Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………….3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования представлений о семье детей разного психологического возраста………………………………………………………….6
1.1 Семья и ее роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………6
1.2 Представление о семье у детей разного психологического возраста………………………………………………………………….…………14
1.3 Педагогические условия формирования представлений о семье у детей…22
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………….………….…..29
ГЛАВА 2.
Изучение особенностей представлений детей старшего возраста о взаимоотношениях в семье……………………………………………..…………30
2.1 Методы исследования…………………………………………………………….30
2.2. Результаты исследования…………………………………………..…………36
2.3 Методическая работа по формированию представлений о семье…………43
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………..…………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….52
Библиографический список использованной литературы ……………………………………………………………………………………..…54
Приложение №1 …..……………………………………………………………..…58
Приложение №2………………………………………………………………..…59
ВВЕДЕНИЕ
Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности. Исследования психологов показывают, что опыт общения, приобретенный дошкольником в семье, в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с другими людьми в последующей жизни (М.И. Лисина, Т.А. Репина, Ю.П. Азаров).
Вместе с тем, именно отношение родителей и близких ребенку людей в семье стимулирует его интерес к самопознанию, развивает представления о себе, своих возможностях, помогает ему устанавливать связи между своим прошлым, настоящим и будущим.[39 c.29]
Нормативно-правовые документы регулирующие, права ребенка, семейные отношения: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «О защите прав детей» , новый Семейный кодекс Российской Федерации.
Отечественный психолог В.В. Юстицкий, определяя особую роль семьи в дошкольном детстве, подчеркивал, что любая потребность дошкольника прямо или косвенно обращается в потребность в общении с родителями, в их любви, внимании, принятии. Неудовлетворенность этой потребности способствует появлению различных отклонений в поведении детей — застенчивости, неуверенности, агрессивности, которые могут проявляться в дошкольном возрасте или позднее.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего ... воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ...
В последние десятилетия в психолого-педагогических исследованиях активно изучаются особенности семейного воспитания, семейных взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей. В работах, А.Е. Личко, А.Я. Варга, А.А. Бодалева, В.В. Столина, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова рассматриваются проблемы эмоционального отношения родителей к ребенку, их стиль взаимодействия с ребенком, мотивы, ценности и цели родительства, способы разрешения проблемных ситуаций, характер семейного воспитания.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Цель данного исследования — изучить особенности современных семей с позиции детей разного психологического возраста.
Объект исследования: представление о семье у детей дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности представление о семье у детей раннего и старшего дошкольного возраста.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. выявить роль семьи в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
3. рассмотреть представления о семье детьми разного психологического возраста.
4. подобрать диагностический инструментарий исследования
5. разработать рекомендации для родителей и вопитателей по эффективному общению со своими детьми
Гипотеза исследования: Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Методы исследования: В ходе исследования были использованы следующие
группы методов:
— теоретические: анализ психолого — педагогической литературы по теме
исследования;
— эмпирические методы: проведение диагностик( тест «Сказка» (Л. Дюсс), проективная методика «Семья зверей», тест «Кинетический рисунок семьи»).
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в подборе рекомендаций для педагогов и родителей, которые будут использованы в процессе формирования положительного представления о семье дошкольников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Коррекция психики детей переживших развод родителей
... родителей». Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод родителей и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции. Объектом исследования является процесс формирования психики детей в неполной семье, ... адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных ...
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
1 .1. Семья и ее роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Семья — сложная система отношений, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей, а так же других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т.е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих их деятельность на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Основная функция семьи, как следует из определения А.Г. Хараячева,-репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения- в общественном плане и удовлетворение потребности в детях- в личном плане.
На ряду с ней семья реализует ряд других важных социальных функций:
· Воспитательную — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
· Хозяйственно-бытовую — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
· Экономическую — получение материальных средств одними членами семьи от других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
· Сферу первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
· Функцию духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
· Эмоциональную — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.
Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.[4 c. 165]
В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:
Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей
... контакт и организовать взаимодействие для пользы ребенка и счастья их семьи. Рождение ребенка — главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение себя, связывают с ... его дезадаптации.(3,с.104) Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые, обеспечив ребенка всем необходимым: полноценным питанием, красивой одеждой, игрушками, ...
реальное взаимодействие родителя с ребёнком;
отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
5. Степень включенности ребёнка в жизнедеятельность семьи.
6. Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.
В своём многолетнем исследовании М.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения (см. таблицу №1)
Таблица 1.
Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребёнка
Группа семей Подгруппа Характеристика профиля родительского отношения
Благоприятные Понимающие Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребёнке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.
Покровительствующие Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.
Безразличные Мало знают своего ребёнка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.
Неблагоприятные Подавляющие Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребёнка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребёнка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряжённостью и носят синусоидальный характер.
Тревожные Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребёнку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.
Отстранённые Родительская позиция крайне регидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой привязанности к нему.
Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребёнке достаточно адекватны.
Таким образом, главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль».
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... тип X и тип Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается ...
Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания[21 c.65].
По мнению В.И. Гарбузова, существует три типа «неправильного воспитания»: тип А — неприятие, эмоциональное отвержение, тип Б — гиперсоциализация, тип В — эгоцентрическое воспитание («кумир семьи»)[4 c.18].
В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов семей использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья — санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья — крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутри личностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и к повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
[30 c.89 ].
Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность. [30 с.32].
Таким образом: Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
1.2 Представления о семье у детей разного дошкольного возраста
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения.
Рекламный текст и психология речевого воздействия
... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... дидактики быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.2 Текст рекламы среди психологии речевого воздействия, как и в среде людей, может попасть в хорошее ...
Уже в конце первого и начале второго года ребенок становится настоящим экспертом своих родителей, он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные стратегии влияния на поведение родителей. Ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение……..
Библиографический список использованной литературы
1.Авдеева ,Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка [Текст] / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская. -М.: Смысл, 2003- 150 с.
2. Авдулова, Т.П. Социальное пространство семьи, как фактор развития личности ребенка [Текст] // Психология обучения — 2014, №12
3. Берне, Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки : пер. с англ. [Текст] / Р. С. Берне, С. X. Кауфман. 2-е- изд. М. : Смысл, 2003- 142 с. (Психодиагностическая монография).
4. Берне, Р. С. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. [Текст] / Р. С. Берне ; общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского.- М. : Прогресс, 1986 — 420 с.
5. Божович, JI. И. Избранные психологические труды : Проблемы формирования личности [Текст] / JT. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейн -М. : Ме-ждунар. пед. акад., 1995- 207 с. (Библиотека школьного психолога).
6. Божович, JI. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе[Текст] / JI. И. Божович // Вопросы психологии -1976 — № 6- С. 45-53.
7. Венгер, A. JI. Психологические рисуночные тесты : ил. рук. [Текст] / А. Л. Вен-гер- М.: Владос-Пресс, 2002 — 159 с.: ил. (Психология для всех)..
8. Венгер, А. Л. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого [Текст] / А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопросы психологии -1988 — № 4 — С. 56-63.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский -СПб. : Союз, 1999 — 221 с. (Психология ребенка).
10. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология личности : тексты / под ред. : Ю. Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузырей — М., 1982 — С.161-166.
11. Выготский, Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Психология / Л. С. Выготский — М., 2000 — С. 756-769.
12. Гаспринская, А.А. Взаимодействие социальных институтов в развитие детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Дошкольная педагогика — 2014, №11
13. Григорьева, С.И., Шабельников, В.К. Методика определения характера включения личности в родительскую семью [Текст] // Семейная психология и семейная терапия — 2013 ,№2
14. Григорович, JI. А. Использование опросника «Анализ семейных взаимоотношений» в практике дошкольного психолога [Текст] / Л. А. Григорович // Семейная психология и семейная терапия — 1998 — № 2 — С.66-73.
Психология одаренных детей
... Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. ... подсчитывается количество подчеркнутых ответов: 18:6 = 20% Проблемы детской креативности. Вопросы: соотношение врожденного и социального; генезис творческой деятельности; механизмы развития ...
15. Дилео, Д. Детский рисунок : диагностика и интерпретация [Текст] / Джон Дилео ; пер. с англ. Е. Фатюшиной — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001 — 262 с. (Психологический практикум. Тесты).
16. Думитрашку, Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности [Текст] / Т. А. Димитрашку // Вопросы психологии- 1991 — № 1- С. 135-142.
17. Думитрашку, Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей [Текст] / Т. А. Димитрашку//Вопросы психологи — 1996- № 2- С. 104-113.
18. Душкина, М. Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка и специфики внутрисемейных отношений : дис. . канд. психол. Наук [Текст] / Душкина Майя Рашидовна — М., 2003. — 197 с.
19. Евсеева, А. Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка : автореф. дис. . канд. психол. наук [Текст] / А. Н. Евсеева ; Нижегор. гос. лингв, ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н.Новгород -2000- 21 с.
20. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А. И. Захаров // Вопросы психологии — 1982. — № 1.
21. Зиновьева, М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: дис. . канд. психол. наук [Текст] / Зиновьева Марина Владимировна ; Моск. гор. пси-хол.-пед. ин-т -М., 2001 — 28 с.
22. Колесник, Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей : автореф. дис. . канд. психол. наук [Текст] / Колесник Наталья Тарасовна — Моск. пед. гос. ун-т. М., 1999 — 15 с.
23. Коломийченко Л.В., Воронова О.А Семейные ценоти в воспитании детей 3-7 лет [Текст] / Л.В. Коломийченко -М.: ТЦ Сфера, 2013-128 с.
24. Кроник, А. А. Психология человеческих отношений[Текст] / А. А. Кроник, Е. А. Кроник — Дубна : Феникс, 1998 — 214 с.
25. Курочкина, М. Н. Некоторые иллюзии взрослых о детях и о себе : взгляд и размышления практического психолога [Текст] / М. Н. Курочкина // Мир психологии — 1996 — №1 — С. 23-32.
26. Лосева, В. К. Рисуем семью : психологическая помощь и консультирование [Текст] / В. К. Лосева ; Рос. акад. образования, Ассоц. «Проф. образование», заоч. ун-т проф. обучения. — М. : Ассоц. «Проф. образование», 1995 — 36,2. с.
27. Марковская. И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми : цели, задачи и основные принципы. [Текст] / И. М. Марковская — СПб. : Речь, 2000 — 149 с. (Психологический тренинг).
28. Мишина, Т. М. Семейная психотерапия и динамика образа семьи [Текст] / Т. М. Мишина//Психогигиена и психопрофилактика — Л., 1983 — С. 21-26.
29. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации [Текст] / Г. Навайтис ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М. : Моск. психол.-соц. ин-т -Воронеж : МОДЭК, 1999 — 223 с. (Библиотека педагога-практика).
30. Налчаджян, А. А. Я-концепция [Текст] // Психология самосознания: хрестоматия по соц. психологии личности / [ред.-сост. Д. Я. Райгородский] -Самара — 2003.
31. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Н. И. Непомнящая — М. : ВЛАДОС, 2001- 188 с. (Учебное пособие для вузов).
Л.С.Выготский и его «психология искусства»
... читателей". Таким образом, Выготский намеренно уходит от исследования психологии автора или читателя, выражая глубокий скепсис возможности использовать тексты как проективную технику(- С.С.). "Мы не заключаем ... и к тому же посвященная специальному вопросу о сценических чувствах, эта статья ограничивается в отношении более широких проблем психологии искусства лишь некоторыми общими теоретическими ...
32. Никандров, В. В. Метод тестирования в психологии : учеб. Пособие [Текст] / В.В. Никандров, В.В. Новочадов ; Ин-т биологии и психологии человека — СПб.: Речь, 2003 — 27 с.
33. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская — СПб.: Речь, 2000 — 504 с. (Детская психология и психотерапия).
31. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов — Киев : Лыбидь, 1990 — 191 с.
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. 3-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2003 — 443,1. с.
35. Поливанова, К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития [Текст] / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии — 1994 — № 4 — С. 61-78.
36. Пухова, Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей : тест «Шесть кукол» [Текст] / Т. И. Пухова // Вопросы психологии- 1996 — № 2 — С. 14-24.
37. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / Вирджиния Сатир ; пер. с англ. Е. В. Новикова, М. А. Макарушина ; послесл. А. С. Спиваковской — М.: Педагогика-Пресс, 1992 — 190 с.
38. Семейное воспитание: краткий словарь[Текст] / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько — М.: Политиздат, 1990- 313 с.
39. Смирнова, Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии — 1996- №6. С. 76-87.
40. Смирнова, Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии — 1994- № 6 — С. 5-15.
41. Смирнова, Е. О. Моральное воспитание и развитие межличностных отношений [Текст] / Е. О. Смирнова, Е. М. Холмогорова // Материалы первых чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология развития» — М., 2001 — С. 145-154.
42. Теплюк, С. «Материнская любовь» [Текст] // Дошкольное воспитание — 2014, №6.
43. Усова, А. В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет : автореф. дис. . канд. психол. наук [Текст] /А. В. Усова — М., 1996 — 16 с.
44. Хоментаускас, Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений [Текст] / Г. Т. Хоментаускас // Вопросы психологии — 1986 — № 1 — С.165-171.
45. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка[Текст] / Г. Т. Хоментаускас — М.: Педагогика, 1989- 154 с.