Организация социального патронажа

Министерство образования и науки РФ

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин

Организация социального патронажа

семей находящихся в трудной жизненной ситуации

на примере «центра социальной помощи семье, женщинам и детям»

Курсовая работа

Выполнила:

Студентка 2 курса

Заочной формы обучения

Специальности «социальная работа»

Константинова Светлана Викторовна

Научный руководитель:

к.п.н., ассистент кафедры СППД

Мишанина Жанна Юрьевна

Калининград,2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретический анализ организации социального патронажа семей находящихся в трудной жизненной ситуации на примере «центра социальной помощи семье, женщинам и детям».

1.1.Общая характеристика семей находящихся в трудной жизненной ситуации

  1. Социальный патронаж, его направления, виды и функции………………6
  2. Принципы социального патронажа……………………………………….12
  3. Этапы технологии социального патронажа………………………………16

Глава II. Опытно-исследовательская работа по проблеме….

2.1.Организационно-диагностический этап……….

2.2. Интерпретация полученных результатов……….

2.3. Формирующий этап…………………

Заключение……………………….

Список использованной литературы…………….

Приложение………………

Введение

12 стр., 5772 слов

Теории юности. Новообразования юношеского возраста. Социальная ситуация развития

... не принадлежит полностью ни к тому ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, ... является преимущественно "циклоидным", а юность с ее тягой'к самоанализу - "шизоидным" периодами. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит, с этой точки зрения, от степени совпадения ...

В настоящее время пристальное внимание к семье и проблемам семьи со стороны государства не случайно, поскольку вплоть до настоящего времени положение семьи  в Российской Федерации можно охарактеризовать как тяжелое. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Поэтому серьезная социальная поддержка и защита семьи, сегодня жизненно необходима, что в полной мере осознается на самых верхах государственной власти.

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. в такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей — инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию на реализацию социализирующего потенциала.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

Под термином «социальное обслуживание» мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в современных условиях.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... -реабилитационной программы. Семья Обеспечение оказания своевременной юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической помощи в воспитании, образовании и развитии подопечных детей Патронаж. Общение с ... Актуальность вопроса обусловлена усилением внимания государства и общества к проблемам социального сиротства и международного усыновления российских детей в связи с принятием ...

Одним из основных видов социального обслуживания является социальный патронаж. Поэтому тема данной работы актуальна, так как социальный патронаж является важной составляющей общей государственной системе помощи семье.

В настоящее время проблемами изучения социального патронажа занимаются следующие исследователи: Алексеева Л.С.. Осипова И.И., Панов А.М., Мардахаев Л.В., Холостова Е.И., Басов Н.Ф.

Объект исследования — содержание деятельности по организации социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям.

Предмет исследования — организация социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям.

Цель исследования — изучение проблемы : «Организация социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям».

Задачи конкретизированы следующим образом:

  • Проанализировать литературу по проблеме: «организация социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям»;
  • Изучить основные направления, виды и функции социального патронажа;
  • Изучить основные принципы социального патронажа;
  • Проанализировать этапы технологии социального патронажа.

В основе нашей работы положена гипотеза — эффективность работы специалиста по социальной работе по организации социального патронажа зависит от:

  1. Знания направлений, видов и функций социального патронажа;
  2. Знания принципов социального патронажа;
  3. Владения технологией социального патронажа.

Глава I Анализ литературы по теме «Организация социального патронажа на примере «центра социальной помощи семье, женщинам и детям»»

1.1Социальный патронаж, его направления, виды и функции.

Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизировать, и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении детей и семей социального риска. Оно включает в себя такие виды патронажа как социальный, медико-социальный, социально-психологический, социально-педагогический, социально-экономический выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление базируется на характере объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины), социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей-алкоголиков) и т.д.

7 стр., 3448 слов

Анализ деятельности МКУ ‘Центр предоставления дополнительных ...

... производственной (преддипломной) практики Учреждение: МКУ "Центр предоставление дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан г. Тамбова" Адрес: г. Тамбов, ... учреждениям или объединениям социальный центр помощь услуга 2.Изучить специфику работы учреждения (организации, объединения). 3.Изучить формы, методы и технологии работы в социальных центрах. .Составить общий ...

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной и критической ситуации, сложившийся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т.е. использую комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного — с одной стороны, и психологического и психосоциального с другой.

Медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит и от категории этих клиентов. Он включает в себя доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений, т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико — социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

социально — психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентом альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию, действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым социальный патронаж семьи предполагает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж предусматривает всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы. силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные возможности, а также ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает в себя следующие направления:

13 стр., 6343 слов

Медико-социальная помощь семьям "группы риска"

... подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей. Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих ...

  • информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
  • прямое вмешательство в ситуацию;
  • заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
  • непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
  • контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальный учетных карточках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальттерапия; тренинги (например позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, дипривированного материнства и т.д.); педагогического посвящения родителей, обучение социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

  • на уровне клиента — его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и ближайшего окружения;
  • уровне содержания патронажной работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
  • Уровне методов патронажа- использование не только традиционных путей оказания помощи, но специальных дополнительных «обходных», а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и «пошаговой» помощи, включающей в себя формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
  • уровне организации — систему патроната, т.е. особую форму организации среды в отношении с клиентом и к самому клиентку, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
  • уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержке целого ряда специалистов ( по горизонтали) и ведомств организаций и учреждений за пределами социальной службы ( по вертикали);
  • уровне продолжительности работы — пролонгацию процесса оказания помощи и поддержки выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);
  • уровне кадрового обеспечения деятельности системы патроната и проведения патронажа — принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работ специалиста — универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фаситатора, коммуникабельного общительного человека, готового работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы.
  • Уровне определения круга лиц, участвующих в патронаже средствами социальной работы, — обязательное их расширении и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтеров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.

Рассмотрим функции социального патронажа, которые выделяет Л.С. Алексеева:

9 стр., 4453 слов

Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы

... Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал. Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы 1.1 Понятие и причины девиантного поведения Оценка любого поведения подразумевает его сравнение ... неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании. Цель работы – анализ ...

  • изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);
  • комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;
  • обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана

1.2 Принципы социального патронажа

Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков выделяют следующие принципы социального патронажа:

  • системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;
  • комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;
  • оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;
  • укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;
  • приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;
  • уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения).

    7 стр., 3443 слов

    Технология социального патронажа

    ... разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов; • оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся ...

    Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

  • объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;
  • дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;
  • адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
  • взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;
  • разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;
  • создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

8 стр., 3576 слов

Социальный работник и клиент

... социальному функционированию. Клиенты социальных работников Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной ... поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, ... Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и ...

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий.

1.3. Этапы технологии социального патронажа.

Рассмотрим стадии процесса социального патронажа по Панову А.М.:

  1. Постановка социального диагноза — выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
  2. Вмешательство патронажной службы и с ее помощью — других социальных служб в семейную ситуацию.
  3. Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.
  4. Проблемный анализ — совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.
  5. Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.
  6. Социальная терапия — непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.
  7. Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.
  8. Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема — это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти).

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов). Подготовка социальных работников основана ... выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении ... месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта ...

Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.

Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.

Постановка социального диагноза

В практике патронажных служб, достигающих наибольшего результата в своей деятельности, имеет место серьезная подготовка патронажных работников к знакомству с семьей группы риска. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.

Безусловно, сбор информации продолжается и в процессе патронажной работы, на стадии целенаправленного изучения социальной ситуации объектов патронажа.

По мнению наиболее опытных сотрудников патронажных служб, первичная информация о семье должна отвечать следующим требованиям:

  • наличие данных об имеющихся проблемах, которые следует решать в первую очередь, что дает возможность последовательно выполнять намеченные планы;
  • использование разных каналов поступления информации, ее систематизация и упорядочение. При этом сведения не должны основываться только на эмоциональных впечатлениях самих патронажных работников, они должны быть максимально многоплановыми и разносторонними, а главное — объективными;
  • адекватность и направленность на решение тех проблем семьи, в которых сфокусированы ее основные трудности (реальная полезность информации; излишние сведения только мешают объективной оценке и свидетельствуют о бесполезной трате времени).

    Исходная информация необходима, но не достаточна для социального диагноза. Его постановка на практике также имеет свои этапы.

Прежде всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:

  • общие сведения о семье и их анализ;
  • характеристика межличностных отношений в семье и ее взаимодействия с социальным окружением;
  • факторы, определяющие все отношения семьи и их предварительный анализ.

Далее опытные патронажные работники сосредотачивают внимание на получении ответов на вопросы, помогающие уточнять первичный социальный диагноз, собрать информацию для разработки патронажной программы.

Курсовая работа I глава — Стр 2

Вмешательство в ситуацию клиентов

Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.

Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:

  • тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям экстремального характера, к выбору саморазрушающих форм поведения типа попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;
  • резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
  • глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.

Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, — это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.

Изменение мотивации клиентов

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи — нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.

Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

Проблемный анализ

Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка — социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.

Эта стадия патронажа логически связана с ее первой стадией — постановкой социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокого проникновения в причинно-следственные связи, детерминирующие кризисное состояние семьи или ребенка.

Опыт патронажных служб доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью — один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений» (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.

Особенность этой стадии некоторые патронажные службы видят в том, что наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также и одновременное воздействие и построение системы отношений, когда клиент сам стремится довести до патронажного работника какую-либо информацию о себе и своей ситуации.

Установление договорных отношений

После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения доминирующей проблемы, на которой следует сконцентрироваться патронажной службе, начинается этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т. е. заключение договора (или контракта) — формального или неформального, как уже отмечалось выше.

Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним — качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.

В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей — социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т. д., какие ведомства могут быть подключены.

Социальная терапия

Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.

В практике имеют место самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других).

Алексеева Лариса Семеновна в процедуру социального патронажа включает следующие действия

а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;

б) оказание конкретной (при необходимости — оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;

в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;

г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем).

Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов — формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.

Осипова И.И. предлагает следующий алгоритм дальнейшего взаимодействия специалиста с клиентом-семьей:

1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.

2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.

3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.

4. Контроль за выполнением соглашения.

5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.

6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.

7. Подведение итогов работы.

8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.

9. Прощание с клиентом.