Тема 2−3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

Семинарские занятия

Тема 1. Психологический тренинг в свете основных психологических концепций

План:

1. Общее представление о социально-психологическом тренинге (СПТ).

2. Специфические черты и основные парадигмы СПТ.

3. Виды тренинговых групп.

4. Гуманистическое направление.

5. Гештальт-модель.

6. Трансактный анализ в группе.

7. Психодраматический подход.

8. Телесно-оринтированный подход.

9. Бихевиорально-ориентированные группы.

Задания для самостоятельной работы.

1. Составьте таблицу, содержащую основные направления и их характеристику в развитии групповых методов работы.

Направление Автор (представители) Развитие групповых методов работы

2. Дайте определение и проанализируйте следующие понятия «психлогический тренинг», «Социально-психологический тренинг», «психолого-педагогический тренинг».

3. Приведите в соответствие направления и основные приемы тренинговой работы.

1. Группы встреч. 2. Группы гештальт — ориентации. 3. Группы трансактного анализа. A. «Горячий стул». Б. Единство тела и сознания. B. Заключение контракта. Г. Конфронтация. Д. Самораскрытие.

4. Заполните пробелы в тексте, выбрав вариант из предлагаемых в скобках.

Первые Т-группы были созданы в (Германии, Великобритании, США, Франции) в (конце XIX в., начале XX в., середине XX в.) известным психологом (Г.Олпортом, А. Маслоу, К. Левиным, К. Роджерсом).

Литература:

1. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения. — М., 2007. — 96 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Изд-во Ось-89, 2000. — 123 с.

Тема 2−3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

План:

1. Понятие учебно-тренировочной группы.

2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия.

3. Структура учебно-тренировочных групп.

4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе.

5. Комплектование группы СПТ: качественные и количественные характеристики (численность, возрастной состав, формальный статус, личностные особенности и т. п.).

6. Понятие групповой динамики.

7. Механизмы групповой динамики.

8. Ролевые позиции в группе.

9. Групповая сплоченность и напряженность.

10. Основные этапы и фазы развития группы в тренинге.

11. Проблема лидерства в тренинговой группе.

12. Эффективность групповой деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Укажите основные условия и критерии отбора кандидатов в группу тренинга (выберите из перечисленных вариантов).

· Высокая внушаемость.

· Серьезные личные переживания и проблемы.

· Нормальное психическое здоровье.

· Высокий уровень интеллекта.

· Наблюдательность.

· Высокий уровень обучаемости.

· Интерес к проблемам психологии.

· Низкий уровень психологической защиты.

· Кризисная жизненная ситуация.

· Общительность.

2. Выберите из перечисленных ниже вариантов основные условия, критерии отказа в принятии в группу социально-психологического тренинга.

· Депрессия, т. е. общая подавленность и пассивность поведения.

· Низкий уровень саморегуляции, социальной зрелости.

· Психическая болезнь.

· Выраженная акцентуация характера.

· Замедленность психических реакций.

· Возбудимость (эпилептоидный тип акцентуации по К. Леонгарду).

· Резкое изменение поведения под влиянием критики.

· Психопатии.

· Кризисная жизненная ситуация.

· Завышенная самооценка, неадекватное стремление к лидерству.

3. Укажите основные преимущества работы в учебно-тренировочной группе, выбрав из перечисленных вариантов.

· В группе работа протекает более активно и интересно.

· Работа в группе подходит почти для всех категорий клиентов.

· Руководителю в группе легче поддерживать свой авторитет.

· В группе легче и быстрее происходит самопознание и самораскрытие.

· Трудности общения в группе повторяют реальные проблемы в отношениях.

· В группе можно перенять опыт других людей.

· В группе человек чувствует себя более свободно, чем в индивидуальной работе с психологом.

3. Составьте тематическую библиографию публикаций за последние пять лет.

Литература:

1. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения. — М., 2007. — 96с.

2. Абрамова Г. С. Практическая психология — М., 2003. — 496с.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. — ростов н/Д, 2005. — 320с.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Изд-во Ось-89, 2000. — 123 с.

5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Изд-во «Эксмо — Пресс», 2001. — 156 с.

6. Горбушина О.П. психологический тренинг. Секреты проведения. — Питер, 2008. — 176с.

Тема 6−7. Тренинговые практики

План:

1. Дискуссия: общая характеристика, цели, психологические эффекты, условия успешности.

2. Игры: общая характеристика, цели, классификация, психологические эффекты, условия успешности.

3. Анализ конкретных ситуаций.

4. Проективные рисунки.

5. Мозговой штурм.

6. Вербальные и невербальные техники.

7. Приемы активизации и управления вниманием.

8. Практика использования вопросов.

9. Техники активного слушания.

Задания для самостоятельной работы:

1. Согласно одному из подходов к пониманию групповой дискуссии она объединяет в себе группу методов под названием «дискуссионные методы». В эту группу входят (укажите правильные ответы):

· метод контрольных вопросов;

· анализ ситуаций морального выбора;

· метод морфологического анализа;

· анализ житейских ситуаций;

· психодиагностический метод;

· метод наблюдения;

· собственно групповая дискуссия;

· метод «мозгового штурма»;

· функциональный метод;

· метод эксперимента.

Приведите примеры тем обсуждения для каждого из отобранных вами дискуссионных методов.

2. Выделите основные цели групповой дискуссии, выбрав из предложенных вариантов:

1. Разрушить представление о том, что затруднения какого-либо участника группы — это только его проблема.

2. Развивать коммуникативные качества участников группы.

3. Научить участников вести себя сдержанно, даже если партнеры проявляют агрессию.

4. Научить участников видеть любую проблему с разных сторон.

5. Отказаться от поучительного тона, стараться приводить логичные аргументы.

6. Научиться вырабатывать групповые решения путем учета многих мнений.

7. Научиться вырабатывать объективные критерии оценки для обсуждаемой темы.

8. Устранить личную пристрастность и эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров.

Приведите примеры реализации этих целей в конкретном обсуждении.

3. Заполните пробелы, используя одно из слов в скобках

Основными психологическими функциями групповой дискуссии являются:

— удовлетворение потребности в … (потребности в признании и уважении, потребности в общении, познавательной потребности, потребности в социальных контактах);

— (выявление, коррекция, подавление, стимулирование, обсуждение) … процессов групповой динамики в группе тренинга.

Приведите примеры реализации этих функций.

4.Определите, о каком виде дискуссии идет речь в каждом определении.

1. Руководитель задает лишь тему для обсуждения и затем никак не влияет на него, не направляет мнения участников группы.

2. Способ коллективной работы над творческими задачами, который чаще всего применяется при поиске технических решений.

3. Обсуждение реальных ситуаций из жизни, связанных с проблемами, не имеющими однозначного решения.

4. Обсуждение реальных или гипотетических ситуаций, связанных с нарушением нравственных норм и правил.

Возможные варианты ответов:

а) анализ житейских ситуаций;

б) метод учебно-тренировочных задач;

в) неструктурированная дискуссия;

г) метод контрольных вопросов;

д) «мозговой штурм»;

е) анализ ситуаций морального выбора.

5.Укажите основные условия успешности проведения групповой дискуссии, выбрав из приведенных ниже вариантов.

· Группа должна быть невелика. Большое количество людей дезорганизует дискуссию.

· Рекомендуется включать людей «со стороны», не имеющих отношения к группе и к обсуждаемой теме, так как они увеличивают творческий потенциал группы.

· Обсуждаемая проблема должна интересовать группу.

· Во время обсуждения абсолютно запрещена любая критика, неодобрительные замечания.

· Метод групповой дискуссии лучше проводить, если нет ярко выраженных конфликтов в группе.

· Руководитель группы должен обеспечить непрерывность беседы, заполнять паузы поощрительными репликами.

Объясните подробнее, как на практике обеспечить отмеченные вами условия.

6. Составьте тематический глоссарий.

Литература

1. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения. — М., 2007. — 96с.

2. Абрамова Г. С. Практическая психология — М., 2003. — 496с.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. — ростов н/Д, 2005. — 320с.

4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — М., 2004. — 464с.

5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. — Питер, 2008. — 176с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector