Психология общения 12

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Психология
Тема: «Психология общения»

Студентка 1  курса

заочного отделения

специальность

 Реклама

Ширякова  Анастасия Александровна                                                                                                   

 Преподаватель:    

                        проф. Лоншакова Надежда Анатольевна

                                                              

Москва

2011 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

1.Общение как основа всех социально-психологических явлений. Понятие «общение»………………………………………………………………..3

2.Основные стороны процесса общения и их характеристика…………..5

3.Общественные отношения и межличностное общение…………………6

4.Функции общения…………………………………………………………7

19 стр., 9072 слов

Аспирантура (справочник по Питеру) Факультет психологии Санкт-Петербургского ...

... и диплом об окончании высшего учебного заведения предъявляются лично. На факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (набережная Макарова, д.6, кабинет 204а) с 1 июля ... 328-9745; тел./факс: 328-5039 Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9, каб.75. Аспирантура и докторантура факультета психологии СПбГУ: Ответственный – кандидат психологических наук ...

5.Структура общения………………………………………………………..9

6.Соотношение общения и деятельности…………………………………10

7.Виды общения…………………………………………………………….12

8.Средства общения…………………………………………………………15

9.Роль общения в формировании личности………………………………17

Заключение………………………………………………………………..19

Использованная литература…………………………………….…………20
Введение

Тема данной работы «Психология общения» достаточно актуальна на сегодняшний день, поскольку в процессе взаимодействия личностей, в процессе общения происходит становление и развитие личности и общества.

Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.          

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений…» (Ночевник М.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988.)

 Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

По своей сути общение – это одна из важнейших форм взаимодействия людей, порождаемого потребностями их совместной профессиональной и другой деятельности, предполагающего обмен или передачу (трансляцию) профессиональной, социальной или личностно значимой информацией. Осуществляя совместную деятельность, люди вступают  друг  с  другом  в общение, устанавливают психологический  контакт,  представляющий  собой,  по мысли  известного  отечественного  психолога  Б.Д. Парыгина,   «сложный   и многогранный процесс, которой может выступать в одно  и  то  же  время,  как процесс взаимодействия  индивидов,  и  как  информационный  процесс,  и  как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на  друга,  и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»  (В.Д.  Парыгин. Основа социально-психологической теории. М., «Мысль» 1971).    

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Цель данной работы: рассмотреть основные положения психологии общения.  

1.Общение как основа всех

социально-психологических явлений.

Понятие «общение» 

        Социально-психологические явления — закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Изучаются социальной психологией.

В социальной психологии явление общения является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность.

Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть, любые формы общения, принадлежащие к специфическим формам совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват (от лат. derivatus — отведенный, derivo — отвожу, образуют: производное от  чего-то первичного).

3 стр., 1244 слов

Конфликты в процессе педагогического взаимодействия

... конфликтов и разработка способов управления конфликтами в процессе педагогического взаимодействия. Объект исследования – конфликты в коллективе педагогической ... к деятельности по минимизации конфликтогенных условий; 2) обучить персонал разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения. Задачи: ... их осмысления. Работающие в организациях люди различаются между собой. Различие точек зрения ...

Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев).

Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведенная к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса.

Идея автономности и самоценности общения (А. Реан, Я. Коломинский) обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком), во-вторых, с позиций субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект — объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

— как особый вид деятельности;

— как специфическая социальная форма информационной связи;

— как форма взаимодействия субъектов;

— как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

— как процесс межличностного взаимодействия;

— как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

— как существенный аспект человеческой деятельности;

— как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

— как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что деятельность человека во всех ее модификациях, и общение индивида с другими людьми переплетены в его жизни теснейшим образом и фактически ни одна из них невозможна без другой. Из этого следует, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного процесса характерны: 1. авторитарность воспитания ...

Как известно, общение является чрезвычайно сложным явлением в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер, ведь свести в одно короткое формулирование всю совокупность смысловых и содержательных аспектов социальных связей и межличностных отношений невозможно. Учитывая сказанное, остановимся на таком определении этого понятия.

Общение – это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Это широкое понимание общения, а узкий его контекст — межличностного общения — указывает на процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияния, восприятия друг друга и т.д.) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

2.Основные стороны процесса общения и их

характеристика.

Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение партнеров друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные,   но   в   то    же    время    взаимосвязанные    стороны: взаимоинформирование, взаимодействие и взаимовосприятие.

Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы  устной  и письменной, монологической и  диалогической  речи.  К  неречевым  средствам, которые предназначены, в основном,  для  выражения  отношения  общающихся  к содержанию общения, относятся  такие  особенности  произнесения,  как  тембр голоса говорящих, его диапазон  в  ходе  высказывания,  регистр,  громкость, интонационные  характеристики.  Сюда  же   относятся   и   такие   элементы, сопровождающие речь,  как  междометия,  покашливание,  смех,  слезы,  паузы.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые ... раз эта схема: действие реализует объективно два разных отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, ... всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, ...

Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

Кроме того, к неречевым средствам относятся и движения, сопровождающие речь   жесты,  мимика,  пантомимика,   позы,   взаимное   расположение   в пространстве партнеров по общению.

Психологическим регулятором другой стороны общения, —  взаимодействия, или координации действий, —  выступают  ролевые  ожидания  партнеров.  Здесь имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в  совместную  деятельность, люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.

Наряду  с  взаимоинформированием  и   взаимодействием   третьей,   как отмечалось,  существенной  стороной   общения   выступает   взаимовосприятие партнеров.  Необходимость  учета  этой  стороны  связана  с   тем,  что  и  взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем  более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.

Выработка, такого представления весьма сложна, потому  что  в  общении наличествует   лишь  внешность,  облик  человека;  непосредственно  партнеры воспринимают друг у друга разнообразные неречевые  средства.

Итак, рассмотрение  общения  как  активности  человека,  осуществление которой опосредствованно другим человеком, направлено на него и  зависит  от его особенностей, позволило  отметить  его  разные  виды.  В  одних  случаях общение нацелено на решение задач совместной деятельности,   это  деловое, профессиональное  общение.  В  других  случаях   целью   общения   выступает установление,  изучение  и  изменение  взаимоотношений,   это   личностное общение. Понятно, что  в  ходе  совместной  деятельности  эти  виды  общения находятся в сложной взаимосвязи, влияя друг на друга.

4 стр., 1586 слов

общение как форма социального взаимодействия.Историко-теоретические ...

... общения. Данная работа характеризует, общение как социально-психологический феномен, а так же изучает процессы взаимодействия ... при характеристике психологическом анализе общения, где «Социальность» рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими ... фактов об социально-психологическом феномене - общение характеризовало отношение социально-психологических явлений к эксперименту, где ...

Для понимания и успешного построения любого  вида  общения  необходимо иметь в виду наличие в нем таких существенных сторон, как обмен  информацией (или   взаимоинформироаание),   обмен   действиями   (или    взаимодействие, координация действий), взаимовосприятие (или «обмен  обликом  друг  друга»).

Последнее   выступает   основой   взаимопонимания,   которое   в   целом   и характеризует общение как успешное или неуспешное.

3.Общественные отношения и межличностное

общение

Проанализировав связь межличностных  и общественных отношений мы точно сможем выяснить, какое место занимает общение в сложной системе связи человека с окружающим его миром.

В общении и происходит реализация таких видов человеческих отношений, как межличностные и общественные. В общении заключается вся система отношений человека. Но сам термин, как таковой, не имеет точного аналога в традиционной психологии, как мы знаем, в ней принят больше термин « коммуникация » который является не совсем эквивалентом термину «общение», этот термин можно рассмотреть лишь в понятийном пространстве особой теории деятельности.

В реальном общении заключаются не только межличностные отношения, а именно эмоциональные отношения людей между собой, такие как симпатия или неприязнь, но и общественные отношения, которые по своей природе являются безличными. Но и в тоже время человеческие отношения являются многообразными и не ограничиваются лишь межличностным контактом, в более широкой социальной среде человеческие отношения требуют так же построения системы связей, что само по себе не мыслимо без общения.

Если рассматривать процесс общения как способ реализации межличностных отношений – то этот процесс будет более изучен в социальной психологии, нежели процесс отношения между группами. Само по себе общение является вынужденным процессом жизнедеятельности людей, поэтому оно в любом случае осуществляется вне зависимости от межличностных отношений.

На макроуровне общение характеризуется как реализация общественных отношений. И здесь общение должно состоятся в любом случае , даже если социальные группы или индивиды представители этих социальных групп, противоположны друг другу.

5 стр., 2300 слов

Виды производственной деятельности человека. Эргономика и производительность ...

... систему проводимыми путями.2. Характеристика видов производственной деятельностиЛюбой производственной деятельности человека свойствен так называемый энергетический компонент. Работа, как слесаря, ... мышления (психический компонент).Итак, существуют два вида производственной деятельности человека: физическая и умственная.Физическая деятельность определяется, в основном, работой мышц, к которым в ...

К.Маркс говорил о том, что общение во-первых это безусловный спутник человеческой истории (подразумевается значимость общения в развитии общества), во-вторых безусловный спутник в повседневных контактах людей.

По мере развития экономических, социальных и других общественных отношений развивались, изменялись и формы общения. Но поскольку общественные отношения являются безличными, каким образом здесь фигурирует по сути процесс который сам по себе требует участия личности? Дело в том, человек являющийся представителем некой социальной группы, общается с представителями другой социальной группы тем самым реализует два вида отношений: безличные, как представитель социальной группы и личностные, как индивид.

4.Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio — исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующие функции: общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль; представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека).

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки не ... Raskili, 1977, с. 782). По мнению профессора Д. И. Дубровского, обман есть средство защиты и реализации интересов, как отдельных личностей, так и групп, классов, народов ...

Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

— контактную,   координационную,  понимание, амотивную (вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний), установления отношений, осуществления воздействия.

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта.

В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что вызывает душевные переживания), конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения — регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом социально — психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности.

5.Структура общения

Под структурой (от лат. Structura — расположение, порядок) объекта, понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос — ответ», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).

Г. Андреева определяет структуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов — содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

6.Соотношение общения и деятельности
 В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (Леонтьев, 1972. С. 271).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов, 1976. С. 130).

В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев, 1975. С. 289).

Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991).

В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев, 1975. С. 122).

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность» (Андреева, Яноушек, 1987).

Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

7.Виды общения

Многочисленные функции общения, несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. Остановимся лишь на основных.

По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектам, существует необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной), желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач), нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем) и нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия).

Участниками общения могут быть как непосредственные конкретные индивиды, так и косвенные группы людей. Речь идет о межличностном и массовом общении. Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.

В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др. Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия.

В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Если общение организуется вокруг собственно психологических проблем (установление эмоциональных отношений с другим человеком, создание условий для развития индивида и др.), его называют личностно ориентированным. В том случае, когда общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называется официальным (ролевым).

Личностно ориентированный (или личностный) вид общения предполагает выделение в нем чисто психологического аспекта, то есть внутреннего мира человека. Это вовсе не означает, что речь идет только об одном партнере общения. Именно в отношениях с другим человеком индивид в полной мере может выступать и проявиться как личность, как субъект взаимодействия.

Официальное (ролевое) общение предполагает отношения, опосредованные социальными или профессиональными ролями. Этот вид общения может иметь элементы личностного, однако они актуализируются настолько, насколько не расходятся с ограничениями, которые накладываются деловыми отношениями.

Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д.

Деловое (ролевое) общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли.

По другой классификации разновидностями делового общения является познавательное (его целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации и т.п.); убедительное (вызывает у деловых партнеров определенные чувства, формирует ценностные ориентации и установки, убеждает в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия и др.), экспрессивное (формирует у партнера психоэмоциональный настрой, побуждающий к необходимым социальным действиям), суггестивное (имеет цель повлиять на делового партнера, с целью изменения мотивации, ценностных ориентаций, поведения и т.д.) и ритуальное (закрепляет и поддерживает конвенциональные отношения в деловом мире, обеспечивает регуляцию социальной психики в больших и малых группах, сохраняет ритуальные традиции учреждения, фирмы; ценность индивидуальности в ритуальном общении минимизирована, участники равны.

По типу связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия, различают два вида общения монологическое и диалогическое.

Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера. Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой — рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое, хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным» общением. Выделяют две разновидности монологического общения: императивное и манипулятивное.

Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками. Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.

Манипулятивный вид общения, будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель т достичь контроля над поведением и мыслями другого человека. Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях, их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими.

Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем — реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.

По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.

Диалог — это:первичная, родовая форма человеческого общения, которая определяет полноценность психического развития личности;

-ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающей функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит «вовнутрь» человека, определяя тем самым ее индивидуальное психологическое своеобразие;

-принципы и методы изучения человека;

-коммуникативный процесс, происходящий по своим законам и по своей внутренней динамике;

-определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве между людьми, которые общаются;

-высокий уровень организации отношений и общения между людьми;

-эффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психокоррекционных и других воздействий;

— творческий процесс совместного поиска истины, красоты и гармонии.

8.Средства общения

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. Профессор Бердвиссл установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному — отношение к партнёру по общению.

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики — её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются.

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: коммуникативные, модальные и  описательные жесты.

5. И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.

Просодические и экстралингвистические средства. Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства.

Проксемические средства. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Словесное действие аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи — это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические — его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия — это скорость его осуществления. быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный — утомляет.

Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест — это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика — это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика — это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

9.Роль общения в формировании личности

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Развитие человека — единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией. Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к учению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Заключение

  Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий).

Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связанно с целым рядом причин. Прежде всего, увеличение объема информации в обществе соответственно приводит к возрастанию интенсивности обмена информацией. Все большая специализация работников, занятых в профессиональной деятельности, требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Очень быстро увеличивается число технических средств обмена информацией (интернет, факс, электронная почта, сотовая связь и т.д.).

В профессиональной деятельности происходит увеличение числа людей, занятых переговорными процессами. Для профессий типа «человек-человек» одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.

Рассмотрев основные положения психологии общения, что являлось целью данной контрольной работы, я могу сделать вывод, что общение это — сложный, многофакторный и многофункциональный процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.

Использованная литература

1.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

2. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.

3.Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

4.Войкунский А.Е.   Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. — 2-е изд., дораб. и дополн. — М.: Знание, 1990.

5.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

6.Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1987.

7.Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

8.Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1995, с. 124- 135.

9.Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976

10.Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. В. Гаврилова и др. СПб., 1997.Гл.3,9 и 11.

11.Ночевник М.Н.   Человеческое общение.  — М.: Политиздат, 1988. 

12.Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб., 1999.

13.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика- М., 2002

14.Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л., 1979.

15. http://mypsiholog.com.

16.