13. Структура коммуникативной компетентности

Психология менеджмента

  1. Объект и предмет психологии менеджмента

Объект управленческой психологии — отношения людей в организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Предмет управленческой психологии — совокупность психических явлений и отношений в организации (лидерство, психологический климат, психология общения, психологические особенности трудовой деятельности, теория личности и т.д.)

  1. Субъект и объект деятельности менеджера

Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации для реализации ее целей и задач. Отличительной чертой субъекта является то, что им могут выступать только люди, что отличает его от объекта менеджмента

Объект — все то, на что направлены управленческие решения субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации целей. Объект ограничен не только людьми, к нему можно отнести ряд факторов, ситуаций, имеющихся в организации и оказывающих влияние на нее.

  1. Личность менеджера

Менеджер – это специалист высокого класса, призванный руководить людьми, управлять делами организации или его подразделения. Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

• к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

• к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

• к руководителю по отношению к подчиненным;

• к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

В теории и практике менеджмента понятие «менеджер» имеет собирательное значение. В организации (компании, акционерном обществе, фирме, предприятии и т. п.) действуют три категории менеджеров: первого уровня, среднего уровня и высшие менеджеры. К первой группе относятся: бригадиры, мастера, руководители участков, лабораторий, т. е. начальники подразделений, непосредственно руководящие рабочими группами или отдельными специалистами. К менеджерам среднего звена относятся руководители цехов и других крупных подразделений, директора производства, коммерции. Высшие менеджеры – это председатель правления, члены Совета директоров, президент компании и вице-президенты. Они несут ответственность за координацию деятельности фирмы в целом и за руководство основной деятельностью различных подразделений компании.

13 стр., 6012 слов

Лекция №1 Предмет и объект психологии управления

... Неправомерна существующая тенденция отождествлять психологию управления с менеджментом, как системой способов управления ... организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта ... обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня. Руководитель должен быть незаурядной личностью, ...

Какими личностными качествами должен обладать современный менеджер?

Известный психолог JI. И. Уманский в структуре организаторских способностей выделяет основные свойства личности:

1) организаторское чутье (в качестве составных частей этого свойства рассматриваются: психологическая избирательность – понимание психологических особенностей и состояния других людей, способность запоминать людей и их поступки; практический психологический ум – способность распределять задачи в зависимости от индивидуально-психологических особенностей людей; психологический такт – способность быстро найти необходимый тон в обращении с людьми);

2) способность специалиста оказывать эмоционально-волевое воздействие (оно включает в себя энергичность – способность человека заряжать своей энергией окружающих его людей, взыскательность – требовательность, критичность и доброжелательность);

3) склонность к организаторской деятельности;

4) способность видеть перспективу.

  1. Темперамент менеджера

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные

для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности

реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические

проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и

мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.

Основные свойства темперамента

Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов практический интерес

представляют четыре его разновидности: Сангвиник, Холерик, Меланхолик,

Флегматик.

Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные

качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и

легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно

действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания,

высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к

юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро

найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к

духовному обогащению и самовоспитанию.

К недостаткам можно отнести упрямство и раздражительность в

ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в

опасных условиях.

Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции,

подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление

быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях

действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность.

В общественной работе проявляет большую активность, критичность,

инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко

2 стр., 804 слов

Контрактный метод работы в ТА, условия контрактов, виды контрактов.

... Клиент дол­жен понять условия контракта и обладать физическими и умственными способностями для его осуществления. Терапевт ... Например, клиент отрабатывает количество часов, работая секретарем, менеджером. 3. Компетентность. Терапевт должен обладать определенными профессиональными ... 2. Адекватная компенсация. Основной вопрос - гонорар за работу терапевта. Он может опре­деляться в виде почасовой ...

устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству,

чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.

К недостаткам можно отнести неуравновешенность и несдержанность, грубость и

бестактность, самонадеянность и зазнайство. Холерик может быть источником

конфликтов и напряжений в подразделении.

Менеджер с меланхолическим темпераментом обладает высокой

чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием

приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением

выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо

справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в

постоянной готовности к действиям. Вместе с тем к него наблюдаются такие

недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность,

склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и

раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность,

и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового

задания, с большим трудом его выполняет.

Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и

работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение

терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, в сложных условиях действует

бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает,

стремится до конца выполнить намеченное.

Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и

навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не

стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на

критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с

предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен.

Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с

одного задания на другое.

5. Характер менеджера

Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, его характером, способностью к выполнению управленческой работы и «внешними данными». Так как очень трудно установить все черты характера, которые важны для менеджера, можно попробовать назвать основные. К таки, вероятно, можно отнести самостоятельность мышления, инициативу, целеустремленность. Эти черты характера в определенной степени определяются возрастом менеджера, что доказывают результаты многочисленных психологических исследований за рубежом. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха. Под «внешними данными» руководителя понимаются такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой ... эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами ...

6. Понятие психологической компетентности менеджера

Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Формами реализации психологического сопровождения и поддержки выступают психологическая подготовка (просвещение, обучение), методы интенсивной групповой и индивидуальной психологической работы (в рамках учебных занятий и заданий).

7. Структура психологической компетентности менеджера

Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

  • социально-перцептивной компетентности (знание людей, в основе которой наблюдательность и проницательность)
  • психологической (закономерности поведения, деятельности и отношения человека, включенного в профессиональную группу);
  • аутопсихологической (самопознание, самооценка, саморегуляция, самоэффективность)
  • ; коммуникативной (знание о различных стратегиях, методах эффективного общения); психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).

8. Социально-психологическая компетентность.

Анализ выполняемых менеджером функций, ролей, а также видов активности позволяет заключить, что менеджерам необходима социально-психологическая компетентность, под которой подразумевается:

1) способность понимать самого себя (что предполагает осознание собственных мотивов, возможностей в сфере общения, поведенческих паттернов);

2) способность понимать других людей (что предполагает понимание потребностей, мотивов других людей, их особенностей поведения, используемых психологических защит);

3) способность понимать взаимоотношения людей (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, складывающиеся в процессе общения отношения, осознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей);

4) способность прогнозировать межличностные ситуации (что невозможно без развития всех вышеописанных способностей, а также требует знаний о помехах взаимопонимания и использования конструктивных коммуникативных приемов).

  1. Понятие коммуникативной компетентности

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни она обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... в мышлении. Все перечисленные выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна ... из этих способностей, то у него доминирует ...

 Причинами плохой коммуникации могут быть:

1) стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

2) предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;

3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

4) отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;

6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

7) неверный выбор стратегии и тактики общения.

 

10 Понятие эмоционально-волевой компетентности

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровеньэмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

11 Понятие интеллектуальной компетентности

Интеллектуальная компетентность – это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности.

12Понятие карьерной компетентности

Карьерная компетентность, способность четко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с ним эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения.

Коммуникация:

  • функция управления
  • поведение руководителя
  • ряд явлений и закономерностей, возникающих в ходе общения и межличностных контактов
  • исключительные механизмы, обеспечивающие контакты между людьми

К основным коммуникативным явлениям относятся::

Заражение — это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Мера заражения зависит от уровня развития личности

Внушение процесс воздействия на другого человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичным восприятие этим человеком информации, реализации ее, отсутствием целенаправленного понимания, анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Имеет навязчивый характер.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Убеждение – в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического рационального обоснования добиться добровольно осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие.

Подражание – следование какому – либо образцу.

Психологическими механизмами этих явлений являются следующие коммуникативные процессы:

Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Идентификация – процесс уподобления себя другому.

Атрибуция – причинное приписывание. Процесс причинного объяснения поступков, мыслей, высказываний других людей.

Аттракция – процесс формирования эмоционального отношения к воспринимаемому человеку. Установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу.

14. Структура эмоционально-волевой компетентности

— способность контролировать, поддерживать, регулировать различные эмоционально-волевые состояния:

  • Совокупность знаний о психических состояниях
  • Знания о личных состояниях
  • Совокупность знаний о проф-психических состояниях
  • Умения и навыки регулировать психические состояния

Эмоция – одна из форм психического отражения, состоящая в переживании явлений и ситуаций, обусловленных соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта.

Воля – сознательная саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Структура:

  • Осознание цели и возникновение желания её достичь
  • Борьба мотивов
  • Реализация выбранного решения

Волевое усилие – преодоление себя, специфическое напряжение. Связано с преодолением импульсивных сильных желаний и потребностей, осознанная ориентация на достижение цели.

Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления внешним воздействиям.

Наиболее значимые волевые свойства: решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, самостоятельность.

Производные от этих свойств: смелость, стойкость, дисциплинированность.

15. Cтруктура интеллектуальной компетентности

Интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство) как способность создавать условия для нахождения подчиненными лучших вариантов решений задачи и оптимальных вариантов поведения. Это степень умения заставлять подчиненных сотрудников думать и решать нестандартные задачи. Наборы профессиональных и личностных критериев:

  • способность к проблематизации
  • синтетические способности
  • нестандартность мышления
  • способность работать с большим объемом информации
  • способность систематизировать информацию

16 Структура карьерной компетентности

— знания, умения и навыки, позволяющие планировать и реализовывать карьерный профессиональный рост.

Карьера – это не столько продвижение по должностным ступеням, сколько процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях проф. деятельности.

Мотивационные особенности карьеры:

  • Статусное продвижение в организации
  • Профессиональное развитие
  • Автономия
  • Безопасность
  • Творчество

Демотивация карьры:

5 стр., 2422 слов

Память как психологический процесс,круг явления памяти

... закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. На первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности, и значительно меньше внимания ... требует ее эффективного усвоения,. В связи с этим у менеджера могут возникают проблемы с памятью. Сложность работы менеджара обусловлена тем, что он призван руководить ...

  • Растерянность
  • Оборона
  • Надежда
  • Потеря готовности к сотрудничеству
  • Окончательное разочарование

17. Коммуникативные явления: заражение, внушение, убеждение, подражание

Заражение — это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Мера заражения зависит от уровня развития личности

Внушение процесс воздействия на другого человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичным восприятие этим человеком информации, реализации ее, отсутствием целенаправленного понимания, анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Имеет навязчивый характер.

Убеждение – в отличие от внушения, построено на том, чтобы с помощью логического рационального обоснования добиться добровольно осознаваемого согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие.

Подражание – следование какому – либо образцу.

18. Коммуникативные процессы: эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция, рефлексия.

Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — проникновение в эмоциональные и иные состояния другого человека, постижение их. Это — особый способ понимания внутреннего мира другого, основанный не столько на рациональном его осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликнуться и вникнуть в его проблемы.

Идентификация как коммуникативный процесс буквально означает уподобление себя другому. Действительно, одним из самых простых способов, механизмов понимания другого является именно уподобление себя ему. Понять партнера можно лучше всего, встав мысленно на его точку зрения.

Процессы атрибуции позволяют «перекинуть мост» от восприятия коммуникативной информации к ее осмыслению и являются, поэтому одним из основных регулятивных средств, обеспечивающих эффективность коммуникации. Атрибуция — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.

Процесс аттракции, обеспечивает формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, в частности к партнеру по коммуникации. Аттракция дословно означает привлечение, притягивание. Это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, и одновременно продукт этого процесса, т.е. некоторое качество коммуникативного отношения. В результате процессов аттракции складывается система социальных установок, частично стереотипизированных.

Рефлексия определяется в психологии и как особый психический процесс, и как свойство личности, и как психическое состояние. Как специфическая для человека способность, рефлексия — это принципиально присущая ему возможность восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира. Это — способность к самоотражению своей психики, что является основой свойства и феномена сознания. Как состояние, рефлексия характеризуется погруженностью человека в свои мысли и чувства, его отстраненностью от окружающих событий и явлений.

19. Вербальные и невербальные средства коммуникации

9 стр., 4066 слов

Трудовая деятельность человека

... общества (рис.2). Рисунок 2 - Характеристика деятельности Основные формы деятельности: игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд. Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, ...

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

  • речевому (вербальному)
  • неречевому (невербальному)-мимика, жесты.

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Речь бывает:

  • внутренняя (внутренний голос)
  • внешняя (устная — общение, письменная.)

20. Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Существуют следующие социально – перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: 1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта 2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. 

21. Роль эмоций и чувств в деятельности менеджера

Эмоции и чувства– это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Однако именно эмоции лежат в основе так называемого дара убеждения, которым владеют хорошие менеджеры. Однако эмоции необходимо держать под строгим контролем, иначе может пострадать логика. Необходимо спокойно подумать. Вместо того, чтобы, горячась, убеждать противоположную сторону в неправоте, менеджеру следует объяснить, почему он относится к подчиненному так, а не иначе. Известно, что гнев — плохой советчик. Если кто-нибудь обошелся с вами несправедливо, не спешите ему отплачивать той же монетой, «включите рассудок».

Не следует идти на поводу у своих чувств. Обдумав все и успокоившись, можно смело высказывать свои претензии и замечания, если вы считаете их обоснованными.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах ... удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью ...

В деятельности менеджера эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое значение они приобретают для коммуникативной деятельности: человек, способный от­кликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.

22.Роль воли в деятельности менеджера

Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. В зависимости от степени развития волевых процессов и того, какую роль они играют в личностной организации, различают тот или иной уровень волевых свойств личности. К числу наиболее значимых среди них обычно относят самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание. Производными от них, но имеющими более общий характер являются также свойства дисциплинированности, смелости, стойкости.Что не мало важно в управленческой деятельности.

23. Роль внимания в деятельности менеджера

В трудовой деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые в связи с содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность. Знания позволяют подмечать такие детали в предметах или мыслях, мимо которых проходит неспециалист. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.

24.Роль памяти в деятельности менеджера

Память — это психический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира. Способность менеджера хранить свой индивидуальный жизненный опыт является существенной стороной его психической характеристики, что непосредственно отражается на его профессиональной деятельности.

Память бывает:

  • Краткосрочная
  • Долгосрочная
  • Оперативная

По происхождению:

  • Эмоциональная
  • Опорно-двигательная
  • Словесно-логическая
  • Образная

Опорно-двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться с самого начала осуществлять соответствующие действия. Менеджеры должны опираться на этот тип памяти при обучении рабочих рациональным приемам выполнения соответствующих отдельных элементов операции.

Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке подавляющего большинства людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.

25.Роль мышления в деятельности менеджера

Мышление является наиболее сложным среди всех когнитивных процессов и в то же время играет наиболее важную роль в деятельности руководителя. За счет мышления менеджер принимает грамотные управленческие решения и достигает цели, стоящие перед организацией. Способы мышления и восприятия мира менеджером самым непосредственным образом влияют на результаты, которые достигает организация.

26.Роль воображения в деятельности менеджера

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением. В любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития событий в будущем выступает как одно из профессионально значимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионального отбора людей.

27.Стрессоры деятельности менеджера

К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы.

  • Фактор информационной нагрузки.
  • Фактор информационной неопределенности.
  • Фактор ответственности — решающий и основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него
  • Фактор дефицита времени
  • Факторы межличностных конфликтов
  • Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов
  • Фактор полифокусности управленческой деятельности
  • Система внешнесредовых факгоров.

28.Стресс и эффективность деятельности менеджера

Стресс — состояние повышенной эмоциональной напряженности, возникающее в ответ на различные. экстремальные воздействия (стрессоры).

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса

  • Фаза мобилизации. Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти.
  • Фаза расстройства. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта).
  • Фаза деструкции. Характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Эффективность менеджмента — результативность управленческой деятельности. Она оценивается по степени достижения целей и задач менеджмента.

Для того чтобы добиться максимальной эффективности своей деятельности, включающей очень разные типы ситуаций, руководитель должен вести себя по-разному в различных ситуациях. Иначе говоря, управление должно быть гибким, а стиль руководства — адаптивным, приспособляемым к конкретным управленческим ситуациям и условиям.

Вопрос №29. Побуждающие мотивы карьерной деятельности

Причинами, которые определяют участие человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно — мотивация (побуждение).

Мотивация — это процесс побуждения себя и других членов коллектива к активной деятельности для достижения собственных целей и целей своей организации. В основе мотивации лежат потребности человека, которые побуждают его к действиям. Использование разнообразных стимулов для мотивирования людей и представляет процесс стимулирования. Идея стимулирование основывается на том, что любые действия работника должны иметь для него определенные последствия, в зависимости от того, как он выполняет полученную работу. Цель стимулирования — не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями. По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономические (организационные и моральные).

Вопрос №30. Кризисы профессионального становления

Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции. Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.

2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).

3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»).

4. Вступление в новую должность (а также — участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).

5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Пример – трудоголики.

6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Вопрос №31. Карьерные направленности

Выделяют четыре основных направления построения карьеры.

1.Бюрократическое: повышение в должности, изменение меры ответственности, повышение зарплаты.

2.Профессиональное: повышение компетенции, создание у человека ощущения своей незаменимости. Профессиональная карьера связана с возможностью повышения квалификации сотрудников

3.»Семейное»: сотрудники делают карьеру, становясь как бы «частью семейного альбома» фирмы, зная ее историю, привычки и мелочи жизни коллег, участвуя корпоративных мероприятиях, поддерживая традиции.

4.Демократическое: человек должен быть выслушан, его мнение должно быть доведено до других людей, он должен быть удовлетворен в своем честолюбии.

Необходимо продумывать осуществление карьеры по всем направлениям.

Вопрос №32. Самооценка менеджера и уровень притязаний менеджера

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Самооценка личности лежит в основе формирования уровня притязаний — стремления к достижению целей той сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может быть адекватным ( соответствующим) возможностям человека и неадекватным ( завышенным, заниженным) в зависимости от характера самооценок. Несоответствие притязаний и способностей всегда вызывает негативную реакцию окружающих, что может привести к конфликту. Что касается самооценки менеджера, то она, как и самооценка представителей других профессий, дожна быть реальной. Заниженная самооценка вызывает комплекс неполноценности, в то время как завышенная – высокомерие и гордыню. Данные виды самооценки отрицательно влияют на раскрытие личных и профессиональных качеств личности.