Динамика общения девочек и мальчиков со взрослыми

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена низким уровнем осведомленности современных родителей об особенностях развития ребенка на различных возрастных этапах. Несмотря на всеобщую распространенность психологических знаний среди населения, извечная проблема «отцов и детей» не находит своего разрешения.

Данная работа не претендует на статус «настольной книги» современного родителя. Мы всего лишь хотим высветлить одну из сторон человеческого взаимодействия — проблему общения и особенности его развития и трансформации на различных возрастных этапах. Почему именно такой тип взаимодействия, как общение? Если рассматривать проблему общения в филогенетическом плане, то можно сказать, что общение стало «побочным продуктом» совместной деятельности людей, который был призван организовывать и регулировать непосредственно совместную деятельность. Затем функции общения значительно расширились, с чем и повысилась важность данного процесса.

Проблемой общения занимались следующие исследователи: Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Н.С. Каган, И.С. Кон, А.Д. Урсул, Л.А. Резников, Г. С. Андреева, Е. Мелибруда, Д. Карнеги и др. Все они рассматривают общение с разных позиций, однако все сходятся во мнении, что общение является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Изначально именно посредством общения, через общение человек становится полноценным членом того или иного общества. Поэтому так важно, чтобы эта часть жизни человека была полноценной и здоровой.

Обращаясь к практике психологов, можно заметить, что от родителей чаще всего можно услышать жалобы по поводу того, что потеряно взаимопонимание между ними и их ребенком, что есть проблемы в общении с ребенком. И эти жалобы распространены не только среди родителей, чьи дети находятся в подростковом возрасте, но и среди родителей младших школьников и юношей (хотя наиболее типично то, что подобные жалобы появляются именно при достижении ребенком подростничества).

Как объект данного исследования мы выделяем межличностное общение.

Предметом данного исследования является динамика общения со взрослыми и его гендерные особенности у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

15 стр., 7164 слов

Взаимоотношение подростков к родителям

... агрессия по отношению к другим. Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между ... подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о ... друга. При этом специальные исследования показывают, что эти жалобы и претензии во многом вполне справедливы. Интересные данные ...

Как цель данного исследования мы видели описание особенностей общения со взрослыми детей всех школьных возрастов с выделением гендерных особенностей.

Исходя из цели исследования, мы выделили следующие задачи данного исследования:

Рассмотреть понятие и функции общения.

Дать краткую характеристику психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Эмпирическим путем изучить и описать особенности общения со взрослыми детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Выделить гендерные особенности общения со взрослыми детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Научная новизна состоит в дополнении сведений об особенностях общения детей школьного возраста со взрослыми.

Практическая значимость заключается в возможности использовать полученные данные психологами, учителями, родителями при взаимодействии с детьми школьного возраста.

Применяемые методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, применение психодиагностического инструментария, метод поперечных срезов.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы общения и его особенностей на различных этапах онтогенеза

1.1 Понятие общения в психологии

В психологическом словаре можно найти следующее определение понятию общения: общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Или же подобное определение: общение — это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Из этих двух определений следует, что общение является неотъемлемой частью совместной деятельности, а конкретнее, общение и зародилось как раз именно в совместной деятельности, как необходимый инструмент ее регуляции. Человеческое общение развивается и формируется на основе совместной трудовой деятельности. В процессе труда люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга, они не могут что-то производить, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена продуктами своей деятельности. В связи с этим история является системой связанных друг с другом форм общения. Эта система взаимодействий и взаимных влияний является тем социальным процессом, суть которого, в отличие от работы как производства вещей («обработки природы людьми»), составляет производство отношений («обработки людей людьми»).

13 стр., 6089 слов

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

... провести анкетирование. .подготовить консультацию, организовать совместную деятельность с детьми В формирующем этапе была ... Цель исследования: изучение использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных дошкольно - образовательных учреждениях. ... рисования и стремление доставить радость близким людям.Оттиск цветными мыльными пузырями.Баночка с ...

В широком смысле, общение — это та сторона человеческого существования, что указывает на связь и взаимодействие людей в процессе материального и духовного производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение — это в ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

Следует отметить, что общение является одной из центральных категорий психологии. И тут начинает появляться следующее противоречие: общение, как выше уже говорилось, является продуктом совместной деятельности, но, в тоже время, общение признается как один из видов совместной деятельности, как ее аспект. Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. С. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

3 стр., 1391 слов

Роль общения в жизни человека

... ., Просвещение, 1994, с.231. 4. Андреева Г.М.  Общение и оптимизация совместной деятельности.  МГУ, 1987, с.75. 5. Ночевник М.Н ... меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Непреодолимая притягательность  общения для  человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де ...

Существует и другая позиция, которая рассматривает категорию «общения», как самостоятельную и сведенную к деятельности. Процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать его как такой процесс, который не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности: общение может выступать и в роли самомотивированного процесса (например, фатичное общение, которое в деятельном аспекте является бессодержательным, его цель — поддержание самого процесса общения).

Следовательно, если общение является одним из видов деятельности, то оно должно иметь свои цели. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

В общении выделяются три основные стороны:

— коммуникативная

— интерактивная

— перцептивная

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные знаковые следующие системы: речь, жесты, мимика, пантомимика, интонация, неречевые вкрапления в речь (например, паузы).

11 стр., 5461 слов

Стороны гражданского процесса

... , судебные представители. Лица, участвующие в деле, - это основные участники гражданского процесса. Процессуальная деятельность лиц, участвующих в деле, активно влияет на весь ход ... субъектом гражданских процессуальных отношений, необходимо обладать гражданской процессуальной правоспособностью. 2. Стороны гражданского процесса Стороны являются главными среди лиц, участвующих в деле; без них ...

Исходя из выше сказанного, следует, что коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения.

Важной характеристикой процесса коммуникации является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего — кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. То есть, интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности; эта сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия, — имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия. То есть, перцептивная сторона отражает эмоциональный аспект процесса общения и выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Рассмотрение всех трех сторон общения в единстве — важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.

2 стр., 923 слов

Цели и задачи курса. 1. Познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности

... общения как отрасли психологической науки. Психология общения. Общение как ведущая деятельность специалиста. Речь как важнейшее средство общения ... , техники обратной связи, техники поведения в ситуации стресса. 4.-уметь ... деятельности - основа публичного выступления.. Виды публичного выступления. Композиционно-логический, языковой, экстралингвистический и паралингвистический уровни речи. Формирование ...

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть представлено как:

— материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

— когнитивное (обмен знаниями),

— кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

— мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

— деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения.

Если говорить о значении общения в развитии человека, то трудно будет его переоценить. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развиты ми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

1.2 Психологическая характеристика младшего, среднего и старшего школьного возраста

Младший школьный возраст — это возраст с 7(6) до 11 лет. Назван он так, потому что дети на этом возрастном этапе учатся в младшей школе.

Ведущим видом деятельности является обучение. Если в дошкольном возрасте ребенок в основном познавал мир, усваивал социальные роли, узнавал логические связи между предметами и явлениями в процессе игровой деятельности, которую регулировал сам и являлся ее непосредственным инициатором, то в уже младшем школьном возрасте ребенок попадает в другую социальную ситуацию развития. Она уже обуславливается появлением у ребенка социально значимой деятельности и обязанностями, с ней связными: ребенок идет в школу, где все уже имеет свои правила и нормы.

6 стр., 2703 слов

Становление потребности в общении со сверстниками в раннем детстве

... со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем ... сверстника и продемонстрировать ему свои успехи. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально- практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения ...

К основным психологическим характеристикам младшего школьного возраста относятся:

Познавательные процессы:

— формирование произвольности, продуктивности, устойчивости;

— развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

— переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

— рассуждения строятся на уровне конкретных понятий;

3. Воля:

— формирование саморегуляции поведения, воли;

4. Умения и навыки:

— освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления;

— обучение сознательному накоплению знания;

— овладение навыками домашнего труда;

5. Социальная сфера:

— расширение сферы общения;

— появление новых авторитетов (учитель);

— формирование отношений в учебном коллективе;

— предпочтение развивающих игр, которым, тем не менее, отводится второе после учебы место;

6. Я-концепция:

— формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении;

— частые колебания самооценки;

— появление уверенности в себе, компетентности.

Следует отметить, что младший школьник очень сильно зависим от оценки его деятельности взрослыми. Так, если у него имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам». Поэтому как учителям, так и родителям следует крайне осторожно и бережно относится к успехам ребенка в школьном обучении, так как неосторожное слово или действие может на всю последующую школьную жизнь отбить у ребенка желание учиться.

К основным новообразованиям младшего школьного возраста можно отнести:

— формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;

— умственный план действий — возникновение способности выполнять действия в уме;

— произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;

— появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;

— развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

Средний школьный возраст, или подростковый возраст — это возраст с 11 до 14 (15) лет. Именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке: подросток иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте ребенок начинает усваивать новые формы взаимодействия с людьми, к нему начинают применяться совершенно иные, нежели в младшем школьном возрасте, нормы и правила поведения. Если самооценка ранее в основном базировалась на оценке учителя, то сейчас все в большей мере зависит от мнения сверстников. Это часто толкает подростков на совершение необдуманных, часто асоциальных поступков, что, по их мнению, поможет завоевать симпатию со стороны сверстников. Начинают складываться первые отношения с противоположным полом.

К основным психологическим характеристикам среднего школьного возраста относятся:

Физиологические процессы:

— интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

— появление сексуальных влечений и интересов.

2. Познавательные процессы:

— развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

3. Эмоционально-волевая сфера:

— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

— самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены.

4. Личностные особенности:

— самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;

— возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения;

— избирательность в учении, сензитивность, способствующая развитию общих и специальных способностей;

— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— формирование характера.

5. Я-концепция:

— формирование самооценки, она в данные период неустойчива;

— формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— формирование самосознания своего Я, эгоидентичности.

Подростковый возраст считают трудным. Объясняется это тем, что с биологической точки зрения подростки в большинстве своем уже сформированные люди, однако с социальной точки зрения они еще остаются детьми. Этот конфликт между биологическим и социальным и порождает всякого рода проблемы и затруднения. Протестные реакции, развитие акцентуаций и девиаций, агрессивность, конфликтность — вот основные особенности поведения подростков. Следует отметить, что подобные проблемы в историческом плане возникли сравнительно недавно, и обусловлено это повышением планки возраста социального.

К основным новообразованиям среднего школьного возраста можно отнести:

— появления «чувства взрослости», которое и входит в разрез с социальным возрастом подростка;

— развитие произвольности всех психических процессов;

— интерес к противоположному полу

Старший школьный возраст, или ранняя юность — это возраст с 14 до 17 лет. Это чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Ведущим видом деятельности в ранней юности исследователи определяют учебно-профессиональную деятельность. Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика, становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность.

К основным психологическим характеристикам старшего школьного возраста относятся:

Физиологические процессы:

— завершено половое созревание;

— формируется отношение к сексуальным желаниям

Познавательные процессы:

— возрастает концентрация внимания, объем памяти;

— происходит логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;

— в мышлении преобладает рационализм, практицизм.

3. Эмоционально-волевая сфера:

— происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

— возрастает волевая регуляция;

— отсутствие подлинной самостоятельности;

— подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

— возникает первое чувство любви, дружбы.

4. Я-концепция:

— формируется представление о себе самом, оценивание своей внешности, своих умственных, моральных, волевых качеств;

— соотношение себя с идеалом, оказывается возможным процесс самовоспитания;

— формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

— стремление к самоуправлению, переосмыслению окружающего;

— жизненное самоопределение, приобретение определенной степени психологической зрелости.

5. Социальная сфера:

— появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

— пренебрежение советами старших;

— неоправданная критичность, недоверие;

— недостаточное осознание последствий своих поступков.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении юношеского возраста и представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковой) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля.

К основным новообразованиям старшего школьного возраста можно отнести:

— появление способности строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

1.3 Особенности общения в младшем, среднем и старшем школьном возрасте

Общение, как уже отмечалось выше, играет очень важную роль в развитии личности человека, в его становлении как полноценного члена общества. Весь культурно-исторический опыт передается и усваивается через общение.

Общение на каждом возрастном этапе имеет свои отличительные особенности: качество, цель, потребность в общении — все эти показатели меняются на протяжении жизни человека.

В младшем школьном возрасте ребенок активно овладевает навыками общения. В 1-ом классе ребенку приходится усваивать специфические нормы общения в процессе учебной деятельности. Однако со второго полугодия 1-го класса роль учебы как содержательного основания общения начинает снижаться. Тематика разговоров детей друг с другом расширяется. Обсуждаются игры, кинофильмы, телепередачи, коллекции и пр. Типичным для младших школьников является информационный диалог.

По степени эмоциональной вовлеченности выделяются товарищеское и приятельское общение. Товарищеское общение протекает главным образом в классном коллективе и реализуется чаще всего в общении со сверстниками своего пола. Оно свойственно почти всем младшим школьникам. Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности класса, так и вне ее и связано в основном с общением лишь одного пола (по данным А.В. Мудрика, лишь 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола).

Приятельское общение реализуется в процессе игр. В целом общение между мальчиками и девочками младшего школьного возраста неинтенсивно.

В круг общения младших школьников могут входить ребята более младшего возраста. Содержание общения в этом случае определяется совместными играми и общими увлечениями. В общении со старшими ребятами младшие школьники обычно выступают в роли подчиненных. Содержание общения определяется интересами старших и нередко асоциально. По сравнению со сверстниками, у младших школьников с таким типом общения наблюдается снижение интереса к общению со взрослыми.

В круг общения младших школьников неустойчив. Большинство ребят вступают в ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик, от 2 — 3 человек в первом и до 4 -5 человек в третьем классе (А.В. Мудрик, А.В. Киричук и др.).

Персональный состав этих групп подвижен, но к третьему классу наблюдается рост стабильности предпочтений.

Потребность в эмоциональном контакте младшего школьника в основном реализуется в общении со взрослыми и сверстниками. Это детский тип общения, эмоционально-смысловой доминантой которого является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников: познания, деятельности и игры.

Со взрослыми (учителями, родителями) содержание общения охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или старшими. В этих случаях взрослый выступает как арбитр или защитник. Характер общения со взрослыми оказывает определяющее влияние на общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми придает ребенку дополнительную уверенность и обеспечивает успех общения со сверстниками.

В среднем школьном, или подростковом возрасте общение приобретает несколько другой характер и особенности. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка — в его переживаниях и мыслях. В 12−13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13−14 лет.

Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство — чувство «мы». Деление на «мы» и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. Это одно из проявлений типичной подростковой реакции — реакции группирования со сверстниками. Логическим последствием является повышенный уровень конформизма среди подростков, так как стремление «не выделяться» является свойственным детям среднего школьного возраста. Будь таким как все и тебя не отвергнут — вот формула успеха общения со сверстниками.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста — проблема отверженности, а в наиболее крайних формах — случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. Причины отверженности очень индивидуальны и многогранны.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.

Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения. Средства общения — это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т. е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.

В старшем школьном возрасте возникает острая потребность в общении, но не том, которое было на более ранних этапах развития, а в другом, более глубоком, осмысленном. Дети старшего школьного возраста ищут партнеров по общению, которые смогут обеспечить эту глубину, способных придать новые смыслы, высказывать интересные идеи и мысли.

Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Проблема общения всегда являлась одной из интереснейших проблем в психологической науке. Это обусловлено непосредственно самой важностью самого общения в жизни человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Первым видом социальной активности ребенка является именно общение, через которое усваиваются социально-культурные ценности того общества, в котором ребенок воспитывается. Общение как вид социальной активности имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Так, в младшем школьном возрасте ребенок начинает активно овладевать навыками общения. В первые месяцы обучения в школе практически все общение проходит в контексте учебной деятельности. Потом границы ситуаций, в которых возникает общение, расширяются, возникают вариации. В старшем школьном возрасте общение становится одной из центральных потребностей подростка. Через общение начинает реализовываться еще одна важная потребность подросткового возраста — потребность в принадлежности к какой либо группе. Это влечет за собой появление такого группового феномена, как подростковый конформизм. В старшем школьном возрасте явление конформизма ослабевает. Основной особенностью общения старших школьников выступает стремление к индивидуализации и поиск интересных партнеров по общению, способных наполнить внутренний мир старшего новыми смыслами. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Глава 2. Изучение особенностей общения со взрослыми у мальчиков и девочек на различных возрастных этапах путем эмпирического исследования

общение взрослый мальчик девочка

Для получения полной картины динамики общения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста нам необходимо было провести лонгитюдное исследование, которое в полной мере отразило бы особенности общения детей на различных возрастных этапах. Однако, учитывая ограниченность в сроках проведения эмпирического исследования указанной проблемы, мы пришли к тому, что для получения более-менее показательных результатов мы можем использовать метод поперечных срезов.

Базой проведения исследования стал детский оздоровительный лагерь «Молодая гвардия» (Луганская область, Краснодонский район).

Выборку составили 42 ребенка, среди которых 14 детей младшего школьного возраста (6 девочек и 8 мальчиков в возрасте 9−10 лет), 14 детей среднего школьного возраста (7 девочек и 7 мальчиков в возрасте 13−14 лет), 14 детей старшего школьного возраста (8 девочек и 6 мальчиков в возрасте 15−16 лет).

2.1 Методики исследования

Использованный психодиагностический инструментарий:

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда» или «нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда» или «да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Мы, в рамках поставленной цели и задач нашего исследования, будем интерпретировать только две шкалы, а имено: шкала отношения к родителям и шкала отношения к пожилым людям, так как считаем, что остальные шкалы не отражают особенности, относящиеся к предмету нашего исследования.

2. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов — «да», «иногда» и «нет». Оценка ответов; «да» — 2, «иногда» — 1, «нет» — 0. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Так как этот тест рассчитан на людей взрослого возраста, для того, чтобы провести его с детьми младшего школьного возраста мы предложили им представить себя взрослым человеком (старшеклассником) и отвечать на вопросы из этой позиции.

Классификатор теста

30−31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25−29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19−24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14−18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9−13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4−8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

Вопросы

Да

Иногда

Нет

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).

Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

3. Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

Данная методика предназначена для диагностики уровня доверия к окружающим людям. Мы взяли на себя смелость несколько трансформировать вопросы методики, уточнив, что описанные ситуации относятся только к взрослым людям.

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест.

Опросник

1. Как вы думаете, большинству взрослых людей (вашим родителям, учителям и т. д.) можно доверять, или во взаимодействии с взрослыми нужно соблюдать осторожность?

А).

Большинству взрослых людей можно доверять.

В).

Во взаимодействии со взрослыми нужно соблюдать осторожность.

2. Могли бы вы сказать, что взрослые люди (ваши родители, учителя и т. д.) чаще всего стремятся быть полезным другим или они думают только о себе?

А).

Стремятся быть полезными другим.

В).

Думают только о себе.

3. Как вы думаете, большинство взрослых людей (ваши родители, учителя и т. д.) обманули бы вас, если бы им это было выгодно, или вели бы себя честно?

А).

Попытались бы обмануть

В).

Вели бы себя честно.

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

При соответствии ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении — в 0 баллов.

Вариант ответа

1

А

2

А

3

В

1 балл и меньше — низкий показатель доверия;

2 балла — средний показатель доверия;

3 балла — высокий показатель доверия.

2.2 Анализ полученных данных

Результаты диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии дали нам основание говорить о том, что дети младшего школьного возраста склонны проявлять эмпатию по отношению к родителям на среднем уровне, а по отношению к пожилым людям на низком уровне. Графически эти данные можно увидеть рисунке 1.

Рисунок 1 — Уровень проявления эмпатии по отношению к взрослым (родители и пожилы люди) у младших школьников

Если рассматривать особенности проявления эмпатийности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста по отдельности, то следует сказать, что и у девочек, и у мальчиков уровень проявления эмпатии по отношению к родителям одинаков и находится на среднем уровне, а вот проявление эмпатийности по отношению к пожилым людям у девочек несколько выше, нежели у мальчиков (см. Рисунок 2).

Рисунок 2 — Уровень проявления эмпатии по отношению к взрослым (родители и пожилые люди) у младших школьников (гендерные особенности)

Данные, полученные при помощи этой же методики, только при диагностировании детей среднего школьного возраста, открывают уже несколько иную картину. Так, эмпатийность по отношению к родителям проявляется на низком уровне, эмпатийность по отношению к пожилым людям также проявляется на низком уровне. Графическое изображение полученных данных на Рисунке 3.

Рисунок 3 — Уровень проявления эмпатии по отношению к взрослым (родители и пожилые люди) у подростков

У девочек-подростков уровень эмпатийности к родителям и к пожилым людям проявляется на более высоком уровне, нежели у мальчиков. Так, в среднем по выборке подростков, у девочек уровень эмпатийности к родителям и пожилым людям находится на уровне чуть ниже среднего, а у мальчиков — на низком уровне (см. Рисунок 4).

Рисунок 4 — Уровень проявления эмпатии по отношению к взрослым (родители и пожилые люди) у подростков (гендерные особенности)

Результаты диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии среди старших школьников показали, что эмпатийность к взрослым (родители и пожилые люди) по выборке старших школьников проявляется на среднем уровне (см. Рисунок 5).

Рисунок 5 — Уровень проявления эмпатии по отношению к взрослым (родители и пожилые люди) у старших школьников

Гендерные особенности проявления эмпатийности к родителям и пожилым людям у старших школьников таковы: у девочек и у мальчиков уровень эмпатийности к родителям и пожилым людям находится на среднем уровне (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 — Уровень проявления эмпатии по отношению к взрослым (родители и пожилые люди) у старших школьников (гендерные особенности)

Методика «Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)» дала следующие результаты.

У младших школьников в среднем по выборке показатель доверия взрослым находится на уровне выше среднего, с тенденцией к высокому: средний балл — 2,76. У подростков показатель доверия к взрослым находится на уровне чуть ниже среднего: средний балл по выборке — 1,78. У старших школьников показатель доверия к взрослым находится на среднем уровне: средний балл по выборке — 2. Графическое изображение данных отображено на Рисунке 7.

Рисунок 7 — Показатели доверия к взрослым людям по выборкам детей трех возрастов

У девочек и мальчиков младшего школьного возраста показатель доверия к взрослым находится практически на одном уровне: средний балл по выборке девочек — 2,78, по выборке мальчиков — 2,74. У подростков разница между показателями доверия у девочек и мальчиков несколько больше: средний балл девочек-подростков — 2, а у мальчиков-подростков — 1,56. У старших школьников такая картина: девушки в среднем набрали 2,2 балла, парни — 1,8 балла. Графическое изображение полученных результатов отображено на Рисунке 8.

Рисунок 8 — Показатели доверия к взрослым людям по выборкам детей трех возрастов

Как можно увидеть, девочки (младший, средний и старший школьный возраст) более склонны доверять взрослым людям, нежели мальчики тех же возрастных границ.

При оценке уровня коммуникабельности было выявлено, что младшие школьники имеют средний уровень коммуникабельности (средний балл по выборке — 14), подростки и старшие школьники также имеют средний уровень коммуникабельности (средние баллы — 14 и 16 баллов соответственно) (см. Рисунок 9).

Рисунок 9 — Показатели коммуникабельности детей по выборкам трех возрастов (большее числовое значение соответствует более низкому показателю коммуникабельности)

Гендерные особенности коммуникабельности выглядят таким образом.

В младшем школьном возрасте девочки имеют более высокий, чем мальчики показатель коммуникабельности: средний балл по выборке девочек 11, у мальчиков средний балл равен 15. Это говорит о том, что девочки в младшем школьном возрасте более любопытны, разговорчивы, нежели мальчики. Они (девочки младшего школьного возраста) любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания. Мальчики же напротив, более сдержаны.

В среднем школьном возрасте показатели коммуникабельности у девочек и мальчиков практически одинаковы: 13 — средний балл по выборке девочек подростков, 14 — средний балл по выборке мальчиков подростков.

В старшем школьном возрасте у девочек показатель коммуникабельности оказался немного ниже, чем у мальчиков: 19 — средний балл по выборке девушек, 14 — средний балл по выборке парней. Это говорит о том, что как и мальчики, девушки достаточно легко входят в контакт, держаться уверенно, однако мальчики более склонны к дискуссиям, в отличии от девочек (см. Рисунок 10).

Рисунок 10 — Показатели коммуникабельности детей по выборкам трех возрастов — гендерные особенности (большее числовое значение соответствует более низкому показателю коммуникабельности)

Эмпирическое исследование динамики общения девочек и мальчиков со взрослыми показало, что на каждом возрастном этапе общение детей имеет свои особенности и гендерные отличия.

В младшем школьном возрасте дети больше доверяют взрослым людям, при чем, девочки и мальчики практически не имеют разницы в показателях доверия. В подростковом возрасте показатели доверия взрослым значительно снижаются. Это является достаточно закономерным и может быть объяснено самими особенностями подросткового возраста, подростковым кризисом, который проявляется в негативизме, бунте против родителей, усилении значимости общения со сверстниками. Девочки-подростки более склонны доверять взрослым, нежели их сверстники мальчики. В старшем школьном возрасте показатели доверия взрослым снова начинают повышаться, при чем, девушки и в этом возрасте более склонны доверять взрослым, нежели парни.

У детей младшего школьного возраста более развита эмпатийность к родителям (на среднем уровне), а к пожилым людям она проявляется на низком уровне. Девочки и мальчики демонстрируют одинаковые показатели эмпатийности (средний уровень) по отношению к родителям, а вот к пожилым людям девочки младшего школьного возраста демонстрируют больший уровень эмпатии, в отличие от мальчиков. В подростковом возрасте уровень эмпатийности падает как по отношению к родителям, так и по отношению к пожилым людям и проявляется на низком уровне. В среднем по выборке подростков, у девочек уровень эмпатийности к родителям и пожилым людям находится на уровне чуть ниже среднего, а у мальчиков — на низком уровне. В старшем школьном возрасте эмпатийность к взрослым (родители и пожилые люди) проявляется на среднем уровне, при чем и парни, и девушки демонстрируют одинаковый уровень эмпатии к взрослым, т. е. к старшему школьному возрасту дети становятся более чуткими в общении со взрослыми, что может свидетельствовать об усложнении и углублении взаимоотношений между поколениями.

Коммуникабельность в младшем, среднем и старшем школьном уровне проявляется у детей на среднем уровне, без изменений в динамике по всей выборке детей. Динамика наблюдается у девочек: с возрастом показатели коммуникабельности растут. У мальчиков показатели коммуникабельности с возрастом остаются неизменными.

Заключение

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Первым видом социальной активности ребенка является именно общение, через которое усваиваются социально-культурные ценности того общества, в котором ребенок воспитывается.

Общение как вид социальной активности имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, которые нам удалось выделить в результате проведения эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование проводилось путем поперечных срезов с применением следующего психодиагностического инструментария:

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии

Оценка уровня общительности (тест Ряховского)

Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

В результате исследования было выяснено, что общение детей во взрослыми имеет свою динамику. Так, у детей изменяются показатели доверия к взрослым людям на протяжении младшего, среднего и старшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте доверие достаточно высокое, затем к подростковому возрасту показатели доверия падают, а в старшем школьном возрасте доверие к взрослым снова повышается. При чем стабильным оказывается то, что девочки младшего, среднего и старшего школьного возраста склоны больше доверять взрослым, нежели мальчики.

Устойчивыми оказались показатели коммуникабельности у детей. Только у девочек проявилась небольшая динамика коммуникабельности (увеличение уровня коммуникабельности с возрастом), мальчики продемонстрировали стабильность данного показателя.

Эмпатийность в общении со взрослыми имеет ярко выраженную динамику. Средними показатели эмпатийности к родителям и пожилым людям оказались в младшем школьном возрасте, у девочек эмпатийность к пожилым людям оказалась несколько выше, нежели у мальчиков; эмпатия к родителям одинакова у девочек и мальчиков младшего школьного возраста. В подростковом возрасте показатели эмпатии к родителям и пожилым людям оказались ниже, нежели в младшем школьном возрасте. Девочки-подростки имеют больший показатель эмпатии ко взрослым, нежели мальчики-подростки. Старшеклассники продемонстрировали более высокий уровень эмпатии к взрослым, нежели подростки, при чем гендерных отличий в проявлении эмпатийности выявлено не было.

В целом, можно сказать, что цель исследования было достигнута, поставленные задачи выполнены.

Использованная литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 1999. — 672 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, 2001. — 487 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. — М.: Педагогика, 1983.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическоеобщество России, 2003. — 512 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997.

7. Казнова Г. В. «Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков «Вопросы психологии. 1983, № 3, стр. 40−45

8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. — Самара: Самарский дом печати, 1994. -528 с.

9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность». Популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль, Академия развития, 1996

10. Ковалев А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995. — 454 с.

11. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. -431 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: УРАО, 1997.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1982.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1982.

15. Материалы сайта adalin.mospsy.ru

16. Материалы сайта Pro-Psixology.ru

17. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А.А. Бодалева и А.Б. Добровича. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.

18. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1984.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

20. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Апрель-Пресс, 1999.-352 с.

21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

22. Практическая психология образования (под ред. И.В. Дубровиной).

ТЦ «Сфера», 2000.

23. Рабочая книга школьного психолога (под ред. И.В. Дубровиной).

М., «Просвещение», 1991.

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

25. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 305 с.

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).

— М.: Гардарики, 2005.- 349 с.

27. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М.: Педагогика, 2000. — 332 с.

28. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector