Практическая психология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Особенности развития эмпатии у студентов различных специальностей»

Выполнила: студентка 4 курса,

специальности «Дошкольное образование.

Практическая психология»

Хиневич Наталья Олеговна

Научный руководитель:

Преподаватель, магистр психологических наук

Марченко Елена Евгеневна

Брест 2014

Оглавление

Введение…….……………………………………………………………….…….

ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ….

1.1 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМИНА ЭМПАТИИ …………..….

1.2 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ ………………………………………………………………..…..

1.3 НОВООБРАЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМПАТИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА.……………………………………………………………….…

ГЛАВА II Эмпирическое исследование эмпатии у студентов…………..…..

2.1.Эмперическое исследование организации методики исследований……….

2.2Результаты исследования и их обсуждение.. ……………….………….

Заключение……………………………………………………………….………

Список использованных источников…………………………………….……..

Приложения………………………………………………………………………

Введение

Актуальность. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер. . Под эмпатией, понимается — сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.

14 стр., 6828 слов

Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей 3

... 1995. - С. 24. . Целью курсовой работы является выявление роли интуиции и эмпатии в понимании других людей. Данная цель конкретизирована в следующих задачах: выявить роль интуиции в ... взглядами, а свободного от стереотипов новичка. 3. Периодическое переключение на другую, в особенности контрастную деятельность. За время "отключения", отдыха, порог может снизиться настолько, что возвращение ...

Развитие эмпатии особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми.

Гипотеза:

Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы проявления эмпатии личности.

2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.

3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.

Объектом курсовой работы является эмпатия как собственно психологическое образование личности.

Изучением эмпатии в различных ее формах занимались ученые такие как : К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут, A.B. Запорожец, Дж. Иган, Е.А. Ичаловская, Р.Б. Карамуратова, Н.В. Козина, B.П. Кузьмина, Ю.А. Менджерицкая , В.В. Рябухин, Л.П. Стрелкова, Л.Б. Мерфи, Х.Л. Рош и Е.С. Бордин, П.А. Сорокин, Т.П.Гаврилова.

Ученые считают, что именно развитое сочувствие формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых ребенок превращается в полноценную личность. В своих работах они так же рассматривают различные аспекты эмпатии: её структуру, формы, стадии развития, её связь с установками, нравственными чувствами личности, индивидуально психологическими особенностями, направленностью личности.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМИНА ЭМПАТИИ

В современной психологии всякое проявление эмоциональной активности , по существу являющееся сопереживанием, сочувствием, внутренним содействием, рассматривается в рамках единой проблемы эмпатии . Понятие эмпатии было введено в психологию в 1903 году Титчером. Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность участвовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии так же может выступать нейтральный предмет, природа или образ искусства. Проблема эмпатии в значительной мере связана с теорией вчувствования — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем собственные переживания. Наблюдая мимику чужого лица, субъект подражает ей инстинктивно, вызывает соответствующее ей чувство, уже знакомое субъекту. Считается, что успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения т.е. художественные произведения и создания в них художественного образа изначально способствуют первоначальному развитию эмпатии . Реципиент, который читает художественное произведение сопереживает горю персонажей, разделяет их страдания и гнев, таким образом у него появляются эмоции, а не только знания произведения. Важными особенностями художественного сопереживания является и то, что это чувство носит преднамеренный, произвольный и управляемый характер. Так в процессе возникновения данной художественной эмоции непроизвольно, автоматически актуализируется аналогичная житейская эмоция т.е сопереживание самому себе, своим житейским установкам. Следовательно, если человек сопереживает в художественном произведении одному из персонажей, то автоматически его переживания переносятся на него самого , по правилу бумеранга, возвращается к своему первоисточнику, т.е. воздействует на сопереживание художественному образу, обогащая его. Поэтому, сопереживая художественному образу героя, реципиент художественного произведения при этом одновременно сопереживает своим самым интимным, самым важным, самым болезненным и тревожным эмоциям.

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

... классической литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой "Герой поневоле": "Он ... Татьяны как человека, обладающего меланхолическим темпераментом свойственна низкая активность; часто пассивна; Имеет склонность к грустным лирическим настроениям, к глубоким переживаниям, легко ранима, ...

Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии , либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность , доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие.

С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма».

Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «познавательного эгоцентризма».

П.М. Якобсон указывает на два вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит от умения человека «входить в воображаемую ситуацию», второй — основывается на реальных ситуациях, «имеющих жизненную основу».

Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла.

10 стр., 4890 слов

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей ...

... Существует множество методик диагностики коммуникативных способностей человека, в данной работе рассмотрим ... обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем ... которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, ... сочувствие и поддержку со стороны сверстников -- вопросы 8, 21. 9. Умение вступить в контакт с другим человеком, ...

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т П. Гавриловой и Н. Н. Обозова. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия — альтруистические. Так же она обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, — для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.

В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности, которое представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии.

В ряд таких способностей входят:

-способность эмоционально реагировать на переживания другого,

-способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,

-способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Существует три вида эмпатии:

1) эмоциональная (доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии)

2) познавательная (доминирует информативность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии)

3) поведенческая (доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.)

В эмпатии можно выделить несколько факторов, которые способны оказать влияние на формирование и проявление ее:

Поетому наблюдается, что с возрастом у женщин сопереживание к лицам того же пола возрастает, а у мужчин эмпатический отклик того же пола снижается.

— Социально-психологические факторы: пол субъектов (женщины чаще оцениваются как более эмпатийные), возраст, взаимоотношения в семье.

— Психологические факторы: психологическая дистанция между индивидами, симпатия, физическая привлекательность, степень сходства.

В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... сократительных и окислительных свойств мышц) и, наконец, психологических факторов (совершенствова­ние способности к концентрации усилий, настройка на концентриро­ванные усилия, поддержание высокого уровня ...

1) рациональная эмпатия ( осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому интенсивной аналитической переработки информации о нем)

2) эмоциональная эмпатия ( реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другог)

3) интуитивная эмпатия, (включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне)

По исследованиям Хофмана можно выделить четыре стадии формирование эмпатии. Он рассказывает как дети могут понимать и сопереживать другим людям:

1стадия-«глобальная эмпатия».(младенчество) Ребенок еще не может дифференцировать себя от других. Младенец реагирует «реактивным или заразительным

2стадия- «эгоцентрическая эмпатия».(2 года) Ребенок начинает демонстрировать общее понимание эмоций других людей. Он уже может испытывать сочувствие и может пытаться успокоить человека, но он ето делает таким образом, который бы успокоил бы его в данной ситуации.

3стадия-«сочувствие к переживаниям других» .(2-3 года) У ребенка появляется глубокое понимание своих собственных чувств, также как и чувств других. Имеют уже больший словарный запас и начинают выражать сочувствие вербально.

4стадия— стадия «сочувствие к общему состоянию другого человека».(позднее детство или ранняя юность) Склонны к проявлению способности к принятию роли и действиям, которые согласуются с нуждами других и могут контрастировать с их собственными. способность видеть себя как самостоятельную личность, независимую от других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является одной из базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого. Эмпатийный человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к сопереживаниямзначимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.

Эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:

3 стр., 1036 слов

Взаимодействие личности и организации

... управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей ...

-способность к децентрации;

-позитивное видение других;

-быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;

-преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.

Ему так же присущи:

-открытость;

-сензитивность к невербальному поведению другого;

-чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;

-чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.

Для него характерны:

-эмоциональная стабильность;

-терпимость в адрес недостатков других.

По мнению многих психологов эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Эмпатия ,которая направленная на себя-это сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания. Это выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида .А эмпатия , которая направленная на другого человека ,ее можно обозначить , как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему. В случае личностного дискомфорта человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия «за себя». Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние.

Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д. Следовательно эмпатия способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Таким образом можно сказать, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать (чувствовать) не только реальных людей, но и вымышленных (например, персонажей художественных произведений).

1.2 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ.

17 стр., 8485 слов

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

... нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния ребенка подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может ... язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше ... с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося ...

Сущностью педагогического взаимодействия является прямым или косвенным воздействием субъектов друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей).

Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны:

-функционально-ролевую (направлена на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.)

— личностную (в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.)

Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой — индивидуальные, личностные качества.

Педагогическое взаимодействие, как и любое другое взаимодействие, может быть кооперативным и конкурентным. Эти стратегии названы личностно-ризвивающей и личностно-тормозящей.

Педагоги, применяющие личностно-развивающие стратегии, имеют в своем арсенале адекватную или даже завышенную оценку учащихся в учебе и поведении, способы их включения в решение творческих задач, использования каждого ученика как образца для подражания в каком-нибудь виде деятельности, установления эмоционального контакта в отношениях, одобрения, располагающего к сотрудничеству, и т.д.

Педагоги, применяющие личностно-тормозящие стратегии, напротив, в большинстве случаев опираются на контролируемые, опекающие и угрожающие средства, стремятся снизить самооценку учащихся, увеличить дистанцию и утвердить статусно-ролевые позиции.

Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность, затейливость.

5 стр., 2287 слов

Формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

... экспериментальной группе. 4. Разработать комплекс игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования – развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться эффективно, если будет ...

Личностно-развивающая стратегия педагогического взаимодействия характеризуется следующими особенностями:

— отношением к ученику как к субъекту собственного развития;

— ориентацией на развитие и саморазвитие его личности;

— созданием условий для самореализации и самоопределения личности;

— установлением субъект-субъектных отношений.

Психологический контакт возникает в результате достижения общности психического состояния людей благодаря их взаимопониманию, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание и содействие.

Педагог должен помогать учащимся решать не только учебные, но и личностные задачи, среди которых установление статуса – это одна из наиболее важных задач. Однако в педагогической деятельности успеваемость школьника является основным показателем его неудач и достижений в течение всего времени обучения.

В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление , заключающееся в бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или от индивида к группе. Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к необходимости взаимодействия.

Кроме эмоционального сопереживания, установлению и укреплению психологического контакта способствует интеллектуальное сопереживание –это мыслительное содействие, определяемое включенностью субъектов взаимодействия в одну и ту же деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение общих для них мыслительных задач. Специфика педагогического общения проявляется прежде всего в его направленности. Оно направлено не только на взаимодействие обучающихся и организацию их личностного развития, но и на организацию усвоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью:

1) на само учебное взаимодействие;

2) на обучающихся;

3) на предмет усвоения.

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель, работая с каким то одним учащимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая со всем классом, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается в органичном сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Педагоги, общаясь с учащимися и решая разные по характеру коммуникативные задачи, реализуют посредством этих задач четыре педагогические функции: стимулирующую, реагирующую, контролирующую и организующую. Чаще всего используемые учителями коммуникативные задачи реализуют организующую и стимулирующую функции.

7 стр., 3494 слов

исследование педагогических условий развития эмпатии у детей ...

... противоречие легло в основу определения проблемы исследования – формирование способности у детей дошкольного возраста к эмпатии. Проблема обусловила выбор темы «Определение педагогических условий для ... принятии сверстником его жизненных позиций, а значит развития способности к эмпатии. Многие психологи, описывая эмпатию, обращают внимание, прежде всего, на эмоциональное развитие дошкольника, ...

Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являются искреннее уважение друг к другу, эмпатийность (способность к пониманию эмоционального состояния другого), толерантность (терпимость к чужим мнениям и установкам).

Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов: позы, жесты, направление взглядов, речь, ее интонации, паузы в ней .

Рассмотрим функции эмпатии у студентов:

1) эмпатия, исходящая от субъекта , увеличивает его способность убеждать;

2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;

3) расширяет представление о жизни других;

4) обогащает собственный эмоциональный опыт;

5) развивает личность и систему ее ценностей;

6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.

Можно сказать , что эмпатия у студентов способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Она уменьшает у студентов эффект искажения восприятия другого, и сопровождает формирование более точного первого впечатления. Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения у студентов заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании , способа получения, обработки и проверки достоверности информации.

Эмпатия у студентов также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения. Эмпатия дает возможность для самораскрытия личности студента и получения поддержки.

Основная задача преподавателя и студента найти «золотую» оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее. Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_RESPUBLIKI_BELARUS — Стр 2

Эмпатия проявляется не только во взаимоотношениях между педагогами и студентами, но и на более ранних этапах т.е. отношение в семье родителей и детей.

В отношениях родителей и детей эмпатия может возникнуть только тогда , когда родители понимают их чувства, стараются принять участие в их делах и могут позволить им немного самостоятельности. С помощью такого чувства как эмпатия у ребенка формируется представление о переживание других , о их ценностях , а так же формируется нравственное развитие. Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами . Если происходит нарушение эмоционального контакта со стороны родителей, а так же отсутствие эмпатического понимания, то это может тяжело травмировать психику ребенка т.к. это оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

Таким образом можно выделить, что эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка. Будущее — как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему.

1.3 НОВООБРАЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭМПАТИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия.

Известно, что эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная с фазы эмоционального заражения в период новорожденности и заканчивая просоциальным поведением в более поздние возрастные периоды.

Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Причем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатические реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других – в этом случае дети с бóльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания.

Механизмы эмоционального подражания и заражения, которые обеспечивают установление контакта с окружающими, способствуют формированию условий для эмоционального обмена, развивают умение воспринимать экспрессию другого и отражать ее, способствуют формированию экспрессивного репертуара ребенка, они же являются первыми механизмами общения.

Подражание играет двойственную роль в развитии эмпатии. Во-первых, ребенок, подражая эмоциям других, учится быть субъектом эмпатии, а во-вторых, воспринимая подражание других собственным эмоциям, он учится быть объектом эмпатии. При переходе от раннего детского возраста к дошкольному, когда появляется определенный уровень сформированности «Я» ребенка, ведущим механизмом развития эмпатии выступает идентификация. Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и отражаемым объектом в процессе восприятия внешнего мира. Такой связью, по мнению Н. Н. Авдеевой, является непосредственное переживание субъектом той или иной тождественности с объектом. Следствием такого переживания становится принятие ценностей, норм, образцов отражаемого объекта как своих, видение другого человека как продолжения себя самого.

В школьном возрасте к подражанию, заражению и идентификации как механизмам развития эмпатии подключаются понимание и рефлексия. Понимание и рефлексия способствуют формированию умений соотносить внешние и внутренние характеристики объекта, прогнозировать направление их проявлений и изменений, обращаться к собственному эмоциональному опыту .

В подростковом и юношеском возрасте уже особенно велика потребность в дружеских отношениях, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. Подростковый возраст характеризуется как период маргинальной социализации. Осуществляется центральное социально-психологическое новообразование — развитие Я-концепции. Подросток находится в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами. Это накладывает на него определенный отпечаток и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками. К подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом поведения в пользу другого. В этом возрасте уже начинаются половые различия в отношении между объектами. Девочки проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Это свидетельствует о том, что у девочек более раннее проявление и усвоение нравственных норм, стремление иметь признание в межличностных отношениях. Мальчики же больше направлены на достижение предмета деятельности. Можно сказать, что способность к сопереживанием является неотъемлемой частью для дружеских отношениях в межличностных отношениях.

Существуют однако такие дети , у которых есть нарушение умственной деятельности. Следовательно у таких детей эмоциональное созревание происходит медленнее, а дифференциация чувств завершается позднее, чем у нормального ребенка.

При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. «Секрет успешных отношений между людьми заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном, дружеском, созидающем значении. Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. Родители таких детей должны полностью их поддерживать, интересоваться их успехами и давать им чувство защищенности.

Для них очень эффективным занятием будет игра, направленная на развитие личности ребенка. Правильный подбор игр, а так же правильное руководство может служить для них источником возникновения доброжелательного отношения ко взрослым и сверстникам, стремление помогать им и сотрудничать с ними.

Таким образом развитие эмпатических способностей у детей с умственной отсталостью осуществляется по мере прохождения возрастных этапов , под воздействием общения с окружающими людьми.

Вывод по первой главе.

Таким образом эмпатия в психологии понятие очень сложное и многогранное, которое обозначает настолько глубокое сопереживание, которое граничит с полным отождествлением себя с другим человеком. Если в процессе разговора человек способен полностью, во всех оттенках переживать те же эмоции, что и его собеседник, это значит, что у него высокая способность к эмпатии. Эмпатия, это прежде всего умение сопереживать. Соответственно для развития эмпатии нужно развивать любовь ко всему живому и сострадание, сочувствие, все лучшие человеческие качества. Ребенок, который учится переживать со временем будет готов к тому, чтобы суметь проявить сочувствие. Его способность к эмпатии в реальном общении развивается еще больше и крепнет, формируя из ребенка личность удивительной красоты. Этот переход крайне важен для счастливой жизни ребенка.

Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии

2.1 организация и методы исследования.

В проведенном нами исследовании приняло участие 40 студентов разных специальностей : «психолого-педагогического факультета и факультет журналистики». Основной этап был направлен на решение задач эмперического исследования.

Для реализации поставленных задач и изучения развития эмпатии нами были подобраны и проведены следующие методики.

Беседа «мои сопереживания» она была направлена на изучение сопереживании чувств другого человека. Так же на стремление оказывать помощь и поддержку другим людям и взаимоотношения между людьми. Она включала в себя 6 вопросов, которые позволяли обнаружить особенности поведения человека в каких- либо ситуациях. Испытуемому были предложены несколько утверждений , на которые его необходимо было ответить. Затем респондент все фиксирует на отдельном бланке. Перечень вопросов беседы представлен в приложении А.

«Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»

Предназначена для оценки сопереживать и понимать мысли и чувства другого человека. Методика состоит из 36 суждений . Испытуемый должен согласиться, или не согласиться с каждым из них и отметить на бланке. Перечень вопросов беседы представлен в приложении B.

2.2 результаты исследования и их обсуждение.

Проанализировав методику В.В Бойко «уровни эмпатических способностей». Мы выявили несколько каналов эмпатии , а так же уровни студентов на сопереживание.

Все ответы были сгруппированы на 6 категорий: рациональность, эмоциональность, интуитивность, установки, проникающий канал, идентификация.

Большинство ответов респондентов 1 группы (журналисты) 24% отнесены к категории « интуитивный и идентификации каналов» -это свидетельствует о том, что человек может на основе интуиции формироваться представления о человеке , а так же с легкостью поставить себя на место другого и понять его при помощи сопереживании. Так же для них характерен «эмоциональность» 21%-они стараются понять его внутренний мир, его сопереживания. Их так же волнует «рациональность» 20%-появляется спонтанный интерес к другому человеку, его состоянию, проблеме и поведению. И в меньшей степени студенты обращаю внимания на «установочные и проникающий каналы» 5-7% -спокойно относятся к переживаниям, стараются избегать личных контактов, считаю , что проявлять любопытство неуместно. Ни какой задушевности и доверия нет. (рисунок 2.2.1).

Рисунок 2.2.1 – Представленность различных категорий каналов эмпатии у студентов-журналистов.

Большинство ответов респондентов 2 группы (психологи) 22% отнесены к категории « интуитивный и идентификации каналов» . Так же для них характерен «эмоциональность» 21%-они стараются понять его внутренний мир, его сопереживания. Затем можно выделить «рациональность» 19%. И в меньшей степени студенты обращаю внимания на «установочные и проникающий каналы» 7-8% -спокойно относятся к переживаниям, стараются избегать личных контактов, считаю , что проявлять любопытство неуместно. Ни какой задушевности и доверия нет. (рисунок 2.2.2).

Рисунок 2.2.2 – Представленность различных категорий каналов эмпатии у студентов-психологов.

На основе этих результатов мы выявили уровни, которые представлены на рисунке (2.2.4)

Рисунок 2.2.4 – уровни эмпатических особенностей студентов-психологов и журналистов.

низкий 2.средний 3. Высокий

Уровни показали, что у обеих групп респондентов низкий уровень(90%) эмпатии, и лишь несколько процентов (10%) средний.

Проанализировав беседу мы выявили следующие результаты:

Таким образом можно сделать вывод о том, что у 2 группы респондентов психологов более выраженное чувство сопереживании, а у 1 группы менее выраженное чувство сопереживании.

Выводы по второй главе

Проведенное нами исследование позволяет говорить о преобладании достаточно пассивной социальной позиции респондентов. К сожалению, у большинства студентов не преобладает эмпатииное чувство сопереживания и сочувствия к другим .

Следует также отметить, что у студентов существует проблема в удовлетворении потребности в общении с другими людьми. Это может быть связано со многими причинами: низким уровнем эмпатии, неуверенность в себе , не понимание своего партнера, а так же внимание и восприятием к другим и др .

По результатам проведенных нами исследования было показано, что студенты психологического факультета более склонны к сопереживанием т.е. эмпатических чувств , студенты журналистики.

Заключение

Эмпатия в психологии понятие очень сложное и многогранное, которое обозначает настолько глубокое сопереживание, которое граничит с полным отождествлением себя с другим человеком. Если в процессе разговора человек способен полностью, во всех оттенках переживать те же эмоции, что и его собеседник, это значит, что у него высокая способность к эмпатии.

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию – кивать, делать соответствующее выражение лица в разговоре и т.д. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

В психологии выделяют три вида эмпатии – она может быть эмоциональная , когнитивная и поведенческая . Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность -позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию. Поведенческая-это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

В светском общении не так и важно, какой вид эмпатии задействован в общении, а вот между двумя близкими людьми способность к эмоциональной эмпатии очень ценится, ведь каждому человеку хочется видеть возле себя тех, кто действительно понимает его эмоции и способен к сопереживанию.

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам.

Список использованных источников

1 BiblioFond.ru

2 Мир психологии 2011г. «роль рефлексии в профессиональном образовании.»

3 ВП. 2006 г. « понимание эмоции у детей дошкольного возраста»

4 Хухлаев О.Е. « психологические переживания» 2005 г.

5 Степанова 2001 г. « практическая психология: профессия»

6 Дубровина 2004 г. ВП

7 Андреева 2006 г. «эмоциональный интеллект»

8 Степанова 2003 г. ВП

9 http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n3/54353.shtml

10 Н.Б. БЕРХИН «РОЛЬ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ И СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ» http://voppsy.ru/issues/1988/884/884155.htm

11 Н. П. Ансимова, О. В. Тютяева « Особенности эмпатии у старшеклассников»

http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/empaty/empaty5.php

12 Личко А. Е. «ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ»

http://www.psychology.ru/library/00034.shtml

13 Идиятова А.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

http://www.scienceforum.ru/2014/554/2799

14 Басова А. Г. Формирование эмпатии А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2013.

http://www.moluch.ru/archive/52/6898/

15 «Психологические условия формирования эмпатических действий у подростков».

http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-formirovaniya-empaticheskikh-deistvii-u-podrostkov

16 «Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семьей»

http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10309.php

17 «Педагогические условия развития ценностно-смысловой эмпатии студентов технического университета».

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tsennostno-smyslovoy-empatii-studentov-tehnicheskogo-universiteta#ixzz33PLijxTq

18 «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-komponentov-empatii-u-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu

25