Низшие и высшие формы внимания и их развитие у детей

курсовая работа

на тему: «Низшие и высшие формы внимания и их развитие у детей»

Содержание

Введение

Глава 1. Низшие и высшие формы внимания

1.1 Физиологические основы внимания

1.2 Низшие формы внимания

1.3 Высшие формы внимания

Глава 2. Анализ развития низших и высших форм внимания у детей

2.1 Свойства внимания и их развитие у детей

2.2 Методы формирования внимания у младших школьников

Глава 3. Экспериментальное изучение внимания младших школьников

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Мы живем в изменяющемся мире, и на нас непрерывно действует много предметов и явлений. Но ясно воспринимаем мы из этого многообразия только немногое. Все остальное мы или не замечаем, или подмечаем весьма расплывчато. Думая о чем-то, вспоминая что-то, человек сосредотачивается на чем-то конкретном, отвлекаясь от всего остального. Эта психическая деятельность не может проходить целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. За отбор одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорировании другой отвечает внимание.

Важно знать общие закономерности развития внимания, свойства внимания и условия их совершенствования. Среди психических процессов внимание занимает особое место. Внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы. Посредством него выражаются интересы, направленность личности. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

В школьной практике приходится учитывать виды, особенности развития и свойства этого психического процесса. Со стороны родителей поступает много жалоб на недостаток внимания у детей. Поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с самоконтролем, которым необходимо владеть каждому человеку.

Цель работы: рассмотреть особенности развития внимания и роль тренировки этого процесса у младших школьников. Поставленную в работе цель предполагается решить при помощи следующих задач:

6 стр., 2825 слов

Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности

... группе может стать причиной задержки психического развития детей. Существенным препятствием для становления личности ... ребенку, увлекать детей, поощрять их развитие и творчество. Одним из факторов, вызывающих возникновение неуспеваемости младших школьников, являются проблемы во взаимоотношениях детей ... развитию обоих детей. Стремление отличаться один от другого, что может приобретать крайние формы, ...

-раскрыть физиологические основы внимания;

-охарактеризовать низшие и высшие формы внимания;

-проанализировать развитие высших и низших форм внимания;

-рассмотреть свойства внимания;

-экспериментально изучить внимание младших школьников.

Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста. Предмет: виды внимания и его свойства.

Гипотеза: высшие формы внимания развиваются интенсивнее в процессе тренировки. Научно — практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей развития внимания детей и применения их при обучении.

Работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе рассматриваются физиологические основы внимания. Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, приобретают доминирующее значение для течения психических процессов. А также рассматриваются виды внимания.

Во второй главе рассматривается общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому. «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…». А также свойства и методы формирования внимания. Третья глава включает исследование роли тренировки в развитии этого процесса.

Глава 1. Низшие и высшие формы внимания

1.1 Физиологические основы внимания

Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках головного мозга, в очаге оптимальной возбудимости (И.П. Павлов), при более или менее значительном торможении в то же время остальных участков коры. Происходит это по закону отрицательной индукции.

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Основные виды деятельности и их развитие у человека Деятельность человека не только предельно сложна по ... и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека. Деятельность является чрезвычайно сложной и внутренне дифференцированной системой. Системность ...

Очаг большего возбуждения не сохраняется надолго в одном и том же участке коры, а все время перемещается из одних участков коры мозга в другие Участок, который находился в состоянии большей возбудимости, оказывается в состоянии заторможенности, а там где до этого было торможение, возникает возбуждение, появляется новый очаг оптимальной возбудимости.

Внешне внимание выражается в мимике, в движениях человека, которые зависят от того, какой деятельностью мы заняты, что мы воспринимаем, на что направлено наше внимание. Внешние признаки внимания не всегда соответствуют его действительному состоянию. Наряду с действительным вниманием и действительной невнимательностью наблюдается кажущееся внимание и кажущаяся невнимательность, как несоответствие внешней формы внимания его подлинному состоянию.

Так как в каждый момент в коре мозга где-нибудь имеется очаг оптимальной возбудимости, то это означает, что человек всегда к чему-то внимателен. Поэтому, когда говорится об отсутствии внимания, то это означает, отсутствие его не к чему бы то ни было, а лишь к тому, на что оно должно быть направленно в данный момент. Невнимательным мы называем человека лишь потому, что его внимание направлено не на работу, в которой он должен участвовать, а на что-либо постороннее.

Наличие очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется важнейшая роль внимания в познавательной деятельности человека, а вместе с тем и в его трудовой деятельности, поскольку познавательные процессы участвуют в любой деятельности у людей. Внимание обеспечивает лишь относительно большую ясность отражения того, что является его объектом, и имеет огромное значение для успеха выполняемой деятельности.

Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

13 стр., 6332 слов

Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников

... осуществляются в форме непроизвольных и произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и ... надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если ...

1.2 Низшие формы внимания

Каждый человек рождается с ориентировочным рефлексом. Нормальное развитие ориентировочного рефлекса служит предпосылкой интеллектуального развития. Первичный вид внимания по происхождению, на основе которого ориентируется младенец в окружающем мире, называется природным вниманием. Природное внимание — вид внимания, данный человеку с самого его рождения в виде врожденной способности выборочно реагировать на одни или другие внешние или внутренние стимулы, в которых есть новизна информации.

По мере социализации ребенок учится организовывать природное внимание и направлять его на интересующие объекты.

Еще один вид внимания по механизму регуляции, данный в первый период развития ребенка, называется непосредственное внимание. Непосредственное внимание — вид внимания, который не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и соответствует интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание вызывает любое необычное явление: сильные запахи, громкий шум, резкие контрасты цвета.

Направленность психической деятельности на различные предметы и явления может возникать непреднамеренно, непроизвольно, из-за особенностей раздражителей (предметов и явлений).

Это внимание называется непреднамеренным, непроизвольным. Непроизвольное внимание — вид внимания, который не связан с участием воли. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса. Непроизвольное внимание представляется как пассивное, направляют его независящие от нас факторы.

Условиями возникновения непроизвольного внимания являются изменения в окружающей среде, появление нового раздражителя. Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Непроизвольное внимание привлекается не любыми изменениями в среде. Другие, действующие в данный момент раздражители, могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы раздражитель стал объектом внимания, у него должны быть особенности, которые выделяли бы его из множества других раздражителей.

К числу особенностей раздражителей, вызывающих внимание, относится сила раздражителя. Сильные раздражители: резкие запахи, громкие звуки, яркий свет и краски. Чем сильнее раздражитель, тем больше возбуждение, вызываемое им, а, следовательно, и условный рефлекс на него. А это усиливает торможение в других участках коры мозга. Большое значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения. Даже сильный раздражитель не может привлечь внимание, если он дан на фоне других сильных раздражителей.

Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все шаблонное, стереотипное не привлекает внимание. Новое служит объектом этого процесса, однако, в меру того, насколько оно может быть понято или побуждает осмысливать его. Для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не удерживает надолго внимание. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовывались временные связи, так же как и привычка замечать предметы и явления (на которые неопытный человек не обратит внимание).

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание определяется еще и состоянием человека. Одни и те же предметы и явления могут, стать объектом внимания или не привлечь внимания в зависимости от того, какое состояние у человека.

1.3 Высшие формы внимания

От непроизвольного внимания отличается произвольное внимание. Это высшая форма внимания. Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Это значит, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому носит всегда опосредованный характер. Это его черта. Произвольное внимание представляется как активное. Произвольное внимание — вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию, направляем мы его сами. Этот более высокий вид внимания возник в процессе деятельности. Если произвольное внимание не отвлекается ничем посторонним, отвлекающим от деятельности, оно удерживается без особых усилий. Но во многих случаях, такое беспрепятственное сохранение произвольного внимания не возможно и требуется приложить значительные усилия и специальные мероприятия.

Важным условием внимания является значение задачи выполняемой деятельности. Чем важнее эта задача и интерес к ней, тем сильнее желание выполнить ее, тем больше привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения этой задачи.

Сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это способствует произвольному вниманию. Необходимо напоминать самому себе, что надо быть внимательным. Хорошую поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, от чего зависит успех действий. Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие.

Отсюда вытекает важный вывод: для удержания внимания желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться было сделано объектом практических действий.

Оба вида внимания — произвольное и непроизвольное — не могут быть строго разграничены между собой. В реальной жизни обычно заключается их единство и взаимопереход. В педагогическом процессе нужно, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, а так же делая интересной учебную работу, переводить произвольное внимание в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности сначала, в силу отсутствия интереса к ней, требуется сознательная намеренная направленность (во многих случаях даже волевое усилие) на выполнение. Затем, по мере того как возникает интерес к тому, что делается, человек продолжает быть внимательным к работе уже без специального намерения и тем более без всяких усилий. Существует еще одна стадия развития: она является возвращением к первой стадии. Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным именно в случаях колебания, размышления он достигает высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается. Речь идет о послепроизвольном внимании. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается. В тоже время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Таблица 1

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы возникновения

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий. Утомляет.

Ведущая роль второй сигнальной системы.

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение.

Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес.

Внимание выполняет несколько функций: первая — активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов. Вторая функция внимания: способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации. Третья функция внимания: обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее -- на собственные мысли и переживания.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

По своей направленности на объект различают следующие формы внимания: сенсорное (направлено на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение).

внимание школьник концентрация тренировка

Глава 2. Анализ развитие высших и низших форм внимания у детей

В развитии внимания у ребенка можно отметить его неустойчивый характер. Ребенок при помощи взрослого усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка-это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.

Первый этап развития внимания — первые недели — месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки. Он тянется к материнской груди, ищет ее, начинает фиксировать взором некоторые предметы, прекращает движения, услышав громкие звуки.

Со второго полугодия дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, рассматривают их, берут в рот, вертят в руках. Возможность манипулировать вещами значительно расширяет круг объектов внимания и продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Однако в этом возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво. Стоит показать ему другой предмет, как он роняет первый и тянется за вторым.

Второй ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Второй этап развития — конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

Третий этап развития внимания — начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взгляда на названный взрослым предмет.

Четвертый этап развития внимания — второй- третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопатой), объектами внимания становятся самые различные предметы, появляются зачатки произвольного внимания. Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, правильно пользоваться вещами).

Пятый этап развития внимания — четыре с половиной — пять лет. Проявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дети — дошкольники (4−5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослого, однако даже в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, при возникновении сильного раздражителя, их внимание переключается. Отвлеченность 2−4-летнего ребенка в 2−3раза больше отвлекаемости 4−6летнего.

Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость. Исследования показали, что продолжительность игры у 6-летнего ребенка может достигать часа и несколько больше, в то время как у трехлетнего ребенка она часто не превышает 20−25 минут.

Шестой этап развития внимания — пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показателей его готовности к обучению в школе. В процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие устойчивости детского внимания изучал Гетцер за ним Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные возрасты. Результаты этих исследований в таблице 2.

Таблица 2

Возраст

Наибольшая длительность игр в минутах

0,6−1,0

14,5

1,0−2,0

21,1

2,0−3,0

27,0

3,0−4,0

50,0

4,0−5,0

83,3

5,0−6,0

96,0

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет и относительно высокий его уровень к 6 годам на грани школьного возраста.

Седьмой этап развития внимания — школьный возраст. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9--10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Развивается непроизвольное внимание в период обучения в школе. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся. Происходит развитие произвольного внимания учащихся.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя).

Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом -- успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом -- получить высокую оценку учителя.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания -- слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30--35 минут. А вот учащиеся 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Объем внимания младшего школьника тоже невелик. Обычно он ограничивается 2−3 объектами (у взрослых 4−6 таких объектов).

Поэтому, для того чтобы ученики младших классов обратили достаточное внимание на большое количество предметов, необходимо продолжительное или повторное восприятие этих предметов.

Младший школьник еще слабо умеет распределять свое внимание. Например, если он сосредоточится на письме букв, то нередко не замечает, что неправильно сидит, не так держит ручку, криво положил тетрадь.

Недостаточное развитие произвольного внимания приводит детей к поверхностному восприятию. Это особенно заметно на уроках чтения в первом классе, когда верно схватив часть слова, часто не выделяет еще основные его части и поэтому читает все слово неправильно.

Наличие значительного числа ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов: общевозрастных особенностей развития (незрелость нейрофизиологических механизмов), начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы. Поэтому в I классе занятия по развитию внимания рекомендуется проводить, прежде всего, как профилактические. Но наряду с этим возникает необходимость организации специальных занятий с детьми, отличающимися особой невнимательностью.

Значительные сдвиги наступают тогда, когда успевают сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов зависит от его эффективности. К 10−12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти, обычно наблюдается заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости.

Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-нибудь заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавательного характера. Одна из особенностей внимания у подростка — умение управлять внешним выражением внимания. По лицу и позе младшего школьника понятно внимателен ли он, а вот подросток умеет делать вид, что сосредоточен на работе.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности. Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного внимания.

2.1 Свойства внимания и их развития у детей

Когда говорят о внимании, то выделяют его свойства. Различают следующие его свойства: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека. Объем внимания при восприятии однородных, но никак не связанных между собой по смыслу объектов у взрослых колеблется от 4 до 6 объектов, у младших школьников 2−3 объекта.

Устойчивость внимания — свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Это характеристика его во времени. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Для развития устойчивости внимания можно применять корректурную пробу, исправлять ошибки за определенный отрезок времени, «лабиринты».

Сосредоточенность (концентрация) есть степень сосредоточения на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Сосредоточенность внимания — в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосредоточенность, то есть центральный факт, в котором выражается внимание. Для развития сосредоточенности можно использовать задания: найди отличия, найди спрятавшиеся фигуры, «самый сосредоточенный», когда один выполняет задание, а остальные ему мешают.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче распределить внимание. Способность к распределению внимания весьма упражняема. Для этого можно использовать упражнения: обратный счет с разной скоростью называния цифр, рисовать и слушать рассказ, чтобы потом ответить на вопросы, таблицы с цифрами (цифры в разном порядке и нужно назвать по порядку их).

Переключаемость внимания — свойство, проявляющееся в скорости перевода внимания с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Быстрота и успешность переключения внимания зависят от того, насколько интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а также от характера новых объектов и новых действий. Для развития этого свойства можно использовать задания вида: подчеркивать буквы разным цветом, хлопать в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное и другие задания.

Колебания внимания — это периодические ослабления внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1−5секунд) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15−20 минут колебания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

На материале исследований, приведенных ниже, показана роль тренировки в развитии этого процесса. У детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1--4 классов развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников -- хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1-м и 2-м классах примерно одинаковы и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

2.2 Методы формирования внимания у младших школьников

Одним из эффективных подходов к формированию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у невнимательных школьников.

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале работы с текстами, содержащими разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Как показывают исследования, наличие текста-образца, с которым необходимо сравнить ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Именно поэтому все призывы учителя «проверить свою работу» оказываются безрезультатными.

Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля над текстом, детей учили читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого. Вот как описывает П.Я. Гальперин этот основной и наиболее трудоемкий этап работы: «Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), а затем разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.

Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности).

Вначале слоги разделялись вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставились, но слоги произносились с четким разделением (голосом) и последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов становилось все короче и вскоре сводилось к ударениям на отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый -- правильно, второй -- нет, здесь пропущено… переставлено…»).

Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно -- неправильно; и если неправильно, то разъяснял почему).

После этого переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой) не составлял особого труда".

Важным моментом процесса формирования внимания является работа ребенка со специальной карточкой, на которой выписаны «правила» проверки, то есть порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает.

Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывалось затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр).

После этого при создании специальных условий контроль переносился из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, то есть сформировать внимание.

Как уже отмечалось, основной причиной невнимательного письма, и чтения у младших школьников часто является неумение анализировать конкретные единицы материала, стремление быстро считывать смысл слова, не замечая особенностей его написания. Одним из приемов преодоления подобной установки является смена позиции, роли ребенка при проверке выполненного задания. В этом случае детям предлагается читать написанное вслух, как будто это написал «другой мальчик или девочка», «плохо обученный щенок».

При работе с невнимательными школьниками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания. Для проведения занятий можно использовать следующие виды заданий:

1. Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений -- корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 мин в день) в течение 2--4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие:

-выделения признаков предметов и явлений (прием сравнения);

— упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.);

-задания по типу: «перепутанные линии», найти скрытые фигуры и др.

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

3. Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.).

По окончании упражнения (через 10--15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

4. Развитие навыка переключения внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Подробные программы диагностики и развития внимания у младших школьников представлены в разработках Е. Л. Яковлевой (1992), Е. И. Кикоина (1993), ФерешильдаТ., КоссоваГ.И.(1985).

Глава 3. Экспериментальное изучение внимания младшего школьника

Для изучения зависимости развития высших форм внимания от тренировок, мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе средней школы № 11 г. Находки среди учащихся 2 класса, возрастом 8−9 лет. В изучении принимало участие 12 мальчиков и 13 девочек.

Наиболее доступный способ изучения свойств внимания — метод корректурной пробы. Описание методики дается по книге М.В. Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова «Старший дошкольник и младший дошкольник психодиагностика и коррекция развития».

Цель: исследовать особенности развития внимания младших школьников и зависимость развития внимания от тренировок.

Задачи:

-подобрать методику изучения внимания учащихся и провести исследования;

-проанализировать полученные результаты;

-подобрать упражнения для тренировки внимания.

Первым был проведен констатирующий эксперимент для того, чтобы установить особенности внимания детей этого класса. На основе этого эксперимента были подобраны методики для проведения тренировок внимания, которые проходили в течение месяца. По окончании тренировок был проведен еще один констатирующий эксперимент, который позволил установить изменения в развитии свойств внимания.

Исследование 1. «Корректурная проба Бурдона» (буквенный вариант).

Цель: выявление уровня развития устойчивости, переключения и распределения произвольного внимания.

Проведение методики.

Необходимо в течение 5 минут вычеркивать разными способами две буквы. Всего 40 строчек по 30 знаков каждая. Необходимо вычеркнуть 900 букв. Работа не считается успешной, если правила зачеркивания не соблюдаются, хотя она и сделана без ошибок.

Инструкция.

На доске рисуется, что и как надо зачеркивать. Мы договариваемся: если неправильно зачеркнул букву и обнаружил это, то нужно поставить точку над буквой, чтобы мне было понятно, что ошибка найдена и исправлена. Если вопросов нет, второклассники переворачивают листы и начинают работать. Время работы 5 минут. По команде «Стоп!» работа заканчивается.

Результат методики.

Рассмотрим высшие показатели — 5 учащихся имеют более 870 обозначенных символов. Это говорит о том, что свойства внимания хорошо развиты. Значит, эти учащиеся менее концентрируются на одной или двух буквах одновременно. Это дает им возможность увидеть больше одинаковых букв в последующих строчках.

Средний показатель в классе, а именно 14 человек, имеют от 700 до 870 указанных букв. Что создает хорошую почву для учебы, восприятие нового материала.

Низкий результат показали 5 учеников, которые смогли зачеркнуть до 600 букв. На такое маленькое число нам может указать либо слишком большая концентрация на очень маленьком выборе букв в их кругозоре или же на рассеянность, которая возникла в результате усталости.

В результате первого констатирующего эксперимента мною было установлено, что внимание младших школьников в основном среднее.

Образец таблицы находится в Приложении 1.

Формирующий эксперимент.

Для подтверждения выдвинутой в начале работы гипотезы, в течение месяца я проводила игры, направленные на развитие и тренировку внимания.

Занятия были построены на постоянной смене видов деятельности: от задания, требующего сосредоточенности (например, найди отличия), переходили к заданиям на скорость реакции (например, игры с мячом и одновременным ответом) и к заданиям на время (например, расставить по порядку цифры).

Включала упражнения на развитие произвольности (например: «Замри-отомри», «Запрещенное движение»).

Также использовала упражнения на развитие переключаемости (например, подчеркивать буквы разным цветом), распределения внимания (например, рисовать последовательность фигур и слушать одновременно рассказ).

Эксперимент 2. «Корректурная проба Бурдона».

По окончании занятий был проведен второй констатирующий эксперимент. Цель этого эксперимента: подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что высшие формы внимания развиваются интенсивнее в процессе тренировки.

Учащимся был предъявлен бланк из 40 строчек с буквами, по 30 букв в каждой. Необходимо вычеркнуть разными способами 2 буквы. Время работы 5 минут. Необходимо вычеркнуть 900 знаков.

Инструкция: та же, что и в первом эксперименте.

Образец таблицы находится в Приложении 2.

Результаты методики.

Гипотеза, выдвинутая ранее, подтвердилась. Констатирующий эксперимент 2 показал улучшение свойств внимания в процессе тренировки

Учеников, зачеркнувших более 870 символов правильно, стало 8.

Средний показатель у 15 человек.

Низкий показатель остался у 2 человек.

Проверенные методики указывают на то, что преподавателю иногда надо устраивать развивающие игры на внимание и концентрацию. Это послужит хорошим тренингом в области внимания и других психических процессов.

Заключение

Знания о рассмотренных видах внимания, их развитие найдут применение в практической работе с детьми. Основные свойства внимания реализуются в большей или меньшей степени разными структурами мозга, неравномерность созревания которых приводит к разному времени начала, разному темпу изменений и разному времени окончания их развития.

С возрастом происходит улучшение и усложнение видов внимания и это помогает детям в развитии познавательных способностей. Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи. Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, меняющейся улыбкой.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменения отношения к объекту. А изменение отношения выражается во внимании — в изменении образа этого объекта: он становится более ясным и отчетливым. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на которой сосредоточена познавательная деятельность. Воспитывая у учащихся непроизвольное и произвольное внимание, необходимо соблюдать правильное соотношение между обоими видами внимания. Если учебный процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание и обучение может приобрести ложное направление: у детей не будет развиваться умение преодолевать трудности. Если обучение будет построено только на произвольном внимании, школьные занятия лишаться необходимой привлекательности, вызовут отрицательное отношение к учению. Поэтому, приучая детей к преодолению трудностей, учитель должен делать учебный процесс достаточно интересным, воспитывая оба вида внимания.

Список литературы

1. Выгодский Л.С. Психология. — Апрель-Пресс: Эксмо — Пресса, 2002

2. Марцинковский Т.Д. Психология развития. — М. «АСАДЕМА», 2001.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник. — М.: «Высшее образование», 2008.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2005.

5.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.

6.Тамбиев А.Э. Вопросы психологии. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте. 2003 № 3.

7.Лурия А. Р. Лекции по общей психологии.- СПб.: Питер, 2004.

8.Леонтьев А. Н. Экспериментальная психология.- М.: Прогресс, 1975 г.

9. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию. — М.: Эксмо — Пресса, 2003.

10. Крутецкий В.А. Психология. Издание второе. — М.: Просвещение, 1974.

11. Под редакцией А.Н. Леонтьева. Хрестоматия по вниманию: Л.С. Рубин — штейн — М.: Московский университет, 1976г

12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., Прогресс, 2004.

13. Под редакцией Дубровиной И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. — М.: «Академия», 1999.

14. Волина В.В. Как стать хорошим. — СПб: Дидактика плюс. 2001.

15. Ермолов В.Ю. Внимание школьника. 1987.

16. Коломенский А.М. Человек: психология. — М.: Просвещение, 2004.

Приложение 1

Имя ребенка

Количество правильно вычеркнутых букв

1

Тимофей Б.

890

2

Иван В.

762

3

Владислав Г.

900

4

Ариф Д.

400

5

Любовь Д.

885

6

Роман З.

754

7

Софья К.

788

8

Анна К.

773

9

Владислав К.

512

10

Максим К.

860

11

Екатерина Л.

780

12

Малика М.

878

13

Валерий Н.

789

14

Игорь П.

800

15

Владислав П.

892

16

Алика Р.

549

17

Анна Р.

824

18

Евгений Р.

889

19

Софья С.

816

20

Антон С.

809

21

Мария С.

795

22

Анастасия С.

544

23

Александра С.

805

24

Екатерина Ф.

860

25

Данил Ш.

766

Приложение 2

Имя ребенка

Количество правильно вычеркнутых букв

1

Тимофей Б.

900

2

Иван В.

775

3

Владислав Г.

900

4

Ариф Д.

420

5

Любовь Д.

890

6

Роман З.

762

7

Софья К.

793

8

Анна К.

788

9

Владислав К.

532

10

Максим К.

877

11

Екатерина Л.

786

12

Малика М.

891

13

Валерий Н.

800

14

Игорь П.

816

15

Владислав П.

900

16

Алика Р.

675

17

Анна Р.

870

18

Евгений Р.

892

19

Софья С.

820

20

Антон С.

819

21

Мария С.

796

22

Анастасия С.

681

23

Александра С.

816

24

Екатерина Ф.

863

25

Данил Ш.

767

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector