Тематический план лекций 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический университет

Психология и педагогика

Рабочая программа курса и тематика контрольных

работ для студентов заочной формы обучения

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор университета

_____________________

А.Т. Тертышный

Екатеринбург

2004

Составители:

Е.Н. Заборова, Н.Г. Качалова, Т.А. Юшкова

Курс «Психология и педагогика» входит в цикл общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в Уральском государственном экономическом университете.

В соответствии с учебным планом изучение дисциплины «Психология и педагогика» осуществляется в 2 формах: аудиторной (лекции, семинары) и внеаудиторной (написание и сдача контрольной работы до сессии).

Контрольная работа имеет следующую структуру: титульный лист, теоретическая часть, практическая часть, список используемой литературы. На титульном листе (им может быть обложка тетради) указываются фамилия и инициалы студента, шифр студенческого билета, домашний адрес.

11 стр., 5118 слов

Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

... В зависимости от масштаба группы различают психологию микрогрупп (части малой группы, обычно 2–3 человека), психологию малых групп, психологию больших групп – общностей, психологию всего общества. Чтобы понять и охарактеризовать ...

Теоретическая часть работы – это развернутое письменное изложение выбранной темы на основе изученной основной и дополнительной литературы. Содержание темы излагается своими словами, страницы работы нумеруются, цитаты оформляются кавычками, а источник цитирования указывается в сноске.

Практическая часть контрольной работы – это выполнение практического задания, решение прикладной задачи применительно к выбранной теме курса. Задание выполняется после изложения теоретической части темы. Выполняя задание, необходимо дать развернутый и аргументированный ответ. Если к теме дано два и более заданий, то студент по собственному желанию выбирает одно из них.

Список литературы дается в конце контрольной работы. Используемые источники указываются в алфавитном порядке с полными выходными данными: автор (Ф.И.О.), название книги или статьи, город, год издания; если цитируется статья в журнале, то указывается фамилия автора и название статьи, название журнала, год, номер.

Тематика контрольных заданий (теоретическая часть) и варианты практических заданий перечислены в конце каждой темы лекции. Студент самостоятельно выбирает одну тему контрольной работы и один вариант практического задания. По каждой теме рекомендуется список дополнительной литературы. Наряду с этим предлагается общий список учебной литературы, который можно использовать при написании контрольных работ по различным темам курса (см. с. 17).

Контрольная работа пишется и сдается студентами заочной формы обучения до начала сессии.

Во время сессии, после прослушивания курса «Психология и педагогика», студенты сдают зачет, который проводится устно или письменно (необходимо ответить на один-два теоретических вопроса) и/или в форме тестирования.

Тема

Количество часов

1. Психология и педагогика как науки. Методы психологии и педагогики

2

2. Психика. Сознание. Бессознательное

2

3. Ощущения и восприятие. Внимание

2

4. Память. Мышление и воображение

2

5. Эмоции. Чувства. Стресс

2

6. Понятие личности в психологии. Темперамент. Характер

2

7. Практические аспекты педагогики. Психология процессов обучения и воспитания

2

8. Психология и педагогика семейных отношений

2

ИТОГО

16

Программа курса

Тема 1. Психология и педагогика как науки. Методы психологии и педагогики

Предмет психологии. Место психологии в системе наук. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, моделирование, тестирование, интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос, анализ документов; методы обработки данных (количественные и качественные).

Этапы развития мировой и отечественной психологии. В.Вундт – основатель первой экспериментальной научной лаборатории. Основные современные психологические школы: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология, эклектизм. Значение психологических знаний.

Педагогика как наука о воспитании, образовании и обучении. Этапы развития педагогики. Предмет, основные понятия и отрасли педагогики. Структура педагогического процесса. Педагогика и психология. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Современная педагогика: новые парадигмы и модели обучения, инновации в образовательном процессе.

Темы контрольных работ

  1. Основные научные течения и школы в современной психологии (одна-две по выбору).
  2. Новаторские идеи в современной педагогике.

Практические задания

  1. Допустим, вам хочется, чтобы ваша знакомая молодая женщина надела на вечеринку красное платье, которое ей очень идет. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма.

А. Поговорили бы с ней о красном цвете вообще.

Б. Сделали бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красное платье.

В. Указали бы ей на ее подсознательное желание носить красное.

Г. Обсудили бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемые им ассоциации.

Выберите один правильный вариант ответа с позиций бихевиоризма. Подробно обоснуйте свой выбор.

  1. К какому научному направлению принадлежат психологи, больше всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию?

А. Бихевиоризму.

Б. Психоанализу.

В. Когнитивной психологии.

Г. Гуманистической психологии.

Выберите один правильный вариант ответа. Аргументируйте свой выбор.

  1. Какому аспекту прежде всего уделил бы внимание психолог – сторонник гуманистический теории?

А. Свободе выбора.

Б. Неосознаваемым побуждениям.

В. Способам поощрения.

Г. Организации психики.

Выберите один правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Литература

  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
  2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
  3. Ждан А.Н. История психологии. М., 1990.
  4. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1999.
  5. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. М., 1997.
  6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1998. Кн.1,2.
  7. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997.
  8. Психология и педагогика / Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.
  9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2000.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Тема 2. Психика. Сознание. Бессознательное

Исторические этапы развития психики: отражение, раздражимость, чувствительность, сенсорная психика, интеллектуальное поведение, сознание. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания, его психические характеристики. Измененные состояния сознания: сон, медитация, гипноз. Соотношение сознания и бессознательного. Проявление бессознательного на уровне личности: оговорки, описки, забывание имен, сновидения (З.Фрейд).

Механизмы психологической защиты (А. и З.Фрейд).

Темы контрольных работ

  1. Сновидения и методы их анализа.
  2. Психологические аспекты алкогольной (или наркотической) зависимости.

Практические задания

  1. Существует ли психика у червей, моллюсков, пчел? Испытывают ли они боль? Обоснуйте свой ответ.
  2. Обладают ли собаки сознанием? Аргументируйте свой ответ.
  3. Опишите и проанализируйте два случая поведения (вашего или других людей), в которых проявилось действие защитных механизмов личности.
  4. Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).

Литература

  1. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
  2. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993.
  3. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. М., 1996.
  4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.
  5. Козлов В.В. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания. Ярославль, 1994.
  6. Личность: внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.
  7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
  8. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл. М., 1994.

Тема 3. Ощущения и восприятие. Внимание

Виды ощущений и их специфика. Порог чувствительности. Отличие ощущений от восприятия. Основные свойства восприятия. Иллюзия, галлюцинации. Виды восприятия. Факторы, влияющие на интерпретацию воспринимаемой информации: потребности, ожидания, мотивация, эмоции, культурные стереотипы.

Внимание и его свойства: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. Функции, виды внимания. Роль внимания в осуществлении различных видов деятельности. Методы привлечения внимания: контраст, новизна, повтор массового внушения. Факторы развития и управления вниманием.

Темы контрольных работ

  1. Роль восприятия в межличностном общении.
  2. Роль восприятия в рекламе.
  3. Методы формирования и тренинги внимания.

Практические задания

  1. Предположим, вы руководите избирательной компанией одного из кандидатов в мэры города, а ваш кандидат – женщина, которую горожане мало знают. Ваша главная цель на данном этапе – привлечь внимание избирателей к вашему кандидату.

Выберите из приведенных ниже вариантов действий наиболее предпочтительные и объясните причины своего выбора.

А. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше выступить по местному телевидению с короткой агитационной речью:

1) в музыкальной программе;

2) в ток-шоу.

Б. Рекламу в городской газете лучше:

1) разместить в трех местах небольшими кусками;

2) дать одним объявлением на целую полосу.

2. Психолог провел следующий опыт: он предупредил группу испытуемых, что им будет предложено несколько слов, относящихся к области кораблестроения. Затем им были продиктованы звукосочетания: парс, палубь, пелистан. Испытуемые интерпретировали их как парус, палуба, пристань. Затем те же звукосочетания были предложены другой группе используемых на этот раз им сказали, что слова будут связаны с животным миром.

А. Как, по вашему мнению, испытуемые интерпретировали звукосочетания на этот раз? Обоснуйте свое предположение (можете сами провести такой опыт с друзьями и описать его результаты).

Парс____________________________________________________________

Палубь __________________________________________________________

Пелистан________________________________________________________

Б. Почему испытуемые из разных групп по-разному реагировали на одни и те же слова? Обоснуйте ответ.

Литература

  1. Ананьен Б.Г. Теория ощущений. СПб., 1961.
  2. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961.
  3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1988.
  5. Демидов В. Как мы видим. М., 1987.
  6. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995.
  7. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.
  8. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или как стать известным. Практическая психология для менеджеров. М., 1997.
  9. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Ростов н/Д, 1997.
  10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1979.
  11. Страхов В.И. Психология внимания. Саратов, 1992.
  12. Хрестоматия по вниманию. М., 1979.
  13. Эффективная реклама в России. М., 1994.

Тема 4. Память. Мышление. Воображение

Память, ее значение в жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти. Формирование и развитие памяти. Мнемонические приемы.

Мышление, его природа и виды. Мышление и воображение. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта. Мышление и речь. Речь как средство общения и обобщения. Речь и язык. Значение и смысл.

Темы контрольных работ

  1. Мнемотехника – искусство запоминания.
  2. Воображение и способы его развития.
  3. Способы формирования творческого мышления.

Практические задания

  1. Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примера сенсорной, кратковременной или долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор.

А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке.

Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.

В. Пожилой человек вспоминает свое детство.

Г. Официант в ресторане «Макдональдс» принимает заказ на три гамбургера, две порции картофеля-фри, пять молочных коктейлей.

2. На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.

Разделите слова на три группы для лучшего запоминания их правописания учениками. Обоснуйте свое решение.

3. Сгруппируйте приведенные ниже слова. Назовите и объясните критерии проведенной вами классификации.

Молекула воды. Медуза. Ткацкий станок. Экипаж самолета. Робототехнический комплекс. Дождевой червь. Атом водорода. Паскаль (язык программирования).

Администрация факультета. Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой кружок. План местности. Иллюстрация к книге. Чертеж. Слой озона в атмосфере. Математическая формула.

Литература

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Программа «Сатори». Екатеринбург, 1992.
  2. Вуждек Т. Как создать идею. СПб., 1997.
  3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  4. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Екатеринбург, 1988.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  6. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб., 1997.
  7. Как развить память / Под ред. И.Ю. Малюгина М., 1997.
  8. Как сохранить и улучшить память. М., 1995.
  9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
  10. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Тема 5. Эмоции. Чувства. Стресс

Значение эмоции в жизни человека. Психические теории эмоций. Виды эмоций и их основные функции. Чувства, настроение, аффект, страсть, стресс. Управление стрессом: профилактика и лечение. Параметры оценки эмоциональных стрессов и состояний. Эмоции и потребности. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Развитие эмоционально- личностной сферы у человека.

Темы контрольных работ

  1. Эмоциональный мир человека: любовь, гнев, зависть, одиночество (выберите одно из эмоциональных проявлений).
  2. Стресс: способы профилактики и преодоления.

Практические задания

  1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

Б. Каким на ваш взгляд должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

2. Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегией он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.

Литература

  1. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. СПб., 1989.
  2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  4. Изард К. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб., 2000.
  5. Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  6. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
  7. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

Тема 6. Понятие личности в психологии. Темперамент. Характер

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности: индивидуально-психологический, мировоззренческий, социально- психологический компоненты. Психологические теории личности: психодинамическая (З.Фрейд); аналитическая (К.-Г.Юнг); гуманистическая (А.Маслоу, К.Роджерс); когнитивная (Дж.Келли); поведенческая (Дж.Уотсон и Б.Скиннер; А.Бандура и Дж.Роттер); деятельностная (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.); диспозициональная (Э.Кречмер, Г.Айзенк, Г.Оллпорт; Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин).

Понятие и виды темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический).

Характер темперамента, Акцентуации характера. Типологии характера: конституционные (Э.Кречмер), акцентуации характера (А.Личко, К.Леонгард), социально-психологическая (Э.Фромм), психогеометрическая (С.Деллингер), соционическая (А.Аугустинавичюте) и др. Роль темперамента и характера в учебной и профессиональной деятельности. Психология темперамента и характера.

«Я-концепция» и ее структура: самопознание, самооценка и самореализация. Модальные состояния «Я»: «Я» – реальное, «Я» – идеальное, «Я» – зеркальное. Личностный рост. Основные черты самоактуализировавшейся личности (А.Маслоу ).

Концепции развития личности (Э.Эриксон; А.В. Петровский).

Основные психологические механизмы воспитания и самовоспитания. Социально зрелая личность.

Темы контрольных работ

  1. «Любить себя» – что это значит?
  2. Взаимосвязь самопознания и самовоспитания.
  3. Феномен социальной зрелости личности.

Практические задания

  1. В гуманистической модели личности выделяют «реальное Я» и «идеальное Я». Уровень их совпадения или несовпадения свидетельствует о высокой или низкой самооценке. Используя данную информацию, выполните следующее задание.

Два студента получили низкую оценку на экзамене. Один из них имел высокий уровень самооценки, другой – низкий.

Опишите и проанализируйте причины дальнейших действий каждого из студентов. Предварительно дайте определение понятиям «реальное Я» и «идеальное Я».

  1. А.Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные» и «ростовые». А всего, по А.Маслоу, существует пять уровней потребностей (мотивации): 1) физиологические; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в принадлежности; 4) потребность в признании; 5) потребность в самореализации.

А. Потребности каких уровней относятся к дефицитарным и почему? Дайте определение дефицитарных и ростовых потребностей.

Б. Какой уровень потребностей доминирует у человека, создающего семью? Обоснуйте свой ответ.

3. Как ответили бы на вопрос «Почему одни люди агрессивнее, чем другие?» представители разных теорий: психодинамической теории личности (З.Фрейд) и когнитивной теории личности (Дж.Келли)? Обоснуйте ответ.

4. Как вы думаете, можно ли назвать один тип темперамента оптимальный для эффективной деятельности руководителя? Обоснуйте ответ.

5. Назовите «сильные» и «слабые» стороны каждого типа темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) с точки зрения руководящей деятельности. Обоснуйте свое мнение.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1997.
  2. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
  4. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. М., 1996.
  5. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.
  6. Личность: внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.
  7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
  8. Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 1997.
  9. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
  10. Крегер О., Тьюсон Р.М. Типы людей и бизнес: как 16 личностей определяют ваши успехи на работе: Пер с англ. М., 1995.
  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999.
  12. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? М., 1996.
  13. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1993.
  14. Тарт Ч. Состояние сознания // Магический кристалл. М., 1994.
  15. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  16. Хей Л. Позитивный подход. М., 1998.

Тема 7. Практические аспекты педагогики.

Психология процессов обучения и воспитания

Общие принципы дидактики как теории и практики обучения. Основные принципы дидактики. Личность ребенка. Ребенок как субъект обучения и воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Упражнения, приучение, обучение. Методы стимулирования. Цели образования и воспитания. Поиск новой модели образования. Нравственно-психологический образ педагога.

Темы контрольных работ

  1. Средства и методы педагогического воздействия на личность: традиционные и новаторские.
  2. Обучение и нравственность.
  3. Что важно: воспитание или самовоспитание?

Практические задания

  1. Ученик не выполняет требования учителя (опаздывает на уроки, не делает домашнее задание, грубит).

    Проанализируйте возможные причины подобных действий и способы их решения.

  2. Перед вами стоит задача – научить дошкольника читать. Какие способы и методы обучения вы будете использовать и почему?

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1998. Кн. 2.
  6. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. 3-е изд., доп. М., 1989.
  7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

Тема 8. Психология и педагогика семейных отношений

Стереотипы мужественности и женственности. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Модели семейного поведения. Функции семьи. Причины семейных конфликтов и их профилактика.

Темы контрольных работ

  1. Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство.
  2. Психология полового воспитания.
  3. Семейные конфликты.

Практические задания

  1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).

    Проанализируйте возможные причины и перечислите способы решения данной проблемы.

  2. Как заставить ребенка выучить таблицу умножения? Платить ему за каждую выученную колонку? Простимулировать другим образом? Дайте развернутый обоснованный ответ.
  3. Маленький ребенок капризничает, не слушается родителей (например, требует купить ему очень дорогую игрушку и т.п.).

    Какими мотивами можно объяснить его поведение? Как следует реагировать родителям (назовите несколько оптимальных вариантов и их последствий)? Дайте развернутый ответ.

  4. Студент: «Мам, дай, пожалуйста, денег на дискотеку». Варианты ответов:

А. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

Б. Ты знаешь, где у нас лежат деньги. Возьми чуть больше, если захочешь что-нибудь купить или кого-то угостить.

В. Ты же вчера у меня из сумочки взял деньги. Нет? А кто же тогда?

Д. Мы в ваши годы не по дискотекам ходили, а учились и работали, а вы….

Выберите правильный ответ. Как должна поступить мать? Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Как бы вы поступили на месте матери и почему?

Литература

  1. Антология гендерных исследований. Минск, 2000.
  2. Бердяев Н. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
  4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1989.
  5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993.
  6. Лавриненко Н.В. Женщины – самореализация в семье и обществе (гендерный аспект).

    Киев, 1999.

  7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1997. Кн. 2.
  8. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.
  9. Семья: социально-психологические и политические проблемы. Киев, 1990.
  10. Супружеские конфликты. М., 1989.
  11. Этика семейной жизни: Учеб. пос. М., 1989.
  12. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

Основная литература по курсу

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1997.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб., 2000.
  3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
  4. Готфруа Ж. Что такое психология?: В 2 кн. М., 1992.
  5. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. СПб., 1996.
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. М., 1998. Кн. 1,2.
  7. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  8. Психология и педагогика / Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.
  9. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М., 1990.
  10. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2000.
  11. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Хрестоматии

  1. Внимание // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  2. Психологические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликов. СПб., 2000.
  3. Психология сознания: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликов. СПб., 2001.
  4. Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.
  5. Психология личности: Хрестоматия. М., 2000.
  6. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1997.
  7. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия. Самара, 1996.

Журналы

«Вестник МГУ, сер. Психология», «Вопросы психологии», «Мир психологии и психология в мире», «Психологический журнал», «Человек», «Психологическая газета», «Высшая школа», «Магистр», «Мир образования», «Новые ценности в образовании», «Школьные технологии».

Вопросы к зачету

  1. Психология как наука. Методы психологии.
  2. Психика и сознание.
  3. Бессознательное. Сны и сновидения.
  4. Восприятие и внимание: основные свойства.
  5. Память.
  6. Мышление и его виды.
  7. Эмоции. Чувства. Стресс.
  8. Личность в психологии. Основные психологические теории личности.
  9. Темперамент. Основные типологии.
  10. Характер. Акцентуации характера.
  11. Педагогика как наука. Методы педагогики.
  12. Психология и педагогика семейных отношений.

17