Выпускная квалификационная работа
(специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах)
Тема: Игра как средство воспитания дружеских отношений у младших школьников
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие игры как метода педагогики 8
1.2. Теоретические аспекты организации игры в начальной школе… 10
1.3. Воспитание дружеских отношений младших школьников средствами
игровой деятельности 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностика начального уровня сформированности дружеских отношений младших школьников 28
2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию дружеских отношений младших школьников средствами игровой деятельности 38
2.3 Оценка эффективности проведенной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблемы формирования дружеских отношений школьников актуальны и требуют углубленного изучения вопроса. Педагоги в настоящее время стали значительно больше уделять внимания совершенствованию эмоционально-психологических отношений в детском коллективе.
Еще Аристотель отметил, что «коль человек — существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». Эта истина за прошедшие века многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми ребёнок приобретает житейские и научные знания, вырабатывает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей. Строит с окружающими свои отношения, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций добра и красоты. Наряду с этим вырабатывает критерии оценки окружающих жизненных явлений. Оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся большим стимулом для развития в человеке положительного и предотвращением отрицательного.
В зависимости от того, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка, зависит уровень обучения и воспитания в школе. Особое значение это имеет в младших классах школы, так как, именно с этого начинается целенаправленное обучение человека: учебная деятельность становится ведущей деятельностью, на ее фоне формируются индивидуальные психические свойства и качества каждого ребенка, в частности познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).
Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии
... процессе обучения младших школьников. Для проверки выдвинутых предложений и решения поставленных задач проводятся: -педагогический эксперимент; -наблюдения за деятельностью детей; - ... младших школьников средствами игровой технологии». Цель: выяснить возможности игровой технологии, для развития творческой активности младших школьников. Объект исследования: развитие творческой активности школьников в ...
По мнению ряда ученых именно деятельность является основанием и источником развития личности ребенка младшего школьного возраста. Наиболее благоприятными для личностного развития и становления становится такой вид деятельности, как игровая деятельность, потому что именно в ней проявляются различные стороны развития ребенка.
Игровая деятельность как феноменальное человеческое явление детально рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников такими учеными как Ф.К. Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и другими. Данные ученые-педагоги рассматривают игру как важнейший метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С.Газманом, В.М. Григорьевым, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Педагогическую ценность для проведения исследования по проблеме воспитания дружеских отношений учащихся начальной школы на примере организации групповых форм работы с точки зрения методологии и технологии представляют работы Антона Семеновича Макаренко. В них подробно описана методика дружеского воспитания.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод: для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе школы необходимо отыскать ту форму сообществ сверстников, которые наилучшим образом могли бы решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством можно считать ученический коллектив. Эффективным средством формирования дружеских отношений младших школьников может выступать игровая деятельность.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования, а также изучение практической деятельности учителей начальных классов позволил выявить противоречие между потенциалом игровой деятельности в формировании дружеских отношений младших школьников и ограниченностью использования игры в деятельности учителя начальных классах.
Проблема исследования заключается в следующем: каковы психолого-педагогические условия воспитания дружеских отношений детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности?
Цель исследования: на основе психолого-педагогической и методической литературы выявить влияние игры на воспитания дружеских отношений младших школьников.
Объект исследования: коллектив детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование дружеских отношений младших школьников средствами игровой деятельности.
Постановка цели исследования определила ряд задач:
Особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».
... отношение к природному окружению. Объект исследования: школьники младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности изучения темы «Охрана животного мира» в младших классах. Цель работы: рассмотреть особенности изучения школьниками младших ... задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической деятельности. Деятельность ученика заключается в слушании слова. Результативность того ...
1) рассмотреть особенности развития дружеских отношений младших школьников;
2) изучить теоретические аспекты организации игры в начальной школе;
3) выявить особенности игры как средства формирования дружеских отношений младших школьников;
4) составить комплекс мероприятий по формированию дружеских отношений младших школьников посредством игровой деятельности;
5) провести исследование по проверке выдвинутой гипотезы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение учителем начальной школы комплекса развивающих, интеллектуальных, подвижных, ролевых игр в учебно-воспитательном процессе способствует повышению уровня дружеских отношений младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента.
— экспериментальные: диагностические (социометрия, наблюдение, беседы с классным руководителем), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания дружеских отношений у детей с позиции ценностно-ориентационного, личностно-развивающего образования; в том, что проведен краткий ретроспективный анализ понятия «дружба» в трудах отечественных и зарубежных педагогов; в обосновании роли игровой деятельности как средства формирования дружеских отношений.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса игровых занятий с младшими школьниками, направленных на формирование дружеских отношений в классе и других членов микросреды школьников. Материал дипломной работы может быть использован студентами — будущими педагогами для подготовки уроков на педагогической практике, методистами по практике, а также молодыми учителями, работающими в начальной школе.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучалась научная литература по проблеме исследования, определена гипотеза, проведена серия констатирующих срезовых работ, разработана методическая система использования игровых средств в воспитании дружеских отношений младших школьников.
На втором этапе в процессе учебных занятий была апробирована разработанная методическая система, обобщены и систематизированы полученные данные.
На третьем этапе уточнены основные выводы исследования, оформлен текст ВКР.
Эксперимент проведен на базе ….. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 2 «А» класса. Психолого-педагогический эксперимент проводился в три этапа: на констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности коллектива младших школьников; на формирующем этапе была разработана и апробирована программа формирования дружеских отношений посредством использования игровых методов и приемов; на контрольном этапе была проведена повторная диагностика и сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника
... ёнка от условий внутрисемейного воспитания. Гипотеза: характер семейных отношений является важнейшим фактором становления личности младшего школьника. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его ... бывает, что они вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях. Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном ...
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие игры как метода педагогики
Чтобы лучше понять сущность понятия «игра», обратим внимание на его содержательное наполнение. Так, педагогическая энциклопедия трактует игру как: 1) один из видов деятельности человека; 2) средство физического, умственного и нравственного воспитания [6, с.137]. Функцию игры определяют в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
По мнению ученых, на всех этапах развития личности игра воспринимается как интересное, необходимое для ее жизнедеятельности занятие. Чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. На эти специфические особенности игры большое внимание в своей практической деятельности обращали известные исследователи Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Ж. Пиаже, П. Лесгафт, С. Русова, К. Ушинский, В. Сухомлинский, Н. Михайленко, Н. Короткова.
Д. Б. Эльконин считает, что игра по своему содержанию приближается к труду взрослых. Наблюдая за тем, как дети играют, взрослые считают, что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями (например, приготовление уроков, труд).
Но выполнение домашнего задания — это обязанность, а труд — тяжелая необходимость. Ребенок хочет играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно. С каждой игрой ребенок желает узнавать новое, понимать и выполнять те же вещи, что и взрослые
[3, с.77].
По мнению К. Д. Ушинского, игра – это важнейший вид деятельности ребенка, поскольку именно через игру ребенок познает все тайны мира, ведь она воспитывает, учит, развивает [17, с.92].
Высокую оценку игре дал В. Сухомлинский. Он писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается питающий поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, что зажигает огонек любознательности» [7, с.181].
Игра является целенаправленной, сознательной деятельностью, по которой ребенок проявляет активность, самостоятельность, инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми. Игра возникает не по принуждению, не по обязанности. Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка. Своеобразие игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересные для ребенка. Ему интересен не сам результат игры, а процесс игровой деятельности. Игра является деятельностью, что заполняет свободное время ребенка. Игра для ребенка — это творческая, самостоятельная деятельность. Недаром слова «игра» и «развитие» встречаются почти всегда рядом.
Для ребенка особая ценность игры заключается не только в том, что она дает возможность как общего, так и физического, духовного роста, но и готовит к различным сферам жизни. Игра для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, обладает исследовательским содержанием, что позволяет моделировать все то, что существует за ее пределами. Именно через игру ребенок быстрее узнает о правилах и нормах общения с миром природы, с людьми скорее овладевает навыками культурного поведения…
Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля ...
... взаимоотношений между родителями и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности. Отношения между родителями и ребенком представляют собой особую среду, ... несмотря на достаточную разработанность изучения влияния стилей родительских отношений на личность и эмоциональную сферу ребенка, актуальность данной темы неоспорима, т.к. от того как ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значимым периодом становления личности ребенка приходится на школьные годы. В школьном коллективе, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности. Здесь же создаются благоприятные условия для подготовки детей к участию в общественной жизни. Педагог совместно с семьей формирует в процессе педагогического воздействия навыки и привычки поведения ребенка. В это же время закладываются начала личностных качеств, которые впоследствии определяют характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В результате создаются предпосылки развития дружеских отношений как качества личности. Поэтому необходимо, в младшем школьном возрасте, в отношениях детей с взрослыми придать дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу. Совместными усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.
В ходе проведенного анализа психолого-педагогической литературы было определено понятие «коллектив». Коллектив- социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
От того, как влияют дружеские отношения на ребенка, зависит формирование личности младшего школьника. Поэтому, основные усилия учитель должен направить на то, чтобы коллектив был дружным, сплоченным в учебе, чтобы присутствовала активность в общественных делах, толерантность, привязанность к группе и многое другое. Только тогда коллектив будет влиять на формирование личности с положительной стороны.
Игра – это коллективная деятельность. В игровой деятельности младшие школьники овладевают коммуникативными навыками, что немаловажно в кризисный период в жизни ребенка. Также в игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой и полноценной личности.
В заключении можно сказать, что игра — это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что применение учителем начальной школы комплекса развивающих, интеллектуальных, подвижных, ролевых игр в учебно-воспитательном процессе способствует повышению уровня дружеских отношений младших школьников было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три последовательно реализованных этапа. Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения дальнейшей работы в данном направлении. На втором этапе (формирующий эксперимент) был разработан и апробирован комплекс мероприятий по формированию дружеских отношений посредством использования игровых методов и приемов. Основной целью мероприятий является формирование дружеских отношений младших школьников; сплочение коллектива; изменение социометрического статуса учащихся. Результаты контрольной диагностики продемонстрировали эффективность проведенной работы по формированию дружеских отношений посредством использования игровых методов и приемов.
Таким образом, гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение.
Характеристика личности и психология переводчика
... ему профессиональных действий всегда стремится передать в максимальной мере ИНВАРИАНТ исходного текста. 4. В некоторых случаях в обстановке устного последовательного перевода переводчик оказывается ... они за переводчиком признаны, он имеет право погрешить против точности исходного текста, выполняя функцию вспомогательного лица в поддержке дипломатических отношений, препятствуя их осложнению, ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]. — 5-е изд. — М.: Акад. Проект, 2009. — 702с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Уч. пос. для вузов [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
3. Амельков А.А. Психология развития в схемах, понятиях и персоналиях / А.А. Амельков, М.А. Дыгун [Текст]. – Мозырь: Содействие, 2011 – 72с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева [Текст]. – М.: Аспект пресс, 2012 – 375с.
5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева [Текст]. — М.: Просвещение, 2013. — 144с.
6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст]. — М., 2011. – 297 с.
7. Баранов С.П., Болотина, Л.Р. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р.Болотина [Текст]. – М.: Просвещение, 2012 – 356 с.
8. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения [Текст] // Дополнительное образование. – 2014. – №4. – С. 42-47.
9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]. — М., 2013. – 423с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович [Текст]. – М.: Педагогика, 2008 – 296 с.
11. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников [Текст]. — М., 2011. — 322с.
12. Венгер Л., Васильева Т., Сысуева Л. Развивающие игры и упражнения для детей младшего школьного возраста [Текст]. — 2014. — 364с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина [Текст]. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 504 с.
14. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой: книга для учителя [Текст]. — М.: Просвещение, 2011. — 169 с.
15. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию./ Е.М.Гельфан, С.А.Шмаков [Текст]. — М.: Педагогика, 2011. — 104с.
16. Гуров В.А. Интеллектуально — творческие игры [Текст] // Начальная школа. 2011. — № 5. — С.121 — 122.
17. Игры — обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского [Текст]. — М., 2014.- 198с.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров [Текст]. — М.: Педагогика, 2010. — 380с.
19. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Корото [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 159с.
20. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива /В.М.Коротов [Текст]. — М.: Просвещение, 2011. — 234 с.
21. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы / В.C.Кукушин [Текст]. — Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2010. — 320с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]. — М.: УРАО, 2012. — 426 с.
23. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей [Текст]. — М., 2013. — 128с.
24. Немов Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов [Текст]. — М.: Просвещение, 2012. – 221с.
25. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2014. — 608 с.
_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности
... функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый ... в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. Вот эта величайшая ошибка — «воззрение на детскую ненормальность только как на ...
26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: пер. с нем.: в 4-х томах. Т.1./ К. Фопель [Текст]. — М.: Генезис, 2013. — 287 с.
27. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович [Текст]. — М.: Просвещение, 2011. – 273 с.