Иркутский Торгово-Экономический Колледж Курсовая работа по дисциплине Управленческая психология Тема Имидж руководителя как критерий эффективной работы Выполнил Студент группы 3М-34 Иванов С.И. Проверил Преподаватель Лисихина О.Ю. Оценка Иркутск 2005 Содержания. 1. Введение. 2. Развитие и сущность понятия имиджа. 3. Объекты формирования имиджа 4. Имидж делового человека и пути его формирования. 5. Деловой этикет и протокол. 6. Этика делового общения. 7. Деловая женщина. Особенности имиджа. 1.Введение. Слово имидж от англ.Image образ имеет несколько значений вот несколько из них — Имидж — ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации и оказания эмоционально- психологического воздействия на общественное мнение совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. субъекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к этому субъекту образ, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.
Еще некий древний мудрец говорил искусство управления людьми — самое трудное и высокое из всех искусств.
На кануне 21 столетия успех любой деловой организации в большей степени зависит от ее сотрудников. Этому послужило бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом.
В развитых странах изучение дисциплины Управление персоналом давно стало важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, и это является необходимым компонентом высшего образования в целом. Пожалуй, сегодня нет более трудной профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем — это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем — от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.
Чтобы быть руководителем, надо — иметь подчиненных. Мысль не слишком оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты под словом иметь, которое мутит взор многим руководителям, привычно считающим, что подчиненные — это почти что их собственность. Однако именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом.
Сколь бы ни был талантлив и трудолюбив начальник, но, если его усилия не поддерживаются подчиненными — итог деятельности подразделения в целом вряд ли будет особенно успешным. Именно от успешности решения задачи — увидеть в подчиненном человека — зависит работа коллектива. Заметим, что одного только умения адекватно воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно.
Имидж личности
... эффективности любой социальной системы становится актуальной. Адекватный задачам управления и личности руководителя имидж мгновенно структурирует и оптимизирует процесс взаимодействия "лидер-аудитория", заполняет ... обостренно чувствовать ценностную картину мира. Новое мышление - это ориентированность человека на саморазвитие, срастание логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, ...
Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными. Влияние ситуации и ее восприятие на выбор управленческого стиля представляется бесспорным, но почему для одних людей оказывается более предпочтительным авторитарный стиль, а для других демократический остается открытым. И все таки, почему имидж руководителя играет такую роль в успехе фирмы Почему имидж является таким важным социально психологическим фактором На эти другие вопросы я попытаюсь ответить в данной курсовой работе. И так начнем 2.
Развитие и сущность понятия имиджа
Термин имидж получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах.
Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому image, что означает образ, представление, изображение. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж образ существовало всегда. По В.И. Далю, образ это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо и он связан со временем. В психологии под имиджем понимают сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов имидж отражает социальные ожидания определенной группы.
Понятие имидж возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя.
Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь. Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера считает, что профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж.
Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни. В России понятие имидж появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Одним из первых, кто ввел понятие имидж в отечественную литературу был О. Феофанов.
В своей работе США реклама и общество, появившейся в 1974 г он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Другими авторами, чьи работы посвящались этой же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием. Позже в отечественной науке такое направление формируется как новая отрасль имиджелогия. Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения индивидуального и группового.
Особенности формирования и продвижения имиджа Владимира Жириновского
... Рассмотреть теоретико-методологические основы формирования и продвижения имиджа; 2. Обозначить основные термины и определения: природа имиджа: понятие, сущность, содержание; 3. Определить значимость PR- ... понимания соотношения феноменов и понятий «политический лидер» и «имидж политического лидера». Практическая значимость исследования. Положения и выводы дипломной работы могут быть использованы при ...
Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и психологическими механизмами все они взаимодействуют между собой и проникают друг в друга. Так как к механизмам социальной регуляции относятся социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж можно отнести к одному из таких механизмов. Для того чтобы лучше представить особенности имиджа как социального регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа, которая представляет собой определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности.
Создать такую модель, значит представить имидж в виде идеального объекта, не тождественного объекту эмпирического исследования, обладающего сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов частных объектов. Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие его составляющие Схема 2. К персональным характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер харизмой.
Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать.
Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д. Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип. Наряду с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще три возможных подхода к изучению имиджа функциональный, контекстный, сопоставительный.
Функциональный подход включает следующие варианты имиджа исходя из разного типа функционирования — зеркальный это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем не первое место позитив.
Его минус минимальный учет мнения со стороны — текущий характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить, недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж не в меньшей степени, чем реальные поступки — желаемый отражает то, к чему мы стремимся — корпоративный это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности — отрицательный это имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно.
При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения. В контекстуальном подходе имидж классифицируется по способам применения, в котором он функционирует имидж бизнесмена, государственного служащего, политика, педагога и т.п Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик. Их можно сопоставить по ряду параметров компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д. Увидев отличие, можно соответствующим образом перестраивать имидж. При формировании любого имиджа бизнесмена, политика и т.д. учитывают различные компоненты.
Имидж и деловые переговоры
... 2 Реферат «Имиджевые характеристики делового человека.............................. Введение ………………………………………………………………………….. 2.1 Введение............................................................................................................. 2.2 Развитие и сущность понятия «имиджа» …………………………………… 2.3 Имидж делового человека и пути его формирования ...
Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса 1 природные качества — коммуникабельность — эмпатичность способность к сопереживанию — рефлексивность способность понять другого — красноречивость способность воздействовать словом 2 качества, привитые образованием и воспитанием — нравственные ценности — психологическое здоровье — набор технологий общения 3 качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом. В заключение, о рассуждениях об имидже, хочется сказать, что он всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль. Несмотря на то, что сам термин имидж возник в начале ХХ в забота о впечатляющем образе имидже была присуща и таким известным историческим фигурам, как Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и т.д. ХХ век, в связи с развитием средств массовой информации в частности телевидения, называют веком сотворения, сознательного конструирования того имиджа, что нужно публике.
За многими громкими именами стоят конкретные создатели имижджмейкеры.
Они создавали облик кумира, отбирали его тип автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и т.п ХХI век это информационный век, где масса информации обрушивается на нас особенно с экранов телевидения ежедневно в виде символов.
Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и политики, бизнесмены и даже гангстеры правила игры одинаковы для всех. Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии, истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др. 3.
Объекты формирования имиджа
Условно все объекты можно разделить на 3 категории 1. Объекты, рейтинг которых зависит исключительно от созданного ими или для них имиджа. К этой категории можно отнести отдельные личности политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений, социальные группы военные, студенты, пенсионеры и т.п партии, радио — телекомпании и отдельные передачи, общественные движения Greenpeace, феминизм, нудизм, движение против абортов и т.д Перечисленные объекты, в основном некоммерческие организации.
Они не продают товары или услуги, их положение определяется отношением к ним общественности. Целью этих объектов можно назвать возможность влияния на настроения в обществе. 2. Объекты, рейтинг которых в равной степени зависит как от имиджа, так и от качества произведенных ими товаров или услуг.
Это, в первую очередь, крупные национальные и транснациональные корпорации фирма Philips, ЗИЛ, Valio и т.д К этой же категории можно отнести и более мелкие фирмы, если их успех на рынке зависит не только от того, что они продают, но и от того как они это делают. Целью этих объектов является увеличение объемов продаж при одновременном создании положительного имиджа и улучшении качества продукции. 3. Объекты, для которых колебания имиджа не являются решающим фактором их преуспевания.
Деловые письма (памятка)
... характер и содержание информационных взаимосвязей организаций достаточно жестко регламентированы; предметом делового общения является деятельность организаций – управленческая, производственная, экономическая, научная, техническая и ... зависимости от изменения содержания высказываний, условий и задач речевого общения не дается человеку от рождения — оно вырабатывается и переходит в прочный ...
В основном это мелкие торговые организации. Их успех на рынке зависит в большей степени от качества предлагаемой продукции. Численность объектов данной категории значительно уменьшается с развитием культуры рынка. В зависимости от категории объекта набор приемов по формированию имиджа может меняться.
Если для объектов третьей категории достаточно стараться не допускать умышленного или случайного снижения имиджа, в остальном полагаясь на удачное стихийное развитие образа то для первой и второй категорий необходимо продумывать каждый шаг имиджевой кампании. Разница в сложности задач определяет различие в методах имиджмейкинга и каналах воздействия на аудиторию. Основными каналами воздействия передачи информации можно назвать устное сообщение, наглядную агитацию, периодические печатные издания, радио и телевидение.
Набор каналов для всех категорий объектов остается неизменным и их выбор определяется целесообразностью и запросами заказчика. Методы, в отличие от каналов для каждой категории свои. 4.
Имидж делового человека и пути его формирования
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.
В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека 1. Внешний облик манера одеваться 2. Тактика общения умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д. 3. Деловой этикет и протокол. 4. Этика делового общения. 1. Внешний облик. Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность.
Внешний облик делового человека это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика имитация богатства считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе. Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие деловой костюм.
Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле т. е. учитывая все сопутствующие компоненты, деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами единство стиля соответствие стиля конкретной ситуации разумная минимизация цветовой гаммы правило трех цветов сопоставимость цветов в цветовой гамме совместимость фактуры материала сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды соответствие качественного уровня аксессуаров обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п. качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в делах. В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не столько средствами производства делового человека, сколько символами его благосостояния однако они не должны отвлекать партнера от общего восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.
НЛП репрезентативные системы и общение людей
... этой карте, проходит дальнейшую фильтрацию через наши убеждения, интересы и предпочтения. Некоторые люди могут пользоваться своими органами чувств лучше, чем остальные. Эта способность замечать больше ... когда-нибудь интересовались тем, почему фотокамера никогда не может ухватить существо визуального образа, который вы видите? Глаза являются значительно более утонченным инструментом, чем фотокамера. ...
Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются элегантная одежда привлекательная прическа тонкий макияж впечатляющие аксессуары.
Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина. Таким образом, внешний облик делового человека является наглядной многомерной информацией об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. 2. Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования 1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими. 2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь. 3. Умело использовать механизмы психологического воздействия привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным. Симпатия это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность отношений, где нет места конфликтам. Доверие.
Если привязанность и симпатия являются неосознанной эмоциональной ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека партнера или в какие-то его качества. Доверие это сгусток чувств и оценочного отношения подсознательного и сознательного. Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между партнерами. Уважение это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у тог, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми партнерами. В манерах воссоздается образ имидж человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми позитивно или отрицательно. Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования.
Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность. В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Однако их использование требует известного такта и чувства меры при этом не допустимы лесть и тем более подхалимаж. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях.
Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа
... из непременных атрибутов делового общения, который очень важен при первом контакте, является визитная карточка. Едва ли партнер, ... информации о предполагаемых партнерах необходим для благополучного делового общения. Существует также другой способ — нелегальный, заключаю ... первыми дают карточки младшим, женщины — мужчинам, хозяева — гостям. Не исключено, что на вашу визитную карточку не отреагируют ...
Необходимо чувствовать своего партнера по общению и, умело сделанный ему комплимент, поможет вам расположить его к себе. Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные. 5. Деловой этикет и протокол.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета. Этикет это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду. Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный. Говоря об имидже делового человека, я хочу сделать акцент именно на деловой этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.
Но хочу отметить, что современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального светского этикета, смотря в какой обстановке он находится. Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки это небольшой лист тонкого картона или плотной бумаги высокого качества, на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции 1. Представительская функция. При выполнении этой функции наиболее известны следующие виды визитных карточек — Карточка для специальных и представительских целей, на которой указывают Ф.И.О полное название фирмы, должность, но не проставляют координаты адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при знакомстве. Отсутствие адреса и телефона указывает на то, что владелец карточки не намерен продолжать контакт с собеседником — Стандартная деловая карточка, на которой указывают Ф.И.О полное название фирмы, должность, служебный телефон телефакс. Она вручается для установления тесных взаимосвязей.
Номер домашнего телефона указывают лишь представители творческих профессий. Данный вид карточки используется только в служебных целях Карточка организации фирмы, на которой указывают адрес, телефон, телефакс телекс. С такой карточкой отправляют поздравления, подарки, цветы, сувениры по случаю знаменательных дат Визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают Ф.И.О иногда профессию, почетные и ученые звания, но не проставляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус.
Их разновидностью являются семейные карточки, на которых указывают имена и отчества супругов первым обычно пишется имя жены, домашний адрес и телефон. Такие карточки прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены, оставляют при совместных неофициальных визитах.
Этика делового общения 9
... очень большое внимание. Часто со школы начинается первое знакомство с "неписаными" правилами делового общения и поведения, его особенностями, нормами, закономерностями. Большой популярностью пользуются книги по ... по возрасту старшему, холостого - женатому, низшего по иерархии высшему, мужчины - женщине, более молодой женщины - старшей и т. д. Сначала произносят фамилию того, кому оказывается честь, ...
Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге. Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим черным шрифтом, можно использовать и другие цвета. При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т.п. используют большие визитные карточки бейджи с указанием имени, фамилии, ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании, где проходят мероприятие. 2. Функция письменного послания.
В настоящее время в левом верхнем или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в международном протоколе обозначения начальные буквы соответствующих французских слов, указывающие на повод, по которому посылают карточки, а именно p.f. поздравление с праздником p.f. N.A. поздравление по случаю Нового года p.r. выражение благодарности за поздравление p.f.c. выражение удовлетворения знакомством p.c. выражение соболезнования p.p.p. выражение соболезнования с готовностью помочь p.p. для заочного представления p.p.c. заочное прощание при окончательном отъезде из страны пребывания.
На визитные карточки с буквами p.r p.p.c. принято не отвечать. В ответ на визитные карточки с буквами p.c p.f p.p.p. посылают свою визитку с буквами p.r т.е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p. ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи. Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты. На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на родном языке.
В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не ставится. Обмен визитными карточками обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему. При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при получении фамилию вручающего.
Это делается во избежание неправильного произношения. Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными нормами делового этикета. Таким образом, визитная карточка представляет собой портрет конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.
Этикет приветствий и представлений совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как приветствие в том числе рукопожатие и представление, которые представляют собой особую форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку. В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия.
Психология социально-психологические условия формирования имиджа ...
... осуществлять карьерный рост на равноправных позициях с мужчиной. Поэтому проблема карьерного роста женщины в целом и позитивного имиджа женщины-руководителя в частности, как фактора, способствующего ... и др. Руководитель является, вне сомнений, имиджевой фигурой предприятия, его «визитной карточкой». Проблемы формирования и функционирования имиджа организации в целом и имиджа руководителя, ...
Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Например Вместо обращения по половому признаку принято обращаться дамы, господа или судари, сударыни. При приветствии и прощании, кроме слов Здравствуйте, Добрый день и До свидания, желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами Как дела Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо Спасибо, да. Допускается применение психологических приемов, таких как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа Удачи Вам, Желаю успеха, Приятно было встретиться.
Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены в деловом протоколе. Деловой протокол свод правил, в соответствии, с которыми регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми протокола заключается в следующем Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и достижению желаемых результатов. Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол это, образно говоря, та смазка, которая позволяет нормально, без помех, работать отлаженному механизму деловых отношений. 6. Этика делового общения.
Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов В человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам сверху вниз руководитель подчиненный, снизу вверх подчиненный руководитель, по горизонтали сотрудник сотрудник требует конкретизации В деловом общении сверху вниз, это правило можно сформулировать следующим образом Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель.
Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения, в том числе и выбор форм распоряжения таких, как приказ, просьба, вопрос так называемый доброволец.
Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Вопрос Если смысл заняться этим или Как мы должны это сделать — Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными.
В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости. Доброволец Кто хочет это сделать подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующем образом оценен в дальнейшей работе.
В деловом общении снизу-вверх общее этическое правило можно сформулировать следующим образом Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные. Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.
Общий этический принцип общения по горизонтали можно сформулировать следующим образом В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам. Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги. Существуют различные средства и способы повышения уровня этичности делового общения. К ним относятся — разработка этических нормативов на предприятии — создание комитетов и комиссий по этике — проведение социально-этических ревизий — обучение этическому поведению. Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере. 7. Деловая женщина. Особенности имиджа.
Издавна повелось, что мужчины главенствуют везде — руководят регионами — являются директорами предприятий — начальниками производств. А что женщина Она обеспечивает тыл, занимается семьй.
Однако жена, мать и хозяйка начинает понимать, что чего-то ей не хватает, она не может реализовать весь творческий потенциал, заложенный в ней. Ни в одной из стран мира вечный спор о праве женщин участвовать в общественной и государственной жизни страны наравне с мужчинами не был разрешн естественным путм формального голосования или распределения обязанностей.
Главным критерием, который обуславливает психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности гены или среда, нужно сказать для женщины среда, для мужчины гены. Женщинам рисковать нельзя, их эволюционная роль иная сохранение достигнутого и передача его следующим поколениям. Женский пол гораздо пластичнее в процессе индивидуального развития, а также женщина существенно превосходит мужчину в быстроте и легкости приспособления к жизни и условиям окружающей среды за счет более широких границ проявления генотипа.
У прекрасного пола четко проявляется склонность к овладению внутренним пространством, у них более тонкий вкус, чем у мужчин и в его развитии женщины могут достигать известной степени совершенства. Они могут лучше различать материалы и формы, лучше слышат, более резко реагируют на шум лучше видят в сумерках и ночью.
С раннего детства они проявляют большие способности к овладению речью, обладают лучшими способностями к общению. Известно, что женщины чаще придерживаются крайних взглядов и позиций, в дискуссиях они проявляют более быструю реакцию, но по части обобщений уступают мужчинам. Они больше интересуются людьми, их проблемами, более чувствительны в социальных контактах, могут лучше понять другого человека. Женщины робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать интересы других более важными, чем свои собственные. При общении женщины больше интересуются ничтожными подробностями, чем сутью дела в злословии нападают больше на внешность, чем на основные качества людей в привязанностях ищут больше удовольствий, чем пользы ошибки осуждают строже, чем преступления в целом, придают больше значения словам, чем делу. Они склонны чаще перебивать собеседника восклицаниями сочувствия, несогласия, примечаниями, поправками, аналогиями.
Для большинства собеседниц женщин эта манера подбадривающий фактор, означающий повышенное дружеское участие в рассказе собеседника, сопереживание и сочувствие.
Женщина намного легче мужчины поддается гипнотическому влиянию. Это можно заметить из повседневного поведения женщины ее нетрудно заразить смехом или плачем она легко становится жертвой самого нелепого предрассудка набрасывается на всякое чудодейственное средство, которое порекомендовала подруга. Сродни этому и гипнотическое действие на женщину мужских комплиментов она обладает неимоверной способностью запоминать сказанные в ее адрес комплименты и благодаря этому, в сущности, приобретает сознание своей ценности.
Женщина обладает способностью говорить, нередко даже лучше мужчины, но лишена способности рассуждать, ведь в женщинах слишком много эмоционально и слишком мало рационального. Из-за этого они плохо приспособлены для работы в коллективе их неадекватная реакция вносит постоянный элемент напряженности. Им опасно делать замечания, поскольку они либо огрызаются и позволяют себе оскорбительные выражения, либо начинают истерично рыдать.
Мужчины ненавидят, когда женщина расстраивается, нервничает или плачет. Причин этому несколько во-первых, мужчина с детства внушают, что они должны быть главой семьи и потому несут ответственность за положение дел в семье. Женщина, которая делится с мужчиной своими проблемами, чаще хочет, чтобы ее выслушали, утешили, успокоили и сказали, что все будет хорошо. Но мужская реакция это лишь упреки за плохое настроение, поскольку он чувствует ответственность за принятие необходимого решения проблемы.
Женщины не придаю никакого значения своим словам, зато значение слов мужчины непомерно преувеличивают, и в этом их роковая ошибка. Имея это в виду, при общении с женщиной мужчине в речах следует быть осторожным, а в делах смелым. Если женщина в чем-то не права, нецелесообразно слишком рьяно пытаться доказать ей это, потому что из этой затеи все равно ничего не получится. Эту черту характера женщин усвоили французы.
Их пословица на эту тему гласит Если женщина не права, пойди и извинись. Нелогичность и непредсказуемость женского поведения явились причиной рождения некоторых законов женской логики. Например, закон шаровой молнии действует, когда что-то не ладится или наступила плохая погода, когда надо на кого-нибудь обидеться или обрушиться. Причем тот, на кого напал гнев, может не иметь никакого отношения к причине гнева. Это как раз те женские эмоции, природа и направленность которых также непонятны, как природа и движение шаровой молнии.
Закон микроскопов состоит в преобразовании мелких событий в крупные. Некоторые женские индивиды обладают исключительной способностью всегда видеть лишь часть какого-то события или явления. Зато эту часть их воображение увеличивает и усиливает во много раз, но чтобы убедить женщину в чем-то очень важном с вашей точки зрения, нужно постараться ей понравиться, иначе цель окажется весьма труднодостижимой.
Женщина, добывающая деньги своим собственным трудом, относится к ним более осмотрительнее и экономнее мужчины. Щедрая женщина достаточно редкое явление нашей жизни. Она скорее стремится к тому, чтобы беречь и копить деньги, нежели тратить их даже с умеренностью и благоразумием. Женщина всегда хочет быть уверенной в том, что хорошо тратит свои деньги, и ни один экономист не устанавливает более тщательное различие между деньгами и теми благами, которые они доставляют. Женщинам кажется несправедливым, когда платят деньги за идеи, консультации, за советы, одним словом, за неосязаемые вещи, от которых не остается видимых следов, тогда как покупка вещи, обладающей неоспоримой ценностью, всегда имеет веское оправдание.
Даже на небольшую сумму денег она сумеет сделать столько покупок, сколько мужчина не смог бы сделать и на гораздо большую сумму. Другая черта женского характера, обнаруживающая ее врожденный порок скупость это нежелание давать деньги, она охотнее даст натурой или работой.
Причину такой скупости женщин на деньги надо видеть в том, что они не часто имеют возможность свободно располагать денежными средствами. Поддерживая в доме образцовый порядок и разумную экономию, женщина приобретает огромное влияние на мужчину. Многие мужчины совершенно ошибочно думают, что педантичный порядок в мелочах в доме не имеет особого значения, но тем не менее они неравнодушны к хорошей обстановке и порядку. Но если женщина оказывает влияние на мужчину, она должна знать, что самым верным рычагом управления является его самооценка.
Она может выступать в разных обличиях мускулы, кошелек, положение в обществе, творчество, перспективы, хобби. Как бы щедро ни подкреплялась уверенность мужчины в себе всевозможными успехами, она всегда неустойчива и требует постоянного подтверждения. Но всеобщая ошибка женщин в управлении мужчинами заключается в преимущественном нажатии на отрицательное плечо рычага, злоупотреблении критикой при отсутствии одобрения.
В итоге пренебрежения семейными обязанностями, измены и другие неприятности. Женщина должна помнить об ущербности мужчины, но никогда не напоминать ему об этом. В повседневной жизни следует постоянно доказывать мужчине, что он может все, что захочет. Женщина должна знать, что очаровательной скромностью и кротостью можно прибрать мужа к рукам гораздо надежнее, чем воинственными попытками самоутверждения. Большая ошибка женщины утрачивание внутренней независимости, стремясь к независимости внешней.
Во все времена был известен тип деловой женщины, или женщины с характером. Внешне у нее высокий открытый лоб, вытянутое лицо с выступающими челюстями, сжатые губы, пронзительный, пронзительный, преисполненный решимости взгляд, мускулы лица и рук напряжены, лицо строгое, часто отсутствует чувство юмора, контролирует проявление своих чувств, ее отличают самовлюбленность, неуравновешенность, стремление к совершенству, желание доминировать над другими. На службе женщина с характером одновременно придирчива и деятельна, взбалмошна и рассудительна.
И все же чаще всего такие женщины бывают незаменимы. Чтобы быстро не попасть под их полное подчинение, ни в коем случае не следует принимать их игру. Отличительные черты деловой женщины легкость в общении с окружающими, обязательность, умение быстро договориться о деле и столь же быстро приступить к его реализации. В бизнесе сущетвуют тук называемые неписанные правила которые образуют базис деловой практики, мы мужчины изучали их, практиковались в их применении и применяли их в реальных ситуациях, но для большинства женщин эти правила, в бизнесе, не играют не какой роли, хотя если деловая женщина сумеет правильно применить любое из правил, то получит сильное преимущество в конкурентной борьбе и мир бизнеса станет более осмысленным. Вот список этих правил Правило 1 демонстрировать свою компетентность.
Правило 2 демонстрировать свою силу. Правило 3 продолжать бороться за победу, даже если игра уже перестала доставлять удовольствие.
Правило 4не надо слишком переживать из-за игры. Правило 5 агрессивность составная часть игры. Правило 6 драка суровая неизбежность игры. Правило 7 вы играете в составе команды. 8.
Заключение Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, элементов, моделей, стилей руководства, присущи только ей, при этом связанные с управлением. Поведением одного из основных и наиболее сложных субъектов управления человека также строиться на определенной деятельности, внутренних убеждений, которые определяют его отношение к действительности. Пристальное внимание уделяется разработке и практическому применению основных базовых положений управленческой деятельности, соотнесенных с особенностями социальных взаимодействий отдельных личностей.
При этом значимость придается обеспечению эффективности управленческой деятельности подготовке и принятию решений, их научной обоснованности, их практической реализации, контролю за их выполнением. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы.
Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.
От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. Современный специалист, даже если он не руководитель, может всесторонне проявлять себя на работе, но активно взаимодействуя с коллективом и руководством, и он должен обладать необходимой культурой общения.
Руководство персоналом универсальная наука. Она охватывает проблематику 3 сфер деловой активности Государственных служб Коммерческих организаций Некоммерческих организаций. Сближение организационно-управленческих основ 3-х секторов деловой активности требует знаний в области руководства сотрудниками коммерческих и некоммерческих организаций. Лично я думаю, что для любого руководителя будь то мужчина или женщина, главным принципом в работе должно быть следующее высказывание Лучше не говорить, но делать, чем не делать, но говорить.
Список используемой литературы 1. Браун Л. Имидж путь к успеху. СПб. Питер Пресс, 1996. С. 9. 2. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М. Наука, 1978. С. 327. 3. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев Рекламное агентство Губерникова, 1995. С. 135 150. 4. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире СПб, 1993. 5. Рябоконь О.Н. Деловая женщина в российском обществе Брянск, 1994. 6. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека М 1997. В данной работе использованы материалы с Интернет сайтов www.aup.ru www.artGraphics.ru www.psymanager.forpsy.ru.