Материалы и оборудование для игровой деятельности

Общие основания подбора игрового материала

 

Игра как культурная форма деятельности ребенка передается ему двумя путями — через живые образцы деятельности (взрослого, старших детей) и через специфические предметы, в которых эти образцы как бы «свернуты», то есть через игровой материал.

Чтобы подбирать игровой материал для детской игры, воспитателю необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

Эти ориентиры или общие основания подбора игрового материала могут быть определены, исходя из закономерностей построения и изменения детской игры в онтогенезе, и представлены в виде тех или иных типов игрового материала. Конкретный подбор игрового материала под определенный тип может осуществляться в зависимости от условий и возможностей дошкольного образовательного учреждения.

В вопросах типизации и подбора игрового материала для разных возрастных групп детского сада мы будем исходить из представлений о становлении игры в онтогенезе, сложившихся в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.), представлений об условиях развития и активизации игровой деятельности дошкольников, развернутых в работах Н.Я. Михайленко, в наших совместных с нею исследованиях, и в исследованиях предметно-игровой среды, проведенных нами совместно с И.Л. Кирилловым.

Игра ребенка дошкольного возраста представлена в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами. Каждый из этих видов имеет свои закономерности становления в онтогенезе.

Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. По характеру включенности в нее, могут быть выделены разновидности сюжетной игры или ее культурные формы. Это собственно ролевая игра (ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация), режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями), игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертыва ется преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).

В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию — в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).

4 стр., 1599 слов

Игры со строительным материалом

... предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям, формирование простейших, но чётких и прочных умений. Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. ...

Игра с правилами также имеет свои культурные формы, определяемые по кругу задействованных в ней способностей: игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость), игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику), игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.

Игра с правилами во всей ее структурной полноте (обязательные для всех формализованные правила, ориентация на выигрыш с состязательными отношениями) складывается у дошкольника постепенно. Ребенок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем — представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет), и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнерами (в 5,5-7 лет).

Прохождению этих последовательных этапов способствуют своевременно включающиеся взрослым в детский арсенал культурные формы: сначала простые подвижные игры и результативные игры на ловкость, затем — игры на удачу (способствующие ориентации на выигрыш), и наконец, игры на умственную компетенцию.

Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включены в общую тенденцию психического развития ребенка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают все в большей мере зависеть от замысла (внутренней цели), который заставляет ребенка активно преобразовывать предметно-игровую среду «под замысел». В отношении игровой деятельности эта общая тенденция проявляется в том, что ребенок становится все менее зависим от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста, в принципе, любая вещь (вещи) может получить игровое значение -быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.

Исходя из этих общих представлений об игровой деятельности в дошкольном возрасте, мы обозначим типы игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами.

 

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

Значение продуктивной деятельности для развития ребенка-дошкольника

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение — самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п.

9 стр., 4106 слов

Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности ...

... экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. [2] Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. ... методической работы по развитию экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Цель исследования - изучение проблемы использования экспериментальной деятельности в ходе рассматривания методик ...

В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.

Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.

Для того чтобы облегчить педагогам решение этой сложной задачи, предлагаем им примерные варианты подбора материалов и оборудования.

В вопросах типизации и подбора материала и оборудования для продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.).

Кроме того, учитывались представления об условиях развития и активизации детей от 2 до 7 лет в продуктивных видах деятельности, описанных в работах отечественных и зарубежных ученых.

В данном разделе типы материала выделяются по двум ведущим видам продуктивной деятельности: изобразительной и конструированию и общего назначения.

Для изобразительной деятельности дается перечень материалов, используемых в рисовании,лепке и аппликации.

Для конструирования — по видам используемого материала (из строительного материала, из деталей конструкторов, из бумаги, природного и бросового материала).

 

Материалы и оборудование для двигательной активности

Значение двигательной активности для развития ребенка

6 стр., 2789 слов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО ...

... свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока. Недостаточный объем двигательной деятельности в дошкольном ...

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невоз­можно без правильно организованной и достаточной для детей до­школьного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность ребенка часто обусловлена предло­женным ему двигательным режимом, который состоит из организо­ванной и самостоятельной деятельности. При разработке рацио­нального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответст­вовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функцио­нальным возможностям детского организма. Поэтому педагог дол­жен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требова­ний к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно по­добранное физкультурное оборудование, которое является состав­ной частью общей предметно-игровой среды детского сада.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима

двигательной активности детей в условиях детского сада будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всесто­роннему развитию.

На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принад­лежит взрослым. Они создают условия для активизации двига­тельной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, ко­торые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Малыши тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодо­леть некоторое расстояние, с целью достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с разными предметами ребе­нок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепен­ное овладение разными видами движений способствует расшире­нию возможностей ребенка в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

Развитие двигательной сферы детей дошкольного возрас­та связано с выбором определенных способов их действий, тре­бующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами ис­пользуемых предметов.

Двигательная активность ребенка по достижению цели лю­бого действия, например, бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, езда на велосипеде, ходьба на лыжах определяется интеллекту­ально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений

детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препят­ствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполне­ния движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обо­гащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ...

В процессе выполнения разных видов упражнений с исполь­зованием пособий у детей формируются двигательные навыки (езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, прыжки на бату­те, через скакалку, лазанье по канату и т. д.).

Во время использования физкультурного оборудования мо­гут создаваться вариативные и усложненные условия для выпол­нения различных физических упражнений. Например, дети пре­одолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, со­вершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, вынос­ливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и на­ходчивость.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнасти­ческой палкой и т. д.) может оказывать огромное влияние на раз­витие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

Велосипеды, ролики, коньки стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажеры, мелкие предметы (колеч­ки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упраж­нения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и други­ми предметами.

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обуче­ния детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получа­ют знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цве­те, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями дви­жения в пространстве, с направлениями движений. Следует отме­тить положительную роль использования разнообразных физкуль­турных пособий в подвижных играх и упражнениях детей для вос­приятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Дети, про­являя свою двигательную активность, действуют в каком-то опре­деленном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Во время прогулок, на группо­вом участке, спортивной площадке, или в близлежащем лесу поле деятельности детей достаточно широко. Они много двигаются на игровых площадках, беговых дорожках, прыжковых зонах, на по­лосе препятствий, на мини-стадионе, на лыжне. Однако простран­ство для двигательной активности детей во время занятий по фи­зической культуре, проводимых в физкультурном зале более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений (групповых комнат, физкультурных и тренажерных залов, бассейнов).

В любом из перечисленных условий ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе и, в тоже время, он познает все это в процессе двигательной активности на основе ощуще­ния, осязания, зрительного восприятия и речи. В разных услови­ях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки.

14 стр., 6508 слов

Особенности обучения детей старшего возраста строевым упражнениям

... подготовки и физического воспитания; - характеристика урока как основной формы обучения детей строевым упражнениям. Для выполнения работы была использована методическая литература по начальной ... военно-патриотическое воспитание. Целью данной работы является определение особенностей обучения детей старшего возраста строевым упражнениям в системе образования. В процессе работы решались следующие ...

Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредством ак­тивных движений, выполняемых детьми с разными пособиями. Одни физические упражнения могут выполняться дошкольника­ми с мелкими физкультурными пособиями (резиновым ко­льцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом).

Другие уп­ражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукохо­де, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).

Во время участия детей в коллективных играх с элемента­ми спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, бас­кетбол, хоккей), а также в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) созда­ется особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определен­ным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соот­ветствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной самостоятельной двигательной активности де­тей. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для се­бя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в про­странстве среди различных предметов и регулировать свою двига­тельную активность.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигатель­ных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бе­режного обращения.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно — игровой сре­ды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональ­ная двигательная активность детей в многообразии условий пред­метной среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется задачами как физическо­го, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходи­мо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активно­сти в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность про­дуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для разви­тия произвольности движений детей, их самостоятельности и твор­ческих замыслов.

12 стр., 5684 слов

Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного ...

... атрофия, пролежни, пневмония и др. 1.2 Виды реабилитации Медицинская реабилитация · Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия). · Массаж. · ... эффективность, проводимых реабилитационных мероприятий в Детском реабилитационно-восстановительном центре для детей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Глава 1. Реабилитация ...

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования опре­деляется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного обору­дования должны быть соразмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у де­тей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования неж­ные пастельные тона.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных ком­плексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений

в основных видах движений), а также целенаправленное форми­рование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Большинство физкультурных пособий используется деть­ми в процессе выполнения физических упражнений и подвиж­ных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимна­стические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и ста­ционарные, изготовленные из разных материалов (дерева, ре­зины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обу­словлено спецификой построения и содержания разных видов за­нятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирую­щая гимнастика после дневного сна, занятие по физической куль­туре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультур­ные досуги и праздники).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится са­мостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые доста­точно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреж­дений», Москва, «Мозаика-Синтез», 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предла­гаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с воз­растными группами. Кроме того, для большинства предметов физ-

культурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.

Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на раз­мещение оборудования по месту его использования (для опреде­ленных условий).

9 стр., 4488 слов

Глава 2. Сущность и классификация физических упражнений………………

... неотъемлемой частью жизни каждого человека. Глава 1. Содержание физических упражнений. Важная роль физических упражнений Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, ... реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями. Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и ...

Предлагаем примерный перечень физкультурно­го оборудования для групповых комнат и физкультурного зала.