4452 КРИКИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

отделение заочного образования

факультет коррекционной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «Логопедия»

НА ТЕМУ: «КРИКИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ»

Выполнила:

Студентка III курса группы 352

по специальности логопедия

Савченко Елена Геннадьевна

Проверил:

Кандидат педагогических наук, доцент

Шереметьева Елена Викторовна

Челябинск

2011

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ОНТОГЕНЕЗ МЛАДЕНЧЕСТВА 5

1.1. МЛАДЕНЧЕСТВО КАК ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД 5

1.2 ГРУППА РИСКА ПО ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 10

II. КРИКИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ 14

2.1 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ 14

2.2 РАЗВИТИЕ КРИКА МЛАДЕНЦА 21

2.3 ДИНАМИКА ПЛАЧА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ВВЕДЕНИЕ

Исследования, проведенные в области медицины, психологии установили, что психическая жизнь ребёнка начинается задолго до момента рождения (в пренатальном периоде).

В это время происходит формирование всех видов чувствительности, многочисленные факты свидетельствуют о возможности плода воспринимать звуки и даже отвечать на них движением.

Рождение ребенка — качественный скачок, резкое изменение в ситуации развития. Первый критический период развития ребенка — период новорожденности.

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они помогают ему приспособиться к той или иной ситуации. Детские эмоции влияют и на будущее поведение ребёнка, а также способствуют его социальному и нравственному развитию. В настоящее время в психологии младенчества накоплен значительный фактический материал. Правда, многие сведения носят фрагментарный характер и нередко являются дискуссионными.

Тем не менее, многие ученые, психологи и неонатологи определяют новорожденность и младенчество как основные периоды развития детей, их успешности или неуспешности дальнейшего становления.

Поэтому данная проблема актуальна в современном мире. Несмотря на наличие большого количества исследований в данной области, тема до сих пор остается не достаточно раскрытой и существует много проблем.

Проблеме речевого развития детей с задержкой данного компонента в младенчестве и оценке их криков посвящена данная работа, тема которой: «Крики детей группы риска по задержке речевого развития в младенчестве».

27 стр., 13372 слов

Ы по медицине Диагностика детей группы риска в предшкольный период

... практическим психологам, работающим с дошкольниками, в качестве инструмента своевременной диагностики детей группы риска в предшкольный период. 1.1. Организация, основные этапы и критерии отбора ... сравнительно недавно. К ней относятся дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического или социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных ...

Целью исследования является теоретическое изучение криков детей групп риска по задержке речевого развития в младенчестве.

Объект исследования: реакция новорожденных и младенцев на «физические» и «социальные» звуковые раздражители.

Предметом исследования является изучение причин криков детей в младенческом возрасте и влияние их на задержку речевого развития.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:

• теоретически изучить особенности младенчества как возрастного периода;

• рассмотреть развитие речевой интонационной структуры;

• охарактеризовать причины задержки речевого развития групп риска;

• проанализировать динамику плача детей группы риска по задержке развития речи в первые месяцы жизни.

Методы исследования носят теоретический характер: анализ литературы, обобщение и систематизация данных.

I. ОНТОГЕНЕЗ МЛАДЕНЧЕСТВА

1.1. МЛАДЕНЧЕСТВО КАК ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД

Сведения о психическом развитии младенца уже давно приобрели важное научное значение и широко используются в теоретических дискуссиях и обсуждениях. Вплоть до начала XX века знания психологов о младенце находились на уровне житейских наблюдений, были разрозненны и немногочисленны.

На протяжении первого года выделяются:

1) этап новорожденности (первый месяц жизни), когда происходит первичное становление элементарных контактов с взрослыми;

2) первое полугодие жизни ребенка с общением в качестве ведущей деятельности детей;

3) второе полугодие жизни, где такой деятельностью становятся предметные манипуляции, а общение соответственно преобразуется, принимая «деловую» форму. [2;13]

Период новорожденности — это период с момента рождения до одного месяца. Социальная ситуация развития определяется полной зависимостью от ухаживающего за младенцем взрослого. Личностные умения заключаются в способности активно бодрствовать и появляется перцептивная память.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Родовой кризис обнаруживается как острое жизненное противоречие между пренатальной формой витального единства матери и ребенка (психобиологический симбиоз) и тотальным разрывом связей между ними. Данный разрыв и противостояние двух жизней, с точки зрения В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, должен быть преодолен практически — как совместное простраивание новой формы событийности в новых условиях существования. Взрослый всегда реализует культурно заданную программу ухода за ребенком [4].

В вопросе о длительности родового кризиса и о критериях его преодоления среди медиков и психологов нет единства взглядов. Медики ориентируются на такие объективные показатели благополучного переживания ребенком кризиса рождения, как нормальный прирост веса (на 10—12 день), отражающий приспособление ребенка к новым условиям жизни, и в первую очередь к новому типу питания. Для психологов этот критерий вторичен, а первично включение у ребенка ряда органических систем и их координация (соотнесение) друг с другом.

6 стр., 2681 слов

Особенности психологического развития детей с недостатками речевого развития

... неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи - в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 ... складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка. И в норме, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов завершается ...

Акт рождения — переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Символом начала жизни человека является первый крик новорожденного при появлении на свет. Крик знаменует и важный шаг в развитии младенца: запускается работа основного органа собственной дыхательной системы ребенка, меняется функционирование системы кровообращения. После рождения начинает функционировать пищеварительная система, т. е. переходит от плацентарного к оральному питанию. Происходит становление телесности, так многие физиологические системы начинают работать заново [5]. Уход за ребенком со стороны взрослого уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь ребенка с матерью сменяется связью ребенка : ухаживающими и поддерживающими его близкими.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Ребенок беспомощен в момент рождения и в первые месяцы жизни. Он часто вздрагивает и кричит при внезапных изменениях положения или же воздействии на него, а также в ответ на резкие звуки, яркий свет, толчки кроватки [6] . Приспособиться к новым для него условиям ребенку помогает наследственно закрепленные безусловные рефлексы ? пищевые, защитные и ориентировочные. К ориентировочным относятся такие рефлексы:

• рефлекс «поиска груди» вызывается прикосновением к углам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и вытягивает губы, как будто ищет сосок;

• рефлекс шагания проявляется в том, что когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног создают иллюзию ходьбы;

• при хватательном рефлексе малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче (эффект защелкивания).

Поведение новорожденного ребенка фрагментарно и состоит из небольшого числа элементарных и изолированных рефлексов, физиологических отправлений двигательных внутренних органов. Простые единицы телесного поведения (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы) составляют исходную основу его последующего развития. Атавистические рефлексы (рефлекс Робинзона — «автоматическая походка») вскоре исчезают. Им на смену приходят (уже в первые 10 дней жизни) условные рефлексы.

Новорожденность — период времени, когда ребенок отдалён от матери физически, но связан с ней физиологически. В нем все находится в состоянии негармоничного разлада: у него нет движений в собственном смысле этого слова, эта физиологические отправления двигательных органов. У новорожденных нет поведения, так как отсутствует ориентировка.

Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности: потребности в получении новых впечатлений, в движении, в общении со взрослыми, на их основе осуществляется психическое развитие.

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ...

... регулятором действия в младенчестве при активной роли общения ребенка и взрослого. Когда Е.О. Смирнова объясняет механизм участия общения в развитии произвольной, волевой регуляции действия, она указывает на ... апатия. Эмоционально - волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются как бы ...

Л. С. Выготский выделял три момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного:

u преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения;

u неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения;

u реагирование прежде всего на комплексные эмоционально

окрашенные ситуации, нежели на отдельные ее элементы [2].

Ведущий вид деятельности — непосредственно-эмоциональное общение.

Первый объект длительного сосредоточения — человеческое лицо. Зрительное и слуховое сосредоточение на лице матери возникает важное психологическое реакция — комплекс оживления.

Комплекс оживления — эмоциональная реакция на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения. Возникновения комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчества [33].

Период младенчества длится приблизительно с одного месяца до одного года. «Социальная ситуация» психического развития ребенка этого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», ситуация комфорта. Показателем такой ситуации является положительный эмоциональный фон, который служит условием нормального физического и психического развития ребенка. В случае неудовлетворения жизненно важных потребностей ребенка можно говорить о психической депривации — психическом состоянии, возникающем при понижении количества сенсорных (сенсорная) и эмоциональных стимулов (эмоциональная депривация).

Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает неблагоприятное воздействие на все последующее психическое развитие ребенка.

События первого года жизни (по Эриксону Э.) формирует у ребенка «основу доверия» или недоверия в отношении внешнего мира. Тяжелые последствия недостатков общения в младенческом возрасте (задержка психического развития, недостатки эмоционально-волевой сферы и т. д.) получили название госпитализма. Постоянное сосание пальца, повторяющиеся раскачивания, закрывание лица руками — первые симптомы эмоционального неблагополучия ребенка. Таким образом, ведущая деятельность в младенчестве — эмоциональное общение.

Период младенчества подразделяют на 2 подпериода:

? до 5—6 месяцев — интенсивное развитие сенсорных систем и голосовых реакций;

? от 5—6 месяцев до 12 месяцев — появление хватательных движений и манипулирования с предметами [4].

Акт хватания — первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания. Хватание связано с возникновением предметного восприятия, оно стимулирует указательный жест, — предметно соотнесенный и содержащий в себе зародыш слова. Этот жест сначала понимается другими и позже становится для самого ребенка указанием. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительного восприятия.

2 стр., 963 слов

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики ...

... развитии ребенка, которые обогащают содержание детского сознания и помогают в развитии двигательных структур. 1.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ В первый год жизни ребенка происходит становление эмоциональных ... врожденных реакций до активного младенца. Ребенка, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, ...

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти: первым — является узнавание, к 8 месяцам — воспроизведение. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребенка. Ориентировочные рефлексы младенца перерастают в любознательность и характеризуется этот возраст появлением первых слов, носящего характер указательного жеста. Речь в младенчестве носит переходный характер, она ситуативна, автономна, эмоционально окрашена и понятна только близкому окружению [4].

Таким образом, активность младенца раскрывается как прижизненно формирующаяся у него способность к функционированию в качестве субъекта деятельности — общения, предметных манипуляций, а также познавательной деятельности. Связи же ребенка с окружающими людьми и привязанности к близким взрослым выступают как результат общения, основное психологическое новообразование первой половины младенчества

1.2 ГРУППА РИСКА ПО ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ЗРР — задержка речевого развития — отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.

Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Среди факторов, способствующих возникно…

**************************************************************