Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Особенности дизартрии и основные направления
коррекционной работы при дизартрии 6
1.1. Особенности дизартрии и ее классификация 6
1.2. Специфика коррекционной работы при дизартрии 15
1.3. Дизартрия как фактор нарушения письменной речи 18
ГЛАВА II. Изучение уровня сформированности предпосылок письменной
речи у дошкольников с ФФН 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования устной речи 32
ГЛАВА ІІІ. Особенности организации совместной деятельности
учителя-логопеда и воспитателя по профилактике нарушений
письменной речи у детей дошкольного возраста с ФФН 36
3.1. Общие подходы к организации профилактической работы 36
3.2. Развитие речевых функций у детей с ФФН 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно — психических нарушений — важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.
Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...
... СПб.: Образование, 1995. 7. Особенности музыкально-ритмических способностей у детей с дизартрией. // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. – М.: АПН СССР, ... и др.); - коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы). Логоритмическое воспитание осуществляется ...
Проблема нарушения чтения и письма у детей — одна из актуальных для начального школьного обучения, так как и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися.
Письмо и чтение, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывают значительные затруднения у младших школьников, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на усвоение ими школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом. Так же данные нарушения могут отрицательно повлиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением и письмом могут вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Цель данной работы — разработать комплекс мероприятий по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ФФН вследствие дизартрии.
Объектом исследования является дизартрия.
Предметом исследования является фонетико-фонематическое недоразвитие как следствие дизартрии, приводящее к нарушениям письменной речи.
Гипотеза данной работы. Предполагается, что в зависимости от клинической формы нарушения произносительной стороны речи при ФФН имеются определенные различия в уровне развития базисных для письменной речи функций. В связи с этим содержание деятельности учителя-логопеда по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ФФН будет иметь различия на основе учета механизмов нарушения функционального базиса письменной речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность дизартрии.
2. Проанализировать основные направления коррекционной работы при дизартрии.
3. Рассмотреть психолого-педагогическое обоснование организации работы по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ФФН.
4. Изучить уровень сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ФФН
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 52.
Практическая значимость работы: разработанный комплекс мероприятий по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ФФН может быть использован учителем-логопедом совместно с воспитателем.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. Особенности дизартрии и основные направления коррекционной работы при дизартрии
1.1. Особенности дизартрии и ее классификация
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрия проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски (просодической стороны).
Нарушение просодической стороны является основным и наиболее стойким признаком, т. е. в наибольшей степени влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже
... теорий в отдельности. Итак, начнём с теории эгоцентрической речи Ж. Пиаже ЦЕЛЬ РАБОТЫ: теоретический анализ проблемы речи в работах Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. ЗАДАЧИ: - рассмотреть ... посредство языкового материала внутренних психологических состояний. Таким образом, исследования взаимосвязи речи и мышления, проведенные в рамках работ Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и других исследователей - актуальны и ...
Дизартрии могут проявляться в разной степени: тяжелой (анартрия), при которой отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры; средней тяжести (выраженная псевдобульбарная дизартрия), при которой возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков; легкая (стертая дизартрия), при которой неврологическая симптоматика нерезко выражена, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением, смазанностью, назализацией……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании обзора литературы можно сделать следующие выводы:
1) Дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинацией нарушений компонентов речевой деятельности; артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
2) Дизартрия часто встречается в детском возрасте (особенно в дошкольном) и представляет известную трудность для дифференциальной диагностики и коррекционной работы.
3) Для дизартрии характерно наличие симптомов органического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуре (в виде стертых парезов).
4) При дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической стороны речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
5) При дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся к «группе риска» по дисграфии, так как у них ограниченные представления об окружающем мире; страдают координация, точность, сила крупных, мелких и артикуляционных движений.
Отличительной чертой детей с речевой патологией является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ): низкий уровень слухоречевого и зрительного восприятия и внимания, слабая произвольная память, недоразвитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и т.д.).
Недостаточная сформированность ВПФ, являющихся психологической базой речи, отрицательно влияет на качество письма и чтения и на учебный процесс в целом. При отсутствии коррекции, направленной на становление ВПФ, развитие детей идет медленными темпами, снижается их работоспособность и самоконтроль за выполняемыми действиями, что приводит неизбежно к увеличению количества ошибок в речи.
Актуальна проблема ранней диагностики нарушений развития и профилактического подхода к работе с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Система профилактической работы определяется комплексом проблем, лежащих в основе нарушений письма. Такая работа должна иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, оптическом и кинетическом образе слова.
Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи
... фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза. 2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноязычие»). ... в большинстве случаев не обеспечивает устранения нарушений письма и чтения. Кроме того, часто нарушения письма отмечались и у детей, которые правильно произносили все звуки. Экспериментально ...
Мы разработали программу и провели исследование уровня сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ФФН.
Данное исследование показало, что количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с ФФН может показать объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФН.
Результаты диагностики состояния неречевых функций у дошкольников экспериментальной группы в развитии элементов логического мышления показатели в основном низкие и средние.
Можно выделить ряд показателей недоразвития базовых функций письма детей экспериментальной группы:
— Нарушения речевого развития детей в форме ФФН, обусловленном дислалией (ЭГ-1) и дизартрией (ЭГ-2).
— Недоразвитие тонкой моторики.
— Отсутствие у детей ориентировки на способ действия.
— Недостаточное развитие произвольного внимания, памяти.
— Низкий уровень развития самоконтроля.
Таким образом, результаты обследования показали, что дети с ФФН имеют риск возникновения нарушений письма по ряду факторов, в которые входят недоразвитие речи и неречевых базовых функций. У детей с дизартрией риск возникновения дисграфии выше, чем у детей с дислалией.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предполагает формирование произношения и развитие речи, обучение грамоте, и работу над коррекцией специфических нарушений, связанных с дизартрией.
На основе теоретического анализа литературных источников и практического изучения проблемы нами разработан комплекс мероприятий (6 занятий).
Итогом проведенных занятий стало улучшение речевых и двигательных возможностей детей: они стали более собранными на занятиях, движения стали увереннее, наблюдаются некоторые улучшения в мелкой моторике, которые проявляются в рисунках ребят. Отмечается повышение познавательного интереса и потребность использовать речь как средство общения.
Таким образом, цель работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. — М.: Новая школа. — 1994. — 276 с.
2. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций. — Дисс. на соискание степени канд. пед. наук. — Екатеринбург. — 2002. — 277 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Просвещение. — 1961. — 365 с.
4. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. — М.: Просвещение. — 1989. — 256 с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение. — 1991. — 169 с.
6. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. — Л.: ЛГПИ. — 1978. — 241 с.
7. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 74 с.
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления ...
8. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 — 7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. — 2002. — 160 с.
9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Речь. — 2003. — 330 с.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
11. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. — СПб.: Наука. — 1994. — 266 с.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Медицина. — 2000. — 343 с.
13. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. — М.: Учпедгиз. — 1966. — 201 с.
14. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. — М.: Наука. — 2004. — 233 с.
15. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение. — 1989. — 127 с.
16. Львов М.Р. Основы теории речи. — М.: Издат. Центр «Академия». — 2000. — 248 с.
17. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. — М.: Просвещение. — 1975. — 283 с.
18. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. — М.: Просвещение. — 1973. — 337 с.
19. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Издат. Центр «Академия». — 1999. — С. 223 — 226.
20. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. — СПб.: Питер, 2002. — 254 с.
21. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. — 1952. — № 6.
22. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. — Л.: ЛГПИ. — 1987. — 121 с.
23. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. — М.: Просвещение. — 1973. — 291 с.
24. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. — СПб.: Союз. — 2001. — 173 с.
25. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия». — 1998. — 160 с.
26. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С.Ляпидевского. — М.: Просвещение. — 1963. — 302 с.
27. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Издат. Центр «Академия». — 1999. — С. 319 — 331.
28. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей — дошкольников с нарушениями речи. //Речевые и нервно — психические расстройства у детей и подростков. — Л.: Медицина. — 1987. — 169 с.
Формирование познавательной активности у детей с задержкой психического ...
... важно учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая ... формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Гипотеза нашего исследования: развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению ...
29. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера. — 2003. — 288 с.
30. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М.: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2002. — 224 с.
31. Токарева О. А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз. — 1963. — 237 с.
32. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина. — 1969. — 215 с.
33. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.: ГНОМ и Д. — 2000. — 80 с.
34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М. — 1991. — 44 с.
35. Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. — 1984. — 240 с.
36. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ. — 2002. — 136 с: ил. — (Библиотека практикующего логопеда)
37. Хватцев М.Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз. — 1959. — 198 с.
38. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., испр., доп. — М.: МПСИ МОДЭК. — 2005. — 360 с.