8. Исследование отношения к успехам, неудачам и риску

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(ФГБОУВПО «РГУТиС»)

Психология и психологический практикум

Психологический практикум № 8

«Исследование отношения к успехам, неудачам и риску»

Исполнитель:

Калинюк А.Р.

13ГЗ-1

Руководитель:

Кириллов П.А.

Москва 2013

8.1 Тест для определения уровня мотивации стремления к успеху и избегания неудач (по Мехрабяну)

Как правило, у человека имеется одновременно нескольких мотиваций, и он должен выбрать одну из них.

Цель исследованиясостоит в том, чтобы определить, какая тенденция преобладает у человека при выборе мотивации: стремление к успеху или избегание неудач.

Инструкция. Вам предлагают 32 вопроса. На каждый Вы можете выбрать один из семи ответов:

полностью согласен (+++)

согласен (++)

скорее согласен, чем не согласен (+)

нейтрален (0)

скорее не согласен, чем согласен (-)

не согласен (—)

полностью не согласен (—)

Текст опросника

1.Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2.Если мен нужно выполнить сложное, незнакомое мне задание, то я предпочитаю сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3.Я чаще берусь за трудные задачи, даже если у меня нет уверенности, что я смогу их решить, чем за легкие, в решении которых могу не сомневаться.

4.Меня больше всего привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я не сомневаюсь, чем трудное дело, где возможны неожиданности.

25 стр., 12447 слов

Психологические особенности мотивации спортсменов подросткового возраста, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта

... 1.1 Психологические особенности мотивации спортсменов Постоянное стремление человека удовлетворять свои ... «+» -если он согласен, знаком «-»- если он не согласен. Полученные результаты обрабатываются ... и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным им видом спорта. Методика ... мотивацию спортсменов должен быть окончательно раскрыт. Список использованной литературы 1. Абрамова Г. С. Практикум ...

5.Если у меня что-то не выходит, я скорее приложу все силы, чтобы с этим справиться, чем перейду к тому, что у меня наверняка может хорошо получиться.

6.Я предпочитаю работу в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, чем работе со средней зарплатой, где нужно самостоятельно определять свою роль.

7.Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8.Я предпочитаю важное, трудное дело с вероятностью неудачи 50%, чем делу важному, но не трудному.

9.Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие, требующие мастерства и известные многим

10.Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникнут трудности в отношениях с товарищами.

11.Если я собираюсь играть в карты, то скорее сыграю в развлекательную игру, чем трудную, требующую размышлений.

12.Я предпочитаю состязания, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

13.В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.

14.Я скорее предпочту что-то сделать так, как считаю нужным, рискуя ошибиться, чем делать это так, как советуют другие.

15.Я скорее предпочитаю работу со стабильным средним заработком, чем работу с низким окладом , но с гарантией его повышения не позднее, чем через 5 лет.

16.Я скорее предпочитаю играть в команде, чем соревнования один на один.

17.Я скорее предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, а не стремлюсь закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

18.На экзамене мне легче отвечать на конкретные вопросы по пройденному материалу, чем на вопросы, требующие высказывания своего мнения.

19.Я скорее выбираю дело, в котором, имеется некоторая вероятность неудачи, но есть возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение существенно не изменится.

20.После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что, мол «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

21.Если у меня бывает возможность вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее возвращусь к трудному, чем к легкому.

22.При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

23.Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем самостоятельно стану искать выход.

24.После неудачи я скорее становлюсь еще собраннее и энергичнее, чем теряю всякое желание продолжить дело.

25.Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем участие.

26.Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27.Я работаю эффективней под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28.Мне больше нравиться выполнять сложное, незнакомое задание, чем знакомое, в успехе которого у меня есть уверенность.

29.Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу в общих чертах.

30.Если я успешно решаю какую-то задачу, то с большим удовольствием берусь за аналогичную задачу, чем перехожу к задаче другого типа.

31.Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32.Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Оцените свои ответы в баллах согласно ключу (табл. 5).

Ответы

Баллы

Номера вопросов

Ответы

Баллы

Номера вопросов

Полностью согласен (+++)

3

1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 28, 31

Полностью согласен (+++)

-3

2, 4, 6, 9, 11, 15,16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32

Согласен (++)

2

Согласен (++)

-2

Скорее согласен, чем не согласен (+)

1

Скорее согласен, чем не согласен (+)

-1

Нейтрален (0)

0

Нейтрален (0)

0

Скорее не согласен, чем согласен (-)

-1

Скорее не согласен, чем согласен (-)

-1

Не согласен (—)

-2

Не согласен (—)

-2

Полностью не согласен (—)

-3

Полностью не согласен (—)

-3

Теперь подсчитайте сумма полученных баллов с учетом знака. Положительная сумма означает, что мотивация стремления к успеху сильнее, чем мотивация избегания неудач. Отрицательная сумма указывает на противоположную тенденцию – преобладание мотивации избегания неудач. При значениях суммы, близких к 0 (от -6 до +6), обе мотивации можно считать приблизительно равными.

8.2. Методика диагностики степени готовности к риску (по Шуберту)

Цель исследованиясостоит в том, чтобы определить степень готовности человека к рискованным решениям и действиям как в работе, так и в повседневной деятельности жизни.

Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла – полностью «Да» чем «Нет»

1 балл – больше «да» чем «Нет»

0 баллов – ни «Да» ни «Нет», нечто среднее

-1 балл больше «Нет» чем «Да»

-2 четкое «Нет»

Текст опросника

1.Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2.Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3.Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4.Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

5.Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6.Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7.Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8.Вошли бы ВЫ вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9.Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10.Могли бы Вы без страховки управлять парусной лодкой?

11.Рискнули бы ВЫ схватить за уздечку бегущую лошадь?

12.Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13.Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14.Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?

15.Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом

16.Могли бы Вы, с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17.Могли бы Вы, чтобы избавиться от тяжелой болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18.Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч? ю

19.Могли бы Вы, в виде исключения, вместе с семью другими людьми подняться на лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20.Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21.Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22.Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислить проценты?

23.могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтовый провод, если бы он заверил что провод обесточен?

24.Могли бы Вы, некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25.Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов доехать от Москвы до Хабаровска?

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонении к риску. Возможные значения результатов теста: от -50 до +50 баллов.

Если ваш результат меньше -30 баллов, то Вы слишком осторожны; если он выше +20 – Вы склонны к риску; если он составляет от -10 до +10, то Ваша склонность к риску находятся на среднем уровне.

Анализ результатов двух тестов (по Мехрабяну и по Шуберту)

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентируются на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация у человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации.

К тому же людям, ориентированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, у кого сильна мотивация к успеху и высока готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту).

И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

6