общение как форма социального взаимодействия.Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена

1.1 Социально-психологических взгляды на общение через основные этапы развития знаний о коммуникациях психологический социальный общение……………………………………………………………………………6

1.2 Теоретические направления в психологии общения……………………….8

1.3 Содержание и процессы общения………………………………………….11

2. Содержание, формы и структура общения

2.1 Основные характеристики общения………………………………………..14

2.2 Структура общения………………………………………………………….16

3. Проблемы общения как формы социального взаимодействия и пути их решения…………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………………34

Глоссарий………………………………………………………………………..36

Введение

Проблема. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения. Данная работа характеризует, общение как социально-психологический феномен, а так же изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми. Первостепенное значение для анализа общения имеет философия, дающая возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности данного социально-психологического явления. Актуальность исследования данного труда заключается в том, что в процессе общения его участники действуют. Выполнить действия (предметные и эмоциональные) представляет подчас значительную трудность — как для участников научной конференции, так и для младенцев, произносящих свое первое слово. Многократно повторяя действия в качестве своего способа реагирования на определенные ситуации общения, человек закрепляет их, превращает в формы привычного поведения. Во-первых, даётся краткая характеристика известных теоретических направлений, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования общения. Во- вторых, раскрывается содержание и процессы общения и, в-третьих, анализируется структура общения. Научная новизна исследования определяется в недостаточной разработанности в социально-психологическом знании проблемы общения в целом.

В частности, в данном исследовании впервые рассматривается роль независимости буквального значения высказывания от его скрытой цели (принцип автономии значения), что является в языке не случайным и относится к его сущности. Степень разработанности проблемы остаётся на достаточно высоком уровне, проанализировав учебники и учебные пособия: «Социальная психология» Тейлора Ш., Пипло Д. и Сирса, Казанцев В.Н. Сухов А.Н. Деркач А.А, «Деловое общение» Кузнецова И.Н. «Методы психологического воздействия» Кобаченко Т.С., «Ораторское искусство и деловое общение» и «Межличностное общение» Куницыной В.Н., Казариновой Н.В., Погольши В.М, научные статьи: Невербальное общение и восприятие его школьниками Семыкиной Е.Ю. и Рыжовой В.К., Общение и конвенциальность Дэвидсона Д., Анатомия снобизма Артура Кестлера и Невербальное общение Квинна В. .Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста Анастасии Жичкиной.

4 стр., 1794 слов

Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского» Название факультета Название кафедры Курсовая работа СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Пенза – 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольного ...

Цель данного исследования представляет собой структурный анализ и синтез содержания в вышеуказанной литературе общения как социально-психологического феномена, в форме Задач исследования, заключающихся в теоретический анализ существующих представлений об общении различных направлений и теорий социальной психологии и анализе социально-психологических аспектов общения от его содержания до его структуры. Предметом исследования является особенности межличностного общения, объект исследования — стороны коммуникации. Методологической основой, то есть общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем, выступали в качестве изучения и анализа научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики. Теоретическое исследование проводилось с использованием методов анализа и синтеза. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы объектами исследования этой курсовой в способности к решению практических задач, то есть — человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошие решения; обращается к оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы и т. п. Вербальная способность объектов исследования данного труда, заключающаяся в том, что их четкая и ясная артикуляция хорошое понимание прочитанного и хороший словарный запас, отсутствие трудностей в письменной речи; эффективно общается с людьми и т. д.

9 стр., 4311 слов

Социально-философская, нравственно-психологическая и онтологическая проблематика повестей В. Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Пожар»

16 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО "Благовещенский государственный педагогический университет" историко-филологический факультет кафедра литературы распутин писатель проза Доклад по теме: Социально-философская, нравственно-психологическая и онтологическая проблематика повестей В. Распутина "Последний срок", "Живи и помни", "Пожар" Выполнил: студентка 5 курса группы " ...

Социальная компетентность (принятие других такими, какие они есть, отсутствие опазданий на встречи, выносение справедливых суждений и чуткое отношение к нуждам и желаниям других людей; любознательность, наличие широких интересы и т. п. Теоретическая часть работы представлена научной литературой.

1. Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена

1.1 Социально-психологических взгляды на общение через основные этапы развития знаний о коммуникациях психологический социальный общение

Потребность осознать форм общения так же стара, как и сама совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что уже на заре человечества люди, сталкиваясь с общением как социально-психологическим явлением, каким-то образом пытались объяснить и использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, что выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний об общении в лоне философских концепций античности (Платон, Аристотель) и нового времени (Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель) (Приложение А).

Тейлор Ш., Пипло Д. и Сирс. Социальная психология Серия «Мастера психологии. Десятое издание иллюстрированное, СПб.: Питер, 2006, с. 206-207 На описательном этапе происходит постепенное накопление социально-психологических знаний об общении в рамках философии с попытками определить детерминанты человеческого поведения. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы врожденности или приобретенности различных социально-психологических свойств. В античной философии можно выделить две линии (социоцентризм и эгоцентризм) анализа соотношения человека и общества. Линия социоцентризма (Платон), высказывает «коллективистское», общественно-центристское суждение, где социум стоит над индивидом. Представителями линии эгоцентризма (Аристотель) индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. В средние века и эпоху Возрождения индивидуализм (что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества) развивался в рамках христианства. Казанцев В.Н. Сухов А.Н. Деркач А.А. Социальная психология: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования

Методические рекомендации в учреждениях высшего образования на 2015 – 2016 учебный год Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения высшего образования организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об ...

180-181Во взглядах представителей науки эпохи Возрождения (Т. Гоббс) видит движущую силу общения в стремлении человека к власти и личной выгоде. Адам Смит называл движущими силами общения «симпатию» и стремление к удовлетворению собственных интересов. Н. Макиавели характеризовал общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм («организм»), регулирующий его социальную активность. Гельвеций отводил роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества. Гегель рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер) и логика развития науки как два фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений (Психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения) дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания об общении. Кестлер Артур Анатомия снобизма «ИЛ» № 4, 2007, 35 с. Накопление большого количества фактов об социально-психологическом феномене — общение характеризовало отношение социально-психологических явлений к эксперименту, где главное внимание с точки зрения объекта исследования начинает уделяться исследованию общения. Первый шаг исследования психологии общения (исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации) в лаборатории (1897).

В развитии отечественного социально психологического знания об общении конца XIX веке большая роль принадлежит Н.К. Михайловскому, который различал внешние факторы подражания (поведение, пример другого человека) и внутренние (скудость, бедность внутреннего мира индивида, внушаемость, слабость воли, неспособность сознательного самоконтроля).

24 стр., 11558 слов

Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической деятельности. 17. Отличие социально-педагогической коррекции от психологической корр

... в) медико-психологическая: выявление острых психологических проблем; сбор психологического анамнеза; оказание психо- ... основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города ... является создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого ... институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.). Формы и ...

П.П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психологическом анализе общения, где «Социальность» рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Жичкина Анастасия. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05. — Социальная психология. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, 2008), 30 с. В качестве теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации общения, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания Цикл «Психология социального познания», Мир психологии. № 3. 2009. с. 269-270

1.2 Теоретические направления в психологии общения

Все известные теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования — бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология, — внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения. Как известно, каждый из названных подходов выделяет ключевую детерминанту, определяющую социальное поведение. Для бихевиоризма это внешние стимулы, для когнитивных теорий это внутренние психологические мотивации, для психоаналитического направления — неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения, для ролевой парадигмы — структура ролевых предписаний. Среди социально-психологических теорий, следующих бихевиористской парадигме и повлиявших на разработку предметной области межличностного общения, можно назвать теории социального научения и социального обмена. При этом ключевое значение имеет идея о том, что навыки человека в межличностном общении приобретены им в ходе жизненного опыта и могут сохраняться или изменяться с помощью какого-либо подкрепления или наблюдения. Само понятие «научение» означает систематическую модификацию поведения индивида при повторении одинаковой ситуации. Выделяются реактивное или респондентное, инструментальное, или оперантное виды научения, научение на основе наблюдения. Реактивное или респондентное научение заключается в выработке условного рефлекса на основе ассоциативных связей. Иинструментальное, или оперантное научение, где закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления. Кобаченко Т. С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006, с. 175 Научение на основе наблюдения выражется в том, что люди часто обучаются взглядам и действиям, просто наблюдая за моделью. При этом выделяют имитацию, идентификацию и ролевое обучение. Различные теории когнитивистского направления также содержат немало идей, объясняющих различные процессы межличностного общения. Основная идея когнитивного……..

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... работы Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, И.М. ... подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и деятельности. Понимание этих процессов приводит к ... с детьми со школьной дезадаптацией. В ходе тренинга общения получена дополнительная информация о детях, испытывающих трудности ...

Список использованной литературы

1. Тейлор Ш., Пипло Д. и Сирс. Социальная психология Серия «Мастера психологии. Десятое издание иллюстрированное, СПб.: Питер, 2006, 767 с.

2. Казанцев В.Н. Сухов А.Н. Деркач А.А. Социальная психология: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007, 600 с.

3. Квинн В. Конфликтология Невербальное общение «Прикладная психология», С.Пб.: Питер. 2007, 372 с.

4. Артур Кестлер. Анатомия снобизма. Перевод с английского М. Наумова «ИЛ» № 4, 2007

5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. Четвёртое издание, исправленное М.: Новое знание, 2003, 368 с.

6. Анастасия Жичкина. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05. Социальная психология. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 2008, 19 с.

3 стр., 1141 слов

1.Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее место и роль в системе псих-го образования

Методика преподавания психологии относится к числу педагогических дисциплин и, как и любая педагогическая дисциплина, должна опираться на психологические законы обучения и воспитания. Психология обучения — это основа методики преподавания психологии не потому, что речь идет о преподавании конкретно именно психологии, а вообще о преподавании как таковом, какого бы предмета оно ни касалось. Методика ...

7. Дэвидсон Д. Общение и конвенциальность. Перевод на русский язык Е.В. Зиньковского опубликован в книге «Философия, логика, язык» под редакцией Д.П. Горского и В.В. Петрова, М., «Прогресс», 2007, 346 с.

8. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учебник пособие для студентов вузов. М.: Юнити-дана, 2005, 431 с.

9. Семыкина Е.Ю. и Рыжова В.К. Невербальное общение и восприятие его школьниками. Магнитогорский государственный технический университет, 2006, 13 с.

10. Кобаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006, 544 с.

11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Издание иллюстрированное. Серия «Учебник нового века» СПб.: Питер, 2009, 544 с.

12. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. Четвёртое издание, исправленное и дополненное. М., «Когито-Центр», 2008, 251 с.