Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы. Групповое давление. Эффект социальной фасилитации. Эффект социальной ингибиции.Феномен социальной

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы 4

1.1. Групповое давление 4

1.2. Эффект социальной фасилитации 6

1.3. Эффект социальной ингибиции 10

1.4. Феномен «социальной лености» 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие).

В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

Воздействие группы оказывает существенное влияние на поведение, профессиональную деятельность и общение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения.

1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы

1.1. Групповое давление

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

Внешняя конформность — подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.

Внутренняя конформность проявляется:

1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;

3 стр., 1411 слов

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия

СОДЕРЖАНИЕ Введение ------------------------------------------------------------------------ 3 Глава I. Теоретические основы использования игры, в качестве основного средства развития личности ребенка дошкольного возраста -------------------------------------------------------------------------- 8 1.1. Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте --- 8 1.2. Дидактическая игра как ...

2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Согласно С. Московичи, существование позиции меньшинства может привести к проявлению инноваций.

Позднее М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию конформности, в которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение как информацию, на основе которой он должен осуществить выбор).

Нонконформизм — слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия — сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

Групповое давление являет собой социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения.

19 стр., 9407 слов

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп (примеры)

... др. 19. Проблема малой группы в отечественной социальной психологии. На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить Деятельностный ... группы. Феномен группового давления Конформность констатируется, если есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Негативизм (специфический случай конформности) – сопротивление давлению группы, ...

Групповое давление может формулироваться разными способами: принуждением, требованием, просьбой, и просто существованием социума и ее ожиданиями. У члена группы есть выбор подчиниться или не подчиниться давлению сообщества. К тому же, подчинятся можно в разной степени: от принятия норм группы, до притворства. Процесс группового давления существует там, где есть конфликт между индивидуумом и мнением окружения. Мера сопротивляемости окружению — это уровень подчинения группе, когда мнение окружения воспринимается человеком в виде конфликта. Различают внешнее подчинение, когда ее мнение принимается только внешне, а на самом деле, индивид сопротивляется, и внутреннее, в этом случае индивид на самом деле поддерживает мнение большинства. Внутреннее подчинение является результатом преодоления конфликта в пользу группы.

Индивид может выдвинуть окружению собственные требования в отношении себя. Это является причиной конфликтов между индивидом и группой. Выдвижение собственных требований к окружению служит причиной освобождения от ответственности за поступки.

На уровне обыденного восприятия групповое давление было зафиксировано в сказке о голом короле.

Причиной подчинения такому давлению является отсутствия опыта в принятии решений индивидуально в связи с страхом неизвестности, самостоятельности, ответственности, жизни в которой никто не подскажет, как делать.

В исследованиях оказания влияния давления сообщества была выявлена еще одна позиция индивида в отношении группы — позиция негативизма……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. — СПб: 2002. — 656 с.

8 стр., 3785 слов

Психология социальных групп и коллективов

Содержание Введение 1. Группа как объект социально-психологического анализа 2. Групповая структура 3. Коллектив как высшая форма развития 4. Социально-психологические характеристики коллектива Заключение Список литературы Введение Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди ...

2. Бодров, В. А., Психология профессиональной деятельности и прикладные проблемы / В.А. Бодров — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 622 с.

3. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л. А. Вайнштейн. — Минск: «Тесей», 2007. — 223 с.

4. Журавлев, А.Л. Социальная психология учебное пособие / Отв ред А. Л Журавлев. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351с.

5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. крысько. — Мн.: 2001. — 284 с.

6. Морозов, А.В. Социальная психология / А.В. Морозов. — М.: 2003. — 384 с.

7. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, А.Ю. Пряжникова. — М: 2001. — 480 с.

8. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. — М: 2003. — 284 с.

9. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. — М: 2001. — 600 с.

10. Тейлор, Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. — СПб: 2004. — 462 с.