Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы. Групповое давление. Эффект социальной фасилитации. Эффект социальной ингибиции.Феномен социальной

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы 4

1.1. Групповое давление 4

1.2. Эффект социальной фасилитации 6

1.3. Эффект социальной ингибиции 10

1.4. Феномен «социальной лености» 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие).

В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

Воздействие группы оказывает существенное влияние на поведение, профессиональную деятельность и общение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения.

1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы

1.1. Групповое давление

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

Внешняя конформность — подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.

Внутренняя конформность проявляется:

1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;

51 стр., 25356 слов

Использование тренингов как способа формирования эффективного ...

... вышесказанное, нами и была выбрана тема выпускной квалификационной работы - «использование тренингов как способа формирования эффективного группового взаимодействия учащихся при изучении социальной сферы в ... работы групповых технологий, а также тренигов, как одной из разновидностей организации групповой деятельности учащихся. Методическая литература расширяет и конкретизирует те ориентиры в методике ...

2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Согласно С. Московичи, существование позиции меньшинства может привести к проявлению инноваций.

Позднее М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию конформности, в которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение как информацию, на основе которой он должен осуществить выбор).

Нонконформизм — слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия — сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

Групповое давление являет собой социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения.

Групповое давление может формулироваться разными способами: принуждением, требованием, просьбой, и просто существованием социума и ее ожиданиями. У члена группы есть выбор подчиниться или не подчиниться давлению сообщества. К тому же, подчинятся можно в разной степени: от принятия норм группы, до притворства. Процесс группового давления существует там, где есть конфликт между индивидуумом и мнением окружения. Мера сопротивляемости окружению — это уровень подчинения группе, когда мнение окружения воспринимается человеком в виде конфликта. Различают внешнее подчинение, когда ее мнение принимается только внешне, а на самом деле, индивид сопротивляется, и внутреннее, в этом случае индивид на самом деле поддерживает мнение большинства. Внутреннее подчинение является результатом преодоления конфликта в пользу группы.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... групп, групповая динамика План: 1. Понятие учебно-тренировочной группы. 2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия. 3. Структура учебно-тренировочных групп. 4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе. 5. Комплектование группы ... обсуждения и затем никак не влияет на него, не направляет мнения участников группы. 2. Способ коллективной работы над творческими задачами, который чаще всего ...

Индивид может выдвинуть окружению собственные требования в отношении себя. Это является причиной конфликтов между индивидом и группой. Выдвижение собственных требований к окружению служит причиной освобождения от ответственности за поступки.

На уровне обыденного восприятия групповое давление было зафиксировано в сказке о голом короле.

Причиной подчинения такому давлению является отсутствия опыта в принятии решений индивидуально в связи с страхом неизвестности, самостоятельности, ответственности, жизни в которой никто не подскажет, как делать.

В исследованиях оказания влияния давления сообщества была выявлена еще одна позиция индивида в отношении группы — позиция негативизма……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. — СПб: 2002. — 656 с.

2. Бодров, В. А., Психология профессиональной деятельности и прикладные проблемы / В.А. Бодров — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 622 с.

3. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск: «Тесей», 2007. — 223 с.

4. Журавлев, А.Л. Социальная психология учебное пособие / Отв ред А. Л Журавлев. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351с.

5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. крысько. — Мн.: 2001. — 284 с.

6. Морозов, А.В. Социальная психология / А.В. Морозов. — М.: 2003. — 384 с.

7. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, А.Ю. Пряжникова. — М: 2001. — 480 с.

8. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. — М: 2003. — 284 с.

9. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. — М: 2001. — 600 с.

10. Тейлор, Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. — СПб: 2004. — 462 с.