Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников

Теоретический анализ исследований показывает, что отсутствует единый подход к определению понятия «познавательно – исследовательская деятельность». Авторы используют понятия: «познавательно-исследовательская деятельность», «поисковая деятельность», «поисково-познавательная деятельность», «исследовательская деятельность».

В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (А.Н. Поддьяков [23], Н.Н. Поддьяков [24], А.И. Савенков [28] и др.).

Н.Н. Поддьяков говорит о том, что для полноценного развития ребенка необходима разнообразная и интенсивная поисковая деятельность [24]. Автор выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности. В первом случае активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка, он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность. Во втором случае деятельность организует взрослый, и тогда дети получают результаты, которые заранее им определили [24].

В.В. Щетинина познавательную деятельность, направленную на решение задач проблемного характера, характеризующуюся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающего мира, и предполагающую высокую степень активности и самостоятельности детей определяет, как поисково-познавательную деятельность [37].

Целый ряд исследований (О.В. Афанасьева [2], Н.Е. Веракса [4], О.В. Дыбина [14, 15], Н.Н. Поддьяков [24], А.Н. Поддьяков [23], А.И. Савенков [27, 29], В.В. Щетинина [35, 40] и др.) доказывает необходимость и возможность использования познавательной деятельности, имеющей поисковый (исследовательский) характер в работе с дошкольниками.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность [1]. Она представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания; способствующую формированию у него целостной картины мира. Как мы видим, такая деятельность предусматривает максимальную самостоятельность ребенка в получении заранее неизвестного ответа в процессе решения исследовательской задачи. Это становится возможным при прохождении всех этапов познавательно-исследовательской деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Несмотря на то, что в разных исследованиях эти этапы сформулированы по-разному, они имеют общую закономерность. Так А.Н. Савенков этапами исследования выделяет следующие [28, 29]:

– выбор темы, предполагающий предварительное выделение и постановку проблемы;

– определение гипотезы;

– нахождение возможных вариантов решения;

– сбор материала (осуществление поиска информации);

– обобщение данных, полученных в ходе исследования;

– подготовка материалов к защите;

– защита материалов исследования.

Другую структуру познавательно-исследовательской деятельности, предлагает В.В. Щетинина [35]:

– постановка (или принятие) познавательной (поисковой) задачи как результат осознания проблемы и анализа проблемной ситуации;

– поиск путей решения проблемы (выдвижение предположений, определение гипотезы);

– определение плана действий по решению познавательной задачи (по проверке гипотезы, по реализации способа познания);

– осуществление плана действий по решению познавательной задачи (проведение наблюдения, эксперимента и пр.);

– анализ результатов, обсуждение итогов, фиксация результатов и формулировка выводов.

Как мы видим, А.Н. Савенков итоговыми этапами структуры деятельности предполагает подготовку детьми материалов к защите и защиту результатов исследования. Однако это более характерно для детей школьного возраста.

Мы же в своей работе для выявления специфики использования познавательно-исследовательской деятельности при формировании у детей 6-7 лет поисково-информационных умений опираемся на подход В.В. Щетининой. Её трактовка этапов деятельности соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, которые относительно самостоятельно способны делать общие выводы, фиксировать результаты и обсуждать итоги проделанной работы, на завершающей стадии деятельности.

С этапами познавательно-исследовательской деятельности мы связываем и формирование поисково-информационных умений. Опираясь при этом на деятельностный подход в психологии (П.Я. Гальперин [3], А.Н. Леонтьев [21], Н.Ф. Талызина [3] и др.)

Согласно теории А.Н. Леонтьева [21], освоение деятельности проходит следующие этапы: деятельность – действия – операции. Таким образом, всякая деятельность включает в последовательность сознательных действий, каждое из которых состоит из действий более низкого порядка, то есть отдельных операций. Следовательно, успешно овладевая отдельными операциями, ребенок старшего дошкольного возраста становится способным осуществлять действия по сбору, фиксации и обработки информации, необходимые в познавательно-исследовательской деятельности.

Освоение новых умений в процессе познавательно – исследовательской деятельности должно происходить, как и в любой другой в результате интериоризации, т.е. перевода внешних практических действий во внутренний план сознания и умения их воспроизводить и применять.

Модель познавательной деятельности была предложена А.Н. Леонтьевым. В современной трактовке она может быть представлена следующим образом: мотивационно-ориентировачный этап; этап уяснения знаний; этап отработки умений; контрольный этап.

19 стр., 9388 слов

Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской ...

... угла ставятся активность, любознательность и желание познания. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - естественное состояние детей, которое выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение ...

Такая структура познавательной деятельности детей является именно моделью, то есть определенными представлениями о протекающих процессах. Но она позволяет вычленить ключевые элементы, проанализировать их роль и дать методические рекомендации по их использованию.

Каждый из этапов познавательной деятельности имеет свои задачи. Известно, что всякие действия определяются какими-либо потребностями, они являются источниками активности человека. То, ради чего совершается деятельность и есть мотив. Он является побуждающей силой деятельности. С этой точки зрения, роль первоначальной мотивационной основы действия очень велика.

Задача ориентировочной фазы познавательной деятельности заключается в формировании у ребенка представлений о целях, планах и средствах реализации деятельности. На этом этапе у него должна быть создана так называемая ориентировочная основа деятельности (ООД).

Ориентировочная основа деятельности – это внутренний план действий, мыслительный образ его выполнения, содержащий представления о том, что делать, критерии проверки качества и т.д.

ООД представляет собой совокупность определенных компонентов:

– образец конечного продукта действия (то, что нужно получить);

– предмет действия (то, из чего нужно получить продукт);

– орудия действия (то, что может изменять предмет действия);

– операции действия (то, что нужно делать для изменения предмета).

П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина классифицируют ООД по трем основаниям: полнота ориентировки, степень обобщенности и мера самостоятельности [3].

1 тип – с неполной системой ориентировки. При этом очень высока степень самостоятельности, но неизбежны пробы и ошибки, поэтому медленно идёт усвоение действия.

2 тип – с полной системой ориентировки в частном виде. В этом случае, необходим подробный инструктаже о том, что и как нужно делать. При этом степень самостоятельности низкая и слабый перенос при изменении ситуации, но происходит быстрое усвоение.

3 тип – с полной системой ориентировки в обобщенном виде. Этот тип связан с дедуктивным путём усвоения (от общего к частному).

Сначала происходит усвоение общих способов действия в этой сфере, а затем их самостоятельный перенос на достижение новых целей.

Как мы видим, освоение деятельности может быть успешным только при условии, что ребенок последовательно пройдет все этапы деятельности и фазы по переводу внешних практических действий во внутренний план сознания и умения их воспроизводить и применять

Таким образом, проанализировав результаты научных исследований в области педагогики и психологии, мы теоретически обосновали возможность использования познавательно-исследовательской деятельности в формировании поисково-информационных умений детей 6 – 7 лет, в соответствии с этапами этой деятельности.

 

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya.

25 стр., 12295 слов

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего ...

... педагогические направления, способствующие развитию одаренности ). проанализировать деятельность МБОУ - СОШ по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста ). апробировать комплекс ... У младшего школьника происходит развитие рефлексии, формируется внутренний план действий, формируются отношения в учебном коллективе. Рефлексия проявляется в возможности ...

2. Афанасьева, О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет. Автореф. дис.канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2005. – 20 с.

3. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика [Текст] / С.К.Багдасарова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко // – М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 320 с.; С.16-21.

4. Веракса, Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, Н.Е. Галимов // М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 151 с.

5. Виноградова, Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации [Текст] / Т.С. Виноградова // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. – 2012, № 2 (31).

– С. 92-98.

6. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6-ти томах. т.2. [Текст] / Л.С. Выготский // М. : Педагогика, 1982. – 504 с.

7. Гладкова, А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012, № 4 (14).

– 94 с.

8. Гончарова, Е.Ю. Педагогические условия развития основ культуры познания у ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. – 247 с.

9. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. 2012. № 4. С. 153-160.

10. Горленко, Н.М. Формирование и развитие информационно- коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии : автореф. канд. пед. наук. Красноярск, 2010. – 22 с.

11. Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, О.А. Еник, С.Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 1. – C. 224-230.

12. Дыбина, О.В. Наш ребенок и окружающий его мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина. – М. : «Мозаика-Синтез», 2005. – 130 с.

13. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина; отв. ред. О.В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 64 с.

14. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития познавательной активности ребенка [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина / Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С.91-96.

15. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.

16. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. – 131 с.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника); организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип ... работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова) Теоретические модели психолого-ориентированные(причины ...

17. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина, Н.Н. Рахманова, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 64 с.

18. Дыбина, О. В. Развитие у старших дошкольников лидерского потенциала в познавательно-исследовательской деятельности [Текст] / О.В. Дыбина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №44. – С.196-203.

19. Елистратова, Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования [Электронная версия] / Н.Н. Елистратова // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2012/07/15770 (дата обращения: 14.09.2017).

20. Закирова, В.Г. Исследовательские умения младших школьников в контексте их взаимосвязей с универсальными учебными действиями [Текст] / В.Г. Закирова, Э.Г. Сабирова // Филология и культура. 2014. № 1 (35).

– 280 с.

21. Запорожец, А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» [Текст] / Под ред. А.В. Запорожец, А.И Леонтьева // – М. : Педагогика, 1995. – 365 с.

22. Иванова, Е.О. Тенденции развития образования в условиях информационного общества [Текст] / Е.О. Иванова // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки).

С. 12-16.

23. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. – М. : Наука, 2001. – 274 с.

24. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2001. – №9. – С. 68-75.

25. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль, 2002. – 218 с.

26. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

27. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. – Самара : Издательство «Учебная литература», 2005. – 32 с.

28. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. – М. : «Ось-89», 2006. – 408 с.

29. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2004. – № 2. – С. 22-56.

30. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л. Семёнов // М. : Изд-во МИПКРО, 2000. – 12 с.

31. Смолянинова, О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа‐технологий : дис. … д‐ра пед. наук. СПб., 2002. – 504 с.

32. Тришина, С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронная версия] / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/ journal/200 /0910-11.htm (дата обращения 16.09.2017).

33. Харчевникова, Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка : дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1999. – 265 c.

5 стр., 2358 слов

Текст как продукт речевой деятельности

... все больше работ такого плана, например, стилистика текста, синтаксис текста, грамматика текста; шире - лингвистика текста). Проблема выделения текстовых типов оказывается актуальной не только сама ... триада: автор - текст - читатель. Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора). Любой текст рассчитан на чье ...

34. Щетинина, В.В. Использование стимульного материала и программ деятельности для организации самостоятельной деятельности детей : Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Е.В. Бабич, В.В. Щетинина; Под ред. О.В. Дыбиной и др. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. Ч.2. – 304; С. 76-82.

35. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно- исследовательской деятельности дошкольников [Текст] /В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч.2 / Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – С. 133-143.

36. Щетинина, В.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с материалом предметного мира посредством поисковой деятельности [Текст] / В.В. Щетинина, под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции. М. : ЦГЛ, 2005. – С. 86-92.

37. Щетинина, В.В. Определение подходов к характеристике поисково-информационных умений дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Волжский вестник науки. 2016. №1 (1).

— с. 32-38.

38. Щетинина, В.В. Организация поисково-познавательной деятельности один из путей развития активности ребенка [Текст] / В.В. Щетинина, О.В. Дыбина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции. М. : ЦГЛ, 2006. – С. 55-62.

39. Щетинина, В.В. Поисковая лаборатория как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / В.В. Щетинина, Т.И. Бартошевич // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – № 11. – С.111-114.

40. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: дисс. … канд. пед. наук. М. : Наука, 2006. – 26 с.

41. Щукина, И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И.Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2012.– № 4. – С. 445-447.