Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет русской филологии
Кафедра психологии
Курсовая работа
Влияние риторики на имидж делового человека Выполнила: Петрова К.В., Группа СО-1-09 Научный руководитель: Андреева Е.А.
Чебоксары, 2011 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы изучения делового имиджа 1.1 Сущность и основные составляющие делового имиджа 1.2 Использование риторики в процессе создания делового имиджа Глава 2. Практические аспекты использования риторики в создании делового имиджа 2.1 Формы делового общения и роль риторики в нём 2.2 Выработка рекомендаций по правильному использованию риторики при создании делового имиджа Заключение Список литературы Введение
В сфере межличностных отношений человек создаёт притягательный имидж. Удачный деловой образ влияет не только на восприятие окружающими, но и на восприятие самого себя. Об имидже сейчас говорят всё чаще и чаще. Опыт мирового цивилизованного сообщества убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление как коммерческих, так и политических проектов и пользоваться достойной репутацией в деловых кругах. Удачный деловой образ влияет не только на восприятие вас окружающими, но и на ваше восприятие самого себя
Суть имиджа в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Его составляющими являются внешность, речь, манеры поведения, невербальное общение. Человеку, чтобы преуспеть в воздействии на людей в деловом общении, необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. О человеке можно судить по языку, которым он выражается.
Речь — одно из величайших способностей людей, средство общения между ними, инструмент воздействия на сознание и поступки. Без неё невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях. Деловому человеку важно говорить красиво и убедительно, то есть ему необходимы знания и навыки риторики. Чем совершенней он овладевает риторикой, искусством ораторского мастерства, тем привлекательней будет его вербальный имидж.
Деловое общение: беседы, публичные речи
... искренним. Результатом речевой самопрезентации является вербальный имидж делового человека - имидж, который формируется через речь. Выделяют четыре техники формирования вербального имиджа, которые обычно используются в устном ... умеренной и доброжелательной. 11. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечься. Меняйте ...
Риторика нужна чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счёте, для успешной самореализации человека. Выступление на совещании, заключение договора, посредническая и рекламная деятельность — все это требует красноречия — умения ясно и убедительно выражать свои мысли. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упорная работа над словом — вот что дает возможность влиять на аудиторию или партнера. Постижение риторики, рожденной в Древней Греции теории и практики ораторского искусства, становится необходимостью.
Актуальность данной темы определяется тем, что в наше время деловой человек постоянно сталкивается в своей жизни с переговорами, деловыми разговорами, беседами, ему необходимо уметь сделать свою речь красивой и убедительной, а речь в свою очередь является одной из главной составляющей имиджа делового человека.
Цель курсовой: изучить влияние риторики на имидж делового человека.
Задачи курсовой: 1) рассмотреть понятие делового имиджа;
2) изучить применение риторики в деловом общении;
3) выработать рекомендации по правильному использованию риторики в речи делового человека.
Разработанность темы заключается в том, О.А Баева выработала практические советы, как искусно вести деловой разговор, эффективно убеждать, побеждать в споре, преодолевать барьеры в общении. Мельникова С.В разработала материалы по овладеванию риторическим мастерством в деловом общении, Кузин Ф.А проделал исследования в области культуры делового общения как одного из условий коммерческого успеха.
Глава 1. Теоретические основы изучения делового имиджа
1.1 Сущность и основные составляющие делового имиджа
Имидж — важнейший аспект любого общения между людьми, в том числе и делового. Само слово происходит от английского слова «image»- это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [7]
В последние годы в связи с быстрым развитием рыночных и демократических отношений в нашей стране значительная часть населения всё более активно вовлекается в сферу политики и предпринимательства. Появилось много людей, основным видом профессиональной деятельности или формой вторичной занятости которых стал бизнес и деятельность политическая, позволяющие максимально реализовать творческие способности и деловые качества. Однако эти способности и качества дают наибольший эффект лишь при наличии должного делового имиджа, т.е. того положительного представления, которое в глазах окружающих человек создаёт о себе сам и которое выступает как внешнее отражение его личности и показатель деловых и чисто человеческих качеств.
Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.
... с каждым годом появляется всё больше и больше предприимчивых и способных деловых людей. 1.2 Функции деловой беседы Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций [3, c.34]. К их ... хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение. Деловая беседа как основной вид делового общения 1.1 Особенности ведения деловой беседы Деловая беседа - это устный контакт между ...
Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае — его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет бизнесмена и общественная репутация политика.
В наши дни профессиональный и политический навык сам по себе ещё не обеспечивает успешное осуществление коммерческих и политических проектов и не создаёт достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию, заказчиков и клиентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж. Деловой имидж — это то представление, которое вы создаёте сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоёвывать у них признание и должное уважение.
Удачный деловой имидж влияет не только на восприятие вас окружающими, но и на восприятие самого себя. Не только в коммерческой и политической деятельности, но и в любых других профессиях, требующих личного контакта, удачный образ становится решающим фактором. Такой имидж очень важен и для служебной карьеры. Современные исследования показывают, что имидж либо повышает, либо разрушает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по карьерной лестнице.
Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. При начале контактов правильно подобранный и реализованный образ помогает создать благоприятное первое впечатление, вызвать уважение и доверие деловых партнеров. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех. Суть создания такого имиджа в том, чтобы заставить видеть вас таким, каким вы пожелаете и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Основная цель этих усилий состоит в том, чтобы предельно использовать всё то хорошее, что в вас заложено и научиться избегать тех отрицательных проявлений, которые принижают вашу профессиональную, политическую и чисто человеческую репутацию. Основными составляющими имиджа являются внешность, речь, манеры поведения и невербальное общение.
Внешность. Лицо, фигура, одежда активно влияют на наше восприятие. «По одежке встречают»,- утверждает народная мудрость. Одежда может говорить о многих чертах характера, к примеру, неряшливость демонстрирует, что человек невнимателен к мелочам, эксцентричность — непредсказуемость или легкомыслие, что может вызвать недоверие у делового партнера. Во время работы лучше придерживаться так называемого офисного стиля одежды. Это строгий костюм светлых тонов в летнее время, или темный зимой или вечером. Одежда должна быть классического покроя, все аксессуары точно подобраны. О респектабельности говорят сумочка или портфель из хорошей кожи, одежда известной марки, ручка высокого класса. Очень важны опрятность и аккуратность в одежде, так как у людей они ассоциируются с деловыми качествами, а значит, помогают создать хороший имидж.
Имидж деловой женщины 2
... рассказать о его развитие. 2. Показать из каких компонентов формируется имидж деловой женщины и в чем их сущность. В связи с этим ... практическим аспектам. 3. Выявить и сформулировать наиболее важные компоненты, составляющие имидж делового человека; раскрыть их сущность. Имидж человека со временем претерпевает ...
Манеры поведения. Манеры также являются важной частью имиджа. Они проявляются в поведении за столом во время приема пищи, в правильном использовании оргтехники и канцелярских принадлежностей, в курении (если это разрешено), в том, как человек входит в помещение и занимает предложенное ему место, снимает и надевает одежду, размещает свои вещи.
Речь. Существует много ошибок в данной области, которые мешают не только произвести благоприятное впечатление, но и просто услышать и понять, что говорит собеседник, донести до него свою мысль. Наиболее грубой ошибкой можно считать прерывание речи собеседника. Это не только демонстрирует неуважение, но и мешает понять важные моменты разговора. Одна из таких ошибок, это чрезмерная увлеченность собственной речью. В таком случае партнер может просто не вспомнить ничего из того, что говорили ему чуть раньше. Другой ошибкой является поглощенность своими мыслями, ее часто совершают люди, озабоченные своим здоровьем, воодушевленные новой бизнес — идеей и т. п. [11] В этом случае люди не реагируют на разумную критику и ценные предложения собеседников и деловых партнеров. Нередко это случается в критические момент жизни, когда особенно необходимо прислушаться к мнению трезвомыслящих людей.
Невербальное общение. Невербальное общение — язык жестов, включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение. Мимика, позы, жесты всегда передают наши чувства и состояние. Эффективно общаться означает также понимать язык невербального общения. Чуткость в восприятии и понимании языка невербального общения развивается с опытом и возрастом. Ключевыми категориями в рассматриваемой проблеме являются межличностное пространство, визуальный контакт, рукопожатие, выражение лица, позы и жесты.
Деловой имидж (как и всякий другой) следует строить на вашем искреннем «я». Основа его привлекательности для людей, с которыми вы встречаетесь, заключается в том , что они должны видеть вас настоящего, а не какую-то искусственную модификацию вашей личности. Вы, конечно, можете радикально изменить свой имидж, оторвать его от вашего естественного «я», но это будет продолжаться очень недолго. Вас выдадут непредусмотренные мелочи [13].
Отсюда следует, что при создании положительного делового имиджа необходимо твёрдо придерживаться установленных рамок выбранного вами образа и в конце концов заставить его стать неотъемлемой частью вашей внутренней сути. Поэтому стабильность такого имиджа должна постоянно поддерживаться всеми имеющимися средствами, и, прежде всего созданием и сохранением своего доброго имени, профессиональной чести и политического кредо. Важно не только решить, какой имидж вы хотели бы обрести для себя и своей работы, но также быть последовательным в его повседневной демонстрации.
1.2 Использование риторики в процессе создания делового имиджа
Для создания привлекательного имиджа человеку необходимо уметь общаться и научиться пользоваться риторикой. Красноречивый человек — тот, кто может убедить. Нередко риторику называют искусством убеждать. Платон называл ее искусством управлять умами. Чем лучше человек знает риторику, тем привлекательней его имидж. Основы описания речевого имиджа дал Аристотель, который говорил, что речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Выделенные Аристотелем элементы вербального имиджа можно найти в любом описании структуры речевого общения. Общение осуществляется, прежде всего, посредством делового языка. Деловым языком называют исторически сложившуюся форму национального языка, обладающую определённым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитым стилем. Деловому языку присущи особые свойства: во-первых, наличие определенных норм, правил употребления, ударения, произношения, и т.д. Во-вторых, стремление к устойчивости, сохранению общекультурного наследия и исторических традиций. В-третьих, стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных средств, что позволяет достигать эффективного выражения мысли в различных вербальных ситуациях.
Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...
... поставлены следующие задачи: .описать способы репрезентации культуры в языке и речи; 2.рассмотреть специфику делового общения и её роль в межкультурной коммуникации; .рассмотреть причины коммуникативных неудач ... переговоров партнёров и пойдёт в дальнейшем речь. коммуникативная неудача культура испанская При устном деловом общении необходимо учитывать тактику ведения переговоров. Существует 2 вида ...
В ХIХ веке представлены блестящие образцы делового языка, которые находим в эпистолярных произведениях в форме письма, переписки, дневниках великих русских писателей. В письмах такого периода мы читаем такие обращения и выражения, как «милостивый государь, милостивая сударыня, досточтимый сударь, достопочтённый господин…», «почтительнейше благодарю Вас за любезно предоставленную возможность…», «примите мои уверения в совершённом моём почтении…» и т.д. После социальных преобразований в 1917 году существенно изменилась структура делового языка. В деловой язык стали проникать жаргоны (то есть обособленные и замкнутые речевые системы), которыми пользуются представители засекреченных, келейных профессий (воровской жаргон, жаргон нищих, торговцев наркотиками и т. д).
Жаргонные словечки используются молодёжью и студенчеством в вербальном общении: железно, кайф, тусовка, потрясно, клёво, классно и т. п. Арготизмы и сегодня создают барьеры и комплексы в общении. Люди, использующие сленг, арго, жаргон, не способны привлекать, очаровывать людей, формируют негативный вербальный имидж.
Основные свойства современного делового языка появились не сразу, а в результате длительного отбора точных и весомых слов и словосочетаний, наиболее удобных и целесообразных образцов речи. Деловой язык соответствует норме и представляет идеальную модель вербального общения, отвечает его принципам. Важное значение для имиджа делового человека имеет развитие способности к красноречию, употреблению нормированной речи [16]. Важным этапом в формировании речевого имиджа, развитии ораторского искусства, является соответствующий отбор материала, который содействует восхождению личности по ступеням вербального развития. Человеку необходимо создавать ситуации в деловом общении, способствующие свободным высказываниям, дискуссиям, диспутам, которые обусловливают коллективное мышлении, поиск истины, разрешение проблемы методом обсуждения её разнообразных аспектов, выработку общего мнения.
Искусство говорящего не только в том, что необходимо выбрать нужное слово, но и не сказать то, что не нужно [10]. Удачного слова достаточно было, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну. Слово может возвысить, окрылить человека или, наоборот, уничтожить его.
Роль первого впечатления в деловом общении
... благоприятное первое впечатление в деловом общении может способствовать: установлению контакта с собеседником; созданию благоприятного психологического климата во время общения; успешности проведения деловых встреч; созданию привлекательного визуального имиджа; закладыванию основы для ...
Особое место в вербальном общении выявление и поощрение человеком потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и красиво обладает притягательной силой и создаёт условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Немаловажное значение в речевом имидже имеет выбор модальности (т.е отношения к тому, что говорится. а также отношения к самому говорящему, к содержанию высказывания).
Модальность имеет значение утверждения, приказания, пожелания и т.д. Она выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»).
С помощью этих слов указывается способ понимания высказываний. В деловом общении широкое распространение получила жёсткая, стандартная модальность, но она не присуща человеку высокой культуры, мыслящему интеллигенту.
Следующим этапом в формировании вербального имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «сегодняшний день», «смелый риск», «броский эффект» и т. д. В этих сочетаниях определение и зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном слове. Вместе с тем, риторика строится на технологии ораторского искусства, овладение мастерством речевого общения. Риторика учит говорить красиво. Нередко бывает так, что человек судит разумно, но внятно изложить свои мысли не может. В настоящее время это одна из проблем человеческого общения. Красноречие украшает личность делового человека, эффективно служит имиджу. Даже любое удавшееся речевое событие приносит удовлетворение, радость. Главное, в речевом общении следует знать, что сказать, где сказать и как сказать.
«Невозможно быть во всех отношениях достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук, подчёркивал Цицерон, великий римский оратор. — Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же на ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное её выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней. Самое полезное в жизни — совершенствовать своё познание и разум, и в этом состоит основа формирование оригинального и интересного вербального имиджа [12].
Язык — хранитель культурного наследия прошлого, живое предание, передающееся от поколения к поколению, свидетельство бессмертия и гения народа [19]. Надо постоянно работать над углублением своих знаний языка, учиться отбирать новые для себя, яркие, образные слова и выражения, пытаться раскрыть их значения. Однако ошибочно предполагать, что красноречие сводится к богатству лексики и разнообразию художественных приёмов. Без этого не бывает блестящего вербального имиджа. Но во многих случаях он объясним индивидуальностью таланта и способностей личности. Так, Ф.М Достоевский, по воспоминаниям современников, не обладал особым ораторским мастерством, нередко выступал по написанному тексту, но говорил так, что после его речи признанные ораторы не решались выступать перед аудиторией. Оратором можно и не быть, но человек должен иметь привлекательный вербальный имидж. Важно постоянно следить, чтобы разговор с собеседником был содержательным. Вместе с тем не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого, говорили в древности, напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном. Нередко в вербальном общении наблюдаются случаи, когда человек много знает, эрудирован, но не умеет общаться, быть приятным собеседником. Но еще сложнее общаться с человеком общительным, но склонным к насмешливости, забавляющимся злыми розыrpышами, не заботясь о дурных последствиях для своего собеседника. Вербальный имидж такого человека вряд ли можно назвать притягательным.
Деловые письма (памятка)
... какую дату ?– с участием ЗАО...»/. В настоящее время при подготовке деловой документации следует придерживаться Государственного стандарта России «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно- ... дальнейшем их использовать при написании конкретных писем. Умение менять характер речи в зависимости от изменения содержания высказываний, условий и задач речевого ...
Таким образом, имидж играет важную роль в жизни делового человека. Он должен стремиться сделать его привлекательным, ему следует следить не только за своим внешним видом, но и за манерами поведения, мимикой, жестами, речью. А чтобы научиться красиво и убедительно выражать свои мысли, деловому человеку необходимы навыки риторики. Без основ ораторского мастерства деловому человеку невозможно будет создать привлекательный образ.
Глава 2. Практические аспекты использования риторики в создании делового имиджа
2.1 Формы делового общения и роль риторики в них
деловой имидж риторика
Деловой разговор — это самая дешёвая и оперативная форма обмена информацией. Ни один из многих перечней важнейших качеств делового человека не обходится без пункта «умения разговаривать с людьми». То, что мы говорим и как говорим, во многом определяет успех в достижении поставленной цели, независимо от того, обращаемся ли мы к окружающим нас людям непосредственно, рассчитывая лишь на собственные риторические способности, или опосредственно — через технические средства передачи информации. эксперты в области коммуникации утверждают, что манера говорить, присущая человеку, является столь же действенным средством его идентификации, как и отпечатки пальцев, папиллярные линии которых вполне надежно позволяют судить об их принадлежности тому или иному лицу. Поэтому деловой разговор с полным основанием можно считать неотъемлемым компонентом личности делового человека, а следовательно, и одной из важнейших форм выражения его делового имиджа через умение вести деловую беседу, коммерческие переговоры, производственные совещания, телефонный разговор, а также публично выступать.
К публичной речи можно отнести презентационную речь в деловом совещании, выступление на собрании акционеров, коллектива. Она воздействует на разум и чувства людей. Человеку необходимо приобрести определенные навыки и приемы ораторcкого искусства, чтобы донести до слушателей то, что он хотел. Если речь действует только на сознание, не затрагивая эмоциональную сферу личности, она не может волновать сердца, не оставляет следов в памяти слушателя. Искусство красноречия состоит в умелом применении логических и образных средств овладения вниманием аудитории [12]. Аристотель в «Риторике» в IV в. до н. э. сформулировал основные правила публичной речи, которые не потеряли своей ценности и в настоящее время и могут быть использованы в любой ее разновидности: правдивость речи, уместность и целесообразность речи, прозрачность выражения ясность в краткость речи.
В начале своего выступления перед человеком стоит задача сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт, относительную непринужденность в общении с присутствующими. Выступающему нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Нужно знать, о чем говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями. В процессе подготовки к выступлению он должен укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами. В.М. Шепель предлагает следующие способы эффективного воздействия на слушателей.
Ханнанова. Деловая репутация работника в контексте модернизации.ЧТ.5.11
... федеральные, региональные, муниципальные, локальные базы данных по лицам, имеющим высокую деловую репутацию, в разрезе отраслей, приоритетных направлений деятельности, территорий, компетенций, профессио ... разработки новых методик независимой стоимостной оценки компаний, учитывающих стоимость деловой репутации работников и их человеческого капитала); формирование системы управления человеческим ...
-эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе, как к личности. Например: «я рад(а) встрече с вами».
-эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны.
-эффект аргументации, использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих.
-эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их
внимание.
-эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Изложение по методу аналогии не следует смешивать с приемом сравнения, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение в речи.
-эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии.
-эффект дискуссии. Дискуссия одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме.
— эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Это использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами, домыслив концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали.
Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание.
В риторике особо ценится такое качество, как находчивость, удачный, остроумный экспромт, которым оратор пользуется при необходимости, но, с другой стороны, нужно преодолеть соблазн пользоваться этим беспредельно. Для активации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры [11].
Для выступающего главное ощущение контакта с аудиторией. Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и раскрывается душа. Тихие слова с порхающей интонацией могут проникать в глубину сердца.
В конце необходимо резюмировать речь, повторить основные вьводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями. Существует правило: если хочешь овладеть каким-то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Доброжелательность и техника элегантного речевого общения это то, чем может овладеть каждый, кто настойчиво осваивает ораторское мастерство, технологию создания привлекательного облика. Чем лучше представлен речевой имидж, тем выше репутация менеджера. А она является ключом к овладению искусством прививать людям прекрасные идеи, которые учат жить для счастья человечества.
Деловой стиль общения
... пола из-за потенциальной возможности интимного контакта. История появления делового стиля общения Официально-деловой стиль речи представляет деловая письменная речь, и поэтому, я считаю, что необходимо узнать его ... это фаза фиксации результата. Если больше не о чем говорить или партнер начинает беспокоиться, нужно завершить общение. Это всегда критический момент в отношениях. Объективно - ...
Деловая беседа занимает важное место в деятельности человека, в его межличностном общении. Эта форма делового общения предполагает обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленной на решение проблемы. Успех беседы во многом зависит от культуры ее ведения, от того, насколько хорошо собеседники знают друг друга, правильно ли выбрали тон обмена сообщениями. Дeловая беседа зачастую является единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции.
Особенно тщательно следует продумать первые фразы, с каких начать разговор. Ведь в первые секунды контакта закладывается основа отношения вашего собеседника к проблеме. Можно начать с комплиментов, шуткой разрядить обстановку, снять напряжение, привлечь внимание новым фактом, событием, поставить вопросы. Или без вступления перейти к делу, особенно при разговоре с начальником или при кратковременных и не слишком важных деловых контактах. При этом не следует уже первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. Большую ошибку совершают те, кто, стремясь склонить собеседника к своей точке зрения, стараются слишком много говорить. Следует избегать иносказаний, проявления признаков самоуверенности, Исключить любые проявления неуважения, пренебрежения к собеседнику, избавить его от унижений, обид и обвинений. Особое внимание важно уделять аргументации выдвигаемых положений, так как с помощью аргументов можно не только сформировать предварительное мнение, но и полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положения и факты, изложенные собеседником. При этом рекомендуется не перечислять факты, а излагать преимущества и последствия, которые могут заинтересовать собеседника, приспосабливать аргументы к его личности. Постоянно помнить о направленности беседы, держать в уме ее основные задачи и не отклоняться от темы. Категоричность, являясь признаком ограниченности, как и излишняя убедительность, могут вызвать сопротивление со стороны собеседника. Предпочтительнее попытаться изложить доказательства яркими сравнениями, наглядными доводами, примерами.
Немаловажное значение имеет завершение беседы. Успешно завершить беседу значит достигнуть заранее намеченных целей. Этот этап беседы не сводится к простому повторению наиболее значительных ее положений. Всем должка быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода. В нем должна преобладать основная идея, изложенная в виде нескольких положений, высказанных в сжатой форме.
С целью заключения соглашения по какому-либо вопросу в деловом общении используются переговоры. С их помощью устанавливаются деловые контакты, заключаются договоры, принимаются управленческие решения, координируется совместная деятельность учреждений, предприятий, организаций. Задача переговоров состоит в поисках нахождении такого варианта, который позволил бы оптимизировать деловое общение. Основная функция переговоров это совместное обсуждение вопроса и принятие решения, устраивающего участников. Искусству ведения переговоров специально обучаются во всём мире. Большинство же наших предпринимателей не только никогда не обучались процессу ведения переговоров, но и не имеют опыта участия в них. Между тем, рыночная экономика немыслима без переговоров.
Руководителю важно владеть техникой ведения переговоров. Во- первых, избегать высказываний, унижающих партнера, придерживаясь правил этикета. Предпочтительнее прервать переговоры, но не делать негативных оценок, не игнорировать мнение участника переговоров. Диалог эффективен только при умении слушать и понимании высказываемой мысли. Общеизвестно: если хотите быть интересным партнером, будьте заинтересованным собеседником. Стоит употреблять фразы, способствующие возникновению симпатии, правильно задавать вопросы, избегать критики и грубости по отношению к партнёрам, говорить спокойно, уверенно, применять юмор. Никогда не обвиняйте партнёров, даже тогда, когда они этого заслуживают. Это очень непродуктивно, даже тогда, когда они этого заслуживают, поскольку всякое обвинение вынуждает другую сторону занимать оборонительную позицию. Внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали то, что было сказано. Переспрашивайте ( «Правильно ли я понял, что вы говорите о..»), высказывайте своё понимание того, что имела в виду другая сторона («Ваши доводы я понял так..»).
Деловым людям часто приходится общаться по телефону. При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом создания имиджа фирмы. От умения говорить по телефону во многом зависит имидж говорящего, репутация, а также размах деловых операций. От умения говорить зависит личный имидж говорящего. Ведь при телефонном разговоре ваш собеседник никак не может оценить ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица при тех или иных словах, ни интерьера вашего офиса, ни других невербальных средств, которые очень помогают судить о характере общения. Самыми распространеннее варианты первого слова, произносимого в снятую телефонную трубку — это «да», «алло», «слушаю». Эти слова по своей информативности одинаковы и совершенно безличны и поэтому никак не характеризуют того, кто снимает телефонную трубку, не несут информацию, в какой организации и фирме он работает. Поэтому лучше стоит отказаться от нейтральных отзывов и заменить их информативными. Нельзя превращать разговор в допрос, задавать вопросы типа «Кто у телефона?», «С кем я разговариваю?», «Что вам нужно?». Во время разговора следует говорить без напряжения, произносить слова чётко. Подавайте сигналы слушания «дада», «так», «ясно», «понятно», «записываю». Иначе у говорящего будет впечатление, что он говорит в пустоту. Будьте активным слушателем, подавляйте желание прервать собеседника. Произносите одобряющие звуки, междометия, повторяйте ключевые слова. В конце стоит извиниться за отнятое время. Прощание должно быть таким же теплым, как и приветствие. Нередко все впечатление от звонка или встречи портит быстрое и равнодушное «до свидания», когда все вопросы решены. Тогда становится ясно, что собеседник был расположен к вам только в интересах дела. Последнее слово по телефону должно прозвучать так, чтобы захотелось увидеть того, с кем было приятно разговаривать.
2.2 Выработка рекомендаций по правильному использованию риторики при создании делового имиджа
Изучив понятие делового имиджа, его составляющих, роли риторики в речи и влиянии её на имидж, мною были выработаны рекомендации, которые смогут помочь деловому человеку научиться красиво, говорить и впоследствии применить эти навыки в общении.
1. Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.
2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть секунд 15-20. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здравствуйте».
3. Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумажки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, пусть даже вы их помните. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.
4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.
5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.
6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли.
7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.
8. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, на ожидание «сюрприза».
9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.
10. Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительными. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.
11. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечься. Меняйте также и тон голоса — он должен то повышаться, то понижаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют слово или фразу на общем фоне.
12. Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.
13. Стремитесь избегать менторского тона, поучительно-назидательных ноток в голосе.
14. Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях могут вас выручить.
15. Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, то следует в конце выступления резюмировать их.
Таким образом, деловому человеку в своей деятельности приходится сталкиваться с деловыми переговорами, беседами, совещаниями, публичными выступлениями. Ему следует уметь красиво и убедительно говорить и выражать свои мысли, владеть техникой ведения деловых разговоров.
Заключение
Человеку в коммерческой и политической деятельности необходимо иметь привлекательный образ. Удачный деловой имидж помогает расположить к себе людей, клиентов, партнёров. Он является важной частью в деятельности делового человека. Имидж следует считать важной составной частью культуры делового общения, а обладание им — существенной личностной и профессиональной характеристикой любого серьёзного бизнесмена и политика. Суть создания такого имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Основная цель таких усилий состоит в том, чтобы предельно использовать всё то хорошее, что заложено в человеке, и научиться избегать тех отрицательных проявлений, которые принижают его профессиональную, политическую и чисто человеческую репутацию. Если говорить более обобщённо, то деловой имидж заключается в единстве всех форм его выражения. Именно их гармоничное сочетание и постоянство проявления делают стабильным доверие и уважение к деловому человеку со стороны его коллег, партнёров и клиентов, создают у них уверенность в его компетентности, деловитости, моральной и физической надёжности.
Деловому человеку стоит обращать внимание не только на свой внешний вид, но и на манеры поведения, жесты, мимику, речь. Речь в свою очередь является самой важной составляющей имиджа человека. Успех деловых контактов, деловых переговоров во многом зависит от того, насколько вы владеете своим языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче. Ведь часто человек мыслит правильно, но не может разумно излагать свои мысли. Это очень важная проблема в настоящее время. Риторика, то есть наука, которая учит говорить красиво и убедительно, помогает формировать благоприятный имидж. Чем лучше человек обладает ораторскими навыками, тем привлекательней его образ. Риторика учит говорить красноречиво и доброжелательно, а самое главное учит как правильно сказать. где сказать и как сказать.
Изучив теоретические аспекты делового имиджа и роль риторики в его формировании, были выработаны рекомендации, которые смогут помочь деловому человеку уметь правильно, красиво, красноречиво говорить, выступать на публике, уметь вести деловые разговоры. Суть рекомендаций в том, чтобы заинтересовать своих собеседников, убедить в их реальности, правильно воспринять отношение ваших партнеров к высказанным предложениям и в результате взаимных договоренностей выработать совместные решения.
Список литературы
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие.- 2-е изд., исправл. — Мн.: Новое знание, 2001. — 328 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 295 с.
3. Браун Д. Имидж — путь к успеху. — СПб: Питер, 1996. — 156 с.
4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. — Ростов н/Д, 1995. — 120 с.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Культура и искусство речи: Современная риторика. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 156 с.
6. Венедиктова В.И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека).
— М.: Институт новой экономики, 2001. — 305 с.
7. Голуб А.Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993. — 145 с.
8. Дульчевская А.П., Попова И.С. Методические указания по ведению деловых бесед «Практика делового общения».- Мн., 1994. — 115 с.
9. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. —М.: Знание, 1988. — 157с.
10. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. — 256 с.
11. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб.: Лань, 1997. — 141 с.
12. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002. — 320 с.
13. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. — М.: Ось-89, 1996. — 234 с.
14. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. — М.: Ось-89, 2002. — 512 с.
15. Кукушин В.С. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003. — 368 с.
16. Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 1999. — 106 с.
17. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. — М.: Политиздат, 1989. — 145 с.
18. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения/Пособие и словарь-справочник. — М.: КУбК-а, 1997. — 312 с.
19. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. — Симферополь: БИЗНЕС-ИНФОРМ, 1996. — 356 с.
20. Шмидт Р. Искусство общения. — М.: СП «Интерэксперт», 1992. — 239 с.
Размещено на