Тема III. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Тема III. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ

План.

1. Общенаучная методология психологии.

2. Конкретно-научная методология психологии.

3. Частнонаучная методология психологии.

1. Общенаучная методология психологии

1. Общее понятие о методологии.

Методология – система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил, нормативов познания и способов построения теории.

Существует методология различных уровней: общенаучная, конкретнонаучная, частнонаучная.

2. Общенаучная методология психологии.

Общенаучная методология – система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Для современной психологии в качестве общенаучной методологии выступает диалектико-материалистический подход, постулирующий первичность материи и вторичность духа и сознания. В связи с этим психика понимается как свойство такой высокоорганизованной материи, как головной мозг. Материя всегда находится в движении и развитии. Данная особенность выражается в общефилософских законах:

  • борьбы и единства противоречий;
  • перехода количественных изменений в качественные;
  • отрицания отрицания.

Вывод. Общенаучная методология позволяет обосновать исследовательскую деятельность. Она является общей и универсальной для всех наук.

2 Конкретно-научная методология психологии

Конкретно-научной методологией психологии является системно-деятельностный подход, который выражается в принципах детерминизма, активности, единства сознания и деятельности (поведения), системности, развития. Принцип – это основополагающее начало, основное положение, исходный пункт какой-либо теории.

Характеристика принципов психологии:

  1. Принцип детеменизма (детерменизм – причинно-следственная зависимость явления от производящих его факторов) объясняет причины возникновения психических явлений. Психика есть форма отражения внешней действительности, определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. Однако необходимо помнить, что любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь внутренними условиями (настроением субъекта, его установками, потребностями, опытом).
  2. Принцип активности связан с принципом детерминизма. Психика – активное отражение объективной действительности. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений. Принцип активности имеет существенное практическое значение. Так, исследователь, производящий эксперимент, должен помнить, что психика человека в заданной ситуации определяется не только объективными условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему.
  3. Принцип единства сознания и деятельности (поведения).

    10 стр., 4944 слов

    Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность

    ... психология (психология развития) изучает особенности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию ... исследований в психологии необходимо применение особых методов или методологии. Так, психофизиология ... души использовалась как основной объяснительный принцип. Душой объяснялись чувства, мысли, ...

    Сознание и деятельность (поведение) находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека. В истории психологии был период, когда психологи спорили о предмете этой науки. Одни считали, что необходимо изучать только внутренние явления, т.е. сознание, другие – только то, что поддается объективному внешнему наблюдению – поведение. Деятельностный подход в качестве предмета психологии провозглашает деятельность – категорию, которая заключает в себе единство внешнего и внутреннего. Таким образом, под психикой понимается единство внутреннего (сознания) и внешнего (поведения).

    Изучая результаты деятельности, мы опосредованно изучаем психику.

  4. Принцип системности. Системой называется совокупность элементов, находящихся в определенной структурной взаимосвязи, образующих целостность и единство. Люди включены в разнообразные связи, отношения с действительностью (способы адаптации к условиям социальной среды, индивидуальные особенности общения, уровень образования, национально-этнические особенности, межличностное взаимодействие и т.д.).

    Системный подход предполагает учет всего многообразия источников и движущих сил психического развития человека.

  5. Принцип развития предполагает, что психику человека необходимо изучать в развитии, как процесс и результат деятельности. Развитие – движение вперед, закономерное, направленное, необратимое изменение; его основным источником является борьба противоположностей. При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Вывод. Построение психологического исследования с учетом всех вышеперечисленных принципов системно-деятельностного подхода, позволяет объективно изучить психические явления.

3. Частнонаучная методология психологии

Частнонаучная методология психологии – совокупность научных методов. Метод – способ, путь познания, посредством которого изучается предмет науки. Методика – конкретный способ или прием использования метода.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... психологии является не сознание, а человек, реакция орг-ма на окр среду. Основатель Джон Уотсон. Бихевиоризм признавал 2 метода исследования ... существующий независимо от исследователя, в котором ведется научный поиск. Предмет психологии – это психика ... – 1)психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)динамическое явление в психической деятельности, 2)состояния(апатия, интерес, и ...

Общая характеристика методов психологии:

1. Основные методы – наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – слежение за объектом (человеком, группой) в ожидании, когда исследуемые явления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать. Наблюдение как научный метод отличается от житейского наблюдения, тем, что оно всегда имеет цель и задачи, выбор объекта (предмета или ситуации), план, при этом предполагается фиксация наблюдаемых явлений и их дальнейшее объяснение или интерпретация.

Достоинства метода:

  • невмешательство исследователя в ход явлений;
  • объект исследования не знает, что за ним наблюдают, поэтому он ведет себя естественно (не пытается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле);
  • наблюдение проводится в естественных условиях и ситуациях.

Недостатки метода:

  • исследователь предполагает, что в наблюдаемой ситуации могут происходить изменения, и он не в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов может существенно менять общую картину исследования. В результате теряется гипотетическая связь между явлениями, обнаружение которых и составляет цель исследования;
  • исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными. Что выделить и как оценить – зависит от мнения исследователя;
  • исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты. Поэтому в наблюдении должны принимать участие несколько исследователей, ведущие независимые протоколы. Необходимо применять технические средства наблюдения, составлять специальные шкалы для оценки поведения объекта и т.д.;
  • исследователю приходится долго ждать, когда исследуемое явление проявит себя.

Виды наблюдения:

  • внешнее и внутреннее (самонаблюдение);
  • свободное (события фиксируются в свободной форме по ходу возникновения и проявления наблюдаемых явлений) и стандартизированное (применяются специальные шкалы для наблюдения);
  • включенное (исследователь участвует в ходе событий и одновременно наблюдает) и стороннее (наблюдатель не вмешивается в ход событий);
  • непосредственное или отсроченное (дневники, мемуары, в которых человек анализирует собственные поступки, чувства).

Экспериментактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется исследуемый психологический факт.

Достоинства метода:

  • если в наблюдении исследователь не в состоянии часто предвидеть изменения, то в эксперименте эти изменения можно планировать;
  • исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических явлений, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых.

Недостаток метода:

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... обнаружить скрытые от непосредственного наблюдения сущностные стороны предметов и явлений. В зависимости от материала, которым оперирует в мыслительной деятельности человек, мышление делят на: ... — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное отношение человека к действительности и к самому ...

  • трудно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у него возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки или желания выглядеть с лучшей стороны.

Виды эксперимента:

  • лабораторный (проводится в лабораторных условиях с использованием специальной аппаратуры) и естественный (в обычных условиях – школе, группе сверстников);
  • констатирующий (выявляется начальное состояние или качество психических явлений, интересующих исследователя) и формирующий (моделируются условия, способствующие формированию тех или иных психических качеств, свойств).

2. Вспомогательные методы – беседа, тест, опросники, социометрия, анализ продуктов деятельности.

Беседа – выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Беседа зависит от откровенности испытуемого, его отношения к исследователю. При недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого могут возникнуть недоверие, стремление уйти из ситуации с помощью стандартных, стереотипных ответов. При положительном отношении к исследователю у испытуемого может возникнуть бессознательное стремление угодить ему, порадовать ожидаемым результатом. Сам исследователь в ходе беседы не свободен от субъективности, т.к. в ходе живого общения трудно абстрагироваться от личностного общения с испытуемым. Успех беседы зависит от квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт, «отделить» личные отношения от содержания беседы.

Требования к беседе как научному методу:

  • непринужденное и двухстороннее общение. Нельзя превращать беседу в опрос. Обследуемые должны сами задавать вопросы;
  • установление личного контакта с обследуемым человеком;
  • необходимы план беседы, постановка цели и задач;
  • интерпретация полученных ответов.

Виды бесед:

  • сбор анамнеза – получение сведений о прошлом обследуемого при личной беседе или от хорошо знающих его лиц;
  • интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы у опрашиваемого на поставленные вопросы;
  • клиническая беседа проводится с целью выяснения психологического статуса человека;
  • анкетирование – вопросы и ответы представляются в письменной форме.

Тест – стандартизированный метод исследования: стандартными (единообразными) являются процедура обследования, инструкции, способы регистрации и интерпретации результатов. Тесты должны быть объективными, надежными и валидными (соответствовать изучаемым психологическим процессам, свойствам и состояниям).

3 стр., 1323 слов

КЛИНИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ СОМАТИЗИРОВАННЫХ ...

... опросник астении (в бланке ответов: Опросник 1, вопросы 1-13); • опросник депрессии (в бланке ответов: Опросник 2, вопросы 14-26); • опросник ипохондрии (в бланке ответов: Опросник 3, вопросы ... выявлять роль и значение "соматического" и "психического" компонентов в структуре психопатологических проявлений у ... чувствую себя менее счастливым, чем остальные люди. ОПРОСНИК 3 27. Я часто беспокоюсь, что ...

Виды тестов:

  • вербальные (тестовые задания носят словесно-логический характер) и невербальные (тесты на изучение пространственного мышления с использованием наглядного материала, свободные от влияния культуры и т.д.);
  • стандартизированные (результаты теста соотносятся со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок: тесты интеллекта, способностей, креативности) и проективные (в их основе лежит механизм проекции, согласно которому собственные неосознаваемые качества, недостатки человек склонен приписывать к другим людям; человека вводят в воображаемую или изображаемую ситуацию, которую испытуемый интерпретирует с учетом собственного субъективного личностного смысла).

Опросниками называют методики, содержащие вопросы, на которые обследуемый должен дать положительный или отрицательный ответ. Ответы даются либо в свободной форме (открытого типа) или выбираются из нескольких вариантов (закрытого типа).

Виды опросников:

  • опросники-анкеты не выявляют личностные особенности, предполагают сбор информации (биографический опросник, опросник интересов и установок);
  • личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:

а) типологические опросники позволяют определить тип личности;

б) опросники черт личности, измеряющие выраженность черт – устойчивых личностных признаков, например, экстраверсии, интроверсии, коммуникативных свойств, нервно-психической устойчивости, депрессивности;

в) опросники мотивов;

г) опросники ценностей;

д) опросники установок;

е) опросники интересов.

Социометрия – метод изучения психологической структуры группы или коллектива. При этом выявляется социометрический статус человека: лидер (звезда), приближенный, принятый, отверженный (аутсайдер).

Анализ продуктов деятельности – анализ дневниковых записей, письменных работ, изобразительной и других видов творческой деятельности, позволяющий выявить психологические особенности человека.

Вывод. Частнонаучная методология психологии, связанная с использованием тех или иных методов или методик изучения психических процессов, свойств и состояний, способствует приобретению научных психологических знаний, познанию психической жизни человека. Общенаучная, конкретнонаучная, частнонаучная методология психологии позволяет говорить о ней как об экспериментальной, а не умозрительной науке.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение понятию методология. Каково значение методологии и ее структура?
  2. Дайте характеристику общенаучной методологии психологии.
  3. Дайте интерпретацию любых психических явлений с учетом принципов системно-деятельностного подхода?
  4. В чем заключается специфика наблюдения как научного метода?
  5. В чем заключается специфика эксперимента как научного метода?