Комплексное обеспечение профессии ‘сварщик’

Курсовая работа

Компетенции психологов образования согласно ФГОС ВПО третьего поколения

Содержание

Введение

1. Описание компетенции ОК-4

2. Описание компетенции ОПК-2

3. Описание компетенции ОПК-11

4. Описание компетенции ПКПП-8

5. Описание компетенции ПКСПП-6

6. Описание компетенции ПКД-1

7. Описание компетенции ПКНО-4

8. Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций

Заключение

Список литературы

профессиональный бакалавр образование педагог

Введение

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в высшем образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» состоит из 7 пунктов:

. Область применения

. Используемые сокращения

. Характеристика направления подготовки

. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата.

. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.

Цель данной работы — анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

Объект — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

Предмет — конкретные анализируемые компетенции стандарта: ОК-4, ОПК-2, ОПК-11, ПКПП-8, ПКСПП-6, ПКД-1, ПКНО-4.

Задачи:

. Раскрыть суть каждой анализируемой компетенции.

11 стр., 5168 слов

Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования

... которых посвящена определенной компетенции, заключения и списка литературы. 1. Описание компетенции ОК-2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что ...

. Описать значимость конкретной компетенции при получении образования по профилю «Психолог образования».

. Согласно плану подготовки бакалавров, рассмотреть, на каких учебных дисциплинах может быть сформирована конкретная компетенция, сколько всего часов посвящено изучению данной дисциплины.

. Раскрыть структуру каждой рассматриваемой компетенции.

. Представить планируемые уровни сформированности компетенции — на пороговом уровне и на повышенном уровне.

Курсовая работа состоит из введения, семи глав, каждая из которых посвящена определенной компетенции, заключения и списка литературы.

1. Описание компетенции ОК-4

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными общекультурными компетенциями (ОК).

В целом, под общекультурными компетенциями понимается способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

Общекультурная компетенция ОК-4 предусматривает, что выпускник готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Под компетенцией ОК-2 «готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» мы понимаем способность к профессиональной деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для приобретения репертуара личностных, социальных и профессионалах компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и профессионализацию личности в мире людей и профессий.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется: необходимостью подготовки выпускников к решению профессиональных проблем и типичных социальных и профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

Структура компетенции «готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач»:

Бакалавр знает

— спектр социальных и профессиональных задач педагога-психолога, структуру профессиональной задачи, алгоритм решения социальной и профессиональной задачи, этапы конструирования и решения социальной и профессиональной задачи, критерии оценки процесса конструирования и решения социальной и профессиональной задачи.

умеет

— интегрировать знания гуманитарных, социальных и экономических наук, структурировать проблемную ситуацию, использовать алгоритм решения социальной и профессиональной задачи педагога-психолога.

владеет

11 стр., 5365 слов

Понятие и виды социального обслуживания 2

... специалистов в области социальной работы. Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного ... социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию ... источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень ...

— личностным опытом в интегрировании знаний гуманитарных, социальных и экономических наук, навыками в решении социальной и профессиональной задачи педагога-психолога, навыками рефлексии успешности решения педагогической ситуации.

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень- знает спектр социальных и профессиональных задач педагога-психолога и их структуру; — владеет алгоритмом решения социальных и профессиональной задачи; — понимает этапы конструирования и решения социальной и профессиональной задачи, критерии оценки процесса конструирования; — умеет решать социальные и профессиональные задачи.Повышенный уровень- способен интегрировать знания гуманитарных, социальных и экономических наук в решении социальных и профессиональных задач; — может успешно решать социальные и профессиональные задачи конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения, в соответствующей предметной области; — умеет осуществлять анализ своей деятельности при решении социальных и профессиональных задач.

Компетенция ОК-4, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.1, Б.2 и Б.3, а именно такие дисциплины как:

история (всего 108 ч.);

философия (всего 108 ч.);

русский язык и культура речи (всего 108 ч.);

экономика (всего 108 ч.);

конфликтология (всего 72 ч.);

современные информационные технологии (всего 72 ч.);

анатомия и возрастная физиология (всего 72 ч.);

основы педиатрии и гигиены (всего 108 ч.);

практикум по современным информационным технологиям (всего 72 ч.);

теория обучения и воспитания (всего 108 ч.);

история педагогики и образования (всего 72 ч.);

поликультурное образование (всего 72 ч.);

психология развития (всего 108 ч.);

психология детей младшего школьного возраста (всего 72 ч.);

психология подросткового возраста (всего 72 ч.);

профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности (всего 72 ч.);

педагогическая психология (всего 108 ч.);

— введение в психолого-педагогическую деятельность (всего 108 ч.);

история психологии (всего 108 ч.);

организация детского отдыха (всего 72 ч.);

психолого-педагогическое сопровождение развивающих образовательных программ (всего 108 ч.).

Таким образом, компетенция ОК-4 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении 22 вышеперечисленных дисциплин.

В заключении рассмотрения общекультурной компетенции ОК-4 отметим, что именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас ... результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной ( ... См.: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. С. 235-237.

. Описание компетенции ОПК-2

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» предусматривает, что выпускник должен обладать определенными профессиональными компетенциями, общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК).

Профессиональная компетенция — это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности — задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Общепрофессиональная компетенция направлена на формирование основ профессионального мастерства, при этом закладывается предметность профессионального мышления, здесь личность приобщается к духовному и ценностному контексту профессии, у нее формируется ориентация на профессию, четкие мотивационные потребности в ее получении.

Общепрофессиональная компетенция ОПК-2 предусматривает, что выпускник готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях. Под данной компетенцией понимается способность студентов применять методы теоретического и экспериментального исследования для достижения и построения научного знания. Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:

требованием сформировать у выпускников вуза умение работать с большими потоками информации, применять методы математической обработки информации при проведении экспериментальных исследований.

Структура компетенции ОПК-2:

Бакалавр знает

— основные методы математической обработки информации;

методы эмпирического и теоретического исследования;

умеет

— умеет интерпретировать информацию, представленную в виде схем, диаграмм, графов, графиков, формул, таблиц;

— использовать эмпирические и теоретические методы исследований; методы обработки экспериментальных данных;

владеет

— методами математической обработки информации;

— навыками использования методов эмпирического и теоретического исследования в исследовательской и профессиональной деятельности.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОПК-2:

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень- знает методы математической обработки информации; — способен раскрыть суть методов математической обработки информации; — умеет интерпретировать информацию, представленную в виде схем, диаграмм, графов, графиков, таблиц — знает методы теоретического и экспериментального исследования; — владеет методами обработки экспериментальных данныхПовышенный уровень — может обосновать использование данного метода математической обработки информации в конкретной ситуации; — умеет определять вид математической модели для решения практических задач, в том числе, из сферы профессиональных задач; — владеет методом математического моделирования — знает основные этапы теоретического и экспериментального методов исследования; — может обосновать использование данного метода научного исследования в конкретной ситуации, в том числе в профессиональной деятельности; — имеет опыт использования методов научного исследования в профессиональной деятельности

5 стр., 2478 слов

Структура и понятие профессиональной компетенции педагога

... -положительном отношении к профессиональной деятельности. Адресаты должны приобретать необходимые профессиональные компетенции инженера-педагога. Эти общие профессиональные компетенции состоят из двух основных групп: технические профессиональные компетенции и типичные инженерно - педагогические компетенции в узком смысле. ...

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б3:

курсовая работа по ПЦ (всего 108 ч.);

психология развития (всего 108 ч.);

психология дошкольного возраста (всего 72 ч.);

образовательные программы для детей дошкольного возраста (всего 72 ч.);

психология детей младшего школьного возраста (всего 72 ч.);

образовательные программы начальной школы (всего 72 ч.);

психология подросткового возраста (всего 72 ч.);

психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (всего 72 ч.);

педагогическая психология (всего 108 ч.);

введение в психолого-педагогическую деятельность (всего 108 ч.);

логопсихология с основами логопедии (всего 72 ч.);

психолого-педагогическая диагностика (всего 108 ч.);

возрастно-психологическое консультирование (всего 108 ч.);

психологическая служба в образовании (всего 108 ч.);

психолого-педагогические технологии диагностики и комплектование коррекционных образовательных учреждений (всего 72 ч.);

психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии в раннем возрасте (всего 72 ч.);

учебная и производственная практики.

Таким образом, компетенция ОПК-2 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении 17 вышеперечисленных дисциплин.

. Описание компетенции ОПК-11

Под компетенцией ОПК-11 понимается готовность выпускника применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

Под данной компетенцией мы понимаем формирование у студентов правовых знаний, для дальнейшего их применение, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни/ готовность осуществлять выбор и соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; применять правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области взаимоотношения государства и личности, имущественных и личных неимущественных связей, трудовой деятельности, уголовно-правовой охраны личности и др.; к выполнению гражданских обязанностей; критически способности оценивать события и явления общественной жизни и позиции права и закона; нести ответственность за результаты своих действий и качество выполненных заданий.

9 стр., 4021 слов

Особенности компетенций психологов образования

... взаимодействие участников образовательного процесса; - профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности; - психолого-педагогическая коррекция; - психолого-педагогический практикум. Структура компетенции ОПК-5: Бакалавр знает - теорию детского воспитательного коллектива (понятие, функции, структура, стадии ...

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки правильного толкования законов и иных нормативных международных и отечественных правовых актов; юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств; ориентировании в специальной юридической литературе; четком представлении сущности, характера и взаимодействии правовых явлений.

Структура компетенции «готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов»:

Бакалавр знает

— правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области взаимоотношения государства и личности, имущественных и личных неимущественных связей, трудовой деятельности, уголовно-правовой охраны личности и др.;

умеет

правильно толковать международные и отечественные законы и иные нормативные правовые акты;

владеет

— механизмом применения нормативных правовых документов в своей деятельности для защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОПК-11 у студентов-выпускников вуза:

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень- знать основные понятия государства и права, определять их роль в жизни общества; — знать основные положения Конституции РФ; — знать права и свободы человека и гражданина в РФ; — знать механизмы защиты прав и свобод человека в РФ; — иметь представление о взаимосвязи государства и права, их роли в жизни современного общества; — демонстрирует внимание и уважение к другим людям; — определять способы и средства деятельности, способы поведения, основанные на собственных знаниях и представлениях; — применять полученные знания при работе с конкретными нормативно-правовыми актами; — осуществлять поиск необходимой информации для пополнения правовых знаний; — владеть методами и средствами коммуникативности в коллективе, социальной адаптации; — применить теоретические основы в объеме изучаемого курса; — выражать собственное мнение; Повышенный уровень — знать предмет и метод основных отраслей международного и российского права; — иметь представление о юридической силе различных источников права и механизме их действия; — понятия нормы права и нормативно-правовых актов; — иметь представление об основных отраслях российского права; — иметь представление о содержании основных прав и свобод человека; — интерпретировать и использовать правовую информацию; — уметь пользоваться источниками права — анализировать тексты законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; — излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; — осуществлять учебные исследования и проекты по правовой тематике; — разрешать конфликты правовым способом; — участвовать в использовании и подготовке проектов правовых актов, относящихся к будущей деятельности; — применить практические навыки и приемы, необходимые для участия в профессиональной деятельности.

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. Эффективность психолога ... Научная новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в социально ориентированных профессиях мало исследована. Не смотря ...

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:

психология дошкольного возраста (всего 72 ч.);

образовательные программы для детей дошкольного возраста (всего 72 ч.);

психология детей младшего школьного возраста (всего 72 ч.);

образовательные программы начальной школы (всего 72 ч.);

психология подросткового возраста (всего 72 ч.);

качественные и количественные методы психологических и педагогических исследования (всего 108 ч.);

психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (всего 72 ч.);

профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности (всего 72 ч.);

психология детей с сен сенсорными нарушениями (всего 144 ч.);

психология развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (всего 108 ч.);

психолого-педагогическая коррекция (всего 72 ч.);

учебная и производственная практики.

Таким образом, компетенция ОПК-11 формируется у бакалавров-психологов образования на протяжении всего учебного времени при изучении 12 вышеперечисленных дисциплин.

. Описание компетенции ПКПП-8

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП).

Под данной компетенцией мы понимаем осознание значимости профессии психолога /умение осуществлять самопознание и самообразование в личностном и профессиональном росте / готов пропагандировать значимость психологической профессии.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется следующими обстоятельствами:

необходимостью формирования понимания социальной значимости труда психолога;

ценностных основ профессиональной деятельности.

Структура компетенции ПКПП-8:

Бакалавр знает

значимость психолого-педагогического образования и научных исследований проводимых в области психологии образования;

знает теории мотивации;

умеет

осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

создать и реализовать модель профессиональной деятельности;

владеет

— способами пропаганды значимости профессиональной деятельности.

6 стр., 2970 слов

процесс формирования словообразовательных компетенций детей старшего ...

... проблемы формирования словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного ... общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, ...

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза:

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень- знает значимость психолого-педагогического образования; — знает ценностные основы профессиональной деятельности в сфере психологии образования; — понимает необходимость участия в общественно-профессиональных дискуссиях; — знает психолого-педагогические основы мотивации к профессиональной деятельности.Повышенный уровень — способен осуществлять самопознание и самообразование в личностном и профессиональном росте; — умеет системно анализировать и выбирать психолого-образовательные концепции; — может решать различные задачи при осуществлении образовательного процесса; — способен владеть различными способами пропаганды важности психолого-педагогической профессии для общества; — владеет технологиями проектирования и моделирования профессиональной деятельности.

Данная компетенция формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3:

самоопределение и профессиональная ориентация учащихся (всего 72 ч.).

Таким образом, компетенция ПКПП-8 формируется у бакалавров-психологов образования при изучении одной дисциплины.

5. Описание компетенции ПКСПП-6

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП).

Компетенция ПКСПП-6 определяется как «способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности».

Под данной компетенцией мы понимаем выстраивание межличностных отношений, соотнесение личных и групповых ценностей / интересов, работа в команде, выполнение определенных ролей и ответственность за общий результат.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников, имеющих навыки работы в коллективе (помощь, поддержка, одобрение усилий друг друга); обладающих необходимыми социальными навыками (лидерства, коммуникации, управления конфликтами); способных нести индивидуальную ответственность за работу в коллективе.

Структура компетенции ПКСПП-6:

Бакалавр знает

— основы организации работы в коллективе (командной работы);

умеет

— устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с коллегами, соотносить личные и групповые интересы, проявлять терпимость к иным взглядам и точкам зрения;

владеет

— опытом работы в коллективе (в команде), навыками контроллинга (оценки совместной работы, уточнения дальнейших действий и т.д.).

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... nbsp;          Психологические особенности детей: Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что ... и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, ... 1).  Какие бывают неблагополучные семьи 2).  Какие бывают дети со своими психологическими      и психопатологическими ...

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень- знает основы организации работы в коллективе (командной работы); — знает основы теории конфликтов; — имеет опыт работы в коллективе (команде); — понимает необходимость совместной деятельности во взаимодействии с другими; — демонстрирует внимание и уважение к другим людямПовышенный уровень — способен организовать работу коллектива (команды); — умеет выявлять причины и принимать меры по разрешению конфликтов; — может нести ответственность за результаты совместной работы; — способен внести ощутимый вклад в работу коллектива, даже если не учтены его личные интересы

Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:

патопсихология (всего 108 ч.).

Таким образом, компетенция ПКСПП-6 формируется у бакалавров-психологов образования при изучении одной дисциплины.

6. Описание компетенции ПКД-1

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД).

Компетенция ПКД-1 определяется как «способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста».

Под данной компетенцией мы понимаем владение выпускником вуза технологиями и методиками решения педагогических задач по обучению, воспитанию и развитию личности дошкольников с учетом специфики области предметных знаний и типа образовательного учреждения.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью формирования и развития профессиональной компетентности студента в области практической педагогической деятельности.

Структура компетенции ПКД-1:

Бакалавр знает

— сущность современных методик и технологий;

критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

особенности учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

умеет

осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы;

владеет

— технологиями обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровня Пороговый уровень- знает теоретико-методологические основы обучения и воспитания; — знает сущность современных методик и технологий; — умеет осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемыПовышенный уровень — знает критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; особенности учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; — умеет использовать современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; — владеет технологиями обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

Данная компетенция в учебном плане бакалавров-психологов образования не прописана, но мы предполагаем, что она может формироваться при изучении дисциплин цикла Б.3, а именно на таких дисциплинах как

— психология дошкольного возраста (всего 72 ч.);

образовательные программы для детей дошкольного возраста (всего 72 ч.).

Таким образом, компетенция ПКД-1 может формироваться у бакалавров-психологов образования при изучении двух дисциплин.

7. Описание компетенции ПКНО-4

Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО).

Компетенция ПКНО-4 определяется как «готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе».

Под компетенцией ПКНО-4 мы понимаем способность создавать условия, которые будут способствовать адаптации детей младшего школьного возраста при начале обучения в школе.

Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:

облечения процесса адаптации школьников к обучению в начальной школе;

прогнозирование дальнейшего развития событий в обучении и воспитании школьников.

Структура компетенции ПКНО-4:

Бакалавр знает

— теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;

умеет

— проверять и оценивать уровень обученности и воспитанности школьников;

прогнозировать дальнейшее развитие событий в обучении и воспитании детей;

владеет

— навыками проверки, оценки уровня обученности и воспитанности школьников;

Планируемые уровни сформированности компетенции ПКНО-4:

Уровни сформированности компетенцииОсновные признаки уровняПороговый уровень — имеет представление о теории обучения и воспитания, о диагностировании достижений обучающихся и воспитанников; — умеет подбирать методики для проверки и оценки уровня обученности и воспитанности школьников, статистически обрабатывать и анализировать данные; — способен предполагать пути решения индивидуальных жизненных проблем ребенка.Повышенный уровень — знает теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; — умеет применять соответствующие методики для проверки и оценки уровня обученности и воспитанности школьников, статистически обрабатывать и анализировать данные; выявлять динамику и тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие событий в обучении и воспитании детей; — способен намечать и реализовывать эффективные пути решения индивидуальных жизненных проблем ребенка.

Данная компетенция не прописана в учебном плане бакалавров-психологов образования, но мы предполагаем, что она может формироваться в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:

психология развития (всего 108 ч.);

психология детей младшего школьного возраста (всего 72 ч.);

образовательные программы начальной школы (всего 72 ч.).

Таким образом, компетенция ПКНО-4 формируется у бакалавров-психологов образования при изучении трех вышеперечисленных дисциплин.

8. Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций

Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности.

Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Считаем, что в своей профессиональной деятельности каждый психолог образования использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Например, в статье «В кругосветном путешествии: сюжетный тренинг для пятиклассников» в журнале «Школьный психолог» №4 за 2009 г. рассказывается о содержании и методах проведения специального психологического тренинга «В кругосветном путешествии», который проводится со всеми пятиклассниками школы для адаптации перехода детей из начальной в среднюю школу.

При проведении тренинга психолог использует знания из гуманитарных наук, в частности из психологии, географии, социологии и педагогики.

Компетенция ОПК-2: готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях.

Данная компетенция хорошо рассмотрена в статье «Плакат для диагностики» из журнала «Школьный психолог» №7 за 2009 г. В статье автор Ю. Павлюк делится опытом работы со созданию специального диагностического пакета для диагностики психологических проблем школьников: тревожности, агрессивности, проблем в сфере общения и т.д. При этом, рассказывая о каждой диагностике, автор подробно останавливается на качественных и количественных методах, применяемых в конкретной диагностической методике.

Компетенция ОПК-11: готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

Опыт работы по применению данной компетенции описан в статье «Семейные конфликты и пути их разрешения» в журнале «Школьный психолог» №10 за 2008 г. В статье рассмотрены семейные взаимоотношения и семейные конфликты: «Примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся вспомогательной школы оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать им возможность существования иных отношений. Это может привлечь их внимание к нравственным способам построения своих отношений в собственной будущей семье». Автор статьи при анализе семейных конфликтов останавливается отдельно на правовых актах из Семейного кодекса РФ, которые могут быть применены на практике при решении семейных конфликтов.

Компетенция ПКПП-8: способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности.

О данной компетенции мы читаем в статье «Студенты в школе» в журнале «Школьный психолог» №24 за 2008 г., где автор рассказывает о том, как необходимо грамотно формировать готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности: «К любому студенту можно найти подход. На нашем первом собрании в школе мы говорим студентам, в какой работе мы дадим им возможность попробовать себя. Это может быть:

подготовка, проведение и обработка результатов диагностики;

подготовка наглядных материалов для индивидуальных коррекционных занятий и для занятий по психологии (они проходят у нас как в начальной, так и в средней и старшей школе);

индивидуальные занятия с ребенком (профилактика школьной неуспеваемости);

проведение исследований (студенту — реферат или курсовая, школе — понимание процессов, происходящих в той или иной группе);

проведение крупных познавательно-игровых мероприятий, таких как «Географическое путешествие», «Прощание с Азбукой», «Робинзонада» и др., в которых участвует дети, родители и педагоги.

Мы выслушиваем предложения студентов и находим оптимальное для всех решение. Главное для нас, психологов, — мотивация студентов, тогда и голова у них хорошо работает, и энтузиазма много, и работа выполняется быстрей и качественней».

Компетенция ПКСПП-6: способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности.

Опыт работы психологов с применением данной компетенции рассмотрен в статье «Легко ли быть молодым… специалистом» в журнале «Школьный психолог» №19 за 2005 г. Автор А. Шадура повествует рассказывает о том, что «многие выпускники хотят работать именно в консультационных учреждениях, шарахаясь от «полевой» деятельности на переднем крае образования. Но, конечно, попасть сразу в такое учреждение непросто, поскольку там нуждаются в людях опытных, а выпускников вуза к этой категории отнести пока нельзя. А если у вас и появилась вдруг такая возможность, не спешите ею воспользоваться: участь молодых в центре — это зачастую «черновая» работа. Готовьтесь к тому, что вас будут посылать с бумагами в управление, в школы на собрания, вы будете сидеть в регистратуре, подменяя заболевшего регистратора, и т.п.»

По мнению автора статьи А. Шадура, начинать карьеру нужно все-таки в «поле», где есть возможность самостоятельно выстраивать свой профессиональный путь, ориентируясь на ту микросреду, в которой ты оказался. И не надо бояться кажущейся тщетности своих усилий. Во-первых, добрые зерна пусть не все, но прорастают, а во-вторых, помните, что задача начинающего специалиста заключается в накоплении опыта. После института практическое профессиональное обучение только начинается, и это универсально для любой сферы человеческой деятельности.

Затем автор подробнее рассказывает о том, как начинающему психологу образования необходимо правильно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по различным вопросам развития учащихся.

Компетенция ПКД-1: способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста.

В статье «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» на сайте журнала «Психология: психические процессы, развитие личности» автор описывает свой многолетний опыт работы по развитию внимания у дошкольников при вовлечении их в игровую деятельность, представлены методики и различные варианты игр для дошкольников.

Компетенция ПКНО-4: готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе.

О данной компетенции написано в статье «Стань цветком» в журнале «Школьный психолог» №22 за 2006 г., в котором автор Ирина Тузовская — педагог-психолог из Кемеровской области приводит различные варианты игр, которые облегчают адаптацию детей младшего школьного возраста к обучению в школе, например такие игры, как: «Цветок», «Два рисунка», «Город» и т.д.

Заключение

В курсовой работе были подробно рассмотрены семь компетенций, являющихся обязательными для формирования у студентов согласно ФГОС ВПО третьего поколения. Также были прописаны те учебные дисциплины, на которых данные компетенции могут быть сформированы на протяжении всего времени учебы бакалавра-психолога образования.

Новую философию высшего профессионального образования отличает ориентированность на обеспечение высокого качества подготовки специалиста, формирование его компетентности. В современной мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, «узлового», так как компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятии «компетентность» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, компетентность обладает интегративной природой, вбирая в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (профессиональной, информационной, правовой и проч.

Содержательные векторы этого подхода акцентируют практико-ориентированную направленность образовательных программ высшей школы. Компетентность имеет действенный характер. Она помимо системы теоретических и прикладных знаний включает когнитивную и операционально-технологическую составляющие. По-другому, компетентность — это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний — это активные процессы, поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Следовательно, непременным и обязательным условием обретения обучающимся компетентности как результата профессионального образования требует его активной (субъектной) позиции в учебном процессе.

Цель курсовой работы — провести анализ конкретных компетенций образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр» — была достигнута.

Задачи, поставленные в работе, выполнены.

Список литературы

. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

. Учебный план направления 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», квалификация выпускника — «бакалавр».

. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход — М., ГУ ВШЭ, 2009. — 182 с.

. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. — 2007. — № 1. — С.23-27.

. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. — М., 2005.

. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.41-44.

. Игнатьева Е.А. Общекультурные компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в высшей школе // Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2011/ped17.html

. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. — М.: Научно — внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой — СПб., 2004. — 164 с.

. Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся // Режим доступа:

. Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. — Самара, 2010.

. Чернявская А.П. Компетентный подход в профессиональном развитии педагогов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2011. — № 4. — С.32-34.