Организация досуга молодежи из неблагополучных семей, семей группы риска, конфликтных семей на основе психологических особенностей личности

Курсовая работа

по дисциплине «Социология молодежи»

Тема:

Организация досуга молодежи из неблагополучных семей, семей группы риска, конфликтных семей на основе психологических особенностей личности

Прокопьевск — 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Исследования психологических и культурно-социальных отличий неблагополучных подростков от других социальных категорий

1.1 Общие данные о проблематике. Девиантное поведение с точки зрения классического психоанализа. Зарубежный опыт исследования проблемы

1.2 Отечественный опыт исследования проблемы

Глава 2. Досуг молодежи из неблагополучных семей, семей группы риска, конфликтных семей на примере молодежи г. Прокопьевска

2.1 Теоретическое обоснование необходимости проведения исследования

2.2 Анализ результатов анкетирования

Заключение

Литература, источники

Приложения

Введение

Актуальность: В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека.

Огромную роль в становлении личности играет досуг. Также в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране, которая подтверждается скачками инфляции и внешней политической ситуацией, и спецификой народного менталитета, молодежь находится на данный момент в подвешенном состоянии намного больше, чем было всегда. В частности в нашем городе закрытие шахт и последующая безработица не может не влиять на досуг молодежи.

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

18 стр., 8845 слов

Влияние семьи на формирование личности ребенка 3

... исследования: личность младшего школьника в семье. Предмет: процесс формирования личности в семье. Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности ... родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред ... принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен ...

Неблагополучная семья — В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья».

Семья, в которой проявляются дефекты воспитания, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод — т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)

Таким образом, неблагополучная семья — это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Следовательно, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Современные формы досуга молодежи

Существуют два вида досуга: организованный и неорганизованный.

1. Организованный — кружки и секции, либо мероприятия, на которых ребенок находится под присмотром взрослого, который и занимается досугом воспитанника.

2. Неорганизованный досуг — это все то, чем может занять себя подросток сам. Возникает такая форма досуга, как правило, стихийно. Молодой человек ищет общения, новых возможностей для того чтобы попробовать что-то новое и интересное для него. Так и появляются неформальные группировки, разбитые по интересам.

12 стр., 5704 слов

Организация в культурно-досуговой деятельности молодых семей как направление современной работы с молодежью

... семьи, работы с молодыми семьями; 4) разработать условия организации социально-культурной деятельности на основе внедрения педагогической модели развития семейного досуга. Методы исследования ... , нравственные и эстетические нормы поведения приоритета общечеловеческих интересов общественно-государственного ... - формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство; - ...

Какому виду досуга молодежь отдает предпочтения? Чаще всего, это проведение свободного времени дома, перед телевизором или компьютером. Во-первых, не накладно, в материальном плане. А во-вторых, интернет дает детям возможность общаться и узнавать все то, что их интересует.

Если же это времяпровождение с друзьями, учитывая специфику изучаемой группы, это — алкоголь, сигареты и нарушение общественного порядка.

Степень исследованности

Теоретическая основа: теоретической базой для данной работы послужили «Пособие по проблемам неблагополучных семей» исследовательского центра Сандж, работы Терентьевой и Кайдогорова по социологии. Имеют значение также работы Тойчей, З. Фрейда и К. Юнга по психологии. [1]

Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые, как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г. А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г. П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г. Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Цель данной работы:

Выяснить все особенности выбранного направления времяпровождения и определить его роль в психологическом и культурном формировании личности, учитывая особую окружающую социальную среду.

Задачи:

— определить сущность и функции досуга молодежи, опираясь на социологические и психологические исследования в России и за рубежом.

12 стр., 5708 слов

30. Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

... Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона ... человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером. Биологической ... первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и ...

— на основе проведенного исследования сделать вывод о психологическом и культурном состоянии определенной категории молодежи.

— предложить методы решения проблемы.

Объект исследования: молодые люди из неблагополучных семей. Особенности их досуга и психологии воспитания, напрямую влияющей на их времяпровождение и дальнейшее культурное развитие.

Предмет исследования: способы организации досуга социально-уязвимой категории молодежи в г. Прокопьевске. Варианты свободного времяпрепровождения, выбранные молодыми людьми самостоятельно. Психологическое влияние окружения на личность.

Методы исследования: интервью, анкетирование (механическая выборка), индуктивные и дедуктивные методы, наблюдение, сравнение, анализ.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть применены для работы с подростками, состоящими на учете в ПДН, либо использованы в работе педагогов-воспитателей ССУЗов.

Надежность и достоверность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивались применением методик, адекватных цели и объекту исследования, использованием методологического аппарата психологической науки, качественным и количественным анализом эмпирического материала, методов математической статистки.

Гипотеза: Основой данной работы является утверждение о том, что воспитание и окружение оказывают основополагающее действие на формирующуюся личность подростка. Социальная среда и окружающая подростка обстановка влияют на формирование его личности, культурное развитие и его способности к социальной адаптации.

Глава 1. Исследования психологических и культурно-социальных отличий неблагополучных подростков от других социальных категорий

1.1 Общие данные о проблематике. Девиантное поведение с точки зрения классического психоанализа. Зарубежный опыт исследования проблемы

Что является основой государства? Основа государства — это социум. Молодежь — его движущий ресурс. Следовательно, проблемы молодежи — одни из самых актуальных и важных проблем.

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

Системный подход в исследованиях личности. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на ... их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы – общества. Личностные свойства конкретизируют социальность индивида, его социальное поведение (Ломов ...

Одной из наиболее острых социальных проблем современной России с ее экономическими и политическими катаклизмами является проблема детской беспризорности. Эта проблема в последние годы приобрела особую важность, поскольку даже по обобщенным данным количество беспризорных детей в нашем государстве определяется цифрой: от 1 до 4 млн. человек, что составляет 2,9% до 14,7% от всех несовершеннолетних. [2]

Однако, если беспризорность, как социальное явление, в последнее время стала привлекать все большее внимание политиков, ученых, юристов и широкой общественности, то другая, не менее острая и сложная социальная проблема пока еще на стала предметом должного внимания. Это — проблема социальной адаптации детей из неблагополучных семей, их занятость и досуг.

Не секрет, что подавляющая часть молодежи в период взросления и становления личности оказывается в очень трудной жизненной ситуации. Большая часть из них не является сиротами в полном смысле слова, поскольку имеют родителей, но либо эти родители были лишены родительских прав, либо семья, в которой рос ребенок, является неблагополучной.

Неблагополучными семьями являются, как правило, семьи, где сложились неблагоприятные обстоятельства жизни. Обычно в таких семьях складывается и неверный подход к воспитанию детей из-за потери родителями материнского и отцовского инстинктов, отсутствия средств к существованию, а подчас и полной деградации личности отца и матери под влиянием алкоголя и наркотиков.

Подростковый возраст — это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, часто связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение — трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь, если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

23 стр., 11045 слов

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ И НЕАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Ребенок — отец человека. 3. Фрейд ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ... того, что дети обладают способностью наблюдать собственное поведение, поведение других детей и взрослых, осознавать ... Фрейда пошли путем изучения отдель­ных сторон личности, делая акценты либо на межличностных аспектах фор­мирования личности (взаимоотношения между Эго и Суперэго ...

Причины, обуславливающие высокую степень вероятности проявления девиантного и делинквентного поведения:

· Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т. д.;

· Морально-этический фактор девиантного поведения выражаетсяв низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

· Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относитсяк девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этимнеудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются следующие варианты социальной дезадаптации:

· Дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт;

· Асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе — нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация, десоциализация.

3 стр., 1036 слов

Социализация личности ребенка через трудовую деятельность

... и т.п. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, ... жизнеобеспечивающую функцию. Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию ролевых качеств, формированию умения прилагать усилия для ... -третьих, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это ...

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

Основным отличием «трудных» подростков от остальных сверстников является, собственно, их поведение, не являющееся нормой для общества, в котором находится подросток.

Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности — совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность — поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

· Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;

· Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

· Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).

Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение — результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Таким образом, отклоняющееся поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани)

Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель (т.е. получение удовлетворения); объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив.

Личность состоит из трех основных компонентов: ид, эго и суперэго. Ид — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов. Будучи иррациональным и бессознательным, ид подчиняется принципу удовольствия. Инстанция эго следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Суперэго, развиваясь на основе эго, выполняет функцию нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Поскольку требования к эго со стороны ид, суперэго и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью защитных механизмов. Таким образом, нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного.

Фрейд выделял два основных вида влечений, два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос).

Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Фрейд также предположил, что либидо — энергия, присущая влечению к жизни — ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.

Также, согласно теории психоанализа, взаимоотношения и поведение людей складываются под значительным влиянием опыта ранних детских лет. Самые первые взаимоотношения, возникающие внутри семьи, являются определяющими характер последующих взаимоотношений и поведения ребенка в социуме. Отношения и проблемы, возникающие в подростковом периоде, в молодости и зрелости являются переработкой неразрешенных проблем детства.

Так, причинами формирования отклоняющегося поведения, согласно ортодоксальному психоанализу, могут быть: конфликт между бессознательными влечениями и ограничениями, исходящими от эго и суперэго; дисбаланс во взаимодействии либидо и танатоса (чрезмерное подавление либидо); неадекватно сформированные механизмы защиты, а также негативный опыт ранних детских лет. [3]

В исследованиях Анны Фрейд одним из главных предметов изучения является та инстанция психики, которая отвечает за переработку конфликтов (Эго).

В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения 3. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию эго личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: ид, эго и суперэго. Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности).

Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в ортодоксальном психоанализе, последовательностью либидозных фаз. Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности).

Анализируя развитие суперэго, А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Суперэго взрослого индивида является представителем моральных требований общества, в котором живет человек. Таким образом, требование, которое имело первоначальный характер и исходило от родителей, становится лишь в ходе прогресса (от объектной любви к родителям до отождествления с ними) эго-идеалом, независимым от внешнего мира и его прототипов. Каждое нарушение привязанности ребенка к родителям имеет опасные последствия для моральной сферы и структуры личности ребенка. Если ребенок теряет своих родителей, или если они в силу некоторых причин теряют для него ценность как объекты, то он подвергается вместе с тем и опасности потерять или обесценить свое частично уже созданное суперэго. Из-за этого он не может уже противопоставить своим влечениям, требующим удовлетворения, активных внутренних сил. Таким образом, А. Фрейд объясняет возникновение некоторых асоциальных типов и психопатических личностей.

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. С точки зрения А. Фрейд, важным является не только уровень развития, достигнутый по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Дисгармония линий развития становится патогенетическим фактором только в том случае, если личность чрезмерно разбалансирована. Вытекающие отсюда нарушения поведения весьма тревожны, особенно в таких областях, как действия из сексуальных и агрессивных побуждений, избыточные фантазии, тонкие рационализации делинквентных установок и недостаток контроля над анальными и уретральными тенденциями.

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти — толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация — это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реактивные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция) и т. д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречия лежат глубже — они между желаниями индивида и его положением в обществе, поэтому невозможно гладкое протекание процесса социализации. Организация защитного процесса — это важная и необходимая составная часть развития «Я». [4]

Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации — таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции суперэго. Формирование эффективного суперэго означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем. Однако эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем. [5]

Другой представитель Эго-психологии — Э. Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий роста, из которых первые четыре соответствуют классическим фазам становления детской сексуальности по Фрейду. Однако, в отличие от ортодоксального психоанализа, флуктуации либидо играют здесь второстепенную роль.

Определяющим фактором развития индивида, наряду с его психосоматическими задатками, выступает общение со «значимыми другими», круг которых, расширяясь по мере взросления ребенка, направляет формирование его личности в социально заданное русло. Положив в основу своей психологической концепции биологический принцип эпигенеза, Эриксон описывает становление личности как поэтапное преодоление нормативных психосоциальных кризисов. Разрешение каждого из них означает приобретение одной из двух противоположных базовых личностных характеристик: доверия-недоверия к миру, свободного волеизъявления-безынициативности, работоспособности-стагнации и т. д., с последующим переосмыслением общей жизненной перспективы. Интериоризация социально одобренных качеств способствует формированию психосоциального тождества личности (ее идентичности) как основы психического здоровья и признака успешной социальной адаптации.

Под идентичностью Э. Эриксон понимает чувство реальности самости человека внутри социальной реальности, возникающее в результате двуединого процесса рефлексии и наблюдения; это -- ощущение самотождественности «Я» в момент восприятия им окружающего мира, представление о своей непрерывности во времени и пространстве (психологический аспект), а также чувство включенности этого Я в некоторую человеческую общность, тождественность собственного образа мира с присущими этой общности системой ценностей и типом мировосприятия (социальный аспект).

Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. [6]

О подростковом возрасте Эриксон говорит: «Опасность этой стадии заключается в смешении ролей. Там, где в его основе лежит сильное предшествующее сомнение в собственной половой идентичности, не редки делинквентные и психотические эпизоды… …Интеграция, теперь уже имеющая место в форме эго-идентичности, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Она представляет собой накопленный опыт способности эго интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, развившимися из задатков, и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями». Подростки, проходя кризис идентичности, могут ощущать свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда бросаются в сторону «негативной» идентичности — противоположную той, которую настойчиво предлагают им родители. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые видыдевиантного поведения. [7]

Таким образом, и Анна Фрейд и Эрик Эриксон рассматривают детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, расставляя при этом разные акценты: А. Фрейд — на переходе от главенствующего принципа удовольствия к принципу реальности и формировании суперэго, Э. Эриксон — на интериоризации социально одобряемых качеств посредством общения со значимыми другими.

Исходя из работ А. Фрейд, можно говорить о следующих причинах возникновения нарушений поведения в подростковом возрасте: дисгармоничность между линиями развития; несоответствия между стремлением к удовольствию и учетом реальности (что определяется состоянием эго, которое должно развиться до определенных пределов, только по достижению которых возможно дальнейшее развитие); неадекватная организация защитных процессов; потеря либо разочарование в авторитетном лице, которое интериоризируется в суперэго и, как следствие, ослабление функции суперэго. Все эти факторы, так или иначе, зависят от позиции родителей, от отношения между матерью и ребенком в частности.

Опираясь на теорию Э. Эриксона, неудачное прохождение первых четырех стадий развития (одной либо нескольких из них) можно рассматривать как причину отклоняющегося поведения подростка. Но и тут успешность или не успешность прохождения стадий в большей мере зависит от родителей, их позиции и поведения по отношению к ребенку. Так на этапе, когда главной задачей является разрешение конфликта «базисное доверие против базисного недоверия», очень важен материнский уход за ребенком, причем степень доверия зависит не от количества пищи или проявленной любви, а от качества материнских отношений с ребенком. На стадии «автономия против стыда и сомнения» важно развитие самостоятельности, на следующей стадии «инициатива против чувства вины» — предоставление ребенку инициативы в выборе деятельности, на стадии «трудолюбие против чувства неполноценности» — поощрение в любой деятельности. Пятая стадия — «идентичность против смешения ролей» соответствует пубертатному периоду, и уже на ней влияние родителей — косвенное. Однако шансы на успешную идентификацию значительно увеличиваются, если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость.

В теории Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств формирует определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями, которые препятствуют психологическому росту личности, являются органическая неполноценность, избалованность или отверженность. Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе. Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что те дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверх компенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени. Избалованные или «испорченные» дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие делали всё за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они могут начать выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них обычно чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют. Отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребёнка. Нежеланный или отвергнутый ребёнок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти чувства. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих. Они могут, выросши, стать холодными и жестокими.

Когда чувство неполноценности преобладает, или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству, поскольку им не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. Накопление успеха, престижа и похвал становится более важным, чем конкретные достижения. Такие индивидуумы не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведёт их к чувству поражения. «Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе».

Адлер говорил о детях, которые начинали воровать из чувства превосходства. Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь не пойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.

Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или логикой, когда убийца думает о себе как о герое -- это его субъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни. Следовательно, девиантное поведение, по Адлеру -- это результат комплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности.

Адлер в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие агрессивного стимула в качестве всеобщего инстинкта. Отсюда все примитивные влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому главному (агрессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической энергии, служащей для компенсаторного преодоления (агрессивным путем) органических недостатков, свойственных тому или иному индивиду; «…неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса». В случае одномоментного проявления, сексуального, и агрессивного инстинктов последний, по мнению Адлера, всегда доминирует. В последующем Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт есть способ преодоления (препятствий, преград на пути к цели, витальным потребностям) и, следовательно, адаптации.

Подход Адлера построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, таких как: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

В парадигме глубинной психологии развитие личности, а также отклонения в процессе развития, влекущие за собой в том числе и нарушения поведения в подростковом возрасте, рассматриваются в основном сквозь призму детско-родительских отношений. Основную роль в формировании личности ребенка, его установок, моделей поведения, играют факторы эмоционального взаимоотношения между родителями и растущим ребенком.

Так, представители глубинной психологии (Эриксон, Адлер), отводящие основную роль в развитии ребенка социальному аспекту, тем не менее, говорили об огромном влиянии на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. По Эриксону, если ребенок на ранних стадиях своего развития не получает необходимой материнской заботы, если подавляется его стремление к самостоятельности и инициативе, отсутствует поощрение со стороны родителей — это может привести к смешению ролей в подростковом возрасте и, соответственно, нарушению поведения. А. Адлер считал, что помимо органической неполноценности, возникновение комплекса неполноценности детерминирует также избалованность или отверженность ребенка родителями. Это приводит к возникновению стремления к личному превосходству, нарушается развитие социального интереса, и поведение ребенка может стать неадекватным социальным устоям и нормам.

Такие факторы, как конфликт между бессознательными влечениями и ограничениями со стороны эго и суперэго, неадекватно сформированные защитные механизмы, несоответствие между стремлением к удовольствию и учетом реальности, рассматриваемые психоаналитическими теориями как причины возникновения отклонений в поведении, также напрямую зависят от позиции родителей, стиля их отношений.

Более подробно аспект влияния детско-родительского взаимодействия на дальнейшую жизнь ребенка рассматривает теория объектных отношений. Основной причиной формирования отклоняющегося поведения, согласно этой теории, является дефицит эмоционального контакта с матерью, чрезмерная фрустрация потребностей младенца, отсутствие холдинга, первичной поддержки матери, ее тревожность, неадекватность. Наличие таких отклонений обусловлено психологическими характеристиками матери, ее бессознательным содержанием, установками.

Таким образом, влияние социума на формирование личности ребенка и моделей его поведение неоспоримо, однако на самых ранних стадиях развития оно опосредованно родительской позицией, стилем воспитания. Культурно-исторический опыт и социальные нормы и устои преподносятся ребенку через призму отношений с родителями, родительских установок, на которые влияют также переживаемые родителями конфликты, бессознательные процессы, сфера их супружеского взаимодействия.

Подводя итоги анализа концепции А. Адлера, отметим еще раз, что основная движущая сила поведения — стремление к превосходству. Наличие комплекса неполноценности приводит к стремлению к личному превосходству, когда нарушается развитие социального интереса и поведение человека может стать неадекватным социальным устоям и нормам. Комплекс неполноценности развивается из чувства неполноценности в случае неспособности ребенка к компенсации. Адлер выделял три ситуации, способствующие развитию комплекса неполноценности: органическая неполноценность, избалованность, отверженность. А. Адлер считал, что человеческое поведение развивается и формируется в социальном окружении, определяется жизненными целями и сценариями личности, которые бессознательно выбираются в соответствии с ранними стадиями развития ребенка. На возникновение комплекса неполноценности и на формирование жизненных планов и сценариев, по Адлеру, влияют отношения с родителями, эмоциональный контакт с ними, степень эмоциональной поддержки или депривации, порядок рождения ребенка в семье. Следовательно, можно также говорить о том, что отсутствие или негативная окраска этих факторов предопределяют возникновение и развитие неадекватного, отклоняющегося поведения. [8]

Значительный вклад в проблему раннего генезиса объектных отношений внес Д.В. Винникотт. Вместо оценки влияния «хорошего» и «плохого» грудного вскармливания он использует понятие «холдинг» -- материнская забота и поддержка. Холдинг -- важнейший фактор психического развития и становления отношений в раннем детстве. Именно забота и преданность матери, чутко реагирующей на все нужды ребенка, хорошо понимающей его желания и страхи, является, по Винникотту, ведущим фактором развития отношений. В отношениях холдинга складывается первое ощущение собственного «Я». [9]

Так, к условиям для оптимального установления объектных отношений и развития личности описанным М. Кляйн, Д. В. Винникотт добавил такие как: холдинг — материнская забота и внимание; первичная поддержка матери; адекватная позиция матери — не тревожная, спокойная, заботливая.

Итак, большинство психоаналитиков, ориентированных на теорию объектных отношений, так или иначе, исходят из предположения о том, что все разнообразие отношений и способов поведения взрослого человека в значительной степени обусловлено опытом ранних отношений ребенка с матерью.

Также на основе данных психологических и психосоциальных теорий можно сделать вывод о том, что поведение подростка, а затем и молодого человека напрямую связано с такими факторами, как: материальный достаток семьи, отношение родителей к ребенку, воспитание, уровень образования в семье, окружение, влияние сверстников и, как следствие, способ проведения досуга.

1.2 Отечественный опыт исследования проблемы

культурный досуг психологический неблагополучный подросток

Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь.

Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.

Так, Л.С. Выготский считает, что специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. «Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как деятельность будет построена и осуществлена, зависит развитие ребенка. Процесс развития — это самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности.

Следовательно, характер воспитания и поведения человека рассматриваются Л.С. Выготским в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности и, соответственно, всецело определяется той общественной средой, в которой ребенок растет и развивается. Таким образом, с этой позиции феномен девиантного поведения рассматривается, как результат влияния социальной среды. Именно в ней формируется фон поведенческого отклонения, играющий, как правило, активную роль. [10]

Рассматривая девиации психосоциального развития подростков в рамках теории деятельности, опираясь на работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, можно отметить следующее. Ведущая деятельность в пубертатном периоде имеет такие компоненты, как интимно-личностное общение с другими и учебно-профессиональная деятельность. Следовательно, выделяют три ключевых вида «деятельностных деформаций», которые являются базовыми основаниями отклоняющегося поведения подростков.

Во-первых, это ситуация, когда ведущая в младшем школьном возрасте учебная деятельность в своей традиционной форме остается и в отрочестве. Последствиями могут стать подмена учебной деятельностью деятельности учебно-профессиональной, а также невозможность включения подростка в полноценное интимно-личностное общение с взрослыми и особенно со сверстниками. В этом случае социальная функция отрочества как стадии интеграции детства и адаптационной ступени зрелости не реализуется.

Во-вторых, это ситуация, когда подросток на предшествующих этапах развития не отработал в необходимой мере «игровой период», игра теперь выходит на первый план и становится ведущей деятельностью в отрочестве. Фиксация подростка на игровой деятельности не только мешает становлению его интимно-личностного общения со сверстниками и взрослыми, но и предопределяет как бы «тупиковое» развитие учебной деятельности, неспособной превратиться в деятельность учебно-профессиональную.

В-третьих, это ситуация, когда ведущая многоплановая развернутая деятельность оказывается деформированной в связи со сложившимся по тем или иным причинам дисбалансом интимно-личностной и учебно-профессиональной ее сторон.

Следовательно, согласно теории деятельности, отклоняющееся поведение может являться следствием деформации, нарушения «деятельностной линии» онтогенеза. [11]

По определению И.С. Кона девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. [12]

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, и антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились или не окрепли.

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны и образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, считает И.С. Кон, хоть и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).

Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, являются локус контроля и уровень самоуважения. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит ребенка перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Соответственно, желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них — растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится все более антинормативными. Так образуется замкнутый круг.

Так, по мнению И.С. Кона, на формирование девиантного поведения подростков могут оказывать влияние социальные факторы, перестройка Я-концепции, патологии психического здоровья, а также индивидуально-личностные факторы.

А.В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство, где адаптация личности выражается в овладении нормами социальной жизни; отрочество — период индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. В процессе социализации человек примеряет на себя различные роли. Это положение позволяет размышлять о поиске игрового содержания, которое позволило бы ребенку апробировать различные роли. Ролевое поведение помогает или закрыть каналы личной информации, которые он не хочет проявить перед обществом, или внедриться глубоко в деятельность и сознание, что превращается в его «Я».

Разрыв между потребностью и способностью «быть личностью» может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания — от подвига до правонарушения.

Отсюда можно сделать вывод, что формирование адекватного поведения подростка, по А.В. Петровскому, зависит от его «способности быть личностью», что в свою очередь определяется той средой, в которой происходит развитие ребенка посредством общения, предметной и игровой деятельности, ориентации на значимых людей. [13]

Идентификация и обособление — это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность — самостоятельность, сопереживание — зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности и закрепляется определенная модель поведения. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален.

Нарушения поведения возможны также при аномалиях темперамента и характера, т. е. при психопатиях и акцентуациях. Однако, наличие психопатий и акцентуаций характера не всегда однозначно являются определяющими факторами в развитии девиантного поведения. [14]

Так, при гипертимной акцентуации характера — наиболее распространенной среди подростков — выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с слабоволием, подверженностью страхам, поверхностностью контактов. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующими развитию отношений.

Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты характера.

Поскольку безусловным является то, что ребенок развивается, становится личностью и приобретает определенные модели поведения в социальной среде, окружающей его, высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние и лишь постепенно становятся внутренними. Так, «через других мы становимся сами собой». Однако, чтобы какие-либо свойства приобрели самостоятельный характер, их необходимо оснастить специальными средствами, которые ребенок первоначально должен усвоить в сотрудничестве с взрослыми. Первыми взрослыми, с которыми взаимодействует ребенок, являются родители. Сам факт влияния поведения родителей на формирование поведения ребенка очевиден, поскольку родители практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат моделями для подражания, могут поощрять или наказывать. Подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого и одобренного в его социальном окружении. Через механизм идентификации, по мнению В.С. Мухиной, осуществляется присвоение из социума всех достижений человечества: высших психических функций, ценностных ориентаций, конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Но для того, чтобы ребенок стал индивидуальностью, родители организуют ситуации, которые учат его необходимому для его развития обособлению, которое позволяет присваивать внешнее через внутреннее, а также индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Таким образом, механизмами, регулирующими поведение человека, в частности подростка, являются идентификация и обособление, первоначально овладение этими механизмами происходит при взаимодействии ребенка с родителями.

Обобщая вышеизложенные концепции, можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимость социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. По Л.С. Выготскому, поведение определяется воспитанием, а воспитание, в свою очередь, той общественной средой, в которой формируется личность. А.В. Петровский также считает, что на адекватность поведения влияет среда, окружающая ребенка в процессе его развития, отмечая при этом, что именно в социуме формируется способность или неспособность индивида «быть личностью», что зависит от уровня и качества представленности общественных отношений в индивиде. В.С. Мухина не отрицая, что личность и способы ее поведения формируется при участии и под воздействием социума, подчеркивает значимость роли матери в этом процессе, аргументируя это тем, что именно отношения с матерью является первым объектом идентификации ребенка, и именно мать учит ребенка обособлению. И.С. Кон более широко рассматривает проблему девиантного поведения, считая, что помимо социальных факторов на его возникновение влияют также возможные психические отклонения, нестабильность Я-концепции, а также индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.

Таким образом, в равной степени влиять на поведение подростков могут и материальная нестабильность, и психологические отклонения, и семейное неблагополучие, и окружающая среда. А формы проведения досуга напрямую связаны с манерой поведения.

Вышеперечисленные психосоциальные теории необходимы для подробного описания различных точек зрения на проблему «трудных» подростков. Только имея представление о предпосылках их действий, возможно анализировать сами действия.

Следовательно, в данной работе необходимо на основе теоретической базы, приведенной выше, провести практическое исследование среди молодежи города Прокопьевска и сделать выводы с помощью анализа данных анкетирования.

Глава 2. Досуг молодежи из неблагополучных семей, семей группы риска, конфликтных семей на примере молодежи г. Прокопьевска

2.1 Теоретическое обоснование необходимости проведения исследования

Исходя из интернет-статистики, многие подростки употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного.[15] Причины, по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки, самые разные: начиная от семейных (неблагополучные семьи, злоупотребление алкоголем кем-то из родителей) и заканчивая личными психическими изменениями. Хотелось бы рассмотреть причину, непосредственно касающуюся времяпровождения подростков. А именно то, что многие подростки начинают употреблять спиртные напитки и наркотические средства в компаниях. Поскольку в подростковом возрасте на какое-то время главным смыслообразующим отношением становится отношение «Я и группа».

Существенным, а со временем и главным системообразующим моментом в этих отношениях очень часто становится групповая выпивка, регулярное злоупотребление алкоголем, которое становится не только особой, асоциальной по своей направленности деятельностью, не только ведет к оторванному от реальности иллюзорно-компенсаторному удовлетворению потребностей, не только подавляет и перестраивает иерархию мотивов, но и является опаснейшим ядом для детского организма, его нервной системы, головного мозга. А это, в свою очередь, ведет к явлениям абстинентного синдрома, компульсивного влечения, токсической энцефалопатии. Не случайно поэтому, что по мере перерастания злоупотребления в болезнь и, особенно во время быстрого, «лавинообразного» врастания симптомов болезни группо-центрический уровень развития смысловой сферы, даже с его извращенным содержанием, становится слишком высоким для больных и происходит «сползание» на эгоцентрический уровень. Группа, «своя» компания как таковая остается, но она перестает быть смысловым центром, целью, становясь все более лишь средством для удовлетворения взрастающей потребности. Поэтому, в частности, больные перестают держаться только «своих ребят» и их интересов и начинают легко сходиться с любым злоупотребляющим, с любой, даже на короткое время возникшей, компанией пьющих людей. Почему же объединяющим фактором является именно алкоголь или (что реже) табакокурение и употребление наркотических веществ?

Приведенные соображения позволяют по-новому подойти к одному из самых распространенных и в то же время одному из самых туманных в психиатрии определений процесса деградации, а именно определению его как «снижения», «уплощения» личности. Интуитивно термины «снижение», «уплощение», как и многие другие термины клинического описания, кажутся понятными, правда, лишь при условии соотнесения их с конкретными образами больных. Однако их содержание, равно как и содержание большинства других подобных терминов, остается в психиатрии очень неопределенным. Предложенный подход позволяет рассматривать «снижение» как термин, относимый к смысловой, нравственно-ценностной плоскости развития личности.

Итак, в ходе болезни происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих. Это в свою очередь неизбежно приводит к появлению и закреплению в структуре личности определенных установок, способов восприятия действительности, смысловых смещений, клише, которые начинают определять все, в том числе и «неалкогольные» аспекты поведения подростков, порождать их специфические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе и окружающим. Точно так же действуют и наркотические препараты. В этом исследовании интересното, как социальная среда и окружающая подростка обстановка влияют на его склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотическими препаратами, и как это сказывается на формировании его личности и его способности к социальной адаптации. Также задачей курсовой работы является анализ и обобщение информации с помощью метода интервью и анкетирования и практическое ее использование. Интерес для исследования представляют методы воспитания молодежи, напрямую влияющие на их досуг и дальнейшее культурное развитие.

В городе Прокопьевске на данный момент, учитывая закрытие шахт и ВУЗов, а соответственно, сокращение возможностей получить высшее образование и трудоустроиться, поток абитуриентов ССУЗов возрос. Следует учитывать, что, в отличие от ВУЗов, в некоторых случаях среди обучающихся на СПО уже есть состоящие на учете в ПДН. И данный факт, учитывая межличностное взаимодействие между учащимися, немаловажен.

В связи с тем, что исследование направлено на изучение досуга определенного круга лиц, в опросе принимали участие юноши и девушки, подходящие под определение «неблагополучная молодежь и представители группы риска». Также была набрана малая контрольная сравнительная группа, состоящая из студентов ВУЗов. Таким образом, опрошенные были разбиты на возрастные и социальные категории для удобства анализа полученных результатов. Эти категории следующие:

В анкетировании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет. Среди них студенты филиала ФГБОУ «Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске (малая контрольная сравнительная группа), студенты ГОУ СПО «Прокопьевский горнотехнический колледж им. В.П. Романова», студенты ГОУ СПО «Прокопьевский Строительный Техникум № 16». Итак, таким образом, исследуемые группы разделены по двум критериям: уровень образования и возраст.

· 14−17 лет

· 18−23 лет

Для проверки гипотезы был использован вид письменного опроса — анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени. Анкетирование позволяет сократить время проведения опроса, что очень ценно и важно, поскольку выборка составляет в общей сложности 60 человек.

2.2 Досуг молодежи из семей группы риска. Анализ результатов анкетирования

В анкетировании среди студентов ССУЗов приняли участие 50 человек. Это количество было взято за 100%. Малая контрольная группа, состоящая из обучающихся в ВУЗе в количестве десяти человек оценивалась отдельно. Особое внимание было уделено тем вопросам, которые раскрывают сущность гипотезы. Таких вопросов шесть. При составлении анкеты были использованы следующие виды вопросов: открытые, закрытые, полузакрытые, вопросы-фильтры.

После проведения исследования и анализа данных были получены следующие статистические данные:

На вопрос «Степень вашей занятости?» большинство респондентов ответили «учусь"89%, 9% дали ответ «подсобный рабочий», и только 2% - «не посещаю занятия, не работаю».

Полученные данные говорят о том, что для большинства молодых людей из определенного социального слоя учеба является приоритетом, а некоторые в силу жизненных обстоятельств вынуждены работать.

Среди опрошенных нами респондентов подавляющее большинство — юноши (90%), и только 10% - девушки. Это подтверждает определенное психологическое утверждение о том, что молодые люди из неблагополучных семей более склонны к девиантному и деликвентному типам поведения, в то время, как многих девушек останавливает либо страх, либо амбиции, либо обстоятельства.

На вопрос «как вы предпочитаете проводить свободное время», подавляющее большинство ответило, что проводит его с друзьями, а остальные — либо в социальных сетях, либо в онлайн-играх наподобие «Wordof Tanks» или «Dota 2».

Сравнивая эти данные с данными малой контрольной сравнительной группы, можно проследить кардинальное расхождение статистики, даже учитывая тот факт, что количественно контрольная группа намного меньше. 80% из 100% студентов ВУЗа уделяют время чтению и социальным сетям. Остальные же склонны к компьютерным играм и прогулкам. Следовательно, можно высказать предположение, что респонденты обеих групп имеют абсолютно разные увлечения, несмотря на не такое уж и большое расхождение в возрасте и местах проживания.

На вопрос «Как вы относитесь к алкоголю и употребляете ли спиртные напитки?» респонденты основной группы ответили следующим образом:

75% - употребляю, поэтому отношусь положительно;

10% -мне все равно, не задумывался над тем, что и где пью;

8% - изредка употребляю (1−2 раза в месяц);

7% - отрицательно, я непьющий;

Контрольная группа же указала отрицательное отношение к злоупотреблению алкоголю на 100%. Здесь мы наблюдаем абсолютно диаметральные точки зрения на один и тот же вопрос. Вполне вероятно, что влияние уровня грамотности и образования, социального окружения очень сильно влияет на статистику.

На вопрос «употребляете ли вы табачные изделия?» большинство респондентов основной группы ответили «Да» (93%), и только 7% из числа опрошенных ответили отрицательно. Малая контрольная группа показала статистику 90:10, только с совершенно противоположными результатами. А именно только один представитель группы склонен к табакокурению.

Вопрос «влияют ли ваши родители/семья на то, как вы проводите свой досуг» дал следующие результаты:

Многих из опрошенных семья попросту раздражает. Иногда в силу того, что мешает проводить свободное время так, как им бы хотелось (хотя, по мнению родителей, времяпровождение детей является неконструктивным и негативным), иногда наоборот, потому что семейные традиции (алкоголь и «разгульный» образ жизни) не являются тем, к чему действительно хотелось бы стремиться, скорее, наоборот.

Те несколько процентов, которые уже создали свою молодую семью, организуют свое время так, чтобы быть вместе как можно чаще.

В малой сравнительной группе большинство опрошенных заявило, что семья на их досуг никак не влияет. Они делают, что хотят и где хотят так, как считают нужным.

Эти данные свидетельствуют о том, что некоторое количество молодых людей из исследуемого социального слоя стремятся к лучшему, видя негативный пример родителей, остальные же в силу психологии либо повторяют отрицательный родительский опыт, либо подстраиваются под негативное окружение, в которое попали по причине отсутствия материального достатка или достаточного уровня образования.

А вот студенты ВУЗов, по их мнению, являются уже достаточно самостоятельными и благополучными единицами, и, хотя считают, что их уровень дохода довольно низок, выход из этой ситуации есть.

Также молодых людей угнетает их уровень дохода. Они утверждают, что им дешевле купить банку пива, чтобы развлечься, чем сходить в театр или планетарий, поскольку было указано, что их уровень дохода либо низкий, либо ниже среднего, но не выше.

Заключение

Одной из важнейших социально-психологических проблем на фоне политической и социальной жизни страны является проблема социальной адаптации детей из неблагополучных семей, их занятость и досуг.

Досуг — часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными функциями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т. д. [16] Следовательно, благодаря анализу авторских трудов в области классического психоанализа и социологии в процессе исследования определяется сущность досуга, а именно — формирование личностных качеств и поведения молодого человека, что отвечает первой задаче работы.

Проблема социального развития и адаптации личности на фоне учения Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека. Джоэл и Чампион Тойчи также в своих исследованиях указывали на влияние наследственности на социальное поведение человека. [17]

В связи с данными исследованиями, и на основе всеобщей статистики можно сделать вывод, что в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране, которая подтверждается скачками инфляции и внешней политической ситуацией, а также спецификой народного менталитета, нынешняя молодежь находится на данный момент в «подвешенном состоянии». В частности в нашем городе закрытие шахт и последующая безработица не может не влиять на времяпрепровождение молодежи определенного социального уровня. Таким образом, психологическое и культурное состояние молодежи из неблагополучных, конфликтных семей и семей группы риска на данный момент следует признать неудовлетворительным, поскольку наследственность, окружение плюс неблагоприятная социальная среда и финансовые трудности пагубно влияют на становление личности подростка. Данное мнение о проблематике соотносится со второй задачей курсовой работы.

Таким образом, возникает необходимость обратиться к третьей задаче данного исследования, а именно на основе психологических исследований психики подростков составить краткую справку, направленную на решение проблемы досуга молодежи из неблагополучных семей и семей группы риска.

Возникает необходимость прямого контакта с молодыми людьми, и именно для этого существуют социальные службы и службы психологической помощи. Создание Национальной конференции благотворительности и преображения, по мнению известного американского социолога Зимбалиста, явилось началом профессиональной социальной работы.[18] Зарубежный опыт социальной работы говорит о том, что теоретические разработки имели большое значение не только для практики, они также нашли отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Наиболее эффективными методами решения проблемы являются законодательно подтвержденные программы по работе с молодежью. В настоящее время почти во всех субъектах РФ реализуются региональные программы, нацеленные на решение конкретных проблем подростков и молодежи в регионах. Эффективность программно-целевого подхода в решении актуальных проблем детства подтверждается тем, что по мере завершения ранее разработанных программ их действие продлевается и разрабатываются новые мероприятия. [19]

В качестве примера можно привести целевые программы по отдельным направлениям улучшения положения детей (в Красноярском крае, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Свердловской, Тверской и других областях).

Наиболее распространены региональные целевые программы «Дети-инвалиды» и «Дети-сироты», которые действуют в более чем половине субъектов Российской федерации. В трети территорий осуществляются и региональные целевые программы «Планирование семьи», региональные программы «Семья», направленные в том числе и на решение проблем детей. Комплексные меры по укреплению молодой семьи в программе «Молодежь России» включают всего три мероприятия, это:

· Материально-техническая (на конкурсной основе) поддержка учреждений социального обслуживания, правового консультирования молодых семей; клубов молодой семьи, центров планирования семьи;

· Проведение социологических исследований, мониторингов, обновление банка данных по проблемам молодой семьи;

· Организация и проведение общероссийских, межрегиональных, международных семинаров и конференций по вопросам поддержки молодой семьи. [20]

Как показал опыт, муниципальное учреждение обладает широкими возможностями для самостоятельного применения методов и форм социальной адаптации трудных подростков, формирования у них значимых целей и интересов, создает условия для интериоризации детьми общечеловеческих ценностей. Наиболее эффективным является использование возможностей дополнительного образования и воспитания, которые всегда играли компенсирующую и развивающую роль.

С помощью таких методов исследования, как исследовательский, индуктивный, дедуктивный и теоретический методы, примененные к разнообразным источникам, можно утверждать, что проблема «трудных» подростков — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь, если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Неблагополучными семьями являются, как правило, семьи, где сложились в силу падения жизненного уровня неблагоприятные обстоятельства жизни. Обычно в таких семьях складывается и неверный подход к воспитанию детей из-за потери родителями материнского и отцовского инстинктов, отсутствия средств к существованию, а подчас и полной деградации личности отца и матери под влиянием алкоголя и наркотиков. А поскольку подростковый возраст — время становления характера, психика подростка на данном отрезке времени является очень гибкой и впитывает в себя проявления окружающей среды, как губка.

Систематизируя данные, полученные путем проведения социологического исследования и анализа соответствующей литературы, мы можем сделать следующие выводы, исходя из поставленных нами задач исследования:

· Большинство молодых людей, относящихся к девиантной и деликвентной молодежи, происходят из неблагополучных семей и семей групп риска.

· Большинство молодых людей из данной категории населения относятся положительно к алкоголю и табакокурению. И здоровье, и учеба, и дальнейшая карьера не являются для них приоритетными. Несмотря на отсутствие материального достатка, им проще вести себя вопреки общепринятым нормам поведения и не стремиться к стабильному трудоустройству.

· Культурные ценности для трудных подростков не являются важными. В силу определенных причин они не часто посещают театры, кинотеатры, музеи и вернисажи, предпочитая развлечения иного рода, являющиеся более дешевыми, привычными и более принятыми в компании, куда входит молодой человек.

Ссылаясь на исследования Джоэл и Чампион Тойчей, Джорджа Мида, А.В. Мудрика [21] и Дюркгейма в области психологии, социологии и психиатрии, в качестве вывода можно с уверенностью утверждать, что социальная среда и окружающая подростка обстановка влияют на его склонность к злоупотреблению алкоголем и наркотическими препаратами, и это сказывается на формировании его личности и его способности к социальной адаптации, а также дальнейшее культурное развитие.

Таким образом, благодаря систематизации данных анкетирования можно прийти к выводу, что-либо семья и ее устои, либо отсутствие материального достатка и, как следствие, «неправильная» компания влияют на уровень психологического, культурного и социального развития. Соответственно, гипотеза подтвердилась на практике, а поставленные задачи данной работы выполнены.

Литература, источники

1. «Семейное неблагополучие: причины и предупреждение», Центр исследований Сандж, авторы пособия — Шарипбаева Айнагуль, Жаппарова Акбота, Байтугелова Наталья.

2. Девятова Елена Васильевна. Беспризорность в контексте российской культуры: диссертация … кандидата культурологии: 24.00.01 / Девятова Елена Васильевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства]. — Челябинск, 2009. — 141 с. РГБ ОД.

3. З. Фрейд, «Психоанализ», Донецк, «Сталкер», 1999 г.

4. А. Фрейд «Детский психоанализ», «Питер», 2003 г.

5. А. Фрейд, «Лекции по детскому психоанализу», Москва, «Эксмо», 2002 г.

6. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис», Москва, «Прогресс», 1996 г.

7. Э. Эриксон, «Детство и общество», Санкт-Петербург, «Речь», 2002 г.

8. А. Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии», «Питер», 2003 г.

9. М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн «Развитие в психоанализе», Москва, Академический проект, 2001 г.

10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984 г.

11. «Возрастная психология», хрестоматия, под ред. Мухиной В.С., Хвостова А.А., Москва, «Академия», 2001 г.

12. Кон И.С. «Психология ранней юности», Москва, «Просвещение», 1989 г.

13. Петровский А.В. «Психология развивающейся личности», Москва, Педагогика, 1987 г.

14. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации у детей и подростков», Л., Медицина, 1983 г.

15. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга-М., 2003

16. Психогенетическая концепция IDEAL-метода Тойча. Интернет — ресурсы.

Приложение 1

Таблицы систематизации данных опроса

Степень вашей занятости?

Ответы респондентов

Число респондентов

Доля (%)

студент

44 + 1 человек совмещает учебу и работу

89

Подсобный рабочий

4 + 1 человек совмещает учебу и работу

9

Не учусь, не работаю

1

2

как вы предпочитаете проводить свободное время? (возможны несколько вариантов ответов)

Ответы респондентов

Число респондентов

Доля (%)

Компьютерные игры

10

20

Социальные сети

10

20

чтение

0

Нахожусь в компании друзей

40

80

прогулки

40

80

Как вы относитесь к алкоголю и употребляете ли спиртные напитки?

Ответы респондентов

Число респондентов

Доля (%)

Употребляю, поэтому отношусь положительно

37 + 1 затруднился ответить

75

Мне все равно, не задумывался, где и что пью

5

10

2−3 раза в месяц употребляю

4

8

Отрицательно, я непьющий

3 + 1 затруднился ответить

7

употребляете ли вы табачные изделия?

Ответы респондентов

Число респондентов

Доля (%)

Да

46 + 1 приписал «иногда»

93

Нет

3 + 1 приписал «иногда»

7

Каков уровень вашего дохода?

Ответы респондентов

Число респондентов

Доля (%)

высокий

0

средний

0

Ниже среднего

49

98

низкий

1

2

Приложение 2

Проблема досуга молодежи

Здравствуйте! Мы проводим исследование по проблемам досуга молодежи и предлагаем вам принять участие в данном анонимном анкетировании, целью которого является выявить предпочтения молодежи в сфере досуга в рамках города Прокопьевска. Результаты будут использованы для подведения социальной статистики.

Правила заполнения анкеты: 1) фамилию указывать не обязательно. Анкета является анонимной.

2)убедительная просьба не оставлять ни одного вопроса без ответа и отвечать предельно честно. Вся информация обрабатывается в общем виде.

3) просьба быть внимательными при заполнении данной анкеты. Заранее спасибо.

Ваш возраст

Пол

Семейное положение

1) Укажите степень вашей занятости.

а) студент

б) школьник

в) служащий

г) подсобный рабочий

д) не учусь, не работаю

2) Как вы предпочитаете проводить свободное время?

а) компьютерные игры

б) социальные сети

в) чтение

г) нахожусь в компании друзей

д) прогулки

е) свой вариант ответа (графа заполняется вручную)

3) Как вы относитесь к алкоголю и употребляете ли спиртные напитки?

а) употребляю, поэтому отношусь положительно

б) отрицательно, я непьющий

в) мне все равно, не задумывался над тем, что и где пью

г) изредка употребляю (не чаще 1−2 раз в месяц)

4) Употребляете ли вы табачные изделия?

а) да

б) нет

5) Как вы относитесь к употреблению молодыми людьми наркотиков? Выскажите кратко свое мнение (отрицательное, положительное, почему вы так считаете)

6) Любите ли вы отдыхать?

а) да

б) нет

в) зависит от настроения

г) когда появляется свободное время, я ложусь спать

7) Ходите ли вы куда-нибудь (пикники, кафе, т.д.) на выходных?

а) да

б) нет

в) время от времени

8) Какие места вы при этом посещаете? (отвечать при положительном ответе на предыдущий вопрос)

а) кино

б) театр

в) выезжаю на природу

г) гуляю с друзьями в парке или во дворе

д) иду в бар/кафе/магазин купить выпить

9) Влияют ли ваши родители/семья на то, как вы проводите свой досуг?

а) да, я с удовольствием провожу свободное время с семьей

б) семья отнимает у меня время, которое я мог бы употребить на отдых и развлечения

в) я организую свое время так, чтобы всюду выбираться с родными

г) родня ограничивает мой досуг. Это раздражает

д) никак они на мой отдых не влияют. Я хожу, где хочу, и делаю то, что считаю нужным.

е) у нас в семье определенный порядок вещей. Мы отдыхаем одинаково, даже находясь далеко друг от друга. Это традиции.

10) влияет ли материальное положение вашей семьи на ваше времяпровождение?

а) да

б) нет

в) возможно, я ходил бы в театр или планетарий, но мне дешевле купить банку пива

11) Хватает ли вам свободного времени на то, чем бы вы хотели заниматься?

а) да

б) нет

в) на что-то хватает, на что-то нет

12) Посещаете ли вы спортивные кружки, секции, и т. д?

а) да

б) нет

в) собираюсь записаться

г) когда-то ходил, но бросил

13) Вспомните, пожалуйста, сколько раз Вы посещали художественные галереи, выставки и музеи в прошлом году?

а) не посещал (а) совсем.

б) 1−2 раза

в) посещал, но не по своей воле

г) почти каждый месяц

д) несколько раз в месяц

14) музыку какой направленности вы предпочитаете? (свой вариант ответа)

15) каков ваш уровень дохода?

а) высокий

б) выше среднего

в) средний

г) ниже среднего

в) низкий

16) честно ли вы отвечали на вопросы данной анкеты?

а) да

б) нет

в) частично

г) я енот, мимо пробегал

Благодарим Вас за участие в исследовании!

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector