ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

Шадринцева Екатерина Ивановна

Алтайский государственный педагогический университет

г. Барнаул

Shadrintseva.2016@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

 

Содержание школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития предметных умений. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе – это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Одним из составляющих компонентов готовности детей к школе является сформированность у детей интеллектуальных умений. В основе развития интеллектуальных умений лежит развитие различных познавательных процессов: внимания, мышления, памяти и т.п. По данным психологов к 4 годам интеллект формируется на 50%, а в предшкольном возрасте (5-7 лет) – на 80 — 90%. Предшкольный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающем мире для своего дальнейшего всестороннего развития. В этот же период ребенок приобретает основополагающие логико-математические умения и навыки [1].

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игровая, а в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная. Поэтому, учитывая возрастные особенности детей предшкольного возраста, педагоги должны помнить, что на этом этапе необходимо осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Для этого на занятиях учитель применяет разного рода игровые приемы – развивающие игры, в том числе логико-математические. В педагогической практике предшкольной подготовки логико-математические игры с их ориентацией на индивидуальный подход должны занять достойное место [6].

Игры должны носить развивающий либо познавательный характер. Целью их использования является расширение кругозора детей, формирование их собственного мировоззрения, интереса к знаниям, сохранение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. И здесь на первое место выходят именно игры, носящие интеллектуальный характер [3].

6 стр., 2693 слов

Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих ...

... деятельности, влияющей на развитие мотивации старших дошкольников в математической деятельности. Объектом процесс развития мотивации в математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающих и обучающих игр. Предметом исследования ...

Интеллектуальный характер игр является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым [4].

Игровая среда создает условия, когда дети проявляют свою самостоятельность. Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании, создают предпосылки здоровье сбережения.

В возрасте 5-7 лет важно, чтобы предшкольник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр, которые организовывает взрослый, а затем проводит сам ребенок. Игра вызывает хорошее (бодрое и веселое) настроение, приносит счастье, заинтересовывает. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают, приобретают различные знания, умения и навыки, которые понадобятся им в будущей школьной жизни. Вот почему игры должны обязательно применяться в работе с детьми. Принято различать два основных типа игр:

• игры с фиксированными и открытыми правилами;

• игры со скрытыми правилами.

Например, игры первого типа – большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

Второй тип игр, в которых на основе художественных или жизненных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся материальные объекты или социальные отношения.

Обычно выделяются такие типы игр: подвижные игры – разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают двигательную активность. Дети любят подвижные игры, увлеченно принимают участие, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться, танцевать под неё.

В математической подготовке детей в условиях предшкольной подготовки активно используются:

1) строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем конструктивными умениями и навыками, способствуют математической подготовке;

2) дидактические игры – специально разработанные для детей. Например: лото для обогащения естественнонаучных и математических знаний, для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания).

Эти игры позволяют думать, предоставляют возможность предшкольнику проверять и развивать свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных математических умений;

3) сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых (игры в школу, магазин, дочки-матери).

Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, наблюдательность, творчество;

4) игры на комбинирование:

— танаграм – старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют «геометрическими конструкторами», «головоломками из картона» или «разрезными головоломками». С помощью танграма ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель, а самое главное — логически мыслить;

9 стр., 4241 слов

Роль фантазии в игре детей

... этой подготовки, подробно анализируя ролевую игру, как основу всех игр ребенка. Оба они согласны с тем, что игры служат развитию всех сил ребенка. Бесцельные внешне игры являются в высшей степени целесообразными. ...

— логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;

5) игры на планирование: головоломки, лабиринты, магические квадраты, игры со спичками – направлены на развитие умения планировать последовательность действий какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже;

6) игры на формирование умения анализировать: найди лишнее, продолжи ряд, найди пару, загадки, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группы.

Для того, чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

· содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Для этого подбираются игры: а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость); б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

· игры должны быть социально ориентированные. В игре происходят освоение детьми социальных ролей,приобретение социального опыта, самореализация. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, мышление ребенка, приобретение социального опыта и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания предшкольника.

Одним из интересных видов игр являются логико-математические. Выполняя различные виды работ с логико-математическим материалом, ребенок реализует свои стремления получить результат: собрать, соединить, измерить; развивать способность видеть, слышать и выполнять инструкцию, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости; оперировать, производить действия с предметами, знаками, символами, образами; умение сравнивать, «конструировать», видоизменять, трансформировать; проявлять инициативу и творчество. Как результат, в процессе логико-математических игр активно происходит развитие работоспособности, развиваются умения мыслить и доходить до истины самостоятельно, умения планировать деятельность, проявлять любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать, усидчивость, а также осуществлять самоконтроль в процессе учебной деятельности. Все это необходимо для дальнейшей жизни ребенка в социуме [2].

Главная идея логико-математических игр – психофизиологическое развивающее воздействие на ребенка (обеспечение интеллектуального развития, в единстве с личностным становлением).

19 стр., 9168 слов

Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста ...

... реализации возрастных задач, а также успешной социализации детей-сирот дошкольного возраста. Объект исследования: специально-организованная игра взрослого и ребенка (детей) как условие развития социальной компетентности у воспитанников детского дома. ...

Интересное и значимое для ребенка участие в таких играх снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, поддерживает здоровье, а для педагога эта работа, направленная на развитие интеллектуальных умений в процессе логико-математических игр[5].

Таким образом, правильная организация игровой деятельности оказывает существенное влияние на развитие самостоятельности ума, интеллекта, психического и физическое здоровья, что является главным критерием активности и высокого уровня знаний, умений и навыков будущего первоклассника.

Библиографический список

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников [Текст]: Учебное пособие по психологии. — Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. — 384с.

2. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения [Текст] // Дополнительное образование. – 2004. – №4. – С. 42-47.

3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

4. Гуров В.А. Интеллектуально-творческие игры [Текст]// Начальная школа. 2005. — № 5. — с.121 — 122.

5. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры [Текст]// Начальная школа. 2006. — № 5, — с.30-31.

6. Под общ. ред. Мухина В.С. Возрастная психология: Хрестоматия [Текст]// — М.: Просвещение, 1999. — гл.2. — с.258-270, 302-305, 274-284.