«ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»………………………6-18

1.1 Психологические особенности юношеского возраста…………………..6

1.2 Особенности самооценки старшеклассников……………………………10

1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников………15

ГЛАВА II «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»…………………………………………….19-31

2.1 Описание методик и методов исследования……………………………….19

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение.

Человек — эмпирическая личность, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств. С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции», личной рефлексии — своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости — от нашей самооценки в том числе.

Из ежедневного опыта, нам известно, как самооценка и эмоции меняются в зависимости скорее от органических, чем от рациональных причин, причем эти изменения в наших субъективных показаниях, нимало не соответствуют изменениям в оценке нашей личности со стороны близких, друзей, знакомых — значимых для нас людей.

Актуальность выбранной темы: «Влияние эмоций на проявление самооценки в юношеском возрасте» заключается в следующем:

Во-первых, юношеский возраст интересен тем, что он находится на границе между эпохой детства и эпохой взрослости. По сути, это самая важная характеристика юношеского возраста. В этом возрасте поведение юношей и девушек претерпевает существенные изменения, намечаются основные жизненные цели и смысл жизни. Самооценка имеет огромное значение в юношеском возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к новым социальным условиям, поэтому актуальность не вызывает сомнений.

Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучивших основные аспекты самооценки, как компоненты самосознания и ее связи с личностными чертами, представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоритические положения, определяющие место самооценки в самосознании, делаются попытки определить структуру самооценки возрастную динамику.

14 стр., 6894 слов

Самооценка личности в юношеском возрасте

... подвержен колебаниям если самооценка адекватна. Заключение Отличительной особенностью юношеского возраста является наиболее интенсивное ... индивида. Отличительной особенностью возраста является проявление через активность самосознания механизмов самооценки и самоконтроля ... психодинамическое, объясняющее поведение главным образом в терминах эмоций, влечений и других внерациональных компонентов психики; ...

Проблемами юношеского возраста, такими как самооценивание занимались многие отечественные и зарубежные ученые К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Рубинштейн, А. К. Маркова и т. д.[32].

Самооценка играет огромное значение в юношеском возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к новым социальным условиям. Исследованиями в этой области занимались многие психологи — Р. Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина и другие[32].

Возрастание позитивной самооценки у детей с возрастом трактовалось авторами как норма, т.к. при сравнении результатов самооценки с показателями концентрации внимания и интеллекта, при уменьшении последних (которые определялись тестами Паули и Векслера соответственно), наблюдается в числе аномалий в личностных и социальных сферах.

Авторы говорят о том, что ухудшение школьной успеваемости, связано с повышенной самооценкой. Низкая школьная успеваемость ведет к невротическим наслоениям, которые в свою очередь усугубляют трудности адаптации ребенка в школе. Точно такая же школьная успеваемость может снижаться в связи с психогенными нарушениями развития[2].

Наиболее существенное влияние на самооценку ребенка оказывает чувство защищенности в семье. Чем слабее эмоциональные связи в семье, тем чаще обнаруживаются у ребенка негативные самооценки. Это приводит к скрытой и явной агрессии, подозрительности, враждебности[24].

Цель исследования: изучение проблемы влияния эмоций на проявление самооценки в юношеском возрасте.

Объект исследования: особенности самооценки в юношеском возрасте.

Предмет исследования: влияние эмоций на самооценку в юношеском возрасте.

25 стр., 12301 слов

Самооценка и ее развитие в онтогенезе

... периодизации, для изучения развития самооценки выделим основные возрастные этапы: младенческий возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст и зрелость. Для ... 6]. Глава 3. Эмпирические исследования становления самооценки в подростковом возрасте .1 Организация и методика проведения исследования Исследование проводились в Муниципальном бюджетном ...

Гипотеза: мы предполагаем, что высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, и в целом, преобладание негативных эмоций, коррелирует с низким или неадекватно высоким уровнем самооценки. Адекватная уравновешенная самооценка должна наблюдаться у испытуемых с низкими и средними показателями тревожности.

Задачи исследования:

1. Выполнить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы.

2. Организовать и провести эмпирическое исследование.

3. Обработать и проанализировать результаты по проблеме исследования.

Методики исследования:

1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч.Д Спилбергер — Ю.Л Ханина)

2. Методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)»

3. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк)

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики МБОУ «Школы №42»: 10 класс. Общее число испытуемых составило 18 человек.

Теоритическая значимость исследования заключается в определении фактором, формирующих самооценку у старших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что для педагога или психолога крайне важно уметь определять самооценку школьника, чтобы на основе полученных результатов находить наилучшие методы и способы воздействия на ребенка с целью повышения или понижения самооценки.

Глава I «Особенности влияния эмоций на проявление самооценки в юношеском возрасте»

1.1 Психологические особенности возраста старшеклассников

Хронологические границы старшего школьного возраста достаточно условна — примерно от 15- 16 до 18-19 лет. Этот возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Прирост веса становится больше относительно увеличения роста. Нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии[23].

6 стр., 2613 слов

17. электрофизиологические методы исследования динамики развития психики

3.10. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития В возрастной психофизиологии используются практически те же методы, что и при работе со взрослыми испытуемыми. Однако в применении традиционных методов существует возрастная специфика, которая определяется рядом обстоятельств. Во-первых, показатели, получаемые с помощью этих методов, имеют большие возрастные различия ( ...

Юношеский возраст — важный этап развития умственных способностей, и если сравнивать юношей с подростками, то у юношей отмечается значительное развитие теоретической мысли. Старшеклассники чаще задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна[15].

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщённому пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности. Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода — это сложная когерентная система, отличная от логики ребёнка; она составляет сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления»[34].

Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется некоторое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей и девушек более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого[15].

Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задач и требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений[6].

Для старшеклассника ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. Для них, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными[23].

17 стр., 8355 слов

Специальности: 030301.65 — Психология служебной деятельности

... ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Кафедра психологии и педагогики ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебно – методическое пособие 030300.62 –Психология 050407.65 – Педагогика и психология ... возрасте. Специфика ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. Особенности развития познавательной сферы юноши. Особенности личности юноши и основные новообразования возраста. ...

Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Старшие школьники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями[23].

Эмоции играют важнейшую роль в ……..

Список литературы

1. Агеев В.С., Межгрупповое взаимодействие / В. С. Агеев. — М. : 2000. — 240 с.

2. Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка / Здоровье, развитие, личность. — М. : 1990. — 112 с.

3. Ананьев Б. Г., Избранные психологические труды: В 2 т. Т. II / под ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — М. : Педагогика, 1980. — 288 с.

4. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика / М. : Наука, 1990. — 134 с.

5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. — М.: — 1968. — 58с

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М. : 1968. — 464 c.

7. Васильев И.А. Эмоции и мышление / М. : 1980. — 156 с.

8. Выготский Л. С., Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. — М. : 1999. — 560 с.

9. Джеймс У. Психология / М. : Педагогика, 1991. — 201 с.

10. Дубровина М. В., Индивидуальные особенности школьников / М. В. Дубровина. — М. : Просвещение, 2002 — 365 с.

10 стр., 4712 слов

Психология и педагогика 10

Психология и педагогика Алфавитка: Все ответы в алфавитном порядке: 45. А. Маслоу – создал пирамиду потребностей 92. Анализ результата обучения, проводимый преподавателем- аттестация 88. Анализ результатов в процессе обучения- аттестация 23. Адаптация – способность к гибким перестройкам и трансформации 24. Автор теории доминанты – Ухтомский 49. Адаптированость при кот-рой не развивается ни ...

11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / М. : Высшая школа, 1985. — 234 c.

12. Занков Л. В., Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М. : 1990. — 608 с.

13. Занкова А.В., Индивидуальные варианты развития младшего школьника / А. В. Занков, М. В. Зверева. — М.: Педагогика, 2003 — 176 с.

14. Ковалев А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — М. : 1965. — 288 c.

15. Кон И. С. Психология старшеклассника / М. : Просвещение, 1980. — 276 c.

16. Кон И.С. Психология ранней юности / М. : 1989. — 301 c.

17. Кулагина И. Ю., Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М. : Изд-во РОУ, 2003. — 180 с.

18. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии/ А. А. Леонтьев. — М. : Наука, 1975. — 365 c.

19. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.

20. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / М. : Изд-во Эксмо, 2005. — 58 c.

21. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Педагогические соч.: В 8 т. Т. 3./ А.С. Макаренко. — М. : Педагогика, 1984. — 588 c.

22. Макаренко А.С. О воспитании в семье. / А.С. Макаренко. — М. : 1955. — 319 c.

23. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121. — М. : Просвещение, 1984. — 201 c.

24. Мейер Б. Структура личностных свойств у старших школьников / Здоровье, развитие, личность — М. : 1990. — 245 c.

25. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник., 10-е изд., перераб. и доп., М. : 2006. — 178 c.

26. Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. — М. : 2007. — 99 c.

27. Реан А. А. Психология изучения личности. / А. А. Реан. — СПб. Питер, 1999г. — 240 c.

28. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / М. : 1979. — 278 c.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : 1975;

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000. — 702 с.

31. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно- эмоциональные аспекты/ М. : Наука, 1975. — 95 с.

13 стр., 6072 слов

Возрастные кризисы развития личности

Содержание Введение 1.Возрастной кризис как механизм развития личности 1.1 Понятие и сущность возрастных кризисов 1.2 Структура возрастных кризисов 2. Содержание нормативных психических кризисов на различных этапах возрастного развития 2.1 Кризисы детского возраста 2.2 Кризисы подросткового возраста 2.3 Психические кризисы периода взрослости 2.4 Кризис пожилого возраста Заключение Список ...

32. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. : 1995. — 173 с.

33. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 169 с.

34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. — М. : Гардарики, 2005. — 118 с.

35. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности/ М. : Наука, 1971. — 152 с.

36. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М. : 1994. — 109 с.

37. Якобсон С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М. : 1976. — 234 с.