Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Лесосибирский педагогический институт –
Филиал Федерального государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ Педагогики и психологии (заочная форма обучения)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Дошкольная педагогика и психология»
Кафедра психологии развития личности
Межличностные отношения дошкольников
Курсовая работа
Исполнитель:
студент 3 курса ДПиП
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
старший преподаватель
Лесосибирск 2008
Содержание
Введение 3
Разработка электронного учебника «Общая и профессиональная психология»
... функциональное назначение программного средства Электронный учебник «Общая и профессиональная психология» предназначен для самостоятельного изучения учебного материала по данной дисциплине ... обозначение программного продукта Условное обозначение - «Учебник «Общая и профессиональная психология»». 1.4 Разработчики программного средства Разработчиком данного программного средства является студентка ...
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений 5
1.2. Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников 8
1.3. Методы изучения межличностных отношений 11
Вывод 15
Глава ІІ. Исследование межличностного общения детей 6-7 лет
Организация и методы исследования 18
Результаты исследования
Заключение
104-Основные методы исследования межличностных отношений
... психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше ... набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от « ... исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малой группе. Выявляется преобладающий тип отношений ...
Библиографический список
Приложения
Введение
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому его члену «легко дышится « в ней.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются.
Причины, побудившие к проведению исследования способов воздействия по предупреждению проблемных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, серьёзны и актуальны, так как развитие социальной компетентности является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
Несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этом этапе есть возможность преодолеть различные деформации в межличностных отношениях.
Цель курсовой работы: исследовать межличностные отношения дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения как психологический феномен.
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... содержание практического блока 5.Терминологический аппарат научного исследования. Анализ исследовательских методов для получения формулировок определений основных понятий научного исследования 6.Гипотеза. Формулировка гипотезы исследования. Выбор и обоснование методов проверки гипотезы ...
Предмет исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были определены основные задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.
Подобрать методики для исследования межличностных отношений старших дошкольников.
Осуществить констатирующий эксперимент.
Проанализировать полученные данные.
Оформить курсовую работу.
Методы для решения задач исследования и проверки гипотезы использовались:
Анализ литературы;
Констатирующий эксперимент;
Социометрический метод (методика «Секрет»);
Качественный и количественный анализ.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что систематизирован материал по проблемам межличностных отношений дошкольников. Получены экспериментальные данные о межличностных отношениях дошкольного возраста, позволяющие организовывать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками
Структура работы: работа состоит из введения (2 стр.), двух глав (),выводов, приложений: таблицы протоколы обследования детей, диагностический материал, конспекты занятий, консультации, фотоматериал.
Глава I. Межличностные отношения дошкольников
Понятие межличностных отношений
Одной из сторон межличностного общения является его содержательная наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание, и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми, претендуя тем самым на свое особое место в словаре терминов теории межличностного общения.
Уточним смысловое сочетание словосочетания «межличностные отношения», обратившись к составляющим его терминам.
Само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.) [Смирнова, с.61]. в соответствии с этим говорить об «отношении» значить иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий [ , с. 194].
Данный смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву: отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личностей с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.
Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений.
Таким образом, межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей [ словарь петровского, с. 176].
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений.
При проведении анализа проблем межличностных отношений обратим внимание на следующие моменты.
Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).
Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающейся драматическими изменениями чувств и эмоции, неопределенностью, переговорами и т.п., все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.
Единица анализа межличностных отношений – это чувство выступающее как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.
Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга.
Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте.
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:
1) дистанция, или степень психологической близости партнеров, — близкая, далекая;
2) оценка отношений, — позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;
З) позиция партнеров — доминирование, зависимость, равенство;
4) степень знакомства — отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.
У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества — это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции — соперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения власти лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей составляющих пару.
Таким образом, межличностные отношения представляют собой сложное образование. Мы переходим к анализу проблемных форм межличностных отношений дошкольников.
Психологическая характеристика проблемных форм межличностных отношений дошкольников
Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, совсем непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы, выносливости и т.п.
Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько ребенок принят ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.
Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников. См. табл. №1.
Таблица 1
Позиции |
Активные формы |
Пассивные формы |
Результат воздействия |
|
Непосредственное воздействие на противоположную сторону |
Опосредованное воздействие на противоположную сторону |
|
|
Доминирование отрицательное положительное |
Требование, наставление, манипулирование, предупреждение. Физические и словесные угрозы, оскорбления, драка, месть
|
Обращение к третьему лицу с требованием уговорить, объяснить, выполнить для усиления своего авторитета. Обращение к третьему лицу с требованием заставить, подавить, наказать. |
Терпение Игнорирование |
Сглаживание конфликта Обострение конфликта |
Равенство |
Установление очередности, компромиссное решение, объяснение, предложение, договор, жребий. |
Обращение к третьему лицу с просьбой рассудить, оказать помощь, разрешить ситуацию |
Отказ от сотрудничества. |
Разрешение конфликта. |
Подчинение |
Установки, согласие, подчинение. Плач, демонстрация обиды, протестные реакции. |
Обращение к третьему лицу с просьбой защитить, оградить. Жалоба, обращение к третьему лицу с требованием заступиться. |
Уход. Внутреннее переживание обиды.
|
Сглаживание конфликта. Обострение конфликта. |
Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
1.3. Методы изучения межличностных отношений
Изучая взаимоотношения между детьми, психологи обычно используют несколько методов.
Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей.
Наблюдение — один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, рефентометрический метод, методы исследования личности.
Социометрическая методика – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы [ с. 365].
Основой проведения социометрического опроса является вопросник, который составляется в соответствии с конкретными условиями исследования межличностных отношений.
Референтометрический метод – способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Под референтными отношениями предполагаются те отношения, с которыми субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и реализуя в своем поведении эталоны, нормы и ценности объекта или ориентируясь на них [ с. 302].
Методы исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) [ с.181].
Нас же интересует система личных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в целом, и поэтому в основу констатирующего эксперимента взят социометрический метод.
Основатель социометрии в зарубежной психологии и социологии американский психолог Дж. Морено после появления в 1934 году книги «Кто выживет?» [ с. 70].
За последние десятилетия в современной отеческой психологии возникла обширная (и уже почти необозримая) социально-психологическая, психолого-педагогическая и педагогическая литература, так или иначе связанная с социометрией.
Это, прежде всего работы, посвященные детским группам и коллективам на всех возрастных этапах (Т. Е. Конникова, Л. И. Уманский, А. В. Киричук, Т. А. Репина).
Серьезные исследования, связанные с методологическим анализом концептуального и методологического аппарата социометрии, проведены в последние годы в Москве (НИИ общей и педагогической психологии и кафедра социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова).
Социометрические приемы широко используются в ряде специальных областей психологии: психологии спорта, военной психологии, патопсихологии и олигофренопедагогике, психиатрии и психотерапии. Описание социометрических методов вошло в инструкции по проведению социально-психологических исследований на промышленных предприятиях, в вузовские программы по общей, детской и педагогической психологии, в учебники и учебные пособия. Накоплен огромный эмпирический материал, который нуждается в систематизации и осмыслении [ , с. 71].
Освоение социометрии как экспериментального метода изучения социально-психологических явлений имело большое значение для становления нового подхода к их анализу в целом (Дж. Морено).
Социометрические приемы постепенно начали использовать в различных областях социальной психологии и педагогики. Социометрия позволяет увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. В этом можно усмотреть существенное «ограничение» социометрической методики.
Наиболее характерная особенность данного метода – это наличие ситуации контролируемого выбора. При социометрическом опросе используется, говоря словами В. Н. Мясищева, тяготение одного человека к другому, которое выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д. При этом словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека [ , с. 72].
Четкое понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных.
В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методических подходов.
На первом этапе, который можно назвать собственно социометрическим, изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты взаимоотношений, вскрывается статусная структура группы.
Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики межличностных отношений — важные диагностические показатели общего состояния внутригрупповых процессов. Однако для того, чтобы выявленные в социометрическом исследовании параметры могли служить целям диагностики, требуется еще и длительная экспериментальная работа.
Задача второго этапа изучения внутригрупповых взаимоотношений — установить закономерные связи между выявленными структурно-динамическими показателями и содержательными личностными и групповыми характеристиками. С этой целью традиционные социометрические индексы соотносятся с результатами, полученными посредством других социально-психологических методов (как-то: специфические опросные методы, тесно связанные с социометрией, выявление ценностно-ориентационного единства группы, «референтометрия», выявление мотивационного ядра выбора и т. п., а также прямые наблюдения и инструментальные несоциометрические процедуры).
В итоге таких сопоставлений неопределенная информация, содержащаяся в социометрических индексах, обретает собственно психологический смысл. Продолжая нашу аналогию, стоит вспомнить, что сам факт повышения температуры тела или изменения состава крови хотя и указывает на наличие в организме воспалительного процесса и сигнализирует таким образом о каких-то патологических процессах (что исключительно важно само по себе), но при этом еще почти ничего не говорит о локализации и причинах обнаруженных изменений.
Точно так же нельзя допускать ошибку, которая, к сожалению, часто встречается, особенно в прикладных социально-психологических исследованиях с применением социометрии: проведя социометрический опрос и получив ряд количественных показателей, малоквалифицированный исследователь порой считает, что получил полную картину взаимоотношений, которая дает ему право выдавать практические рекомендации и производить дифференцированную диагностику коллектива. На самом деле серия социометрических опросов — это только начало социально-психологического исследования. Оно может завершаться на определенном временном этапе такой же серией опросов. В этом случае данные заключительного этапа могут диагностировать изменения, которые произошли под влиянием управляющих воздействий. Однако выбор целей и средств таких воздействий нельзя прямо выводить из социометрических показателей. Они должны быть выбраны в результате сопоставления данных первого и второго этапов социально-психологического исследования.
На третьем этапе в результате проведенных диагностических процедур планируются и осуществляются «терапевтические» действия педагогов и воспитателей, улучшающие, стабилизирующие межличностные взаимоотношения.
Так как предметом констатирующего эксперимента являются межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста, и мы не ставим целью коррекцию непопулярности ребенка в группе сверстников, то остановимся на первом этапе социометрического исследования.
Вывод
Под межличностными отношениями мы понимаем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
Изучая взаимоотношения между детьми, психологи обычно используют несколько методов. Нас же интересует система личных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в целом, и поэтому в основу констатирующего эксперимента взят социометрический метод.
Социометрическое исследование состоит из трех этапов. Мы проведем первый этап, на котором изучим преимущественно структурно-динамические аспекты отношений детей.
ГЛАВА II. Исследование межличностных отношений
детей 6 — 7 лет.
2.1. Организация и методы исследования межличностных отношений дошкольников.
Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
Положение детей в группе в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых членов своей группы.
Цели применения социометрических исследований
Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, выявить “социометрические позиции”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования; а также обнаружить внутригрупповые “союзы”.
Средний коэффициент взаимности может свидетельствовать о том, что в группе детей связывают довольно устойчивые взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент взаимности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе.
Он может быть показателем действительного единства детей на основе совместной деятельности, направленной на выполнение общих дел: уход за животными и растениями, уборка игрушек, помощь воспитателю в сервировке стола.
Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей относятся к комфортной группе, с ними хотят играть, общаться.
Основным направлением работы педагогов по формированию межличностных отношений может стать выработка системы положительных оценок сверстников. Конечно, коррекционная работа должна быть индивидуальной, и, данном случае, ориентированной на ликвидацию каждой причины непопулярности и повышение социального статуса детей.
Таким образом, социометрическое исследование помогает увидеть скрытую от непосредственного наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения и которым необходима поддержка и помощь педагога.
Социометрическая матрица Таблица 2
имя выбираемых детей |
Света Т. |
Рома Б. |
Данил Д. |
Олег О. |
Саша Ч. |
Злата Ч. |
Аня К. |
Арина Г. |
Виталя П. |
Марина Б. |
Костя Б. |
Ваня М. |
Руслан Н. |
Сережа И. |
Марк Г. |
Слава Я. |
Алина К. |
Наташа И. |
Женя С. |
Алена К. |
Ефим Я. |
Данил Д. |
Вова Г. |
Никита К. |
Оля П. |
имя выбирающих детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
СветаТ. |
1 |
|
|
|
|
|
Ф |
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Рома Б. |
2 |
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
Данил Д. |
3 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Олег О. |
4 |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Саша Ч. |
5 |
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Злата Ч. |
6 |
Ф |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аня К. |
7 |
Ф |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
Арина Г. |
8 |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виталя П. |
9 |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
Марина Б. |
10 |
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
Ф |
Костя Б. |
11 |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
Ваня М. |
12 |
|
|
+ |
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руслан Н. |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сережа И.
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Марк Г.
|
15 |
|
|
Ф |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слава Я.
|
16 |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алина К.
|
17 |
|
|
|
|
|
Ф |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наташа И.
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
Женя С.
|
19 |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алена К.
|
20 |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
Ефим Я.
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Данил А.
|
22 |
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Вова Г.
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Никита К.
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Ф |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оля П. |
25 |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество выборов |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
2 |
6 |
2 |
— |
6 |
3 |
1 |
2 |
— |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Количество взаимных выборов |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
— |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
— |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
— |
— |
1 |
1 |
1 |
1 |
2.2. Результаты исследования межличностных отношений детей.
Исследование проводилось в подготовительной к школе группе в МДОУ детский сад № 5 г. Енисейска.
Дата проведения исследования: с 18 по 26 февраля 2008 года.
Социометрия.
Цель: Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада
Подготовка исследования.
Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.
Проведение исследования.
Исследование проводится с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных прошу по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы.
Инструкция.
«Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе».
Далее ребенку даю 3 картинки и говорю: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».
При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть»
После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашиваю:
«Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорю: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываю, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена
Обработка данных.
Подсчитываю число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных»,
и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе.
Данные заносятся в таблицу. Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф.
Определение положения детей в группе.
Сравнительный анализ количества выборов.
На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка, и все дети распределяются по условным статусным категориям:
В группе обследовано 25 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
«Предпочитаемые» — 6 – 7 выборов имеют 4 ребенка;
Это Рома Б., Марина Б., Ваня М. и Слава Я.
Эти дети получили наибольшее количество выборов. При беседе с детьми о выборе партнера выяснилось, что дети их ценят за такие качества, как доброта, умение играть дружно, придумывать интересные игры, не обижать друг друга. Марине Б. и Славе Я присуще доброжелательность и уступчивость; Рома Б. и Ваня М. – заботливые и чуткие дети.
«Предпочитаемые» дети отличаются легким характером и развитыми коммуникативными умениями.
«Принятые» — 3 — 5 выборов имеют 12 детей.
Это дети, которые могут принять игру, взять на себя роль, в основном, второстепенную, этих детей выбирали в партнеры за умение рисовать, лепить, за хорошее поведение, за внешние качества: аккуратность, опрятность. В результате наблюдений можно сделать вывод, что «принятые» дети отличаются бесконфликтностью: не дерутся, не ссорятся, делятся игрушками. В этой группе детей много взаимных выборов. Например, Данил и Марк всегда играют вместе, Злата и Света любят вместе рисовать, лепить; Аня и Алина вместе приходят в детский сад, дружно выполняют все поручения воспитателя, никогда не ссорятся, помогают друг другу на занятиях.
«Непринятые» — 1 — 2 выбора имеют 7 детей.
У этих детей избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений.
Ефим Я. и Данил А. не отличаются чуткостью и заботливостью; Никита К. и Костя Б. часто бывают агрессивны, не считаются с мнением других детей, в игру их принимают неохотно. В этой группе такие дети, как Руслан К., Алина К., Наташа И., не проявляют особого стремления к общению со взрослыми и сверстниками, у них подчас невозможно обнаружить внимание и интерес к другому человеку, адекватное эмоциональное отношение к поведению других детей.
«Изолированные» — не получившие ни одного выбора — 2 ребенка
Такими являются Женя С. и Сережа И.
Женя С. не испытывает потребность в сотрудничестве и не умеет подчинять свои интересы правилам игры; у него нет постоянных партнеров для совместных игр.
Сережа И. с большим удовольствием ябедничает; непоседлив.
В группе почти ничем не интересуется, не может занять себя интересным для него занятием.
Эти дети редко посещают детский сад, у них не развита речь, не сформированы навыки коммуникативного общения, нет ярко выраженного интереса и желания к совместным играм.
Определение уровня благополучия взаимоотношений в группе.
1. Уровень благополучия взаимоотношений в группе определяется следующим образом: необходимо соотнести число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III— IV).
УБВ высокий при I + II и III 4- IV; т.е. большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях;
средний при I +II = III + IV; когда наблюдается одинаковое соотношение категорий;
низкий — при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Вывод:
1.Исходя из обработанных данных, уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе можно считать высоким, так как большинство детей (64 %) находятся в благоприятных статусных категориях.
2. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории
(он не должен превышать 15 — 20%).
Обследовано 25 детей — 100 %
В IV статусной категории 2 ребенка, т.е.
Индекс изолированности составляет 8 %
3.Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.
Поэтому определяется показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.
Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе.
Определяют коэффициент взаимности (КВ):
КВ = (Р1/Р)100%,
где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 — число взаимных выборов.
Нормативные показатели:
1.Низкий уровень – коэффициент удовлетворенности — 33 % и ниже.
2.Средний уровень — коэффициент удовлетворенности — 34 –49 %
3.Высокий уровень — коэффициент удовлетворенности — 50 – 65 %
4. Сверхвысокий уровень — коэффициент удовлетворенности — 66 % и выше.
Анализ социометрической матрицы для определения КВ:
В группе 25 детей – 100 %
Общее число выборов – 75 (Р)
Число взаимных выборов – 26 (Р1)
Коэффициент взаимности равен:
(26: 75) × 100 % = 34, 6 % (т.е. средний показатель)
На основе определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогрупп в коллективе.
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что межличностные отношения – это только один из видов социального взаимодействия, социально – психологических контактов, которые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком.
Под межличностными отношениями мы понимаем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется. На этом возрастном этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
При исследовании межличностных отношений дошкольников выявлен уровень благополучия взаимоотношений в подготовительной группе, который можно считать высоким, так как большинство детей (64 %) находятся в благоприятных статусных категориях. Высокий уровень благополучия взаимоотношений подтверждает низкий индекс изолированности, который составляет 8 %, средний коэффициент взаимности 34, 6 %.
Экспериментальные данные о межличностных отношениях детей дошкольного возраста, указывают на отсутствие необходимости организовывать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками.
Список используемой литературы:
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо и др. – М., 1984.
Современная психология: Справочное руководство/Под ред. Дружинина В.М. – М., 1999.
Ермолаева М.В. Основы возрасной психологии и акмеологии. – М.: Изд-во «Ось 89», 2003.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.
Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога – психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. (Дошкольное воспитание и развитие).
Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Парыгин Б.Д. социальная психология. – СПб, 1999.
Психология (словарь)/ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., — М.: Политиздат, 1990.
Рогов Е.И. Психология общения. – М. ВЛАДОС, 2004.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. – М.:ИНФРА – М.: Новосибирск:НГАЭиУ, 1998.
Рузская А.Г. развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками// Дошкольное воспитание. 1988. № 2.
Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе// Вопросы психологии. 1994. № 6.
Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии. 1998. № 3.
Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. 1996. № 3.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников – диагностика, проблемы, коррекция. – М.:ВЛАДОС, 2003.
Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников// Вопросы психологии. 2007. № 1.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Смирновой Е.О. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности// Психол. Журн. 1994. № 6.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия». 1999.
Хобсон К.Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — СПб.: Детство-Пресс, 2000.
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.