Лекция № 9. Психология групп. Личность в группе

  1. Исследование проблемы группы в психологии.
  2. Большие группы.
  3. Малые группы.
  4. Личность в группе.

1. Исследование проблемы группы в психологии.

В общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной сто­роны, в практике, имеются в виду условные группы: произ­вольные объединения (группировка) людей по какому-либо обще­му признаку, необходимому в данной системе анализа. С таким определением «группы» зачастую работает социология.

C другой стороны, под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (в реальном процес­се их жизнедеятельности) и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осо­знания могут быть весьма различными).

Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами психология. С точки зрения социологического подхода, са­мое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в полити­ческих характеристиках. С точки зрения этого объективного критерия социология и ана­лизирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он форми­руется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в кото­рой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объ­ективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Лич­ность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

4 стр., 1766 слов

«ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ...

... и зарубежной литературы. 2. Организовать и провести эмпирическое исследование. 3. Обработать и проанализировать результаты по проблеме исследования. Методики исследования: 1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности ... в наших субъективных показаниях, нимало не соответствуют изменениям в оценке нашей личности со стороны близких, друзей, знакомых - значимых для нас людей. Актуальность ...

Основные характеристики группы. К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. По-видимому, самым главным является анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

К групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается и оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

3 стр., 1192 слов

Понятие группы и группового поведения

... групповых норм поведения. Ценностная ориентация группы - социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая обще­ственную и групповую значимость, выражающуюся в предпочти­тельности отношений к тем или иным объектам. Социальная ...

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, т.о., регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

В социальной психологии принято говорить об общезначимых ценностях, которые поддерживаются и принимаются большинством социальных групп, и о специфических групповых ценностях, характерных для каждой отдельной группы и отличающихся от ценностей других групп. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества. При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.

Классификация групп. В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также подразделяются на различные виды: большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы и организованные, длительно существующие группы (классы, нации).

4 стр., 1852 слов

ГРУППА 3 — презентация науки социальной психологии

... философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук. Если античная мысль была по своему характеру философской, то ... также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике « ... мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон ...

Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

2. Большие группы

Все «большие» в количественном от­ношении образования людей разделяются на два вида:

1. Стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.

2. В точном значении слова большие социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы мо­гут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах — это нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой свя­зана данная группа. Эти регуляторы поведения, рассмотренные в единстве со специфическими позициями группы, дают такую характеристику как образ жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. He последнюю роль в психологической характеристи­ке названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумею­щаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессио­нальным группам, или такой возрастной группе, как молодежь.

Кратко охарактеризуем основные виды больших социальных групп.

1. особый интерес представляют социальные классы.

— Одним из самых значимых элементов в данном случае являют­ся классовые потребности, поскольку классовое положение опре­деляет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и опре­деленную структуру потребностей, относительное психологичес­кое значение и удельный вес каждой из них.

— Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо­логии являются интересы. Конкретное содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Психологически важно выяснить, как клас­совый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это определяет поведе­ние и деятельность каждого отдельного индивида.

13 стр., 6185 слов

1.Понятие «группа» в социальной психологии

... экспериментального) изучения постепенно становится малая группа — ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения. В.М. ... — существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надындивидуальных» ... народов, общества, масс, толпы, публики, полагая, что именно психология больших социальных общностей определяет ход истории. ...

— Кроме того, к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные ха­рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

— Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, то важнейшим из таких компонентов является «психический склад». «Психический склад» классов обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере. Кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни.

2. Другим примером больших социальных групп, являются различные этнические группы. В отличие от психологии клас­сов психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего, наций исследованы значительно лучше. Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность.

В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Он не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно ... рабочих имитаций. Жесты "Жест есть не движение тела, а движение души". Он сообщает о желании человека ...

Перейдем к характеристике стихийных больших групп. Прежде чем перейти к характеристике различных типов сти­хийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления раз­личных больших организованных групп существуют не изолиро­ванно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возни­кает по поводу отдельных событий, явлений общественной жиз­ни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоя­тельств. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок, непосредственная форма его выражения могут послужить стимулом для создания стихийной группы и её массовых действий. С другой сто­роны, в подобных группах популярен такой источник информа­ции — различного рода слухи и сплетни. Образовавшийся таким образом сплав суж­дений и утверждений начинает функционировать в массе или тол­пе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, проис­ходит групповое стимулирование действий.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонару­шителя, недовольства действиями представителя власти или про­сто проходящего человека. Длительность ее существования опре­деляется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (отка­зались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, напри­мер к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоцио­нальный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы органи­зации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: тол­па легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обя­зательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она мо­жет оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные, слои населения достаточно сознательно соби­раются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обыч­но выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, предста­вители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, напри­мер, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради обшей и определенной цели, поэтому она более управляе­ма, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается мас­совым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Доста­точно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуп­равляемой.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат ...

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактив­ного процесса в этих группах.

1. Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже­ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель­ную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан­ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже­ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст­вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней­шем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на­блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во — вторых, потому, что в ситуации паники весь­ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

2. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии.

3. Подражание также относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис­тики больших социальных групп и массового стихийного поведе­ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга­низованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль­ной действительности. Социальные движения бывают различ­ного уровня: 1) широкие движения с глобальными целями, 2) локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соци­альной группой и 3) движения с сугубо прагматическими целями в очень огра­ниченном регионе. Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де­монстрирует несколько общих черт.

1. социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

2. всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: в обществе ли в целом, или в регионе, или в какой-либо группе.

3. в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

4. движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допусти­мо ли насилие как одно из средств.

5. всякое со­циальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

3. Малые группы

«Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». При таком понимай и малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе обществен­ных отношений, она выступает как субъект конкретного вида со­циальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения вы­ступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы. Были предложены различные решения этого вопроса. Доста­точно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при ис­следованиях объема оперативной памяти (оно означает количест­во предметов, одновременно удерживаемых в памяти).

Для соци­альной психологии оказалась заманчивой определенность, вноси­мая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7+2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находим са­мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо­метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Обилие малых групп в обществе пред­полагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима их классификация. В принципе допустимы самые различные основания для класси­фикации малых групп: 1) группы различаются по времени их суще­ствования: долговременные и кратковременные, 2) по степени тес­ноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных ос­нований классификации.

Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех клас­сификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп — непосредствен­ность контактов. Вторичные группы в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединив­шиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным фор­мальным группам. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практи­чески было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных.

Третья классификация разводит так называемые группы член­ства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие рефе­рентной группы было связано с «системой отсчета», которую ин­дивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом дру­гих лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия рефе­рентных групп, выделил две их функции: сравнительную и нор­мативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для норма­тивной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употреб­ление термина «референтная группа»: иногда как группа, проти­востоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа опре­деляется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбран­ных из состава реальной группы как особо значимых для индиви­да.

При изучении малой группы большое значение придается процессу становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конфор­мизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержа­ние и означает «приспособленчество». В литерату­ре чаще говорят не о конформизме, а о конформности или кон­формном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фикси­руется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид дей­ствительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформ­ность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. В исследованиях конформности обнаружилась еще одна воз­можная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это — позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивля­ется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне не­зависимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Можно сказать, что это специфический случай конформ­ности, так сказать, «конформность наизнанку». Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится ак­тивно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Поэ­тому позицией, противостоящей конформности, является не нега­тивизм, а самостоятельность, независимость.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Второй стороной проблемы формиро­вания малой группы является пробле­ма групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют различные подходы в объяснении групповой сплоченности. Так, в русле социометричес­кого направления сплоченность прямо связывалась с таким уров­нем развития межличностных отношений, когда в группе высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально спло­ченность определялась как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней».

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии. В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных терми­на и определены разли­чия в содержании этих понятий.

Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководи­теля:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию меж­личностных отношений в группе, в то время как руководитель осу­ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко­торой социальной организации;

2) лидерство можно констатиро­вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), Руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо на­значается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв­ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе­мым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль­шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко­водство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненны­ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) про­цесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня­щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос­ти;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, по­скольку он представляет малую группу в более широкой социаль­ной системе.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют тем не менее дело с однопорядковьм типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Одна из важных функций руководителя — это процесс принятия группового решения. Существует несколько тактик принятия группового решения. В психологии наиболее исследована роль групповой дискуссии, пред­шествующей принятию группового решения. В ходе экспериментальных исследований были выявлены две важные за­кономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть про­тивоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно яв­ляется логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми при­сутствующими, его значение возрастает.

Широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что является своеобразной формой групповой дискуссии. Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых ре­шений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осбормом, получила название «брейнсторминг» («мозговой штурм»).

Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача ко­торых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предло­жений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложе­ния могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантас­тическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель — получить как можно больший массив самых разнообразных предложений.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордо­ном, — это метод синектики, буквально — метод соединения раз­нородного. Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как ос­новная идея та же — выработать на первом этапе как можно боль­ше разнообразных, а в данном случае — и прямо противополож­ных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выде­ляются «синекторы» — своеобразные затравщики дискуссии. Дис­куссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Си­некторы — это люди, наиболее активно заявляющие свою пози­цию в группе. Экспериментально установлено, что их оптималь­ное число — 5—7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов — наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасыва­ются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. При применении метода синектики широко используется логи­ческий прием рассуждения по аналогии.

Все динамические процессы, происхо­дящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. В действительности же производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности. Дру­гой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе.

4. Личность в группе.

Один из главных фокусов анализа личности в психологии — ее взаимодействие с группой. И прежде всего, необходимо выявление того, через посредство каких групп осу­ществляется влияние общества наличность. Для этого важно изу­чение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые проходит путь ее развития. Это, прежде всего, проблема социализации. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Сущность социа­лизации заключается в том, что это двусторонний процесс, включаю­щий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. В отечественной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе­риода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус­ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про­должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стация социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжи­тельности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсион­ного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. В психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро­тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима­нию психологической сущности пожилого возраста.

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес­те с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль­ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Проблема установки была специальным предметом исследова­ния в школе Д.Н. Узнадзе. Определение установки, данное Д.Н. Уз­надзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, со­стоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребнос­тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д.Н. Уз­надзе более всего касается вопроса о реализации простейших фи­зиологических потребностей человека. Она трактуется как бессо­знательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социологии. В западной социальной психологии для обозначения социаль­ных установок используется термин «аттитюд», который в ли­тературе па русском языке переводится либо как «социальная ус­тановка», либо употребляется как калька с английского «аттитюд».

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направ­ляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания— аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией цен­ности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство осво­бождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разре­шению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определе­на трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной уста­новки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объ­екта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) пове­денческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Теперь социальная установка опреде­лялась как осознание, оценка, готовность действовать. Но многие проблемы, касающиеся аттитюда, так и остались не­решенными.

Две рассмотренные проблемы личнос­ти социализация и социальная установ­ка — раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Те­перь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализиро­вать реальное поведение личности в системе связей с другими людь­ми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе.

Каковы же именно социально – психологические качества личности? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, особенно при условии, что сами по себе личностные качества не имеют четкого наполнения. Исследователи объединяют социально-психологические свой­ства в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и ис­пользование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оцени­вания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответ­ственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социаль­ные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматичес­кому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

9