13. Коммуникативная сторона общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука­занная сложность феномена общения требует выделения отдель­ных его составляющих, описания структуры. Существует не­сколько подходов к структурированию общения. Одним из час­то употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения — коммуникативную, инте­рактивную и перцептивную.

Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

Коммуникативная сторона общения

Общение, как обмен информацией. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различ­ными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассмат­ривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия­нии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального).

Проанализируем эти особенности подробнее.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межлично­стного общения характерен механизм обратной связи. Содер­жание данного механизма состоит в том, что в межличност­ной коммуникации процесс обмена информацией как бы уд­ваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит све­дения о том, как реципиент воспринимает и оценивает пове­дение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обрат­ную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого обычно используются различные риторические вопро­сы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказатьему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

8 стр., 3981 слов

Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей третьего года жизни

... «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, ... развития 1.1 Мотивы и формы общения общение невербальный ребенок коммуникация Речь относится к числу ... года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно ... развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, он нередко сопровождает действия ...

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания партнерами. То есть в меж­личностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту).

Коммуникативный барьер — это психологическое препятст­вие на пути адекватной передачи информации между партнера­ми по общению (см. выше).

Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются харак­тером психологической установки, возникающей у коммуника­тора по отношению к реципиенту. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху—вниз», в случае диалогического — установка на равнопра­вие. Установка «сверху—вниз» предполагает не только подчинен­ное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слуша­тель внимает и некритически впитывает информацию. Предпола­гается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенно­му вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установке слушатель воспринимается, как активный участник коммуникативного про­цесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе об­щения собственное мнение. Соответственно различаются и пози­ции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного диало­гического типа. В первом случае слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором — вынужден заниматься актив­ным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу. Наблюдаются различия ив организации коммуникатив­ного пространства: 1) при авторитарной — все участники видят только лектора; 2) при диалогической — и коммуникатора, и друг друга.

12 стр., 5626 слов

Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной связи населения и власти (на примере деятельности региональных органов власти)

... каналы коммуникации в процессе организации обратной связи населения и власти (на примере деятельности региональных ... непосредственно разговора. При этом активным коммуникатором, предлагающим провести оценку работы оператора, ... Тюменской области есть возможность интерактивного общения населения и органов власти. ... эти каналы обслуживания населения с точки зрения их организации. Очное обслуживание ...

Информация как таковая может быть двух типов: побуди­тельная и констатирующая. Побудительнаяинформация прояв­ляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана сти­мулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в задан­ном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или наруше­ние некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время ком­муникативного процесса: открытую (когда коммуникатор от­крыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зре­ния); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не ис­ключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто);закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зре­ния, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, на­строениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлия­ния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их це­ли, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Яв­ляясь универсальным средством общения, речь приобретает значе­ние только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление дру­гих — неречевых — знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семан­тикой, т.е. смыслом поступков (В.Г.Ананьев).

13 стр., 6030 слов

Сихика, поведение и деятельность. Мотивация деятельности.

... себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера ... как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура ... Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными ...

Иначе говоря, пол­нота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.