно, нагло, озлобленно, жестоко ведут себя по отношению не только к прямым жертвам, но и ко всем окружающим. Если это группа лиц, то она объединяется по вышесказанным интересам, обеспечивающим им возможности реализации своих целей, как в кратковременном, так и в долговременном порядке.

Отдельные наблюдения показывают, что если в одном помещении (камере) концентрируются только определенной категории, близкие по волевым качествам, интересам, социально-педагогической запущенности, проявлениям цинизма лица и другой возможности для получения в это помещение людей, которых можно без проблем притеснять (возложить выполнение грязных работ, делать кое из кого «козлов отпущения» -издеваться, использовать отдельных состоятельных людей в виде «дойных коров» — для получения от них себе материальных благ, заниматься поборами, сексуальными домогательствами), то отдельные жертвы для этих целей будут «определены» из этой же среды. Однако конечно и это правило может иметь определенное исключение, когда сокамерники договариваются между собой, что все внутрикамерные работы будут производиться по очереди и все строго соблюдают правила общественной санитарии и личной гигиены, делятся «по-братски» курительными принадлежностями, уважительно относятся друг к другу, бравируют «порядочностью» и т.д.

Процесс попадания или определения в категорию притесняемых, но еще не в «обиженных» может происходить:

а) через проигрыш в различные игры «под интерес»;

б) совершении ошибок в результате несоблюдения установленных в камере правил:

13 стр., 6204 слов

Специфика социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы

... с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы сегодня особенно актуальна. Проблема: социально-психологическая подготовка осужденных к освобождению, консультация их по социально-правовым вопросам с целью ... различных местах причинной цепочки, образующей это поведение. 1.2 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание ...

— общения с определенными лицами в камере из числа заключенных- осужденных; (о существовании таких правил и лиц, особенно вновь пришедшие в камеру зачастую могут и не знать);

— пользования предметами и вещами, которыми объявлено, что они пользоваться не должны, либо они принадлежат (принадлежали) человеку из числа «обиженных»;

— пребывания в камере в определенном месте, которое либо определено, либо объявлево «местом для обиженных»;

в) ошибок, допущенных в ходе общения с персоналом мест лишения свободы, в аспектах возможного подозрения в «стукачестве» и т.д.

А вот попадание в категорию настоящих «обиженных» возможно только пост прохождения процедуры сексуальных насилий и издевательств (даже одного случая Вот почему можно возражать против употребления в науке определения «обиженный в отношении, допустим, человека, подвергшегося безнравственному, противозаконном психическому либо физическому воздействию или материальным потерям «на воле», но не подвергшегося сексуальному насилию. Здесь нужно использовать другое.

В этом месте возникает вопрос: а как человеку, который не обязательно безвиннс 4Ьно и по вине, находится в СИЗО строить свою позицию в уголовном деле, рассмотрение которого его ожидает в процессе общения со следствием и судом? Когда в камере творится вышеописанное, да к тому же и присесть-прилечь не удается по причине большой концентрации людей в одном помещении, как себя вести? Надо же полагать, что человек, будучи в СИЗО, не обязательно строит свою линию поведения на оказание противодействия следствию и суду для ухода от ответственности. Многие люди ведут себя, сотрудничая со следствием, признавая вину, способствуют установлению истины по делу и подходят к осознанию своих ошибок, выстраивая свое поведение в позитивном русле на всю оставшуюся жизнь.

По отзывам бывших осужденных ВК, получив «уроки» такого бытия в условиях ‘постоянных притеснений-издевательств со стороны себе подобных, у человека возникает желание подписать все, что угодно, в том числе заведомо вынесенный несправедливый приговор и покинуть как’ можно быстрее это место. А люди, прошедшие «горнила» СИЗО и ВК, пребывание в ВК называют «раем» по сравнению с СИЗО. Вот здесь то и выходит перед персоналом мест лишения свободы на поверхность задача: делать все возможное, чтобы не допускать наступления таких негативных явлений, пусть даже и от кратковременного пребывания в таких местах. Кроме того, необходимо учитывать, что человек может озлобиться на всю оставшуюся жизнь. А такое озлобление, в свою очередь, может когда-либо проявиться в жизни такого человека в виде совершения возможно более тяжкого преступления, также в отношении себе подобных и рядом находящихся людей.

В настоящее время можно констатировать факт, что персонал мест лишения свободы только частично справляется с задачей профилактики притеснений, а происходящие негативные явления (в том числе преступления) иногда укрываются. Сами осужденные, прибывшие из СИЗО в ВК и освободившиеся из мест лишения свободы, свидетельствуют обо всех формах проявления притеснений в их среде, существующих в этих закрытых учреждениях (помещениях).

Среди форм физического притеснения они отмечают: избиения, сексуальные насилия. Как материальное притеснение отмечают: кражи, грабежи-поборы, разбойные нападения. В качестве психического притеснения отмечают, что человек, там находящийся, должен находиться условиях постоянного напряжения и страха за свое здоровье и жизнь. Анализ социальных проблем притесняемых заключенных-осужденных позволяет сделать главный вывод, что еще низкий потенциал имеет наше государство и персонал мест лишения свободы в создании возможностей оказания различных видов помощи (психологической, социальной, правозащитной) людям, оказавшимся в местах лишения свободы из тех, которые могли бы быть еще полезными нашему обществу. Сегодня же в местах лишения свободы действуют правила криминальной субкультуры, согласно которым «обиженные» или «стукачи» не являются людьми и принадлежность к этим категориям равносильна смерти. Их жизнь ничего не стоит и является там тяжелой. Вот почему боясь обвинений в «стукачестве» притесняемые почти никогда не идут за помощью в защите своих интересов при притеснениях к официальной администрации. А как выходы из создавшегося положения часто используют следующие:

6 стр., 2631 слов

Аддиктивное поведение личности подростков

... поведение подростков. Предмет исследования: особенности личности подростков в аддиктивном поведении. Цель исследования: изучить аддиктивное поведение личности подростков. ... взаимодействие между осужденными приобретает характер ... (информационного) насилия, а также ... поведения. Аддиктивное, или зависимое поведение (табакокурение, алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, пристрастие к азартным играм), ...

Совершения над собой актов членовредительства, попыток суицида, симуляции заболевания (это позволяет уйти из камеры или выехать из учреждения без угрозы предъявления от других обвинений в стукачестве);

совершения нового преступления против личности в отношении себе подобных или персонала;

Путями же выхода их создавшейся ситуации для общества и государства являются следующие:

— совершенствование профессионального обучения новых и работающих сотрудников мест лишения свободы и увеличение их материальной заинтересованности, с тем, чтобы можно было производить отбор более подготовленных кадров;

увеличение возможностей использование технических средств для профилактики притеснений и улучшение условий для содержания заключенных под стражу;

организации и проведения персоналом и привлекаемыми силами такого качества психологической, правозащитной и социальной работы, которые бы позволили претендовать на разрушение стереотипов криминальной субкультуры в среде заключенных осужденных.

Проблема насильственного преступного поведения в отечественной литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями. Что касается исследований агрессивности преступников, то в отношении такой интересной и представительной в социальном, криминогенном, медицинском и психологическом отношениях популяция как несовершеннолетние осужденные вообще следует признать крайнюю недостаточность. Мы остановимся на психологическом аспекте проблемы агрессивности, так как повышенная агрессивность является одним из основных факторов возникновения конфликтов в среде несовершеннолетних осужденных, следствием чего является увеличение количества насильственных преступлений в воспитательной колонии в отношении других осужденных. Одним из факторов успешной борьбы с насилием в воспитательной колонии является, знание сотрудниками учреждения признаков агрессивного поведения, способов его предотвращения и профилактики противоправного поведения.

Методические рекомендации по работе с агрессивными подростками.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, наносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.)

15 стр., 7418 слов

Роль игры в развитии личности ребенка.

... игры в развитии личности ребенка. Проблема использования игры в педагогическом процессе ……………………………………………….. Сущность и особенности дидактической игры ………………………………… Структура дидактической игры ………………………………………………… Организация поэтапного руководства дидактической игрой ... реальности в мир фантазий и воображения; игра является защитной формой поведения личности в процессе реализации ее базовых мотивов ...

Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:

Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

Раздражение (вспыльчивость);

Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

Негативизм (оппозиционная манера поведения);

Косвенная агрессия: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Различные особенности среды, в которой находиться человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий (резкие неприятные запахи, табачный м и т. д.).

кроме того. Большую роль в проявлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека (раздражительность, предвзятая атрибуция враждебности, сниженный или повышенный самоконтроль, склонность к соперничеству, нетерпение, желание превзойти других, высокий уровень враждебности).

Типичное состояние враждебности характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-либо или на чем-либо «сорвать злость». Довольно распространенным видом агрессии служит грубость.

Появлению агрессивных качеств детей и подростков могут способствовать:

соматические заболевания и заболевания головного мозга;

строгое наказание за любое проявление агрессивности (скрывание своего гнева от наказывающих, выплескивание его в любой другой ситуации);

пренебрежительное, попустительское отношение к агрессивным поступкам со стороны взрослых;

стремление детей и подростков привлечь к себе внимание и пр.

Агрессивные действия имеют своей целью:

достижение какой-нибудь значимой цели;

психическую разрядку, замещение, удовлетворение блокированной

потребности и переключение деятельности;

удовлетворение потребности в самореализации и самоутверждении. Признаки агрессивного поведения детей и подростков:

спорит, ругается; теряет контроль над собой; винит других в своих ошибках; завистлив, мстителен; сердится и отказывается что-то сделать; специально раздражает людей; отказывается подчиняться правилам. Сила агрессивных привычек зависит от следующих факторов:

Частота и интенсивность случаев, в которых индивид был фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.

Частое достижение успеха путем агрессии. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения).

Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию.

Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может служить как подавлению агрессии, так и ее стимуляции. Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Причины агрессивного поведения в подростковом возрасте:

1. Подростковый период — переход от детства к взрослости — сочетает в себе противоречивые тенденции развития. С одной стороны — негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде сложившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению ко взрослым. С другой стороны, возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям.

2. На психическое развитие подростка оказывает влияние половое созревание.

3. Неприятие подростков в мир социально значимых отношений взрослых заставляет их объединяться в группы для совместного переживания непонятости. В такого рода компаниях отношения, чаще всего, носят характер стихийно- группового общения. Отвержение подростков со стороны взрослых в качестве равноправных членов общества придает подобным группировкам асоциальную окраску с элементами агрессивности, жестокости, повышенной ранимости и тревожности.

Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности при нередкой лживости поступков, что очень остро воспринимается в подростковом возрасте. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же обществе утвердилась позиция, препятствующая социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, подростки и прибегают к агрессивным формам поведения. Осознание же своей силы и своей полезности, напротив, ведет к снижению агрессивных тенденций, поэтому «необходимо включить подростка в социально одобряемую деятельность, которая выступает для него как самостоятельно организуемая, но при этом является педагогически «навязываемой». Для подростков, отличающихся повышенной агрессивностью, прежде всего требуется организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль.

Л.М. Семенюк выделяет четыре группы аффективных подростков.

1. Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому отношению к окружающим, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются их типичными особенностями. Они эгоцентричны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Для воздействия на эту группу подростков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в небольших коллективах, где подросткам время от времени поручается руководство работой, способствует изменению отношения к делу, к себе, товарищам и взрослым.

2. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, особенностями. Обладая достаточным кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения младших, слабых. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность, извращенность представлений о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к проявлению физической силы проявляется у них лишь по отношению к более слабым.

Для подростков этой группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлениям этих детей, интересам, включение их в исполнительскую и особенно организаторскую деятельность обеспечивают вхождение этих подростков в систему социально значимых ел и снижает конфликтность в отношениях с окружающими.

3. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Они не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессивность.

На эту группу подростков особо воздействует ритм и напряженность социально одобряемой деятельности, вовлечение их в работы, которые дают возможность пробудить в них интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я», занятию среди сверстников достойного места.

4. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны мнительны, заискивают перед более сильными подростками, Для них типична трусливость и мстительность, а в поведении преобладает вербальная агрессивность и негативизм.

Подросткам этой группы помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив.

3. Профилактика случаев насилия в воспитательной колонии

несовершеннолетний колония притеснение насилие

Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних осужденных — это мероприятий, направленных на предупреждение рецидивной преступности посредством устранения криминогенных склонностей и воссоздания (формирования) социально значимых качеств личности. В широком смысле, применительно ко всем категориям осужденных, социально — психологическая реабилитация в местах лишения свободы понимается как восстановление индивидуальной и общественной ценности человека. Конечной целью социально — психологической реабилитации осужденных, в том числе и несовершеннолетних, в местах лишения свободы является коррекция Я — образа личности, представлений человека о себе в будущем, своем социально — ролевом статусе, образе жизни. Реализация данной цели невозможна без оказания квалифицированной психологической помощи осужденным, которые можно отразить в следующих направлениях:

1. оказание психологической помощи в традиционном смысле: проведение диагностических, коррекционных и профилактических (консультативных) мероприятий. Цель данного направления — решение внутриличностных проблем осужденного. Психолог оказывает помощь осужденному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, если такова имеет место, изменяет его отношение к определенным биографическим фактам, жизненным ситуациям, корректирует неадекватные реакции и формы поведения, что ведет к улучшению субъективного самочувствия.

2. проведение коррекционных и профилактических мероприятий в целях управления психическим состоянием несовершеннолетнего осужденного, исключение деструктивных конфликтов и положительного восприятия исправительных воздействий. Это один из наиболее сложных видов психологической помощи, требующий тесного взаимодействия с сотрудниками других служб, в первую очередь, с воспитательным отделом, медицинской службой и оперативно-режимными отделами. Главным при этом является профилактическая работа, которая должна начинаться уже при первичном обследовании психологом вновь прибывших осужденных. Задача психолога (совместно с медицинскими работниками) — определить осужденных, составляющих группу риска (лиц с психическими отклонениями, эмоциональной неуравновешенностью, осужденных с выраженной криминогенной склонностью и др.), а также разработать рекомендации по распределению их по отрядам, давать индивидуальные рекомендации начальникам отрядов, другим сотрудникам ВК относительно организации воспитательно-профилактической работы с ними.

3. проведение исправительной психологической коррекции (ИПК) личности осужденного в целях формирования устойчивой готовности личности вести правопослушный образ жизни. Главная цель ИПК — устранение либо уменьшение влияние тех свойств личности, которые при определенных внешних условиях могут обуславливать противоправное поведение. То есть, в данном случае психологическая помощь непосредственным образом подчиняется реализации главной цели уголовного наказания — исправлению личности осужденного.

Как говорилось раньше, одной из причин насилия в ВК, является повышенная агрессивность осужденных, следовательно, снижение агрессивности приведет к снижению уровня психологического и физического насилия. В качестве профилактики появления агрессии необходимо уделять подросткам больше внимания, стремиться к установлению с ними теплых отношений, проявляя при этом решительность и твердость при принятии каких-либо решений и их реализации.

Коррекционную работу целесообразно проводить в четырех направлениях:

1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей «контроля над собой. Существует несколько способов выражения гнева:

Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным.

— Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

— Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться. При этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

— Умение направить гнев на объект, при этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

Вежливость в обращении.

Стремление найти конструктивное решение.

2. Обучение приемам саморегуляции, самообладания

Для устранения или ослабления мышечных зажимов, особенно в области лица и кистей рук, свойственных агрессивным людям, будут полезны любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия.

3. Отработка навыков общения

Агрессивность в поведении иногда проявляется лишь потому, что ограничено число других способов проявления чувств. С целью расширения поведенческого репертуара — набора способов реагирования на определенные события — можно в ходе ролевой игры обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Формирование позитивных качеств личности.

Проведение профилактической работы направленной на предупреждение насилия, должно включать в себя комплекс мер как правового, так и психологического характера, задачу правового аспекта, данной системы, входит создание законодательной базы, направленной на определение видов насилия, введение наказания за совершение того или иного преступления, порядка выявления фактов насилия и их рассмотрения в суде, защита жертв насилия т. д. Функции психологической службы намного шире, главная ее задача — это пресекать на корню возможные факты проявления насилия, посредствам аутогенной тренировки, разряжающих упражнений, ролевых игр и т.п. Все упражнения должны составлять единую систему, способную решать проблему насилия в разных направлениях психологической терапии. В практической части своей курсовой работы я хотел бы представить ряд упражнений, направленных на профилактику насилия в коллективе несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии. Используя данные методики, нужно принимать во внимания особенности возраста, межличностных отношений несовершеннолетних, их внутриличностных конфликтов и, конечно же, наличие старатификации. Стратификация является одним из важнейшим, фактором возникновения насилия. Методики направленные на разрушения стратов, нужно использовать осторожно, но необходимо.

Мероприятия, направленные на профилактику насилия в ВК ДИСКУССИЯ «КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ»

Если Ваш партнер раздражен и агрессивен, попытайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Иногда для этого достаточно внимательно выслушать человека, без иронии и высокомерия с Вашей стороны.

Потребуйте от партнера по возможности спокойно обосновать претензии.

3. Сбивайте агрессию у партнера неожиданными приемами. Попросите у него совета или задайте вопрос на тему, отличную от темы конфликта.

4. Не давайте партнеры отрицательных оценок.

5. Попросите сформулировать желаемый результат и проблему как цепь препятствий.

Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты решения.

В любом случае дайте партнеру возможность «сохранить свое лицо».

Извинитесь, если чувствуете, что виноваты.

Чаще спрашивайте «Правильно ли я Вас понял?»

Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить взаимоотношения.

Организуется свободное обсуждение данных положений, возможны дополнения и исправления в зависимости от контингента группы

«Передача предмета»

Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционального теплого настроения. Какой либо предмет (игрушка сувенир) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность игры — 10 минут.

«Дорисуй»

Цель игры — вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.

Каждый участник игры задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый участник дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам. При обсуждении сравниваются первоначальный замысел и его воплощение как результат понимания и уважения чужой идеи или наоборот -желания сделать все по-своему. С помощью игры можно также подойти к проблеме соотношения жизненных планов и результатов деятельности (или этапа жизни).

Продолжительность — 15 — 20 минут.

«Тарелка с водой»

Цель игры — развить взаимопонимания в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопонимания.

Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передаче тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

Продолжительность игры — 20 минут.

Игровой элемент в психологическом тренинге.

То, что бросается в глаза сразу даже самому неопытному участнику группы, -родственная связь между многими тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяет не только форма (инструкции ведущего, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и — что важнее — глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт.

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий часто «спрессовывается» время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.

К особенностям игры относится также ее эвристичность, дух творчества, пронизывающий все разворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеет вероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но не воспроизводимого в точности события.

Чаще всего господствующим мотивом игры является выигрыш, приобретающий различное содержание в зависимости от других мотивов и характера игры. Но раз есть мотив, значит должна быть и цель? В отличие от многих других видов деятельности в игре цель зачастую не представлена в сознании игроков, но может быть, и обозначена в виде поставленной извне (воспитателем, ведущим) задачи: например, цель — интенсификация творческой активности.

В психологии практически общепринятой является точка зрения, согласно которой игра служит эффективным средством социализации и адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стрессопорождающих нагрузок и, следовательно, средством оздоровления.

По мнению ряда исследователей, психологическими механизмами ее являются замещение, вытеснение, сублимация. Причем динамика замещения в игре ‘развертывается в подлежащем контролю и экспериментированию пространстве, что отличает игру от иррациональных и идеальных способов и сфер замещения (сновидений, фантазий).

В силу этого игра превращается в одно из важнейших средств психотерапии и психотренинга, но также и в сферу азарта.

В психологических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры, часто дарящий участникам массу положительных эмоций и прочищающий, как всякая хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.

Дискуссия в ролях друг друга

Обратную связь можно давать, как мы уже убедились, самыми разнообразными способами. Один из таких способов, реализуемых в упражнениях «Дискуссия в ролях друг друга, «Молчащее и говорящее зеркало», «Ответы за другого» и т.д., заключается в изображении своего партнера по группе в определенной ситуации. Участнику, исполняющему роль другого, необходимо отразить не только его манеру поведения и речи, характерные жесты и особенности мимики, но и — в той или иной степени -систему взглядов, ценностные установки, стиль мышления. Сделать это далеко не просто и удается не всем и не всегда. Тем не менее для многих участников группы является чрезвычайно важным увидеть со стороны свои даже чисто внешние поведенческие проявления. «Неужели я так делаю?» — часто недоумевает человек. I наблюдая за тем, как партнер демонстрирует какое-нибудь его характерное движение или интонационные особенности. Получая подтверждение, участник открывает нечто новое в себе и обогащает представление о своем физическом Я.

Вариант I. Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг участников дискуссии, другая — внешний круг наблюдателей. Каждый из участников дискуссии вытягивает карточку с именем кого-то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. В этом упражнении ведущему нужно проследить, чтобы никому не досталась карточка с собственным именем — в противном случае эффективность игры несколько снизится.

Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии с целью определить, чью роль тот играет.

Ведущий задает тему дискуссии, которая может касаться любого вопроса: «Нужны ли дома животные?», «Есть ли в жизни настоящая любовь?», «Верить ли в магическую силу сглаза и порчи?», «Стоит ли идти на выборы?», «Что особенно отталкивает и что привлекает в людях?» и т.д.

Дискуссия может продолжаться пять-десять минут. По ее завершении слово предоставляется наблюдателям. Те высказывают предположения относительно роли своего подопечного. Прежде чем сам исполнитель подтвердит или опровергнет это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвигают свои предположения, обосновывая их. После того, как участники дискуссии раскроют, кого они изображали, обсуждается успешность и точность исполнения ролей.

Затем участники дискуссии становятся наблюдателями, а те, получив карточки, начинают новую дискуссию в ролях друг друга.

Психотехники, направленные на помощь в решении проблем

Рассматривая развитие самосознания в тренинге как цель, определяющую гармоничную жизнедеятельность человека и создающую условия для конструктивного преодоления трудностей, мы подразумеваем, что в итоге вся работа в тренинге должна способствовать разрешению участниками каких-то личных проблем. Однако существуют специальные психотехнические упражнения, в которых целенаправленно акцентируется внимание на содержании конкретных проблем участников и демонстрируются методы поиска конструктивных решений. В идеальном случае выполнение этих упражнений ведет к катарсису.

Несказочные проблемы

Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой они столкнулись недавно. В учебной группе не стоит брать слишком сложную и глобальную проблему, хотя, как показывает опыт, некоторые участники выбирают для работы одну из самых значимых для них трудностей, особенно если с самого начала ведущий предупреждает, что можно будет не раскрывать свою проблему впрямую. Ведущий дает следующее задание:

— Выберите сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же проблемой. Вполне возможно, что вам захочется придумать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих персонажей.

Уже на этом этапе возникает взаимный интерес к трудностям друг друга, угадать которые люди пытаются из называемых героев. На наш взгляд, не стоит запрещать повторение персонажей (так, в одной студенческой группе появились Мальвина и Мальвина-2).

При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей, их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой. Очень часто (если не всегда) в образе такого сказочного героя проецируются черты Я-концепции участников. Как много уже говорят о своем создателе такие, например, персонажи, как «старая металлическая чернильница», «попугай-непоседа», «жена Карлсона».

Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой столкнется с проблемой, похожей (возможно, ОЧЕНЬ метафорически) на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени приближения) смысл трудностей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу. И предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.

В чем задача последней процедуры? Идея родилась спонтанно. Ведь в принципе можно было бы ограничиться просто предложением участникам выбрать того, чья проблема аналогична его собственной. Отсроченный анализ позволил оправдать и обосновать именно такой ход. Реальный выбор в действии осуществляет более инициативный участник, в то время как выбранный им человек, возможно, еще сомневается или просто не решается предложить объединиться кому-то из других участников. Обычно, если мы сидим в нерешительности и нам кто-то предлагает себя в пару, то ответить отказом в такой ситуации уже неудобно. Но это не означает, что мы в действительности считаем наши с партнером проблемы сходными.

В случае отражения сходства проблем на доске каждый свободен в выборе, а если сам не может оценить степень единства своей проблемы с другими, то у него есть 1 возможность выразить свое мнение о сходстве проблем других участников. Появившаяся на доске схема отражает в какой-то мере результаты социометрии проблем в группе. Правда, здесь возникает некоторая трудность: как и в традиционной социометрической процедуре, тут выявляются и «звезды», и «предпочитаемые», и, возможно, «отверженные», что не позволяет однозначно распределить участников на двойки или тройки. В этой ситуации мы вышли из положения следующим образом: предложили «социометрической звезде» сделать свой выбор из тех героев, которые предъявили заявку на нее (до этого момента сама «звезда» не делала такого выбора).

Так возникла первая пара. Один из героев не получил выбора. Тогда остальным участникам было предложено высказать свое мнение (стрелками).

Несколько человек указали на одного и того же героя. Он и стал партнером «отверженного». Остальные участникам распределились по своему усмотрению, но, разумеется, с учетом социометрической картинки.

Следующий этап упражнения заключался в сочинении продолжения сказок, которое осуществлялось в парах. Инструкция на этом этапе упражнения звучала так: — Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявленные сюжетные линии должны каким-то образом пересечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок — но уже в одном произведении. Ваша задача — сочинить это ваше общее продолжение, в котором ваши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ними трудных вопросов.

Через несколько минут (10-15) в кругу звучат только что созданные сказки. Рассказывает кто-то один из пары, второй при необходимости добавляет. В принципе вполне приемлемо разыгрывание сочиненных сказок, но в этом случае лучше объединять участников не в пары, а в четверки или даже пятерки. Это разумно, когда группа слишком велика, но и времени на подготовку в этом случае нужно давать не менее получаса.

Нередкой оказывается ситуация, когда сказка сочинена и весьма интересна, но даже при поверхностном анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов ведущего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или преодолены частично. Несколько примеров: Мальчик-лгунишка и «упрямый попугай». Лгун из известной сказки про пастушка, у которого волки съели все стадо, потому что никто не поверил его крикам о помощи, восприняв их как очередную ложь. А сказка о попугае начиналась с того, что он летит навстречу самолету и категорически не желает сворачивать — пусть, мол, он первый. Общая сказка этих участников звучала так (оказавшись продолжением «попугайской» сказки): «…А в самолете сидел мальчик-лгунишка. Он кричит попугаю: «Сворачиваю влево!». А тот, удовлетворенный, решил, что и сам может повернуть. И сделал поворот направо. Но мальчик-то как всегда лгал и поэтому повернул тоже направо. В результате они полетели вместе. И подружились». Несмотря на такой внешне оптимистичный конец очевидно, что проблемы персонажей упертость» попугая и лживость мальчика — отнюдь не разрешены.

Другой пример. Мальвина собиралась на свидание с Пьеро, но посмотрела в зеркало, на то, что она там увидела, ее очень расстроило. Сюжетные повороты, разработанные этой участницей совместно со своим партнером в паре, привели только к тому, что она потеряла свою жизнерадостность и стала для Пьеро еще менее привлекательной.

Жена Карлсона постоянно конфликтовала со своим супругом из-за черной кошки, принесенной ею в семью из досемейной жизни. Помогая Мальвине-учительнице решить проблему с «буратинистыми» учениками, они подарили эту кошку в «живой уголок». Но напряженность в семье Карлсонов сохранилась — уже по другому поводу.

«Сказочные» способы решения жизненных проблем на этом этапе, как правило, символически повторяют те попытки, которые уже предпринимались участниками в реальности и не дали результата. Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отвергнут по каким-то причинам как совершенно неприемлемый. Характерно в этом плане высказывание «жены Карлсона»: «Но в жизни-то я не могу эту «кошку» сдать в «живой уголок»!». Это совершенно естественно: чтобы перейти к поиску решения проблем в иной плоскости, надо понять, что варианты очевидные уже исчерпаны.

«Отыграв» их в метафорической форме, участники выходят на иной уровень рассмотрения проблемной ситуации. Работа в парах и необходимость объединить усилия в создании общей сказки с «общим» решением позволяют приблизиться к границе этого перехода на качественно иной уровень, посмотреть на ситуацию с новой, неожиданной точки зрения.

Помочь в этом может внезапное заявление ведущего, что, по его мнению, все сказки остались незаконченными и необходимо сочинить их продолжение:

— Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого может быть разрешена ваша проблема. Подумайте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребовал плату. В чем заключается результат, который вы получите, воспользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!

Любопытным представляется следующий факт: реплики «Да что здесь сочинять -волшебная палочка, елики-дрелики, и все готово!» через несколько минут заменяются недоумением и растерянностью — а что же нужно получить и какое же потребуется волшебное средство?

Некоторые участники так и не могут ничего придумать и обращаются за помощью к группе. На наш взгляд, обратная связь и идеи тех членов группы, которые смогли что-то неординарное найти для себя, могут оказать существенную помощь и другим участникам. Не следует воспринимать их слова как конкретные советы и рецепты. Эзопов язык сказочных образов допускает различные варианты интерпретаций, и человек, воспринявший идею другого участника, чаще всего вкладывает в нее свой собственный смысл. В самом деле, как многозначен, например, «подарок», сделанный Мальвине одним из волшебников — участников группы, — волшебное зеркало, в котором она видит себя такой, какой хочет быть, но которое не скрывает самых вопиющих недостатков.

Немаловажное значение имеет вопрос о цене, которую готов заплатить герой за полученное волшебное средство. «Провокационные» вопросы ведущего направлены на то, чтобы подчеркнуть абсолютную незначимость в сказочном мире материальных ценностей и сориентировать участников на осознание тех жертв, на которые он сможет пойти для достижения искомой цели, и стоит ли цель этих жертв (в НЛП это называется «проверка на экологичность результата»).

Скажем, «жена Карлсона» просила у старушки-волшебницы терпения для себя и мужа, а «зловредный» ведущий поинтересовался, а что «Карлсоны» готовы отдать старушке из того действительно ценного, что у них есть в семье. Нам показалось очень симптоматичным, что «Карлсоны» решили пожертвовать часть… любви к животным! Это-то при причине разногласий — черной кошке! И хотя участница сказала, что вместо «кошки» можно было говорить и о камне, например, и что она может отказаться от избыточного чувства наслаждения природой, которого и у нее, и у мужа хоть отбавляй, нам показалось это не очень убедительным.

Следует заметить, что анализ и разбор приносимых жертв можно превратить в отдельное упражнение, как это сделано у Киппера («Волшебный магазин»).

Найденные участниками волшебные средства разрешения их проблем, принесенная за это плата вызвали у них интенсивные размышления. Ни у кого в нашей группе катарсиса не было. Некоторые даже высказали при рефлексии проделанной работы сомнения в том, что им удалось приблизиться к решению своих проблем. Как нам представляется, окончательные выводы можно будет делать только спустя какое-то время, поскольку воздействие всего этого упражнения происходит прежде всего на подсознательные структуры, т.е. на те области нашего Я, которые на самом деле чаще всего и управляют нашим поведением. На уровне сознания способов решения проблемы нет, но кто сказал, что они не появились в нашем глубинном Я, которому более понятен и для которого более приемлем язык образов и метафор?

Упражнение «крик»

Это одно из самых простых в выполнении упражнений, предназначенных для того, чтобы разряжать чувства фрустрации, гнева и так далее. Вы знакомы с состоянием, когда вы срываетесь на крик и не знаете, что делать с собой? Или просто ужасно чувствуете себя и не знаете, в чем дело? Что же, теперь вы можете кое-что сделать с этими чувствами. Выполните упражнение «крик». Как это делать?

Самый легкий способ — набрать в грудь воздуха и закричать изо всех сил предварительно убедившись, что вас никто не услышит! Большинство людей находят, что они не в состоянии делать это свободно, так как боятся, что их могут услышать соседи или другие члены семьи. Если это ваш случай, не думайте, что вы можете использовать это в качестве отговорки для того, чтобы не делать это упражнение! Есть другой способ его выполнения, который позволяет обойти эти трудности.

Сядьте и положите себе на колени большую мягкую подушку. Если вы носите очки, снимите их. (Контактные линзы можно не вынимать.) Сделайте глубокий вдох, а затем закричите как можно громче! (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подушкой. Повторите это? процесс несколько раз, пока не почувствуете себя опустошенным! Затем посидите несколько минут, отдохните и почувствуйте, сколько вам стало легче после этого. Возможно, вам потребуется некоторое время, чтобы научиться выполнять это упражнение правильно, — некоторые не сразу могут научиться кричать во всю силу своих легких. Нет ничего страшного, если вы кричите поверхностно, а не из глубин легких. Единственное; неудобство сострит в том, что вы можете охрипнуть или у вас может заболеть горло, — но, возможно, вы найдете, что это стоит того ощущений освобождения, которое вы испытываете после этого.

Упражнение «истерика»

Это еще одно довольно легкое для выполнения упражнение, которое позволяет сбрасывать груз физического и эмоционального напряжения и фрустрации. Как это делать?

Лягте на спину, на кровать, диван или на другую мягкую поверхность: вы можете покалечить себя, если попытаетесь делить это на твердой поверхности, скажем, на полу. Затем почувствуйте себя ребенком бьющимся в истерике! Колотите руками и ногами о постель и одновременно с этим кричите или издавайте любые другие звуки, которые просятся наружу. Делайте это столько времени, сколько хочется. Затем полежите несколько минут спокойно и отдохните. Вы обнаружите, что это упражнение дает огромное освобождение.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены основные специфические характеристики несовершеннолетних осужденных, а именно, особенности личности притесняемого и обидчика, индивидуально — психологические особенности данных категорий лиц и другие характерные черты.

Испытав на себе те или иные элементы насилия (да еще чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), человек, как правило, становится либо подавленным или неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир, особенно отчетливо это проявляется у детей, механизмы регулирования и контроля собственного развития у которых еще не сформировались, а только находятся в стадии становлении. Озлобленный и подавленный ребенок — «идеальный материал» для пополнения армии преступников и жертв.

Защита от жестокости, насилия в условиях нестационарного учреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности сотрудников оперативного отдела, психологической службы и специалиста по социальной работе: первые пресекают насилие, а психологи и социальные работники оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Список используемой литературы

1. Ананьев О.Г. «О притеснениях и «обиженных в местах лишения свободы». Материалы международной научно — практической конференции в г. Коломне. Коломна 2005 г.

2. Башкатов И.П. Тендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных. Рязань, 2004 г.

3. Башкатов И.П. Психология асоциально — криминальных групп подростков и молодежи. Москва — Воронеж , 2002 г.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2003 г.

5. Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних / Моногр. Рязань: РИПЭ, 1996 г.

6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом кругу общения. Москва — Воронеж 1997 г.

7. Новоселов А.С. Психологический аутотренинг как средство перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в условиях ВТК. Пермь 1984 г.

8. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условия рессоциализации личности осужденных: Теория и технология. М 2002 г.

9. Психологическое обеспечение деятельности воспитательной колонии. М., 2005 г.

10. Кермани К. Аутогенная тренировка: эффективная техника расширения потенциала возможностей сознания и снятия стресса. М., 2002 г.

11. Сухов А.Н. Конфликты в первичных коллективах осужденных. Рязань, 1978 г.

12. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993 г.

13. Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных. Рязань. 1987 г.

14. Тюремная библиотека (выпуск 10): Актуальные проблемы исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. М., 2000 г.

15. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2002 г.

Размещено на