Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Программа повторения междисциплинарного государственного экзамена

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

направление «ПЕДАГОГИКА»

профиль «Управление дошкольным образованием»

Выпуск 2011/2012, заочная форма обучения

Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика.

Понятие сензитивный период в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. Соотношение основных закономерностей психического развития: гетерохронность, неравномерность, сенситивный период развития. Общие характеристики сенситивных периодов психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, сенсорного развития, период восприятия мелких предметов, развития социальных навыков (по М.Монтессори).

Сенситивные периоды развития способностей.

 

Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Понятие кризис. Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

К кризисам психического развития относятся кризис рождения как характеристика переходного состояния от внутриутробного образа жизни к внеутробному. Кризис 1-го года жизни — кризис обретения субъективности в действии. Кризис 3-х лет, демонстрирующий социальную отдельность ребенка от других людей. Кризис 6-7 лет, отражающий процесс формирования личности и стабилизацию личностно-окрашенного поведения ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве: импульсивность и интенсивность эмоциональных реакций, неустойчивость и лабильность в выражении эмоциональных состояний и переживаемых чувств, низкий уровень способностей адекватно воспринимать эмоции других людей и эмоционального самоконтроля. Факторы эмоционального развития ребенка раннего возраста.

Общие характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста: дифференциация и обогащение эмоциональных переживаний, увеличение устойчивости и продолжительности эмоций и чувств, развитие способности их осознания и вербализации. Интенсивное развитие социальных эмоций и чувств: эстетических, познавательных, нравственных. Возникновение эмоциональной децентрации, различных форм проявления эмпатии, механизмов эмоциональной регуляции (эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, «эмоциональная коррекция» — внутренняя детерминация поведения социальными мотивами).

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Секционное заседание «Детская психология, психотерапия и психиатрия. Актуальные вопросы работы с детьми и родителями» 2 ОКТЯБРЯ, 10.00 – 12.00 ПРЕДСЕДАТЕЛИ: Ковалишина Марина Сергеевна (Новосибирск, Россия), детский психолог, сертифицированный консультант, действительный член и аккредитованный супервизор ОППЛ, ответственный секретарь НРО ОППЛ, Дубук Ольга Александровна (Новосибирск, Россия), ...

Факторы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.

 

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста.

Интеллект как прижизненно формирующаяся система высших психических функций, обеспечивающая адаптацию к меняющимся условиям среды. Ведущие компоненты интеллекта: общий, вербальный и невербальный. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Интеллектуальное развитие как процесс, и уровень познавательной деятельности ребенка во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Роль когнитивных функций в процессах интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Формирование интеллектуальной системы в дошкольном возрасте, ее специфика: системный характер строения и функционирования детского интеллекта.

Формирование и развитие социального интеллекта, роль микросоциальной среды и отношений со сверстниками в формировании социального интеллекта. Психолого-педагогические условия интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

 

Сенсорные основы познавательного развития ребенка

Сенсорные основы познавательного развития ребенка и освоения основных видов деятельности. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

Этапы педагогической технологии. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка. Условия самостоятельного применения детьми сенсорных эталонов и обследовательских действий в разных видах деятельности.

Предметно-развивающая среда как условие организации сенсорного развития дошкольников.

Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и зрительно-моторных координаций; зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

9 стр., 4106 слов

Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

... детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям ...

 

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. Особенности проявления любознательности, познавательной активности и интересов в дошкольном детстве.

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности. Особенности детского экспериментирования (родство детского экспериментирования с игрой, с манипулированием предметами, служащими для детей важнейшими способами познания мира).

Активно-преобразующий характер детского экспериментирования. Мотивы детского экспериментирования. Роль детского экспериментирования в развитии самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе экспериментирования.

Организация взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования. Развитие самостоятельности детей в деятельности экспериментирования. Роль детских вопросов в организации детского экспериментирования. Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Организация места для детского экспериментирования и опытов.

Педагогические основы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Понятия «творчество» и «воображение». Показатели и своеобразие проявления творчества в дошкольном возрасте. Идеи, подходы к развитию творчества у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Е.И. Торшилова и др.).

Развитие творческих способностей у дошкольников. Уровни и этапы развития детского творчества. Ориентиры современных образовательных программ в области развития детского творчества. Приемы и методы развития детского изобразительного творчества. Использование разных техник, творческое экспериментирование. Соотношение деятельности по собственному замыслу и по теме, предложенной педагогом.

12 стр., 5503 слов

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста

... умение делать выбор и нести за него ответственность. 2. Проблема психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возрастов является центральной ... будет российская действительность в 2010–2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: ... . 13.Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн ...

Театрально-игровая деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в театрализованных играх. Режиссерская позиция воспитателя в процессе организации театрализованных игр.

Практические задачи к педагогической части государственного экзамена по психолого-педагогическим основам дошкольного образования

1. Представьте характеристику субъектных проявлений ребенка дошкольного возраста в одном из видов детской деятельности (по выбору студента).

2. Представьте характеристику одной из проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве современной России (проблема дошкольного детства – по выбору студента).

3. Опишите особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей группы, в которой Вы проходили педагогическую практику. Представьте последовательность Ваших действий по дальнейшему развитию сюжетно-ролевой игры у детей данной группы.

4. Представьте последовательность Ваших действий по организации детского экспериментирования для получения ответа на один из детских познавательных вопросов (содержание детского вопроса – по выбору студента).

5. Представьте последовательность Ваших действий, направленных на организацию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (возраст детей – по выбору студента).

15 стр., 7152 слов

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста

Введение Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. ...

6. Вам необходимо выявить готовность ребенка 7-го года жизни к обучению в школе. Опишите критерии оценки и методы диагностики.

7. Сравните содержание двух общеобразовательных программ дошкольного образования по одной из образовательных областей Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

8. Опишите критерии оценки и методы педагогической диагностики для изучения освоения ребенком одной из образовательных областей (образовательная область – по выбору студента).

9. Представьте последовательность организации проблемных ситуаций познавательной направленности и их совместного решения с детьми (возраст детей — по выбору студента).

10. На основе высказываний детей дошкольного возраста о своем здоровье, составьте рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей для родителей дошкольников (возраст детей — по выбору студента).

11. Представьте примеры организации образовательных ситуаций, направленных на решение одной из задач социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста (возраст детей и задача социально-личностного воспитания — по выбору студента).

12. Вам предстоит составить конспект занятия для проведения с детьми старшего дошкольного возраста (методика дошкольного образования – по выбору студента).

Опишите последовательность Ваших действий по составлению конспекта занятия.

13. Представьте последовательность организации дидактических игр и упражнений, направленных на освоение детьми одного из сенсорных эталонов (возраст детей и сенсорный эталон – выбору студента).

14. Представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие самостоятельности и творчества детей в одном из видов деятельности (возраст детей и вид деятельности – по выбору студента).

15. Вам предстоит изучить особенности педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. Определите критерии и методы педагогической диагностики, по которым Вы будете оценивать характер педагогического взаимодействия (возраст детей – по выбору студента).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

16. Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций детей 4-5 лет. Составьте программу обследования и опишите методы психодиагностики.

17. Вам предстоит выявить эмоциональное благополучие ребенка 6-ти лет в семье. Опишите методы диагностики.

18. Опишите методы психодиагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

19. Опишите алгоритм и методы диагностики социальных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.

20. Опишите методы коррекции межличностных отношений детей в старшей группе детского сада.

 

Вариативная часть программы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

профиль «Управление дошкольным образованием»

 

1. На основе имеющего содержания, предложите и обоснуйте оптимальный вариант перечня материалов методического кабинета, подготовленных к заседанию педагогического совета.

2.Оцените качество формулировки одной из задач годового плана. Обоснуйте ответ.

3. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант содержания взаимодействия с семьями воспитанников.

4.Выберите из предложенных вариантов тему педагогического совета, разработайте предварительную работу к его подготовке.

5. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант плана и содержания консультации для педагогов.

6.Проанализируйте и дополните перечень вопросов для изучения степени информированности родителей об особенностях работы возрастной группы детского сада.

7.Проанализируйте и дополните план тематической проверки. Обоснуйте ответ.

8.Проанализируйте и дополните перечень вопросов для изучения степени удовлетворенности педагогов процессом повышения квалификации в детском саду.

9.Проанализируйте предложенную вам анкету, направленную на изучение степени информированности педагогов о современных технологиях организации педагогического процесса и представьте вариант ее обогащения.

10.Оцените предложенные методы активизации педагогов на семинаре-практикуме и дополните их.

9 стр., 4421 слов

Система работы в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

2 Курсовая работа на тему: "Система работы в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта" Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта 1.2 Своеобразие восприятия сказочных персонажей художественной ...

11.Проанализируйте повестку дня педагогического совета и предложите варианты решений.

12. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант перечня материалов методического кабинета, направленных на успешную адаптацию молодых педагогов детского сада.

13.Проанализируйте план мероприятий для родителей и определите цель его проведения с целью повышения их педагогической компетентности.

14.Проанализируйте план тематической проверки в дошкольном образовательном учреждении и дополните его.

15.Оцените план мероприятий по повышению квалификации педагогов, предложенных в годовом плане, и дополните его.

16.Проанализируйте содержание пояснительной записки основной образовательной программы дошкольного образования и предложите рекомендации по ее совершенствованию.

17. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант наполнения содержания образовательной области «Социализация» в основной образовательной программе дошкольного образования.

18.Проанализируйте содержание вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования и предложить рекомендации по совершенствованию.

19.Оцените методы мониторинга эмоциональной отзывчивости ребенка, представленные в основной образовательной программе дошкольного образования, и дополните их.

20.Проанализируйте предложенную вам анкету, направленную на изучение степени информированности педагогов о современных технологиях организации педагогического процесса и представьте вариант ее совершенствования.

 

Рекомендуемая литература по дисциплинам педагогического блока.

Основная литература.

Психологический цикл.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекосознания. – М., 1977.

2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПБ., 2004.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко: В 2 т. – М., 1986.

7. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М., 2004.

8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.

9. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.

10. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! – СПб., 2004.

11. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Уч.пос. – М., 2005.

12. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. – СПб., 2008.

13. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб., 2004.

14. Косякова О. О. Психология детей раннего и дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону, 2007.

15. Лейтес Н.С. умственные способности и возраст. – М., 1971.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. – М., 1975.

17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

18. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

19. Практическая Монтессори-педагогика. – М.: ЮНИОН-паблик АЛЬТА-ПРИНТ, 2005.

20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

21. Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 1993.

22. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ,1990.

23. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи – М.: У-Фактория, 2007.

24. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. 5-е изд. – М.: Академический проект, Константа, 2011.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

Педагогический цикл.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000.

2. Бабаева Т.И. У школьного порога. — М., Просвещение, 1993. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1988.

3. Бабаева Т.И. Роль игры в социокультурном развитии ребенка // Игра и дошкольник / Под ред. Т.И.Бабаевой (Любое изд.)

4. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Сост. и ред. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СП.: Детство-Пресс, 2010.

7. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. – М., Педагогическое общество России, 2007.

8. Дыбина О.В., Рахманова Н.Н, Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2005.

9. Егоров С.Ф. и др. Введение в историю дошкольной педагогики. – М., 2001.

10. Игра и дошкольник / Под ред. Т.И. Бабаевой – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. – СПб.: Детство-Пресс, 2002

12. Куликовская ИЭ., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

13. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: Союз, 2007.

14. Методические советы к програме «Детство» / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой (Любое изд.).

15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: «ГНОМ и Д», 2000.

16. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

17. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2008

18. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды. Методические рекомендации для дошкольных работников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

19. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

20. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Часть П. Монография. – СПб., 2010.

21. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М.: Педагогическое общество, 2007.

22. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь, 2010.

23. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.