Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский университет экономики и права им. А. Нобеля

Кафедра практической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Исполнитель:

студентка группы ПСмba-10

Гуртова Ю.В.

Руководитель

кандидат биологических наук

Кириченко В. В

Днепропетровск 2011

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общее представление о сказкотерапии как методе практической психологии
  • 1.1 Сравнительный анализ понятия сказкотерапия
  • 1.2 Развитие метода сказкотерапия в психологическом консультировании
  • Глава 2. Исследование сказки как средства психологической помощи
  • 2.1 Основные виды сказок
  • 2.2 Примеры работы со сказками
  • 2.3 Алгоритм «сказкотворения»
  • 2.4 Стадии анализа сказочного сценария
  • Заключение
  • Список литературы

Введение Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как к несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Известно, что в детстве у детей преобладает образное мышление. Следовательно, наиболее важная информация для человеческого развития и социализации должна быть передана в детстве через какие-либо яркие образы.

Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни у ребенка складывается благополучно (ребенку достаточно читают и рассказывают сказочных историй), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Сказочные и мифологические истории могут просто читаться, без обсуждения их с ребенком, тогда эти знания находятся в пассивном состоянии. Если же взрослые выносили мудрость из рассказанных историй и обсуждали прочитанное с ребенком, осмысляли жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит у ребенка в активное состояние [1]. Затем дети вырастают, и кажется, что сегодня уж точно «не до сказок». Думая так, мы можем действительно забыть о том, что об этой ситуации, в которой мы сейчас находимся, есть немало сказочных историй… И в сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно).

3 стр., 1494 слов

Развитие предмета психологии: история и современные тенденции

... Развитие предмета психологии: история и современные тенденции Предмет исследования включает: объект, исследовательская задача, ... заложены возможность и ограничения исследования). В истории психологии происходили изменения представлений о предмете психологии: А) Душа как предмет науки ... Нет ее у младенцев. Бог приносит душу в тело ребенка. Животные - рефлекторные машины. Именно у Декарта впервые ...

Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. Сказка несет в себе живое человеческое участие и мудрость. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается человек. Как строится процесс сказкотерапии в данном случае? Читая сказку, размышляя о ней, человек, сначала на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Через некоторое время (у каждого в свой срок), начинает положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь. Сказки могут помогать в период кризиса и становятся мощным психопрофилактическим и развивающим средством. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми очень актуальна на сегодняшний день. Благодаря этому методу человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира. И тогда нет места разрушениям, гневу, склокам.

Сказочное восприятие мира характеризуется ощущением гармонии и радости. И только неся в себе энергию этого ощущения, человек может проявить себя как созидатель и творец этого мира, неповторимого, настоящего, творческого. Объект: методы практической психологии Предмет: сказкотерапия как метод практической психологии Цель работы: исследовать один из существующих методов практической психологии — сказкотерапию. Изучить возможности этого метода. Задачи: · исследовать истоки возникновения метода Сказкотерапия; · дать описание основных видов сказок; · провести сравнительный анализ решаемых задач в психологии с помощью Сказкотерапии; · провести анализ алгоритма работы со сказками и этапы развития сказочного сценария.

Глава 1. Общее представление о сказкотерапии как методе практической психологии

11 стр., 5254 слов

Психология развития слабовидящих людей

... компенсация. Для решения задачи изучения психологии развития слабовидящих людей необходимо подробнее остановиться на некоторых психофизиологических ... психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально- ... метафоры усиливаются, если она облечена в форму сказки: сказочная метафора обладает «свойством преломления» в ...

1.1 Сравнительный анализ понятия сказкотерапия Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. И задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы. Что же такое сказкотерапия? Можно сформулировать несколько определений этого понятия: · Сказкотерапия — это лечение сказками, то есть совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Она несет в себе человеческое участие и мудрость. Это то, в чем на самом деле больше всего нуждается современный человек и в этом смысле сказка, безусловно, активизирует ресурсный потенциал личности; · Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.

... ;   Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения ... фаза (12 до смерти) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием ... брачных экспектаций человека наглядно демонстрирует А.С. Пушкин в своей «Сказке о рыбаке и ...

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, так называемый «банк жизненных ситуаций»; · Сказкотерапия — это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, то есть осознание взаимосвязи смысла сказочной ситуации и сказочных событий с реальной жизнью и поведением человека в реальных обстоятельствах, объективизация проблемных ситуаций; · Сказкотерапия — это процесс активизации когнитивного и творческого потенциала личности [1]. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволяет изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации. Сочинение, рисование, драматизация сказок (творческий аспект) позволяет высвободить творческую энергию воображения. Эти силы позволяют конструктивно изменить свою жизнь; · Сказкотерапия — это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии, философии разных культур. Итак, сказкотерапия — это один из наименее травмоопасных и наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходит переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего [2].

Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален. Иногда клиент не хочет или по каким-то причинам не готов сразу погружаться в мир творчества, фантазии совершенно не связанный с его реальной жизнью. В этом случае сказкотерапия на начальном этапе будет не эффективна, вызвав, возможно, даже сопротивление клиента относительно дальнейшей работы. В случае, сильно развитого логического мышления этот метод может и вовсе не подойти.

1.2 Развитие метода сказкотерапия в психологическом консультировании В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст — не одно тысячелетие. Однако в научном мире сказкотерапия имеет совсем юный возраст — 12 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год в России в Санкт Петербурге. На сегодня можно выделить 4-е этапа в развитии сказкотерапии [3]. Первый этап развития сказкотерапии — устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день. К нему относятся притчи, сказки, байки, метафоры, мифы, которые всегда передавались из поколения в поколение, неся многовековую мудрость народа.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более ... существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... «Индийская философия» С.Радхакришнан, в 2-х т. М., «Миф», 1993. «АГНИ ЙОГА», в 4-х т., изд.«Сфера» ...

Второй этап развития сказкотерапии — собирание и исследование сказок и мифов. Эти исследования связаны с именами Карла Густава Юнга, Луизы фон Франц, Б. Беттельхейма [4]. Юнг навел мосты между мудрецами Востока и психологами Запада. В основе его построения лежит символ. Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Вся картина нашего психического мира опосредована символами — архетипами. Архетип — это врожденные элементы человеческой психики, это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Существуют архетипы отца, матери, мужественности, женственности, детства и т. д. Расшифровка глубинной архетипической природы сказочных образов дает возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор. Третий этап — сценарии твоей жизни. Э. Берн указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека [5]. Сценарий — это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Это тот психологический импульс, который формирует судьбу человека независимо от его свободного выбора, и превращается в дальнейшем в жизненный сценарий. Можно проследить явное сходство между сказками или мифами и реальными людьми. Благодаря этому этапу развития сказкотерапии появилась возможность помочь человеку увидеть, как формировался его жизненный сценарии, в какие тупики и ловушки он заводит человека, а самое главное, помочь человеку выйти из этих тупиков и творить свою судьбу дальше. Четвертый этап — комплексная сказкотерапия. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как целостной воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Шелдон Копп в своей книге «Гуру: метафоры от психотерапевта» рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок. Научные доводы и изыскание не затрагивают душу, в то время как сказки, мифы, метафоры созданные самыми разными культурами мира западают в самые ее недра. Сейчас сказкотворение распространилось и в педагогической, и психологической системах.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... нередко приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и ... внутреннего порядка, осуществлялось крайне неравномерно и в определенные периоды российской истории реализовывалось в латентных формах. При этом именно данный сегмент ...

Познание многих вещей в педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так и в психологии активно используется прием «Сочини сказку». В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно — метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе. Из выше сказанного видно, что сказкотерапии действительно очень многогранный метод, востребованный не только в психологии, но и в других областях жизни, используемый как самостоятельный метод, так и как техника в других методах консультирования.

психологическое консультирование сказкотерапия сказка

Глава 2. Исследование сказки как средства психологической помощи

2.1 Основные виды сказок На сегодняшний день существует огромное количество самых разнообразных сказок. Но как начала зарождаться сказка сама по себе. Задумавшись, можно выдвинуть следующую гипотезу. Когда с человеком произошла какая-то интересная история, он рассказывает ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого, шестого рассказа история постепенно начинает обрастать новыми мелкими подробностями, поведение самого рассказчика в этой истории становится более осмысленным и эффективным. Благодаря неоднократному повторению истории, у нее через время появляется вступление, завязка, развязка, резюме, мораль. А еще через какое-то время эта история спокойно может превратиться в байку. Байка имеет свойство ходить из уст в уста. Не исключено, что похожие события были в жизни еще некоторых людей. Так, очень скоро может появиться коллективная байка, или анекдот, или притча, или сказка. Причем, каждый из этих видов народного творчества зачастую содержит такую смысловую вещь как метафора. Метамфора (от др.

7 стр., 3411 слов

Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника

... формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе ... установкой на вымысел. Литературно энциклопедический словарь. Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел. С.К. Нартова-Бочавер. Произведение, в ...

— греч. мефбцпсЬ — «перенос», «переносное значение») — это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения. Возьмем притчи Старого и Нового завета, сказки, литературные аллегории — везде используется метафора, чтобы выразить мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Наибольшего развития метафора как инструмент обучения достигла в восточной философии. Например, отточенную форму метафора приобрела в виде коанов — парадоксальных загадок: «Скажи, как звучит хлопок одной ладонью…» [6]. Есть еще одна категория устного народного творчества — мифы. Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем осмысление сопровождалось «оживотворением» всего, что попадало в поле зрения человека. Но что же такое миф в его психологическом понимании? Обратимся к Юнгу. Мифы — это изначальные открытия, обнаружения пресознательной психики. Многие из таких бессознательных процессов могут косвенным образом вспыхивать, появляться в сознании, но никогда благодаря сознательному усилию или выбору.

Другие возникают спонтанно, так сказать, из неотчетливой или не демонстрируемой сознательной причины. По мнению Юнга, мифы представляли не частную картину в сознании древнего человека или группы, а скорее были психической жизнью первобытных людей. Когда мифологические мотивы неожиданно обнаруживаются в ходе анализа, то при этом важно понимать, что в них отражены непосредственные переживания человека во всем разнообразии его жизненного смысла. Хотя эти переживания и соответствуют определенным коллективным элементам психического, следует помнить, что они реактивируются в душе сегодняшнего человека. Вывод Юнга был таков: предпосылки мифообразования должны быть представлены в структуре самой психики, которая выступает в качестве хранилища архетипических структур, опыта, являясь, по сути, тем, что он и называл коллективным бессознательным [4]. Вспоминая сказки из детства, можно разделить их на те, которые создавались многовековой мудростью народа — народные сказки, и сказки, создаваемые писателями — авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. Однако, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения психологии, то можно выделить следующие виды сказок [2]: 1. Народные сказки. Наиболее древними народными сказками в литературоведение являются мифы. Также к народным сказкам можно отнести притчи, байки, анекдоты и т. п. В древности, равно как и сейчас, персонифицировались человеческие чувства: Любовь, Горе, Кручина и пр, оживлялись вещи, существа, явления природы. Такой метод сегодня широко используется в психолого-педагогической практике. Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи: · окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами; · герои всегда преодолевают препятствия различными способами иногда волшебными. Эта идея важна для умения противостоять различным ситуациям. Побеждая физически или духовно человек становиться сильнее и мудрее; · разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему; · вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случая, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Таким образом, формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру; · все события в сказке не случайны, а закономерны и имеют свою причину. Эта идея способствует развитию причинно-системного мышления в жизни; · самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. Все эти философские идеи могут и должны обсуждаться как с детьми, так и со взрослыми — клиентами. Наша жизнь многогранна, поэтому и сюжеты народных сказок многообразны. Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы решения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдулаков и прочих. В современной детской субкультуре различают так же и сказки-страшилки. Здесь, вероятно, дети постигают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывания страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы. Закончится история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: «Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!». Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому уже исполнилось шесть-семь лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о некой трансформации, которая может происходит с человеком на его жизненном пути. 2. Авторские художественные сказки более трепетные, образные, чем народные. Однако, есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например «Русалочка» Г. Х. Андерсена может формировать образ «жертвы» и «несчастливой любви». Компания У. Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории. «Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж).

«Золушки» вечно ждут принца и теряют огромное количество обуви зря… Негативный жизненный сценарий закладывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки не был понят. Доминирующее в тот момент чувство одиночества и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления. В этом случае работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки. При этом необходимо помнить, что народные сказки дают «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок: известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного»; метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям; разнообразие сюжетов; различные национальные варианты, возможность выбора между ними. К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести: возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен; авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора,; авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта. 3. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создавая сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Алгоритм дидактической сказки-задания таков: · введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, о жизни в этой стране; · разрушения благополучия. В качестве разрушителей могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей); · обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание. В таких историях решение примера — это прохождение испытания; ряд решенных примеров приводят героя к успеху. 4. Психодиагностические сказки. По разной проблематике существуют различные диагностические батареи, дающие достаточное количество необходимой психологу информации. Дополнительно к ним можно применить психодиагностические проективные методики, часто используемые в сказкотерапии. Они хороши тем, что дают психологу дополнительную информацию, зашифрованную в образах с которыми отождествляет себя клиент, и которую в дальнейшем нужно использовать при написании коррекционных сказок. 5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение клиента. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение клиенту смысла происходящего. 6. Психотерапевтические сказки — сказки, врачующие Душу… Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны жизни. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Функции психотерапевтических сказок: · сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией; · сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории; · сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; · сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним; · сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. 7. Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (релаксации), насыщения бессознательного клиента положительными созидательными образами, для раскрытия его личного ресурса, создания атмосферы безопасности и приятия окружающего мира, коррекции и терапии жизненных ситуаций, а так же моделирования новой программы развития клиента. Медитативные сказки вбирают в себя элементы, которые присущи другим видам сказок. Работа со сказками начинается с анализа, с обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование. Таким образом, благодаря такому разнообразию сказок можно решать психологические, культуральные, педагогические проблемы. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое является темой обучения сказкотерапевтов. Поэтому подготовка сказкотерапевтов процесс творческий, увлекательный, но не простой.

2.2 Примеры работы со сказками Рассмотрим пример психологической работы со сказкой «Курочка Ряба» (Зинкевич-Евстигнеева) [2]. Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. О чем эта сказка? о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делает с ним неподготовленные люди; о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы); о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»); любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»); о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом. Это не совсем детская сказка и она больше подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем. Чему нас сказка учит? конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым; гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати какой? не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому. Следующий вопрос, который хочется задать, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему. Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым? При обсуждении сказки основная задача — подвести ребенка или взрослого, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани. Пример психологической работы со сказкой «Колобок» (Зинкевич-Евстигнеева). Может показаться, что это трагическая сказка — ведь в конце главный ее герой погибает. Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того чтобы Дед и Баба смогли его съесть. Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое предназначение. Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Колобок «почивал на лаврах», поэтому и потерял бдительность. Еще одна тема для обсуждения — это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог вовремя остановиться. Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего предназначения; умению вовремя остановиться в процессе испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета; творческому походу к решению проблем. Хочется вспомнить мультипликационный фильм «Колобок», где изменен сюжет сказки и заканчивается она вполне счастливо. Его можно использовать для коррекции поведения клиента. В новом сценарии миссия и поведение колобка совсем другие: он испечен для того, чтобы послужить подарком внучке (это уже меняет старую миссию колобка на новую — нести пользу и радость другому человеку); стиль поведения колобка способствует тому, что он подружился со всеми, с кем встречался по пути к внучке и все звери, которых он встретил, идут с ним в гости для того, чтобы съесть его на празднике (колобок каждому говорил, что его есть нельзя, поскольку он — подарок); когда все пришли на праздник, то есть колобка гости отказались, так как он стал их другом, а друга не едят. Колобок остался жив, при этом выполнил свою миссию: он стал подарком на день рождения внучки. Это очень хороший коррекционный сценарий, который показывает, каким образом можно добиться успеха, несмотря на неблагоприятные условия и судьбу. Пример психологической работы со сказкой «По щучьему велению» (Зинкевич-Евстигнеева). Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована. Действительно, кто же такой Емеля?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает. Всем известен афоризм: «Лень — двигатель прогресса». Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле? Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается — да, если производить действие мысленное. Емеля — мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становиться реальным. Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточиться, отключится от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя… Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становиться активным в его удержании. Итак, на примере этих трех хорошо известных всем сказок, видно тот глубочайший смысл, который заложен в каждой из них. Та многогранность, которая возможна при анализе этих сказок. Задача сказкотерапевта состоит в том, чтобы показать все стороны клиенту и соединить с реальностью жизни.

2.3 Алгоритм «сказкотворения» Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать алгоритм «сказкотворения» [3]. Перечислим эти этапы: 1. Рождение героя. На этом этапе мы знакомимся с героем. Узнаем, где он родился, в какой семье. Главным героем может быть человек любого социального положения царевич, крестьянин. Узнаем о его личностных особенностях — дурак или «умен не по годам»… «Королевское начало» есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, чтобы уникальный, индивидуальный дар был раскрыт и применен. 2. Жизнь в отчем доме. Этап развития в отчем доме проходит каждый человек. На его протяжении человек принимает, впитывает, познает родительский опыт и формирует мировоззрение, накапливает информацию об окружающем мире, аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет ему опорой в его самостоятельной жизни. 3. Расставание с родным домом. Для этого главный герой отправляется в путь. Расставание с домом может быть как добровольны, так и вынужденным. В сказках наблюдается достаточно большой диапазон причин, которые побуждают героя покинуть родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца или царя, изгнание, «желание других посмотреть, себя показать»… Отделяясь от родителей и лишаясь их поддержки, главный герой, как и реальный человек, может рассчитывать только на себя. Какую дорогу он выберет, каким будет его путь — это тема следующего этапа сказки. 4. Выбор пути. На предыдущем этапе герой принял решение действовать самостоятельно. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает на распутье. Перед ним три дороги, и вся жизнь его зависит от того, какой путь он выберет. Герой делает выбор в соответствии с целью, с которой он покинул отчий дом. 5. Проверка на «доброе сердце». И вот выбор сделан. Следуя по этой дороге, он встречает разных существ, нуждающихся в его помощи. Он может проехать мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели. Но в сказках герой всегда приходит на помощь. Эта ситуация — проверка на доброе сердце. 6. Встреча с будущими помощниками. Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей, способных помочь ему в трудную минуту. Таким образом, герой получает полную возможность самому строить свою жизнь, опираясь на доверие, совесть, интуицию, взаимовыручку. 7. Борьба и победа. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Колдунья…).

Он, иногда не сразу, но все же одерживает победу и получает то, зачем шел. Борьбу со злом можно найти и в реальной жизни человека. Бывают моменты, когда человек ощущает, что в его жизни происходит что-то не так. Приходит осознание, что перемены необходимы. И когда к нам приходит осознание, что же все-таки надо менять, мы отрубаем последнюю голову дракону. Борьба со злом может быть и внешней. Человеку реально приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее. 8. Возвращение домой. Трудности Пути. Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Оказывается, что побеждено лишь открытое зло. Герой перешел на более высокий уровень развития и возможностей, и наивно было бы полагать, что это не вызовет зависимости окружающих. На этом этапе герой должен решать задачи с позиции приобретенного нового опыта. Действуя, применяя прошлый опыт и знания, герой погибает. Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя показать, что достигнутая цель, результат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях. 9. Возрождение. В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново (мертвая вода и живая, что означает: мертвая вода смывает все прошлые установки, иллюзии, инфантилизм, то, что тормозит развитие; живая вода раскрывает новые творческие способности, силу мудрости, дальновидность).

Ему помогают возродиться друзья и помощники, которых он приобрел в Пути. После этого герой может победить всех врагов и внутренних и внешних. 10. Прибытие домой. И вот, наконец, все трудности позади, показался отчий дом, но все изменилось (его считают либо погибшим, либо злодеем, дом порушен или невеста выходит за другого…).

Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он очень осторожен и мудр. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Он воссоединяется со своими корнями, для того, чтобы они в последствии служили ему опорой во взрослой жизни. 11. Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик, стать пригожим «что ни в сказке сказать, ни пером описать». На этом этапе происходит окончательная трансформация героя. Жизненный смысл этого этапа для человека — «простить детские обиды, принять мир таким, каков он есть, и идти в новое будущее с открытым сердцем». 12. Свадьба. Коронование. Только теперь герой может праздновать свою победу. «Королевское начало» раскрыто и воплощено. Он приобретает новый социальный статус, а это предполагает новые цели и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью, выдержав все испытания, он способен мудро править своей страной и своей жизнью. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человек неоднократно вынужден проходить все эти этапы в течение своей жизни, на разных витках в спирали развития… Поскольку, чаще всего сказкотерапевт пишет сам «сказку для клиента», подобная систематизация существенно облегчает его труд. Причем делает возможным обучение этому методу молодых специалистов, что является немаловажным для развития данного метода.

2.4 Стадии анализа сказочного сценария Итак, видно, что в работе со сказками каждый этап имеет свое, очень важное, значение. Все эти этапы можно разделить на 4-е стадии, каждая из которых имеет свой смысл и свой перечень вопросов для анализа [3].

Стадии развития сценария

Этапы жизненного пути героя

Вопросы для анализа содержания сказки

1. Зарождение и формирование героя

Рождение героя,

Жизнь в отчем доме,

Покидание отчего дома

О чем сказка?

Каков основной смысл сказки?

Кто главный герой (положительные и отрицательные качества)? К чему стремится?

В чем основной конфликт?

2. Стадия становления. Способы взаимодействия с окружающим миром

Выбор пути,

Проверка на доброе сердце,

Обретение помощников

Каким образом герой пытается разрешить конфликт?

активно, пассивно;

сам или передает активность другому — важна ли помощь в решении вопросов;

прямой агрессией (достает меч и рубит голову) — решение проблемы с позиции силы;

хитростью — способность посмотреть на ситуацию с др. стороны, обернуть ее в шутку;

волшебством — использование оберегающих предметов;

групповое решение — важность присутствие коллектива;

и др способами.

3. Стадия управления. Видимые и скрытые мотивы поступков героя, его готовность взять ответственность за свои действия

борьба и победа,

возвращение домой,

возрождение

Почему герой совершает те или иные поступки?

Зачем ему это нужно?

Чего он хотел на самом деле?

Что приносят его поступки другим людям (радость, горе, прозрение и др.)?

Герой разрушитель или созидатель?

4. Стадия завершения. Осознание уроков на пути героя, понимание идеи сказки и соединение ее с реальностью жизни.

Прибытие домой,

Обретение нового образа,

Свадьба и коронование

Что герой получил в результате? Достиг ли герой своих целей?

Какова мораль сказки. Чему она научила? Как этот опыт применяется в жизни?

Таким образом, благодаря такому анализу сказок становится возможным:

восполнить пробелы индивидуальной истории клиента, и дополнить ее общечеловеческой информацией;

актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;

сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

отобразить внутренний конфликт клиента и дать возможность поразмышлять над ним;

создать альтернативную концепцию восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;

сформировать Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того, чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Заключение Для того чтобы стать направлением в практической психологии, сказкотерапия прошла большой путь. Она была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний «из уст в уста». Она служила и продолжает верно служить многим психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения. И, наконец, ее признали как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарную систему, как носителя важнейшей информации. Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются: · осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни; · понимание причинно-следственных связей событий и поступков; · познание разных стилей мироощущения; · осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; · внутреннее ощущение силы и гармонии. Эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, дети, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. И в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы». Секрет метода состоит в том, что в сказкотерапии важно последействие — та мощная сила, стимулирующая развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога — собственное развитие. У сказкотерапии много возможностей. Однако, при ее использовании важны три вещи: уместность; искренность; дозированность. Как бы ни любил психолог сказки, необходимо чувствовать клиента. И важным условием для использования данного метода является внутреннее желания человека погрузиться в мир детства, фантазии и творчества, где все возможно.

Список литературы

1. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. Издательство «Речь». Санкт-Петербург, 2003 г.

2. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: ООО «Речь», Санкт-Петербург, 2002 — 168 с.

3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Пратикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», Санкт-Петербург, 2000. — 310 с.

4. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее /К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост.В. В. Зеленский, А.М. Руткевич. — М.: Мартис, 1995. — 320 с.

5. Мелия М. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека — 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 352 с.

6. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс» (Библиотека психологии и психотерапии) — 92 с.

7. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Тренинг по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2006. — 176 с.

8. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2006.208 с.

9. Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Академический Проект, 2001. — 480 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector