психология подростковых субкультур.История возникновения субкультур и причины их появления.Эмпирическое исследование подростковых субкультур

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I «Теоретические аспекты изучения психологии подростковых субкультур»……………………………………………………………………..7

1.1 История возникновения субкультур и причины их появления ………….7

1.2 Разновидность подростковых субкультур…………………………………10

Глава II «Эмпирическое исследование подростковых субкультур» …20

2.1 Методология………………………………………………………………..20

2.2 Результаты исследования………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………….32

Приложение

Введение

Актуальность

Подростковый возраст особенный. Он знаменует собой очередной кризис развития, потому проходит достаточно болезненно. В поисках себя, на изломе представлений о себе как о ребенке и как о взрослом у подростка бывают порой шокирующие способы самовыражения. Подростковые субкультуры-одна из них.

Подростковая субкультура-это своеобразная попытка построить сообщество сверстников- единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского так и от взрослого.

Для подростков субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

В некоторых субкультурах можно увидеть элементы психотерапии, именно поэтому они привлекают подростков. Ведь они помогают быть в согласии собой, свободно обращаться с негативными и позитивными чувствами. Именно поэтому подростки собираются в группы- им легче совместно решать свои проблемы, отстаивать свои права и искать смысл жизни.

С одной стороны, субкультура может стать для подростка очень ценным ресурсом. Общение со сверстниками позволяет ему пробовать новые модели поведения в безопасной обстановке, не испытывая давления социальных норм взрослых. Но, с другой стороны субкультура не так безопасна как может показаться на первый взгляд. Она представляет собой особую систему, жестко регулируемую авторитарными сверстниками, тем самым, может навязать какую-либо роль, изолирующую подростка от остального общества, что может существенно осложнить, в дальнейшем, возвращения во взрослый культурный мир.

Разработанность

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социо культурную преемственность.

11 стр., 5311 слов

Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

... подростков и охарактеризовать. 2)Выявить особенности подростковых субкультур, в том числе и музыкальных. 3)Изучить формальные и неформальные объединения, различные виды музыкальных субкультур. 1. Возрастные особенности Подростковый ... формирование личности происходит в семье, завершается в школе, а огромное влияние на приобретение социального опыта имеет окружающая среда, именно поэтому приобщение ...

Понятия «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. В социальной психологии В. В. Занковым, В. Ю. Хотинцом активно привлекается понятие «субкультуральная подростковая психология». На современном этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте активно развиваемых гендерных исследований А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, Е. Ф. Лаховой, Т. А. Мельниковой и др.

Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

Подростковая субкультура — это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков считают, что на «уровне досуговой самореализации подростковую субкультуру отличают следующие черты:

— «западная» направленность культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение «западного, американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении. Такое направление культурных интересов имеет более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровне группового и индивидуального поведения подростков и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жесткость, стремление любыми средствами к материальному благополучию;

— приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребление в рамках художественной культуры превышает креативные установки в социокультурной деятельности, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, отсутствует;

— слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера, а также с престижной иерархией ценностей в группе общения».

Подростковая субкультура по сравнению с субкультурой взрослых, которая уже имеет некоторую культурную форму и реализует именно ее, является более активной и креативной, так как она обладает более высоким «поисковым» потенциалом, у нее нет еще независимости, цельности и законченности. Она весьма неоднородна, включает в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Так же, она текуча и изменчива. Но вместе с тем она социально реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, ритуалы общения.

10 стр., 4798 слов

Влияние субкультуры на личность подростка: в поисках методологии

... субкультуры на развитие личности подростка, следует рассмотреть различные виды современных молодежных субкультурных течений. Каждое из направлений подростковых субкультур проявляет четко определенные, отличные от других особенности поведения. ... Внутри целостного господствующего образования всегда присутствуют некие суверенные культурные опыты, отличающиеся от него строем, обычаями, нормами, ...

Цель и задачи исследования

Цель работы- изучение психологических особенностей представителей современных подростковых субкультур.

Задачами являются:

1) Ознакомиться с историей появления субкультур и определить причины появления;

2) Рассмотреть разновидность подростковых субкультуры;

3) исследовать подростков, выяснить их отношения к субкультурам;

4) Проанализировать результаты исследования.

Обьект исследования: подростки 15-16 лет

Предмет исследования: отношения подростков к субкультурам и их знание про субкультуры.

Методы исследования: В ходе исследования была использована комплесная методика, включающая в себя наблюдения, беседы, анкетирования.

Тестирования по вопросникам: Басса Дарки «Состояния агрессии», Г.Н. Казанцевой «Общая самооценка».

Гипотеза исследования. Вступление в субкультуры не влияет ни положения в обществе, ни статус.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в школах уителями, психологами.

Апробация работы. С результатами данного исследования были ознакомлены родители

Глава I

«Теоретические аспекты изучения психологии подростковых субкультур»

1.2 История возникновения субкультур и причина их появления

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности [3. 9-11].

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка ».

Молодежная субкультура, которая существует в наше время возникла двадцатом веке, на определенном этапе жизни общества, а соответственно, связана с теми изменениями, которые произошли в жизни общества в последнем столетии, а конкретней во второй его половине. К первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране можно отнести стиляг. Второй всплеск субкультур пришелся на 70-е годы. Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной [2. 14-15].

9 стр., 4339 слов

Тема исследования: «Влияние социального времени на молодежные субкультуры»

... субкультур, которые проникают в массовую культуру, неизменно оставляя в ней свои следы. Объектом исследования является различные стороны субкультур. Предметом исследования являются отношение людей к субкультурам ... в характерной атрибутике Эмо (англ.: от emotional – эмоциональный) – молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Её представителей называют ...

Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контркультуры. С середины и до конца 90-х гг. молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок.

В начале XXI века ситуация несколько изменилась. Одним из ярчайших примеров современных молодежных субкультур является ответвление современного граффити-движения PUBLIC ART — «Искусство ведения войны в городских условиях». Это своеобразная «игра», отданная в «открытый доступ», и ставшая популярной за счет отсутствия авторства как такового, неограниченного числа участников и предельно простых правил.

Причины и механизмы возникновения молодёжных субкультур в зарубежной и российской литературе рассматриваются, в основном, в пределах функционалистского подхода и подхода в рамках «теории конфликта». Существует ещё традиция морализаторско-оценочного подхода, которая видит в них отражение морального распада и полной бездуховности.

Неадекватность такого изложения молодёжного поведения, призванного упрочить ощущение собственной моральной правоты очередных судей и критиков, не является новейшим изобретением. Актуализация интереса к субкультурным явлениям вызвано несколькими причинами. Так в средствах массовой информации проходит всё больше материала, касающегося неформальных объединений. Безусловным прорывом в информационной блокаде, которая была в начале 2000-х годов, стал Интернет [16].

Способствует развитию субкультур и рост отечественных производителей атрибутики (производственная сеть «Joker») Интерес к субкультурам маркирован инт……..

Список использованной литературы

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры < p-2/Punk.html> // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564-603

2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто есть кто?» — М.,1990г.

3. Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений» — М: Профиздат, 1990г.

4. Ольшанский Д.В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.

5. —Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 262 с. < window_catalog/files/r42277/index.html>

6. Куницина В.Н., Какринова Н.В. «Межличностные общения».Учебник для вузов. С-Пб, 2001

7. Левичева В. «Неформальные самодеятельные объединения. Социологический очерк» Москва «Знание» 1989

8. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб. 1999.

9. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М., 1983.

10. Ольшанский Ф.Д. «Неформалы: групповой портрет в интерьере» Москва «Педагогика» 1990

11. Перов И.М. Курсовая работа. Неформальные молодежные объединения. Биробиджан 1999

12. Психологические тесты. В дух томах. Том 2, под ред. А.А. Карелина, М., 2003

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995

14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб, 2000

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

... окружения. Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности. В чрезмерном увлечении факторным анализом и компьютерной ... как, например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д. Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных ...