Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР

Оглавление

 

Введение. 4

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР. 5

2. Роль психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего обучения 6

3. Программа занятий психолога по интеллектуальному развитию детей с ЗПР. 6

Цели и задачи программы.. 6

Организация и проведение занятий. 8

Содержание программы.. 9

1-й ЭТАП.. 9

2-й ЭТАП.. 10

3-й ЭТАП.. 11

4-й ЭТАП.. 12

Развивающие игры и упражнения. Описание и методические рекомендации. 12

Задания, направленные на развитие пространственной ориентировки. 13

Задания, направленные на развитие логического мышления. 14

Задания, направленные на развитие памяти. 17

Задания, направленные на развитие внимания. 18

Приложение I. Классификация заданий по целям воздействия. 20

Приложение II. Материалы к заданиям.. 20

Материал к графическим диктантам.. 21

Мозаика. 23

Варианты заданий «Зашифрованный рисунок». 28

Лабиринты.. 30

Материал к заданию «Установи закономерность». 33

Материал к заданию «Продолжи логический ряд». 34

Материал к заданию «Дорисуй девятое». 35

Материал к заданию «Точки». 37

Материал к заданию «Зрительный диктант». 38

Материал к заданию «Запутанные дорожки». 40

Материал к заданию «Продолжи числовой ряд». 44

Варианты заданий «Исключи лишнее». 44

Варианты заданий «Сходство и различие». 44

Материал к заданию «Противоположное слово». 45

Материал к заданию «Подбери пару». 46

Тексты к заданию «Поиск ошибок в тексте». 46

Тестовый бланк к заданию «Корректурная проба». 47

Тексты к заданию «И мы …». 49

Приложение III. Конспекты занятий. 49

Урок N° 1. 49

Урок № 2. 51

Урок № 3. 52

Приложение IV. Аналитические задачи (методические рекомендации) 55

Аналитические задачи. 57

Литература. 60

 

 

Введение

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

15 стр., 7272 слов

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...

... проявляющиеся в учебной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития . Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его учебными успехами. ... достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%); —дети со ...

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что только репродуктивная деятельность без активации творческих способностей не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависят, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывают проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Занятия, специально направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать задержку психического развития (ЗПР), имеющую неорганическую природу, которая зачастую бывает вызвана недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей, а также их низким общим психическим тонусом.

Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие занятия в учебный процесс начальных классов, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, а также является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с обучающимися. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют школьным психологам непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений ... С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ ...

И, наконец, возможность организации работы преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей с ЗПР, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формированию учебной мотивации через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую как результатами тестирования уровня психического развития детей, так и отзывами учителей, отмечающих повышение познавательной активности школьников и рост их успеваемости (Бабкина Н.В., 1999, 2003).

Представленная здесь программа занятий по активизации познавательной деятельности детей с трудностями в обучении и адаптации к школе скорректирована и дополнена с учетом опыта практической работы автора с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, а также отзывов педагогов, принимавших участие в ее апробации.

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся с ЗПР. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.

8 стр., 3749 слов

Домашняя учебная работа учащегося

... выполнение ряда правил и требований, основы­вающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изу­чаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил: ... классах – 3,5 часов. 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существен­ные недостатки. Во-первых, ...

Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996).

Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности.

Установленная в результате экспериментальной работы принципиальная возможность влияния на познавательное и личностное развитие детей с ЗПР стала основанием для разработки исследователями различных коррекционно-развивающих программ. На сегодняшний день существует ряд публикаций с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы психолога с детьми (Н.Ю.Борякова, 2003; И.П.Воропаева, 1993; И.ВДубровина, 1999, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; О.А.Карабанова, 1997; Н.П.Локалова, 2002; Н.М.Пылаева и Т.В.Ахутина, 1997; Н.П.Слободяник, 2000; Н.Я. и М.М.Семаго, 2000; А.В.Семенович, 2002; М.И.Чистякова, 1995 и др.).

В разделе 3 данного пособия мы предлагаем собственную программу занятий, направленную на системное формирование интеллектуальной деятельности и ее осознанной саморегуляции у детей с ЗПР.