ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст лекции

по дисциплине «Педагогические основы социокультурной деятельности»

Для студентов 2 курса специальности «Начальное образование. Социальная педагогика..

 

Преподаватель: ЭКСТЕРОВИЧ АННА ИРОНЕУШЕВНА

 

ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные вопросы, рассматриваемые в рамках изучения лекционного материала (опорный конспект).

Понятие «досуг». Предмет педагогики досуга. Классификация видов досуговой деятельности. Характеристики досуга. Функции, задачи и особенности досуга. Принципы досуга. Типы моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга. Структура досуга. Виды деятельности в сфере досуга. Факторы,обусловливающие объем, структуру и содержание досуга. Досуговые социальные институты в социализации подростков. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга.

 

Требования к компетентности:

● знать и мутеь различать понятия “досуг”, “свободное время”, “отдых”, “развлечение”;

● знать и уметь раскрывать социально-педагогическую сущность досуга;

● знать и понимать роль досуга в формировании и развитии личности;

● знать функции и принципы досуга;

● знать особенности и социально-пелдагогичсекие основы организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Время проведения: 2 часа лекционных занятия вынесены на КСРС.

 

Актуальность данной темы:Произошедшие в последние годы в Беларуси радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.

Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. Видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В подобной ситуации молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.

Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.

12 стр., 5708 слов

Методика подготовки и организации досуга молодежи

... Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является ...

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые также требуют своего научного осмысления.

Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практическими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере во многом обусловлены неорганизованностью досуга, низким уровнем его культуры и культуры самой молодежи.

Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга современной молодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекватных современному этапу развития общества методов работы с молодежью, что также обусловливает актуальность изучения данной темы.

 

Степень разработанности проблемы.Рассматриваемая проблематика имеет свою историю изучения. В зарубежной и отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент исследований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.

В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).

Отечественная социологическая наука значительно продвинулась и в области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики — социализация, трудовая активность, жизненные планы, выбор профессии, воспитания — нашли довольно обстоятельное освещение в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли И.С. Кон, И.М. Ильинский, Ю.Г. Волков, Г.П. Орлов, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, А.И.Вишняк, Л.Я. Рубина, А.Б. Мискевич, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, Н.Б. Кофы-рин, В.Т. Лисовский и многие другие.

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-бова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).

Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением общества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало

новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработанными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно воссоздает объективную новизну указанного процесса и требует его социологического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня изучения проблем досуга молодежи.

24 стр., 11906 слов

Социализация молодежи в современном Российском обществе

... анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда последнее находится в условиях ... в том, что сегодня, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, ...

 

Вопросы:

1. Понятие «досуг», Характеристики досуга. Функции, задачи и особенности досуга.

2. Классификация видов досуговой деятельности. Структура досуга. Принципы досуга.

3. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи. Досуговые социальные институты в социализации подростков.

 

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 1998. – С. 137 – 303.

2. Бестужев–Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 1984.

3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Просвещение, 1994. –С. 41 – 86.

4. Вишняк, А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1988. –53 с.

5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебное пособие / Б.С. Ерасов. – М: Аспект пресс, 1997.-С. 196 – 233.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.

7. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: учебное пособие / А.В. Каменец. – М.: МГУК, 1997. – 41 с.

8. Кисилева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 136 с.

9. Салахутдинов, Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Р.Г. Салахутдинов. – Казань: ГранДан, 1999. – 462 с.

10. Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Р.Г. Салахутдинов. – Казань, РИЦ “Школа”, 2002. – 216 с.

11. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // Социс. –№1. – 2002.– С. 105-110.

 

Понятие «досуг», Характеристики досуга. Функции, задачи и особенности досуга

Интерес к пространству свободного времени проявляли уже мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шопенгауэра, Р. Декарта свободное время и досуг рассматриваются в связи со свободой, социальным положением, саморазвитием. В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV в.

Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возникновение интереса к досугу как пространству времени, современное понятие досуга сформировалось в период индустриального развития общества. Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными.

В связи с этим история изучения сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности ведется от работ К. Маркса и Т. Веблена, в которых отражена многолетняя работа по формированию понятийного аппарата, позволяющего описать досуговое пространство в логически строгих терминах.

Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г.Клут термины «свободное время» и «досуг» совмещает, свободное время рассматривает в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается российский исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время».

6 стр., 2657 слов

Организация досуга молодежи в культурно-досуговых учреждениях

... технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Свободное время является одним из ... по организации досуга молодежи. Методы исследования: - теоретический анализ специальной литературы; - изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи; - социологическое ...

Российский исследователь В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

1) досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;

2) досуг как деятельность, обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

3) досуг как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4) досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Н.В. Котельниковадает следующие определения:

свободное времячасть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.);

досугчасть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

досуг формирует и развивает личность;

досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

3 стр., 1248 слов

Организация, содержание культурно — досуговой деятельности ...

... физический потенциал личности. В основе досуга - предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую ... наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуговой деятельности подростки более чем где-либо ...

досуг стимулирует творческую инициативу детей;

досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

досуг детерминирован внутренне и внешне;

досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

досуг способствует объективной самооценке детей;

досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

досуг способствует самовоспитанию личности;

досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» — досуг (как часть внеучебного времени);

детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

 

Функции, задачи и особенности досуга

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Детский досуг – это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я».

Досуг для подростков– это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс).

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

4 стр., 1909 слов

Внешкольный досуг для детей старшего школьного возраста

... протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПбГАК, 1997. II. Характеристика аудитории Период юности ...

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

4 стр., 1530 слов

Организация досуга молодежи средствами аудио-видео методик

... В.М «Культурно-досуговая деятельность» Титов Б. А. «Социализация детей, подростков и юношест­ва в сфере досуга», Новаторов В.Е. «Организаторы досуга». Социально-философские проблемы молодежи как важной ... ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток ...

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Таким образом, разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

 

Классификация видов досуговой деятельности. Структура досуга. Принципы досуга

 

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Виды досуга:

● отдых;

● развлечения;

● праздник;

● самообразование;

● творчество.

 

Самый простой вид досуга– отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку (просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка).

Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Гипотеза исследования: организация социально-культурной деятельности с людьми ... Н.В. Шарковской и др. Проблемы досуга людей пожилого возраста представлены в работах ...

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности (самообразование), состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество).

Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Согласно другой классификации досуг подразделяют на:

познавательный;

творческий;

зрелищно-развлекательный.

 

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

9 стр., 4160 слов

Технология организации досуга детей и подростков в детских загородных ...

... Можно вывести последующие ключевые свойства досуга детей, подростков и юношества: досуг имеет ярко воплощенные физиологический, психологический и соц. нюансы; досуг базируется на добровольности при ... (Г.А. Аванесова, 2006). Существует большое количество интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние разума. Большое количество раскладов осложняет попытки взять ...

Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений.Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Подводя итоги следует отметить, что реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи. Досуговые социальные институты в социализации подростков

Основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь незначительная часть посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности

К специфическим чертам молодости относится:

1. Преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

2. К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» — жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

— необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

— источник творческого преобразования индивида в личность;

— форму передачи знаний и социального опыта;

— исходный пункт самосознания личности;

— регулятор поведения людей в обществе;

— самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.

Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

— потребность в эмоциональном контакте, сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение).

— потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других.

— потребность в объединении усилий для совместных действий возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности.

 

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

— по содержанию (познавательные, развлекательные);

— по времени (кратковременные, периодические, систематические);

— по характеру (пассивные, активные);

— по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

 

На основании проведенных социологических исследований целевых ориентаций и механизмов удовлетворения потребностей молодежи в сфере досуга были выделены следующие молодежные досуговые стратегии:

· «полезность» (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и пр.),

· «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и пр.),

· «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее» (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр.),

· «отдохнуть» (просмотр телепередач, слушание музыки и пр.),

· «хоть чем-то занять досуг» (гуляние без определенных целей, «посиделки»),

· «уход» (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и пр.),

· «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объединениях и пр.),

· «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.),

· «престижность» (увлечение современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов, дискотек и пр.).

Выделенные стратегии различаются целями, сформированными молодежью в отношении пространства досуга, и средствами их достижения. Это объясняет соответствие стратегиям тех или иных видов досуговой деятельности, наполненных определенным содержанием, и наличие связей между этими видами (они объединены общей ориентирующей направленностью на удовлетворение тех или иных потребностей).

Вместе с тем отмечается, что различение выделенных стратегий в некоторой степени условно, поскольку границы между ними размыты, то есть стратегии могут пересекаться, удовлетворяя разнообразные потребности молодежи.

3. Требования к организации и проведению досуга молодежи

1. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

2. Второе требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Наиболее удобные формы для этого уже выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Чем привлекательны эти клубы? Они прежде всего многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и др. Клубсравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий.

Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство, четвертого – легкие развлечения…

 

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы.Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центрыи т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро — и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.

В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат – безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных усилий.

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением.

 

Вопросы:

1. Разведите понятия «досуг» и «свободное время». Назовите основные отличительные особенности.

2. Какие функции выполняет досуг в учебно-воспитательном процессе?

3. Назовите специфические черты молодежного досуга.

4. Проанализируйте принципы организации досуговой деятельности.

5. Поясните, как вы понимаете высказывание: «Я никогда не бываю так занят, как в свое свободное время».

Практические задания:

1) Составьте распорядок дня для первоклассника, учащегося 8 класса и выпускника школы (учащегося 11 класса).

Каковы основные отличия? Какие элементы в распорядке дня человека являются обязательными и не зависят от возраста?

2) Составьте анкету для учащихся старших классов с целью выявления наиболее предпочитаемых видов и форм досуговой деятельности.

3) Напиши эссе (мини-сочинение) на тему: «Мое свободное время или мой досуг».

4) Самостоятельно подготовьте доклад об истоках досуговой деятельности. Составьте представления о досуге в различные исторические эпохи.

5) Проанализируйте и опишите структуру семейного досуга членов вашей семьи. Определите культурные ценности вашей семьи. Каково воспитательное значение семейного досуга?

Литература для самообразования:

1. Жарков, А. Д.Клуб в дни всенародных праздников / А.Д. Жарков.– М.: Профиздат, 1983. – 80 с.

2. Азарова, Р.Н.Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р.Н. Азарова // Педагогика. – 2005 .– № 1 .– C. 27 – 32.

3.Панукалина, О.Специфика досуга современной молодежи / О. Панукалина // Высшее образование в России. – 2007.– № 11.– c. 124 – 128.

4. Стебихова, Ю.А. Роль молодёжного досуга в формировании личности и в профилактике девиантного поведения / Ю.А. Стебихова // Политика и общество. –- 2007 .– № 7 .– С. 59 – 62 .

5. Зборовский, Г.ЕСоциология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2006 .– № 12 .– С. 56 – 63 .

6. Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.; под ред. В.М. Григорьева. – Киев : Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1990. – 237 с.

7. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: учеб. пособие / Т.И. Гальперина; российская международная академия туризма.– М. : Сов. спорт, 2006. – 168 с.

8. Кедярова, Р.Н.Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей во время досуга / Р.Н. Кедярова // Ппраблемы выхавання. – 2003 .– № 1.– c. 10 – 18 .

9. Рогачева, О.В. Досуговая деятельности как средство педагогической коррекции развития личности школьников / О.В. Рогачева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004 .– № 6 .– c.22 – 36 .

10. Крук, Е.С. Социально-педагогическая поддержка подростков-сирот в процессе организации их досуга / Е.С. Крук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004 . – № 6.– c. 98– 105 .

11. Смаргович, И. Л. Культурно-досуговая индустрия: сущность и содержание / И.Л. Смаргович // Веснік беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2007 .– № 8 .– c.109 – 115 .

12. Вашнева, В.И. Формирование здорового образа жизни подростков в досуговой сфере / В.И. Вашнева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007 .– № 6 .– c.28 – 32 .

13. Вашнева, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие успешной социализации / В.И. Вашнева // Праблемы выхавання. – 2007.– № 3. – c. 10 – 15.

14. Бирюкова, Т.П. Роль социокультурной деятельности в организации досуга молодежи / Т.П. Бирюкова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007 . – № 5 .- c. 8 – 12.

15. Вашнева, В.И. Досуг подростков как сфера социально-педагогической деятельности / В.И. Вашнева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007.– № 4.– c. 52 – 57.

16. Рогачева, О.В. Характеристика компонентов досуговой деятельности младших школьников / О.В. Рогачева // Веснік беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2006 . – № 6 . – c. 94 – 98 .

17. Как работать с классом. Игры, конкурсы, аттракционы, забавы, шутки на досуге // Классный руководитель. – 2004 . – № 7 . – c. 90 – 107

18. Макарова, Е.А. О повышении воспитательного потенциала дискотеки как формы организации молодежного досуга / Е.А. Макарова, И.Г. Новик // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2006 . – № 10 . – c. 9 – 14 .

19. Скобельцына, Е. «Школа жизни, или спасибо, нет» программа организации альтернативного досуга школьников / Е. Скобельцына, Э. Башлай, Л. Сироткин // Воспитательная работа в школе. – 2006 . – № 3 . – c. 88 – 92 .

20. Ковалева, О.Н. Организация досуга в учебной группе / О.Н. Ковалева // Специалист. – 2006 . – № 3. – c. 24 – 25 .

21. Шикун, А.И Стимулы технического творчества подростков в сфере досуга/ А.И. Шикун // Пазашкольнае выхаванне. – 2006 . – № 2 . – c. 8 – 12 .

22. Куриленко, Н.С. Культурно-досуговая деятельность как средство воспитания. Формирование навыков создания творческих программ, праздников, олимпиад / Н.С. Куриленко, В.В. Чечет // Народная асвета. – 2005. – № 12 . – c. 35 – 39 .