Особенности игровой деятельности дошкольников

Курсовая работа

Особенности игровой деятельности дошкольников

Введение

психологический дошкольник игровой обучение

Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.

Для дошкольников игра это не только основной вид деятельности, это естественная обучающая среда, это средство отработки социальных навыков, средство получения новых знаний, среда для формирования и развития межличностных отношений. Роль игры в дошкольном возрасте трудно переоценить, этот вопрос остается актуальным для психологов, педагогов, теоретиков и практиков современной науки.

Различные аспекты игровой деятельности дошкольников неоднократно рассматривались в психологических и педагогических научных трудах. Ей посвятили свои труды такие мэтры психологии, как Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский. Работы В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко также пронизаны глубоким пониманием важности игровой деятельности дошкольников для их дальнейшего развития. Современные теоретики и практики педагогической, возрастной психологии, педагогики, дидактики также значительное внимание уделяют игровой деятельности дошкольников. Однако проблема игры дошкольников в семье до сих пор остается малоизученной.

Бесспорно, что семья основной институт первоначального формирования и развития личности дошкольника, именно в ней зарождаются основы дальнейшего становления, развития, воспитания ребенка. Следовательно, важность семьи, ее влияние на различные стороны жизни дошкольника неоспорима.

6 стр., 2837 слов

выявление воздействия отдельных факторов на становление игровой деятельности старших дошкольников.

... развития игровой деятельности дошкольников; - выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста; - проследить влияние разных факторов на развитие игровой деятельности дошкольников. Психологи выделяют следующие факторы, влияющие на развитие игровой деятельности ... , по своему генезису, т. е. детская игра зарождается из условий жизни ребенка в среде. Здесь игра не ...

В связи с этим актуальной остается проблема изучения особенностей организации, протекания, регулирования игровой деятельности дошкольников в семье. Именно этот вопрос и стал центральным для данной курсовой работы.

Таким образом, цель нашего исследования изучение особенностей проявления детской игры в семье.

Объект исследования: игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: поведенческие и эмоциональные реакции дошкольников в игровой деятельности в семье.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

.Проанализировать теоретическую психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме игры дошкольников и вопросам организации, управления, реализации в условиях семьи;

.Выявить основные закономерности и особенности детской игры в семье;

.Изучить особенности игровой деятельности дошкольника в условиях семейного окружения;

Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация; наблюдение, сравнение, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Глава I. Психолого-педагогические основы проблемного обучения

.1 Психолого-педагогические особенности развития детей

2 стр., 606 слов

Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

... мышление Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи 1. Первая стадия (первые 6 ... . Система знаков, являющаяся средством человеческого общения, мыслительной деятельности, передачи накопленного культурно-исторического опыта, способом выражения самосознания ... процесс, благодаря которому человек планирует и реализовывает свою деятельности – это А) мышление Б) память В) ...

Старший дошкольный возраст (6-ти — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

21 стр., 10010 слов

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

... нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом. В своей работе мы хотели оценить уровень развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста, а ...

мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности;

регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность;

операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

речь ситуативной становится контекстной;

развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности.

Преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

В активный словарь детей данного периода развития входят 2500−3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.).

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется ... внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последователь­ность операций, условия их выполнения младшие дошкольни ...

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности. Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3−4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10−15 минут).

Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка. 2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого ... значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто ...

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий. Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5−6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций.

Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.

27 стр., 13118 слов

Игра — как вид деятельности у детей дошкольного возраста

... деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого – то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения. В игре ребенок не ... и сил ребенка. 6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. 7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется ...

Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

)агрессивные дети — неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении, направленных на сверстников;

) эмоционально расторможенные дети — на все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения;

) эмоционально заторможенные дети — замкнутые, робкие, ранимые, избегают общения. Такие дети переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве.

.2Формирование взаимоотношений у дошкольников

Проблеме взаимоотношений детей в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования, проведенные в Лаборатории нравственного воспитания Академии ПН СССР под руководством В.Г. Нечаевой. Отдельные вопросы взаимоотношений детей со сверстниками освещаются А.И.Аржановой, А.В.Булатовой, В.А.Горбачевой, Г. Н.Ибрагимовой и др.

Анализ результатов, проведенных исследователями, показал, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками. У них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются, как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я.Л.Коломинского, А.В.Артемовой и др., а также ряд исследований, выполненных под руководством А.В.Петровского.

Л.И.Пеньевская, Т.А.Маркова, В.Н.Залогина уделяли большое внимание вопросам формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. А.А.Анциферова, В. Котырло, Л.И. Дурандина и др. изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).

Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.

Богатые возможности для воспитания гуманного отношения к окружающим создает игровая деятельность дошкольников. В ней отражаются социальные отношения, которые эмоциально затрагивают ребенка.

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему — то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.

Большой вклад в развитие теории игры внесли С.Н.Новоселова, Р.С.Буре, Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская, В.П.Залогина, Н.Я.Михайленко, В.Я.Воронова и др.

Существует множество литературы и практических рекомендаций по руководству развитием игр разных видов — дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, театрализованных и др. Большое внимание педагогов в последнее время стало уделяться творческим играм детей, которые создаются самим детьми.

К творческим играм дошкольников относятся: сюжетно-ролевая, игра-драматизация, театрализованная игра, а также режиссерская игра. Однако, несмотря на огромный интерес ученых к творческим видам игр, режиссерская игра дошкольника изучена менее других. Как нам кажется, это объясняется, прежде всего, пристрастием дошкольной педагогики нашей страны в советский период к коллективным видам деятельности, а режиссерская игра — игра индивидуальная.

Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных семей имеет одного-двух детей. А это значит, что многие дошкольники просто не имеют возможности реализовать свою потребность в игре в условиях семьи в другом виде творческой игры.

Однако, как отмечалось выше, исследования по проблеме режиссерской игры малочисленны, методической литературы по использованию этого вида игр в воспитании детей ничтожно мало и, следовательно, знания родителей, их педагогическая просвещенность по использованию режиссерской игры в семейном воспитании очень низки.

В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребности быть полезным и добрым, готовности использовать для этого все свои способности. В условиях семейного воспитания наиболее значительными возможностями по формированию эмпатийных способностей как основы гуманного отношения обладает режиссерская игра. Однако, родители не имеют достаточных знаний о способах руководства ее развитием в условиях семьи.

Сотрудничество ДОО и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны — опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны — опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности — важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.

1.3 Игра и ее значение для развития личности ребенка

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры — общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность.

В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами — символами реальных предметов, явлений и действий.

В среднем дошкольном возрасте — ролевая игра, она преобладает вплоть до 6−7 лет. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме (в специально создаваемых игровых условиях) воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самое главное для ребенка — ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Возникшая на границе раннего и детского возраста ролевая игра получает свое дальнейшее развитие, достигает расцвета уже в дошкольные годы. Развитие игры проявляется, прежде всего, в изменении ее сюжета и содержания. Сюжет игры — это сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с бытовым сюжетом («дочки-матери» и т. п.), то у средних детей наряду с этим часты игры с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство», «больница», «летчики», «поликлиника», «детсад»).

У старших детей нередко возникают игры и с общественно-политическим сюжетом («космос», «война» и т. п.).

Меняется в дошкольный период и содержание детских игр — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Главное содержание ролевых игр в младшем детском возрасте заключается в максимально развернутом воспроизведении действий с предметами («трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду» и т. п.).

Сюжет и содержание игры воплощаются в ролях: их выполнение и является главным моментом творческой игры.

Как ни фантастичен на первый взгляд тот мир, в который вступает ребенок в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В играх действуют не менее жесткие, чем в действительности, законы и правила, которым ребенок охотно подчиняется. У каждой роли свои правила. Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из отношений в мире взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне

Главное, что ребенок получает в игре, — возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

В каждой игре есть правила. Постепенно они начинают выделяться дошкольником как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от его слитности с ролью или отношения к нему как к простому требованию взрослого — к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности:

формируется устойчивая структура мотивов;

зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»;

потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;

появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.);

возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения.

Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры — общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми Дети 6−7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре.

Глава II. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности

.1 Организации исследования

Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 3 г. Стерлитамак.

В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Были поставлены следующие задачи:

.Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.

.Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.

.Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.

.Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.

.Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.

План исследования:

.Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.

а) провести игру Секрет (выбор в действии);

б) отзывы детей о лидерах группы;

в) беседа с воспитателем о лидерах группы;

г) беседа с родителями о лидерах (их детях);

д) отзывы детей о детях отверженных;

е) беседа с воспитателем о детях отверженных;

ж) беседа с родителями о детях отверженных (их детях);

з) выводы по игре Секрет.

.Проводить коллективную деятельность (игру, труд и т. д.).

.Провести беседу о дружбе.

.Провести игру Секрет (словесную).

.В результате 1 и 2 эксперимента выделить микрогруппы и сплотить их в общей деятельности.

.Провести третью социометрию (выбор в действии).

Пронаблюдать за поведением детей во время игры Играй с кем хочешь.

.Провести несколько спортивных игр и эстафет с целью выяснения взаимодействия детей в группе во время соревнований, т. е. как относятся дети к победам и поражениям, к детям из-за которых проиграли или выиграли.

.Составить рекомендацию для воспитателей по воспитания дружеских взаимодействий детей дошкольного возраста.

В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.

.2 Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения с результатами исследования

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, сне необходимо было определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием.

Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Например, Цветы не лугу (рисование, аппликация и лепка).

А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти — самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо мои разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Детские взаимоотношения строились в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно — ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли, соблюдая все правила игры.

Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: назначение ведущего, поручаем по очереди провести игру.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная с взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применяться в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы.

Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других. Часто вспоминаю мысль В.А.Сухомлинского о том, что у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Эксперимент № 1

а) начало работы

В соответствии с темой курсовой работы был проведен социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским. Была проведена с детьми игра Секрет, в основу которой положена методика выбор в действии.

Методика проведения игры.

Перед началом игры каждому ребенку дается инструкция: Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня. Результаты заносились в заранее заготовленную матрицу. В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 выборов. Это Звезды группы, они в группе популярны. Предпочитаемый — член группы, получивший 4−6 выборов. Таких в группе 5 человек. Оттесненный — член группы, получивший 1−3 выбора. В группе их 12 человек. Отверженный — член группы, не получивший ни одного выбора. Таких — один человек. Взаимовыбора нет у 9 человек.

б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его

  1. Оксана В. о Жене С. С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать.
  2. Таня З. о Жене: Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно.
  3. Сережа Р. о Жене: Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть.
  4. Андрей М. о Жене: Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает.
  5. Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.
  6. Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: А кто же это — мы? девочка ответила: Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей.
  7. Таня К. Об Оксане сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.
  8. Максим Ш. об Оксане: Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка.

в) Беседа с воспитателем о лидерах группы

Оксана — послушная девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Женей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.

Женя — подвижный мальчик, веселый, на занятиях отвечает правильно. Очень любит занятия по изодеятельности, то есть любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Жени много друзей.

г) Беседа с родителями о лидерах (их детях)

Папа об Оксане. Послушная девочка, помогает маме, со своей сестрой дружат, так как в семье растут две девочки, а Оксана младшая, то она старается быть похожей на свою сестру Наташу. У них много друзей. Некоторые приходят к нам домой. Как-то я спросил у дочки, с кем она дружит в группе, а она ответила, что с мальчиком, Женей, а еще у меня друзья Таня, Оксана и Сережа. Мы все дружим, играем.

Мама об Оксане. Она с Наташей помогает мне по дому, моет посуду, подметает пол. У нее много друзей. Оксана любит сказки, часто просит рассказать или прочитать меня или сестру Наташу. Она много задает интересующих ее вопросов, очень любознательная, все хочет знать.

Папа о Жене. Он любит мастерить игрушки из бумаги, песка, кубиков и конструктора, а также рисует много разных рисунков. К нему приходят играть еще многие ребята. Играют дружно, не ссорятся. Женя сам не обманывает, не любит когда кто-то говорит неправду ему. Любит рассказывать интересные случаи, которые у них происходят во время игры.

д) Отзывы детей о детях отверженных

Была проведена беседа с несколькими детьми о Наташе М., которая не получила ни одного подарка. Некоторые отзывы были записаны.

Люда А. о Наташе. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки.

Света Ч.-Ж. о Наташе — мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Таней А. и Людой А. А Наташа щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.

Юра о Наташе — не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.

Оксана В. о Наташе — я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.

Женя С. о Наташе — а я не знаю как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.

е) Беседа с воспитателем

Беседуя, было выяснено, что Наташа, — замкнутая девочка, любит, чтоб все было так как она хочет. На занятиях не внимательна. Часто плачет сама и обижает других. Сама ябедничает, не любит, когда дети говорят, что так нельзя, плохо так делать. Наташа дразнится, имеет нехорошие привычки. Дети ее не любят.

ж) Беседа с родителями об отверженном

Беседуя с родителями, было выяснено, что Наташа одна в семье. Все ее прихоти родители выполняют беспрекословно, как только она скажет. Раньше она воспитывалась у бабушки, а теперь в детском саду. Бабушка позволяла все своей любимой внучке, а теперь родители.

з) Выводы по игре Секрет

После беседы с воспитателем, было выяснено, что дети, не получившие взаимовыбора — это те, которые совсем недавно начали посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны.

В общем группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры Секрет, во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью (игра, труд, …).

По результатам игры Секрет, можно вычислить коэффициент сплоченности данной группы по формуле:


Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо.

Воспитатель проводит большую работу по сплочению коллектива.

Эксперимент № 2

Продолжая эксперимент, была проведена игра Секрет, но уже совсем другая.

Для проведения этой игры были изготовлены фото часы. Поочередно у каждого спрашивала, с кем бы он хотел дружить, а с кем не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили.

В результате этой игры было выяснено, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей.

Вывод: в среднем и старшем дошкольном возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.

В результате проведения двух экспериментов можно выделить в группе микрогруппы детей и сплотила их в совместной деятельности, то есть в игре, труде и т. д.

Проводя третью социометрию, необходимо провести выбор в действии. Необходимо вести наблюдение за поведением детей во время игры Играй с кем хочешь. Выделившиеся ранее микрогруппы четко выделялись во время игры.

С целью выяснения взаимоотношений в группе во время совместной деятельности, было организовано и проведено несколько спортивных игр и эстафет. Таким образом, можно выяснить отношение детей к победе и поражению.

Очень интересно и увлекательно проходила беседа о дружбе и товариществе, которую проводили в конце работы.

Ребята открывали свои сердца настежь. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что можно с полной уверенностью сказать, что эта группа дружная.

2.3 Рекомендации по воспитанию детей

Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим — красивый, конфеты дает и т. д.

Пяти — семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив отверженного ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Вывод по глава 2.

Таким образом, по итогам проведенных методик было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную для данного возраста сформированность умения взаимодействовать в игре. Наблюдения за организацией игровой в деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали Таким образом, дети старшего дошкольного возраста фактически принимали правило игры и подчинялись ему. Сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях.

Заключение

В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему — то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.

Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны — опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны — опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности — важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ№ 3 г. Стерлитамак. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста).

Таким образом, можно сделать вывод, что цель достигнута, задачи выполнены, а гипотеза подтвердилась.

Воспитатель, выяснив отверженного ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Список использованной литературы

1. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М., Знание, 2006;

. Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 2007;

. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2005;

. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2005;

. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 2004;

. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2007;

. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 2004;

. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2006;

. Ремшмидт Х., «Подростковый и юношеский возраст"//Мир 2004;

. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2007;

. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2004. № 6;

. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. — М., 2003;

. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005;

. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. М., 2004;

. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 2009.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector