исследование феномена группового влияния

Оглавление

Введение 2

1. Теоретическая часть 3

1.1. Малые группы 3

1.2. Феномен группового давления 6

1.3. Конформизм 11

1.4. Выводы к теоретической части 15

2. Эмпирическая часть 16

2.1. Программа исследования 16

2.2 Анализ и интерпретация данных 19

Выводы 21

Список литературы 23

Введение

Актуальность: Мнение и поведение большинства (группы) является важнейшим фактором, оказывающим влияние на мнение и поведение индивида. Изучение закономерностей этого влияния способствует решению практически значимых задач.

Цель: исследование феномена группового влияния

Задачи:

? изучение литературы по вопросу групповых процессов и влияния групп на индивида

? изучение литературы по вопросу феномена группового давления

? изучение литературы по вопросу конформности/нонконформности

? эмпирическое исследование

? анализ результатов и выводы

Объект: феномен группового давления и конформность

Предмет: зависимость поведения человека в группе под давлением и уровня конформности

Гипотезы:

? Мнение участников эксперимента будет изменяться под давлением группы

? Участникам эксперимента будет тяжело сопротивляться мнению группы

Методы: эксперимент, интервью

1. Теоретическая часть

1.1. Малые группы

Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.

К характеристикам малой группы относят психологическую и поведенческую общность ее членов. Психологическая общность основана на осознании людьми своей принадлежности к определенной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различение некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». Наличие «мы-чувства» — главная характеристика группы.

3 стр., 1192 слов

Понятие группы и группового поведения

... зачастую и для каждого члена группы. Они выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это ... . Традиция - способ реализации устойчивых общественных от­ношений, поддерживаемых силой общественного мнения, кол­лективных привычек и убеждений. Морально-психологический климат - преобладающий в ...

Существует много различных подходов к проблеме классификации групп, прежде всего, среди групп выделяют условные и реальные группы.

Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др.

В противоположность условным, реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (как добровольные объединения).

Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы.

Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований.

Естественные группы возникают в ходе развития общества.

Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники».

Группы также различают на формальные (организованные, официальные) и неформальные (неофициальные, спонтанные).

Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Отличие формальной группы в том, что в ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения.

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы). Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки ...

Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри их.

Еще одна часто встречающаяся классификация — «группы членства» и «референтные группы».

Референтные группы

Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.

Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства.

Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Ввел это понятие американский социальный психолог Г. Хаймен, установивший при исследовании студенческой группы, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.

Функции референтной группы:

? Нормативная функция. Состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида.

? Сравнительная функция. Проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает для индивида эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других.

3 стр., 1034 слов

Конформизм и факторы влияющих на него. Особенности поведения индивида в группах.

... поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению ... , занимая промежуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии. Явление конформизма было открыто американским психологом ...

У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и проч.

1.2. Феномен группового давления

Т.к. наш проект посвящён именно данному явлению, а практическая его часть основывается на экспериментах С. Аша и В. Мухиной, мы посчитали необходимым описать их эксперименты.

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известн…

Список литературы

1. Дэвид Майерс «Социальная психология»

2. Андреева Г. М. «Социальная психология»

3. Боголюбов Л.Н. учебник по обществознанию 10кл.

4. Асмолов А.Г. «Психология личности. Принципы общепсихологического анализа»

5. Божович Л.И. «Конформизм»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector