Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Программа повторения междисциплинарного государственного экзамена

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

направление «ПЕДАГОГИКА»

профиль «Управление дошкольным образованием»

Выпуск 2011/2012, заочная форма обучения

Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика.

Понятие сензитивный период в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. Соотношение основных закономерностей психического развития: гетерохронность, неравномерность, сенситивный период развития. Общие характеристики сенситивных периодов психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Характеристика сенситивных периодов: развитие речи; развитие чувства порядка, развитие самостоятельности, развитие движений и действий, сенсорного развития, период восприятия мелких предметов, развития социальных навыков (по М.Монтессори).

Сенситивные периоды развития способностей.

 

Кризисы в дошкольном возрасте, их содержание и психологические новообразования.

Понятие кризис. Обязательность и относительно константное содержание кризисов в дошкольном возрасте, их симптоматика и психологические новообразования (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

К кризисам психического развития относятся кризис рождения как характеристика переходного состояния от внутриутробного образа жизни к внеутробному. Кризис 1-го года жизни — кризис обретения субъективности в действии. Кризис 3-х лет, демонстрирующий социальную отдельность ребенка от других людей. Кризис 6-7 лет, отражающий процесс формирования личности и стабилизацию личностно-окрашенного поведения ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве: импульсивность и интенсивность эмоциональных реакций, неустойчивость и лабильность в выражении эмоциональных состояний и переживаемых чувств, низкий уровень способностей адекватно воспринимать эмоции других людей и эмоционального самоконтроля. Факторы эмоционального развития ребенка раннего возраста.

Общие характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста: дифференциация и обогащение эмоциональных переживаний, увеличение устойчивости и продолжительности эмоций и чувств, развитие способности их осознания и вербализации. Интенсивное развитие социальных эмоций и чувств: эстетических, познавательных, нравственных. Возникновение эмоциональной децентрации, различных форм проявления эмпатии, механизмов эмоциональной регуляции (эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, «эмоциональная коррекция» — внутренняя детерминация поведения социальными мотивами).

46 стр., 22826 слов

"Соцализация детей младшего школьного возраста средсвами театрализованной ...

... проводятся с детьми дошкольного возраста. Это определило цель нашего исследования. Цель исследования. Совершенствовать технологию работы по социализации младших школьников в театральной студии. Объект ... детей младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляться духовно-нравственное развитие ...

Факторы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.

 

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста.

Интеллект как прижизненно формирующаяся система высших психических функций, обеспечивающая адаптацию к меняющимся условиям среды. Ведущие компоненты интеллекта: общий, вербальный и невербальный. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Интеллектуальное развитие как процесс, и уровень познавательной деятельности ребенка во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Роль когнитивных функций в процессах интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Формирование интеллектуальной системы в дошкольном возрасте, ее специфика: системный характер строения и функционирования детского интеллекта.

Формирование и развитие социального интеллекта, роль микросоциальной среды и отношений со сверстниками в формировании социального интеллекта. Психолого-педагогические условия интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

 

Сенсорные основы познавательного развития ребенка

Сенсорные основы познавательного развития ребенка и освоения основных видов деятельности. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

Этапы педагогической технологии. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка. Условия самостоятельного применения детьми сенсорных эталонов и обследовательских действий в разных видах деятельности.

Предметно-развивающая среда как условие организации сенсорного развития дошкольников.

Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и зрительно-моторных координаций; зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

 

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. Особенности проявления любознательности, познавательной активности и интересов в дошкольном детстве.

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности. Особенности детского экспериментирования (родство детского экспериментирования с игрой, с манипулированием предметами, служащими для детей важнейшими способами познания мира).

8 стр., 3702 слов

Организация нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в ...

... подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации ... Кравцова. - М., 1996. - 118 с. 10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до семнадцати лет) [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996. ...

Активно-преобразующий характер детского экспериментирования. Мотивы детского экспериментирования. Роль детского экспериментирования в развитии самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе экспериментирования.

Организация взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования. Развитие самостоятельности детей в деятельности экспериментирования. Роль детских вопросов в организации детского экспериментирования. Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Организация места для детского экспериментирования и опытов.

Педагогические основы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Понятия «творчество» и «воображение». Показатели и своеобразие проявления творчества в дошкольном возрасте. Идеи, подходы к развитию творчества у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Е.И. Торшилова и др.).

Развитие творческих способностей у дошкольников. Уровни и этапы развития детского творчества. Ориентиры современных образовательных программ в области развития детского творчества. Приемы и методы развития детского изобразительного творчества. Использование разных техник, творческое экспериментирование. Соотношение деятельности по собственному замыслу и по теме, предложенной педагогом.

Театрально-игровая деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в театрализованных играх. Режиссерская позиция воспитателя в процессе организации театрализованных игр.

Практические задачи к педагогической части государственного экзамена по психолого-педагогическим основам дошкольного образования

1. Представьте характеристику субъектных проявлений ребенка дошкольного возраста в одном из видов детской деятельности (по выбору студента).

2. Представьте характеристику одной из проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве современной России (проблема дошкольного детства – по выбору студента).

3. Опишите особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей группы, в которой Вы проходили педагогическую практику. Представьте последовательность Ваших действий по дальнейшему развитию сюжетно-ролевой игры у детей данной группы.

4. Представьте последовательность Ваших действий по организации детского экспериментирования для получения ответа на один из детских познавательных вопросов (содержание детского вопроса – по выбору студента).

3 стр., 1104 слов

направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного ...

... 2003. - 408 с. 10. Мыслюк, В.В. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. - Минск: Адукацыя і выхаванне, ... 2011. - 343 с. 8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / В.В. ...

5. Представьте последовательность Ваших действий, направленных на организацию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (возраст детей – по выбору студента).

6. Вам необходимо выявить готовность ребенка 7-го года жизни к обучению в школе. Опишите критерии оценки и методы диагностики.

7. Сравните содержание двух общеобразовательных программ дошкольного образования по одной из образовательных областей Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

8. Опишите критерии оценки и методы педагогической диагностики для изучения освоения ребенком одной из образовательных областей (образовательная область – по выбору студента).

9. Представьте последовательность организации проблемных ситуаций познавательной направленности и их совместного решения с детьми (возраст детей — по выбору студента).

10. На основе высказываний детей дошкольного возраста о своем здоровье, составьте рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей для родителей дошкольников (возраст детей — по выбору студента).

11. Представьте примеры организации образовательных ситуаций, направленных на решение одной из задач социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста (возраст детей и задача социально-личностного воспитания — по выбору студента).

12. Вам предстоит составить конспект занятия для проведения с детьми старшего дошкольного возраста (методика дошкольного образования – по выбору студента).

Опишите последовательность Ваших действий по составлению конспекта занятия.

13. Представьте последовательность организации дидактических игр и упражнений, направленных на освоение детьми одного из сенсорных эталонов (возраст детей и сенсорный эталон – выбору студента).

14. Представьте проект развивающей среды одной из групп дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие самостоятельности и творчества детей в одном из видов деятельности (возраст детей и вид деятельности – по выбору студента).

15. Вам предстоит изучить особенности педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. Определите критерии и методы педагогической диагностики, по которым Вы будете оценивать характер педагогического взаимодействия (возраст детей – по выбору студента).

16. Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций детей 4-5 лет. Составьте программу обследования и опишите методы психодиагностики.

17. Вам предстоит выявить эмоциональное благополучие ребенка 6-ти лет в семье. Опишите методы диагностики.

18. Опишите методы психодиагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

19. Опишите алгоритм и методы диагностики социальных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.

20. Опишите методы коррекции межличностных отношений детей в старшей группе детского сада.

 

Вариативная часть программы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

профиль «Управление дошкольным образованием»

 

1. На основе имеющего содержания, предложите и обоснуйте оптимальный вариант перечня материалов методического кабинета, подготовленных к заседанию педагогического совета.

26 стр., 12964 слов

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ...

... детей дошкольного возраста. Предмет исследования: нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Цель исследования изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. творческий педагогика психология ... детей дошкольного возраста, к содержанию и методам ...

2.Оцените качество формулировки одной из задач годового плана. Обоснуйте ответ.

3. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант содержания взаимодействия с семьями воспитанников.

4.Выберите из предложенных вариантов тему педагогического совета, разработайте предварительную работу к его подготовке.

5. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант плана и содержания консультации для педагогов.

6.Проанализируйте и дополните перечень вопросов для изучения степени информированности родителей об особенностях работы возрастной группы детского сада.

7.Проанализируйте и дополните план тематической проверки. Обоснуйте ответ.

8.Проанализируйте и дополните перечень вопросов для изучения степени удовлетворенности педагогов процессом повышения квалификации в детском саду.

9.Проанализируйте предложенную вам анкету, направленную на изучение степени информированности педагогов о современных технологиях организации педагогического процесса и представьте вариант ее обогащения.

10.Оцените предложенные методы активизации педагогов на семинаре-практикуме и дополните их.

11.Проанализируйте повестку дня педагогического совета и предложите варианты решений.

12. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант перечня материалов методического кабинета, направленных на успешную адаптацию молодых педагогов детского сада.

13.Проанализируйте план мероприятий для родителей и определите цель его проведения с целью повышения их педагогической компетентности.

14.Проанализируйте план тематической проверки в дошкольном образовательном учреждении и дополните его.

15.Оцените план мероприятий по повышению квалификации педагогов, предложенных в годовом плане, и дополните его.

16.Проанализируйте содержание пояснительной записки основной образовательной программы дошкольного образования и предложите рекомендации по ее совершенствованию.

17. На основе имеющихся материалов, предложите и обоснуйте оптимальный вариант наполнения содержания образовательной области «Социализация» в основной образовательной программе дошкольного образования.

18.Проанализируйте содержание вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования и предложить рекомендации по совершенствованию.

19.Оцените методы мониторинга эмоциональной отзывчивости ребенка, представленные в основной образовательной программе дошкольного образования, и дополните их.

20.Проанализируйте предложенную вам анкету, направленную на изучение степени информированности педагогов о современных технологиях организации педагогического процесса и представьте вариант ее совершенствования.

 

Рекомендуемая литература по дисциплинам педагогического блока.

Основная литература.

Психологический цикл.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекосознания. – М., 1977.

2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.

5 стр., 2049 слов

Особенности социализации и общения ребенка в период дошкольного детства

...     Особенности социализации и общения ребенка в период дошкольного детства В дошкольном детстве наряду с интенсивным развитием познавательной сферы ребенка происходит его активная ... наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания. Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью ...

4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.

5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПБ., 2004.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко: В 2 т. – М., 1986.

7. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М., 2004.

8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.

9. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005.

10. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! – СПб., 2004.

11. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Уч.пос. – М., 2005.

12. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. – СПб., 2008.

13. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб., 2004.

14. Косякова О. О. Психология детей раннего и дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону, 2007.

15. Лейтес Н.С. умственные способности и возраст. – М., 1971.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. – М., 1975.

17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

18. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

19. Практическая Монтессори-педагогика. – М.: ЮНИОН-паблик АЛЬТА-ПРИНТ, 2005.

20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

21. Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 1993.

22. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ,1990.

23. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи – М.: У-Фактория, 2007.

24. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Учебное пособие для вузов. 5-е изд. – М.: Академический проект, Константа, 2011.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

Педагогический цикл.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000.

2. Бабаева Т.И. У школьного порога. — М., Просвещение, 1993. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1988.

3. Бабаева Т.И. Роль игры в социокультурном развитии ребенка // Игра и дошкольник / Под ред. Т.И.Бабаевой (Любое изд.)

4. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Сост. и ред. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СП.: Детство-Пресс, 2010.

7. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. – М., Педагогическое общество России, 2007.

8. Дыбина О.В., Рахманова Н.Н, Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2005.

5 стр., 2074 слов

Часть 1. Психология насилия над детьми

... бесплатно.     Оглавление Введение……………………………………….…………………………………………………..3 Часть 1. Психология насилия над детьми……………………………………….…………… 4 Часть 2. Методология психологического исследования………………………….………… 9 2.1. Анкета ... отношении различных форм насилия.     Часть 1. Психология насилия над детьми   Нестабильность политической и экономической обстановки, связанная тем, что ...

9. Егоров С.Ф. и др. Введение в историю дошкольной педагогики. – М., 2001.

10. Игра и дошкольник / Под ред. Т.И. Бабаевой – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. – СПб.: Детство-Пресс, 2002

12. Куликовская ИЭ., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

13. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: Союз, 2007.

14. Методические советы к програме «Детство» / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой (Любое изд.).

15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: «ГНОМ и Д», 2000.

16. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

17. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2008

18. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды. Методические рекомендации для дошкольных работников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

19. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

20. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Часть П. Монография. – СПб., 2010.

21. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М.: Педагогическое общество, 2007.

22. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь, 2010.

23. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.