Эмпирическое исследование динамики Я-концепции современных подростков

Эмпирическое исследование динамики Я-концепции современных подростков

Содержание

Введение 3

1. Программа и методики эмпирического исследования динамики

концепции современных подростков 6

2. Анализ результатов эмпирического исследования динамики

Я — концепции современных подростков 12

3. Пути развития позитивной Я — концепции современных подростков 32

Заключение 36

Список использованной литературы 39

Приложения 41

Введение

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознание и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Эти качества личности, формируясь в подростковом возрасте, становятся постоянными и определяющими всю жизнь человека в дальнейшем. Данная характеристика пубертатного периода и объясняет социальную значимость данного эмпирического исследования.

Проблема формирования и развития Я – концепции у детей в подростковом возрасте была широко отражена в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных специалистов в области психологии и педагогики (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.С. Кона, Г. Крайга, В.С. Мухиной, Ф. Райса, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и многих других).

Анализ работ этих и многих других авторов показывает, что вопросу динамике развития и гендерным (половым) особенностям формирования Я – концепции современных подростков рассматриваются не достаточно, что и объясняет научную актуальность исследования данной проблемы.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты эмпирического исследования, а также анализ путей формирования позитивной Я – концепции в подростковом возрасте поможет психологам, социальным работникам, педагогам среднего и дополнительного образования в практической работе с детьми данной возрастной группы.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... др.). Основные современные зарубежные концепции одарённости. (Дж. Рензули, Ф. Монкса, К. Хемлера и др.). Концептуальные подходы к проблеме одарённости в исследованиях психологов ближнего ... на ранних этапах психофизического развития. Основные этапы музыкального развития. Критические периоды и кризисы в развитии музыкальной одарённости детей и подростков Психологические портреты музыкально ...

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что формирование и развитие Я – концепции современных подростков имеет определенную динамику развития и проявления в группах мальчиков и девочек. Этот факт предопределяется особенностями физиологического, психологического, социального и духовного развития ребенка в пубертатный период. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какими именно особенностями характеризуется динамика формирования Я – концепции в разных возрастных и гендерных группах.

Цель исследования: эмпирическое изучение Я – концепции современных подростков.

Объект исследования: Я – концепция как элемент структуры личности современных подростков в возрасте от 10 до 15 лет.

Предмет исследования: динамика развития Я – концепции детей в возрасте от 10 до 15 лет.

Гипотезы исследования:

1. В течение всего периода развития детей в подростковом возрасте (от 10 до 15 лет) у них можно наблюдать динамику изменений общих тенденций в когнитивно-эмоционально-поведенческих компонентах развития Я-концепции.

2. Проблемы становления гендерной идентичности влияют на формирование Я-концепции современных подростков.

Задачи исследования:

1.Подобрать диагностический пакет методик для исследования динамики Я — концепции современных подростков.

2.Провести комплексное исследование развития Я – концепции и самосознания в подростковом возрасте.

3.Провести сравнительный анализ полученных результатов.

4.Рассмотреть основные пути развития позитивной Я – концепции современных подростков.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.В. Ермолаевой, И.С. Кона, С.А. Рубенштейна, Д.И. Фельдштейна и др.

1. Программа и методики эмпирического исследования динамики концепции современных подростков

Самосознание подростка – это новый и очень существенный уровень его формирования. Для данного уровня самосознания специфично то, что здесь имеется не просто система актов, включенных в психологическую жизнь развивающегося субъекта наряду с другими ее функциями. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания – самопознания, самонаблюдения, самоотношения, саморегулирования поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется: возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности – потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи и осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать………..

Заключение

Тема данной работы была посвящена актуальной и в настоящее время еще не достаточно изученной проблеме эмпирического исследования динамики Я – концепции современных подростков.

27 стр., 13031 слов

Проблемы психологического развития подростков в современных условиях

... межличностных отношений в период подросткового возраста. )        Провести экспериментальное изучение межличностных отношений подростков. Объектом исследования выступают подростки, а предметом - проблемы психологического развития подростков в современных условиях. Практическая значимость настоящей работы ...

Проведенное нами тестирование трех групп школьников в возрасте 10-11, 12-13 и 14-15 лет позволило нам в целом подтвердить две части нашей гипотезы о том, что:

1. В течение всего периода развития детей в подростковом возрасте (от 10 до 15 лет) у них можно наблюдать динамику изменений общих тенденций в когнитивно-эмоционально-поведенческих компонентах развития Я-концепции. Нами было выявлено, что дети младшего подросткового возраста, по сравнению с детьми старшей возрастной подростковой группы, имеют более выраженный агрессивный характер, у них чаще можно выявить неадекватный уровень развития самооценки, самоуважения и аутосимпатии, не высокий уровень притязания и т.д. Эти изменения в развитии личности ребенка-подростка связаны с психофизиологическими, социальными, духовными особенностями его взросления в пубертатный период

2. Проблемы становления гендерной идентичности влияют на формирование Я-концепции современных подростков. В младшем подростковом возрасте различные стороны самосознания развиты еще слабо. Это выражается в низких показателях по уровню самоотношения, самоинтереса, самооценки школьников, уровня их притязаний. Мальчики в этот период проявляют качества агрессивности, враждебности, замкнутости, конформности, авторитарности, а девочки – упорства, настойчивости, эгоистичности, ориентации на себя, требовательности, строгости в оценке других, подчиняемости, гиперответственности, заниженном уровне оценке себя.

Результаты опроса детей более старшей группы показали, что с возрастом уровень развития всех вышеперечисленных качеств изменяется, становиться более положительно окрашенным. Дети в период с 12 до 15 лет переживают интенсивный скачок роста основных параметров Я – концепции. Их интерес к себе возрастает, увеличиваются показатели по шкалам аутосимпатии и самоуважения, самооценка и уровень притязаний приобретает адекватные оценки. В этом возрасте отличия между мальчиками и девочками нивелируются, их ответы и набранные оценки становятся практически идентичными (особенно в старшей возрастной группе).

В то же время необходимо отметить, что в целом для мальчиков подростков более характерными являются черты авторитарности, завышенной самооценки и уровня притязаний, властности, сочетающейся склонностью к сотрудничеству. У девочек чуть более выраженными являются следующие характеристики: гиперответственность, активность по отношении к окружающим, упорство, настойчивость, сочетаемая с заниженным уровнем самооценки и притязаний.

Корреляционный анализ позволяет сделать нам два основных выводы:

1. В подростковом возрасте очень часто можно наблюдать проявления у подростков агрессивных, авторитарных, эгоистичных черт, которые служат как для мальчиков, так и для девочек способ скрыть свои неуверенность в себе, отчужденность, конформность, гиперответственность.

2. Интенсивное развитие отдельных характеристик самоотношения и самооценки человека происходит в период 14-15 лет. В этом возрасте у подростков интенсивно складывается самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия, которые оказывают влияние на формирование адекватного уровня притязаний и самооценки.

Полученные результаты позволяют нам также говорить о том, что для того, чтобы развитие Я – концепции протекало в данный период как можно эффективнее и безболезненнее, необходимо создание и проведение специальных тренинговых программ. Основными задачами групповой работы психолога в этом направлении становятся формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности подростков, формирование интереса к свое личности, и к личности других людей, формирование умений определять и нести ответственность за себя и свои действия.

5 стр., 2442 слов

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

... заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к самовоспитанию. Подростковый возраст наиболее благоприятный период, ... - осознание требований к себе; - самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения; - планирование работы ... т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества. К подростковом возрасте, когда человек начинает ...

В заключение следует отметить, что вопрос исследования динамики изменения Я – концепции современных подростков требует дальнейшего изучения и разработки.

Список использованной литературы

1. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности //Вопросы психологии, 1996 №1.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте есть. — М., 1998.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2002.

5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.

6. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. – М., 1994.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство Феникс,1997.

8. Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1998.

9. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. — СПб., 2004.

10. Липкина А. Н., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., 2001.

11. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.

12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

13. Психология. Тесты/ Под ред. Л.Д. Столяренко. – М., 2006.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом Бахрах – М, 2000 – 672с.

15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПБ.: Издательство «Питер», 2000.

16. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002. – 160 с.

17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2003.

18. Серия «Работа с детьми» Программа для детей и подростков «Театр». – М., 2000.

19. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск №3. Реабилитационная программа для детей и подростков. «Вызов». М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 2000.

20. Сонин В.А. Психологический практикум: задача, этюды, решения. – Изд. 20-е, перераб. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 168 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... nbsp; Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.     Рецензенты: Пятинин А.Э., Степанов В.А. ©Издательство ЮУрГУ, 2000. ОГЛАВЛЕНИЕ   ... насколько это возможно, реализованы в самом пособии. Иными словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой ... а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной ...

21. Спиркин А. Т. Происхождение сознания. — М., 2000.

22. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

23. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.

24. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ: «Флинта», 1999.

25. Фопель К. Психологические игры и упражнения: практическое пособие /Пер. с нем. — М.: Генезис, 1999.

26. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.

27. Чудновский В. С., Крженовский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отменяющим поведением. — Ст., 1993

28. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.