Структура и понятие профессиональной компетенции педагога

Введение

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании. На наш взгляд, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Вместе с тем еще часты случаи отождествления рассматриваемого нами понятия с другими, например с понятием «компетенция». Авторы толкового словаря под редакцией Д. И.Ушакова пытались доказать различия между ними: «Компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий». Компетентность — это некая личностная характеристика, а компетенция — совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Структура и понятие профессиональной компетенции педагога

Социально-экономические преобразования России, реформы образования предполагают изменение содержания и методов обучения, их совершенствование. Изменяется социальный заказ, так как требуется развитие совершенно нового типа творческой личности, способной к жизни в изменяющихся современных условиях.

Сегодня основными принципами реформы системы образования называют демократизацию и гуманизацию, само же образование является средством существования личности в современном мире, способ саморазвития личности. При этом происходит смена приоритетов в образовании, особая роль придается культурообразующей функции, формированию, прежде всего человека образованного, культурного. Средством достижения этого идеала, целью образования становится, по мнению В. В. Соколовой, коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

16 стр., 7581 слов

Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности

... взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности. Глава 1. Характеристика понятий «социальный интеллект» и «коммуникативная компетентность личности» и их исследование в современной психологии ... социального поведения, - всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), ...

Все чаще в психолого-педагогической литературе высказывается мнение о том, что трудности внедрения новых программ образования в значительной степени зависят от недостаточной подготовки педагогов, сложностью их перестройки на новый уровень преподавания, к педагогическому творчеству. Понятие «готовность» в педагогике и психологии трактуется по-разному. Так различают следующие компоненты:

Профессиональную готовность, т.е. субъективное состояние личности, считающей себя способной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить;

Профессиональная подготовленность – оптимальный результат профессиональной подготовленности и обученности личности;

Готовность к труду — образование, включающее в себя операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, особенности мотивов и интересов к труду, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека, профессионально значимые качества личности) компоненты.

П. П. Алексеева, В. В. Сериков и др. полагают, что готовность к профессиональной деятельности включает в себя не только обученность способам осуществления профессиональных функций, но и систему качеств личности, сформированность положительного отношения к труду, проявляющаяся в активно-положительном отношении к профессиональной деятельности.

Адресаты должны приобретать необходимые профессиональные компетенции инженера-педагога. Эти общие профессиональные компетенции состоят из двух основных групп: технические профессиональные компетенции и типичные инженерно — педагогические компетенции в узком смысле.

Компетенция (от англ. competence) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.

Виды компетенций.

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Профессиональная компетенция педагога в том и состоит, что он, опираясь на возможности ребенка, на понимание механизмов, которые влияют на его самооценку, находит адекватные способы поддержки его стремления успешно выйти из проблемы. Понимая сильные и слабые стороны ребенка, он помогает ему опереться на свои силы и дополняет его там, где школьник, как бы ни старался, объективно пока с чем-то справиться не может. Взаимодействие основывается на возможности совместно решить и преодолеть проблему.

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... профессиональная. Для проникновения в сущностьпрофессиональной педагогической деятельности нам необходимо обратится к еёхарактеристикам. 1.Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – еёсовместный характер:она обязательно предполагает педагога ... деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности ...

Особый интерес представляют собой исследования готовности к профессиональной деятельности (в современной теории педагогики «готовность к профессиональной деятельности» заменена понятием «профессиональная компетентность») М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, которые определяют ее как устойчивую характеристику личности (подготовленность или длительная готовность).

Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать.

Компетентность – это предпосылка успешной деятельности. В связи с этим авторы рассматривают готовность к профессиональной деятельности в виде взаимосвязанных компетенций:

· Мотивационной (положительное отношение к профессии, интерес к ней, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремиться добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

· Ориентационной (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);

· Операциональной (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения);

· Волевой (самоконтроль, самобилизация, умение управлять действиями).

· Оценочной (самооценка собственной профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

Вопрос о личности педагога в настоящее время является одним из основных вопросов общей педагогики. Современное общество предъявляет к личности педагога ряд требований, без которых признание последнего высококлассным специалистом невозможно.

В широком значении педагог – это «мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни». В более узком, профессиональном значении педагог – это человек, специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Так, по мнению В. М. Коротова, педагогическая деятельность – «это особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями».

А. М. Маркова под педагогической деятельностью понимает «профессиональную активность, в которой с помощью различных сфер воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.

Профессионально-личностными качествами педагога называют «совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога… Они представляют собой вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая то как средство, то как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры».

Анализируя литературу по данной проблеме (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина и др.) следует отметить, что большинство авторов выделяют две основных составляющих специалиста: профессиональную (в которую наряду с квалификационными требованиями государственного стандарта входят такие характеристики как компетентность, интеллектуальность, социально-правовое сознание, инициативность, самоорганизация, саморегуляция) и личностную (ответственность, добросовестность, социопривлекательность, психическое здоровье, креативность, контактность, самостоятельность и т. д.).

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

... профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога. Объект - профессионально-педагогическая деятельность. Предмет - личность педагога профессионального обучения. Цель курсовой работы - показать какие профессиональные и личностные качества должен иметь будущий педагог профессионального ...

Рассмотрим отдельно каждую из составляющих.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Ю. П. Азаров, Л. И. Мандрыгина, А. В. Мудрик, Н. И. Щукина и др.), структуру профессиональной компетенции педагога можно представить следующим образом:

· Профессиональная подготовка – ориентация на профессию, профессиональная направленность, готовность к школьному труду, профессиональная ориентация;

· Творчество педагога, включающее в себя педагогический интеллект, педагогическую компетенцию, индивидуальный стиль деятельности;

· Профессионализм педагога – новаторская деятельность, профессиональный рост, совершенствование собственных профессиональных навыков, профессиональная активность;

· Педагогическая культура – педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство.

Анализ литературы позволил выделить общие характеристики профессионально-педагогической компетенции:

1) Интерес, доброта, уважение, забота и любовь к детям;

2) Осознание социальной значимости труда учителя, следовательно, осознание себя субъектом педагогической деятельности;

3) Увлеченность педагогической работой;

4) Ответственное отношение к своим обязанностям;

5) Психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;

6) Личная вовлеченность педагога в воспитательную работу;

7) Стремление содействовать личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.

В качестве компонентов общей направленности личности В. Г. Пищулин выделяет: систему нравственных ценностей (особое внимание придается патриотизму, честности, гуманности и принципиальности); развитое валеологическое и экологическое сознание.

Деятельностный компонент включает овладение всеми компонентами педагогической деятельности и организацию самостоятельной практической деятельности. Под эмоционально-оценочным компонентом понимается формирование соответствующих отношений с миром при активности и заинтересованности самого обучаемого; через продукты своей деятельности педагог осознает свои возможности, свои достоинства и недостатки, свои замыслы и намерения, умение адекватно оценивать ситуацию, способность к эмпатии и рефлексии.

Коммуникативный компонент предусматривает овладение основными формами коммуникативного поведения; умения преобразовывать педагогические задачи в коммуникативные; овладение закономерностями и механизмами общения; овладение особенностями взаимодействия и саморегуляции в педагогическом общении .

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением ...

... т. д. Иначе говоря, инновационная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствование профессионально-педагогической деятельности. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, ...

Все эти компоненты должны быть сформированы у педагога, то есть представлять собой личностную установку специалиста.

Таким образом, можно сказать, что эффективность педагогической деятельности зависит от практической и психологической готовности человека к этому виду деятельности. При этом психологическая готовность выступает в виде сформированных психических процессов и отдельных качеств личности, а педагогическая готовность предусматривает овладение основными общепедагогическими умениями, направленными на осуществление педагогической деятельности.

Условия повышения профессиональной компетенци

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Подталкиваемая технологизацией и рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в общем виде отличается от других видов общественно-полезного труда только спецификой, он имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Освоение технологий становится приоритетным как при овладении учительской профессией, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг.

Педагог на рынок труда выставляет свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий. Непременное условие развития рыночных отношений в сфере педагогических услуг — гарантии высокого качества продукта. Вкладывая деньги, потребители захотят получать продукт именно того качества, которое они заказали. Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, гарантия защищенности.

Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум трех технологий: продуктивной (предметно ориентированной), щадящей (личностно ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства).

В работе преподавателя уже в ближайшем будущем технологии будут определять успех на 80%, а индивидуальное мастерство — только на 20%. Будущая педагогика будет все меньше зависеть от личности педагога. Технология в личностном исполнении педагога — таков продукт рыночных отношений. Таким образом, знакомство с новыми технологиями и совершенствование уже ранее применяемых является одним из условий повышения профессиональной компетенции педагога.

В технологиях особым образом соединены ум, дело, ресурсы, т. е. идеи, методы, формы, средства, результаты. Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего явления лучше всего была определена Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям (США, 1979): «Педагогическая технология — это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся о всем аспектам усвоения знаний». Свое определение технологии дала ЮНЕСКО: «Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования».

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, профессиональных кризисах и деформациях. Оснащение педагогов психотехнологиями в системе курсов повышения квалификации способствуют предупреждению профессиональных деформаций педагогов.[2] Конечно, не ...

Иначе говоря, педагогическая технология — это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т. д., обеспечивающие достижение цели, технология — это все, что находится между целью и результатом.

Основные подходы к развитию профессионализма педагога:

1) подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:

2) Повышение профессионального и культурного уровня педагога;

3) Стимулирование его служебной и общественной активности;

4) Обновление и совершенствование знаний в области художественной педагогики;

5) Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;

6) Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;

7) Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно – воспитательной деятельности в частности ;

8) Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

Практические формы научно – методической работы:

1) Лектории, конференции, научно – методические семинары, научно – практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы с каждым педагогом.

2) подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. Такие курсы решают проблему срыва учебного процесса. Ежегодно с 1 апреля начинается прием на дистанционные (заочные) курсы повышения квалификации Педагогического университета “Первое сентября”. В этом учебном году ведущие специалисты предлагают учителям 56 курсов по 19 предметам. Обучение начинается с сентября и проводится совместно с отделением педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Возможность учиться у первоклассных специалистов оказалась чрезвычайно востребована учителями страны. В нашей школе в прошлом учебном году на подобных курсах обучались двое, в этом году такую форму повышения квалификации выбрали уже четверо педагогов.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения. Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического ...

3) подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Вот уже второй год проводится фестиваль “Открытый урок”. Он сразу же стал самым массовым педагогическим форумом. В первый год было прислано и опубликовано 2 600 работ. В этом году – 4 700. Такая популярность связана с тем, что все присланные на фестиваль работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник тезисов и диски с работами разосланы всем участникам фестиваля. В нашей школе эти диски с разработками участников фестиваля уже завоевали свою популярность, т.к. опыт коллег со всей страны представленный в виде разработок уроков, докладов, статей и т.д. помогает не только воспользоваться какой-то идеей или педагогическим приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других учителей. В апреле 2005 года Издательский дом открыл новый фестиваль — фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Цель фестиваля: предоставить площадку для публикации работ учащихся, выполненных под руководством педагогов. По аналогии с фестивалем “Открытый урок” будут публиковаться все материалы. Сборник тезисов и диски с работами будут высылаться каждому участнику. В нашей школе пятеро учеников под руководством троих педагогов приняли участие в фестивале. Мне кажется, что представление открытой трибуны любому ученику так же важно, как и предоставление ее для учителя.

 

Заключение

Процесс формирования профессиональной компетенции специалистов – сложное, длительное и многоплановое явление. Определенные нами подходы являются одними из многих, которые возможно использовать при повышении квалификации педагогов. Опора на выделенные нами теоретические данные поможет специалистам в становлении их профессиональной компетенции, будет способствовать их дальнейшему профессиональному росту.

 

 

Список литературы:

1. Андриади А. Г. Основы педагогического мастерства. – М., 2001

2. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000

3. Безрукова В. С. Педагогика. – Екатеринбург, 1993 – 320 с.

4. Белов В. И. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Профессиональное образование. 2004. №5. С. 13

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.

6. Новиков А. М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста. Специалист. 2003. №8. С. 29-34

7. Короткова А. Л. Формирование профессиональной культуры. Профессиональное образование. 2003. №8. С. 19

8. Коротких О. А. Формирование профессиональной культуры специалиста. Специалист. 2004. №4. С. 16

11 стр., 5021 слов

Профессиональная ориентация школьников во внеклассной работе

... мыслить, умение выбирать профессиональный путь. Для формирования у школьника умения выбирать профессиональный путь необходимо создание ... навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют ... экономической грамотности; экономического образа мышления; экономической культуры; основ экономической компетенции и навыков самостоятельной ...

9. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». – Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 224с